Института Прав Несовершеннолетних Детей В Российской Федерации Кратко

Институт прав и интересов несовершеннолетних в РФ

Осуществление прав детей обеспечивается все большей их информированностью о принадлежащих им правах, созданием государственных учреждений и институтов в целях оказания помощи при осуществлении несовершеннолетними их прав — это и Уполномоченный по правам ребенка, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Управление по делам молодежи в Министерстве образования и науки РФ и многие другие учреждения и организации.

Защиту прав несовершеннолетних осуществляют суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и институт социальных работников. Комиссии занимают особое место среди субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Именно они — головной орган, координирующий и контролирующий деятельность всех других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Социальные работники оказывают социальную, психологическую, юридическую и другую помощь несовершеннолетнему правонарушителю в рамках судопроизводства.

Ювенальную политику можно определить как часть внутренней политики российского государства, особый вид социальной деятельности, урегулированный нормами международного и национального права, направленный на эффективное обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних[3]. Данная политика должна отражать как общие интересы, потребности и права всех без исключения лиц до 18 лет, так и блага различных социальных и возрастных групп несовершеннолетних. Целью ювенальной политики является разработка социально-правовых мер, адекватно отражающих потребности общества в защите жизненно важных прав и интересов детей, формирование необходимых социальных условий для их всестороннего развития.

Действующее российское уголовное законодательство регулирует защиту несовершеннолетних потерпевших, предусмотрев ответственность практически за все виды физического, психического и сексуального насилия. Чаще всего насильственные преступления совершаются в семье.

Высокий рост детской смертности также ставит определенные задачи перед государством. Рост смертности происходит на фоне резкого ухудшения здоровья и роста инвалидизации несовершеннолетних. Здоровье и благополучие детей должны быть главной заботой семьи, государства и общества в целом. Дети в недалеком будущем будут определять благополучие, уровень экономического и духовного развития, состояние культуры и науки России. В последние годы возросла заболеваемость детей психопатиями и реактивными психозами. Несмотря на крайнюю актуальность и высочайшую общественную значимость охраны нервно-психического здоровья детей, она отнесена к разряду второстепенных задач.

  • Жить в родной семье и благополучно сосуществовать с биологическими родителями, способствующими развитию личности ребенка (ст. 54 Семейного кодекса РФ), кроме тех случаев, когда существует угроза его жизни и здоровью, исходящая именно от папы и мамы.
  • Проживать с родителями в одном месте до 14-ти лет (ст. 20 Гражданского одекса РФ). После достижения этого возраста несовершеннолетние имеют право выбирать место проживания с разрешения родителей, а также поддерживать связь и личные отношения с обоими родителями, если они не проживают вместе.
  • Получить собственное имя, которое дают родители по обоюдному согласию или по решению отца (матери), отчество – по имени папы или лица, внесенного в книгу актов о рождении ребенка в качестве отца со слов женщины, фамилию от отца или матери, которую ребенок может изменить после достижения 14-летнего возраста с согласия своих законных представителей.
  • Открыто выражать (устно, письменно) личную позицию по всем проблемам и вопросам, касающимся его интересов и воспитания. Так, после достижения 10-летнего возраста точка зрения ребенка должна обязательно учитываться при изменении персональных данных (ФИО), усыновлении или передаче его в приемную семью, восстановлении прав родителя после лишения (ст. 57 СК РФ).
  • Поддерживать отношения и связь со всеми близкими родственниками (бабушкой, дедушкой и т. д.), как со стороны матери, так и со стороны отца, даже если они находятся в сложных жизненных условиях (заключен под стражу, находится в больнице), учитывая распорядок, установленный учреждением, в котором они пребывают.
  • Защищать свои права всеми законными способами как самостоятельно, так и через своих законных представителей (ст. 56 СК РФ).
  • Иметь собственные доходы (заработанные, унаследованные и подаренные) и пользоваться ими по своему усмотрению и средства для существования – продукты питания, одежду и иные материальные ценности, необходимые для полноценного развития (ст. 60, 80 СК РФ).

Основанием для дисциплинарного взыскания и административного штрафа до 1000 рублей может быть алкоголизм, отказ забрать своего ребенка из государственного учреждения (роддома, больницы, школы, интерната, оздоровительного лагеря, санатория и т. д.), уклонение от уплаты алиментов. При нарушении права ребенка на общение с родителем или родственниками предусмотрен штраф около 2–3 тысяч рублей, который увеличивается или заменяется пятью сутками ареста при повторении подобной ситуации.

Защита прав ребенка осуществляется через органы опеки и судебные инстанции, в которые нужно обратиться с письменным заявлением, а ответчику в случае удовлетворения искового заявления придется еще оплатить госпошлину (подробнее в статье: каким образом в РФ обеспечивается защита прав ребенка?). Чаще всего нарушителями прав ребенка оказываются его родители, для которых предусмотрены две категории санкций, налагаемых государством, – ограничение в родительских правах и полное лишение права родителя.

  • Личные. Все дети имеют право расти и получать воспитание в семье вместе с родственниками, получить фамилию, имя, отчество (ФИО) и при желании полностью изменить их с согласия родителей (после совершеннолетия согласие не требуется). Кроме этого, ребенок может высказывать свою позицию, взгляды и быть уверенным в возможности реализации своих прав. В случае проживания мамы и папы порознь ребенок вправе выбирать с кем он останется жить и сохранять общение с родителем, живущим отдельно.
  • Гражданские. Ребенок по достижении 14-ти лет признается законом ограниченно дееспособным гражданином, который может выполнять поставленные задачи и самостоятельно контролировать исполнение своих прав. При нарушении таковых он вправе подать в судебную инстанцию.
  • Имущественные права предполагают, что у несовершеннолетних детей есть право наследовать собственность, иметь жилую площадь и при причинении вреда имуществу получить полную компенсацию (рекомендуем прочитать: краткий обзор прав и обязанностей детей). В эту часть прав включается получение алиментных платежей от матери (отца) или других родственников и право распоряжаться личными доходами – стипендией и зарплатой.
  • Трудовые. Ребенок, не достигший 14-летнего возраста, не должен работать, чтобы обеспечивать себя необходимыми для жизни и развития материальными ценностями, поэтому его обязаны содержать родители. При устройстве на работу государство строго регламентирует длительность рабочего дня, а также тип, объем, сложность, вредность и условия труда.
  • Жилищные. В течение первого месяца жизни ребенок должен быть зарегистрирован по месту жительства в органах федеральной миграционной службы. Закон предполагает обеспечение малыша уровнем жизни, достаточным для хорошего всестороннего (умственного и физического) развития.

Закон не только декларирует права маленького человека, но и гарантирует их соблюдение. Осуществлять защиту своих прав ребенок может самостоятельно или с помощью законных представителей. Законодательство предусматривает случаи, когда гражданин, не достигший 18-летнего возраста, признается полностью дееспособным и может без чьей-либо помощи обращаться в суд и отстаивать свои права.

В настоящий момент 193 страны либо подписали Конвенцию о правах ребенка 1989 г., либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР — 13 июня 1990 г.), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г.[24]. В 1996 г. по инициативе Франции 20 ноября, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно отмечать как День прав ребенка.

Впервые об особом статусе малолетних и несовершеннолетних по вопросу применения наказания говорится в ст. ст. 143 — 150 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.[18]. В данном документе гарантируется смягчение наказания несовершеннолетним либо освобождение от наказания несовершеннолетних в зависимости от возраста и от тяжести совершенного преступления.

Человеческое общество на ранних этапах своего развития относилось к слабейшим своим членам, в том числе и к несовершеннолетним, по-разному. «Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей (видимо, используемых в качестве пищи в голодные годы) и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей, повседневной практикой. Безусловно, полуживотное состояние человека делало неизбежным преобладание биологического начала над социальным. «[12] — пишет Г.П. Медведев.

Следующим документом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних, является Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях[23].

Все перечисленные рекомендации и выражения озабоченности Комитет ООН по правам ребенка был вынужден повторить в 1999 г. в «Заключительных замечаниях» Комитета на второй Государственный периодический доклад РФ. Третий периодический доклад России был представлен в конце 2002 г. Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, Россия, безусловно, стремится к исполнению своих международных обязательств.

В 18 лет человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность. Дальнейшие ограничения прав по возрасту связаны с занятием ответственных государственных должностей:

Каждый правонарушитель в РФ, даже несовершеннолетний, несет юридическую ответственность: она может быть материальной, административной или даже уголовной, (до определенного возраста несовершеннолетний, может быть освобожден от ответственности, или она может быть возложена на его законных представителей).

— быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ).

И так, с рождения ребенок (в соответствии с ст.1 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (например, в порядке эмансипации ст.27 ГК РФ) имеет права:

И в заключении отметим, что Школа, в которой Вы учитесь, тоже живёт по законам (РФ, Тюменской области) и своим правилами, которые регламентируются Уставом и локальными актами, утверждёнными и прошедшими правовую экспертизу. Правила поведения учащихся установлены в Положении о правилах поведения школьника. Поступая в школу, вы и ваши родители автоматически соглашаетесь с правовыми актами, действующими в учебном заведении.

  • исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;
  • самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
  • возмещение причиненного вреда;
  • ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
  • уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).

Каждый из актов направлен на защиту прав и интересов детей, а также на сохранение гарантированных для них свобод. Рассмотрим некоторые нюансы, связанные с тем, как регулируются такие правоотношения в России и каким образом обеспечиваются права несовершеннолетних граждан.

Российское государство признает высокую значимость детского этапа (до наступления 18 лет) в становлении полноценной личности. Исходя из приоритетного принципа подготовки детей к самостоятельной жизни в социуме, государство ориентируется на формирование личной гражданской ответственности, развитие значимой для общества активной деятельности, воспитание не угасающего патриотического чувства наравне с высокой нравственностью.

Все дети имеют право расти и получать воспитание в семье вместе с родственниками, получить фамилию, имя, отчество (ФИО) и при желании полностью изменить их с согласия родителей (после совершеннолетия согласие не требуется). Кроме этого, ребенок может высказывать свою позицию, взгляды и быть уверенным в возможности реализации своих прав.

  1. В группу малолетних лиц относятся дети, которым еще не исполнилось 14 лет. Малыши считаются недееспособными и за них все решения принимают родители или опекуны.
  2. Ребята, относящиеся к возрастной группе от 14 до 18 лет, являются несовершеннолетними.

которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.

Читайте также:  Ст 228 ч 1 ук рф с изменениями на 2022

5. Право на образование. Обязательным является получение основного общего образования, которое по Конституции РФ является бесплатным. Также каждый имеет право поступить в высшее учебное заведение на конкурсной основе и тоже бесплатно. Для того чтобы ребенок получил образование, государство предусматривает разнообразие форм обучения (очная/заочная, дистанционная), различные виды стимулирования (стипендия, материальная помощь; для тех, кто получает образование не в родном городе – место в общежитии).

Ко второй группе относятся права детей на охрану здоровья и отдых. Все несовершеннолетние обеспечиваются бесплатной медицинской помощью, услугами по профилактике заболеваний. В случае необходимости им гарантируется соответствующее санаторное лечение.

Защита прав детей включает в себя целый комплекс мер законодательного и организационного характера, рассчитанных не только на реализацию права ребёнка на рождение и благополучное развитие, но и оговаривающих функционирование государственных институтов, обеспечивающих эту реализацию.

Защита прав ребенка осуществляется через органы опеки и судебные инстанции, в которые нужно обратиться с письменным заявлением, а ответчику в случае удовлетворения искового заявления придется еще оплатить госпошлину. Чаще всего нарушителями прав ребенка оказываются его родители, для которых предусмотрены две категории санкций, налагаемых государством, – ограничение в родительских правах и полное лишение права родителя.

Содействие в устранении нарушений прав и законных интересов детей включает обращение в вышестоящие органы об отмене решений нижестоящих подчиненных структур, которые нарушают права детей; информирование государственных, включая правоохранительные, и муниципальных органов о фактах нарушения прав и законных интересов детей, о неисполнении решений этих органов. Уполномоченный по правам ребенка может вносить предложения о совершенствовании работы государственных органов, отдельных должностных лиц в сфере обеспечения и защиты прав ребенка 5 Образовательная программа повышения квалификации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: учеб, пособие / науч. ред. А. П. Логунов. М.: Изд-во РГГУ, 2011. .

По мнению большинства исследователей, таких как А. С. Автономов, Т. Н. Алексеева, О. В. Кучмаева, С. В. Широ и других, основой учреждения и деятельности института Уполномоченного по правам ребенка должен служить нормативно-правовой акт максимально высокого уровня. Давно обозначается необходимость принятия Федерального закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации», однако данный закон так и не был принят. Тем не менее, данный факт не умаляет значимости и не отменяет необходимость совершенствования механизмов функционирования детских правозащитников. Применительно к действующей системе законодательства регионального уровня подразумевается, что речь должна идти о законах субъектов Российской Федерации. Закрепление статуса Уполномоченного по правам ребенка в региональных актах, обладающих наивысшей юридической силой, придает значимость данному институту, обеспечивает определенную стабильность и независимость его функционирования 4 Настольная книга Уполномоченного по правам ребенка: метод. пособие. М: Институт семи и воспитания РАО, 2010., с. 19. . Тем не менее, все еще достаточно субъектов Российской Федерации, в которых детские омбудсмены осуществляют деятельность в структуре аппарата Уполномоченного по правам человека. По нашему мнению, следует воздержаться от однозначно негативной оценки такого положения вещей. Часто проблемы защиты прав ребенка на практике невозможно отделить от интересов совершеннолетних граждан, являющихся ближайшим окружением ребенка, т.е. семьи в целом. Совместная деятельность Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка позволяет рассмотреть вопрос комплексно, учитывая не только наилучшие интересы отдельно несовершеннолетнего, но и пути согласованной реализации прав всей семьи. Однако при этом нужно в полной мере учитывать специфику правового статуса ребенка.

Россия, как ни одна страна в мире, располагает разветвленной, сложившейся в течение длительного времени структурой органов, имеющих право контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных — органы образования, здравоохранения и пр. так и надведомственных — органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, институт Уполномоченного по правам человека). Исследования, проведенные Международным центром развития ребенка, показали, что наиболее важное место в формировании международного механизма защиты детства принадлежит институту омбудсмена 2 Широ С. В. Права ребенка: необходимость внедрения новых механизмов защиты. Мурманск: ОАО МИП «Север», 2009, с. 41. . В правозащитной системе Российской Федерации институт Уполномоченного по правам ребенка является относительно молодым, однако быстро развивающимся. В 1998 г. должности Уполномоченных по правам ребенка появились в пяти субъектах Российской Федерации — Волгоградской, Калужской, Новгородской областях, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Руководителями соответствующих регионов были учреждены Уполномоченные по правам ребенка, которые действовали на основании положений, утвержденных главами исполнительной власти 3 Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: пособие. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007., с. 4. . В 2010 г. было уже 47 регионов, включенных в эксперимент. Более десяти лет прошло между учреждением первой в России должности детского омбудсмена и появлением на основе Указа Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» такого должностного лица на федеральном уровне. В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации функционирует данных институт. Уполномоченные объединены в Ассоциацию уполномоченных по правам ребенка Российской Федерации и сотрудничают между собой и с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) в целях обмена опытом правозащитной деятельности и совместного проведения мероприятий, направленных на преодоление детского неблагополучия.

Обособленность института Уполномоченного по правам ребенка от иных органов, стоящих на страже прав детей, подтверждается еще и тем, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Уполномоченный не является субъектом профилактики. Пункт 3 ст. 4 анализируемого закона гласит, что «участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации». Конечно, во многих регионах детские уполномоченные осуществляют свою деятельность в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, однако делают это скорее как независимые эксперты, готовые со стороны указать недостатки в работе системы профилактики и принять участие в обсуждении путей преодоления детского неблагополучия.

Дискуссионным остается вопрос о необходимости выделения более узко специализированных структур: защитников детей-сирот, детей-инвалидов и пр. Согласимся с мнением А. С. Автономова, который считает, что «выделить специфические проблемы из общего состояния обеспеченности прав и законных интересов детей в целом и заниматься только ими вряд ли возможно» Автономов А. С. Уполномоченный по правам ребенка и система ювенальной юстиции в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2001. № 1 .

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.

Чем занимается уполномоченный по правам ребенка в России

Должность существует как на федеральном, так и на региональном уровнях. Разница состоит в должностных обязанностях и в том, кто назначает на должность: на федеральном уровне — Президент, на региональном — местные власти. Но, как лицо при президенте, так и представители в регионах преследуют цель — защита прав и интересов несовершеннолетних.

  • Нарушения прав несовершеннолетних органами власти. К примеру, действия или бездействия представителя власти на федеральном, региональном или муниципальном уровне. Распространена ситуация, когда игнорируются просьбы детей сирот по предоставлению им жилья.
  • Необходимо оспорить решение суда. Право обратиться в Институт имеет представитель, адвокат или родитель ребенка. Обращение актуально даже в случае, если решение вступило в силу.
  • При желании обжаловать решение по уголовному или гражданскому делу.
  • При необходимости оспорить постановление судебной инстанции, которое ранее уже было обжаловано.
  • Рассматривать жалобы и обращения граждан, поступающих в институт;
  • Принимать жалобы на органы власти и различные организации;
  • Предоставлять бесплатную помощь юристов детям и их родителям;
  • Защищать права детей в судебной инстанции;
  • Проводить проверку и изучение ситуаций, в которых были нарушены права детей;
  • Доносить до правоохранительных органов информацию о совершении преступных деяний по отношению к детям;
  • Оказывать всякое содействие власти и организациям в устранении нарушений/ последствий нарушения прав несовершеннолетних;
  • Проводить воспитательные беседы, которые помогут решить трудные проблемы, в которых задействованы дети;
  • Рекомендовать власти способы по улучшению деятельности, связанной с защитой детских прав и законных интересов (например, разработка какого-нибудь проекта);
  • Собирать, изучать, анализировать и доводить до общественности информацию, связанную с вопросом защиты детей;
  • Инициировать решение вопросов, связанных с ситуацией грубого нарушения прав детей;
  • Не разглашать информацию о нарушении прав детей без согласия на то обратившегося лица;
  • Запрашивать в различных организациях данные, которые помогут доказать факт нарушения прав несовершеннолетних и разрешить ситуацию.
  • Заказное письмо по почте. Удобный способ, так как вы получите уведомление с подтверждением, что письмо дошло до Института уполномоченного.
  • Заполнить анкету на официальном сайте уполномоченного. Перед вами откроется анкета, в которую необходимо внести важные данные: адрес электронной почты, ФИО, адрес проживания, гражданство, контактные данные, тема обращения и непосредственно само обращение.
  • Отправить жалобу по факсу — +7 (495) 221-70-66. Для этого используется номер факса приемной Анны Кузнецовой (нынешнего уполномоченного по правам ребенка при президенте).
  • Придя на прием к региональному омбудсмену. Для этого необходимо заранее записаться на прием, очередь зачастую длинная.
  • Отправить письмо по электронной почте — obr@deti.gov.ru.
  • Можно написать сообщение в социальных сетях, на личную страничку уполномоченного по правам детей. Эта информация читается, но лучше отдать предпочтение официальному обращению в Институт уполномоченного.
  • Осуществление контроля за соблюдением правовых актов и законов, относящихся к детям (международных и российских);
  • Оказывать помощь в восстановлении нарушенных прав;
  • Контроль за работой местных органов, прямая обязанность которых устранять нарушения, связанные с ущемлением прав и законных интересов несовершеннолетних. Детский омбудсмен может выдавать поручения выполнить те или иные требования;
  • Обобщение и анализ имеющейся практики. Для выполнения этой функции могут привлекаться специалисты и разные учреждения;
  • Помогать родителям, чьи дети находятся в нелегкой ситуации, наладить взаимоотношения со своими детьми;
  • Привлекать инстанции, которые помогут содействовать в решении проблем с ребенком;
  • Доносить информацию до родителей и детей об имеющихся у них правах и обязанностях;
  • Любыми усилиями защитить ребенка от разного вида насилия, например, от жестокого обращения с ребенком.
  • гарантия охраны прав, интересов и свобод детей;
  • восстановление их нарушенных прав;
  • повышение юридической грамотности населения в вопросах детского права;
  • проведение контроля за деятельности органов власти любых уровней на предмет соблюдения детских прав и свобод;
  • составление заключений по результатам проверок и выражение рекомендаций для устранения выявленных неправомерных действий;
  • разработка и развитие института защиты прав несовершеннолетних.

Прокуратура, защищая права детей, использует следующие способы: предъявление иска о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, об отмене усыновления ребенка; предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении нарушенного права ребенка; непосредственно участвует в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка; вносит предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона; опротестовывает акты других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей.

Читайте также:  Условное Наказание 2022 228 Ч 2

Федеральный закон от 03 декабря 2011 г. №378-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»» был принят членами Государственной Думы 18 ноября 2011 года. Настоящие изменения были одобрены Советом Федерации 25 ноября того же года. Больше всех изменений в ФЗ о детях претерпели статьи 13 и 16.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

  • при выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения;
  • при разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования;
  • при разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей;
  • при рассмотрении судом иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним;
  • при рассмотрении иска родителей о возврате им детей;
  • при отказе в иске о восстановлении в родительских правах;
  • при отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке;
  • при рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве.

Представляется, данная педагогическая составляющая образовательного процесса направлена на привлечение внимания обучающегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению темы «Уполномоченный по правам ребенка в РФ».

Актуальность такой острой темы, как защита прав и интересов ребенка, с одной стороны, обусловлена небезразличным отношением к жизни детей в современной России, а с другой — ставит перед обществом и наукой множество вопросов, от правильного и своевременного разрешения которых зависит эффективность законодательства и качество правоприменения (Колосов, 2012). Важнейшей проблемой, в частности, является вопрос о соотношении понятий «охрана детства» и «защита прав ребенка». Детство человека зависит от многих социально-культурных и экономических факторов, однако они не имеют никакого отношения к семейному праву-отрасли, которая напрямую охраной детства не занимается. Тем не менее, каждый маленький гражданин нашей страны имеет право на охрану его детства.

Деятельность и компетенция Уполномоченного должна совершенствоваться изо дня в день, а законодательство должно не только поспевать за запросами дня и времени, но идти на шаг впереди, опережая возможные трагедии в судьбах детей и отвечая в который раз на известные мировые и российские «риски». Задача омбудсмена — вернуть авторитет юриспруденции, доверие к нравственной силе права, к этике как таковой и положить в основу этического Кодекса омбудсмена трепетное соединение высочайшего профессионализма с соблюдением этических принципов человеческого поведения. В этом видится безусловный успех его деятельности и благо для детей сегодняшних и для детства в будущем.

Организация воспитательных мероприятий в средних профессиональных организациях на тему: «Уполномоченный по правам ребенка в РФ»должна быть основана на общепедагогических принципах — научности, систематичности, последовательности и доступности и специфических принципах — целостности, системности, междисциплинарности, интеграции, динамичности, гуманизации, индивидуализации и дифференциации.

Проведенное исследование базируется на диалектическом методе научного познания явлений окружающей действительности, который отражает взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в курсовой работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов: историко-правового, сравнительно-правового и логического.

Права ребёнка в РФ

  • диспансерное наблюдение и лечение;
  • медико-социальная помощь и питание на льготных условиях;
  • санитарно-гигиеническое образование, право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие неблагоприятных факторов;
  • получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной форме.
  • Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.
  • право давать письменное согласие для приобретения или прекращения гражданства,
  • выбирать, с согласия родителей, место жительства,
  • совершать любые сделки (с письменного согласия родителей),
  • право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами,
  • осуществлять права автора результатами своей интеллектуальной деятельности,
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими,
  • заключать (с согласия одного из родителей) трудовой договор,
  • требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе,
  • обучаться вождению мотоцикла.
  • Вступать в молодёжные общественные объединения.
  • мелкие бытовые сделки (не небольшую сумму, например, покупать продукты в магазине),
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (например, подарить что-то, обменяться с другом чем-то),
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или сс их согласия для определённой цели или для свободного распоряжения (например, алименты, подаренные деньги)
  • В случае эмансипации, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
  • Другим случаем, являющимся исключением из правила, является вступление в брак до достижения восемнадцати лет. В этом случае гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
  • право на имя, отчество, фамилию,
  • на гражданство,
  • право на защиту прав и законных интересов,
  • на охрану здоровья
  • право жить и воспитываться в семь
  • право знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и интересов,
  • право общаться с родителями и другими родственниками,
  • с рождения ребёнок обладает правоспособностью – право иметь свои права и нести обязанности.

Основные гарантии прав ребенка в Российской Федерации

Основой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации является система юстиции РФ и, прежде всего судебная система. Согласно статье 46 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд». Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).

— социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

— дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

Эффективность защиты прав ребенка является гарантией результативной профилактической деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. От качества норм права и правовых механизмом, обеспечивающих их реализацию в сфере защиты прав и законных интересов детей, зависит уровень правопорядка в обществе.

В России в 1998 г. впервые Уполномоченные по правам ребенка появились в Волгоградской области, Калужской области, а также в городах Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новгороде. Основная функция Уполномоченного по правам ребенка – служить гарантом соблюдения прав ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации

Несколько лет назад в Российской Федерации была введена новая должность – уполномоченный по правам ребенка. Лица, назначаемые на эту должность, получали особые полномочия и осуществляли защиту прав детей, не достигших совершеннолетия. По закону перед омбудсменом ставились конкретные задачи и определенные обязанности.

Уполномоченный осуществляет деятельность по защите всех указанных прав ребенка, а также ряда других моментов, обозначенных в семейном праве. Дополнительно несовершеннолетний может рассчитывать на получение образования, медицинского обслуживания, защиту от неравенства и дискриминации, а также ряда других нарушений.

  • ребенок должен проживать в собственной семье, пока это не противоречит его интересам, и получать воспитание от матери и отца;
  • если родители несовершеннолетнего находятся в разводе и проживают раздельно, то ребенок имеет право общаться со всеми родственниками независимо от их личных взаимоотношений;
  • малолетний гражданин может получить защиту от государства при угрозе жизни и здоровью, а также при нарушении его прав и интересов (в том числе и от родителей);
  • ребенок всегда должен быть выслушан. Некоторые процедуры и действия производятся только с его согласия после достижения 10-летнего возраста;
  • малыш должен получить при рождении свое имя, а также фамилию (одного из родителей) и отчество отца или по усмотрению матери.

Данная должность существует на федеральном и региональном уровнях. При этом на федеральном уровне ответственное лицо назначается лично президентом РФ, а на региональном — местными властями. Некоторые уполномоченные осуществляют деятельность на общественных началах (к примеру, в Ивановской области).

  1. Осуществлять контрольную функцию за соблюдением положений Конституции РФ, а также ряда международных и российских правовых актов, которые касаются прав и интересов малолетних граждан.
  2. Составлять документы рекомендательного характера для местных органов власти по поводу устранения имеющихся нарушений прав ребенка.
  3. Изучение и обобщение имеющейся юридической практики с привлечением специалистов и консультантов на основе специального договора.

Института Прав Несовершеннолетних Детей В Российской Федерации Кратко

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях образования.

За неисполнение без уважительных причин обязанностей, а также за нарушение норм запретов к учащимся могут быть применены дисциплинарные меры воздействия: объявление выговора, возложение обязанности возместить вред или принести публичное извинение, вызов родителей (законных представителей) на собеседование, и самое строгое взыскание — исключение из образовательного учреждения.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или иные лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Каждый учащийся любого типа образовательного учреждения имеет соответствующие права и обязанности, что должно быть закреплено в уставе учебного заведения. Чаще всего в них закреплены следующие права учащихся: право на защиту чести и достоинства, неприкосновенности личности; право на объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками; право учащихся принимать участие в управлении учебным заведением через выборные органы (например, через участие в совете школы).

По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования и органом местного самоуправления принимают меры по продолжению освоения им образовательной программы в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (статья 57 Семейного кодекса РФ);

Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности (правоспособность)
Правоспособность гражданина — способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. (ст.17 Гражданского Кодекса РФ).

Возраст: от 0 месяцев до 6 лет
Тебя называют: ребенок
Ты являешься недееспособным, это объясняется тем, что ребенок в силу своих малых лет, не может понимать и отвечать за свои поступки.
Имеешь неотъемлемое право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч. 1 ст. 20 Конституции РФ).
Ты приобретаешь право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).
Обладаешь правоспособностью по гражданскому праву (ст.17 Гражданского Кодекса РФ).
Имеешь право на имя, отчество и фамилию (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ).
Имеешь право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 54 Семейного Кодекса РФ).
Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).
На твое имя может быть открыт счет в банке.
Имеешь право на посещение дошкольных учреждений (ст. 18 Федерального закона «Об образовании»).
Все сделки в твоих интересах совершают родители, либо законные представители (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Основные правила защиты прав указанных лиц предусмотрены Законом № 124-ФЗ. Этим документом гарантируется всесторонняя защита прав всех несовершеннолетних. Она заключается в:

  • законодательном закреплении этих прав;
  • оказании помощи в их реализации;
  • защите от нарушений;
  • восстановлении при допущенных другими лицами нарушениях детских интересов.
Читайте также:  Транспортные Льготы В Санкт-Петрбурге В 2022 Году Для Предпенсионеров

Нарушение прав несовершеннолетних влечет применение серьезных мер к нарушителям вплоть до лишения свободы на длительный срок. Следует отметить, что некоторые виды наказаний применяются только при ущемлении детских прав. Например, лишение или ограничение прав одного или обоих родителей. Лица, не достигшие совершеннолетнего возраста, находятся под особой защитой государства.

Защита прав ребенка в российской федерации кратко

Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве. Согласно ст.ст.1, 8, 56 СК РФ, ст.11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.

Социально-экономический кризис в России привел к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав детей. За последние десять лет количество детей сократилось почти на 4 млн. Младенческая и детская смертность в России в 2005 г. в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. В ходе реформ были разрушены многие механизмы защиты прав ребенка. Часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы и национальные планы.

При этом, несмотря на активную деятельность российских неправительственных организаций и требования Комитета по правам ребенка, без заинтересованности в защите прав ребенка в России сотен и тысяч граждан, выступающих в любом качестве — ученых, государственных служащих, педагогов, воспитателей и др., достичь конкретных социальных и политических перемен будет невозможно.

Довольно часто бывает так, что с детьми обращаются агрессивно и жестоко в тех семьях, где родители, особенно матери, имеют психические расстройства. Поэтому они часто срываются на детях, не могут себя контролировать. В обязательном порядке мать должна пройти медицинское обследование, ее должны госпитализировать, чтобы исключить угрозу для здоровья ребенка.

К вопросу об истории развития прав несовершеннолетних *

Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 г. предписывало «бить их кнутом нещадно».

К слову сказать, нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей в семье, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием СК РФ. По КоБС права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей, при этом дети в силу своей недееспособности часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской опеки .

Впервые об особом статусе малолетних и несовершеннолетних по вопросу применения наказания говорится в ст. ст. 143 — 150 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. . В данном документе гарантируется смягчение наказания несовершеннолетним либо освобождение от наказания несовершеннолетних в зависимости от возраста и от тяжести совершенного преступления.

На данный момент учреждены посты уполномоченных по правам ребенка на уровне субъектов Российской Федерации (Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, г. г. Москва и Санкт-Петербург и др.) . Проблемы прав несовершеннолетних находят отражение в научных публикациях . Создаются и соответствующие специальности, так, в Воронежском юридическом институте МВД России готовят следователей по преступлениям несовершеннолетних . Проводятся соответствующие конференции, так, в Санкт-Петербургском университете МВД России в 1999 г. состоялась конференция «Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений несовершеннолетних». В качестве положительного опыта можно привести публикацию информационно-аналитических материалов о положении детей в Санкт-Петербурге, являющихся частью Государственного доклада «О положении детей в РФ» .

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» .

1. Правовой статус несовершеннолетних имеет свою специфику, которая нашла свое отражение еще в древнейших правовых актах. Уже в древности люди понимали, что социальное, соответственно и правовое положение ребенка имеет ряд особенностей. В тоже время примерно до середины XX века во всем мире несовершеннолетние оставались той категорией, чьи права были менее всего защищены. Основные права детей получили свое нормативно-правовое закрепление во второй половине XX века во многом благодаря деятельности различных международных общественных организаций. Реалии современной жизни таковы, что все для большего количества государств вопросы правового обеспечения прав несовершеннолетних становятся одними из приоритетных. Основными причинами повышенного внимания к проблемам защиты прав детей можно считать социальную неадаптированность несовершеннолетних связанную с психофизиологической незрелостью, вовлеченность несовершеннолетних в криминальную среду, насилие, которому подвергаются дети, неприспособленность пенитенциарной системы к особенностям несовершеннолетних, отсутствие эффективных процедур защиты их прав и другие.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении специфики механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации, в систематизации нормативно-правовой базы, закрепляющей гарантии прав несовершеннолетних в России, в проведении сравнительного анализа различных путей реформирования основных процедур защиты прав детей, в выявлении определенных взаимосвязей между социально-политическими процессами в государстве и обеспечением прав несовершеннолетних.

Правовое положение несовершеннолетних в современном мире напрямую зависит от степени обеспеченности их основных прав и свобод. В XX веке мировое сообщество сделало реальные шаги на пути нормативного закрепления прав несовершеннолетних. В структуре правового статуса несовершеннолетних выделяется достаточно большое количество прав, тесно связанных с определенными обязанностями. Однако в отличие от взрослых членов общества, правовое положение несовершеннолетних имеет свои особенности в силу своеобразия их правового статуса и специфики юридического обеспечения принадлежащих им прав и свобод. Исследование своеобразия механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации позволило сделать следующие выводы.

Методологической основой диссертационного исследования является комплекс общенаучных (исторический, системный, структурно-функциональный и др.), общелогических (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия и др.), частно-научных методов познания. Широко использовался формально-юридический метод, метод сравнительного анализа, математический метод и другие научные методы.

9. В современной России назрела потребность в создании автономной системы правосудия для несовершеннолетних. Ювенальная юстиция в нашей стране должна носить комплексную межотраслевую юрисдикцию, поскольку правосудие по делам несовершеннолетних должно быть компетентно рассматривать дела не только о правонарушениях несовершеннолетних, а также и о защите их прав от посягательства со стороны третьих лиц. При разработке российской модели ювенальной юстиции должен быть учтен позитивный опыт других государств и исторический опыт в этой области самого российского государства.

К вопросу об истории развития прав несовершеннолетних

Феодальное брачно-семейное право Англии (Правда Этельберта, VI в. н. э., Правда Инэ, VII в. н. э., Правда Альфреда, IX в., Законы Кнута, XI в.) определяло патриархальный характер семьи, строящейся под управлением отца. В Индии (Законы Ману, II в. до н. э. — II в. н. э.) потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства (ЗМ, IX, 52 — 55). В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Допускалась, хотя и считалась грехом, продажа детей (ЗМ, XI, 69); при этом продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали права прямых родственников в новых семьях. Право Древнего Китая определяло главу семьи как ее властителя. В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына или внука вследствие нанесения им побоев сохранилась до XIX в. Наказывались также сыновья и внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества . ——————————— Подробнее см. материалы URL: http://mir. pravo. by/library/section_3/istorpravdetey/.

Впервые об особом статусе малолетних и несовершеннолетних по вопросу применения наказания говорится в ст. ст. 143 — 150 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. . В данном документе гарантируется смягчение наказания несовершеннолетним либо освобождение от наказания несовершеннолетних в зависимости от возраста и от тяжести совершенного преступления. ——————————— Там же. С. 324 — 362.

История развития прав несовершеннолетних уже неоднократно привлекала внимание исследователей . В данной статье предпринята попытка соединить исследования системы ювенальной юстиции , международной и национальной систем защиты прав детей для формирования полной, объективной картины данного правового института. ——————————— См., напр.: Биюшкина Н. И. Проблемы юридического обеспечения прав ребенка в Российской империи по Судебным уставам 20 ноября 1864 г. // Семья в новых социально-экономических условиях: Мат-лы межд. науч.-практ. конф. (2 — 10 октября 1997 г.). Н. Новгород, 1998. Т. 2. С. 85 — 88; Голышева Л. Ю. Исторический аспект правового положения детей в России // Правовая система России: история и современность (опыт правового регулирования): Материалы 47-й науч.-практ. конф. преподавателей и студентов (г. Ставрополь, 19 апреля 2002 г.). Ставрополь, 2002. С. 32 — 34; Иригов И. Р. К вопросу об истории российского законодательства о детях // Государство и право России в XXI веке: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. М.: Готика, 2006. С. 43 — 49; URL: http://mir. pravo. by/library/section_3/istorpravdetey/. Бычков А. Н. История развития гарантий защиты прав несовершеннолетних в уголовно-процессуальном законодательстве России. URL: http://law-bychkov. ru/; Филлипов В. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы // Российская юстиция. 2002. N 7. С. 43. Городецкая И. К. Международная защита прав и интересов детей. М., 1973; Курноскин Е. А. Международно-правовая защита прав несовершеннолетних // Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений: Мат-лы науч.-практ. конф. СПб., 26 — 28 ноября 1999 г. / Под общ. ред. В. П. Сальникова. 1999. Рудовский Д. В. Права детей. От истории к проблемам уполномоченного по правам ребенка // Юрид. мысль. 2007. N 6 (44). С. 101 — 106; Шемахова Н. С. Конституционно-правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. 12.00.02. МВД РФ СПбУ. СПб., 2006. 22 с.

В тот период было издано немало инструкций, директивных писем и приказов Наркомата юстиции СССР и Прокуратуры СССР. Эти акты, способствовавшие защите прав и интересов несовершеннолетних, носили в основном формальный характер . ——————————— Подробнее: Бычков А. Н. История развития гарантий защиты прав несовершеннолетних в уголовно-процессуальном законодательстве России. URL: http://law-bychkov. ru/.

В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены основные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей . При всей своей краткости эта Декларация заложила основополагающие начала, имеющие принципиальный характер. ——————————— Декларация прав ребенка от 1959 г. // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сборник международных документов. М., 1989. С. 256.

Adblock
detector