Изменение 173 Фз В 2022 Году По Зарплате Киргизам Резидентом

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Иностранным работникам, имеющим вид на жительство в РФ, заработная плата может выдаваться через кассу без ограничений. Возможность выдачи зарплаты наличными иностранцам, временно пребывающим или временно проживающим в РФ, прямо не ограничена трудовым законодательством, однако во избежание разногласий с контролирующими органами мы бы рекомендовали работодателю все-таки производить указанные расчеты безналичным способом.

Обоснование позиции:
Согласно части первой ст. 327.1 ТК РФ на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ такие отношения регулируются иностранным правом. Соответственно, если трудовой договор с иностранцем заключен по российскому трудовому законодательству, порядок выплаты ему заработной платы регулируется ст. 136 ТК РФ, которая, в частности, устанавливает, что заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Вместе с тем при реализации этой нормы в отношении работников-иностранцев необходимо учитывать положения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и соответствующую правоприменительную практику. Согласно пунктам 6 и 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (далее — Закон N 173-ФЗ) все иностранные граждане, кроме постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство, для целей применения указанного закона признаются нерезидентами. Как следует из пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ, выплата заработной платы работникам-нерезидентам подпадает под определение валютной операции. При этом согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, а также переводами электронных денежных средств. В указанной норме содержится перечень исключений из приведенного правила, когда расчеты между юридическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами возможны в наличной иностранной валюте и валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Однако выплата заработной платы в число таких случаев не включена. Таким образом, Закон N 173-ФЗ, по сути, устанавливает для работодателей — юридических лиц запрет на выплату заработной платы работникам-нерезидентам в наличной форме.
В судебной практике ранее преобладала точка зрения о правомерности выдачи иностранным гражданам заработной платы из кассы. Президиум ВАС РФ указывал на невозможность отнесения выплаты заработной платы работникам-нерезидентам наличными денежными средствами к числу незаконных валютных операций и на отсутствие в таких действиях работодателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (постановление от 18.03.2008 N 15693/07). Этот подход был основан на старой редакции указанной нормы КоАП РФ, содержавшей иное определение термина «незаконные валютные операции». Но и после внесения в данную норму поправок Федеральным законом от 12.11.2012 N 194-ФЗ вывод ВАС РФ остался прежним. При этом отмечалось, что действия работодателя по выплате зарплаты нерезиденту формально являются валютной операцией, но регулируются положениями трудового законодательства, которое обязывает выплатить зарплату работнику, даже если тот не пожелал воспользоваться своим правом на открытие счета в банке для соответствующих целей (определения от 22.01.2014 N ВАС-19916/13, от 27.01.2014 N ВАС-19914/13).
Ситуация изменилась, когда Верховный Суд РФ поддержал сторонников позиции, в соответствии с которой реализация норм трудового права в отношении работников-нерезидентов должна осуществляться с соблюдением Закона N 173-ФЗ, а кадровые документы (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям валютного законодательства. В постановлении от 06.03.2015 N 307-АД15-691 и еще в 23 постановлениях от той же даты судья Верховного Суда РФ назвала правильным вывод о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в действиях юридического лица, выплатившего своим работникам-нерезидентам зарплату наличными из кассы. Правда, все 24 административных дела завершились освобождением работодателя от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
В настоящее время арбитражные суды часто признают обоснованным именно такой итог производства по делу, когда работодателю, не убедившему иностранца открыть счет в уполномоченном банке для получения зарплаты и тем самым виновному в нарушении валютного законодательства, в связи с малозначительностью такого нарушения объявляется лишь устное замечание в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ (постановление Четырнадцатого ААС от 23.05.2016 N 14АП-3633/16, постановление Шестого ААС от 09.03.2016 N 06АП-7400/15, постановление Восемнадцатого ААС от 15.12.2015 N 18АП-14096/15, постановление Второго ААС от 08.12.2015 N 02АП-9609/15). Однако прецеденты с назначением административного наказания за подобное нарушение также имеются (постановление АС Дальневосточного округа от 24.05.2022 N Ф03-1521/18, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 25.08.2016 N Ф02-4483/16). Мнение о неправомерности наличных расчетов по заработной плате между юридическими лицами и работниками-нерезидентами разделяют представители ФНС России (письмо от 29.08.2016 N ЗН-4-17/15799) и Роструда (консультация дежурного инспектора портала «Онлайнинспекция.РФ»). Высказывали такую точку зрения и специалисты ныне расформированного Росфиннадзора (информация от 05.08.2014).
Однако некоторые арбитражные суды по-прежнему руководствуются позицией ВАС РФ и говорят об отсутствии вины работодателя в нарушении валютного законодательства, если он, основываясь на положениях ТК РФ, выплатил иностранцу, не сообщившему реквизиты счета в банке, заработную плату единственным возможным в такой ситуации способом — наличными (постановление АС Московского округа от 31.10.2017 N Ф05-15389/17, постановления Девятого ААС от 27.02.2022 N 09АП-1956/18, от 29.09.2017 N 09АП-41918/17 и от 11.09.2017 N 09АП-33002/17, постановление Восьмого ААС от 29.05.2015 N 08АП-4019/15, постановление Девятнадцатого ААС от 29.04.2015 N 19АП-1520/15).
На наш взгляд, невозможность получать зарплату в кассе, обусловленная для нерезидента содержанием Закона N 173-ФЗ, представляет собой ограничение его прав по сравнению с работниками, которые на основании ст. 136 ТК РФ могут по договоренности с работодателем выбирать между наличным и безналичным способами выплаты заработной платы. Специальные правила для отдельных категорий работников, если они влекут за собой ограничение их прав, в соответствии со ст. 252 ТК РФ могут устанавливаться исключительно ТК РФ либо в случаях и порядке, им предусмотренных. Поэтому положения валютного законодательства об обязательном использовании для совершения платежа счета, открытого нерезиденту в уполномоченном банке, могли бы считаться специальной нормой, подлежащей применению вместо общей нормы ст. 136 ТК РФ, если бы самим ТК РФ была предусмотрена возможность установления иным федеральным законом особых требований к осуществлению расчетов в рамках трудовых отношений с некоторыми категориями трудящихся. Поскольку законодатель такой оговорки не сделал, необходимо констатировать, что положения Закона N 173-ФЗ противоречат ТК РФ в той части, в которой они ограничивают право работников-нерезидентов на выбор удобного им способа выплаты заработной платы. В силу ст. 5 ТК РФ в случае противоречий между Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. И все же, с учетом нынешней позиции высшего судебного органа, отказ от практики выдачи нерезидентам заработной платы наличными представляется более безопасным для работодателя вариантом.
Вышесказанное касается работодателей — юридических лиц. Однако аналогичные ограничения по способу осуществления валютных операций с нерезидентами Закон N 173-ФЗ устанавливает и для резидентов — физических лиц. Так, согласно ч. 3 ст. 14 указанного закона расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках за рядом исключений, в числе которых выплата заработной платы работникам не упомянута. В связи с этим представляется, что вопрос о возможности выплаты работникам-нерезидентам заработной платы наличными должен решаться одинаково как для организаций, так и для работодателей — физических лиц (смотрите решение Арбитражного суда Амурской области от 05.12.2016 N А04-10097/2016).

Читайте также:  Как Внести Изменения В Технический Паспорт На Дом В Бти На Электроотопление

Отметим также, что большинство судов признают выплату зарплаты из кассы иностранцу нарушением и назначают штраф (см. определения Верховного Суда РФ от 18.11.2022 № 303-ЭС19-20522 по делу № А51-25687/2022, от 30.10.2022 № 301-ЭС19-18985 по делу № А38-875/2022, постановления АС Волго-Вятского округа от 10.11.2022 № Ф01-14020/2022 по делу № А31-274/2022, АС Дальневосточного округа от 03.06.2022 № Ф03-1662/2022 по делу № А73-19000/2022, АС Западно-Сибирского округа от 18.11.2022 № Ф04-5230/2022 по делу № А67-12678/2022, АС Поволжского округа от 23.03.2022 № Ф06-1934/2022 по делу № А06-7448/2022, АС Северо-Западного округа от 28.02.2022 № Ф07-743/2022 по делу № А66-13117/2022, АС Уральского округа от 29.03.2022 № Ф09-686/21 по делу № А07-18281/2022, АС Центрального округа от 20.08.2022 № Ф10-2676/2022 по делу № А83-20221/2022).

АС Центрального округа в кассационном постановлении от 29.07.2022 № Ф10-1628/2022 указал на Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее – Закон № 173-ФЗ), который устанавливает правовые основы валютного регулирования и контроля в РФ, относит к валютным операциям использование валютных ценностей в качестве средства платежа (пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ). Расчеты при осуществлении валютных операций российскими юрлицами-резидентами производятся через банковские счета (ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ). Перечень операций, когда такие лица могут производить расчеты с физлицами-нерезидентами наличными деньгами, носит исчерпывающий характер. Выплата зарплаты в нем не поименована.

Расчет зарплаты иностранным гражданам в 2022 году

В первую очередь при расчете зарплаты иностранцам нужно определить является он резидентом или нерезидентом РФ: от этого зависит ставка взимания НДФЛ, а также разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ), и применение налоговых вычетов по НДФЛ (так, в соответствии с п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ нерезиденту вычеты не предоставляются).

Если в штат сотрудников компании входят иностранцы, бухгалтеру по расчету заработной платы следует уделять особое внимание этой категории граждан. Расчет зарплаты, НДФЛ и страховых взносов имеет для них свои особенности. О начислениях, выплатах и удержаниях из заработка иностранных работников пойдет речь в этой статье.

Изменения трудового законодательства обычно направлены на защиту интересов работников. То же касается и сроков выплаты заработной платы – за последние несколько лет в этой сфере было принято несколько нововведений. Чтобы не платить штрафы за нарушение закона, работодателю необходимо знать нормы, действующие в 2022 году.

Согласно законодательству, выплата зарплаты иностранным работникам в 2022 году должна осуществляться в безналичной форме через уполномоченные банки, другими словами, через перечисление заработной платы иностранному гражданину на карту банка. То есть выплата зарплаты иностранным работникам наличными через кассу запрещена.

Минфин заявляет, что если по итогам года сотрудники организации — граждане государств — членов ЕАЭС не приобрели статус налоговых резидентов (находились в РФ менее 183 дней), суммы налога, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке 30 %.

Кроме того, есть Постановление Конституционного суда от 05.06.2015 № 16-П, в котором говорится, что положениями Договора о ЕАЭС была достигнута договоренность о безусловном распространении на физлиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Читайте также:  Арест Имущество Где Прописан Но Не Живёшь

Как считать НДФЛ по ставке 15 % и кого это касается

НДФЛ надо исчислять на дату фактического получения дохода. Налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Это применимо ко всем доходам, начисленным физлицу за налоговый период, если в отношении них действует прогрессивная ставка. При этом зачитывается сумма налога, удержанная в предыдущие месяцы текущего года.

  • отдельно уплатите по ставке 13 % сумму НДФЛ в части, не превышающей 650 тыс. рублей, которая относится к части налоговой базы до 5 млн рублей включительно;
  • отдельно уплатите по ставке 15 % часть суммы НДФЛ, превышающую 650 тыс. рублей, относящуюся к части налоговой базы, превышающей 5 млн рублей.

Работники-иностранцы 2022в схемах

Если работник в течение последовательных 12 календарных месяцев находился на территории РФ не менее 183 дней – он резидент, если нет — то НЕ резидент.
Следовательно, если иностранец только прибыл на территорию РФ, он не имеет статуса резидента.

Взнос зависит от вида деятельности компании и может составлять от 0,2% до 8,5%. От гражданства и статуса работника размер взноса не зависит вообще. Начисляется со всех доходов иностранцев, независимо от наличия или отсутствия вида на жительство, разрешения на временное проживание или статуса ВКС.

Изменения в валютном законодательстве: либерализация или новые вызовы

  • во-первых, банки будут обязаны отказывать в незаконной валютной операции. Если сейчас банк ещё пока может провести такую операцию, но при этом сообщит о нарушении в органы валютного контроля (ФТС России и ИФНС), то с 14 мая банк обязан отказать в проведении незаконной валютной операции;
  • во-вторых, в ст.19 о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ добавится новое требование: во внешнеторговых контрактах обязательно должны указываться сроки исполнения обязательств, т.е. срок получения выручки при экспорте и срок возврата предоплаты при импорте. Фраза «до исполнения обязательств» больше не пройдет. Чем грозит отсутствие сроков? Банк не примет контракт на обслуживание, и вы не сможете рассчитаться с партнерами. Важно помнить, что закон обязывает исполнять обязательства о репатриации средств не ваших партнеров, а вас как резидентов.

С мая 2022 года начинают действовать поправки в ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, цель которых – персонализация ответственности за незаконные валютные операции и не репатриацию средств. Лицо, принимающее решение в организации, будет считаться должностным лицом. На него теперь может быть наложен штраф за правонарушение в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей, а при повторном правонарушении грозит дисквалификация от 6-ти месяцев до 3-х лет.

4. С 2022 года увеличилось число налоговых агентов, которые отчитываются по НДФЛ в электронной форме. Порог минимальной численности сотрудников снижен с 25 до 10 человек. Поэтому, если у вас больше 10 сотрудников, которым вы выплачиваете вознаграждение, — в 2022 году отчитывайтесь электронно. За сдачу отчета на бумаге инспекторы выпишут штраф — 200 рублей. Будьте внимательны.

Пример. Предположим, что ставка ЦБ РФ на 1 января 2022 равна 4,25 %. У Виктора два банковских вклада. Один вклад на 1,5 млн рублей со ставкой 4,3 %, другой вклад на 1 млн рублей со ставкой 3,5 %. Проценты за год составили:

  • по первому вкладу 64 500 рублей (1 500 000 × 4,3 %);
  • по второму вкладу 35 000 рублей (1 000 000 × 3,5 %).

Общая сумма процентов за год 99 500 рублей. Рассчитаем НДФЛ с процентов к уплате:

  • НДФЛ к уплате — 7 410 рублей ((99 500 рублей — 1 000 000 × 4,25 %) × 13 %).

Федеральный закон от N 173-ФЗ (ред

Юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.

направленных федеральными органами исполнительной власти за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей согласно заключенным ими с такими федеральными органами исполнительной власти служебным контрактам, контрактам, трудовым договорам, предусматривающим исполнение такими физическими лицами — резидентами своих служебных или трудовых обязанностей за пределами территории Российской Федерации, а в отношении физических лиц — резидентов из числа военнослужащих — по решениям должностных лиц, уполномоченных направлять военнослужащих за пределы территории Российской Федерации, сумм денежного содержания, денежного довольствия, заработной платы и иных выплат в иностранной валюте;

Какие налоги платят иностранцы в 2022 году в РФ

В Российской Федерации функционирует три фонда: Фонд социального страхования (далее – ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) и Пенсионный фонд (далее – ПФ). Работодатель обязан уплачивать взносы за каждого сотрудника, предоставляя отчёты заинтересованным органам.

Нередки случаи, когда сотрудничество работодателя и работника-мигранта держится на честном слове первого. И вроде бы все довольны: никто ни у кого не спрашивает разрешительных документов, да и обязательств никаких нет. Так сказать, нет договора – нет проблем.

Читайте также:  Налоговый Вычет Ветеранам Боевых Действий В 2022 Году Заявление

Изменения валютного законодательства для физических лиц с 1 января 2022 г

  • суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств, которые имеют автоматический обмен финансовой информацией с РФ, на срок свыше двух лет — ч.5.1. ст.12 ФЗ-173
  • без ограничений денежные средства (Т.Е. ПО ЛЮБЫМ ОСНОВАНИЯМ), получаемые от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое имеет автоматический обмен финансовой информацией с РФ — ч.5.2. ст.12 ФЗ-173. Из новой редакции ФЗ-173 исключены абз. 2-3 и 5-9, т.е. при соблюдении условия о наличии автоматического обмена с РФ становится возможным зачислять средства от нерезидентов по любым основаниям, в том числе:
    • доход от сдачи в аренду недвижимого имущества
    • доход в виде дивидендов
    • купонный (процентный) доход от владения ЦБ
    • денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг — НЕВАЖНО, ЛИСТИНГУЮТСЯ ЛИ БУМАГИ НА ПЕРЕЧНЕ БИРЖ;
    • иной доход по иным ценным бумагам иностранных эмитентов (облигации, векселя и т.д.). Выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента ЦБ
    • доход от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту и денежные средства, выплачиваемые в порядке возврата суммы денежных средств, ранее переданных таким физическим лицом в доверительное управление доверительному управляющему — нерезиденту;
    • денежные средства от продажи транспортного средства;
    • денежные средства от продажи недвижимости
    • переводы денежных средств без оснований между третьими лицами (до 01.01.2022 — считалась незаконной валютной операцией)
    • доход физического лица — резидента по договорам об оказании услуг нерезиденту (от предпринимательской деятельности) (до 01.01.2022 — считалась незаконной валютной операцией)
    • доход физического лица-резидента от продажи любого имущества (например, личного имущества и т.д.) (до 01.01.2022 — считалась незаконной валютной операцией)
    • зачисление средств в виде возврата тела займа и начисленных процентов по договору займа с нерезидентом (до 01.01.2022 — считалась незаконной валютной операцией)
    • доход физического лица — резидента от продажи акций непубличных иностранных компаний (до 01.01.2022 — считалась незаконной валютной операцией)
    • доход резидента (компании) от продажи иностранных акций непубличных компаний (до 01.01.2022 — считалась незаконной валютной операцией)
    • доход от погашения ценных бумаг (до 01.01.2022 — считалась незаконной валютной операцией)
    • средства от ликвидации иностранной организации (до 01.01.2022 — считалась незаконной валютной операцией)
  • Запрещенные (незаконные) валютные операции
      • операции с нерезидентами, не входящие ни в первую, ни во вторую группы
  • В связи с актуальностью вопроса поясню некоторые особенности. С 01 января 2022 исключается требование о законности зачисления средств от продажи зарубежной недвижимости только при условии, что счет находится в стране нахождения самой недвижимости. С 01.01.2022 законно зачисление средств от продажи зарубежной недвижимости на любые зарубежные счета, если они открыты в стране, с которой у Росии есть автоматический обмен финансовой информацией. Если же недвижимость находится в стране, с которой нет автоматического обмена (см.выше) — достаточно зачислить средства от продажи такого объекта на счет, открытый в стране, с которой обмен есть.

    Закон о валютном регулировании и валютном контроле

    • приоритет экономических, рыночных мер;
    • невозможность излишнего государственного контроля осуществления операций с валютой;
    • единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
    • защита государством законных прав и интересов, в том числе экономического характера как резидентов, так и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций.
    1. Валютное регулирование.

    Валютная и монетарная политика подчинена строгим экономическим законам и должна производиться в рамках контроля со стороны государства. Однако ее эффективность непосредственно зависит от особенностей ее нормативного регулирования. Если государственный контроль валютных операций слишком жесткий, то это способствует развитию теневой сферы экономики и формированию альтернативного валютного курса, отличного от официально установленного. Если методы надзора, напротив, являются недостаточными, то это подстегивает спекулятивные ожидания.

    ж) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

    Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

    Основные изменения правил валютного контроля для участников ВЭД в 2022 году

    Вместе с предложенными выше мерами в первоначальной версии Плана по восстановлению экономики предлагалось приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2022 года до 1 июля 2022 года. Но позднее, в финальной сентябрьской редакции Плана, от данной меры решили отказаться. Во второй половине 2022 года после возобновления валютных проверок количество выявленных валютных правонарушений и начисленных штрафов нашим клиентам – компаниям увеличилось, и мы предполагаем, что подобная тенденция продолжится и в 2022 году.

    При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.

    Adblock
    detector