Какую Сферу Отношений Регулирует Административное Право

Не связывают ли нас нормы административного права, так сказать, по рукам и ногам? Нет. Здесь используется порядок регулирования, который образно можно назвать словами «все, кроме», то есть можно делать все, за исключением того, что прямо запрещено.

Нормы административного права регулируют организацию и функционирование аппарата управления, взаимоотношения органов государственного управления и граждан. Наряду с этим нормы административного права направлены на обеспечение порядка в сферах охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан. Эти нормы охватывают необычайно широкую сферу жизнедеятельности общества. Пожалуй, нет такого дня, в течение которого каждый человек не находился бы в сфере действия административного права.

Административное право относится к наиболее «старым», фундаментальным отраслям права. Исторически эта отрасль возникла в XVII — XVIII веках из необходимости регламентации общественного порядка в быстро растущих крупных городах Западной Европы. Слово «администрация» на латинском языке означает «управление, руководство». Поэтому административное право в юридической науке определяется как право управления.

Основная тяжесть выполнения данной задачи возложена на полицию общественной безопасности, входящую в систему органов МВД России. Для осуществления возложенных задач работникам полиции предоставлено право применения мер принуждения: требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений, проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении правонарушений; получать от граждан и других лиц необходимые объяснения, сведения, справки; составлять протоколы об административном правонарушении и осуществлять административное задержание, а в случае совершения преступлений — уголовно-процессуальное задержание; беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления и др.

Нормы административного права содержатся в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Правовые акты с административными санкциями могут издаваться органами власти субъектов Федерации. Районные, городские, районные в городах, окружные, областные и краевые Советы народных депутатов имеют право в пределах своей компетенции принимать акты с административными санкциями по вопросам борьбы с эпидемиями и стихийными бедствиями. Объем нормативных актов в административном праве довольно велик, и лишь один его перечень мог бы занять несколько книг.

Субъектами административного права являются: граждане; органы государственной власти, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность (правительство, министерства и ведомства, правоохранительные органы); государственные и муниципальные служащие; организации различных форм собственности, в том числе коммерческие и некоммерческие организации, а также политические партии и иные общественные объединения, религиозные объединения, религиозные группы.

Например, государственное управление в сфере экономики включает управление промышленностью, сельским хозяйством, связью, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, транспортно-дорожным комплексом, торговлей, финансами и кредитом, охраной окружающей среды и т. д. Государственное управление в политической сфере включает управление органами обороны, безопасности, иностранных дел, внутренних дел и др. Государственное управление социально-культурной сферой включает управление образованием, здравоохранением, наукой, культурой, социальной защитой граждан и др.

Нормы административного права имеют свои особенности. Главная из них заключается в том, что предписания (т. е. прямые юридические обязанности), которые содержат нормы административного права, всегда носят властный, императивный (строго обязательный) характер. И это понятно: ведь предписания исходят от представителя власти.

Каждая из отраслей права, как вы помните, регулирует свою особую сферу общественных отношений (гражданских, семейных, трудовых и т. д.). Административное право регулирует только те общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительной власти, в связи с деятельностью её органов, призванных осуществлять функции государства.

Нормы административного права, как и другие социальные нормы, о которых вы уже знаете, могут иметь форму предписания, запрета или дозволения. Они по-разному влияют на общественные отношения. Так, нормы-запреты действуют как предупреждение не совершать определённые действия (например, не хулигань, не кради, не нарушай правила дорожного движения и т. д. — гласит КоАП). Предписывающие (обязывающие) нормы требуют от участников (субъектов) административного права совершать определённые действия (например, положения об органах, в которых закреплены их обязанности, должностные инструкции и т. д.). Обязанности устанавливаются для всех без исключения субъектов административного права. Нормы-дозволения дозволяют совершать определённые действия, вести себя в дозволенных границах. Гражданин имеет право участвовать в управлении, проводить собрания, митинги, шествия и т. д.; имеет право на свободу передвижения, неприкосновенность жилища, на осуществление своих административных прав при получении начального и среднего образования; права на разные виды помощи — медицинской, юридической, технической, право на защиту (подачу административной жалобы, заявления в суд) и др. При этом, осуществляя свои права, гражданин не должен нарушать права других лиц.

Предмет административного права

Прежде всего то, что они возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления. Казалось бы, все становится ясным, так как уже известно, что границы данной сферы определяются организацией и функционированием системы (механизма) исполнительной власти на всех уровнях Российской Федерации, процессом осуществления государственно-управленческой деятельности. Однако пока можно утверждать лишь одно: связь интересующих нас общественных отношений с государственно-управленческой деятельностью дает основания для того, чтобы обобщенно их можно было бы характеризовать в качестве управленческих отношений. И это действительно так. Но для полного понимания их сути этого недостаточно.

Практика свидетельствует также и о том, что в сфере государственного управления могут возникать отношения без участия субъекта исполнительной власти. В подобной ситуации, однако, его обязательно должен заменить иной субъект, наделяемый юридически властными полномочиями, характерными для исполнительных органов государственной власти (делегированные полномочия). Тем самым этот иной субъект получает возможность выступать уже от имени государства. Наделение юридически властными полномочиями не органов исполнительной власти обозначается в качестве их делегации.

Административная правоспособность есть установленная и охраняемая административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести юридическую ответственность за их реализацию в сфере государственного управления. Она является предпосылкой для участия физического или юридического лица в регулируемых административным правом управленческих отношениях (включая и деликтоспособность).

Естественно, что данная общеправовая функция – главное содержание административно-правовых норм, так как регулирование в юридическом смысле выражается в установлении правил должного поведения. Установление подобных правил в сфере государственного управления является основным проявлением служебной роли административного права.

Таким образом, в регулируемых административным правом общественных отношениях всегда предполагается не только участие того или иного исполнительного органа, но и прежде всего его функционирование в качестве выступающего от имени государства субъекта исполнительной ветви государственной власти.

АДМИНИСТРАТИ́ВНОЕ ПРА́ВО

АДМИНИСТРАТИ́ВНОЕ ПРА́ВО, од­на из функ­цио­наль­ных от­рас­лей пуб­лич­но­го пра­ва пра­во­вых сис­тем со­вре­мен­ных ци­ви­ли­зо­ван­ных стран; со­во­куп­ность пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих об­ществ. от­но­ше­ния в сфе­ре гос. управ­ле­ния, т. е. ис­пол­ни­тель­ной и рас­по­ря­ди­тель­ной дея­тель­но­сти гос. ор­га­нов и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния при осу­ще­ст­в­ле­нии ими пуб­лич­но-вла­ст­ных пол­но­мо­чий. Пред­ме­том А. п. яв­ля­ют­ся об­ществ. от­но­ше­ния, скла­ды­ваю­щие­ся во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях гражд. об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва в про­цес­се дея­тель­но­сти пре­им. ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и иных гос. ор­га­нов, а так­же ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, гос. и му­ни­ци­паль­ных слу­жа­щих при осу­ще­ст­в­ле­нии прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, ох­ра­няе­мых за­ко­ном прав и ин­те­ре­сов хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов в це­лях обес­пе­че­ния без­опасно­сти лич­но­сти, об­ще­ст­ва, го­су­дар­ст­ва, ох­ра­ны об­ществ. по­ряд­ка, всех форм соб­ст­вен­но­сти, реа­ли­за­ции внеш­не­по­ли­тич. и внеш­не­эко­но­мич. функ­ций го­су­дар­ст­ва и обо­ро­ны стра­ны. К пред­ме­ту А. п. от­но­сят­ся и те об­ществ. от­ноше­ния, ко­то­рые скла­ды­ва­ют­ся в ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-юрис­дикц. дея­тель­но­сти ор­га­нов пра­во­су­дия (про­из­вод­ст­во по де­лам об адм. пра­во­на­ру­ше­ни­ях).

Административное право

Наукой административного права исследуется государственное управление, т. е. исполнительная, исполнительно-распорядительная и административная деятельность. Исследуются правовые формы и методы управления; правовое положение субъектов в сфере государственного управления; административно-правовой статус государственных служащих; способы управления; способы соблюдения законности и др.

Нормы административного права регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами.

— не все отношения с участием органов исполнительной власти включаются в предмет административного права. Так, приобретая имущество, тот или иной орган исполнительной власти совершает имущественную сделку в соответствии с нормами гражданского права. Заключение подобных сделок не входит в содержание действий по реализации исполнительной власти.

Читайте также:  Как Найти Штраф Налоговой По Уин

Теоретической основой науки административного права являются философские и общесоциологические науки, положения теории социального управления, общей теории права и государства. Нормативной базой отрасли служат Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Федерации, законы, указы, акты органов исполнительной власти. Важную роль играют труды отечественных и зарубежных юристов.

Являясь составной частью российского права, административное право тесно связано со всеми отраслями права, так как совместно регулирует общественные отношения. Так, с конституционным правом оно регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти и ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; с финансовым — общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, а также возникающие в процессе аккумуляции и распределения денежных средств, составляющих денежные фонды государства, определяя компетенцию финансовых и налоговых органов и регламентируя порядок их организации и деятельности; с гражданским — общественные отношения имущественного характера в сфере полномочий исполнительной власти и ее должностных лиц; с трудовым — отношения, возникающие в процессе труда государственных служащих, и иные вопросы, связанные с охраной труда и соблюдением законодательства о труде; с уголовным — в сфере борьбы с правонарушениями.

  1. Конституции (уставы) субъектов РФ
  2. Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ
  3. Законы субъектов РФ
  4. Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ
  5. Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ
  6. Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
  7. Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

  • Общая часть
    • Предмет
    • Формы и методы
    • Субъекты административного права
    • Ответственность по административному праву
    • Административный процесс
  • Особенная часть
    • Экономическая сфера
    • Социально-культурная сфера
    • Административно-политическая сфера
    • Межотраслевая
  1. Общая часть
    1. Основные начала административного законодательства
    2. Государственная служба
    3. Государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти; федеральные, региональные, местные)
    4. Исполнительно распорядительная деятельность (административное регулирование, административный акт, административный договор, административный надзор, право обращения в государственные и муниципальные органы)
    5. Специальные административно-правовые режимы (чрезвычайного положения, военного положения, особого положения)
  2. Особенная часть. Исполнительно-распорядительная деятельность в отдельных отраслях государственного управления
    1. Оборона
    2. Государственная безопасность
    3. Внутренние дела
    4. Иностранные дела
    5. Юстиция
    6. Экономика
    7. Финансы
    8. Здравоохранение
    9. Транспорт
    10. Связь и информация
    11. Культура, спорт, туризм
    12. Социальная сфера
    13. Контрольно-надзорные функции
    14. Исполнительно-распорядительная деятельность вследствие причинения вреда (административные правонарушения)
  3. Специальная часть. Право индивидуальных субъектов
    1. Граждане РФ
    2. Иностранные граждане
    3. Лица с двойным гражданством
    4. Беженцы
    5. Вынужденные переселенцы
    6. Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности
    7. Вынужденные мигранты
    8. Общественные объединения
    9. Религиозные объединения
    10. Политические лица (внутригосударственные и международные организации).

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: — общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.); — законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); — международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом [3] . На федеральном уровне:

Шпаргалка по административному праву

– жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов его либо других лиц. Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные и муниципальные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Государственное управление – вид социального управления, с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права – административного права. Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.

На службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в милицию – не старше 35 лет) независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. В учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации могут приниматься лица, не достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее образование.

Конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

  • является реакцией государства на административное правонарушение, которая выражается в применении мер административных взысканий;
  • характеризуется нанесением правового «урона» правонарушителю и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;
  • не имеет своей целью унижения человеческого достоинства, причинения физических страданий, вреда деловой репутации физического (юридического) лица.
  • действия и поведение лица;
  • государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.);
  • предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования);
  • вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти.

Субъекты административного права – это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий возложенных на них административным правом. Одной из сторон является орган исполнительной власти, а с другой граждане РФ, государственные органы, общественные и религиозные объединения, юридические лица.

Административное правонарушение – это правонарушение, которое совершается в сфере государственного управления, это посягательство на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении административных взысканий к правонарушителю (физическому или юридическому лицу) за административное правонарушение уполномоченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном административным законодательством.

  1. Объект. В данном случае это те общественные отношения, которые урегулированы нормами АП.
  2. Субъект. В АП это физические лица, юридические и должностные лица.
  3. Объективная сторона. Само запрещенное деяние (действие или бездействие): его признаки, последствия.
  4. Субъективная сторона. Виновность нарушителя, то есть психическое отношение лица к совершенному проступку (цели, мотивы и др.).
  1. В рамках санкции. То есть за конкретное нарушение предусмотрена точная мера ответственности, которая и применяется к нарушителю.
    За каждый проступок отдельное взыскание. То есть любое нарушение служит основанием для применения наказания, повторный проступок влечет еще одно взыскание. Например, сколько раз человек проехал по отрезку пути с превышением скорости, столько раз и должен заплатить штраф.
  2. С учетом личности правонарушителя. Привлечение к ответственности происходит при тщательном изучении ситуации и характеристики личности, совершившей неправомерное деяние. Органы власти должны рассмотреть и принять к сведению условия жизни нарушителя, его психологическое состояние и другие факторы.
  3. С учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Существует ряд условий, сопутствующих тому или иному нарушению. Если они могут смягчить ответственность для правонарушителя, или, наоборот, усилить, их обязательно учтут. Так, проезд на красный свет врача-хирурга, спешившего на экстренную внеплановую операцию, будет рассматриваться как проступок со смягчающим обстоятельством.
  4. В течение срока давности. Для административных проступков установлен актуальный срок – 2 месяца. На протяжении этого периода лицо может быть привлечено к ответственности.
Читайте также:  У Мужа Долг За Квартиру Что Делать Жене

В АП должностные лица выступают представителями власти и теми субъектами, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, организациях, войсках и воинских формированиях.

Административным правонарушением считается виновное и неправомерное деяние лица, за которое предусмотрена ответственность.
Такие правонарушения часто называют проступками, которые отличаются от преступлений меньшей опасностью для общества. Нарушая нормы АП, гражданин не наносит серьезного вреда, а лишь пренебрегает «буквой закона». Безнаказанным такое деяние оставаться все равно не должно. Санкции позволяют поддерживать порядок в жизни людей.

  • общепризнанные принципы международного права;
  • Конституция РФ;
  • Постановления Конституционного Суда РФ;
  • Федеральные конституционные законы;
  • Федеральные законы (основной источник – КоАП);
  • подзаконные акты;
  • законы субъектов РФ;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные (внутриорганизационные) акты.

Общественные отношения, регулируемые административным правом

уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;

15. Основы административно-правовых отношений. Административно-правовые отношения это урегулированные административно-правовой нормой управленческие отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой.

3) По характеру порождающих АП отношения юр фактов данные отношения можно классифицировать как возникающие в результате действий лиц и органов или в результате тех или иных событий. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юр факты называются волевыми юр фактами. По характеру различают правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям АП норм. Неправомерные действия не соответствуют требованиям АП норм, нарушают их. Это – дисциплинарные проступки и административные правонарушения как наиболее характерные для сферы гос управления.

17. Административно-правовые гарантии прав граждан. Гарантии административно-правового статуса граждан — это комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан. Таким образом, административно-правовая защита прав и свобод граждан опирается на экономические, политические, идеологические и юридические гарантии.

Конституционные права, свободы и обязанности граждан для своей реализации нуждаются обычно в административно-правовом механизме, участии органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления. Права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства. Корреспондирующая ст. 2 Конституции РФ ст. 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления. Административно-правовой статус граждан в сфере государственного управления все в большей мере регулируется на уровне законов, правительственных актов.

Структура административно-правовых отношений представляет собой комплекс обязательных элементов, связанных между собой, таких как: субъекты, объекты, права и обязанности субъектов отношений и условия, приведшие к возникновению отношений такого типа, то есть юридические факты.

Среди отличительных особенностей административно-правовых отношений стоит выделить также то, что они обладают огромным многообразием и всеобъемлющим характером. Буквально со дня рождения все граждане вступают в административные правоотношения. Дальше происходит постоянное расширение и углубление их административной правосубъектности. И после смерти граждан для оберегания памяти возникают административные правоотношения, которые регулируют специальные нормы, такие как законодательство о погребении, порядок ликвидации мест захоронения, перезахоронения и тд.

Каждый участник административных правоотношений наделен и субъективными правами, и обязанностями юридического характера, которые обеспечены защитой на государственном уровне и несут за собой право на применение санкций. По отношению к участникам административно-правовых отношений могут применятся разнообразные методы:

Административно-правовые отношения могут обладать как универсальными для любых правоотношений свойствами, так и своеобразными, характерными отдельной отрасли атрибутами. Главным отличием в ряду других правоотношений является их содержание. Административные правоотношения необходимы для опосредования сферы организационной государственной деятельности и должной организации и организационного обеспечения функционирования гражданского общества.

  • рекомендационный метод, дающий субъекту, которому направленны рекомендации, право их принятия, изменения согласно своих потребностей или оставления без последствий;
  • метод согласований, предполагающий взаимное согласование позиций всех субъектов взаимоотношений;
  • метод взаимной ответственности всех участников административных правоотношений;
  • административно-договорной метод, получающий все большее распространение в современных административных правоотношениях.

Административное право

  1. Предписание: установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
  2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
  3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности.
    Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Сначала раскроем понятие субъектов административного права. Термин » Субъект Административного права « коротко и простыми словами — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

  1. Императивный метод правового регулирования — это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права. Например, система правового регулирования правоохранительной или военной службы включает в себя множество императивно-правовых характеристик, которые обусловливают должное построение и функционирование таких видов государственной службы. При этом взаимоотношения сотрудников правоохранительной службы или военнослужащих основываются на непосредственной подчиненности, распорядительности и централизации управления;
  2. Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.
  • организационно-управленческое право, регламентирующее отношения в сфере общей организации управления и его осуществления в различных отраслях и сферах;
  • управленческий процесс, т.е. порядок совершения управленческих действий, установления управленческих процедур, принятия и исполнения правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), административный договор;
  • административный процесс (административное судопроизводство), т.е. судебная защита граждан от действий и peшений органов публичной власти, нарушающих их права и свободы (рассмотрение судом жалобы гражданина на действия и решения органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих); российская наука административного права определяет судебную защиту прав и свобод граждан от действий и административных актов, нарушающих права свободы граждан, термином «административная юстиция»;
  • административно-деликтное право, устанавливающее так называемые административно-деликтные (административно-юрисдикционные) отношения, т.е. отношения, которые возникают в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим обязательные для всех правила поведения; административно-деликтное право, по мнению Ю.Н. Старилова, состоит из двух частей: материальное административно-деликтное право и процессуальное административно-деликтное право.
Читайте также:  Что Делать Если Нет Имущества Для Закрытия Долга

Какую Сферу Отношений Регулирует Административное Право

Административное право (с лат. «управление, руководство») – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, в связи с организацией и деятельностью органов исполнительной власти, соблюдением, поддержанием и охраной общественного порядка.

  • граждане с 16 лет;
  • органы исполнительной власти (выше и нижестоящие, несоподчинённые);
  • государственные предприятия;
  • местные органы самоуправления;
  • негосударственные хозяйственные предприятия;
  • общественные объединения, партии, ассоциации, движения.

С 1 июля 2002 года вступил в силу новый кодекс «Об административных правонарушениях», по которому административное правонарушение – это противоправное виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Административное правонарушение – это правонарушение, которое совершается в сфере государственного управления, это посягательство на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления.

Субъекты административного права – это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий возложенных на них административным правом. Одной из сторон является орган исполнительной власти, а с другой граждане РФ, государственные органы, общественные и религиозные объединения, юридические лица.

Функциональные сферы административных правоотношений в Российской Федерации

Для решения обозначенной проблемы следует использовать специальные подходы к пониманию современного административного права и административно-правового регулирования, которые нашли отражение в учебной литературе . В частности, раскрыть сформировавшуюся в Российской Федерации систему административных правоотношений поможет инструментальный подход, известный теории государства и права . С позиции этого подхода современное административное право представляет собой специально-юридическое средство достижения баланса (равновесия) между правами и законными интересами публичных образований (Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований), которые предлагается называть публичными правами и законными интересами, и правами и законными интересами физических лиц и организаций, которые логично именовать частными правами и законными интересами.

Подчеркнем, что воздействие современного административного права на общественные отношения выходит за рамки публичного администрирования. Из анализа федерального законодательства можно сделать вывод, что современное административное право также регулирует общественные отношения, складывающиеся между физическими лицами и (или) организациями без непосредственного участия, но под контролем органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, наделяемых государственными (административно-публичными) полномочиями. Данную сферу административно-правового регулирования целесообразно именовать сферой публичного взаимодействия граждан и организаций. В ней можно выделить следующие группы административных правоотношений:

При таком подходе двумя основными задачами административно-правового регулирования предлагается признать: 1) обеспечение интеграции (установление взаимосвязи, согласованности) публичных и частных прав, законных интересов; 2) обеспечение защищенности (охрана и защита) публичных и частных прав, законных интересов. Обеспечивая интеграцию прав и законных интересов, административное право как специальный правовой инструмент выделяет из массива публичных правоотношений систему административных правоотношений, которую предлагается называть сферой административно-распорядительной деятельности Российского государства. Обеспечивая защищенность публичных и частных прав, законных интересов, административное право обособляет сферу административно-охранительной деятельности Российского государства.

  1. административное санкционирование — официальное разрешение, одобрение, признание правильными отдельных правомерных видов деятельности (действий) физических лиц и организаций, несущих публично значимую угрозу, т.е. создающих опасность (вероятную возможность) причинения вреда как частным, так и публичным правам, законным интересам ;
  2. противодействие административно-правовым деликтам — предупреждение, выявление, пресечение, устранение последствий административных правонарушений, а также иных правонарушений, влекущих возникновение административных правоотношений, в частности нарушений антимонопольного законодательства, нарушений банковского законодательства, иных нарушений обязательных требований ;
  3. разрешение административных споров — административно-правовая защита прав, свобод и законных интересов физических лиц и организаций от неправомерных или необоснованных административно-правовых действий (бездействия) и решений административно-публичных органов, их должностных лиц ;
  4. противодействие административно-правовым казусам — предупреждение, выявление, нейтрализация чрезвычайных и иных общественно опасных ситуаций, влекущих возникновение административных правоотношений, — административно-правовых казусов (аварий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т.п.) ;
  5. административно-принудительное исполнение публичных обязанностей — принудительное исполнение судебных актов, а также актов административно-публичных органов, в которых установлены публичные обязанности физического лица или организации .

См., например: Федеральные законы от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
См., например: КоАП РФ; НК РФ; Федеральные законы от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
См., например: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; КАС РФ; АПК РФ.
См., например: Федеральные законы от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и др.
См., например: Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

См., например: Советское административное право. Государственное управление и административное право / Ред. кол.: Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, М.И. Пискотин. М., 1978. С. 96 — 97; Советское административное право: Учеб. / Под ред. В.И. Поповой, М.С. Студеникиной. М., 1988. С. 6 — 7.
См., например: ст. 104, 113 Конституции (Основного Закона) РФ 1978 г.
См., например: гл. 8 Конституции (Основного Закона) РСФСР 1918 г.
См.: ст. 122 Конституции (Основного Закона) РФ 1978 г.
См., например: гл. 3 Конституции (Основного Закона) РСФСР 1925 г.; ст. 51 — 55 Конституции (Основного Закона) РСФСР 1937 г.
См., например: гл. III Конституции (Основного Закона) РСФСР 1937 г.
См.: гл. 2 Конституции (Основного Закона) РСФСР 1918 г.
См.: ст. 4, 5 Конституции (Основного Закона) РСФСР 1937 г.
См., например: Советское административное право: Учеб. / Под ред. В.И. Поповой, М.С. Студеникиной. С. 9, 129 — 312.

В состав предмета рассматриваемой отрасли включены взаимодействия, обладающие управленческим характером и возникающие в системе прокурорского надзора, судебной и законодательной власти. Они появляются главным образом вследствие формирования управленческого аппарата в соответствующих органах. В некоторых случаях их возникновение связано непосредственно с формированием конкретной структуры власти (прокуратуры, к примеру) или реализацией мер ответственности/поощрения к госслужащим и прочим работникам.

При классификации отраслей в теории права выделяют метод и предмет регулирования. При этом последний считается главным элементом дифференциации. Его образуют общественные отношения, которые регулируются нормами той или иной отрасли. Далее рассмотрим, каков круг общественных отношений, регулируемых административным правом .

В некоторых случаях предусматривается плата за действия, совершаемые структурами власти. Однако она не является результатом гражданско-правовых сделок. Эта плата – последствие односторонних решений. Она является своего рода компенсацией за расходы госорганов и выражается в виде сборов, пошлин и пр. Например, законодательство устанавливает пошлину за госрегистрацию юрлиц, транспорта и так далее.

В муниципалитетах возникают взаимодействия, аналогичные государственно-управленческим, но обладающие рядом особенностей, присущих системе территориального самоуправления. Сферы, характер, основания формирования в ней круга общественных отношений, регулируемых административным правом , определяются в ФЗ № 131.

Наиболее показательным примером данного утверждения являются взаимодействия, в которых участвуют судебные приставы. В их задачи входит обеспечение охраны множества объектов, режимных в том числе. При необходимости они вступают во взаимодействие и с другими субъектами.

Adblock
detector