Когда Могут Не Выдать Гражданство Иностранному Госудаству

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ (ч. 2 ст. 13 УК).

2. Международно-правовые нормы устанавливают правило, согласно которому собственные граждане не выдаются по требованию государства, на территории которого было совершено преступление. Российский гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не выдается для уголовного преследования этому государству (ч. 1 ст. 13 УК). В данной норме закреплено суверенное право Российской Федерации наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства).

Институт выдачи преступника основан на многосторонних и двусторонних международных договорах РФ об обязанности сторон по их требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

1. Институт выдачи преступника (экстрадиция) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Последнее может быть государством, чьим гражданином является преступник либо на территории которого совершено преступление, либо в соответствии с международными договорами имеющим право запрашивать о выдаче.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Когда Могут Не Выдать Гражданство Иностранному Госудаству

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является.

Двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, в которых регламентированы вопросы выдачи, заключены с Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1953 г., 1995 г.), Алжиром (1982 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., с Протоколом 1971 г.), Вьетнамом (1981 г., 1998 г.), Грецией (1981 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), Республикой Кыргызстан (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Мали (2000 г.), Молдовой (1993 г.), Монголией (1988 г., 1999 г.), Польшей (1957 г., с Протоколом 1980 г., 1997 г.), Румынией (1958 г.), Тунисом (1984 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.) и Югославией (1962 г.), а также договоры о выдаче с Китаем (1995 г.) и Индией (1998 г.).

В соответствии со ст. 77 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран — членов СНГ (Минской конвенции) 1993 г., сторонами которой являются все государства — участники СНГ, Российская Федерация может выдать другому договаривающемуся государству иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории, в случае если они обвиняются в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам обоих государств, а предварительное расследование закончено в другом государстве.

Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ — Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Так, 16.04.2010 следователем отдела по расследованию преступлений на территории Засвияжского района СУ при УВД по городу Ульяновску возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п.п. «а, г» ч.2 ст.161 УК РФ, по факту открытого хищения имущества, принадлежащего гр-ну С.

Федеральный закон от N 62-ФЗ (ред

Законный представитель гражданина Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 2 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 2 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями первой, шестой и восьмой статьи 14, частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.

з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

1. Лицо, приобретающее гражданство Российской Федерации по одному из оснований, предусмотренных пунктами «б» — «г» статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением лиц, указанных в части второй настоящей статьи), обязано принести Присягу гражданина Российской Федерации (далее — Присяга):

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» и «в» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

  1. оба родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ;
  2. у одного родителя есть российское гражданство, а второй не имеет гражданства вообще или признан судом отсутствующим;
  3. он родился в России, при этом один родитель — российский гражданин, а второй — иностранный;
  4. он родился в России, при этом его родители или единственный родитель — иностранцы, а государство родителей не предоставляет ребенку свое гражданство.
  1. родился в РСФСР и был гражданином СССР;
  2. имеет родителя или ребенка — гражданина РФ, которые постоянно живут в России;
  3. не достиг 18 лет и имеет родителя-иностранца, который проживает в РФ;
  4. получает вид на жительство вместе с родителем-иностранцем;
  5. признан носителем русского языка;
  6. был подвергнут незаконной депортации с территории Крымской АССР;
  7. является высококвалифицированным специалистом;
  8. работает полгода или дольше по профессии из специального перечня;
  9. получил очное образование в государственном вузе России;
  10. является участником госпрограммы по переселению соотечественников;
  11. состоит в браке с российским гражданином и живет в России.

Для начала соотечественнику нужно получить свидетельство участника программы. Его выдают в России и за рубежом на 3 года. Чтобы получить свидетельство, нужно подать заявление об участии в государственной программе. В России — в МВД по месту проживания или временной регистрации. За границей — в представительство МВД РФ, дипломатическое представительство или российское консульство.

Российское гражданство позволяет пользоваться всеми правами россиянина, например голосовать на выборах, работать в правоохранительных органах, занимать государственные должности. Наравне с правами у российского гражданина появляются обязанности — например воинская.

  1. Они свободно владеют русским языком.
  2. Они лично подают заявление о признании их носителями русского языка.
  3. Они или их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают в России или ранее проживали в России, СССР или Российской империи.

Так, государственные и муниципальные служащие, другие должностные лица и работники, для которых предусматриваются соответствующие ограничения, и которые на день вступления в силу новых норм имеют иностранное гражданство либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, должны сообщить об этом в течение 10 дней со дня вступления в силу данного федерального закона.

Указывается, что лица, не имеющие гражданства РФ, или российские граждане, имеющие иностранное гражданство либо вид на жительство за рубежом, не допускаются к замещению в госорганах или органах местного самоуправления должностей, не являющихся должностями государственной или муниципальной службы, но для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне.

1) военную службу (в том числе в Вооруженных Силах РФ, в войсках национальной гвардии, в спасательных воинских формированиях МЧС, СВР, органах ФСБ, ФСО,органах военной прокуратуры, военных следственных органахи т.д.) – иностранное гражданство или вид на жительство допускается для военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин.

8) иные государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, в том числе заместители губернаторов, депутаты региональных законодательных (представительных) органов государственной власти, председатели и члены избирательных комиссий; главы муниципальных образований, главы местных администраций; муниципальные депутаты, должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований;

Павел Крашенинников подчеркнул, что в целях недопущения ограничений прав жителей Крыма и Севастополя при замещении государственных, муниципальных должностей и должностей государственной, муниципальной службы был внесен отдельный законопроект — № 1144028-7 «О внесении изменения в статью 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Обратите внимание: как правило, специалист, к которому обращается заявитель, сообщает об отказе в устной форме. Однако для того, чтобы подать исковое заявление, необходимо истребовать у него и получить на руки письменный отказ с указанием его причины.

Стоит понимать, что, если компетентный орган вынес отрицательное решение, значит, он в данном конкретном случае нашел веские основания для отказа в получении гражданства РФ. Однако если мигрант сможет доказать в судебном заседании, что он не был проинформирован о подобных нюансах, поэтому нарушил правила неумышленно, он сможет за получением подданства повторно ранее, чем через год. В противном случае придется выжидать 12 месяцев перед повторной подачей на общих основаниях.

Последний пункт является наиболее частым основанием для отказа в гражданстве РФ: причиной могут стать не только откровенные фальсификации, но и ошибки, пропуски граф, исправления в заявлении, несоблюдение правил его заполнения. Поэтому тем, кто передает заявление дистанционно, например, онлайн или почтой, мы рекомендуем заранее тщательно изучить все аспекты оформления заявления-анкеты.

Если претендент уверен, что негативное решение по его вопросу вынесено необоснованно, его можно обжаловать. На это мигранту отводится 3 месяца с момента получения отказа. Подавать прошение об отмене решения следует либо в вышестоящий орган МВД, либо в административный суд по месту регистрации соискателя и, соответственно, нахождения миграционного подразделения МВД, в которое он подавал документы, либо в судебный орган федерального значения.

Читайте также:  Как Получить Компенсацию На Ритуальные Услуги В 2022 Году По Советским Страховкам

Чтобы исковое заявление было принято и рассмотрено, в нем необходимо указать наименование суда и его юридический адрес, личные данные истца, данные организации, выступающей в качестве ответчика, информацию о нарушенных правах и требование восстановить справедливость, а также дату и подпись. Заявление, оформленное от руки, должно быть написано разборчиво, без помарок и исправлений. Кстати, оно будет более убедительным, если истец укажет в нем ссылки на законы, которые, по его мнению, не были соблюдены при рассмотрении решения.

Однако в этой области по-прежнему остается много проблем. Хотя ряд заявителей, выигравших дела в ЕСПЧ, вышли на свободу, они так и не смогли получить легальный статус в России. Это означает, что в будущем не исключены претензии к ним со стороны правоохранительных органов. КоАП по-прежнему позволяет лишать свободы лиц без гражданства, выдворить которых по тем или иным причинам невозможно. В нынешних реалиях ситуация еще усугубляется пандемией: рейсов в иностранные государства нет, а лишать свободы людей для цели выдворения по-прежнему возможно. В связи с этим правозащитники, включая сотрудников ПЦ «Мемориал», обратились 29 марта 2020 г. к властям России с призывом освободить людей, выдворение которых в условиях пандемии невозможно осуществить.

Проведя в ЦВСИГе немногим менее восьми месяцев, Эмиль решил обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В жалобе он потребовал считать условия его содержания в центре нарушающими Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Вторым основанием для жалобы была процессуальная невозможность добиться судебного пересмотра решения о лишении свободы даже несмотря на фактическую невозможность выдворения.

Отдельно стоит сказать о ЦВСИГе. Он расположен в Красном Селе, на границе Петербурга и Ленобласти. По сути, это тюрьма для иностранцев. Однако у обычной российской колонии общего режима можно обнаружить ряд преимуществ перед этим заведением. В колониях действуют правила внутреннего распорядка, Уголовно-исполнительный кодекс и другие акты. Российский заключенный имеет право на определенное количество прогулок в день, свиданий с близкими в год, наконец, 72 руб. в сутки на питание. Пусть эти права часто попираемы, но все же они декларируются, и существует правовой механизм защиты. А в изоляторах для ожидающих выдворения ничего этого нет: прогулки, пища, свидания целиком зависят от администрации (и умения с ней «договариваться»).

В Европе существует орган, который следит за исполнением решений Европейского суда по правам человека. Это Комитет министров совета Европы (КМСЕ). Он неоднократно выказывал обеспокоенность тем, что решения ЕСПЧ в России не выполняются, подчас и в случаях, когда Россия признает свою вину. В вопросе прав апатридов КМСЕ отметил ряд позитивных шагов, которые предприняли российские власти. В частности, 23 мая 2017 г. Конституционный суд (КС) вынес постановление о необходимости внесения поправок в законодательство. КС отметил, что должен быть судебный контроль за сроками пребывания людей в специальных учреждениях для лиц, ожидающих выдворения. КС также отметил, что необходим специальный статус для апатридов, которых невозможно депортировать вследствие того, что другое государство отказывается их принимать. КМСЕ призвал российские власти продолжить реформы в этой области, включая создание специального миграционного статуса для лиц без гражданства, которых не готовы принять другие страны.

Гражданство сродни воздуху: никто не думает о нем, когда он в избытке, но стоит ему пропасть, мгновенно встает гамлетовский вопрос о бытии – небытии. Оседлому, крепко стоящему на ногах обывателю невдомек, каким желанным может быть российский паспорт. Для трудовых мигрантов, беженцев из стран СНГ и просто бывших граждан Советского Союза это заветная и труднодостижимая цель.

Является ли наличие российского паспорта подтверждением гражданства РФ

В соответствии с п. 52 Положения лицу, у которого подтверждается наличие российского гражданства, выдается соответствующий документ. Подтвердив фактически наличие гражданства у моей доверительницы, ГУ УМВД России по ХМАО-Югре выдало ей паспорт 21 мая 2020 г., причем из формы № 1-П следовало, что проверка в отношении нее была проведена по учетам АСК и РАИБД. Но 20 июля того же года началась новая проверка на основании указания врио начальника УМВД России по ХМАО-Югре – т.е. административный ответчик начал проверку «задним числом» и 20 августа 2020 г. признал незаконной выдачу нового паспорта, а не предыдущего, на основании которого был произведен обмен паспортов в связи с 45-летием. Это, на мой взгляд, если не произвол, то однозначно выход за пределы толкования и исполнения законодательно предписанных норм.

Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» устанавливал автоматическое получение гражданства лицами, имевшими прописку на территории России и внутренний паспорт гражданина СССР по состоянию на 6 февраля 1991 г. Остальные граждане бывших союзных республик, в том числе покинувшие страну по состоянию на 6 февраля 1991 г. и желавшие вступить в гражданство РФ в порядке регистрации, должны были обратиться с заявлениями в российские консульские учреждения до 30 июня 2002 г.

Права человека и гражданина всегда занимали особое место в системе прав. Впервые они были закреплены во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 15): «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» и нашли продолжение в ст. 6 Конституции РФ: «1. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. … 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

Когда нужно сообщать о втором гражданстве

  • получили второе гражданство;
  • оформили ВНЖ в другой стране;
  • владеют иным документом, дающим право постоянного проживания за рубежом;
  • являются законными представителями несовершеннолетнего, имеющего второе гражданство или ВНЖ;
  • являются законными представителями лица с ограниченной дееспособностью, которое имеет второе гражданство или ВНЖ.
  1. Гражданин РФ получил паспорт другой страны, не покидая пределы России. К примеру, такое возможно при оформлении инвестиционного гражданства Доминики. В этом случае нужно уведомить МВД РФ в течение 60 дней с момента оформления гражданства.
  2. Гражданин РФ оформил документ на постоянное проживание за границей и сразу же вернулся в Россию. В данной ситуации у человека есть также 60 дней на подачу уведомления. Срок отсчитывается с момента получения документа на постоянное проживание.
  3. Гражданин РФ оформил ВНЖ другого государства и остался жить в нем. В ближайшее время в Россию он возвращаться не намерен. В таком случае нужно будет уведомить МВД по приезде на первую Родину. Срок на уведомление — 30 дней с момента пересечения российских границ (въезда в страну).
  4. Гражданин РФ оформил гражданство другого государства и остался в нем жить навсегда. Другими словами, в Россию он больше не вернется. В таком варианте развития событий лицо освобождается от обязанности подавать уведомление.

От обязанности по уведомлению освобождаются граждане, которые постоянно проживают за рубежом, а также те, в отношении которых такое исключение предусмотрено законом или международным соглашением. Например, у России есть договоры с Таджикистаном и Туркменистаном, регулирующие вопросы двойного гражданства.

Важно! Ни закон, ни сотрудники миграционного органа не ответят вам на вопрос, кто такие граждане, «постоянно проживающие за рубежом». Есть мнение, что это лица, которые не имеют российской прописки. Другой вариант — люди, которые уехали за рубеж и больше не пересекали границы России.

Лицо, которое получило право постоянно жить за рубежом, обязано уведомить Управление по миграции МВД РФ об этом. Для исполнения указанной обязанности законодательством предусмотрен специальный порядок. А за ее неисполнение, неправильное или несвоевременное исполнение человека могут привлечь к ответственности вплоть до уголовной.

56. В случае изъятия у заявителя паспорта, отсутствия у него паспорта иностранного государства или иного документа, удостоверяющего личность, на период рассмотрения заявления на основании заключения об установлении личности, составленного в порядке, установленном статьей 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в день принятия заявления к рассмотрению заявителю выдается документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации 1 , в соответствии с приказом МВД России от 18 сентября 2017 г. N 719 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия» 2 .

99. Должностное лицо ГУВМ МВД России в срок, не превышающий одного месяца, проверяет наличие всех необходимых и надлежащим образом оформленных материалов и обеспечивает согласование двух экземпляров проекта заключения МВД России об отмене решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации начальником ГУВМ МВД России либо лицом, исполняющим его обязанности.

55. В случае отсутствия у заявителя документального подтверждения выполнения условий, предусмотренных статьей 41.1 Федерального закона, осуществляется сбор и проверка материалов в порядке, предусмотренном пунктом «г» статьи 41.6 Федерального закона, по результатам оформляется мотивированное решение об отнесении или не отнесении заявителя к категории лиц, указанных в статье 41.1 Федерального закона (приложение N 12 к настоящей Инструкции). Решение утверждается полномочным должностным лицом МВД России либо полномочным должностным лицом территориального органа МВД России, его подпись скрепляется гербовой печатью.

71. Должностное лицо территориального органа МВД России, в котором заявление о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке было принято к рассмотрению, изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает возможность выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, и по результатам рассмотрения, при отсутствии оснований для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации 1 , оформляет в трех экземплярах проект заключения на заявление о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке (приложение N 2 к приказу, утверждающему настоящую Инструкцию).

Читайте также:  Субсидия на оплату коммунальных услуг в 2022 году для малоимущих чусовой

12. Результаты проверок, предусмотренных пунктами 6 — 10 настоящей Инструкции, в том числе оформленные в виде справок на отдельном листе бумаги формата А4, на котором проставляется отметка о дате проведения проверки и ее результатах, фамилия и инициалы, подпись должностного лица, ответственного за проведение проверки, приобщаются к материалам дела.

КС разъяснил, может ли судья иметь двойное гражданство

Рашад Набиев родился на территории Азербайджанской Республики СССР, его родители также были гражданами этой республики. При этом с 1986 года он проживал на территории, которая вошла в состав России после распада Советского Союза. В 2010 году он стал судьей, а в 2012-м – председателем Клетского районного суда Волгоградской области.

Конституционный суд признал, что лицо с двойным гражданством не имеет права быть российским судьей. Лишение такого лица мантии не противоречит Основному закону, в котором нет никакой неопределенности в этом вопросе. КС своим определением отказался рассматривать жалобу экс-судьи Рашада Набиева, так как фактически он просил проверить обоснованность выводов других судебных инстанций.

Для гражданина, имеющего подданство иностранного государства, значение российского гражданства как выражения связи с Отечеством объективно снижается, полагает КС. Это оправдывает запрет для таких лиц избираться в органы государственной власти. Этот запрет применим и к другим, перечисленным в Конституции должностям, на которых человек может принимать единоличные властные решения. При этом такое лицо вправе отказаться от гражданства другого государства – в таком случае препятствий для занятия соответствующих постов не будет.

Набиев с таким решением не согласился и подал административный иск в Верховный суд. Его представитель указывал, что ККС не уведомила о заседании надлежащим образом. Постановление «О принадлежности к гражданству», по его версии, не подтверждает непосредственного наличия у Набиева азербайджанского гражданства; к тому же к заседанию, на котором его лишили мантии, постановление уже было отменено. Представитель экс-судьи связал возникшие проблемы с преследованием отца Набиева. Будучи депутатом Волгоградской областной думы, последний заявил, что пенсии низкие получают алкоголики и тунеядцы, после чего лишился мандата. Это произошло накануне отказа Волгоградской ККС в рекомендации его сыну.

Более того, о наличии иностранного гражданства закон требует обязательно сообщать в органы внутренних дел. За отказ от этого предусмотрена ответственность вплоть до уголовной, напомнил КС. В свою очередь, квалификационная коллегия судей при решении вопроса о рекомендации обязана проверить в том числе и отсутствие у кандидата иностранного гражданства или вида на жительство.

Международное сотрудничество в сфере выдачи лица, совершившего преступление, для уголовного преследования или исполнения приговора

  • уголовный закон России предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда лицо выдается для уголовного преследования;
  • лицо осуждено иностранным судом к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию при выдаче для исполнения приговора;
  • иностранное государство может гарантировать, что выданное лицо будет подвергнуто преследованию только за преступление, указанное в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания оно может свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано либо выдано третьему государству без согласия России.

Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура РФ уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа. Действующее процессуальное законодательство предусматривает возможность отсрочки выдачи лица или выдачу лица только на определенное время при наличии оснований, указанных в ст. 465 УПК РФ. В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых поступил запрос о выдаче, совершили на территории Российской Федерации другое преступление, их выдача иностранному государству может быть отсрочена до:

Порядок передачи выдаваемого лица регулируется ст. 467 УПК РФ. Российская Федерация уведомляет иностранное государство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если данное лицо не принято в течение 15 суток со дня, установленного для передачи, то это лицо может быть освобождено из-под стражи. В случае если иностранное государство по обстоятельствам, не зависящим от него, не может принять лицо, подлежащее выдаче и уведомляет об этом Россию, то дата передачи лица может быть перенесена. В этом же порядке может быть перенесена дата передачи выдаваемого лица, если Российская Федерация по не зависящим от нее обстоятельствам не может передать лицо, подлежащее выдаче.

При нахождении лица под стражей жалоба подается через администрацию места содержания, которая обязана немедленно направить ее в суд и уведомить об этом прокурора. Прокурор в течение 10 суток направляет в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность принятого решения о выдаче лица иностранному государству. Проверка законности и обоснованности решения о выдаче лица производится в течение одного месяца со дня получения жалобы судом судьей единолично в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, его защитника, если он участвует в деле. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, разъясняет присутствующим их права, обязанности и ответственность. Затем заявитель и (или) его защитник обосновывают жалобу. Затем слово предоставляется прокурору. В ходе судебного заседания суд и стороны не обсуждают вопросы о виновности лица, ограничиваясь проверкой соответствия решения о его выдаче законам и международным договорам РФ. По результатам проверки жалобы суд выносит одно из следующих постановлений:

В любом случае передаваемое лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи. В соответствии со ст. 468 УПК РФ при передаче выдаваемого лица компетентному органу иностранного государства могут быть переданы предметы, являющиеся орудиями, оборудованием или иными средствами совершения преступления, а также предметы, несущие на себе следы преступления или добытые преступным путем. Эти предметы передаются по запросу и в том случае, когда выдача запрашиваемого лица вследствие его смерти или по другим причинам невозможна. Передача указанных предметов может быть временно задержана, если они необходимы для производства по другому уголовному делу.

Список стран с простым получением гражданства для россиян

Репатриация — процедура переселения (с получением гражданства в упрощенном порядке) представителей какого-либо народа. Вернуться на историческую родину могут лица, имеющие соответствующие корни. Например, люди, рожденные от матери-еврейки или прошедшие гиюр, и их близкие родственники имеют право на получение гражданства Израиля. В Европе паспорта по репатриации выдают Румыния, Болгария, Литва.

  1. Получение визы Е-2 в США в рамках договора об инвестиционном сотрудничестве, а в дальнейшем — гражданства. Россияне могут получить только бизнес-визу Е-5. Для этого нужно инвестировать в экономику Штатов от $ 900 000. Размер инвестиций для лица с визой Е-2 — $ 200 000-300 000.
  2. Посещение более 130 стран в безвизовом режиме. Граждане Гренады могут находиться в Китае и Сингапуре до 30 дней в году без необходимости оформления дополнительных документов, в Шенгенской зоне и Гонконге — до 90 дней в течение каждых 6 месяцев, в Великобритании — до 180 дней подряд.
  3. Льготы в Великобритании (например, бесплатное обучение в некоторых вузах).

Спустя 6 лет легального проживания в Португалии любой иностранец (не только инвестор) может ходатайствовать о гражданстве в порядке натурализации. Нужно пройти экзамен по португальскому языку. Для супругов, которые являются гражданами Португалии, условие то же, но срок непрерывного проживания сокращен до 3 лет.

Наличие второго гражданства дает россиянам большую свободу в передвижении по миру и возможность оптимизации налогообложения, облегчает доступ к рынку труда и инфраструктуре другого государства. Это возможность получать более качественное медицинское обслуживание и образование за разумные деньги, эффективно вести бизнес и самостоятельно выбирать безопасное место для проживания.

Натурализация — признание гражданином человека, который легально проживает в стране в течение нескольких лет, имеет жилье и работу, знает язык, местные законы и культуру. Вступление в гражданство другого государства по собственному желанию — это продолжительный и трудоемкий процесс.

Статья 13

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Комментарий к статье 13
1. Под выдачей преступников, или экстрадицией, в международном праве понимается передача лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора (см., например: Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997. С. 261).
2. В соответствии с Конституцией РФ такая выдача может быть осуществлена лишь в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, так как согласно ч. 1 ст. 61 «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Это правило закреплено в ч. 1 ст. 13 Уголовного кодекса РФ: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». Таким образом, данная норма в отношении российских граждан, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации, является своеобразным подкреплением принципа гражданства, сформулированного, как уже отмечалось, в ч. 1 ст. 12 УК, условием его реализации.
3. Часть 2 ст. 13 регламентирует вопрос о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства: «Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации». Эта норма основана на конституционной норме, зафиксированной в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ: «Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».
4. Международные договоры о выдаче преступников могут иметь многосторонний или двусторонний характер. Среди первых для Российской Федерации важнейшее значение имеют Европейская конвенция о выдаче правонарушителей Совета Европы 1957 г. и два дополнительных протокола (1975 — 1978 гг.) (см.: Защита прав человека и борьба с преступностью. Документы Совета Европы. М., 1998. С. 282 — 298), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и целый ряд многосторонних конвенций, участницей которых является Россия, заключенных между государствами в целях борьбы с отдельными преступлениями (например, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.).
5. Европейская конвенция достаточно подробно регламентирует вопрос о категориях (видах) правонарушений, совершение которых может служить основанием для выдачи совершившего их лица. В соответствии с ней выдача осуществляется в отношении правонарушений, наказуемых согласно законам как запрашивающего, так и запрашиваемого государства лишением свободы на срок не менее одного года или более серьезным наказанием. Однако, если просьба о выдаче касается лица, разыскиваемого в целях исполнения приговора о тюремном заключении или другой меры лишения свободы, вынесенного в отношении такого правонарушителя, выдача разрешается лишь в том случае, когда до окончания этого наказания остается не менее четырех месяцев. Следует отметить, что Конвенция предусматривает право любой договаривающейся стороны, закон которой не содержит норму о выдаче за некоторые преступления, пусть и наказываемые лишением свободы на срок не менее одного года или более строгим наказанием, исключить такие правонарушения из сферы ее применения (для чего заинтересованная сторона в момент сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о присоединении к Конвенции должна передать Генеральному секретарю Совета Европы список правонарушений, в отношении которых выдача разрешается или исключается).
Конвенция предусматривает ограничения и на выдачу некоторых других категорий правонарушителей (не связанные с видом и размером санкций, установленных за их совершение во внутреннем законодательстве). В первую очередь это касается политических правонарушений (с оговоркой, что убийство или попытка убийства главы государства или члена его семьи не рассматривается в контексте данной Конвенции как политическое правонарушение). Аналогичное правило существует и в отношении правонарушения, хотя и признаваемого по внутреннему законодательству обычным (т.е. не политическим), но в отношении которого запрос о выдаче делается с целью преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, гражданством или политическими убеждениями. Из сферы Конвенции исключаются и военные правонарушения, признаваемые таковыми в соответствии с внутренним военным правом и не являющиеся разновидностью правонарушений, предусматриваемых обычным уголовным правом (речь в этом случае идет не о военных преступлениях как о разновидности международных преступлений, а о таких, которые являются посягательствами на установленный порядок прохождения воинской службы, совершаемыми военнослужащими). Особый статус определен и для финансовых правонарушений, связанных с налогами, пошлинами, таможенными сборами и валютой. Применительно к подобным деяниям выдача осуществляется лишь в случаях, если договаривающиеся стороны приняли об этом решение в отношении конкретного правонарушения или категории таких правонарушений.
В Конвенции зафиксированы и другие ограничения в выдаче, связанные с особенностями места совершения преступления, незавершенным судебным разбирательством в отношении определенного правонарушения, принципа non bis in idem, сроков давности и возможного наказания в виде смертной казни в отношении выдаваемого лица. Так, особый порядок Конвенция устанавливает относительно выдачи за правонарушение, которое в соответствии с законом запрашивающей стороны наказывается смертной казнью, а законом запрашиваемой стороны такое наказание либо не предусматривается, либо обычно не приводится в исполнение. В этом случае в выдаче может быть отказано, если запрашивающая сторона не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемая сторона считает достаточными в отношении того, что смертный приговор не будет вынесен или не будет приведен в исполнение.
Конвенция достаточно подробно регламентирует требования, предъявляемые к запросу о выдаче, порядку направления этого запроса и предоставления сопроводительных документов и возможной дополнительной информации, порядку осуществления транзита выдаваемого лица через территорию договаривающихся сторон, а также предусматривает ряд процессуальных гарантий прав выдаваемого лица при производстве в отношении совершенного им правонарушения предварительного расследования и судебного разбирательства (включая решение вопроса о его задержании и аресте).
Конвенция предусматривает и ситуацию, когда выдача запрашивается одновременно не одним, а двумя или более государствами за одно и то же правонарушение либо за различные правонарушения. В этих случаях запрашиваемая сторона принимает решение с учетом всех обстоятельств, особенно сравнительной тяжести совершенного правонарушения и места его совершения, а также времени подачи запросов запрашиваемыми сторонами (их очередности), гражданства требуемого лица и возможности его последующей выдачи другому государству. Конвенция регламентирует также вопрос о передаче собственности, который может возникнуть в связи с передачей выдаваемого лица (в случаях, когда указанная собственность может потребоваться в качестве вещественного доказательства совершения правонарушения либо была приобретена в результате правонарушения и в момент ареста требуемого лица находилась в его владении или была обнаружена позднее).
В Конвенции разрешается и вопрос о ее соотношении с двусторонними соглашениями о выдаче. Общее правило заключается в том, что Конвенция заменяет собой положения любых двусторонних договоров, конвенций или соглашений, регулирующих выдачу правонарушителей между любыми двумя договаривающимися сторонами. Вместе с тем в тех случаях, когда между двумя или более договаривающимися сторонами выдача правонарушителей осуществляется на основе унифицированных законов, стороны вправе руководствоваться именно этими законами, а не положениями Конвенции.
6. Европейская конвенция о выдаче правонарушителей легла в основу Типового договора о выдаче, принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. Договор, носящий модельный (рекомендательный) характер, содержит и некоторые особенности и уточнения, отличные от Европейской конвенции и развивающие ее. Это касается размеров санкций (сроки тюремного заключения или другой меры лишения свободы) за соответствующее правонарушение, являющихся условием выдачи, отсутствия препятствий для выдачи в зависимости от терминологических и конструктивных особенностей формулирования состава соответствующего правонарушения в законодательстве договаривающихся сторон, выдачи лиц, виновных в финансовых правонарушениях, расширения императивных и факультативных оснований для отказа в выдаче, оговорки относительно основания для возможного отказа в выдаче не только в отношении правонарушения, наказуемого смертной казнью, но и наказуемого пожизненным или бессрочным лишением свободы, и некоторых других вопросов.
7. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., заключенная в рамках Содружества Независимых Государств (ее участниками являются Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Узбекистан, Украина), разработана в соответствии с Европейской конвенцией и Типовым договором, однако по сравнению с ними она содержит и некоторые особенности. Так, выдача для приведения приговора в исполнение производится в отношении лица, которое было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев, а не четырех месяцев, как это требуется по Европейской конвенции. Значительно ограничивается возможность выдачи, если существуют предусмотренные законодательством договаривающихся сторон обязательства, связанные с освобождением лица от уголовной ответственности или наказания по нереабилитирующим основаниям (по Европейской конвенции таким основанием является только истечение срока давности). Более детально по сравнению с Европейской конвенцией регламентируются процедурные вопросы выдачи.
В отличие от Европейской конвенции 1957 г. в Конвенции СНГ среди оснований для отказа в выдаче не упоминается такое общепризнанное основание, как политический характер преступления, совершенного запрашиваемым лицом. Хотя, конечно, обойтись без этого понятия будет трудно и его когда-то придется признать, в первую очередь тем странам, которые уже приняты в Совет Европы (например, Российская Федерация) или предпринимают усилия для приема. Правда, указанный пробел вполне объясним. Дело в том, что ни действующему уголовному законодательству как России, так и ряда стран СНГ, ни уголовно-правовым доктринам этих стран неизвестно понятие «политическое преступление». В действительности же уголовные кодексы этих стран содержат целый ряд норм об уголовной ответственности за политические преступления в их традиционном понимании. Так, например, в УК РФ 1996 г. восемь преступлений из преступлений против — основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29) как преступлений против государственной власти (разд. Х) вполне отвечают тому, чтобы их считать преступлениями политического характера. Это государственная измена (ст. 275), шпионаж (ст. 276), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278), вооруженный мятеж (ст. 279), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280), диверсия (ст. 281) и возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282).
Все они так или иначе посягают на закрепленные в Конституции РФ основы государственной власти — внешнюю безопасность Российской Федерации, легитимность государственной власти, конституционный принцип политического многообразия и многопартийности, экономическую безопасность Российской Федерации, конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной вражды и потому не могут не носить политического характера.
8. Институт выдачи регламентируется и в многосторонних конвенциях, заключаемых между государствами для борьбы с определенными преступлениями. Например, специальный раздел о выдаче содержится в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Соответствующие фрагменты, касающиеся выдачи, содержатся также в ряде других конвенций о борьбе с отдельными преступлениями. (Это, в частности, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г.)
9. Как уже отмечалось, выдача преступников регламентируется и двусторонними соглашениями, заключаемыми между определенными государствами. Их можно свести к трем видам. Во-первых, специально заключенным по проблемам выдачи (например, Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.). Во-вторых, таким, в которых регламентация выдачи преступников осуществляется в рамках общего договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (например, Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 декабря 1992 г.). И в-третьих, специально заключенным по вопросу о передаче осужденных для отбывания наказания (например, Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 4 марта 1993 г.). В основе всех трех типов двусторонних договоров лежат принципы, зафиксированные в Европейской конвенции о выдаче и Типовом договоре о выдаче ООН, в договорах, заключенных между странами СНГ после 1993 г., и Конвенции СНГ.
10. Для практического решения вопроса о выдаче конкретного правонарушителя помимо рассмотренных или упомянутых выше многосторонних конвенций, многосторонних и двусторонних договоров, национального законодательства необходимо прибегать и к международным многосторонним и двусторонним межведомственным договорам (соглашениям),

Читайте также:  Имеют Ли Права Приставы Арестовать Единственный Автомобиль У Предпринимателя

Первой стадией является подача супругами совместного заявления о расторжении брака по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака. Вместе с заявлением супругам необходимо представить документы, свидетельствующие об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств.

Территориальный орган ФМС не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче патента, обязан выдать данному иностранному гражданину патент или уведомление об отказе в его выдаче.

Иностранным гражданам, у которых есть разрешение на работу, РВП или ВНЖ медицинская помощь оказывается в том же объеме, что и российским гражданам. Если же иностранный гражданин въехал в РФ на короткое время, бесплатную помощь поможет получить только при наличии угрозы жизни. В остальных случаях за посещение врача нужно платить. Платные услуги оказываются практически в каждом медицинском учреждении.

Страховые взносы уплачиваются только с выплат работникам-иностранцам, которые постоянно либо временно проживают в Российской Федерации. При этом иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, не являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования.

Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Adblock
detector