Кто Привлекает К Административной Ответственности Работодателя За Нетрудоустройство На Работу Инвалида

Кто Привлекает К Административной Ответственности Работодателя За Нетрудоустройство На Работу Инвалида

Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные, праздничные дни, а также в ночное время допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды должны быть под подпись ознакомлены с правом отказаться от вышеперечисленной работы. (ст.ст. 96, 99 и 113 ТК РФ).

Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от каких-либо обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (ч. 2 ст. 64 ТК РФ).

Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя подходящей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Увольняемому работнику в таком случае выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

В соответствии со ст. 179 ТК РФ при сокращении численности работников или штата при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается, в частности, работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества.

Работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (ч. 1 ст. 73 ТК РФ).

Ответственность работодателя по вопросам трудоустройства инвалидов

Для работодателя важно знать, что именно Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает размер квоты для приема инвалидов на работу, а также прописывает, какие специальные рабочие места необходимы для инвалидов, и описывает условия труда инвалидов.

Постановлением мирового судьи Зеленецкого судебного участка Республики Коми от 23.09.2015 директор ОАО «Птицефабрика «Зеленецкая» Черный Н.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей за то, что Черный Н.М., являясь директором ОАО «Птицефабрика «Зеленецкая», в нарушение установленного законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов, будучи должностным лицом, нарушил право инвалидов на гарантированные им условия труда — не обеспечил создание рабочих мест в счет установленной квоты. Данное постановление мирового судьи Черным Н.М. было обжаловано в апелляционном порядке и в обосновании жалобы последний указал, что доказательств того, что не были созданы специальные рабочие места для конкретных инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей, в материалах дела не имеется. В отношении 7 рабочих мест до направления конкретных инвалидов оборудовать рабочие места не имеется возможности.

Любой работник имеет право на защиту своих трудовых прав. Ст. 64 ТК РФ устанавливает, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Трудовой кодекс РФ четко регламентирует права и обязанности сторон трудовых правоотношений, в том числе работодателя. Так, к числу основных обязанностей работодателя, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, относятся: обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; исполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы за нарушения трудового законодательства и ряд других.

Проанализировав судебную практику по данному вопросу, можно заметить, что зачастую работодатели привлекаются к административной ответственности за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ , согласно которой неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Сам трудовой договор с таким сотрудником заключается в обычном порядке (см. «Трудовой договор с работником: образец 2020 года, скачать бланк»). Инвалидность не является поводом для оформления срочного трудового договора. Исключение составляет ситуация, когда временный характер работы рекомендован медицинским заключением (ч. 2 ст. 58, ч. 2 ст. 59 ТК РФ). При составлении текста договора с работником-инвалидом нужно, помимо прочего, отразить условия его работы, а также сведения о режиме рабочего времени и времени отдыха, которые у инвалида, как отмечалось выше, отличаются от общепринятых (ст. 57 ТК РФ).

За нарушение трудовых прав инвалидов (в т.ч. невыплату зарплаты, непредоставление отпусков, незаконное привлечение к сверхурочной или ночной работе, а равно за невыполнение положений медзаключения об условиях труда и требованиях к рабочему месту) работодатель несет такую же ответственность, как и в отношении прочих сотрудников. Напомним, что это может быть административная ответственность (ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ) или материальная (ст. 236 ТК РФ).

Исходя из конструкции указанной нормы (использование союза «или»), данные лимиты являются взаимоисключающими. Соответственно, если сотруднику-инвалиду пособие выплачено с учетом лимита в 4 месяца подряд, то второй лимит (5 месяцев за календарный год) значения не имеет. Права на получение пособия за «оставшийся» месяц у сотрудника нет.

Также нужно помнить, что инвалид имеет право на удлиненный ежегодный отпуск — его продолжительность не может быть меньше 30 календарных дней (п. 5 ст. 23 закона № 181-ФЗ). Помимо этого, работодатель обязан по заявлению инвалида предоставить ему в любое время отпуск без сохранения зарплаты. Общая продолжительность такого отдыха — до 60 календарных дней в рабочем году (ч. 2 ст. 128 ТК РФ, письмо Минтруда от 06.10.16 № 14-2/ООГ-8948).

Квотирование — это резервирование определенного числа рабочих мест для трудоустройства определенных категорий лиц. Как указал Верховный суд в определении от 11.05.11 № 92-Г11-1, квота — это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Основанием квотирования рабочих мест для инвалидов является статья 21 Закона № 181-ФЗ.

Законодательное регулирование труда инвалидов

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающих их положение по сравнению с другими работниками.

Как правило, все вопросы, связанные с осуществлением работниками трудовой функции у работодателей — физических лиц, решаются по соглашению сторон путём переговоров. Обе заинтересованные стороны должны закрепить в письменном трудовом договоре развернутые условия, максимально подробно регламентирующие применение труда работника.

Существуют нормы и в отношении рабочего времени. Так, для инвалидов I и II групп предусматривается сокращённая продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья. Кроме того, инвалидам устанавливается более продолжительный отпуск: ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Читайте также:  Штраф За Сдачу Рсв На Бумажном Носителе При Численности Более 25 Человек

представлять в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учёта лиц, поступающих на работу впервые, на которых не был открыт индивидуальный лицевой счёт;

Работодатели — физические лица, не осуществляющие предпринимательской деятельности, привлекают работников для ведения домашнего хозяйства, оказания технической помощи в творческой (например, писательской) работе и др. К таким работодателям можно отнести лиц, принимающих на работу домашних работников, секретарей, водителей, а также работников, осуществляющих уход за больными членами семьи.

— Инвалидность сама по себе — не основание для отстранения от работы. Противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, которые характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

— Лицу, признанному инвалидом, выдают справку, которая подтверждает факт установления инвалидности. В справке указывают группу инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации или абилитации (п. 36 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

Если в индивидуальной программе реабилитации указана необходимость оборудовать специальное рабочее место, руководствуйтесь требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»:

Пример из судебной практики. При поступлении на работу истец не довела до сведения работодателя сведения о состоянии ее здоровья, не представила документ, свидетельствующий об утрате способности к трудовой деятельности. Об этом работодатель узнал в ходе рассмотрения иного гражданского дела с участием этого сотрудника. После получения указанных сведений законным способом у ответчика появились основания для увольнения на основании п. 5 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ (Апелляционное определение № 33-3064/2015 от 10.06.2015 по делу № 33-3064/2015 Хабаровский краевой суд (Хабаровский край).

  • в индивидуальной программе реабилитации инвалида, программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • в соответствии с характером труда инвалида, его трудовыми функциями, технологическими, психологическими и метеорологическими особенностями выполнения трудовых функций на специальном рабочем месте.

Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Статья 19.7 Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей;

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 13.11.1 Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, влечет наложение административного штрафа на граждан — от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 3000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 10000 тысяч до 15000 рублей;

В соответствии с требованиями статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 2016 года Дептруда и занятости Югры не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства.

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.09.2017 № 371-п «О порядке организации и осуществления контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» план проверок на 2021 год сформирован на основании риск-ориентированного подхода.

Условия труда работников-инвалидов

Если же ИПР позволяет трудиться, условия труда не являются вредными, а работодатель готов дооборудовать рабочее место или предложить другое подходящее по здоровью, с работником заключается дополнительное соглашение, в котором фиксируются все новые условия.

Продолжительность длительности одного больничного листа ограничивается 4 месяцами. Максимальная общая длительность пребывания на больничном в течение года составляет 5 месяцев. При заболевании туберкулезом эти ограничения не действуют, больничный оплачивается полностью до восстановления трудоспособности или пересмотра имеющейся группы инвалидности

На основании результатов специальной оценки и с учетом наличия подтвержденной группы инвалидности определяется размер страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Фонд социального страхования на травматизм. Для сотрудников этой категории они будут составлять 60% от установленного для данной организации тарифа. Для остальных страховых взносов, уплачиваемых в ФСС и ПФ РФ в 2021 году, их размер составляет:

Этот список работодатель вправе дополнить другими документами, обусловленными характером будущей работы, например, справкой об отсутствии судимости, которая необходима педагогам. Требовать же документы о состоянии здоровья не допускается, если работа не связана с вредными или опасными производственными факторами или если должность не поименована в приложении № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

Многих заболевших или получивших увечья сотрудников интересует вопрос: при какой группе инвалидности сохраняется рабочее место, а при какой нет. Ответ дать не всегда просто. Для этого необходимо внимательно изучить ИПР работника и карту специальной оценки условий труда рабочего места, на котором предполагается труд инвалида. Когда работник признается полностью нетрудоспособным, вопросов обычно не возникает — его увольняют по пункту 5 статьи 83 ТК РФ. Но проблемы возникают с «вредниками», получившими инвалидность, особенно 3 группы. Зачастую они согласны продолжать работу даже себе во вред. В таком случае работодателю, чтобы разобраться, может ли инвалид работать во вредных условиях труда с его согласия, следует обратиться к санитарным правилам СП 2.2.9.2510-09. В соответствии с ними привлекать таких работников к «вредной» работе нельзя. Их необходимо перевести в оптимальные или допустимые условия труда, либо при отсутствии таковых вакансий или отказе работника уволить по основаниям пункта 8 статьи 77 ТК РФ.

Инвалиды часто не сообщают работодателю о своей инвалидности и устраиваются на работу на общих основаниях, говорит Кожемякина и приводит пример, как девушка – инвалид по зрению работала в офисе за компьютером в линзах и никто не знал о ее инвалидности. В отпуске она обычно ложилась в больницу, но коллеги об этом не догадывались.

Часто работодатели относятся к квотам формально – предлагают инвалидам такие условия, что они работать не могут, либо с минимальным заработком, знает Михаил Терентьев, председатель Всероссийского общества инвалидов. Человек формально числится в организации, но не работает, объясняет Кожемякина и приводит пример, как инвалида взяли на работу на 1 час в месяц и платили ему 1% оклада.

Опрос 206 руководителей и сотрудников российских компаний, проведенный в апреле 2019 г. сайтом «Работа.ru» по заказу «Ведомостей», показал, что 55% людей с ограниченными возможностями работают специалистами, 33% заняты в массовых профессиях, 5% – менеджеры среднего звена и только 1% – топ-менеджеры.

Большая проблема – специальные рабочие места: должны быть доступные для инвалида входы и выходы, пути передвижения по офису, отдельные парковочные места и специальные санузлы, рассказывает Терентьев. По оценкам Грачевой, одно рабочее место инвалида может обойтись компании в сотни тысяч рублей. Малые и средние предприятия не готовы к таким инвестициям.

Читайте также:  Вычет ндфл при покупке квартиры в 2022

Крупным компаниям легче выполнить квоты, они ищут инвалидов через центры занятости на массовые должности, рассказывает Марина Бабанова из агентства по найму инвалидов «Сильный кандидат». Малые и средние компании, продолжает она, часто предлагают инвалидам более узкие специальности или специальности, требующие высокой квалификации. Найти подходящих кандидатов им значительно сложнее.

Квотирование рабочих мест для инвалидов: право или обязанность компании

По закону такая квота представляет собой минимальное количество рабочих мест для инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая рабочие места, на которых уже работают лица данной категории. Квотирование рабочих мест подразумевает создание (или выделение) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников, в соответствии с установленной квотой.

Одна из обязанностей работодателей, предусмотренная действующим законодательством, — квотирование рабочих мест для инвалидов. Однако эта норма распространяется не на все организации. Нужно ли вашей компании квотировать рабочие места для инвалидов? Как это сделать? Изучайте рекомендации SuperJob!

• Если численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ в любом случае должна быть установлена квота для трудоустройства инвалидов. При этом данная квота должна быть указана в размере от 2 до 4% от среднесписочной численности работников.

Основным законом, определяющим обязанность работодателей по квотированию рабочих мест, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — закон № 181). В соответствии со статьей 21 данного закона, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее 35 и не более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

2) Представлять в органы службы занятости отчет о выполнении квоты. В соответствии со статьей 25 закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Форма и порядок предоставления такой информации, как правило, также устанавливается законодательством субъекта РФ.

Привлечение работодателя к ответственности

Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлены ст. 419 ТК РФ. Согласно данной статье лица, виновные в нарушении названных норм, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном соответствующими федеральными законами.

В целях налогообложения прибыли компенсации не учитываются, так как этот расход не является экономически оправданным. В Письме от 12.11.2003 N 04-04-04/131 чиновники финансового ведомства указали: по согласованному мнению Минфина России и МНС России, денежная компенсация за несвоевременную выплату заработной платы не отвечает указанным требованиям ст. 255 Кодекса, и, следовательно, расходы по выплате данной компенсации не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Так как денежная компенсация, выплачиваемая работодателем за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, не включается у налогоплательщика в состав затрат на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль, указанная компенсация не подлежит обложению ЕСН на основании п. 3 ст. 236 НК РФ. Согласно ст. ст. 217, 238 НК РФ не облагаются НДФЛ и ЕСН суммы компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Соответствующие разъяснения содержатся в Письме Роструда от 07.12.2006 N 2042-6-1.

  • главный государственный инспектор труда РФ, его заместители;
  • главный государственный правовой инспектор труда РФ;
  • главный государственный инспектор РФ по охране труда;
  • руководители структурных подразделений Федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;
  • руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
  • начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.
  • незаконное лишение возможности трудиться (ст. 234 ТК РФ);
  • причинение ущерба имуществу работника (ст. 235 ТК РФ). В соответствии с Трудовым кодексом работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме по рыночным ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба;
  • задержка выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ);
  • в возмещение морального вреда (ст. 237 ТК РФ).

Когда я в 2016 году открыла массажный салон со слепыми мастерами, которые прошли обучение в профессиональных учебных заведениях страны, я чего только не наслушалась о сотрудниках и салоне. Бывало, что клиенты записывались на массаж, а когда узнавали, что мастера слепые, уходили посреди сеанса. Иногда пытались дать что-то вроде помощи или милостыни: «Вот, возьмите пятьсот рублей хотя бы». Но никому этого не нужно.

4. Какое минимальное количество специальных рабочих мест необходимо создать и (или) выделить работодателям, осуществляющим деятельность на территории Иркутской области?
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В Иркутской области специальные рабочие места создаются работодателями в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с приказом министерства труда и занятости Иркутской области от 29 апреля 2013 года № 19-мпр «О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях, в учреждениях, организациях, у индивидуальных предпринимателей».
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям, среднесписочная численность работников которых составляет:

  • Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
    • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
    • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
    • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.
    • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
    • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
    • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
    • родителям-одиночкам, особенно матерям;
    • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
    • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
    • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
    • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
    • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

    Штраф за; неоформленного сотрудника для; ИП в; 2022 году

    Предприниматели без работников платят налог по выбранной системе налогообложения и страховые взносы за себя. Когда приходит время нанимать сотрудников, то финансовая нагрузка резко увеличивается. Работник по трудовому договору обходится ИП дорого, и дело не только в зарплате.

    Также ФНС старается автоматизировать процесс и ищет нарушителей с помощью специальных программ. За банковскими счетами ИП следят, и если увидят подозрительные операции — например, снятие крупных сумм в одни и те же числа каждого месяца — могут заподозрить неладное.

    С приходом сотрудников отчетов становится в разы больше — приходится сдавать 6-НДФЛ и расчеты по страховым взносам в налоговую, несколько отчетов в пенсионный фонд, 4-ФСС в фонд социального страхования. При этом нужно разбираться в тонкостях заполнения каждой бумаги, держать в голове сроки сдачи, следить за изменениями в законодательстве — не у каждого ИП есть на это время и силы.

    Читайте также:  Сколько По Времени Снимается Арест С Квартиры У Приставов

    Неофициальный найм — это риск для предпринимателя. Если с сотрудником не оформлен трудовой договор, то экономить на налогах и взносах может и получится. Но в случае разоблачения ФНС и фонды выпишут штраф и доначислят все, что недополучили ранее. В некоторых случаях грозят более серьезные санкции — вплоть до уголовной ответственности.

    Неоформленных сотрудников налоговая выявляет в ходе плановой или внеплановой проверки — застает на рабочих местах или находит доказательства трудовой деятельности по графикам отпусков, накладным, пропускам, платежкам и другим бумагам. Даже информация на официальном сайте компании порой помогает проверяющим — если там указаны данные работника, а по документам он у ИП не числится.

    • предоставит в орган по миграционному учету заведомо недостоверные сведения или документы;
    • не предоставит иностранцу помещение для фактического проживания (пребывания) или сам иностранец не намерен проживать в помещении, по которому поставлен на учет;
    • укажет адрес компании для постановки на учет иностранца, но фактически это лицо в данной компании трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность не осуществляет.

    А вот если вас пытаются наказать за то, что вы не сообщили в орган по миграции об изменении трудовой функции иностранца (к примеру, перевели его из водителей в продавцы), то такой штраф будет незаконным. ВС РФ в Постановлении от 18.09.2020 № 31-АД20-3 напомнил, что работодателю не нужно уведомлять МВД об изменении должности, рабочего адреса и других условий труда иностранца, пока трудовой договор с ним не будет расторгнут.

    • штрафы в сумме до 50 000 руб., на компанию, до 20 000 руб. на руководителя, если факт выплаты иностранцам-ВКС заниженных зарплат будет выявлен при проверке трудовой инспекцией (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
    • уголовная ответственность руководителя при невыплате зарплаты иностранцу-ВКС более 3 месяцев (ст. 145.1 УК РФ);
    • запрет на 2 года на привлечение новых иностранцев-ВКС, если работодатель выплачивает иностранцу-ВКС зарплату ниже законодательного предела (п. 13 и п. 26.1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

    За невыполнение этих обязанностей наступает административная ответственность по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Исходя из судебной практики по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ штрафом могут быть наказаны как должностные лица, так и юридические лица. К примеру, компании не удалось отбиться от штрафа в 400 000 руб. за неисполнение обязанности по уведомлению подразделения по вопросам миграции об убытии иностранца (Постановление ВС РФ от 13.03.2020 № 5-АД20-28).

    • предоставил(а) торговое место на территории торгового объекта, производственного, складского или иного помещения иностранному гражданину, незаконно привлекаемого к работе;
    • выдал(а) иностранному гражданину, незаконно осуществляющему торговую деятельность, разрешение на ее осуществление;
    • допустил(а) иностранца, незаконно осуществляющего торговую деятельность, к ее осуществлению.

    Значит, в первую очередь необходимо принять локальный нормативный акт о выделении (создании) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. Данная квота установлена Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ, согласно которому работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников; работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

    Данная точка зрения согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой непредоставление в службу занятости населения ежемесячной информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и наличии вакантных рабочих мест на квотируемые рабочие места не влечет наступления административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ.

    Далее необходимо представить в Центр занятости населения информацию о наличии вакантных мест и о выделении (создании) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для того, чтобы Центр занятости мог направлять для трудоустройства инвалидов. При этом, хоть в Законе прямо и прописано, что работодатель обязан предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, позиция Верховного Суда РФ такова, что непредоставление в службу занятости населения ежемесячной информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и наличии вакантных рабочих мест на квотируемые рабочие места не влечет наступления административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ. Однако работодатель обязан самостоятельно осуществлять поиск работников с ограниченными возможностями путем размещения объявлений или иными способами.

    Любой работник имеет право на защиту своих трудовых прав. Статья 64 ТК РФ устанавливает, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

    Так, в соответствии со ст. 20 Федерального закона N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

    За какие нарушения трудового законодательства работодателя привлекут к уголовной ответственности

    Работодателям следует помнить: если в трудовом договоре или локальном нормативном акте указано, что премия является гарантированной, и приведены конкретные показатели, при достижении которых работодатель обязан ее выплатить, то невыплата премии будет расцениваться как невыплата заработной платы.

    Повышенную осмотрительность при установлении заработных плат стоит проявлять работодателям, привлекающим людей для работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях. Конституционный Суд в Постановлении от 7 декабря 2017 г. № 38-П подтвердил, что районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных местностях не могут включаться в состав МРОТ, так как компенсируют работникам дополнительные материальные и физиологические затраты, а МРОТ гарантирован каждому, кто отработал норму рабочего времени, независимо от региона.

    Пленум ВС РФ в Постановлении от 29 ноября 2018 г. № 41 отметил, что подлежит установлению и доказыванию не только факт нарушения специальных правил, но и наличие или отсутствие причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями. Если будет установлено, что несчастный случай на производстве произошел только вследствие небрежности пострадавшего, суд должен будет решить вопрос о вынесении оправдательного приговора. Если последствия наступили в результате как действий (бездействия) подсудимого, так и небрежности потерпевшего, суду следует учитывать поведение последнего при назначении наказания.

    Невыплата заработной платы квалифицируется как преступление, только если работодатель допустил это умышленно, из корыстной или иной личной заинтересованности. Правоохранительные органы должны доказать наличие у руководителя организации реальной финансовой возможности для выплаты зарплаты или отсутствие такой возможности вследствие его неправомерных действий. В связи с этим по большинству сообщений о преступлении, предусмотренном ст. 145.1 УК РФ, принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

    В ст. 143, 216, 217 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов. Требования охраны труда содержатся в федеральных и региональных нормативных правовых актах (например, в стандартах безопасности труда, правилах и типовых инструкциях по охране труда).

    Adblock
    detector