Нормативео Правовая Основа Антикоррупционной Прлитики В Рф 2022

В состав сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы в аппарате Думы Великого Новгорода, и членов их семей, подлежащих размещению на официальном сайте Думы Великого Новгорода и предоставляемых для опубликования печатным средствам массовой информации включены данные о цифровых финансовых активах и цифровой валюте.

Законопроектом предусмотрен механизм, позволяющий обращать в доход Российской Федерации денежные средства, поступившие на счета в банках и иных кредитных организациях лица, замещающего должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход этих лиц за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения.

Оговорено, что лица, замещающие государственные должности, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, и лица, замещающие указанные должности, а также их супруги и несовершеннолетние дети в числе прочего обязаны представлять сведения о цифровых финансовых активах, цифровой валюте.

Нижний предел суммы денежных средств, в отношении которых не представлены сведения, подтверждающие законность их получения, при котором органы прокуратуры должны будут обратиться в суд с заявлением о взыскании в доход Российской Федерации соответствующей денежной суммы, предлагается установить в сумме 10 ООО рублей.

при осуществлении проверок исполнения бюджетного законодательства в обязательном порядке проверять законность и обоснованность закупок, а также наличие выделенных (запланированных) на эти цели бюджетных средств органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления;

В этот перечень включены лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50 процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в публично-правовых компаниях и государственных внебюджетных фондах.

В связи с этим расширен предусмотренный пунктом 1 примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые признаются должностными лицами для целей главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» Кодекса.

В пункт 1 примечаний к статье 201 Кодекса вносится корреспондирующее изменение, определяющее, какие лица признаются выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Изменения в антикоррупционном законодательстве Российской Федерации

В связи с изданием Федерального закона от 24 февраля 2022 года № 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации» расширяется круг должностных лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности.

Должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ теперь признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В статьях главы 23 и статье 304 УК РФ лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в пункте 1 примечаний к статье 285 УК РФ, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, или лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Контроль за расходами должностного лица осуществляется в случае установления факта приобретения им или членами его семьи в течение отчетного периода объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций на сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три предыдущих года.

2) противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

С ним согласен и известный российский экономист Никита Кричевский, который отмечает, что и сегодня вся эта информация о иностранных счетах не является секретом. Она доступна: тот же Росфинмониторинг, ФСБ могут совершенно спокойно получать информацию о счетах. Сам же новый законопроект он считает скорее «уточнением рамок», никакого прорыва или инновации экономист в нем не видит. Может ли он помочь побороть коррупцию в России?

2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

4) функции государственного, муниципального (административного) управления организацией — полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Антикоррупционная политика в 2022 году с изменениями

Например, у человека есть счета в банке в другой стране. В соответствии с законом, он должен их закрыть после того, как становится государственным чиновником. Однако он не может этого сделать из-за антироссийских санкций, которые ввели Соединенные Штаты Америки.

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее — органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;

2. Генеральной прокуратуре Российской Федерации ежегодно, до 1 марта, информировать председателя президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции о результатах деятельности, осуществляемой правоохранительными органами, по борьбе с преступлениями коррупционной направленности.

  • Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов “обратной связи”, телефона доверия и т.п.).
  • Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов “обратной связи”, телефона доверия и т.п.).
  • Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.
  • Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций.
  • Ежегодное заполнение декларации о конфликте интересов.
  • Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер.
  1. Обучение и информирование работников:
  • Ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации.
  • Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции.
  • Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
  1. Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной политики организации:
  • Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур.
  • Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета.
  • Осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам.
  1. Привлечение экспертов:
  • Периодическое проведение внешнего аудита.
  • Привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и организации антикоррупционных мер.
  1. Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов:
  • Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции.
  • Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.
Читайте также:  Продажа единственного жилья налог 2022

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22.10.2015 № 588 » Об организации работы по проведению проверок достоверности и полноты сведений, представляемых при замещении должностей федеральной государственной службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, назначение на которые осуществляется Президентом Российской Федерации и Генеральным прокурором Российской Федерации, и при продлении срока полномочий прокурора»
Текст приказа

Указ Президента РФ от 10.10.2015 № 506 «Об утверждении Положения о порядке принятия лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной службы, почётных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций»
Текст указа

Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 № 613 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению»
Текст постановления

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»
Текст постановления

Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»
Текст федерального закона

ПРОБЛЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Актуальность и значимость данной темы заключается в том, что сегодня в РФ коррупция превратилась уже не просто в криминальную проблему, а в общегосударственный негативный фактор, который не только лишь подрывает авторитет властей, но и разрушает государственность и все более глубоко подрывает экономическую безопасность страны.

В России коррупция – это не только самый доходный бизнес, но и часть национальной идеи. Любую важную государственную задачу чиновники воспринимают как повод для зарабатывания. Поэтому коррупция стала не цементирующей силой бюрократии, а системой, разрушающей всю страну.

Если все же давать более чёткое определение коррупции, оно должно звучать так: «коррупция – это злоупотребление служебным положением, публичными и вверенными ресурсами в личных целях, либо как любое использование служебного положения представителями власти в личных целях вопреки интересам общества и государства».

Всё это вместе взятое, а также и многое другое, обусловленное контекстом каждой конкретной ситуации, является глубочайшей проблемой, которая требует от власти долгого, методичного, муторного, но необходимого профилактического решения. Каждый коррупционер, особенно высокого ранга, ставит под сомнение доверие народа к власти. В сущности, это одна из проблем национальной безопасности страны.

Нынешняя жизнь во многом имеет виртуальный характер, и люди, особенно облечённые властью, зачастую не думают вообще ни о чём, пребывая в герметичном, комфортном состоянии, и разного рода «сигналы», свидетельствующие об изменениях в реальности, просто до них не доходят. Но это лишь одно, психологическое объяснение. Второе – это встроенность каждого конкретного чиновника в определённую систему, «выход» из которой, во-первых, затруднителен по ряду объективных причин, а во-вторых, не гарантирует ничего хорошего.

Статья 6

1. Правовую основу антикоррупционной политики составляют Конституция государства, нормы закрепленные в настоящем Законе и других законах государства, а также в иных нормативных правовых актах, предусматривающих меры предупреждения коррупции, пресечения коррупционных правонарушений и ответственности за них.

4. Антикоррупционная деятельность политических партий и других общественно-политических объединений, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями, определяется соответственно их уставами и иными учредительными документами.

2. Настоящим Законом устанавливаются основы антикоррупционной политики, основные начала антикоррупционной политики органов государственной власти субъектов государства (для федеративных государств), общие принципы антикоррупционной политики органов местного самоуправления.

5. Антикоррупционная политика государства строится с учетом международно-правовых стандартов. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства являются составной частью правовой основы антикоррупционной политики. Если международным договором государства установлены иные правила по сравнению с настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2022 — 2023 годы; (утв

В целях недопущения нарушений требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации, организации единого подхода к выполнению мероприятий антикоррупционного характера обеспечено представление обновленных уведомлений о родственниках федерального государственного служащего, проходящих службу и (или) работающих по трудовому договору в УИС, или об их отсутствии (далее — уведомление), в соответствии с которыми все работники предупреждены об ответственности за несоблюдение требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации и привлечении к юридической ответственности, в том числе об увольнении в связи с утратой доверия, в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте ФСИН России и направлен в структурные подразделения ФСИН России, территориальные органы ФСИН России и организации (учреждения, предприятия), созданные для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, для заполнения и последующего представления в соответствующее подразделение, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Также обобщена практика проведения кадровыми службами и подразделениями собственной безопасности территориальных органов ФСИН России мероприятий по профилактике коррупции. В территориальные органы ФСИН России и учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН России, направлен соответствующий обзор.

В результате проведенной работы территориальными органами ФСИН России осуществлены мероприятия по устранению недостатков и нарушений антикоррупционного законодательства Российской Федерации в части наполнения подразделов официальных сайтов, посвященных вопросам противодействия коррупции.

от 10.01.2022 N 1 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

Совершенствование антикоррупционного законодательства, в том числе в части предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе, в госкомпаниях и госкорпорациях, противодействия коррупции в сфере государственных закупок, минимизации коррупционных рисков при исполнении федерального бюджета, мониторинга реализации крупных проектов с государственным участием, противодействия совершению нарушений коррупционного характера при международных коммерческих сделках. Вопросы защиты лиц, уведомивших о коррупционных преступлениях. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Антикоррупционное просвещение.

Об утверждении Перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

Об утверждении Перечней должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных гражданских служащих Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством промышленности и торговли Российской федерации, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

Читайте также:  Как Пополнить Транспортную Карту Имея Льготный Проедной

Об утверждении Порядка сообщения Министром промышленности и торговли Российской Федерации и федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и загранаппарата Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации

О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, при замещении которых запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, и Перечня отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, при замещении которых запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами

В статье рассмотрены проблемы противодействия коррупции, взаимодействие правоохранительных органoв с федеральными органами исполнительной власти, основные организационные мероприятия, направленные на профилактику коррупции.
Ключевые слова: коррупция,противодействие коррупции, профилактика коррупции, эффективность антикоррупционной деятельности.

Проблема коррупции и противодействия ей особенно резко актуализировалась в последнее время — как в мире, так и в России Она определена чрезвычайно высоким уровнем национальной и общественной опасности рассматриваемого социального явления. В результате коррупционных правонарушений ущемляются права, законные интересы граждан, организаций, причиняется колоссальный материальный ущерб. Коррупция, проникнув в различные сферы жизнедеятельности общества и государства, разлагает структуры всех ветвей власти, приводит к огромным потерям в экономике, снижает эффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, оказывает резко отрицательное влияние на морально-нравственные качества граждан Российской Федерации. Она дестабилизирует ситуацию как в целом в России, так и в отдельных субъектах Российской Федерации [9].
Деятельность органов исполнительной власти в большей степени по сравнению с другими органами власти подвержена коррупции, так как здесь сконцентрировано оперативное управление финансовыми, информационными, материально-техническими, экономическими, кадровыми и иными ресурсами [8]. Повышенную подверженность коррупции органов исполнительной власти предопределяют следующие факторы:
• активные контакты с физическими и юридическими лицами;
• существенная значимость полномочий, принадлежащих органам исполнительной власти;
• отсутствие реальной ответственности за коррупционные
и коррупциогенные проступки;
• относительно низкий уровень оплаты труда государственных служащих.
Существенная роль в решении проблемы противодействия коррупции отведена эффективному взаимодействию правоохранительных органов с федеральными органами исполнительной власти.
Взаимодействие понимается как система мер, основанная на законах, подзаконных нормативных актах, согласно их целям, месту и времени; это работа разнообразных исполнителей по совместному решению поставленных перед ними задач [7]. В числе нормативных правовых актов: Конституция Российской Федерации, федеральные законы о противодействии коррупции, указы Президента Российской Федерации о мерах по противодействию коррупции, распоряжения правительства, местные нормативные правовые акты. Все это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства[5].
Коррупционная преступность, как ни один другой вид преступности, способствует росту и молниеносному распространению многих видов преступности. По данным за 2016 год одними из наиболее коррумпированных сфер деятельности являются: сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, здравоохранение, образование, наука и культура, которые напрямую затрагивают все общество в целом.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2022 года одним из главных направлений политики в сфере обеспечения безопасности на долгосрочную перспективу является совершенствование правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией. К основным мероприятиям, направленным на профилактику коррупции, можно отнести проведение постоянного анализа изменений коррупции и её причин с учётом социально-экономических и политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы, расширение сферы коллегиального принятия решений [3]. Велика роль институтов гражданского общества, усиления прозрачности и содействия вовлеченности населения в противодействие коррупции.
Для улучшения организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по антикоррупционной политике должностные лица всех органов государственной власти обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений об известных им фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции [6].
Противодействие коррупции предполагает комплексную систему действий со стороны государства, обеспечивающую согласованность деятельности, объединение усилий всех органов и организаций, и, в первую очередь, путем осуществления эффективного взаимодействия различных субъектов антикоррупционной деятельности на прочной законодательной и организационной основе.
В соответствии с положениями Федерального закона «О противодействии коррупции» Президентом Российской Федерации утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и изложен в новой редакции Национальный план противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы. В этих документах определена программа действий как органов государственной власти, органов местного самоуправления, так и институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. В этой системе мер в качестве одной из важных составляющих выступает координация правоохранительной деятельности по борьбе с коррупцией, осуществляемая органами прокуратуры [1].
К числу задач, установленных Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, отнесены:
1. совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах России;
2. активизация антикоррупционного просвещения граждан;
3. обеспечение исполнения законодательных актов
и управленческих решений в области противодействия коррупции в соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции, целью которой является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе [3].
Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов предписано обобщать практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции с принятием мер по повышению результативности и эффективности работы с ними.
Главной особенностью современного этапа противодействия, коррупции в России является переход от отдельных мер реагирования на частные проявления коррупции к применению системного подхода в сфере противодействия этому опасному социально-экономическому явлению. Принятие основополагающих документов свидетельствует о том, что в Российской Федерации в основном сформирована правовая и организационная основы противодействия коррупции. Однако эффективность принимаемых мер остается недостаточной. Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, со стороны федеральных органов исполнительной власти, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и обоснованно рассматривается как одна из угроз безопасности России [9].
Правительством Российской Федерации уделяется особое внимание вопросу противодействия коррупции. За короткое время на федеральном и региональном уровнях был принят целый пакет нормативных актов антикоррупционной направленности, в работу властных структур планомерно внедряются механизмы противодействия коррупции.
В Ульяновской области по инициативе Губернатора — Председателя Правительства С.И. Морозова впервые в России на уровне субъекта Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, в чьи функции входит защита прав и интересов граждан и общественных институтов от возможных коррупционных проявлений в деятельности представителей государственного и муниципального управленческого аппарата.
14 марта 2016 года Постановлением Правительства Ульяновской области № 5/92-П утверждена областная программа «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2022 годы (далее – Программа). Программа разработана в соответствии с Законом Ульяновской области от 20 июля 2012 г. № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» [4].
Программа направлена на повышение эффективности противодействия коррупции и снижение ее уровня в системе органов государственной и муниципальной власти Ульяновской области и подведомственных им учреждений, а также снижение уровня коррупции во всех сферах общественной жизни и устранение причин возникновения коррупционных проявлений [10]. В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы Программа предусматривает мероприятия, направленные на профилактику коррупционных проявлений в сфере миграционных правоотношений, реализации полномочий при закупке товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, а также мероприятия, направленные на осуществление межведомственного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти Ульяновской области и правоохранительными органами по вопросам реализации государственной политики в области противодействия коррупции [2].
Проведённый Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области и отделом администрации Губернатора Ульяновской области по обеспечению деятельности Уполномоченного
по противодействию коррупции в Ульяновской области анализ исполнения Программы за первое полугодие 2017 года показывает высокую степень исполнения предусмотренных ею мероприятий.
Противодействие коррупции предполагает разработку и осуществление разнообразных, последовательных мер государства и общества по минимизации условий и причин, порождающих коррупцию во всех сферах жизни и побуждающих государственного гражданского служащего, работника правоохранительной структуры или военнослужащего к совершению коррупционных действий. Главные направления в решении проблемы противодействия коррупции должны корректироваться не только по мере исполнения отдельных мероприятий, но и с учетом результатов точного и глубокого анализа явления коррупции, ее причин, мотивации коррупционного поведения, более серьезной и объективной оценки прямых и косвенных экономических и других потерь, угрозы социально-политической и национальной безопасности страны.
В целях совершенствования правового механизма противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти необходимо закрепление специальным нормативным актом общих для всех видов государственной службы ограничений и запретов, предъявляемых к лицам на государственной службе, создание Федеральной службы по противодействию коррупции.

Читайте также:  Кто Присваивает Кадастровый Квартал Участку

Всё это вместе взятое, а также и многое другое, обусловленное контекстом каждой конкретной ситуации, является глубочайшей проблемой, которая требует от власти долгого, методичного, муторного, но необходимого профилактического решения. Каждый коррупционер, особенно высокого ранга, ставит под сомнение доверие народа к власти. В сущности, это одна из проблем национальной безопасности страны.

Для России борьба с коррупцией, по сути, превратилась в настоящую войну. Коррумпированность нынешней российской системы государственного управления, отдельных ведомств, предпринимательских структур, вовлеченность в систему коррупционных отношений значительного числа россиян давно стали проблемой, которая вызывает повышенное внимание общества. Поэтому особое внимание в вопросах борьбы с коррупцией направлено со стороны Президента РФ, именно для этого был утвержден Национальный план противодействия коррупции.

Коррупция, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», является «злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества , иных имущественных прав для себя или для третьих лиц , а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица».

Немаловажной проблемой выступает развитие правового понятия коррупции, закрепленного в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции». На сегодняшний день имеющееся определение не содержит комплексного содержания коррупционного деяния, позволяет некую свободу усмотрения правоприменительных органов в отношении квалификации данного деяния. Поэтому из имеющегося определения не следует, принадлежат ли к коррупционным только те деяния, которые именно запрещены уголовным законом, или же и те, в отношении которых отсутствует запрет. Поэтому предлагается внести дополнения в действующее законодательство в отношении определения коррупции. Итак, предлагается нормативно изложить определение коррупции так чтобы оно носило как криминологическое значение, так и имело бы законодательную юридическую конструкцию, которые не исключают правового определения квалифицирующего признака противодействия коррупционным проявлениям и преступлениям.

Решение данной проблемы связано с формированием открытого и прозрачного механизма подготовки руководящих кадров на самых различных уровнях. Необходима государственная система воспитания, обучения и развития руководящих кадров в области государственного и муниципального управления

Эффективность антикоррупционной политики и ее основные принципы

За исключением личных интересов, побуждающих совершать коррупционные действия, существуют и некоторые внешние обстоятельства – объективные факторы, которые также вынуждают прибегнуть к коррупции. Это и низкие зарплаты, низкий морально-этический уровень всего общества, процветание монополизма в экономике, полное отсутствие заинтересованности властей в борьбе с коррупцией, несовершенства законодательства и другие факторы. Помимо этого очень часто сами граждане предпочитают умалчивать о факте коррупции, поэтому правоохранительным органам достаточно тяжело самостоятельно бороться с коррупцией, здесь необходимо активное участие населения.

Термин «коррупция» подразумевает собой разрушительный, трудно контролируемый процесс, затрагивающий современную власть на всех ее уровнях и становящийся сложной преградой для устойчивого, стабильного развития экономики всей страны. Под натиском коррупции демократические институты разрушаются, неизбежно наступает расслоение общества на тех, кто имеет доступ ко всем материальным благам, и на тех, кому путь к ним закрыт. Помимо угрозы деградации демократии и стагнации экономики, коррупция также влечет за собой разрушение всех моральных устоев и принципов нашего общества, что в дальнейшем может привести к неизбежным и тяжелым социальным последствиям. Авторитет властных структур и доверие народа к ним неумолимо пропадают, страна теряет свою престижность и свой имидж на мировой арене. Коррупция представляет собой серьезную опасность для любого государства и общества [2, с. 59–60] (Akhmetov, 2022, р. 59–60).

Эффективность справедливо рассматривать как успешность или результативность проведенной политики против коррупции. Огромный вклад и значение вносят антикоррупционеры, которые обладают высокой степенью подготовки и квалифицированными знаниями в данной области противодействия. Однако для того чтобы обучить достойные кадры и в конечном итоге приобрести настоящих профессионалов, необходим достаточно большой объем трудовых и финансовых ресурсов. Успешность, другими словами, – это деятельность, которой дается положительная оценка. Противодействие, особенно в данном случае, имеет переменный успех. В зависимости от того, насколько обстоятельства трудные, их преодоление уже можно считать за успех. Нужно учитывать то, что успешность любой антикоррупционной политики определяется не только по большим и громким делам, в которых сопричастны известные публике люди, но и по общей оценке мониторинга [5, с. 6–7, 12] (Gorshenkov, 2016, р. 6–7).

Количественные оценки эффективности, или наоборот, неэффективности необходимы, чтобы показать, например, постепенное снижение зарегистрированных коррупционных нарушений за определенный период времени, согласно плану, который был принят ранее. Помимо количественных критериев, имеют место быть такие критерии, как математические, фиксирующие количество возбужденных уголовных дел или выявленных коррупционных преступлений, так и качественные критерии, которые основываются на большом количестве осужденных коррупционеров (принципе неотвратимости ответственности) [5, с. 10–11] (Gorshenkov, 2016, р. 10–11).

В зависимости от того, насколько эффективно действующая система выявляет, расследует и привлекает к ответственности всех без исключения участников коррупционной деятельности, будет и соответствующий результат. Ко всему прочему, данная система должна иметь конкретный порядок проведения антикоррупционной экспертизы и полностью согласовываться со всеми действующими нормативно-правовыми актами. В случае получения сведений о факте совершения коррупционного нарушения в соответствующие области противодействия проявления коррупции осуществляется дальнейшая передача информации в государственные органы [6, с. 73] (Kulueva, 2022, р. 73).

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Коррупцию нельзя рассматривать только как уголовно-правовое и административно-правовое понятие. Это также и социальное, и общеправовое явление. В связи с этим перед наукой конституционного права ставятся конкретные задачи, которые связаны с исследованием конституционно-правовых основ противодействия коррупции и антикоррупционной политики, где должно происходить конкретное в данном вопросе разграничение компетенции между федеральными, региональными и местными органами власти, а также четкое определение пределов полномочий законодательных (представительных), исполнительных, судебных и иных органов власти.

Осуществляемый местным самоуправлением контроль в сфере противодействия коррупции использует такие формы, как публичные слушания, сельские сходы (собрания), публичные доклады и отчеты, гласность, средства доступности общения людей. Социальная среда, мотивы и действия людей становятся легкообозримыми. Коррупционные решения, поступки и действия — на виду местного сообщества. Это очень заметно в тех сферах деятельности, где роль местных органов особенно велика, — образование, землепользование, строительство, бюджетные расходы и т.п. Здесь и встречается немало коррупционных проявлений типа корыстного сговора, незаконных сделок, мошенничества и т.п. Средства реагирования есть. [2]

В Уголовном кодексе Российской Федерации [6] разграничены преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (Глава 30) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (Глава 23). Законодателем определено, что преступления, предусмотренные гл.23 УК РФ имеют отношения к преступлениям в сфере экономики и, возможно, поэтому законодатель посчитал их менее опасными.

Статья 12 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [10], другие федеральные законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ позволяют демократической местной власти обеспечивать соблюдение законности и не допускать нарушений правопорядка.

Конституционно-правовую основу антикоррупционной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон о противодействии коррупции, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Adblock
detector