Новости О Пенсионной Реформе В Белорусии В 2022 Году Сегодня

Лукашенко анонсировал возможные новшества по пенсиям

Скорее всего, речь идет все-таки про добровольную накопительную пенсию. Предполагаем это, учитывая предыдущие заявления чиновников о том, что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам» и белорусы не готовы к обязательной системе накопления, а также учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране. Речь в том числе про то, что сейчас инфляция превышает прогнозные показатели, повышаются НДС на лекарства и многие продукты, детские товары, вызывает вопросы ситуация на валютном рынке.

— К сожалению, кризис 2015–2016 годов показал, что очень сложно эти деньги сохранить и, главное, приумножить, чтобы сохранить покупательную способность. Россия столкнулась с тем, что пенсионный фонд получил отрицательную доходность, и после этого накопления немножко заморозили. Я думаю, что речь о введении обязательного накопления может идти, только когда мы точно почувствуем стабилизацию экономики, — отмечал Валерий Ковальков.

Александр Лукашенко заявил, что внес предложения и по совершенствованию пенсионной системы. Он подчеркнул, что «государство обязано приложить максимум усилий, чтобы жизнь человека в возрасте была полноценной и активной, и оно выполняет свои обязательства по пенсионному обеспечению, адаптируясь к новым реалиям». При этом было заявлено, что с 2022 года средний рост пенсий опережает инфляцию, то есть их размер перекрывает динамику цен.

Еще один вопрос, на который пока нет точного ответа, — через какой финансовый инструмент работникам и нанимателям предложат копить на дополнительную пенсию. Наиболее вероятный вариант — через страховые компании. Пока накопительная пенсия не стала обязательным элементом пенсионной системы в Беларуси, но белорусы могут откладывать на дополнительную пенсию сами. Сейчас на рынке добровольного страхования дополнительной пенсии работают всего две компании. Одна государственная — «Стравита». Это дочернее предприятие страховой компании «Белгосстрах». Вторая — частная компания «ПриорЛайф» — «дочка» Приорбанка.

При этом Александр Лукашенко на ВНС признал, что уровень пенсий не такой высокий, как хотелось бы. «В связи с этим он предложил дальнейшее совершенствование пенсионной системы, в том числе поэтапно внедрять накопительную пенсионную систему», — приводят слова Лукашенко на его сайте.

В Беларуси назревает пенсионная реформа

Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2022 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.

Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2022-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.

Таких цифр, возможно, не было бы без стартовавшего с 2017 года постепенного повышения пенсионного возраста за 5 лет. В текущем году на заслуженный отдых выходят 57-летние женщины и 62-летние мужчины, через 2 года пенсионный возраст составит 58 и 63 года соответственно.

Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.

Если в 2022 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2022 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.

Пенсии некоторым категориям граждан с 1 января 2022-го будут начислять по-новому

Во втором полугодии в стране был принят ряд важных документов, позволяющих социально уязвимым категориям граждан чувствовать себя более защищенными. Ряд новшеств касается назначения пенсий. С нового года изменения в законодательстве вступают в силу. Заместитель Министра труда и соцзащиты Валерий Ковальков разъяснил корреспонденту «Р», в чем эти новшества и кого конкретно они коснутся.

Действующее законодательство позволяет матерям детей-инвалидов (инвалидов с детства) выйти на пенсию раньше обычного срока на 5 лет, и для назначения этой пенсии им требуется страховой стаж 5 лет. Однако бывает, что ребенок-инвалид рождается в семье до начала трудовой деятельности женщины, и тогда невозможно сформировать даже пятилетний стаж работы с уплатой взносов в ФСЗН. Чтобы поддержать родителей, которые ухаживали за детьми-инвалидами с третьей и четвертой степенью утраты здоровья, впоследствии признанными инвалидами с детства I группы, социальная пенсия для них вырастет почти в два раза – до 130 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера за два последних квартала (БПМ пенсионера). Сегодня пенсия составляет 129 рублей, а в январе 2022 года увеличится до 253,7 рубля. При этом речь идет о тех, кто ухаживал за инвалидом не менее 20 лет.

Новшество коснется пенсионеров, которые какое-то время не могли платить страховые взносы. Например, людей, которые ухаживали за нетрудоспособным родственником, занимались фермерским и домашним хозяйством. Раньше они могли рассчитывать только на социальную пенсию, а теперь вправе претендовать на трудовую. А это при 10 годах страхового стажа 73 процента бюджета прожиточного минимума пенсионера. За каждый полный год сверх этих 10 лет пенсия дополнительно увеличивается на 3 процента БПМ пенсионера, но не более чем на 100 процентов этой величины.

С нового года реализуется и еще одно нововведение, касающееся пенсии, но уже другого вида – по потере кормильца. Законодательство расширяет круг лиц, которым может назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Право на такую пенсию предоставляется в двух случаях. Первый – если гражданам по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, но при этом они не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами или ремесленниками. Второй случай – если они индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, ремесленники, но на время ухода за ребенком до 3 лет приостановили соответствующую деятельность.

Тема ежегодного повышения страхового стажа одна из самых обсуждаемых в обществе. Часто люди обижаются: им немного не хватает до требуемого стажа – порой всего несколько месяцев, а они получают только социальную пенсию. Причем на таких же условиях и в таком же размере, как и те, кто трудился совсем мало либо вообще не работал.

Вариант второй — увеличить налоги. Самые весомые поступления в бюджет (74,8%) в прошлом году давали пять позиций: НДС (7,85 млрд рублей), подоходный налог с физических лиц (6,67 млрд), акцизы (2,96 млрд), налог на прибыль (2,79 млрд), налог на недвижимость (1 млрд).

— Кроме того, многие экономики переходного типа, которые шли от командной к рыночной, часто использовали средства от приватизации советских предприятий. Это уже больше вопрос к министерству финансов, где изыскать средства, — отмечает аналитик. — Если мы посмотрим на траты из бюджета, то поймем, что, в принципе, деньги на реформу найти можно. Правительство часто тратит деньги на вещи, которые не так важны и не так окупаемы, как пенсионная реформа. К примеру, миллиарды долларов вложили в не самую необходимую модернизацию, которая не дала ожидаемого эффекта. Можно проанализировать расходы бюджета и сэкономить на тратах, которые являются внеочередными, но провести необходимую реформу.

— Потому что здесь идет речь про очень долгосрочное планирование. Люди сейчас принимают пенсионные решения, которые аукнутся им через 30—40 лет. И поэтому людям нужно понимать и верить, что они живут в стабильной стране, где государство не меняет свое мнение каждый год, где устойчивые институты смены власти, чтобы следующие лидеры выполняли обязательства и так далее. Если не будет такой серьезной степени доверия, то реализация этой реформы практически невозможна, — говорит аналитик.

Читайте также:  По статье 228 часть 4 поправка 2022 года

С 2013-го страховой стаж увеличили с 5 до 10 лет, еще через два года — до 15. С 2016 по 2025 год минимальный страховой стаж будет расти каждый год на полгода и в итоге станет составлять 20 лет. Правда, нескольким тысячам белорусов не хватило страхового стажа, и они оказались с совсем невысокими социальными пенсиями.

— Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина, — говорит старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Лев Львовский. — Солидарная пенсионная система создавалась очень давно, в середине XX века, когда население росло большими темпами и в развитых странах, и в развивающихся. В таких случаях солидарная система выглядит довольно привлекательно.

Пенсионная система многих развитых стран состоит минимум из двух частей: минимальная часть от государства плюс собственные накопления. Например, пенсионер в Дании получает две пенсии: минимальную от государства и частную, которая высчитывается пропорционально заработку человека. Если человек получал хорошую зарплату и имеет неплохие пенсионные накопления, государственная пенсия будет ниже. И наоборот. В итоге средний житель Дании получает на пенсии 65 — 70% от своего прошлого заработка, или примерно 2,5 тысячи евро в месяц. А в Нидерландах и вовсе трехуровневая пенсионная система: добровольное страхование, государственная и профессиональная пенсии.

Около 3,5 тысячи белорусских пенсионеров попали в пенсионную ловушку и не смогли наработать свой страховой стаж. Многие из них работали неофициально или за границей, а за тех, кто работал по закону, наниматель мог просто не платить взносы в ФСЗН. Как раз для них 2022-й принесет изменения к лучшему: с 1 января начнет действовать указ президента, по которому мужчины от 65 лет и женщины от 60 лет, которые наработали не менее 10 лет страхового стажа, получат право на трудовую пенсию по возрасту. Ее размер составит 73% наибольшей величины БПМ пенсионера плюс еще 3% за каждый год страхового стажа сверх этого. То есть, если сейчас такой пенсионер получает 129 рублей, то с нового года станет получать минимум 142,5 рубля. Также на уменьшение минимального страхового стажа до 10 лет могут рассчитывать матери четырех детей, которые раньше были обделены законом.

Напомним, сейчас более четверти жителей Беларуси — пожилые люди, а на 100 работающих приходится 61 пенсионер. А по прогнозам, через 30 лет число последних и вовсе может превысить все экономически активное население. Поэтому Беларусь, как и многие другие страны, столкнувшиеся с подобным риском, стали повышать пенсионный возраст. Например, реформа в соседней России продлится девять лет: к 2028-му возраст выхода на пенсию для мужчин там увеличится с 60 до 65 лет, а для женщин — с 55 до 60. А в стране долгожителей — Японии — изменения растянули аж на 25 лет, они закончатся к 2025 году. За это время пенсию отсрочат всего на 5 лет: на заслуженный отдых японцы обоих полов станут выходить в 65. Многие страны сейчас находятся в процессе реформы, увеличивая время выхода на пенсию в среднем на 1 — 6 месяцев в год.

В Беларуси пенсия состоит лишь из минимальной части государства, а разговоры о введении обязательных дополнительных пенсионных накоплений ведутся долгие годы. В декабре премьер-министр Беларуси Роман Головченко анонсировал «переформатирование пенсионной системы»:

На данный момент минимальный пенсионный возраст для женщин по всему миру находится в диапазоне от 50 лет (во столько уходят на отдых труженицы заводов в Китае) до 67 лет (в Греции и Исландии). Для мужчин планка выше — от 59 лет в Бангладеш до 67 лет в Италии.

Пенсионный возраст в Беларуси

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2022 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Также согласно указу, с 1 января 2022 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Согласно этому документу, с 1 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст в стране повышается ежегодно на 6 месяцев на протяжении шести лет, и к 2022 году достигнет отметок 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Благодаря увеличению пенсионного возраста количество пенсионеров сокращается, что дает возможность увеличивать пенсии более высокими темпами, чем даже заработную плату. В настоящее время в Беларуси живут около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2022 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2022 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2022 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

«Нам совместно предстоит создать условия для стимулирования более продолжительной трудовой жизни», — подчеркнул Петришенко. При этом он уточнил, что в стране будут более активно развивать медико-социальную и гериатрическую помощь, повышать уровень финансовой, компьютерной грамотности пожилого населения.

Читайте также:  Скидки На Ждбилеты Инвалиду 3 Группы

«Задача текущего года — поддержание реального роста пенсионных выплат и доведение уровня средней пенсии по возрасту до 40% от средней заработной платы работника», — заявил Игорь Петришенко во время совместного заседания Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания седьмого созыва.

Касаясь темы глобального старения населения страны, вице-премьер отметил, что в Беларуси нужно создавать условия для стимулирования более продолжительной трудовой жизни, пишет Sputnik. «Более полутора миллиона наших граждан уже перешагнули 65-летний рубеж», — сказал Петришенко.

Петришенко также коснулся такой важной темы как защита прав инвалидов. По его словам, правительство рассчитывает, что депутатами до конца этого года будет принят закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции». В проекте закона речь идет о социальной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Данный проект закона был в первом чтении принят почти год назад.

По его словам, в правительстве прорабатываются подходы по поддержанию средней пенсии по возрасту не ниже 40% от среднемесячной зарплаты по стране. Премьер-министр отметил, что предстоит акцентированная работа с организациями, в которых уровень средней зарплаты складывается ниже среднеотраслевого значения. Предусматривается переход на новые критерии установления минимальной зарплаты в размере не ниже 30% от прогнозного значения среднемесячной зарплаты по республике.

Напомним, в Белоруссии насчитывается более 2,5 млн пенсионеров. В 2017 году в стране было решено постепенно повышать пенсионный возраст. Завершится процесс должен в 2022 году. К этому времени, возраст выхода на пенсию составит у мужчин 63 года, у женщин 58 лет. В текущем году мужчины вправе выходить на пенсию в 62 года, а женщины в 57 лет.

Грядет ли в Беларуси пенсионная реформа, и что предлагают изменить профсоюзы

Александр Лукашенко отметил, с 2022 г. средний рост пенсий опережает инфляцию, то есть их размер перекрывает динамику цен. Вместе с тем Президент признал, что уровень пенсий не такой высокий, как хотелось бы. В связи с этим он предложил поэтапно внедрять накопительную пенсионную систему. Президент предложил подготовить программу «3 + 3», когда работник сможет перечислять на личный пенсионный счет до 3 % от зарплаты, столько же добавит и работодатель.

— К нам обращаются люди и говорят, что это несправедливо. Мы уже направили в правительство свои предложения по совершенствованию пенсионной системы и считаем, что эту тему нужно детально обсудить, выслушать мнение людей и принимать решения по установлению более справедливых подходов, — считает М.Орда.

Еще один актуальный вопрос — размер пенсионных выплат работающим пенсионерам. Сейчас, если работник по достижении пенсионного возраста продолжает работать, размер его пенсии не пересчитывается независимо от того, сколько он еще трудился. При этом работник по-прежнему отчисляет страховые взносы.

В частности, для дифференциации пенсионных выплат предлагается более активно использовать дополнительное пенсионное страхование. Речь идет о более широком участии в таких программах как бизнеса, так и непосредственно работников. При этом должна сохраниться и солидарная система пенсионного обеспечения, которая сегодня действует в Беларуси. Сочетание двух этих механизмов поможет решить вопрос повышения выплат и максимального учета трудовых заслуг работника при назначении пенсии.

Профсоюзы предлагают установить более справедливый подход и производить перерасчет пенсии с учетом стажа работы после ее назначения. Альтернативный вариант — отменить в отношении работающих пенсионеров взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в размере 1 % от заработной платы.

В этой ситуации есть несколько важных моментов, про которые говорят в том числе эксперты. Один из них — чтобы страховые компании обеспечили достаточную доходность по пенсионным страховкам на уровне выше годовой инфляции, которая в 2022-м поставила рекорд за последние 4 года. Немаловажный вопрос, есть ли у населения, особенно в регионах, свободные деньги, которые они могут направить на дополнительное страхование. Особенно актуален этот вопрос в ситуации, когда чиновники повышают НДС на продукты, лекарства, медизделия, детские товары, из-за чего заметно растут розничные цены. То есть на жизнь уходит все больше денег.

В ФСЗН сообщали, что на 2022 год запланировано как минимум одно повышение трудовых пенсий. Пенсии в этом году, как и в целом в ближайшую пятилетку, планируют поднять и удержать на уровне 40% от средней зарплаты. К этой планке чиновники стремятся последние годы, но взять эту высоту если и удается, то в отдельные месяцы.

В нынешнюю пятилетку чиновники хотят заняться расширением использования механизма отложенных пенсий, усилить дифференциацию размеров пенсий (с учетом стажа и заработка), а также развивать добровольное дополнительное накопительное пенсионное страхование.

Ранее Минфин предлагал сделать накопительное пенсионное страхование «добровольно-принудительным». Но, по словам замминистра труда Валерия Ковалькова, если вводить обязательную накопительную пенсию, то придется увеличить и отчисления в Фонд соцзащиты, поскольку фонд уже для текущих выплат вынужден привлекать средства республиканского бюджета. На повышение взносов не согласятся наниматели, работники тоже к этому не готовы.

В декабре прошлого года премьер-министр Роман Головченко анонсировал «переформатирование пенсионной системы». Чиновники хотят «максимально задействовать механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей». Речь про дополнительные пенсии через страховые компании — чтобы белорусам заключать такие договоры как самим, так и через нанимателя.

Кроме того, Петришенко высказался о защите прав инвалидов. По его словам, правительство рассчитывает, что депутатами до конца этого года будет принят закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции». Речь идет о социальной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Данный законопроект был принят в первом чтении почти год назад.

Во время доклада вице-премьер коснулся проблемы глобального старения населения страны. По его словам, в Беларуси нужно создавать условия для стимулирования более продолжительной трудовой жизни. «Более полутора миллиона наших граждан уже перешагнули 65-летний рубеж», – напомнил Петришенко.

Напомним, ранее в правительстве Беларуси озвучили ключевые направления новой пенсионной реформы. В Минтруда республики обозначили «обеспечение реального роста пенсий» как основную задачу на ближайшие пять лет. Согласно докладу ведомства, к 2025 г. средняя пенсия по возрасту должна составить не менее 40% от средней зарплаты в стране. Также ожидается расширение использования механизма отложенных пенсий, усиление дифференциации размеров пенсий (учитывая стаж и заработок). Министерство объявило о намерении развивать добровольное дополнительное накопительное пенсионное страхование.

«Задача текущего года – поддержание реального роста пенсионных выплат и доведение уровня средней пенсии по возрасту до 40% от средней заработной платы работника», – заявил вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко в ходе своего выступления в парламенте республики в среду. На сегодня средняя заработная плата по Беларуси составляет 1 384 бел. руб. ($550).

«Нам совместно предстоит создать условия для стимулирования более продолжительной трудовой жизни», – подчеркнул Петришенко. При этом он уточнил, что в стране будут более активно развивать медико-социальную и гериатрическую помощь, повышать уровень финансовой, компьютерной грамотности пожилого населения.

Новости пенсионной системы: с 1 января 2022 пенсионный возраст вырастет, некоторым «простят» недостающий страховой стаж

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2022-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше», – комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Читайте также:  Новые поправки в пдд 2022

– Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, – отмечает Жанна Тарасевич. – Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений – не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

  • Российская Федерация, где дискутируется повышение возраста для обоих полов до 65 лет;
  • Казахстан, в чьих планах уравнять возраст для женщин с мужским (63 года) с 2022 года;
  • Соединённые Штаты Америки, где порог может повысится с 65 до 69 лет;
  • Эстония, в которой в 2026 году возраст составит 65 лет для всех.

Величина суммы выплат при выходе на заслуженный отдых зависит от места и продолжительности работы, в течение которой переводились регламентированные взносы фонду соцзащиты населения. Начисляя пенсию учитывают возраст заявителя, дату обращения и его стаж.

Также отмечаются ситуации, когда в связи с экономической несостоятельностью организации за работников не уплачивают страховые взносы, переводят их на неполный рабочий день, отправляют в отпуска без сохранения заработной платы. Все это приводит к исключению некоторых периодов из страхового стажа. В качестве решения подобных проблем ФПБ предлагает ввести альтернативные механизмы приобретения застрахованным лицом недостающего страхового стажа и смягчить некоторые условия его исчисления.

Сегодня довольно часто в трудовых коллективах поднимается вопрос о необходимости совершенствования подходов к исчислению страхового стажа. В частности, сейчас в страховой стаж не включают периоды, связанные с беременностью и родами, уходом за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

В Беларуси насчитывается более 2,5 млн пенсионеров при количестве населения почти 9,5 млн. В настоящее время на одного пенсионера приходится 1,7 работающего. Пенсионеры составляют почти 27 % населения Беларуси, расходы на пенсии в 2022 г. достигли 9 % ВВП. Средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера в декабре прошлого года составил 511,3 рубля. За последние 5 лет средний размер пенсий в Беларуси увеличился почти в 1,7 раза.

Пересмотреть систему начисления пенсий, сделав ее более справедливой, — с таким предложением выступил председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда на VI Всебелорусском народном собрании. Что означают эти инициативы, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».

Профсоюзы предлагают установить более справедливый подход и производить перерасчет пенсии с учетом стажа работы после ее назначения. Альтернативный вариант — отменить в отношении работающих пенсионеров взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в размере 1 % от заработной платы.

Премьер-министр Белоруссии заявил о пенсионной реформе

– Для работников бюджетной сферы в меру возможностей бюджета предусмотрено поэтапное повышение размера базовой ставки. В реальном секторе экономики будет сохранен принцип зарабатывания денег через повышение производительности труда. Акцент будет сделан на стимулировании работников за высокоэффективный труд, совершенствовании системы мотивации управляющего персонала, – пояснил премьер.

Пенсионная реформа в стране началась в 2017 году. В соответствии с ней пенсионный возраст повышается на шесть месяцев каждый год. С 1 января 2022 года пенсионный возраст для мужчин составил 62 года, для женщин – 57 лет. С 1 января 2022 года пенсионный возраст для мужчин должен составить 62,5 года, для женщин – 57,5. К 2023 году он планируется на уровне 63 и 58 лет соответственно.

– Указ президента позволит сэкономить в месяц около 21 млн долларов за счет того, что порядка 140 тыс. белорусов будут вынуждены продолжать трудовую деятельность и не получать пенсию. Но это означает, что 140 тыс. человек – как правило, вступающие в период трудовой деятельности молодые люди – будут лишены возможности иметь рабочее место, и им государство будет вынуждено платить пособие по безработице. Государство доводит ситуацию до абсурда, когда старики работают, а молодые не имеют такой возможности», – считает президент Белорусского конгресса демократических профсоюзов (БКДП) Александр Ярошук.

Пенсионную систему в Белоруссии переформатируют, но без «уравниловки»

Как полагает глава государства, после намеченных на текущий год президентских выборов в Белоруссии вопросами пенсионной реформы «все равно придется заниматься». «Если мы продолжим работать в таком же составе, в этом же году (в конце года) начнем эту работу. Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше. Уравниловки быть не должно», — цитирует БЕЛТА Лукашенко.

Добавим также, для сравнения, что в России с 1 января 2022 года вступили в силу поправки в пенсионное законодательство. В частности, предполагается поэтапное (до 2028 года) повышение пенсионного возраста для мужчин — с 60 до 65 лет, для женщин — с 55 до 60 лет. При этом, согласно официальной статистике, средняя продолжительность жизни в России составляет менее 73 лет. Пенсионная реформа вызвала неоднозначную реакцию в обществе, однако власти заявили, что она неизбежна.

Как напоминает РИА «Новости», 11 апреля 2016 года Лукашенко подписал указ, в соответствии с которым с 1 января 2017 года в стране началось постепенное повышение пенсионного возраста — на полгода каждый год. Итогом пенсионной реформы станет повышение пенсионного возраста для женщин с 55 лет (на момент принятия указа) до 58 лет в 2022 году, а для мужчин — с 60 до 63 лет.

При этом он сообщил, что в этом вопросе страна «изучает опыт других стран, в том числе и России». «С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения. С учетом наших возможностей. Лучшую — это не значит, что всех завалим большими пенсиями, но это будет справедливая и хорошая система», — подчеркнул президент.

19 декабря 2022 года в ходе большой пресс-конференции президент РФ Владимир Путин заверил, что нового повышения пенсионного возраста в России не предвидится и даже не обсуждается. По его словам, «никаких повышений в сфере пенсионного возраста не предвидится и даже не обсуждается». Он также подчеркнул, что индексация пенсий будет продолжена и после 2024 года.

Adblock
detector