Класс Условий Труда Электрика

Статья 14

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Красноярского края

Тип и класс профессии
Профессия электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования относится к типу «Человек – Техника», она ориентирована работу с техническими средствами. Дополнительный тип профессии «Человек – Знаковая система», так как она связана с работой по чертежам, схемам. Для этого требуются логическое мышление, умение работать с различными источниками информации, развитое внимание, пространственное представление. По цели труда профессия электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования относится к гностическому классу, т.е. есть направленность на распознавание, различение, оценку и проверку.
По характеру труда эту профессию можно отнести к исполнительскому классу. Профессии данного класса связаны с выполнением решений, работой по четкому алгоритму, образцу, а также с соблюдением имеющихся правил и нормативов, инструкций, стандартов.

Области применения профессии
Электромонтеры могут работать на монтаже, наладке и эксплуатации электроустановок жилых зданий, производственных зданий, торговых предприятий, общественных зданий, сельскохозяйственных жилых и общественных строений, жилых автофургонов и стоянок для них, стройплощадок и других временных сооружений, зданий из металла или с металлическим каркасом.

Содержание деятельности
Электромонтер обслуживает силовые и осветительные установки, производственные участки, цеха. Выполняет работы на ведомственных электростанциях, трансформаторных подстанциях с отключением их от сети, производит на них ревизию трансформаторов, выключателей, разъединителей и приводов к ним. Проверяет, разбирает и собирает схемы управления аппаратурой и релейной защиты, заменяет контрольно-измерительные приборы и измерительные трансформаторы. Устраняет неисправности в схемах и устройствах электрооборудования подстанций и технологических машин и агрегатов, приборах автоматики и телемеханики. Производит наладку, регулировку и ремонт схем технологического оборудования, а также автоматических линий, аппаратов и приборов управления на агрегатах с программным управлением. Испытывает электродвигатели, электроаппараты и трансформаторы.

Пути получения профессии
В профессию «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» приходят люди, желающие стать успешными, готовые к постоянному обучению и расширению своих компетенций за счет получения дополнительных модулей.
В Красноярском крае эту профессию можно получить в КГБПОУ «Таймырский колледж», КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» (г. Ачинск), КГБПОУ «Лесосибирский технологический техникум» (г. Лесосибирск), КГБПОУ «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса» (г. Зеленогорск), КГБПОУ «Норильский техникум промышленных технологий и сервиса» (г. Норильск).
В Красноярске профессию электромонтера можно получить в КГБПОУ «Красноярский индустриально-металлургический техникум», КГБПОУ «Красноярский техникум промышленного сервиса», КГАПОУ «Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики», КГБПОУ «Красноярский монтажный колледж».

Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования необходимы базовые знания:
Должен знать:

  • устройство и принцип работы электродвигателей, генераторов, трансформаторов, коммутационной и пускорегулирующей аппаратуры, аккумуляторов и электроприборов;
  • основные виды электротехнических материалов, их свойства и назначение;
  • правила и способы монтажа и ремонта электрооборудования в объеме выполняемой работы;
  • наименование, назначение и правила пользования применяемым рабочим контрольно-измерительным инструментом;
  • основные сведения о производстве и организации рабочего места, способы замены, сращивания и пайки проводов низкого напряжения;
  • правила оказания первой помощи при поражении электрическим током;
  • правила техники безопасности при обслуживании электроустановок в объеме квалификационной группы по электробезопасности II;
  • способы выполнения такелажных работ.

Должен уметь:

  • прокладывать кабель силового питания, электропроводки;
  • подключать электрооборудования;
  • выполнять расчет необходимого размера кабелей для силового питания оборудования;
  • составлять план размещения силового питания и электропроводки;
  • участвовать в профилактическом и текущем ремонте электрического оборудования;
  • осуществлять монтажные и другие работы при реконструкции и внедрении нового электрического оборудования;
  • производить монтаж вторичных цепей (управление, защита, сигнализация, измерение);
  • прокладывать кабель и провода в каналах, коробках и лотках;
  • спрессовывать наконечники и приваривать их к жилам кабелей и проводов;
  • осуществлять монтаж соединительных муфт, кабелей и сети заземления;
  • устанавливать изоляторы, разметки мест установки и установку приборов защиты и управления;
  • прозванивать смонтированные схемы и измерять сопротивления изоляции;
  • подготавливать приборы и аппараты к включению и наладке;
  • ремонтировать и осуществлять поиск неисправностей при замыкании проводки.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности электромонтера:

  • хорошая координация движений;
  • техническое мышление;
  • способностью к длительному сосредоточению;
  • высокий уровень устойчивости и концентрации внимания;
  • развитое пространственное воображение;
  • логическое мышление;
  • хорошая реакция, осторожность;
  • внимательность;
  • уверенность;
  • тщательность;
  • аккуратность;
  • ответственность;
  • уравновешенность;
  • острое зрение и цветоразличение;
  • развитый вестибулярный аппарат.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • неосторожность;
  • небрежность;
  • безответственность;
  • плохое зрение;
  • невнимательность;
  • склонность к употреблению спиртных напитков.

Условия труда
Электромонтер, как правило, работает на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях. Специалист 2-3 разряда промывает детали, проводит чистку контактов. Специалисты 4-5 разряда занимаются более сложной, ответственной работой. Они проводят диагностику в механических и электрических схемах аппаратов, устройств, при необходимости устраняют неисправности. Составление чертежей и эскизов также в их компетенции. Профессия разделяется более чем на 30 специальностей, обязанности зависят от специфик конкретных областей и видов производства. Разборка и сборка, наладка и ремонт, техническое обслуживание различных устройств, аппаратов, схем, приборов, узлов – общие для всех электромонтеров функции.

Периодическое, более 50% времени рабочего дня (смены), нахождение в неудобном и (или) фиксированном положении; периодическое, более 25% времени рабочего дня (смены), пребывание в вынужденном положении. Нахождение в положении «стоя» более 80% времени рабочего дня (смены).

*(2) Работа с наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением ног. Неудобное рабочее положение характерно для работ, при которых органы управления или рабочие поверхности оборудования расположены вне пределов максимальной досягаемости рук работника либо в поле зрения работника находятся объекты, препятствующие наблюдению за обслуживающимся объектом или процессом. Неудобное положение работника может быть также связано с необходимостью удержания работником рук на весу.

2. Время удерживания статического усилия определяется на основании хронометражных измерений (или по фотографии рабочего дня). Отнесение условий труда на рабочем месте к классам (подклассам) условий труда по тяжести трудового процесса осуществляется с учетом определенной преимущественной нагрузки: на одну руку, две руки или с участием мышц корпуса тела и ног работника. Если при выполнении работы встречается 2 или 3 указанных выше нагрузки (нагрузки на одну, две руки и с участием мышц корпуса тела и ног работника), то их следует суммировать и суммарную величину статической нагрузки соотносить с показателем преимущественной нагрузки.

1. Статические усилия встречаются в различных случаях: 1) удержание обрабатываемого изделия (инструмента), 2) прижим обрабатываемого инструмента (изделия) к обрабатываемому изделию (инструменту), 3) перемещение органов управления (рукоятки, маховики, штурвалы) или тележек. В первом случае величина статического усилия определяется весом удерживаемого изделия (инструмента). Вес изделия определяется путем взвешивания. Во втором случае величина усилия прижима может быть определена с помощью тензометрических, пьезокристаллических или других датчиков, которые необходимо закрепить на инструменте или изделии. В третьем случае усилие на органах управления можно определить с помощью динамометра или по технологической (эксплуатационной) документации.

*(3) К фиксированным рабочим положениям относятся положения с невозможностью изменения взаимного положения различных частей тела работника относительно друг друга. Подобные положения встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе производственной деятельности различать мелкие объекты. Примером работ с фиксированным рабочим положением являются работы, выполняемые с использованием оптических увеличительных приборов — луп и микроскопов. Фиксированное рабочее положение характеризуется либо полной неподвижностью, либо ограниченным количеством высокоточных движений, совершаемых с малой амплитудой в ограниченном пространстве.

Читайте также:  9600 Из Материнского Капитала В 2022

Условия труда 2 класса: что это такое, что значит, для кого устанавливаются — вторая допустимая степень вредности по специальной оценке

Как для работодателя, так и для трудоустроенных, пребывание во втором классе свидетельствует наличие каких-либо факторов, имеющих вредное или опасное воздействие на организм и здоровье, но при этом их сила проявления находится в нормативной зоне. Считается, что оказанное пагубное влияние полностью нивелируется за период отдыха, а это означает, что образование профессиональных заболеваний не появится, а значит предоставление привилегий в виде дополнительных дней отпуска, надбавок и прочих компенсаций не положено.

Современная промышленность активно развивается вовлекая все более новые и совершенные технологии. При этом, чтобы человек мог добиться комфортного уровня повседневной жизни, отдельные категории трудоустроенных вынуждены рисковать своим здоровьем, посвящая себя опасному производству. Руководство компаний высоко ценит вклад в развитие дела и отвагу таких служащих, поэтому тщательно следит за предоставлением привилегий для разных подклассов, однако перед назначением бонусов работникам необходимо в первую очередь изучить границы допустимых и вредных условий труда на рабочих местах, которым присвоен 2-й (второй) класс: что это значит, для кого устанавливаются, чем характеризуется степень вредности и опасности работы, оценка итоговых и общих принятых значений по специальной шкале. Далее рассмотри подробнее процедуру назначения и отмены компенсационных доплат и нужны ли они для данной категории.

С момента принятия Трудового Кодекса и на текущий момент выделяется 4 категории. Документ описывает разделение профессий по сложности или опасности существующих производственных факторов. В зависимости от принятой градации также описываются доплаты, привилегии и льготы для работников предприятия.

Несмотря на кажущуюся безопасность руководство компании должно регулярно производить проверки и поддерживать необходимые требования. При определении специалистами незначительных отклонений работодатель освобождается от обязательной выплаты страховых взносов, описанных в спецсетке тарифов, однако при выявлении профзаболеваний или несчастного случая, рекомендуется произвести повторную проверку.

Для обеспечения благоприятных условий работы в том числе можно оптимизировать производственные процессы с помощью специального ПО и оборудования. «Клеверенс» более 15 лет создает мобильные системы учета, программные решения, которые помогут наладить эффективное производство за счет процедуры автоматизации. Обратитесь за подробной консультацией к нашим менеджерам по контактному номеру телефона или воспользуйтесь специальной формой на сайте.

8. Пути получения профессии
Базовые знания по профессии электрика можно получить в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В профессию электрика приходят молодые люди с выраженным интересом к ручной работе с электроприборами и умелыми руками. Некоторые рабочие получают эту специальность прямо на производстве, на рабочем месте.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

4. Условия труда
Электрик работает как в помещении, так и на открытом воздухе, в любом климате и при любой погоде: устанавливает розетки в жилом помещении, монтирует электросистемы на высоте в строящемся объекте, монтирует промышленное оборудование в цехе, собирает двигатель самолета в ангаре, рядом с аэродромом. У электрика опасные условия работы: постоянный риск для жизни и здоровья при работе с током большого напряжения. Большая моральная ответственность за безопасность и надежность произведенных работ (чтобы не было пожаров вследствие короткого замыкания).
Электрик работает как индивидуально, так и в составе бригады (в таком случае ему необходимы коммуникативные навыки и чувство ответственности за результат общего труда).
Электрик выполняет трудовые операции, используя как ручные инструменты (отвертки, плоскогубцы, долото), так и современное оборудование (дрель, детектор проводки, лазерную разметку).
Электрик сам принимает решения в рамках поставленных задач.

1. Презентация профессии
Профессия электрика является относительно молодой. Она появилась в конце XIX века в связи с началом массового применения электричества в быту и на производстве благодаря бурному развитию электротехники (в том числе, благодаря изобретению Томасом Эдисоном электрической лампочки).
В наши дни качественный уровень жизни немыслим без электричества. Достаточно вспомнить о том, что происходит в обесточенных мегаполисах при масштабном отключении электричества. Гаснут компьютеры, останавливаются промышленные предприятия, транспорт, размораживаются холодильники с продуктами, замирают стиральные машины, электрообогреватели, электроинструменты, осветительные приборы. Настоящий коллапс. При свечах современный человек много не наработает.
И если перегоревшую электрическую лампочку в квартире может заменить почти каждый, то для более ответственных работ с электрическими сетями и электрооборудованием лучше обратиться к квалифицированному специалисту. Электрик точно знает, как избежать опасностей замыкания и возгорания. Благодаря его труду можно пользоваться электроэнергией безопасно и надежно.
Электрик – это квалифицированный рабочий, который обеспечивает доступ электроэнергии в жилые и производственные здания, выполняет все виды электромонтажных работ: прокладку кабеля и укладку проводов, установку розеток, монтаж и ремонт электрических систем и оборудования. Электрик участвует в монтаже оборудования и датчиков при внедрении систем управления, технических средств безопасности жилых и промышленных объектов: охранной и пожарной сигнализации, систем охранного видеонаблюдения, цифровой видеорегистрации, автоматики шлагбаумов, турникетов. Профессия электрика связана с изготовлением и обслуживанием мощных агрегатов для выработки электроэнергии, строительством и эксплуатацией электросетей для передачи выработанного электричества, с производством и обслуживанием электроустановок, освещением улиц и квартир. Электрику требуется качественный инструмент и регулярная переподготовка.
Профессия электрика стабильно востребована на рынке.
Преимущества профессии: полезные в быту знания и навыки.
Ограничения профессии: риск для жизни и здоровья (работа с электрическим током большого напряжения).

3. Содержание деятельности
Деятельность электрика сильно варьирует в зависимости от конкретной области труда и вида производства. Электрик выполняет операции различной сложности: от промывки деталей и очистки контактов до составления чертежей и эскизов, диагностики и устранения неисправностей в механических и электрических схемах электрических устройств.
Главная задача электрика при строительстве или ремонте – это качественная проводка и безопасное функционирование всех электрических элементов в здании или помещении. Электромонтаж как основная функция электрика включает следующие виды работ: монтаж систем и конструкций для кабеля, устройство контура заземления, установку щитов, шкафов, пультов, монтаж исполнительных механизмов, прокладку кабельной продукции, подключение потребителей и исполнительных механизмов, заземление оборудования и механизмов, пуско-наладочные работы.
Электрик осуществляет разборку, ремонт, сборку и наладку, техническое обслуживание электродвигателей, генераторов, схем телеавтоматики, кабельных и линейных сооружений, электронно-регулирующих приборов и отдельных узлов. Электрик ремонтирует воздушные линии электропередачи и контактной сети, осветительных установок.

2. Тип и класс профессии
Профессия электрика относится к типу: «Человек – Техника», она ориентирована на монтаж, сборку и наладку, эксплуатацию технических устройств, управление техническими устройствами, ремонт и обслуживание электрических систем и оборудования. Для успешного выполнения такой работы требуются высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, хорошее зрение и мелкая моторика, оперативность, исполнительность, точность и аккуратность.
Дополнительный тип профессии: «Человек — Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, чертежами, схемами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.
В профессии электрика сочетаются умственный и физический труд, эвристический (творческий) и исполнительский классы работ. Электрик анализирует и сопоставляет множество факторов, а также действует согласно определенным алгоритмам с соблюдением имеющихся правил и нормативов, стандартов.

Какая компенсация положена за вредные условия труда

Но например, перечни профессий с вредными условиями труда есть в нормативных актах, которые связаны с назначением пенсии. Так, Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10 утверждены два списка, в которых перечислены работы с особо вредными и тяжелыми условиями труда. Занятость в них дает право на пенсию на льготных условиях с оговорками по закону «О страховых пенсиях». Еще есть Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, которое объединяет все такие списки.

Работодатель может предоставлять конкретным работникам повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу во вредных условиях. Например, в законе есть минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, — 4% от тарифной ставки или оклада. Но работодатель может назначить таким работникам надбавку в 5, 6 и даже 10%.

Работодатели должны оценить наличие и степень воздействия на работника потенциально вредных и опасных факторов на рабочих местах. Это, например, шум, вибрация, освещение или напряженность трудового процесса. В зависимости от этих факторов есть 4 класса условий труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия тоже бывают четырех классов.

Иногда в трудовых документах название профессии пишут немного иначе — газоэлектросварщик. Но Минтруд и ПФР пояснили, что это просто разные наименования одной профессии. Поэтому рабочие, которые значатся газоэлектросварщиками и работают полный рабочий день на резке и ручной сварке или на машинах с применением флюсов, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение, как и электрогазосварщики.

Например, сотрудник должен был получить 5 декабря 2020 года зарплату за ноябрь — 30 000 Р и доплату за вредность — 2000 Р . Доплату за вредность работник получил только 25 декабря, поэтому работодатель должен перечислить ему компенсацию в сумме: 2 000 Р × 4,25% × 1/150 × 20 дней = 11,33 Р .

Работники, трудящиеся во вредных условиях труда, имеют право на получение гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ. Основанием для назначения надбавки служат результаты специальной оценки условий труда (подп. 6 п. 1 ст. 7закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Доплата за вредные условия труда не может быть меньше 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ). Конкретные размеры доплаты (надбавки) должны быть установлены в трудовом, коллективном договоре или ином локальном акте с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии).

  1. По природе воздействия на организм работающего человека:
  • на физические факторы (например, работа при наличии значительного объема пыли в воздухе, недостаточного или слишком яркого освещения, а также шума, излучения);
  • биологические факторы (в частности, работа в условиях высокой концентрации вредных микроорганизмов);
  • химические факторы (работа с веществами и газами токсического действия либо при их воздействии).
  1. По источнику происхождения:
  • на психофизиологические (перегрузки, связанные с тяжелой работой, с нервной напряженностью трудового процесса);
  • организационно-управленческие (плохая организация работ, низкая культура безопасности);
  • личностно-поведенческие (связанные с личностью самого работника);
  • социально-экономические (указанным ГОСТ не детализированы, но можно говорить о кризисах в части карьерного роста работника, увеличения его доходов).
Читайте также:  Красноярск С Какого Числа Льготы В Эл Поездах На 2022г

В нормах п. 4 ст. 14 закона «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ законодатель определяет как соответствующие вредным условия труда, при которых наблюдается воздействие на сотрудника предприятия вредных производственных факторов, и интенсивность данного воздействия выше нормативов.

Идентификация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление вредных производственных факторов, а также на исследование уровня интенсивности их воздействия. Если он окажется выше нормативов, на соответствующей рабочей позиции фиксируются вредные условия труда.

  1. Сверка рабочих мест, имеющихся на предприятии, со списками тех профессий, что характеризуются в силу закона как имеющие вредные условия труда.
  2. Проведение идентификации вредных условий труда в рамках спецоценки (если рабочие позиции в фирме не имеют соответствий в законодательно установленных перечнях «вредных» профессий).

Аттестация рабочего места электромонтера

Работа электромонтера считается одной из «рискованных». Уже сама приставка «электро» говорит о том, что работа связана непосредственно с электричеством, а оно, как известно, является источником повышенной опасности. При поражении им, человек подвергается электрическим ожогам, электрическим знакам, металлизации кожи, механическим повреждениям. Металлизация кожи (происходит при коротких замыканиях, при отключении рубильников, которые находятся под высокой нагрузкой) подразумевает проникновение в верхние слои кожи мелких расплавившихся частиц металла. Электрические знаки образуются также под действием тока, но не слишком высокого напряжения и характеризуются твердыми метками на коже, подобно мозолям. Механические повреждения возникают из-за судорог под действием тока. Сила повреждения настолько сильна, что может привести к разрыву сухожилий, вывихам суставов, переломам костей.

  • разборку, капитальный ремонт, сборку, установку, наладку высоковольтных электрических машин, электроприборов, электрических схем и электроаппаратов различных типов и систем напряжения свыше 15 кВ;
  • работы по ремонту, монтажу и демонтажу кабельных линий;
  • испытания электродвигателей, трансформаторов и электроаппаратов;
  • инструктаж работников о правилах эксплуатации оборудования и т.д.

Особую опасность при работе электромонтера составляют помещения с металлическими, сырыми, кирпичными, земляными полами, с парами кислот и щелочей в воздухе. Последствия поражения тока приводят к несчастным случаям. Поэтому оценка травмоопасности считается необходимой мерой. Она производится по категориям: оборудование, инструменты, обучение и инструктажи. Перечень применяемого производственного оборудования, инструментов и приспособлений на рабочем месте электромонтеров:

Работнику важно соблюдать технику безопасности. Но, даже, несмотря на это, происходят несчастные случаи, связанные, как правило, с нарушениями организации рабочего места, недостаточным обеспечением средствами коллективной защиты, отсутствием периодического контроля. Под таким контролем подразумевается аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.). С помощью нее проводится глубокий анализ условий труда, созданных на рабочем месте. Аттестация является одной из мер, которая не только позволяет уменьшить воздействие вредных производственных факторов на работника, но и предупреждает возникновение опасных ситуаций, которые могут повлечь за собой гибель работника.

Существуют правила по организации рабочих мест, соблюдать которые обязаны все организации. Главное требование: безопасность рабочего места. Но оно выполняется далеко не во всех сферах, потому как на многих из них снизить опасность и вредность бывает порой крайне сложно. Чаще всего, к таким отраслям относятся промышленные предприятия (машиностроение, металлообрабатывающее производство, добыча полезных ископаемых и т.д.), строительство, транспорт, связь. В этих сферах, как правило, случается наибольшее количество несчастных случаев, велика степень развития профессиональных заболеваний у работников.

  • Категория Iа – легкие работы с интенсивностью энерготрат до 139 Вт. Это работы производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением (административно-управленческий персонал, диспетчера, телефонисты и т.п.)
  • Категория Iб – легкие работы с интенсивностью энерготрат 140-174 Вт. Это работы производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой со скоростью до 3 км/ч и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением (руководители подразделений, мастера, бригадиры, контролеры, и т.п.)
  • Категория IIа – работы средней тяжести с интенсивностью энерготрат 175-232 Вт. Это работы связанные с постоянной ходьбой со скоростью 3-4 км/ч, сидя или стоя с перемещением грузов до 1 кг, требующие небольшого физического напряжения (профессии, выполняющие работы на станках, водители автотранспорта, электрики и т.п.)
  • Категория IIб – работы средней тяжести с интенсивностью энерготрат 233-290 Вт. Это работы связанные с ходьбой со скоростью 4-5 км/ч, перемещением и переноской тяжестей до 10кг.и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (слесарные, сварочные, малярные, столярные работы и т.п.)
  • Категория III – работы тяжелые с интенсивностью энерготрат более 290 Вт. Это работы связанные с ходьбой со скоростью 5-6 км/ч, передвижением и переноской тяжести свыше 10 кг и требующие больших физических усилий (немеханизированные землеройные работы, ручная ковка, погрузочно-разгрузочные работы и пр.)

Неоднозначностью характеризуется порядок и условия выдачи работникам молока или других равноценных пищевых продуктов, которые регламентированы приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 №45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов» (далее – Приказ №45н).

Следует прежде всего уточнить, что относится к регламентированным перерывам. К ним относятся только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании внутрипроизводственных документов (приказами, правилами внутреннего трудового распорядка), либо в соответствии с требованиями государственных документов (Трудового кодекса Российской Федерации, санитарных норм и правил, правил по охране труда и других). Они предусматриваются для кратковременного отдыха и личных физиологических потребностей и должны вводиться при видах работы, когда исполнитель по принятой технологии не может самостоятельно даже на короткое время оставить рабочее место или продолжение качественной работы возможно только при наличии перерывов на отдых (работа операторов ЭВМ, тяжёлые физические работы, работы в условиях низких температур окружающей среды и др.).

  • К классу 2 относятся работы, когда исполнитель в производственном процессе решает простые задачи по инструкции и отвечает за качество работы. . Такое содержание работы характерно для большого количества профессий: плотник, токарь, маляр, электромонтер и пр.
  • К классу 3.1. относятся работы, когда исполнитель решает сложные задачи, выбирая пути и методы из серии инструкций, где указаны правила решения тех или иных элементов задачи. Такое содержание работы характерно для широкого круга административно-управленческого персонала, мастеров, бригадиров, профессий, занимающихся диагностикой, водителей, энергодиспетчеров и пр.

На практике зачастую возникают ситуации, при которых для различных видов работ на одном рабочем месте предусмотрена возможность выбора двух гигиенических нормативов в соответствии с Санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (далее – СН 2.2.2/2.1.8.562-96). При этом, в СН 2.2.2/2.1.8.562-96 отсутствует требование о невозможности использование двух различных ПДУ при нормировании и последующей оценки шума.

5.7.2. Условия труда при действии неионизирующих электромагнитных полей и излучений относятся к 3 классу вредности при превышении на рабочих местах ПДУ, установленных для соответствующего времени воздействия, с учетом значений энергетических экспозиций в тех диапазонах частот, где она нормируется, и к 4 классу — для ЭП 50 Гц и ЭМП в диапазоне частот 30 МГц — 300 ГГц при превышении их максимальных ПДУ до значений, указанных в табл.15, а также для широкополосных электромагнитных импульсов при превышении ПДУ напряженности электрического поля в 50 и более раз (для количества электромагнитных импульсов не более 5 в течение рабочего дня).

В соответствии с СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях», ГОСТ 12.1.006-84 «ССБТ. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля», Изменения N 1 ГОСТ 12.1.006-84, СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи».

5.7.3. При одновременном или последовательном пребывании за рабочую смену в условиях воздействия нескольких электромагнитных полей и излучений, для которых установлены разные ПДУ (табл.15), класс условий труда на рабочем месте устанавливается по фактору, для которого определена наиболее высокая степень вредности. Превышение ПДУ (ВДУ) двух и более оцениваемых электромагнитных факторов, отнесенных к одной и той же степени вредности, повышает класс условий труда на одну ступень.

Класс Условий Труда Электрика

Порядок проведения и установления классов условий труда по степени вредности и (или) опасности регламентирован Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценке условий труда», Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценке условий труда и инструкции по ее заполнению».

Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствуют или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Читайте также:  Какой Новый Счет Окоф На Оприходование Жалюзи Вертикальные

Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Не стоит пользоваться услугами сомнительных или неизвестных аттестующих (экспертных) организаций: практика показала, что нахождение организации в Реестре Минтруда России еще не дает гарантии качества ее услуг. Из находящихся в г.Якутск аккредитованных организаций, оказывающих услуги по проведению специальной оценки условий труда, хорошо зарекомендовали: ООО «АРМУТ», ООО «РНТЦ охраны труда», АНО УМЦОТ и ИК «Экопромпроект».

Согласно ст.37 Конституции РФ «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. ». Поэтому ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя обеспечить безопасные условия труда на рабочих местах. На это требование следует обратить особое внимание, учитывая, что по данным Минтруда России, в настоящее время в стране насчитывается около 26,6 миллиона рабочих мест с вредными условиями труда. В Сибирском федеральном округе (СФО) этот показатель еще выше (в некоторых отраслях и регионах удельный вес работающих во вредных условиях труда превышает 40,5%)! Что это значит? Это значит, что по статистике примерно каждый третий из нас подвергается ежедневному риску получить травму, профессиональное заболевание, и возможно, стать инвалидом. По данным Фонда социального страхования РФ, ежегодно устанавливается около 7 тысяч профзаболеваний.

Согласно ч. 2 ст. 147 ТК РФ, размер надбавок к оплате труда сотрудников на вредных работах — 4% оклада, принятого для работы обычных работников. Если спецоценка обнаружила негативные трудовые условия труда и рабочему сократили длительность смены, изменять оклад в сторону уменьшения запрещено.

  1. Предоставление молока и молочной продукции. Организуют на работах, где обнаружены риски по воздействию.
  2. Предоставление страхования жизни и здоровья. Закон № 125-ФЗ предписывает фирмам предоставлять страхование от несчастных случаев. При неблагоприятных случаях (несчастных) сотрудникам оплачивают суммы по страховке. Работникам гарантирована компенсация лечения, лекарств и восстановления здоровья.
  3. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Их выдают сотрудникам под роспись и проводят обучение по правилам эксплуатации. В состав СИЗ включены:
  • спецодежда;
  • приспособления по защиты дыхания;
  • рук;
  • головы;
  • средства дезинфекции.

3 класс разбит на подклассы, учитывающие негативное действие. Подробно о классе условий труда 3.1, 3.2, 3.3 пойдет речь в этом материале. Для компенсации негативных последствий предусмотрены льготы. Класс опасности определяют по итогам проведенной спец. оценки. «Что такое СОУТ» описано в материале «СОУТ». Описание процедуры «СОУТ» в статье «Проведение СОУТ».

Лечебно-профилактическое питание (ЛПП) выдают сотрудникам для укрепления здоровья и снижения вероятности приобретения профессиональных болезней. Оно положено классам 3.1, 3.2, 3.3 по спецоценке труда. ЛПП выдают работающим в дни присутствия на работе и в дни нетрудоспособности, если заболевший не госпитализирован.

Законодательством запрещено совмещение внутри и извне работ, сопряженных с опасными трудовыми условиями 3.1,3.2 и 3.3 классов. Так как подкласс 3.1 класса условий труда вредный, то для выполнения таких обязанностей несовершеннолетних лиц запрещено привлекать к труду. Беременных сотрудниц ограждают от действия негативных факторов, переводя их другой отдел. Гарантии и компенсационные выплаты фиксируют в коллективном договоре. При трудоустройстве в фирму с условиями знакомят работников под роспись.

  • Продолжительность наблюдения. Выражается в процентном соотношении от длительности смены.
  • Частота поступающих сигналов (звуки, свет) за час. Наибольшая напряженность по данному параметру наблюдается у таких профессий, как авиадиспетчер, телеграфист.
  • Количество объектов, подлежащих одновременному наблюдению. Для каждой профессии число таких объектов будет разным. К примеру, для авиадиспетчеров предельное количество объектов составляет 13.
  • Размер предмета, подлежащего наблюдению. Чем меньше этот объект, тем больше нагрузка на глаза.
  • Труд с участием оптического оборудования (процент от общей длительности смены). Чем больше этот процент, тем выше нагрузка.
  • Наблюдение за экраном терминала (количество часов в день). Фиксируется продолжительность работы с экраном.
  • Нагрузка на слуховой анализатор. Находится в зависимости от разборчивости поступающих сигналов, наличия «белого шума». Также во внимание принимается уровень шума.
  • Нагрузка на голосовой аппарат. Подсчитывается количество часов, в которые сотрудник разговаривает (в связи с исполнением служебных обязанностей).

Вопрос: В организации руководителю подразделения установлены надбавки к заработной плате за качество и напряженность. Если работник отсутствует на работе по причине нетрудоспособности или находится в отпуске, как начисляются надбавки: с учетом отработанного времени или без учета?
Посмотреть ответ

НТ – значение, отражающее нагрузку на ЦНС при исполнении должностных обязанностей. Показатель дает представление о нагрузке на нервную систему, эмоциональное состояние, органы чувств. Особенно он показателен для управленцев, пилотов и водителей. Представители этих профессий испытывают наибольшую нагрузку именно на ЦНС. Фактор физического утомления во внимание не принимается. Напряженность труда – это один из критериев при профессиональном отборе. Показатель также применяется при обустройстве комфортного рабочего места.

  • Рабочая специальность анализируется с точки зрения всех приведенных значений. Запрещено использовать приведенные показатели выборочно.
  • Класс условий труда находится по каждому из приведенных значений.
  • В том случае, если рабочая специальность лишена одного из параметров (к примеру, сотруднику не нужно наблюдать за экранами), по ней ставится 1 класс НТ. Просто пропустить параметр нельзя.
  • 3.1. Присутствуют отклонения от принятых нормативов. Они могут спровоцировать изменения обратимого характера, повышают риск развития болезней.
  • 3.2. Существующие вредные условия могут спровоцировать устойчивые нарушения. Есть высокий риск развития болезней, вероятность непродолжительной утраты трудоспособности. Возможно появление первой стадии профессиональной патологии.
  • 3.3. Отличается повышенным уровнем вредных воздействий. Существует очень высокая вероятность появления и развития патологий.

Ростехнадзор разъясняет: Электротехнический, электротехнологический и ремонтный персонал, специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки (до 2021г

Ответ: Согласно » п. 5.12 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», утвержденных приказом Минтруда России от 24.07.2013 г. (далее — Правил), организационно-распорядительным документом должно быть оформлено предоставление прав работникам, выдающим наряд, распоряжение, выдающим разрешение на подготовку рабочего места и допуск в случаях определенных в пункте 5.14 Правил, допускающему, ответственному руководителю работ, производителю работ (наблюдающему), а также права единоличного осмотра.

Электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы Потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому. В техническом отношении он подчиняется энергослужбе Потребителя.

В соответствии с требованиями приложения № 1 к ПОТЭЭ, при поступлении на работу (переводе на другой участок работы, замещении отсутствующего сотрудника), работник при проверке знаний должен подтвердить имеющуюся группу по электробезопасности применительно к оборудованию электроустановок на новом участке.

  1. Согласно п. 1.4.3 ПТЭЭП электротехнологический персонал в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому персоналу;
  2. Согласно п. 1.4.20 ПТЭЭП 1 раз в 3 года очередная проверка знаний проводится у специалистов по охране труда и административно-технического персонала непосредственно не организующего и не проводящего работы по обслуживанию действующих электроустановок или выполняющего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, ведения оперативных переговоров.

Производится ли разделение электротехнологического персонала в электроустановках на оперативный, ремонтный и административно-технический? Если да, то каким образом правильно выполняется запись в удостоверении по ЭБ и журнале учета проверки знаний, например, для оперативного персонала из числа электротехнологического — «электротехнологический персонал с правами оперативного», «оперативный персонал» или достаточно записи «электротехнологический персонал»?

Кто должен проходить обучение по электробезопасности

Как уже выше говорилось, обладатели третьей группы могут инструктировать тех, кому присваивается первая. Они вправе вести надзор за работами в установках, т.е. выступать в качестве административно-технического персонала (могут даже сами не выполнять работы, а только наблюдать за их выполнением).

Кто конкретно относится к этой группе, решает руководитель. Такой персонал ежегодно проходит инструктаж . Инструктором может выступать только лицо с группой 3 или выше. Предварительно необходимо разработать программу инструктажа, в которую входит в т.ч. обучение безопасным способам работы и оказанию первой помощи при поражении электрическим током.

В п.п. 1.4.40. ПТЭЭП сказано, что допускается использование компьютерных технологий для всех видов проверки , кроме первичной, а программа должна обеспечивать режим обучения. И ничего не сказано на базе самой организации должен проходить процесс или нет. Поэтому пройти обучение можно без отрыва от производства в удобное время и даже дистанционно.

  • Обмен информацией может происходить в любой форме — голосовой (через аудиосвязь), текстовой (отправка документов, нормативов, выполнение тестов и т.д.), визуальной (видеоконференции, формат видео-уроков, общение напрямую с преподавателем в группе или индивидуально);
  • Обмен учебными материалами, заданиями, выполнение тестовых упражнений и экзамен могут проводится намного быстрее . Например, преподавателю не нужно раздавать всем материалы на бумаге — достаточно в пару кликов мышкой отправить их на электронную почту обучающимся.
  • Работник и работодатель не несут дополнительных затрат на проезд, оплату командировочных, если необходимо отправить сотрудника для обучения в другой город.

Существует и внеочередная проверка знаний , она проводится, например, при установке нового оборудования, переводе на должность, требующую более высокой группы по электробезопасности, по требованию органов государственного надзора, при перерыве в работе в данной должности более 6 месяцев и т.д.

Adblock
detector