Когда Белорусы Будут Выходить На Пенсию В Зависимости От Даты Рождения 2021

Пенсионный возраст в Беларуси: когда выходят на пенсию

Величина суммы выплат при выходе на заслуженный отдых зависит от места и продолжительности работы, в течение которой переводились регламентированные взносы фонду соцзащиты населения.
Начисляя пенсию учитывают возраст заявителя, дату обращения и его стаж.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.

Белорусское государство держит под контролем пенсионные активы и реализует распределительную систему выплат. Пенсионеров обеспечивают социальными гарантиями, покрывая дефицит ФСЗН из республиканского бюджета. Назревает ситуация для кардинальной реформы пенсионной системы. На 2020 год пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 57 лет, мужчин – 62 года. Но к 2032 году его планируется увеличить до 63 лет для всех.

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.

  • первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
  • второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
  • первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
  • второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
  • первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
  • второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.

Возрастные пенсии финансируются республиканским бюджетом. Правительство обязывает работодателей, и наёмных подчиненных в течение всей карьеры выплачивать отложения в Фонд соцзащиты. Для наёмных рабочих эта цифра составляет 1% от своего заработка, для руководителей — 28%.

Лидер государства А. Лукашенко в начале апреля 2016 года подписал указ, предусматривающий повышение возрастного порога выхода на пенсию на 6 месяцев ежегодно в период с по . Из этого следует, что возраст получения пенсионного пособия составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин.

  • Российская Федерация, где дискутируется повышение возраста для обоих полов до 65 лет;
  • Казахстан, в чьих планах уравнять возраст для женщин с мужским (63 года) с 2018 года;
  • Соединённые Штаты Америки, где порог может повысится с 65 до 69 лет;
  • Эстония, в которой в 2026 году возраст составит 65 лет для всех.

Таблица выхода на пенсию

11 апреля 2016 года Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно.

В общемировой практике средний пенсионный возраст колеблется в пределах 60-65 лет, выход на пенсию в Беларуси в настоящий момент происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2017 и заканчивая 2022, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2022 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены.

Пенсионный возраст – это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая государственный бюджет средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.

Для подробного разъяснения и расчета выхода на пенсию каждого конкретного человека была составлена таблица ухода на пенсию по годам на основании даты рождения. Данная реформа будет непосредственно относиться к примерно 100 тысячам человек ежегодно, 50 тысяч из которых будет ожидать пенсии дополнительные шесть месяцев, а оставшиеся – один год.

Со февраля увеличится размер ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) для федеральных льготников. Технически это даже не пенсия. ЕДВ – это денежный эквивалент тех натуральных льгот, которые положены определенным категориям граждан. Просто чаще всего (за редкими исключениями) эти выплаты положены тем, кто уже получает какую-то пенсию. Другими словами, это прибавка.

Пенсионный возраст в Беларуси в 2018 году не сильно отличается от привычных всем значений – 61 год для мужчин и 56 лет для женщин. В дальнейшем он будет расти, однако увеличение будет поступательным и не станет шоком для населения. А для экономики страны такое увеличение выхода на заслуженный отдых принесет только пользу.

Изначально социальные пенсии были введены для поддержки групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать, – детей с инвалидностью, несовершеннолетних, потерявших родителей. Однако после вступления в силу Указа № 570 “О совершенствовании пенсионного обеспечения” от 8 декабря 2014 года появилась еще одна категория, в которую вошли люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа (женщины с 60 лет и мужчины с 65 лет). Сегодня они получают фиксированную социальную пенсию – 50 % БПМ в среднем на душу населения за 2 последних квартала (в октябре эта сумма составила Br128,05).

В России экономические власти проводят реформу, начавшуюся в 2019 году, она будет длиться до 2028 года. В результате пенсионный возраст поднимется до 65 и 60 лет (это касается соответственно мужского и женского населения). Именно такие показатели сегодня в Польше, где в 2017 г. пенсионный возраст резко снизили (до этого он был 67 лет для всех).

Кстати, в ЕДВ входит также набор социальных услуг (НСУ): обеспечение лекарствами, путевки на курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения. Его с 1 февраля тоже увеличат: теперь он будет равен 1211,66 рубля. Льготник может сам решить, получать эту сумму деньгами или самими услугами.

наказание работодателей за расторжение трудового контракта или отказ в найме;принятие мер для закрепления трудовых взаимоотношений;утверждение госпрограммы по переквалификации и повышению навыков;значительный рост предельной суммы пособия по безработице на год;оплата двух дней на диспансеризацию по среднему заработку.

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Читайте также:  В Казахстане По Закону Платят Ли По Уходу За Инвалидом 2 Группы

Во-первых, мы предоставляем ответы по действующим общим нормам права. Мы не располагаем персональной информацией из Вашего личного пенсионного дела.
Во-вторых, в ПФР есть консультанты, в том числе онлайн-консультанты, которые отвечают на все вопросы, связанные с пенсионными правоотношениями. В том числе, в рамках индивидуальных пенсионных дел.
В-четвертых, приблизительный год Вашего выхода на пенсию можно узнать из данных, которые размещены в комментируемой Вами статье. Женщины 1968 г.р. смогут претендовать на пенсию не раньше исполнения им 60 лет, приблизительный год выхода 2028. Если соблюдены все необходимые условия.

Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, еще четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребенком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

С 2015-го увеличение страхового стажа проходит по четкой схеме: каждый год — на 6 месяцев. В 2020 году он равняется уже 17,5 годам. Увеличение прекратится только к 2025-му, когда минимальный стаж страховых отчислений составит 20 лет. Впрочем, существуют мнения, что он продолжит повышаться и в дальнейшем.

Следовательно, с 2020 года на пенсию выходят женщины от 57 лет, и мужчины от 62 лет. Через год пенсионеркой можно будет стать по достижении 57,5 лет, а пенсионером — 62,5 лет. Завершится реформа 31 декабря 2022 года, когда женщины смогут получать пенсию с 58 лет, а мужчины — с 63 лет.

С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).

О том, что действующий пенсионный возраст — «непозволительно» ранний, говорит и статистика. На конец 2018-го в Белоруссии было зарегистрировано 2 102 000 пенсионеров именно по преклонному возрасту. При этом каждый четвертый из них продолжал работать. В Минске число трудящихся пенсионеров составило и вовсе 35 %.

Страховой стаж (минимальный) — это время, в течение которого начислялись обязательные взносы в ФСЗН (фонд соцзащиты населения). В текущем 2020 году он составляет 17,5 лет и каждые двенадцать месяцев будет увеличиваться на полгода, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать ее инструменты.

С какого возраста уходят на пенсию в белоруссии на 2021 год

Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остается надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную. Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Пенсионный возраст в Беларуси

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Читайте также:  Когда Начнется Льгота Для Проезда В Электричках Пенсионерам В 2021

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Согласно этому документу, с 1 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст в стране повышается ежегодно на 6 месяцев на протяжении шести лет, и к 2022 году достигнет отметок 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Благодаря увеличению пенсионного возраста количество пенсионеров сокращается, что дает возможность увеличивать пенсии более высокими темпами, чем даже заработную плату. В настоящее время в Беларуси живут около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.

Также согласно указу, с 1 января 2021 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Законодательство постоянно изменяется — с 1992 по 2018 г. в Закон «О пенсионном обеспечении» внесено 34 дополнений и изменений. Поэтому, чтобы разобраться во всех нововведениях и узнать свою точную дату выхода на заслуженный отдых, необходимо проконсультироваться у специалистов соцобеспечения.

Для льготников обязательный возраст также поэтапно повышается до 3-х лет. Те пенсионеры, которые продолжают трудиться, могут отказаться от назначенной суммы, чтобы в будущем получать хорошие пенсионные выплаты. Вознаграждение составляет от 6 до 14 процентов, и за 60 месяцев можно поднять сумму почти в два раза. Для этого нужно просто написать заявление.

Страховой стаж (минимальный) — это время, в течение которого начислялись обязательные взносы в ФСЗН (фонд соцзащиты населения). В текущем 2020 году он составляет 17,5 лет и каждые двенадцать месяцев будет увеличиваться на полгода, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

Указом № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», подписанного Президентом в апреле 2016 года, было законодательно утверждено постепенное повышение пенсионного возраста в сумме на 3 года. С 01.01.2017 г. на протяжении 6 лет ежегодно добавляется по полгода, и к 2022 г. мужчины будут уходить в 63, а женщины — в 58 лет.

Пенсионный возраст в Беларуси на 1 января 2020 года установлен на отметке: 57 лет для женщин, 62 года для мужчин. По сравнению с 1 июля 2019 года увеличился на полгода. Пенсионная выплата по возрасту назначается женщинам, рожденным во второй половине 1963 года, и мужчинам, рожденным во втором полугодии 1958 г.

С учетом сказанного выше работодателю важно отслеживать наступление пенсионного возраста у своих работников и заранее готовить документы, необходимые для получения пенсии. Для этих целей в начале каждого года работодателю целесообразно составлять список работников, которые достигнут в следующем году пенсионного возраста и получат право на пенсию (далее — список). В списке желательно отразить:

Обратите внимание!В заявлении работника и представлении работодателя нужно указывать, выходит ли работник на пенсию или продолжает работать . Это связано с установленными ограничениями размера исчисляемой пенсии в период работы пенсионера;

Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.

Следовательно, с 2021 года на пенсию выходят женщины от 57 лет, и мужчины от 62 лет. Через год пенсионеркой можно будет стать по достижении 57,5 лет, а пенсионером — 62,5 лет. Завершится реформа 31 декабря 2022 года, когда женщины смогут получать пенсию с 58 лет, а мужчины — с 63 лет.

С помощью калькулятора можно без затруднений вычислить дату выхода на пенсию любого гражданина. Особенно важен калькулятор лицам предпенсионного возраста, поскольку именно их выход на пенсию будет регулироваться по особой сетке, исходя из поэтапного претворения положений пенсионной реформы в жизнь.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

Сейчас для расчета пенсии учитывается зарплата за последние 26 лет (312 месяцев) работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 26 лет). С 1 января 2021 года его повысят на один год – до 27 лет (324 месяца). Ежегодно этот период увеличивается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы.

Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Новости пенсионной системы: с 1 января 2021 пенсионный возраст вырастет, некоторым «простят» недостающий страховой стаж

Напомним, сейчас более четверти жителей Беларуси — пожилые люди, а на 100 работающих приходится 61 пенсионер. А по прогнозам, через 30 лет число последних и вовсе может превысить все экономически активное население. Поэтому Беларусь, как и многие другие страны, столкнувшиеся с подобным риском, стали повышать пенсионный возраст. Например, реформа в соседней России продлится девять лет: к 2028-му возраст выхода на пенсию для мужчин там увеличится с 60 до 65 лет, а для женщин — с 55 до 60. А в стране долгожителей — Японии — изменения растянули аж на 25 лет, они закончатся к 2025 году. За это время пенсию отсрочат всего на 5 лет: на заслуженный отдых японцы обоих полов станут выходить в 65. Многие страны сейчас находятся в процессе реформы, увеличивая время выхода на пенсию в среднем на 1 — 6 месяцев в год.

Читайте также:  Какой Прожиточный Минимум В Волгограде На 2021 Год Для Семьи С Ребенком

Пенсионная реформа в Беларуси началась в 2017 году. В будущем году пенсионный возраст в стране подрастает еще на 6 месяцев. Так, с 1 января 2021-го для мужчин он составит 62,5 года, для женщин — 57,5 года. Планомерное повышение будет идти до 2023 года, когда мужчины станут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58.

— У нас продолжает стареть население, а люди трудоспособного возраста нередко иммигрируют из страны, — академический директор исследовательского центра BEROC Катерина Борнукова приводит аргументы в пользу того, что пенсионная реформа не закончится в 2023 году и пенсионный возраст придется поднимать . — При этом логичнее начать повышать пенсионный возраст для женщин и немного выровнять его с мужским, а уже потом поднимать снова для мужчин.

На данный момент минимальный пенсионный возраст для женщин по всему миру находится в диапазоне от 50 лет (во столько уходят на отдых труженицы заводов в Китае) до 67 лет (в Греции и Исландии). Для мужчин планка выше — от 59 лет в Бангладеш до 67 лет в Италии.

В Беларуси пенсия состоит лишь из минимальной части государства, а разговоры о введении обязательных дополнительных пенсионных накоплений ведутся долгие годы. В декабре премьер-министр Беларуси Роман Головченко анонсировал «переформатирование пенсионной системы»:

На размер пенсии по возрасту оказывают влияние два фактора: продолжительность трудового стажа и размер дохода гражданина, с которого выплачиваются взносы в ФСЗН. То есть минимальные зарплаты и изменения в начислении трудового стажа привели к росту показателя людей, получающих минимальную пенсию.

На Украине процесс повышения пенсионного возраста запустили в 2011 году, только для женщин, от 55 лет до 60 к 2021 году. Но в июле 2016 уже начали раздаваться голоса о том, что требуется его ускорить, да ещё и включить неохваченных мужчин. Мотивировка, как это принято у нынешней украинской власти, – требования МВФ.

Согласно Указу №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», который был принят 11 апреля 2016 года Президентом Республики Беларусь, с 1 января 2017 года постепенно, ежегодно на 6 месяцев, пенсионный возраст будет увеличиваться для мужчин до 63 лет, для женщин – до 58 лет.

До момента достижения общеустановленного для всех обычных граждан пенсионного возраста (55 и 60 лет соответственно), они смогут получать только половину назначенных выплат. Такое ограничение не распространяется только на имеющим инвалидность 1 и 2 группы служащих.

В соответствие с законом, пенсия – это определенное число лет, по прошествии которых граждане страны имеют право на выплату ежемесячного денежного содержания. Чаще всего под словом «пенсия» имеется в виду именно пенсия по возрасту. Также в Беларуси существуют и другие виды пенсий – по инвалидности, в связи с утратой кормильца и др.

Возраст, стаж, правила начисления: что изменилось в пенсионной системе в 2020 году

Важно понимать, что в страховой стаж включают только то время, когда гражданин работал и платил взносы в Фонд соцзащиты. То есть время обучения в вузе, ссузе, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, периоды, когда были назначены пособия по безработице, а также отпуск по уходу за инвалидом/ребенком-инвалидом/лицом старше 80 лет в него не входят.

Беларусь, как и вся Европа в последние десятилетия, столкнулась с проблемой старения своего населения. Из-за этого в 2017 году было решено постепенно повышать пенсионный возраст. Завершится этот процесс в 2022 году. К тому времени, возраст выхода на пенсию составит у мужчин 63 года, у женщин 58 лет.

Получается, что гражданам, которые отработали более половины требуемого «особого» стажа после этой даты, назначают уже профессиональную пенсию. Однако из-за относительно небольшого периода накоплений люди столкнулись с тем, что эта пенсия получилась достаточно маленькой. Поэтому тем, кто наработал не менее половины требуемого стажа до 2009 года, пенсию считают «по-старому».

С 1 января 2020 года также изменились правила, по которым начисляются профессиональные пенсии для граждан, работающих во вредных и опасных условиях труда. В частности, людям разрешили вернуться в старую пенсионную систему и получать пенсию в размере пенсии по возрасту.

Напомним, что система профессионального пенсионного страхования для таких работников существует с 1 января 2009 года. До этого времени досрочные выплаты пенсий в стране осуществлялись из общей пенсионной системы, но из-за увеличения количества пенсионеров и сверхнагрузку на пенсионную систему было решено выйти на другой, самостоятельный источник финансирования. Профессиональная пенсионная система работает по принципу накопления: сколько накопил – столько и получишь. Отчислений на профессиональную пенсию в Фонд соцзащиты платит наниматель, в дополнение к обязательным страховым взносам.

«При этом следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии, – подчеркивает чиновник. – Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года».

«Сегодня трудятся 663 тысячи пенсионеров, или 25% от их общей численности, – говорит он. – По статистике, в первый год после назначения пенсии продолжают трудовую деятельность почти 68% женщин и более половины мужчин. Через пять лет после назначения пенсии продолжают работать 40% женщин и 30% мужчин».

«Если бы не было принято решение о повышении пенсионного возраста, то в 2018 году их численность увеличилась бы до 2 миллионов 445 тысяч – это плюс 90 тысяч человек, – сказал замминистра труда и соцзащиты Валерий Ковальков в разговоре с БелТА. – Дополнительно на выплату пенсий нужно было бы изыскать в 2018 году порядка 3,5% от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение, в 2019-м – 5,2%, в 2020-м – 6,9%, а в 2030-м – почти 20%».

Но решение принято, и теперь новая норма будет ежегодно затрагивать около 100 тысяч человек. «За 2015 год органы по труду, занятости и соцзащите назначили 134,7 тысячи новых пенсий, из них 104,8 тысячи – по возрасту, – уточняет Валерий Ковальков. – При повышении пенсионного порога на полгода половина от этого количества ежегодно будут выходить на пенсию на полгода позже, чем сейчас, вторая половина – на год позже».

При этом результатом реформы станет неизменное число трудоспособного населения. Сегодня это около 5,5 млн человек. «Число занятых в экономике до 2020 года сохраняется практически на 100-процентном уровне к 2015 году (99,6%). Удерживается действующее соотношение численности людей трудоспособного возраста и старше трудоспособного до 2027 года (2,3 к 1)».

Adblock
detector