Критические Статьи О Лужине

Но все-таки есть кое-что, что объединяет этих героев – теории, опирающиеся на принцип вседозволенности. Теория «о целом кафтане» Лужина возводит на пьедестал разумный эгоизм, когда люди в первую очередь думают о своем собственном счастье, то есть по сути позволяет человеку действовать исключительно в своих интересах, не взирая на нормы морали. Теория Раскольникова имеет другой смысл: он разделяет людей на обыкновенных и исключительных, то есть способных идти к своей цели и вести за собой других любыми средствами. Но все-таки обе теории допускают возможность человека делать все, что ему хочется, хоть и ради абсолютно разных целей: Лужин говорит о личной выгоде, а Раскольников – об общественном прогрессе. Показательна в этом плане первая встреча Лужина и Раскольникова: подтянутому, одетому в изящную новую одежду Лужину сначала явно неловко находиться в тесной комнатушке Родиона среди едва сводящих концы с концами студентов, а Раскольникову претит индивидуализм Лужина, готового сломать жизнь Дуне ради собственного удобства. Но когда Лужин с ужасом говорит об аморальности убийства старухи-процентщицы, Родион возражает ему, считая, что все произошло по теории Лужина. Получается, что при всей внутренней разности этих персонажей и при том, что на первый взгляд они не похожи друг на другу, их теории ведут к одному – разрешают человеку совершить преступление.

Философский роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» культуролог и литературовед М.М. Бахтин назвал полифоническим, потому что в нем, как в музыкальном произведении, звучат и переплетаются друг с другом разные голоса, воплощающие различные идеологии и взгляды на мир. Среди них особенно выделяется голос Родиона Раскольникова. На протяжении всего романа автор проверяет его теорию, вводя в повествование двойников героя. Одним из них и является Петр Петрович Лужин.

Подчеркивая, насколько отвратительные формы принимает вседозволенность, Достоевский создает эпизод, где Лужин, желая отомстить Родиона, которого считает виноватым в том, что его предложение руки и сердца не приняли, пытается скомпрометировать Соню Мармеладову, обвиняя ее в краже денег. Он уверен в том, что останется безнаказанным, так как чувствует себя защищенным высоким статусом и деньгами, и потому его низкая, подлая месть выглядит особенно ужасной. При всех высоких рассуждениях о морали Лужин остается беспринципным, низким человеком, способным на любую подлость.

Петр Петрович Лужин в романе «Преступление и наказание»

Впервые он «появляется» в письме Пульхерии Александровны Раскольниковой к сыну. Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом. На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама:

Лужину 45 лет. Он адвокат, надворный советник. Самовлюбленный человек ценящий деньги превыше всего. Дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, которая узнав, что ее муж влюблен в их гувернантку Дуню Раскольникову, знакомит девушку с Лужиным. Дуня становится невестой Лужина и вслед за ним отправляется в Петербург.

Согласно теории Лужина, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не благополучии окружающих. То есть якобы не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в итоге у обоих будет только по половине кафтана, то есть по сути оба останутся без кафтана.

Первоначально он произвел хорошее впечатление на Дуню и ее мать, но уже после помолвки стала проявляться истинная натура Лужина.Зная о их бедности, почти не помогает им переехать в Петербург. Лужин оплачивает перевоз багажа (что стоит недорого), но не оплачивает проезд невесты и ее матери (что гораздо дороже). Бедная Дуня и ее мать вынуждены ехать в Петербург третьим классом на взятые в долг деньги:

Прибытие в Петербург и знакомство с Родионом Раскольниковым перерастает в ссору. Раскольников сразу распознает в Лужине низкого человека, и становится его врагом. Надеясь расправиться с назойливым «молокососом», Лужин подставляет его хорошую знакомую — безобидную Соню Мармеладову, и обвиняет ее в воровстве. На поминках по её родному отцу, негодяй незаметно подсовывает девушке деньги в карман и прилюдно обвиняет в воровстве. Однако, план Лужина потерпел провал — его друг Лебезятников рассказывает, что Лужин сам подсунул сторублевый билет в карман Софьи.

В чём заключается теория Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского

«Это был господин немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивал взглядами: „Куда ж это я попал?…“ …Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках.

Это господин лет сорока пяти, у него чин надворного советника (в противовес бедному студенту — брату невесты Лужина). Чин этот автоматически гарантировал в то время носителю право на потомственное дворянство, к такому господину обращались «ваше высокоблагородие». И какая же ирония, даже сатира звучала в таком обращении применительно к Петру Петровичу, который на самом деле внутренним, душевным благородством не блистал.
Здесь ярко видна разница между внешним, присвоенным извне званием, описанием, портретом и настоящей внутренней сутью, которая является разительный контраст с портретом.

Он довольно обеспеченный, дворянин, выбившийся «в люди» — «из грязи в князи», малообразован, но — умен, ум свой ценит. У Лужина присутствует комплекс нарциссизма – Петр Петрович довольно часто любуется собой, нередко — перед зеркалом, гордится придуманной своей теорией. Он высокомерен, любит деньги, тщеславен, однако бывает несколько угрюм.
Не чурается господин и покрасоваться перед другими, любит, чтобы его слушали со вниманием. Лужин расчетлив, прагматичен, во многих вещах — прямолинейно-примитивен.

Лужин Петр Петрович — тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собою. Однако больше всего Л. ценит деньги. Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды». Он проповедует с чужих слов, которых наслушался от своего приятеля Лебезят-никова, из молодых прогрессистов: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интере- , се основано… Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел… тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело».

Лужин — русская разновидность французского буржуа, как его понимал Достоевский и как описал его в «Зимних заметках о летних впечатлениях». Лужин менее отесан, менее культурен, он стоит не в конце, а в начале процесса. Лужин блестит, как новенький грош, он даже может быть назван красивым, но вместе с тем его красивая и солидная физиономия производила неприятное, даже отталкивающее впечатление. Он подловат, не брезглив морально, сеет сплетни и выдумывает сплетни. Лужин не понимает ни бескорыстной честности, ни благородства. Разоблаченный и выгнанный Дуней, он полагает, что может еще все поправить деньгами. Ошибку свою он и видел преимущественно в том, что не давал Дуне с матерью денег. «Я думал их в черном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон. Тьфу. Нет, если б я выдал им за все это время, например, тысячи полторы на приданое, да на подарки… так было бы дело почище и… покрепче!»

Защита Лужина: загадка героя и проблемы творчества

Причины безумия набоковского героя и его гибели отнюдь не материально-физического, а совсем иного порядка — они иррациональны. Ведь в финале романа совершенно ясно сказано, что погиб Лужин от соприкосновения вовсе не с действительностью, а с «шахматными безднами». За мгновенье до того, как отпустить руки, Лужин, уже повиснув на карнизе,

В лице Лужина показан самый ужас профессионализма, показано, как постоянное пребывание в творческом мире из художника, если он талант, а не гений, словно бы высасывает человеческую кровь, превращая его в автомат, не приспособленный к действительности и погибающий от соприкосновения с ней [Ходасевич 1997: 249].

Необычная, казалось бы, слишком узкопрофессиональная тематика набоковского романа не случайна: «великая шахматная лихорадка» охватила мир в 1920-1930-е годы и во многом повлияла на умонастроение общества. Да и сам Набоков не раз признавался в своей страстной увлеченности шахматами, называя себя скромным, но пламенным поклонником Каиссы [Набоков 2004: 645]. Очень важно, что Набоков не просто наблюдатель — он сам прекрасный шахматист, и ему открыты сокровенные глубины феномена.

Ключ к ответу на эти вопросы может дать лишь понимание специфики того принципиально нового, что впервые оформилось как художественная система в «шахматном» романе В. Сирина — то есть анализ «Защиты Лужина» как образца мистической метапрозы ХХ века [Злочевская]. Фундаментальной его приметой, позволяющей говорить об этом оригинальном феномене как о самостоятельном, содержательно и эстетически значительном явлении литературы ХХ века, следует признать структурообразующую трехчастную модель мира, соединившую в единое целое три уровня реальности: физический — иррационально-мистический — металитературный.

В романе «Защита Лужина» впервые у Набокова сформировалась трехчастная модель мироздания: реальность физическая, иррационально-мистическая, металитературная. Единство и взаимодействие составляющих ее уровней и формирует содержательный пласт произведения: в борьбе за героя трех сил мироздания решается его судьба.

Сочинение на тему: “Самый счастливый и самый мучительный день Обломова”Образ Облома из одноименного романа Ивана ГончаровА является одним из наиболее интересных и впечатляющих образов во всей русской литературе. В нем, казалось бы, нет ничего такого удивительного, но автор описал Обломова настолько тонко и искусно, что он просто не может не вызывать в душе человека определенного отклика. Вряд ли можно назвать такой образ слишком реалистичным, […].

Самый счастливый деньСамый мой любимый день – это подготовка к встрече Нового года. В этот день вся семья собирается вместе, и мне это очень нравится. Каждый занимается своим, порученным ему делом. Я и дедушка собираем елку, а потом и наряжаем ее. Мы украшаем ее игрушками, гирляндами, электрическими лампочками. Потом мы готовим праздничный ужин, накрываем на стол и […].

Лужин и Свидригайлов в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за “униженных и оскорбленных” пронизаны произведения писателя-гуманиста. Роман “Преступление и наказание” […].

Как в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” доказано утверждение “Трусость – самый страшный норок”?Сколько бы человечество ни существовало, его всегда будут волновать нравственные проблемы; честь, долг, совесть, Эти вопросы и поднимает М. А. Булгаков в своем лучшем философском романе “Мастер и Маргарита”, заставляя читателя по-новому. осмыслить жизнь и оценить значение нравственных сторон человека, а также задуматься, что важнее в жизни – власть, могущество, деньги или собственная духовная свобода, […].

Читайте также:  Возрастные Ограничения На Безалкогольное Пиво

Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание”В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова – это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них “все […].

При этом Лужин ведет себя любезно с другими людьми. Правда, герой раздражается и злится, теряя самообладание, если что-то выходит за рамки его планов. В такие моменты Петр Петрович уподобляется «мешку с мукой». Герой не только любезен в социуме, но и претендует на вежливость. В расстроенных чувствах советник терял способность «оживлять общество». Характер Лужина отличается обидчивостью, ранимостью. Дуня не раз уличала жениха в обидах. Это качество мешало Петру Петровичу оставаться благородным и разумным.

Молодость, бедность, благонравие, воспитание и ум Дуни бесповоротно прельщали героя. Петру Петровичу нравилась запуганность девушки. Лужин отмечал для себя, что Дуня пережила много несчастий и трудностей в жизни. Если муж избавит ее от этого, она будет благодарить его вечно. Дуня воспримет мужа спасением, благословением. Так думал Петр Петрович. Красота Авдотьи поражала Петра Петровича, беспомощность – раззадоривала. Герой ожидал от супруги благоговейного унижения. Есть у Лужина и корыстные помыслы. Мужчина надеется, что Дуня поможет ему завоевать более высокое положение в обществе.

Автор упоминает, что Лужин разменял пятый десяток. Герою шел сорок шестой год. Таким образом, мужчина был намного старше своей невесты. К тому же Петр дослужился до высокой должности. Писатель «подарил» герою один из самых высоких чинов – надворный советник. Петр происходил из неблагородного рода. Однако чин давал мужчине право считаться «личным дворянином». Но Петр не мог передавать дворянство наследственным путем. Федор Михайлович описывает Лужина как человека, «который сделал себя сам».

Итак, Петр Петрович – чиновник. Однако это было не единственное занятие героя. Лужин – адвокат. Автор подчеркивает, что герой – специалист по «хождениям по тяжбам и искам». Петр давно мечтает об открытии собственной публичной адвокатской конторы в столице. Из первых строк романа читатели узнают, что Лужин переехал в столицу из провинциального городка. Цель героя – надежно обосноваться в большом городе. Писатель рассказывает о «больших делах» Петра Петровича. Мужчина – хороший, опытный адвокат. Петр часто выигрывает дела. Для героя жизнь в столице была обязательной, потому что Лужин занимался «значительными делами» в сенате.

Автор представляет героя немолодым мужчиной, господином – чопорным, осанистым. Физиономия Лужина казалась брюзгливой. Петр Петрович создавал впечатление осторожного человека. Осанка героя – преувеличенно строгая. Впрочем, другим персонажам произведения такая строгость внешнего вида Лужина представлялась излишней. Лужин словно не соответствовал обстоятельствам, ситуациям, в которых поневоле оказывался. Писатель отмечает особенность внешнего вида Петра Петровича. Издалека было заметно, что эта специфика внешности мужчины будто «оправдывает» название «жених». Внешность Лужина привлекала к нему женщин.

О Лужине

Ну, Достоевский уж ТАК конкретно Лужина изобразил, что относиться к нему положительно нет никакой возможности:) Можно бы поставить под сомнение стремление Достоевского изображать именно вот таким образом, скажем так, предпринимателей западного типа. Это — да, здесь есть о чем подумать.

С тезисом о жуликах я не согласен. В России сегодня один из самых интересных людей — Сергей Галицкий, кстати, как раз владелец футбольного клуба, только не купленного, а созданного. Он считает свои социальные обязательства выполненными, если честно платит налоги государству и хорошую зарплату своим работникам. Вполне внятная и совершенно не-жульническая позиция. Галицкий вообще во многом соответствует типу идеального предпринимателя, и, мне, кстати, чрезвычайно при этом симпатичен. На практике от его деятельности для края, я думаю, в сто раз больше пользы, чем от всякой абстрактной благотворительности. Вообще про благотворительность, сколько помню, он всегда отзывается отрицательно. Правда, стоит отметить, что клуб для него (и все, что с ним связано) — не бизнес. Все равно получается, что для души нужно что-то другое, а не бизнес:)

antonrai, Мне кажется, только поклонникам Достоевского Лужин представляется априори неприятным, а вот многие любители книг «Как заработать миллион?» были бы его фанатами)) А сейчас таких большинство, честно слово, столкнутся с мужчиной вроде Лужина очень легко. Как тебе его теория «спасения Дуни»? Меня прямо раздражает))

antonrai, В нашей стране о благотворительности говорить вообще трудно. Кого ни спроси, все говорят: «да, знаем мы их, они так от налогов уходят».
А между тем недавно я видел по телику тётку, которая занимает значительный пост в одном из наших благотворительных фондов, и она сказала вещь, которая сильно скорректировала моё представление о теме. Вот что она рассказала.
Спроси любого россиянина, кто должен заботиться об убогих и расслабленных, и в 9 случаях из 10 услышите в ответ слово «государство». Спросите американца, и он ответит «мы все вместе». Американцы, как и мы, услышав о какой-нибудь беде типа той, что случилась в Новом Орлеане, выстраиваются в очереди, чтобы сдать кровь, собирают вещи и т.п. Это всё как у людей.
Но есть у них и ещё одна привычка, которой у нас нет. А именно: когда американец открывает счёт в банке, там всегда на заявлении есть окошко, в котором написано: «прошу ежемесячно отчислять ____ долларов на благотворительность». И в среднем в каждом заявлении там бывает написано число 10.
Ясно, что 10 баксов никого не убьют и никого не спасут. Но а США имеется 300М населения и примерно столько же банковских счетов. Умножаем на 10 и получаем $3G каждый месяц. Это целая река помощи, причём пополняемая постоянно и без слёзных просьб со стороны кого бы то ни было. Этой суммы достаточно, чтобы вылечить всех больных детей, которые не в состоянии заплатить за себя. Этого достаточно, чтобы выплатить значительную сумму всем погорельцам и пострадавшим от торнадо. И — самое главное — без объявленного на всю страну по всем телеканалам прямого вмешательства президента!

Гордеева Ольга, Как заработать миллион — это все же другая история — это ведь не настоящие предприниматели такие книги пишут, не те, кто эти миллионы зарабатывает. Предприниматели же люди не сентиментальные, и выгоду не ценить не могут; филантропию, как правило, не любят. Их кредо — что каждый сам должен заработать, а не может — его проблемы. Но чтобы назвать такой подход ложным, надо отрицать саму идею предпринимательской деятельности. Предприниматель на все ваши материальные проблемы скажет одно: так не сидите сиднем, а предпримите что-нибудь:)

Характеристика Лужина

«…господин Лужин ясен. Главное, “человек деловой и, кажется, добрый”: шутка ли, поклажу взял на себя, большой сундук на свой счёт доставляет! Ну как же не добрый? А они-то обе, невеста и мать, мужичка подряжают, в телеге, рогожею крытой (я ведь так езжал)! Ничего! Только ведь девяносто вёрст, “а там преблагополучно прокатимся в третьем классе”, вёрст тысячу. И благоразумно: по одёжке протягивай ножки; да вы-то, господин Лужин, чего же? Ведь это ваша невеста… И не могли же вы не знать, что мать под свой пенсион на дорогу вперёд занимает? Конечно, тут у вас общий коммерческий оборот, предприятие на обоюдных выгодах и на равных паях, значит, и расходы пополам; хлеб-соль вместе, а табачок врозь, по пословице. Да и тут деловой-то человек их поднадул немножко: поклажа-то стоит дешевле ихнего проезда, а пожалуй, что и задаром пойдёт. Что ж они обе не видят, что ль, этого аль нарочно не замечают? И ведь довольны, довольны! И как подумать, что это только цветочки, а настоящие фрукты впереди! Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого. Ведь это будущий тон после брака, пророчество…»

«…в этом письме есть ещё одно выражение, одна клевета на мой счёт, и довольно подленькая. Я деньги отдал вчера вдове, чахоточной и убитой, и не “под предлогом похорон”, а прямо на похороны, и не в руки дочери – девицы, как он пишет, “отъявленного поведения” (и которую я вчера в первый раз в жизни видел), а именно вдове. Во всём этом я вижу слишком поспешное желание меня размарать и с вами поссорить».

«На нём был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: всё это было даже к лицу Петру Петровичу».

«…он всё-таки высоко ценил свою решимость возвысить Дуню до себя и считал это подвигом. Выговаривая об этом сейчас Дуне, он выговаривал свою тайную, возлелеянную им мысль, на которую он уже не раз любовался, и понять не мог, как другие могли не любоваться на его подвиг. Явившись тогда с визитом к Раскольникову, он вошёл с чувством благодетеля, готовящегося пожать плодыи выслушать весьма сладкие комплименты. И уж, конечно, теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным».

«Пётр Петрович отправляется теперь в Петербург. У него там большие дела, и он хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимается хождением по разным искам и тяжбам и на днях только что выиграл одну значительную тяжбу. В Петербург же ему и потому необходимо, что там у него одно значительное дело в сенате».

Лужин мечется между желанием снова окунуться в мир шахматных сражений и невозможностью это сделать по двум причинам. Во-первых, потому, что Валентинов и всё, что с ним связано, вызывает у героя неприятные чувства и воспоминания. Лужин испытывает страх перед этим человеком, олицетворяющим для него все те злые силы, которые его преследуют в жизни. А во-вторых, потому, что он не хочет расставаться с той спокойной, размеренной жизнью, к которой привык. Лужин понимает, что любовь и игра в шахматы для него несовместимы, и если он опять начнёт играть, то тем самым разрушит своё семейное счастье. Конфликт неразрешим. С одной стороны, мир творческого шахматного воображения, без которого герой не может быть счастливым, а с другой стороны — действительность (реалистический образ Валентинова, семейная жизнь), которая не позволяет Лужину жить в мире воображения.

Лужин не в состоянии совместить в своём сознании два мира. Для него это непосильная задача: с одной стороны, игра, с другой — семейная жизнь обыкновенного человека, каким он, в сущности, и является. Нормальный, психически здоровый человек легко может совмещать множество интересов, увлечений, страстей в своей душе. Сам Набоков признавался, что в его сознании “живут” сразу несколько “реальностей”: искусство, любовь, энтомология, спорт, шахматы. Все они только способствовали физическому и душевному здоровью писателя. У Лужина же нездоровая психика, причины заболевания которой нужно искать в детстве (главная часть романа), когда его отец, глупый, недалёкий персонаж, решил во что бы то ни стало сделать из мальчика вундеркинда. С этой целью он называл сына только по фамилии, даже не задумываясь о том, что тем самым он способствует развитию замкнутости и угрюмости в мальчике.

П еред героем возникает вопрос, что выбрать: шахматный мир или мир тихой семейной жизни? Беда Лужина в том, что оба этих мира и притягательны, и неприемлемы для него одновременно. Возможно, в этом скрывается мотив самоубийства, с точки зрения здравого смысла, разумеется, слабый. Для здорового человека это вообще не проблема, но только для здорового.

Читайте также:  Косгу Кастрюли 310 Или 340 В 2022 Году

Набоков назвал свой роман «Защита Лужина». Почему именно так? Здесь явно сделан акцент на слове “защита”, ибо для русской литературы характерно название по фамилии одного из персонажей. В романе Лужин разрабатывал шахматную защиту, которая позволила бы ему перехитрить противника. Однако, как мы знаем, она не сработала, потому что Туратти сыграл нестандартно. Но такое простое понимание слова “защита” ничего не проясняет. В романе имеется в виду, конечно, не шахматная “защита”, а “защита” психологическая: защита от грубого, пошлого, безнравственного окружения. Подобной защитой могут быть искусство, наука, спорт и т.д. У Лужина это шахматы. Так что Набоков не осуждает своего героя за его страсть к игре. В ней нет ничего безнравственного. Проблема Лужина в другом.

Многие критики отмечают наличие у Лужина некоего творческого дара. В доказательство приводятся многочисленные параллели между шахматами и музыкой, которые действительно имеют место в романе. При этом забывают, что сам Набоков видел в Лужине “бесплодность тёмного гения”. Лужин — способный средний шахматист. Он может иногда блестяще выиграть партию, творчески продумав великолепную комбинацию. И тем не менее он не гений. Он скорее Сальери, чем Моцарт, но Сальери добродушный, милый, чудаковатый. Для читателя он привлекателен не шахматными успехами, а необычным характером, оригинальностью.

Образ Петр Петровича Лужина, краткоПетр Петрович Лужин, новоявленный приобретатель, “осовремененный” Чичиков, является олицетворением “разумного эгоизма”, который внедрен в основу “арифметики” Раскольникова. Лужин – юрист, желает открыть в Петербурге контору по оказанию адвокатских услуг, считая, что ему помогут его ум и способности, а также “обаяние прекрасной, доброжелательной и образованной” жены. Наслушавшись Лебезятникова (у него Лужин поселился, чтобы сэкономить на жилье […].

Двойники Раскольникова и их роль в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”Мне все кажется, что в вас есть Что – то к моему подходящее… Ф. М. Достоевский Одной из особенностей романа Достоевского является то, что каждый персонаж в нем имеет свой голос, свою правду, свою философию. Достоевский дает высказаться всем, никого не отбрасывая. В центре романа – идея Раскольникова о сильной личности, имеющей право ради высокой […].

ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами […].

Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского “Преступление и наказание”Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но кто из них кто – не всегда отличишь с первого взгляда. Самопожертвование, благородство – вот что всегда ценилось в людях. Но ценим мы лишь благородных рыцарей на белых конях. А что же простые люди? Неужели нет в них благородства? Не правы те, кто думают […].

Лужин – характеристика персонажаПроизведение: Защита Лужина ЛУЖИН – герой романа В. В. Набокова “Защита Лужина” (1929). По мнению многих исследователей творчества Набокова, Александр Иванович Л. представляет собой одного из очень немногочисленных набоковских героев, наделенного чертами реального человека. Роман представляет собой историю жизни Л., начиная с детских лет (поступление в Балашовское училище) и кончая его смертью. Л.- внук забытого […].

Петр Лужин

Знакомство читателя с Лужиным происходит заочно. Пульхерия Раскольникова описывает мужчину в письме сыну Родиону. Из него ясно, что Лужин сватается к сестре Раскольникова Дуне, девушке из небогатой семьи, не располагающей приданным. Красивая, умная и благородная девица всем была хороша, но невзначай вызвала сплетни. Несмотря на них, Лужин поступил порядочно и женился на сестре Раскольникова.

Петр Петрович Лужин играет в романе не последнюю роль. Автор описывает персонажа в черновиках, давая ему следующую характеристику: тщеславный надворный советник, самовлюбленный и эгоистичный, мелочный алчный сплетник. Лужин превозносит материальные блага, считая королем того, кто располагаем финансами. Его почтение легко купить, но уважения в ответ этот герой не видит. Значение имени характеризует личность героя. Лужин мелок и жалок, наподобие грязного водоема, которому созвучна его фамилия.

Равнодушие, с которым герои выстраивают предположения, провоцирует сравнительный анализ персонажей, выявляющий сходства. Петр Петрович Лужин – двойник Раскольникова. У героев много общего: оба умны, тщеславны и угрюмы, оба высокомерны и способны на подлый поступок ради собственной выгоды.

В 1865 году Федор Михайлович Достоевский, находясь в Висбадене, написал издателю журнала «Русский Вестник» Михаилу Каткову письмо. Писатель сообщал о том, что у него зародилась идея о новом произведении, которое он характеризовал как «психологический отчет одного преступления».

Приехав в Петербург, Лужин наноси визит будущему родственнику. Считая себя благодетелем, он готовился к похвалам и воспеванию, демонстрируя самоуверенность и самолюбование. Выбившись «из грязи в князи», он преувеличивал имеющиеся таланты и способности, превознося себя выше, чем стоил. Жадность заставляла его во всем видеть выгоду и постоянно пересчитывать деньги, как свои, так и чужие. С их помощью Лужин возвышался над окружающими.

По приезду в Петербург Лужин на правах жениха отправился навестить Раскольникова. Переступил порог он с чувством благодетеля и с нескрываемым желанием выслушать как можно больше сладких комплиментов в свой адрес. Безмерное тщеславие, крайняя степень самоуверенности или, лучше сказать, самовлюблённости, сыграли с ним дурную шутку. Пробившись «в люди», возвысившись из ничтожества, он привык любоваться своей внешностью, своим умом, способностями, и до того доходило, что иногда, наедине, он заглядывался на своё лицо в зеркале. А еще он чрезвычайно любил деньги. Свои, чужие, добытые в труде или иными способами – не важно, главное – само их наличие. Ведь они помогали ему возвыситься над себе подобными и равняли его с теми, кто был выше его. Что ж, почва для сватовства на Дуне самая что ни на есть «плодородная». Но было и ещё кое-что …

Это теория Лужина. Давно уже он мечтал жениться, всё деньги копил да ждал. Ждал не любовь, не родную душу, а девицу благонравную, красивую, образованную и. бедную. На слове «бедная» в глубочайшем секрете делался особый акцент, поскольку такая девушка наверняка уже испытала на своем веку немало несчастий и бед, была запуганной, а отсюда впоследствии и бесконечно благодарной своему избавителю. Она непременно «приникнет» перед ним, будет благоговеть, подчиняться во всём и удивляться только ему. И вот настал тот момент, когда всё совпало. Есть состояние, намечаются грандиозные планы по завоеванию высшего света Петербурга, а здесь и Дуня – идеальная претендентка на роль красивой, умной, но бедной невесты, а в дальнейшем – покорной и даже подобострастной жены успешного мужа. В мечтаниях своих он уже владычествовал над её душой и телом, и вдруг! Нет. Он получил «отставку». И от кого? От бедного студентишки, заносчивого молокососа – Родиона, который выставил его за порог. Он не мог этого снести. Уязвлённый, он всё своё негодование и безмерную злость собрал и втиснул в шарик-месть. А бросил он его не куда-нибудь, а в желаемом направлении: Соня Мармеладова была ложно обвинена в краже денег, им же и подброшенных в её карман.

С виду весьма «красивая и солидная физиономия». Осанка «преувеличенно-строгая», одежда щеголеватая, преимущественно цветов «светлых и юношественных», несмотря на то, что её обладателю стукнуло ни много ни мало, а 45 лет. Впрочем, выглядел он моложе: лицо свежее, волосы чуть лишь с сединой, всегда тщательно причёсанные и завитые у парикмахера. В целом производил он впечатление человека небольшого образования, но умного, благонадёжного, обеспеченного, как-никак служил в двух местах и собирался открывать своё дело – публичную адвокатскую контору в Петербурге. Но это только внешне. А у каждой медали есть и обратная сторона. Была она и у Лужина – скупая, тщеславная, подлая, мелочная, хитрая. Её-то как раз и увидел проницательный Раскольников, несмотря на простодушные слова матери.

В сентябре 1865 года некий Михаил Катков, издатель «Русского вестника», получает из Висбадена письмо. Факт, возможно, не особо примечательный, если бы не одно или даже два но… Первое – пишет ему Фёдор Михайлович Достоевский, и второе – пишет он ему о замысле своего нового романа. Идея произведения, по словам самого автора, заключается в «психологическом отчёте одного преступления». Иными словами, жил-был молодой человек, самый что ни на есть обычный, мещанин по происхождению, который в силу неудачно складывающихся обстоятельств оказывается в крайней бедности. Что делать? По легкомыслию ли, по внутренней ли шаткости, но он поддаётся витающим в ту пору в воздухе «недоконченным» идеям и решается убить одну старуху-процентщицу. Старуха злая, мерзкая, глупая и до неприличия жадная. Для чего ей жить? Может ли она принести пользу хоть кому-нибудь? Однозначный ответ «нет» сбивает с толку бывшего студента. Он убивает её и затем грабит, с тем лишь, чтобы на «вырученные» деньги осчастливить самого себя и всех страждущих и тем самым исполнить «гуманный долг человечеству». Что ж, здесь вполне угадывается и название последующей книги – «Преступление и наказание», и имя главного героя – Родион Раскольников. А теперь подробнее о самом романе, а также о персонаже, у которого весьма говорящая фамилия – Лужин Петр Петрович.

Господин Лужин – один из самых неприятных, но знаменитых героев романа. Одна только фамилия чего стоит! Впервые читатель с ним знакомится заочно из письма Пульхерии Александровны Раскольниковой сыну. Характеризует она его положительно: ведь он посватался к Дуне, младшей сестре Раскольникова – девушке красивой, сильной, самоуверенной, умной, благородной, но без какого-либо приданного. Как ни крути, а «подвиг» совершил человек. А здесь ещё и недавний неприятный инцидент: пошла о Дуне худая молва, но, слава богу, всё уладилось. Так что его искреннее вмешательство в судьбу бедной девушки теперь – подвиг вдвойне, поступок наиблагороднейший и заслуживающий всяческих похвал. Каким она его увидела? Продолжаем тему: «Лужин, «Преступление и наказание»: характеристика персонажа»

Образ и характеристика Лужина — героя романа Ф

Петру Петровичу Лужину 45 лет. Это осанистый, чопорный господин, «с осторожною и брюзгливою физиономией». Лицо его, свежее и красивое, казалось моложе своих 45 лет. Бакенбарды у него в виде котлет, а волосы завиты у парикмахера. Одет он хорошо, вся одежда у него новая. Говорит он внушительно, с достоинством, отчеканивая каждый слог.

Эгоизм, подлость и бесчеловечность Лужина проявились в полной мере в том, что он напрасно обвинил Соню в краже 100 рублей. Это он сделал для того, чтобы поссорить Раскольникова с матерью и сестрой, показав им, что Родион знается с воровкой. Этот поступок Лужина особенно ярко показал, что у этого человека полностью отсутствует нравственность.

Лужин — человек «небольшого образования», но деловой, дослужился до чина надворного советника. По профессии господин Лужин является адвокатом, служил он в провинции в двух местах. Род занятий его состоял в хождении по разным искам и тяжбам. Человек он обеспеченный, имеет свой капитал. Лужин приехал в Петербург, чтобы открыть публичную адвокатскую контору, и надеялся сделать здесь успешную карьеру.

  • И Пульхерия Александровна, и Дуня были поражены, что после единственного визита к ним Пётр Петрович на другой день прислал письмо с предложением Дуне стать его женой и просил скорого ответа.
  • Пульхерии Александровне он показался резким, когда, получив согласие Дуни, он проговорился, что ещё раньше решил жениться на девушке без приданого, чтобы она считала его за благодетеля.

Лужин — человек расчётливый и деловой, отношение к любви, вернее к выбору невесты, у него тоже чисто деловое: ему нужна такая жена, чтобы он был для неё властелином и благодетелем. Теория Лужина о бедных жёнах заключается в том, что лучше брать в жёны бесприданницу, обязательно испытавшую бедственное положение. Тогда муж ничем не обязан жене, а жена будет считать его за своего благодетеля.

Читайте также:  Чувашия Льготы Ветеранам Труда 2022

Критические Статьи О Лужине

Лужин – практически человек без эмоций. Став известным, участвуя в турнирах и выигрывая, он думает только об игре. Мимо проходят города, люди, он ничего этого не замечает, его жизнь – это шестьдесят квадратиков доски. Он и мир воспринимает через шахматную доску.
С невестой сложные, платонические отношения. Невеста (ее имени никто не узнает, она символ) понимает, что Лужин ей не пара, но среди всего лужинского хаоса, беспорядка, неустроенности и т.п. спрашивает себя – «где я? Кто он? Что же будет дальше?», и при этом осознает, что среди этого холодного беспорядка сидит «замысловатейший человек, человек, занимавшийся призрачным искусством, и она старалась остановится, ухватиться за все его недостатки и странности, сказать себе раз навсегда, что этот человек ей не пара, — и в то же время совершенно отчетливо беспокоилась о том, как это он будет держаться в церкви, как он будет выглядеть во фраке», человек другого измерения, особой формы и окраски, несовместимый ни с кем и ни с чем.
И при вроде бы абсолютной неэмоциональности Лужина сцена, описанная Набоковым об условном предложении выйти за него замуж показывает другого Лужина: «Он вошел к ней с размаху, словно бухнул в дверь головой, и, смутно увидев ее, лежащую в розовом платье на кушетке, сказал торопливо: «Здрасте-здрасте», и кругами зашагал по комнате, предполагая, что это все выходит очень остроумно, легко, забавно, и вместе с тем задыхаясь от волнения. «Итак продолжая вышесказанное, должен вам объявить, что вы будете моей супругой, я вас умоляю согласиться на это, абсолютно было невозможно уехать, теперь будет все иначе и превосходно», и тут, присев на стул у дарового отопления, он разрыдался, закрыв лицо руками: потом, стараясь одну руку так растопырить, чтобы она закрывала ему лицо, другою стал искать платок, и в дрожащие от слез просветы между пальцев видел двоящееся расплывающееся розовое платье, которое с шумом надвигалось на него.
«Ну, будет, будет, — повторяла она успокаивающим голосом, — взрослый мужчина, и так плачет». Он схватил ее за локоть, поцеловал что-то холодное и твердое (часики на кисти). Она сняла с него соломенную шляпу и погладила по лбу, — и быстро отодвинулась, избегая его неловких, хватающих движений. Лужин затрубил в платок, раз, еще раз, громко и сочно; затем вытер глаза, щеки, рот, и облегченно вздохнул, облокотившись на паровое отопление и глядя перед собой светлыми, влажными глазами. Ей тогда же стало ясно, что этого человека, нравится ли он тебе или нет, уже невозможно вытолкнуть из жизни, что уселся он твердо, плотно, по-видимому надолго».
В этой трогательной, эмоциональной сцене открывается другой Лужин. И повторюсь – абсолютно незащищенный, детский, наивный.
Он мне напомнил Пнина из одноименного романа Набокова.

Аутист по имени Солнце.
Максим прямо шел по тротуару. За ним шла мама, он не смотрел на нее, знал, что этот человек, женщина, которая бывает с ним дома, достаточно теплая, а он чувствовал всегда людей по внутреннему теплу, идет за ним.
— Так, прямая линия, она ведет туда, где я должен быть. Прямо. Эта прямая линия, между плитками, точно указывала направление движения. Надо идти. Там, впереди, меня ждет Солнце – думал он.
— Ты неправильно идешь…Неровно… Ты не попадешь туда, куда мы идем.
— Почему, Максик, мы хорошо идем, еще полкилометра – и мы в садике.
— Нет, ты глупая, не понимаешь, линия ровная. Можно идти только по ней.
— Максик, я постараюсь – обреченно ответила женщина, покорно меняя траекторию.
Через 500 метров они вошли во двор садика. Максим, насуплено смотря перед собой, шел, рассматривая плитки тротуара. Увидел камешки возле дорожки, остановился.
— Почему они лежат неправильно? Они должны лежать рядом квадратом.
Он нагнулся и сосредоточенно подобрал камешки, присел и разложил их в форме квадрата.
-Максим, пойдем, мы опаздываем в садик – услышал он фразу матери, но разобрал только одно слово – садик. Он встал перед дверью и замер. В голове заиграла музыка и он промычал неразборчиво слова, которые помнил внутри, они звучали как картинки больших домов и яркого, яркого Солнца, встающего над всем этим темным городом:
А над городом плывут облака
Закрывая небесный свет.
А над городом — желтый дым
Городу две тысячи лет
Прожитых под светом Звезды
По имени Солнце.

Вот так заканчивается роман. Был ли какой смысл в том, что в последних строках появляется имя Лужина — Александр Иванович? Не знаю, возможно. Возможно, что Набоков, в первых строчках пишет о радости называться – Лужин, т.е. по-взрослому, в имени Лужина воплотил его возвращение в детство. Ведь может быть такое обьяснение? Конечно, я скорее всего ошибаюсь. Но писать о кольцеобразности романа я бы точно не стал.
Возможно, как и может быть ошибочно, мнение, что в романе просматривается предостережение «болеть» идеей и видеть мир через свой диагноз. Возможно, и это тоже может быть ошибочным мнением, что Набоков в романе говорит о пошлости.
Возможно в названии романа скрыт двойственный смысл: защита самого Лужина от окружающего мира и защита Лужина, которую он выбрал как шахматный ход. Возможно.
Возможно еще многое, и многое другое, проза Набокова сдвигает нашу психику. Будоражит. Задает массу загадок. Заставляет думать.
Все-таки роман Набокова, как и другие его произведения, гениальное творчество этого нашего русского.

Но я вернусь к сюжету: осознав гнетущую тяжесть не разрешаемой композиции жизне-шахмат, Лужин мучительно ищет внутри себя решение.
Тут появляется на горизонте Валентинов, такой злой рок, использующий Лужина в своих целях получить в свои руки гениального игрока, подталкивающий Лужина косвенными намеками и побочными средствами – через кинематограф – вернуться в шахматы.
Лужин ощущает подвох, но не осознает его направленности. Мир играет против него. Он думает: « Затишье… Затишье, но скрытые препарации. Оно желает меня взять врасплох. Внимание, внимание. Концентрироваться и наблюдать».
Все мысли его за последнее время были шахматного порядка, но он еще держался, — о прерванной партии с Турати запрещал себе думать, заветных номеров газет не раскрывал — и все-таки мог мыслить только шахматными образами, и мысли его работали так, словно он сидит за доской. …это лукавое затишье продолжалось до четверга. И в четверг Лужин все понял.
Еще накануне ему пришел в голову любопытный прием, которым, пожалуй, можно было обмануть козни таинственного противника. Прием состоял в том, чтобы по своей воле совершить какое-нибудь нелепое, но неожиданное действие, которое бы выпадало из общей планомерности жизни и таким образом путало бы дальнейшее сочетание ходов, задуманных противником. Защита была пробная, защита, так сказать наудачу, — но Лужин, шалея от ужаса перед неизбежностью следующего повторения, ничего не мог найти лучшего.
При звуке этого голоса Валентинова, при музыке шахматного соблазна, Лужин вспомнил с восхитительной, влажной печалью, свойственной воспоминаниям любви, тысячу партий, сыгранных им когда-то. Он не знал, какую выбрать, чтобы со слезами насладиться ею, все привлекало и ласкало воображение, и он летал от одной к другой, перебирая на миг раздирающие душу комбинации. Были комбинации чистые и стройные, где мысль всходила к победе по мраморным ступеням; были нежные содрогания в уголке доски, и страстный взрыв, и фанфара ферзя, идущего на жертвенную гибель… Все было прекрасно, все переливы любви, все излучины и таинственные тропы, избранные ею. И эта любовь была гибельна.
Ключ найден. Цель атаки ясна. Неумолимым повторением ходов она приводит опять к той же страсти, разрушающей жизненный сон. Опустошение, ужас, безумие.
«Ах, не надо», — громко сказал Лужин и попробовал встать. Но он был слаб и тучен, и вязкое кресло не отпустило его. Да и что он мог предпринять теперь? Его защита оказалась ошибочной. Эту ошибку предвидел противник, и неумолимый ход, подготавливаемый давно, был теперь сделан. Лужин застонал и откашлялся, растерянно озираясь

Максим слушал эту музыку, слова, еле заметно качая головой в такт. На лице его появлялась задумчивость, взгляд уходил в себя и куда-то в Космос, тот Космос, который знал только он, и в эти моменты жил в тех образах, рожденных его душой и сознанием. Он был счастлив в эти моменты, и Вера видела, что ее чувства и эмоции, слова, рожденные внутренним теплом ее сердца, соприкасаются с чувствами, образами и даже телом этого мальчика, их тела чувствовали взаимопроникающее тепло от этой зарождающейся любви, она сближала их, и Максим неосознанно пододвигался к Вере, ему нужны были эти доверительные прикосновения.
Вера с трудом сдерживала слезы в такие минуты, понимая, что они, обыкновенные, взрослые, мало могут помочь этим детям. Они могут не помешать им развиваться в ту сторону, где им комфортно, и они могут что-либо сотворить. Ведь обычные люди никогда не заметят красоту в расположении трещин в асфальте мостовой, или как великолепно играют цвета на разлитом бензине после дождя. Они, наверное, никогда не узнают, каково это целиком и полностью отдаться определенной теме и изучить про нее все, что только можно. Им никогда не познать красоту фактов, которые были приведены в определенную систему. Они, вероятно, никогда не узнают, каково это махать кистями рук от счастья, или каково это забыть обо всем из-за ощущения шерсти кошки. Счастье при аутизме не сводится к «мужеству» или «преодолению». Это просто счастье. Не обязательно быть нормальным, чтобы быть счастливым.
Она и сейчас, складывая дорожку из карандашей к окну, к Солнцу, чувствовала волнение в груди, отдающее болезненными ощущениями от внутреннего бессилия. Хотя ведь и неизвестно, кто более счастлив в этой жизни?

Образ Лужина из романа Преступление и наказание

Теория «целого кафтана» гласит о том, что каждый человек должен заботиться лишь о себе и собственном благе, потому что человек по природе своей эгоист. Только заботясь о себе самом, каждый сможет сохранить на себе целый кафтан. Если же пытаться помочь другому, то и он получит лишь половину кафтана, и ты останешься ровно с тем же.

Лужин не обладает ни одной положительной чертой. Роман не повествует ни об одном добром и благородном поступке героя, наоборот, Лужин показан как человек, готовый идти по головам ради собственных целей. Чтобы жениться на Дуне, он клевещет на Сонечку Мармеладову, перед этим подбросив ей деньги.

Благодаря таким выделяющимся чертам внешности, выглядел он гораздо моложе своего возраста. Автор произведения акцентирует внимание на значимости внешности для женщин, в свои года Пётр Петрович благодаря приятной наружности мог нравиться противоположному полу.

Родион Романович, опираясь на свою теорию, считает, что ему можно вершить преступления, так как он решил, что он избранный. Лужин откровенных преступлений не совершает, но сама суть его личности – прогнившая и чрезмерно эгоистичная. Преступления Лужина – моральные, в то время как преступление Раскольникова – физическое.

Вспомним, как он незаметно подсунул несчастной Соне Мармеладовой деньги, а затем публично обвинил ее в воровстве. Он расправляется со слабыми и беззащитными, потому что их так легко победить, но расправляется не насилием, а ложью и лицемерием, что в данном случае в разы хуже.

Adblock
detector