Когда Нужно Заключать Договор Землидля Строительства Линейного Объекта

Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2022 г

изменения, которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 50, ст. 7089; 2016, N 19, ст. 2706; 2022, N 28, ст. 4227).

строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется в существующих границах земельного участка, на котором размещен линейный объект, либо в границах сервитута или публичного сервитута, установленного в целях размещения линейного объекта;

4. Строительство, реконструкция в границах полосы отвода автомобильных дорог подъездов, съездов и примыканий, в том числе переходно-скоростных полос, к объектам дорожного сервиса и (или) автомобильных дорог, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство.

Также существенно расширен список объектов, для строительства или реконструкции которых не нужно получать разрешение на строительство. Это в т. ч. водопроводы и водоводы диаметром до 500 мм, линейные сооружения водоотведения диаметром до 1000 мм, автодороги IV и V категории, местные улицы, местные дороги, проезды улично-дорожной сети сельских поселений, пешеходные улицы и площади городов, парковые дороги, проезды, велосипедные дорожки.

«31. Площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки (комплексы производственного быта), офисы продаж).».

Практика заключения соглашений об установлении частных сервитутов земельных участков начала складываться на территории города Омска. В частности, такое соглашение было заключено в целях размещения первого пускового участка первой линии Омского метрополитена. Данное соглашение в установленном порядке прошло государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области. Принимая во внимание множество проблемных вопросов, связанных с процедурой оформления земельных участков для строительства (прокладки) линейных объектов не только в городе Омске, но и в других городах, администрацией города Омска были подготовлены соответствующие обращения с просьбой разъяснить необходимость и порядок оформления земельных участков под строительство линейных объектов.

В настоящее время, на мой взгляд, наиболее приемлемым было бы вести речь об установлении частного сервитута. При этом соглашение о сервитуте может являться одним из видов правоустанавливающих документов на земельный участок по смыслу ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения разрешения на строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Прежде всего определимся с содержанием понятия «линейный объект». Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и иные подобные сооружения.

Таким образом, основное отличие частного от публичного сервитута состоит в том, что публичный сервитут устанавливается не путем заключения договора, а в одностороннем порядке путем принятия нормативного правового акта, прежде всего в публичных интересах. Однако проблемные вопросы существуют и при оформлении сервитута. Для оформления сервитута также необходимо сформировать земельный участок. В числе оснований для установления публичного сервитута в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствует возможность ограниченного использования земельного участка для строительства линейных объектов, а существует возможность установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, для установления публичного сервитута требуется проведение общественных слушаний, порядок проведения которых также не установлен действующим законодательством.

В целях упрощения процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также оформления права собственности на линейные объекты, принимая во внимание, что действующее законодательство не предусматривает специального порядка формирования земельных участков под строительство линейных объектов, а общий порядок, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации, не позволяет осуществлять выбор земельного участка и проведение работ по формированию земельного участка для строительства линейных объектов, администрацией города Омска разработан законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Законопроектом предусматривается, что для выдачи разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию линейных объектов, а также регистрации права собственности на линейный объект не требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Министерством регионального развития Российской Федерации сообщено, что проблемы, обозначенные в указанном проекте Федерального закона рассматриваются Министерством и требуют дополнительной проработки.

Анализ тенденций реформирования законодательства, регулирующего земельные отношения, позволяет сделать вывод о повышении внимания законодателя к вопросам предоставления и использования земельных участков для размещения[1] линейных объектов.
Указанное обстоятельство обусловлено особой конфигурацией, территориальным расположением таких объектов и соответствующих земельных участков, а также функциональным назначением, социальной значимостью и наличием публичного интереса в размещении ряда протяженных сооружений.
Содержание понятия «линейный объект» в настоящее время раскрывает Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. В соответствии со статьей 1 указанного закона под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» к линейным объектам относит дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Общим для большинства линейных объектов является то, что они лишь частично ограничивают права собственника или иного пользователя земельного участка, на котором размещаются, и, как правило, не препятствуют разрешенному использованию земельных участков. В связи с этим оформление права собственности или аренды на такие земельные участки не всегда представляется целесообразным.
До 01 марта 2015 года к основным видам прав на земельные участки для целей строительства, эксплуатации линейных объектов относились собственность и аренда. Так, согласно действовавшей до 01 марта 2015 года редакции Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для строительства объектов предоставление земельных участков из публичных земель осуществлялось, преимущественно, в собственность или аренду: с предварительным согласованием мест размещения объектов (без проведения торгов) или без такого согласования (на торгах). Для целей использования существующих наземных сооружений (в т.ч. линейных) собственники объектов могли получить земельные участки, на которых расположены объекты, в собственность или аренду, в порядке реализации исключительного права в соответствии со статьей 36 ЗК РФ. Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ), в частности, предусматривал, что юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линейные объекты, на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2015 года.
В целях «ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры» ЗК РФ закреплена возможность установления публичного сервитута (абз. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ). В соответствии с действовавшей до 01 марта 2015 года редакцией статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) для использования земельных участков в целях «прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов» мог быть установлен «частный» сервитут. Вместе с тем допустимость и порядок установления права ограниченного пользования земельным участком применительно к размещению линейных объектов нередко являлись предметом рассмотрения со стороны юридической науки[2]. Не сформировалась и единообразная судебная практика применения указанных норм.
Следует отметить, что Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» статья 90 ЗК РФ была дополнена важным нормативным положением. В силу введенного пункта 8 статьи 90 ЗК РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. При этом у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
23 июня 2014 года был подписан Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ). Закон кардинальным образом изменил с 01 марта 2015 года вектор правового регулирования отношений по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе затронул вопросы предоставления земельных участков для целей размещения линейных объектов.
Законом № 171-ФЗ закреплена возможность заключения договора аренды земельных участков без проведения торгов в случае необходимости предоставления земельных участков юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения(абз. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Закон № 171-ФЗ предусмотрел возможность заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, установленных гражданским, земельным законодательством, федеральными законами, и, в частности, в случаях размещения линейных объектов, сооружений связи (ст. 39.23 ЗК РФ).
На необходимость реформирования норм о сервитутах указано в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, из которой следует, что имеющееся нормативное регулирование сервитутов в тексте ГК РФ недостаточно, главным образом вследствие отсутствия определения содержания сервитутов, хотя их содержание как вещных прав должно исчерпывающим образом определяться законом. Содержание каждого сервитута должно быть хотя бы укрупненно раскрыто в ГК РФ. В ГК РФ должен быть закреплен перечень возможных сервитутов. В связи с этим в литературе отмечается, что попытка более детального регулирования вопросов установления сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, нашедшая свое отражение в главе V.3 ЗК РФ, до появления соответствующих положений в ГК РФ, представляется обоснованной[3].
Вместе с тем «частный» сервитут в отношении публичных участков вызывает множество вопросов и критических оценок. В частности, в рамках совместной XVI Международно-практической конференции и IX Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения» (ноябрь 2015 г.) была высказана позиция о том, что новые нормы законодательства в той части, в которой данный институт ущемляет права арендаторов земельных участков, не учитывает статус линейных объектов и создает трудности при оформлении прав на возведенные объекты, требуют скорейшей доработки.
Кроме того, появился новый институт земельного законодательства — использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута. В частности, установлена возможность эпизодического использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, в случаях капитального или текущего ремонта линейного объекта, а также размещения объектов, виды которых установлены Правительством РФ[4] (ст. 39.33 ЗК РФ). В данном случае использования земель или земельных участков земля рассматривается не как объект права собственности и иных прав либо средство производства (в сельском и лесном хозяйстве), а как пространственный базис, не требующий учета полезных свойств земли.
Законом № 171-ФЗ внесены изменения и в статью 274 ГК РФ в части уточнения целей установления сервитута. Ранее указанная в статье возможная цель установления сервитута — для «прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации» — заменена на общую цель «строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием» (абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ в редакции Закона № 171-ФЗ). Необходимо подчеркнуть значимость указанного уточнения, закрепляющего принципиальную допустимость осуществления строительства, реконструкции всех линейных объектов на основании соглашения о сервитуте. Между тем, неоднозначность толкования нормативного регулирования относительно возможности осуществления строительства (и последующего оформления) линейных объектов на основании сервитута совсем не исключена. Речь идет о том, что по смыслу статьи 274 ГК РФ правом требования предоставления сервитута обладает собственник господствующей (существующей) недвижимой вещи.
Вышеизложенное свидетельствует о положительных тенденциях изменения правового регулирования по вопросу предоставления земельных участков для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений. Однако требуется продолжение работы по дальнейшему совершенствованию правового регулирования рассматриваемой институциональной среды в целях разрешения возникающих на практике вопросов.

Читайте также:  Какой налог нужно платить за 150 квадратных метров дом

2. Арсланалиев М.А. Публичные сервитуты при строительстве, размещении и эксплуатации линейных объектов // Предпринимательское право. 2008. Специальный выпуск; Волков Г.А., Голиченков А.К., Хаустов Д.В. Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений // Экологическое право. 2006. N 2. С. 16 — 25.

В своей статье эксперт проекта ZHANЕ.ru Марина Муравьева рассуждает о тенденциях правового регулирования отношений, связанных с оформлением прав на земельные участки для размещения линейных объектов, в том числе предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения

4. См. Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» // Собрание законодательства РФ. 15.12.2014. N 50. ст. 7089.

Когда Нужно Заключать Договор Землидля Строительства Линейного Объекта

При этом данный документ должен отвечать требованиям статьи 18 Закона о регистрации, а именно: документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Записи о государственной регистрации права на линейно-кабельные сооружения связи вносятся в реестр в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а именно Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 .

Особенности конструкции, способов размещения на земельных участках и технические характеристики линейных сооружений в большинстве случаев не приводят к существенным затруднениям или невозможности использования собственниками земельных участков, к существенному ограничению прав собственников земельных участков или иных лиц, не являющихся собственниками земельных участков, но использующих земельные участки на иных правах.

Государственная регистрация прав на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории одного регистрационного округа, осуществляется действующим на территории этого регистрационного округа органом Федеральной регистрационной службы. Если линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории более одного регистрационного округа, то государственная регистрация осуществляется Федеральной регистрационной службой.

В большинстве случаев права на земельные участки собственников или владельцев линейных сооружений не оформлены. При этом собственник или владелец линейных сооружений имеет право требовать согласования с ним проведения различных работ в зоне размещения этих сооружений, т.е. имеет место частичное ограничение прав собственника земельного участка в его использовании в связи с установлением охранных зон линейных сооружений.

Если под земельным участком размещен чужой линейный объект, то строить свой объект правообладатель земельного участка вправе без повреждения этого линейного объекта, с соблюде-нием режима его охранной зоны. В свою очередь, владелец линейного объекта заинтересован в скорейшем установлении его охранной зоны на чужой земельный участок, чтобы правообла-датель такого земельного участка не делал вид, будто не знал о наличии под ним линейного объекта и повредил его «случайно».

Самое известное и редкое исключение составляет территория Москвы: согласно пункту 3.4.2 Правил землепользования и застройки Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП, «минимальные отступы зданий, сооружений от границ земельных участков во всех территориальных зонах в городе Москве не устанавливаются». Но даже при таких правилах отступать от границ земельных участков проектировщикам и застройщикам иногда приходится для соблюдения различных минимальных расстояний между разными наземными объектами: противопожарных, санитарных и др.

Тем не менее ОАО «РЖД» своим Распоряжением от 16 мая 2014 г. № 1198р утвердило «Инструкцию о пересечении железнодорожных линий ОАО «РЖД» различными инженерными коммуникациями» (подобной инструкции Минтранса России в отношении автодорог нет) и по ней навязывает свои технические условия на «пересечение железной дороги». Это десятки пунктов, выполнение которых занимает множество ресурсов всех видов и является одной из причин нарушения сроков строительства трубопроводов и кабельных линий, с соответствующими последствиями. Встречается в них и такое: «прокладку (размещение) кабельной линии вдоль железнодорожных путей осуществить вне полосы отвода железной дороги, без использования земельного участка, правообладателем которого является ОАО «РЖД».

Обязательно ли для размещения линейного объекта оформлять недропользование? В законодательстве нет однозначного ответа на этот вопрос в отношении всех линейных объектов и на практике зачастую, особенно вне месторождений полезных ископаемых, оно не оформляется без неблагоприятных последствий со стороны «недровых» структур. Даже если прийти к выводу, что для подземных линейных объектов обязательно оформление недропользования, то оно обязательно независимо от того, с поверхности земли либо без ее использования линейный объект размещается под землей.

Письма Минэкономразвития России не обязательны к исполнению, данное письмо формально касалось только регистрации прав на уже введенные в эксплуатацию линейные объекты, в одном письме невозможно охватить все аспекты ГНБ. Но в данном письме ничего нового, по сравнению с законодательством, не установлено. В нем выражена позиция всех ключевых федеральных ведомств, так или иначе вовлеченных в размещение линейных объектов. После него стали появляться определения Верховного Суда Российской Федерации, которые могут быть использованы для обоснования освобождения от оформления под линейный объект той земли, которая не будет использоваться при его строительстве. К настоящему времени к ним следует отнести Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 декабря 2016 г № 301 — КГ16-17856, согласно которому «эксплуатация канализационного коллектора и газопровода возможна без оформления прав на землю, наличие наземной части газопровода на спорном земельном участке не меняет квалификацию сооружения и не наделяет собственника исключительным правом на землепользование», и Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 сентября 2016 г № 303-ЭС16-10723, которое подтвердило незаконность отказа Росреестра в регистрации права на подземную сеть связи, установив, что «земельным законодательством, действовавшим в период строительства спорного сооружения, представления документов об отводе земельных участков для строительства подземного сооружения связи не требовалось». И по действующему законодательству такие документы требуются только на ту землю, «на» — не «под» и не «в» которой — строится линейный объект.

Однако значительная протяженность линейных объектов, принадлежность земельных участков, необходимых для размещения и эксплуатации объектов, различным собственникам и владельцам, невозможность использования таких участков для иных целей, ставит вопрос о целесообразности выкупа таких земельных участков или оформления права аренды на них.

Представляется, что приобретение права аренды или права собственности собственникам линейных объектов целесообразно осуществлять на отдельные участки, на которых расположены, например, опоры для линий электропередач, выходы на поверхность для подземных газопроводов и т.д.

При этом нельзя не отметить, что вопрос о необходимости получения и предоставления на государственную регистрацию права собственности на вновь созданные линейные объекты документов об отводе земельного участка для их строительства остается до настоящего времени дискуссионным вопросом среди территориальных органов Управления Федеральной регистрационной службы.

При этом в связи с тем, что в указанной ситуации имеет место частичное ограничение прав собственников земельных участков в их использовании, представляется, что право землепользования собственникам линейного объекта надлежит оформлять с использованием сервитута (права ограниченного пользования земельным участком).

Читайте также:  Амнистия Таджикских Мигрантов

Иногда для строительства линейного объекта получались такие документы, как разрешение на вскрытие земляной поверхности, разрешение на разрытие и др., что не соответствует положениям о предоставлении земельных участков для строительства согласно норм земельного законодательства и представляет в настоящее время сложности при оформлении права собственности на построенные линейные объекты.

  • Подготовка двух проектов — планировки территории и межевания (5 месяцев).
  • Формирование участков земли из муниципальных земель с учетом размежевания (принято на прошлом шаге) — занимает 2-3 недели.
  • Занесение данных в ГКН. Запрещено, чтобы площадь в утвержденной планировке и межевых планах различалась больше, чем на 10%. На это уходит до 10 суток.
  • Оформление договора аренды — 30 дней.

После выполнения указанного порядка заинтересованным лицом подается заявление о предоставлении земельного участка в аренду, по результатам положительного решения по которому принимается постановление администрации о предоставлении земельного участка и заключается договор аренды соответствующего земельного участка.

Следует иметь в виду, что уполномоченные органы не имеют права расширять список документов и на этом основании отказывать заявителям. Разрешительные органы в течение семи рабочих дней с даты приема документации изучают и проверяют ее, отказ в выдаче разрешения доложен иметь подробное описание причин. В случае несогласия застройщик имеет право его обжаловать в установленном законом порядке.

В строго определённых законом случаях получение разрешения на строительство того или иного объекта не требуется, что упрощает подготовку строительстрва с юридической точки зрения, однако, необходимо чётко определить тип проводимых работ и вид объекта для того, чтобы правомерно воспользоваться рассматриваемой в статье возможностью.

Согласно позиции Минрегиона России, сформулированной в 2011 году, «инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)». При этом Министерство не рассматривает в качестве самостоятельного линейного объекта сети инженерно-технического обеспечения, являющиеся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящие за пределы границ земельного участка, отведённого под указанные цели, и при этом не выходящие за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон) [497] .

Порядок оформления линейных объектов

В тоже время, отсутствие надлежащим образом оформленных документов на земельный участок под строительство линейного сооружения препятствует в дальнейшем получению разрешения на строительство линейного объекта, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так как требуется наличие надлежащим образом оформленных документов на земельные участки.

Методические рекомендации по предоставлению земельных участков, оформлению проектной документации и разрешений на строительство, технический учет и ввод в эксплуатацию линейных объектов на территории Калужской области (далее — Рекомендации) разработаны управлением архитектуры и градостроительства министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.

Общий же совет такой – если участок под застройку выделен недавно (ничего еще не осуществлено), то срочно «узаконивайте» свою постройку. Возможно, газопровод можно даже вписать в проект этой будущей застройки. Если же застройщик уже понес затраты (при условии, что он сам вместе с Администрацией все оформил правильно!) и ни он, ни администрация не идут Вам на встречу, то признать объект недвижимости самовольной постройкой может только суд. Проанализируйте все документы, которые Вы оформляли при строительстве и поймете Ваши шансы на спор в суде.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВНА СТАЧУ ДОМА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПОЛУЧИЛОСЬ ДОМ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ А ЗЕМЛЯ ПОД СТРОИТЕЛЬСТВА ДОМА В АРЕНДЕ НА 49 ЛЕТ.ТЕПЕРЬ ТРЕБУЮТ СНОВА ПЕРЕОФОРМЛЕНИЯ А ЭТО СНОВА ДЕНЬГИ. ТАК И ЖИВУ УЖЕ 15 ЛЕТ ДОМ ЗАВИС В ВОЗДУХЕ. с УВАЖЕНИЕМ ВЕТИРАН ТРУДА ИЛЮШИН ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ.

Для территорий новой тотальной(без негативного смысла) застройки, когда процессы жилого или промышленного строительства завершены(чаще именно жилого), или, когда она существовала ранее, или в процессе планирования развития инфраструктуры(дорожной и инженерной-кабели, трубы и тп) появляется необходимость оформления документации(в первую очередь земельной и проектной, а потом и ИРД) для прокладки линейных сооружений. Дорог, кабелей, газо и водопроводов, канализации и тп. Не будем в данной статье рассматривать вопрос о том, когда развиваются сети до или после застройки и насколько это разумно. Рассмотрим технологическую часть вопроса.

Соответственно орган государственной власти (местного самоуправления), по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником по начальной цене аукциона. Если такой договор не был заключен, его организатор вправе объявить о проведении повторного аукциона (п. 27, 28 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ).

В случае признания аукциона несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников единственный участник не позднее чем через десять дней после дня его проведения вправе заключить договор купли-продажи выставленного на аукцион земельного участка или договор его аренды.

В этом случае суд пришел к выводу, что процедура по выбору земельного участка для строительства была инициирована уже после 1 октября 2005 года.
Таким образом, земельный участок не мог быть предоставлен в аренду для жилищного строительства без проведения аукциона, в связи с чем решение администрации было принято с нарушением норм земельного законодательства и подлежит признанию недействительным (постановление ФАС Уральского округа от 26 мая 2008 г. № Ф09-3578/08-С6).

ЕСЛИ УЧАСТОК БЫЛ ПРЕДОСТАВЛЕН НЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Порядок, установленный статьей 30 Земельного кодекса РФ, применяется и в ситуациях, когда земельный участок первоначально был предоставлен для использования в других целях. Такое возможно, если в дальнейшем владельцем участка принято решение о размещении объекта капитального строительства.

Ведь даже в ситуации, когда объект капитального строительства построен с соблюдением строительных норм и регламентов, может возникнуть вопрос о правомерности размещения этого объекта на земельном участке.
Таким образом, необходимо установить, к какой именно категории земель относится полученный земельный участок. В случае предоставления для целей строительства участка, относящегося к категории земель, которые не предназначены для размещения объектов, например жилищного строительства, соответствующий орган может требовать признания недействительным всей процедуры его предоставления.

Необходимо обратить внимание, что на основании пункта 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными объектами (в том числе связи) в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью. Согласно статье 10 Закона о связи к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи. Порядок предоставления земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством РФ. Здесь целесообразно напомнить о требовании пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12. 2001 г . № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а именно: собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, который относится к государственной или муниципальной собственности, обязан либо взять в аренду указанный земельный участок, либо приобрести его у государства или муниципального образования в собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обратим внимание на статьи 606, 611 ГК РФ, согласно которым арендодатель обязан предоставить арендатору соответствующее имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Выполнение данных положений затруднено тем, что линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, а также лицам, не являющимся собственниками земельных участков, но использующим такие земельные участки на иных правах. В результате единообразно и одновременно решить вопросы со всеми этими субъектами о выкупе или заключении договоров аренды земельных участков, занятых линейными сооружениями, практически невозможно.

В большинстве случаев права на земельные участки собственников или владельцев линейных сооружений не оформлены. При этом собственник или владелец линейных сооружений имеет право требовать согласования с ним проведения различных работ в зоне размещения этих сооружений, т.е. имеет место частичное ограничение прав собственника земельного участка в его использовании в связи с установлением охранных зон линейных сооружений.

Государственная регистрационная служба в течение 3 рабочих дней с даты регистрации уведомляет территориальные органы в форме выписки из реестра. Территориальные органы обязаны также в течение 3 рабочих дней с даты регистрационных действий уведомить Регистрационную службу об осуществлении государственной регистрации права на линейно-кабельные сооружения.

Государственная регистрация прав на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории одного регистрационного округа, осуществляется действующим на территории этого регистрационного округа органом Федеральной регистрационной службы. Если линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории более одного регистрационного округа, то государственная регистрация осуществляется Федеральной регистрационной службой.

Ситуации, когда не требуется разрешение на строительство

В статье подробно раскрывается перечень объектов частного (дачный дом, гараж, баня, пристройки к ним) и особого назначения (линейные объекты, газопровод, водопровод, ЛЭП), не требующих получения разрешения на строительство и обзорно раскрывается проблема ответственности за отсутствие разрешения на строительство в остальных случаях

На основании ст.51 ГрК РФ установление требований по выдаче разрешения на строительства находится в ведении местных властей. К примеру, перечень объектов, на возведение которых получение согласований не требуется, установлен Законом Московской областной думы №15/99-П от 25.09.2014.

При осуществлении работ и установлении конструкций на глубине почв требуется согласование установки инженерного оборудования в местной администрации, получения разрешения на строительство не требуется. Целью таких мер является контроль соблюдения норм экологического и санитарного законодательства, а также требований атомного и технологического норм.

при обустройстве дачного домика на земле, предусмотренной для садоводчества, а также вспомогательных помещений для ведении подсобного хозяйства – гаражей, стаек для животных, бани, сарая для хранения инструмента, объекта ИЖС (индивидуального жилищного строительства, к примеру, коттедж) и др.

Процесс возведения объекта связан с созданием проектной документации, ее утверждения в государственных органах и местных учреждениях контроля градостроительной деятельности. Должностные лица осуществляют мониторинг соблюдения требований законодательства, соответствия размещения здания плану города или другого населенного пункта. Проверяется цель его создания – общественно-социальные, для личного использования, ведения коммерческой деятельности, служебного или вспомогательного назначения. Самая главная задача, стоящая перед властями, – полное устранение или минимизирование рисков причинения такой постройкой ущерба жизни и здоровью людей. Выдача разрешения на строительства, однако, иногда не обязательна. Об этом знают большинство граждан, застройщиков, индивидуальных предпринимателей или главы организаций. Приводя в пример нормы законодательства, они пытаются апеллировать тем, что на их случай не распространятся требование о получении разрешения. Зачастую это происходит, когда они неоднократно получают отказ в выдаче разрешения на строительства. Действительно ли возможно построить здание без проектной документации и ее согласования и какая ответственность ждет строителей при нарушении положений градостроительных норм?

Читайте также:  Что Нужно Получить В 2022 Году На Строение Дома

Земельный участок, находящийся в публичной собственности, согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ предоставляется в аренду без проведения торгов, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Такой земельный участок в течение трех лет со дня принятия указанного решения не может стать предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов иному лицу (не поименованному в обозначенном решении).

Во-первых, следует учитывать, что такое возможно только в том случае, если иное лицо представило заявление о выборе того же самого земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства. Поэтому наличие заявление о предоставлении земельного участка в аренду под производственные нужды не может стать препятствием для предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 31 ЗК РФ (Постановление ФАС ВСО от 26.07.2013 по делу № А19-18364/2012).

Этим занимается орган местного самоуправления по заявлению претендента или обращению исполнительного органа государственной власти, оказывающего услуги по предоставлению земельных участков. Отказаться от проведения процедуры выбора земельного участка орган местного самоуправления не вправе (Постановление ФАС УО от 18.03.2014 № Ф09-1307/14).

Президиум ВАС в Постановлении № 4224/10 отметил, что Земельным кодексом не урегулирован порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на него претендуют нескольких лиц. Земельный участок может быть предоставлен только одному из претендентов. Выбрать такое лицо по правилам предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта не представляется возможным. Поэтому в данной ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги (независимо от того, является ли земельный участок сформированным или лишь проходит процедуру формирования).

  1. на основе документов государственного кадастра недвижимости;
  2. с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории и недр в ее границах, например, с соблюдением требований:
  • СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» [1] (Постановление ФАС ВВО от 08.07.2013 по делу № А82-7452/2012);
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» [2] ( Постановление ФАС ПО от 03.12.2013 по делу № А55-716/2013 );
  1. посредством определения варианта размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими органами власти и муниципальными организациями. Обратите внимание: согласования проводятся органом местного самоуправления, поэтому не могут быть возложены на заявителя (Постановление ФАС ЗСО от 05.06.2014 по делу № А46-13484/2013).

Ранее вопросы согласования строительства внутриквартальных линий связи, электрических и тепловых сетей и водопроводов регулировалась тремя федеральными и несколькими десятками региональных нормативных правовых актов. В целях упрощения правоприменительной практики, Минстрой России обобщил накопленный региональный опыт и подготовил один документ, которым установлен перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство, а также подготовка документации по планировке территории для строительства и реконструкции линейного объекта.

-Мы упрощаем порядок размещения инженерных сетей, подъездных и сельских дорог, поселковых улиц. Для них больше не потребуется получать разрешение на строительство. А это означает, что не нужно готовить большой объём сложной документации, что позволит как минимум на полгода, а в некоторых случаях до года, сократить сроки проведения работ. Строить будет дешевле и проще. Разумеется, государство продолжит контролировать использование земельных участков и прежде всего – соблюдение безопасности проведения работ, — сообщил председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков предлагает профессиональному сообществу обратить внимание на выход постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2022 г. № 1816, которым утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории и получение разрешения на строительство.

  • линии связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи;
  • линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты;
  • тепловые сети, транспортирующие водяной пар с рабочим давлением до 1,6 МПа включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно;
  • водопроводы и водоводы всех видов диаметром до 500 мм;
  • линейные сооружения водоотведения диаметром до 1000 мм;
  • линейные объекты, размещаемые пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальные объектами и, одновременно, строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов;
  • отдельно стоящие ветроэнергетические установки высотой менее чем 250 метров, а также солнечные батареи
  • автомобильные дороги IV и V категории;
  • объекты капитального строительства, являющиеся элементами обустройства и (или) защитными сооружениями автомобильных дорог, расположенными в полосе отвода автомобильных дорог;
  • местные улицы, местные дороги, проезды улично-дорожной сети сельских поселений;
  • пешеходные улицы и площади городов;
  • парковые дороги, проезды, велосипедные дорожки.

Когда Нужно Заключать Договор Землидля Строительства Линейного Объекта

Для соблюдения интересов лиц, которые получили ГПЗУ и разработали на его основании проектную документацию, но до даты вступления в силу части 11 статьи 48 ГрК РФ в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» (далее — Федеральный закон N 41-ФЗ) не успели представить в уполномоченный орган заявление о выдачи разрешения на строительство либо заявление о выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта была введена часть 4 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 191-ФЗ), касающаяся исключительно порядка выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, но при соблюдении двух условий:

В связи с многочисленными обращениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов власти, а также обращениями физических и юридических лиц Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает свою позицию по вопросу о возможности разработки и утверждения, а также предоставления для получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию градостроительных планов земельных участков (далее — ГПЗУ), предназначенных для размещения линейных объектов.

Исходя из изложенного, можно сделать неоспоримой вывод, что часть 4 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ распространяется на случаи получения ГПЗУ до дня вступления в силу Федерального закона N 41-ФЗ, а также разработки проектной документации до дня вступления в силу Федерального закона N 41-ФЗ, то есть до 20 марта 2011 года, так как после этой даты проектная документация разрабатывается исключительно на основании проектов планировки и межевания территории.

После вступления в силу Федерального закона N 41-ФЗ, действующим законодательством не предусматривается возможности подготовки и утверждения ГПЗУ, предназначенного для размещения линейного объекта, а предусматривается подготовка и разработка проектов планировки и межевания территории.

В связи с тем, что по указанному вопросу ранее Министерство регионального развития Российской Федерации направляло аналогичное разъяснение (копия прилагается*), но тем не менее отдельными органами власти продолжается подготовка и утверждение гпзу, предназначенных для размещения линейных объектов, выдача положительных заключений государственной экспертизы проектной документации линейных объектов, разработанной на основании ГПЗУ, а также продолжается выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию линейных объектов, на основании гпзу выданных после 20 марта 2011 года, прошу довести указанную позицию до уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, осуществляющих государственную экспертизу проектной документации, а также органов муниципальной власти, входящих в территорию субъекта Российской Федерации.

СП Организация строительства

4.1. Настоящий свод правил содержит положения в отношении организации строительства на следующих этапах реализации строительного проекта (на строительство, на реконструкцию объекта капитального строительства, на реконструкцию линейных объектов, на капитальный ремонт объекта капитального строительства, на капитальный ремонт линейных объектов, на снос объектов, на перепрофилирование промышленных территорий в условиях сложившейся застройки):

3.5. График движения трудовых ресурсов – один из видов ресурсных графиков, позволяющих моделировать распределение трудовых ресурсов по времени между работами и объектами с возможностью последующей оптимизацией режима пользования установленными методиками.

3.20. Лицо, осуществляющее инженерные изыскания – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, выполняющие соответствующие виды инженерных изысканий по договору с застройщиком (техническим заказчиком). Проведение данных работ обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

5.1. Работы по договорам на подготовку проектной документации, внесение изменений в проектную документацию в соответствии с [2], заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено [2]. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам на подготовку проектной документации, внесение изменений в проектную документацию, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

7.4. При подготовке к ведению строительно-монтажных работ на территории действующих производственных объектов администрация предприятия-застройщика и лицо, осуществляющее строительство, назначают ответственного за оперативное руководство работами и определяют порядок согласования действий. При этом определяют и согласовывают:

Adblock
detector