Кто Должен Убирать Несанкционированные Свалки В Лесном Фонде

Кто Должен Убирать Несанкционированные Свалки В Лесном Фонде

В соответствии с положением пункта 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так, региональная программа должна содержать информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на выявление мест несанкционированного размещения отходов; предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий.

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ) установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с ЛК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.

Таким образом, несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах.

Кроме того, статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, поскольку ликвидация несанкционированных свалок, твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, а именно не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов.

Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определены полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Согласно статье 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие положения о защите лесов, леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов в свою очередь включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Ликвидация несанкционированных свалок не может сводиться только к очистке лесных участков от мусора. Она предполагает помимо этого транспортировку коммунальных отходов, их обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение. А это та сфера, которая законодательно, пусть и рамочным образом, закреплена и за муниципальными образованиями. Поэтому проблема не в том, что органы местного самоуправления заставляют заниматься государственным делом без наделения их государственными полномочиями, а в том, что естественная сфера ответственности именно муниципальных образований четко за ними не закреплена нормативно и не подкреплена необходимыми источниками финансирования.

Вариантов, впрочем, не очень много. Первый «кандидат» – это орган исполнительной власти региона, отвечающий за управление лесным фондом на его территории. В случае с Ленинградской областью это – комитет по природным ресурсам. Второй вариант – лесной арендатор. Тем более что почти все леса региона находятся в аренде главного пользования, то есть под заготовку древесины (это не значит, к счастью, что все леса завтра можно будет срубить, но формально арендная плата поступает почти за всю территорию). В пользу ответственности арендатора говорит статья 60.12 Лесного кодекса РФ: по ее смыслу, «охрана лесов от загрязнения» лежит на совести арендатора, и за ненадлежащее исполнение этих обязанностей возможно «досрочное расторжение договоров аренды».

Аналогично директор лесозаготовительной компании ООО «Альфа», арендующей участки в Шалово-Перечицком заказнике (Лужский район), категорически не согласен отвечать за мусор: «Это некомпетентные сотрудники прокуратуры считают, что плохое «санитарное состояние леса» – это мусор. На самом деле этот термин касается только здоровья деревьев. Уборкой и вывозом мусора должна заниматься местная администрация, которая делать ничего не хочет и пытается переложить свои обязанности на лесных арендаторов».

Казалось бы, в прошлом году Конституционный суд поставил в этом споре точку. Когда прокуратура Республики Саха (Якутия) через суд обязала было администрацию Нерюнгринского района убирать мусор в лесах, та обратилась в высший судебный орган страны и выиграла! Конституционный суд решил, что в случае, если обязанность ликвидировать лесные свалки возложить на муниципалитеты, их необходимо наделить соответствующими полномочиями, а также обеспечить финансирование подобных работ.

По факту же мусор в лесах по большей части убирают волонтеры. Самоорганизуются, приезжают в лес, собирают мусор в мешки, после чего просят муниципалов помочь с вывозом. Справедливости ради скажем, что в большинстве случаев муниципальные администрации вывезти уже собранный мусор соглашаются. В некоторых случаях соглашаются после утомительных переговоров в стиле «это же лесной фонд, это будет нецелевое использование муниципальных бюджетных средств», или после просьб поднести мусор поближе к границе поселения, чтоб загрузить в машину было проще. Но все-таки обычно соглашаются. И за это им огромное спасибо, особенно учитывая решение КС в пользу муниципалитетов. Может, лучше им о нем не сообщать?

Иными словами, переложить на муниципалитеты обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возможно, но для этого необходимо наделить их соответствующими полномочиями и финансовыми инструментами. В настоящее время действия органов МСУ в области лесных отношений согласно статье 84 Лесного кодекса РФ сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия, включая захламление, на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Что касается обязанности по «организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов», то это не может означать для органов МСУ всей полноты ответственности и бремени финансовых затрат на осуществление необходимых мероприятий.

Конституционный суд РФ обязал региональные власти выделять муниципалитетам деньги на уборку бесхозных свалок или заниматься этим в рамках собственных полномочий. Соответствующее постановление опубликовано вчера на официальном сайте ведомства.

В данном же случае статья 16 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» в силу своей неопределенности допускает возложение на местные власти обязанности производить ликвидацию незаконных свалок на землях лесного фонда, при том что «органы МСУ не несут бремя содержания этой собственности и не наделены полномочиями по осуществлению охраны и защиты лесов».

— Принимаемые решения во всяком случае должны быть согласованы с конституционными основами разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ и обеспечивать осуществление возложенных на местное самоуправление публичных задач с использованием необходимых источников доходов, — разъяснил КС РФ.

— Если соответствующие государственные полномочия органам МСУ в установленном порядке не переданы, обращенное к ним требование проведения организационных мероприятий и несения материально-финансовых затрат по обеспечению очистки расположенных на его территории лесных участков, входящих в состав лесного фонда, от загрязнения отходами производства и потребления не имеет конституционного обоснования, — указал суд.

КС разберет несанкционированные свалки // Он определит, должны ли местные власти убираться в лесу

Конституционный суд (КС) РФ определит, обязаны ли муниципальные органы убирать мусор на федеральных землях. Администрация Североуральска жалуется на то, что суды по требованиям прокурора несколько раз заставляли ее ликвидировать свалки в лесу. Этот случай не единичный — дело со схожими обстоятельствами в июне передано на пересмотр в Верховный суд (ВС). Правда, в нем обязанность ликвидировать несанкционированную свалку возложена не только на муниципалитет, но и на компанию —арендатора участка, и теперь компания взыскивает часть расходов с местных органов.

Читайте также:  Новый Закон О Получении Гражданстве На Основании Родственники 2022

То, что проблема не является единичной, показывает недавняя практика ВС. В июне в экономическую коллегию суда передано дело из Карелии (№ А26-258/2014), где события развивались по схожему сценарию. В 2011 году лесничество обнаружило свалку, которую организовали жители двух поселков «ввиду отсутствия полигона для размещения твердых бытовых отходов». Суд по иску прокурора обязал администрацию одного из поселков и арендатора лесного участка ООО «ТПК Бонитет» очистить территорию. Компания исполнила решение суда самостоятельно, а теперь требует взыскать с администрации половину расходов (их общая сумма примерно 1,5 млн руб.). Первая инстанция и кассация в иске отказали, посчитав, что понесенные расходы нельзя признать убытками.

Администрация Североуральска жалуется в КС на положения Закона об общих принципах организации местного самоуправления, которые относят к вопросам местного значения сбор и переработку отходов (п. 24 ч. 1 ст. 16). Опираясь на эту норму, городской суд несколько раз обязывал муниципальные власти ликвидировать несанкционированные свалки на землях лесного фонда, сообщают причины конфликта «Ведомости». По мнению городской администрации, суды должны были учитывать, кому принадлежит земля, на которой расположен мусор. Иной подход ограничивает самостоятельность местного самоуправления и нарушает имущественные права муниципалитетов.

Сейчас лесничие при обнаружении свалки должны предпринимать меры по установлению виновника, за чей счет и должна производиться уборка. Однако, по словам чиновника администрации, на практике составленный лесничими акт о нарушении сразу направляется в прокуратуру, которая выносит представление в адрес местных властей и при необходимости обращается в суд. Муниципалитет убирает несанкционированные свалки на территориях общего пользования внутри города, а обязанность убирать их в лесах закон на органы местного самоуправления не возлагает, считает собеседник издания. Иными словами, заявители просят КС признать, что о чистоте земельного участка должен заботиться его собственник, если иное прямо не сказано в законе.

ВС рассмотрит это дело 1 сентября. На его результат может повлиять постановление КС по жалобе администрации Североуральска, если КС решит ее удовлетворить. Впрочем, в споре, попавшем в ВС, основной вопрос, скорее, на стыке материального и процессуального права — может ли один из соответчиков взыскать с другого расходы по исполнению судебного акта. Сам вывод карельского районного суда о том, что администрация должна ликвидировать свалку, в этом деле под сомнение не ставится.

С целью борьбы с несанкционированными навалами мусора в лесах Комитетом проводится работа с органами местного самоуправления — организация совместных субботников. Большинство городских округов откликнулись: наибольшее количество субботников проведено совместно с органами местного самоуправления городских округов Егорьевск, Ленинский, Солнечногорск, Истра, Одинцово. Всего проведено 163 совместных субботника, собрано и вывезено 2095 кубических метров мусора.

Наибольшее количество навалов мусора в лесах по данным государственной информационной системы «Управление» Минэкологии выявлено на территории городских округов Красногорск, Раменский, Истра, Солнечногорск и Егорьевск. Неликвидированных навалов больше всего в городских округа Красногорск и Раменский.

«До 1 декабря планируется ликвидация не менее 90% навалов, выявленных по обращениям граждан. С подрядчиком составлен ежедневный график работ с учетом в первую очередь обращений граждан, информация ежедневно передается в ЕЦУР для оперативной подготовки ответов. Только за прошедшую неделю из 669 отложенных решений закрыто 62, работа продолжается» — пояснила Казимир.

«При проведении анализа выявляется прямая закономерность — чем больше строек на территории муниципального образования, тем больше свалок. Антирекорд — Истра, Солнечногорск, Красногорск, Раменский, масштабное строительство ведется и в соседних городских округах. В городских округах же, где незначительное количество строек, свалок именно строительного мусора в лесу не выявлено, это такие округа как Серебряно-Прудский, Лотошино, Луховицкий, Электросталь», — рассказала Казимир.

«По каждой категории есть понимание проблематики и пути решения вопроса. Эффективно показала себя передача участков муниципальным учреждениям на праве постоянного бессрочного пользования для создания благоустроенных территорий. Также прекрасно себя зарекомендовало простое, но очень действенное решение — установка контейнерный площадок вблизи лесных массивов, пользующихся популярностью у жителей. При проведении обследования лесных участков вблизи 24 обустроенных контейнерных площадок мы зафиксировали значительное снижение замусоривания лесов, из них по 4 участкам навалы мусора и вовсе отсутствовали. Когда человек знает, что при выходе из леса есть куда выкинуть мусор — в большинстве случаев он донесет его до контейнера», — отметила Казимир.

Согласно схеме, увидев и сфотографировав свалку, нужно обратиться к региональному оператору (РО), «заведующему» мусором в губернии — компании «ЭкоСтройРесурс». В зависимости от условий, мусор должен убрать РО, собственник земельного участка или орган местного самоуправления.

Новости Самары — хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование — рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Начав свое выступление, Олег Николаевич подчеркнул, что специалисты лесного хозяйства должны профессионально посадить, вырастить, сохранить от вредителей и болезней лес, уметь рационально им распорядиться. Однако лесникам все чаще приходится решать другие задачи. В частности, это уборка стихийных свалок бытовых отходов на территории государственного лесного фонда.

Несмотря на то, что на лесников официально возложена обязанность по организации санитарно-оздоровительных мероприятий в лесу, уборка свалок твердых коммунальных отходов в данные мероприятия не входит и не финансируется. Вопрос остается неурегулированным на законодательном уровне.

Что могут лесники? Лесники могут передавать материалы о выявленных фактах несанкционированных свалок в лесах в территориальные отделы МВД России для установления виновных лиц. Если они установлены, Департаментом принимаются меры по возмещению ущерба, причиненного лесам, и меры по рекультивации загрязненного лесного участка.

Решить проблему муниципалитетов, которые не могут организовать своевременный сбор и вывоз коммунальных отходов на полигоны, лесники не могут. Сами полигоны также должны быть оформлены в установленном законодательством порядке. Как пример: ввиду отсутствия такого полигона на территории городского округа Первоуральск несанкционированное размещение свалки причинило ущерб лесам более 300 миллионов рублей.

Сегодня Департаментом лесного хозяйства области сформирован перечень из 80-ти несанкционированных свалок бытовых отходов в лесах. Кроме этого, на землях лесного фонда работают 24 действующие муниципальные свалки. «Но это лишь малая часть айсберга», — подчеркнул Олег Сандаков.

Ликвидация несанкционированных свалок

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений. часть 3 статьи 72 Земельного Кодекса РФ

В силу положений п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.В силу ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципальных образований своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку. Указанное означает, что на муниципальные районы возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения коммунальными и промышленными отходами, необходимо учитывать компетенцию субъекта Российской Федерации, которой он наделен в этой области. Закрепление за муниципальными образованиями в качестве вопроса местного значения участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, не может толковаться как законодательное включение в их собственную компетенцию государственных полномочий.Отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области регулируются Законом Омской области от 27.12.2006 N 842-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Омской области».К полномочиям исполнительного органа государственной власти Омской области, уполномоченного в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального комплекса (Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области) в сфере обращения с отходами относятся утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (статья 6).Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлениях по смыслу взаимосвязанных положений ст. ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации в их истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (Постановления Конституционного Суда от 14.05.2009 N 8-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 13.10.2015 N 26-П). Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) рассматривается в качестве проявления негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 ст. 16). В силу ст. 51 указанного Федерального закона такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Положениями ст. ст. 3, 5 — 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ закреплен принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодатель предусмотрел взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека. В рассматриваемом случае обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов возложена решением суда на Администрацию муниципального района и на орган государственной власти субъекта РФ в лице соответствующего министерства, как на надлежащих ответчиков. Поскольку лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории Кормиловского муниципального района земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка. Применительно к землям неразграниченной собственности лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком, является орган местного самоуправления муниципального района (ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). На основании изложенного, поскольку представленными доказательствами подтвержден факт образования свалки на землях Кормиловского муниципального района Омской области, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области, при этом осуществление мероприятий по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов фактически является совместной обязанностью органа исполнительной власти Омской области и органа местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и на Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области обязанности устранить загрязнение земельного участка, расположенного в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером N , расположенного по адресу: , от твердых бытовых отходов площадью Га, объемом куб. м. В данной связи доводы апелляционной жалобы о том, что организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных расходов отнесена к полномочиям субъектов РФ, возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированных свалок необоснованно, отклоняются как противоречащие приведенным выше нормам права и обстоятельствам дела.

Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ

В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. пункты 16, 17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»

Правительство Архангельской области

Работы по ликвидации несанкционированных свалок в лесфонде начались во второй декаде сентября. На эти цели из областного бюджета направлено 206 млн рублей. По итогам конкурсных процедур заключены контракты с двумя подрядчиками: ООО «Эколайн» и ООО «Архангельский региональный оператор по обращению с отходами».

Читайте также:  Что Полагается Сыну Инвалида Чернобыльца Старше 18 Лет

Подрядчики подтверждают факт выполнения работ не только посредством стандартных документов – счетов, актов, – но и фото- и видеоматериалами в формате «до и после», а также подтверждениями перемещения транспорта с грузом, приемки отходов на полигоне и тому подобного по запросу экспертной комиссии. Материалы о ходе выполнения работ размещены в специальном разделе на сайте регионального правительства.

В Архангельской области продолжается масштабная работа по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда. Специалисты регионального министерства природных ресурсов и ЛПК, ГБУ АО «Центр природопользования и охраны окружающей среды», управления лесничествами, администраций муниципальных образований, общественники совместно принимают у подрядчиков выполненные работы.

По оперативной информации, на начало декабря уже более 50 тыс. кбм мусора с 26 свалок вывезено подрядчиками на полигоны ТКО, внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов. Запланированные контрактами объемы работ практически выполнены в восьми районах, сейчас идет оценка выполнения работ в Верхнетоемском и Вельском районах.

— В первую очередь мы проводим работу по судебным решениям и вывозим 55 тысяч кубометров отходов. Перед началом работ были проведены визуальные обследования всех заявленных свалок, – пояснил заместитель министра природных ресурсов и ЛПК Виталий Гниденко. – Но при ликвидации объектов объем отходов оказался гораздо больше, чем было оценено изначально, в некоторых случаях в десятки раз. Речь идет о скрытых объемах отходов, которые были обнаружены фактически в ямах под навалами. Поэтому денежные средства на некоторые свалки были израсходованы в большем объеме, чем планировалось раньше, и не все районы области нам удалось охватить в этом году. В бюджете 2022 года на эти цели запланировано 102 млн рублей.

Кто Должен Убирать Несанкционированные Свалки В Лесном Фонде

По данным Госкомстата России в Республике Саха (Якутия) проживает 966 997 человек, по расчетным данным в год образуется свыше 400 тыс. тонн твердых коммунальных отходов (ТКО). Основным способом обращения с твердыми коммунальными отходами является накопление и захоронение, более 96% образующихся твердых коммунальных отходов направляется на полигоны и санкционированные свалки.

Пластмасса. Разлагается несколько десятков лет и дольше. При разложении выделяют ядовитые вещества, которые нарушает нормальные процессы в почве и воде, что непременно сказывается не только на человеке, но и природе в целом. А проглатывание кусочков пластмассы животными это может привести их к смерти.

Читайте также:  Сколько Стоит Проездной На Автобус На Месяц В Москве

Серьезность влияния обработки и захоронения отходов на окружающую среду зависит от объема производимых отходов, их состава, количества незаконно захороненных отходов, количества размещенных на свалке отходов и стандартов на заводах по обработке отходов. Будущее влияние процесса управления отходами будет зависеть от того, как изменятся указанные факторы. Окончательная обработка отходов, на сегодняшний день, означает либо их захоронение на свалке, либо сжигание, и два этих вида окончательной обработки оказывают разное, но в обоих случаях негативное, влияние на окружающую среду.

Металлический и стеклянный мусор. Железные консервные банки и различные стеклянные осколки разлагаются от нескольких десятков до нескольких сотен лет. При разложении металла оксиды и диоксиды железа поступают в почву и воду, загрязняя их. При разложении стекла образуется стеклянная крошка, похожая на песок. Помимо этого, банки и осколки опасны своими острыми краями, как для голых стоп человека, так и для животного. Также они могут служить резервуаром для воды, где в итоге будут размножаться комары.

Опасные отходы — отходы, которые содержат в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью (токсичность, инфицированность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность или иные подобные свойства) и присутствующие в таком виде, что эти отходы самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность, причинение вреда окружающей среде, здоровью человека или имуществу лиц, в том числе вследствие их вредного воздействия на окружающую среду, подразделяются на классы. С ними нельзя обращаться так же, как с обычными потребительскими отходами, поскольку это может привести к серьезному загрязнению окружающей среды или нанести вред людям или животным. Сейчас мы знаем больше об опасных свойствах многих химических веществ. Все больше и больше опасных веществ, которые раньше размещались на свалках, сейчас собираются и обрабатываются должным образом, но далеко не все. Например, отслужившие электрические приборы и электроника (телевизоры, холодильники и т.д.) продолжают свозиться на свалку, хотя в них присутствуют вредные вещества. Старые свалки содержат большое количество вредных отходов и ядовитых химических веществ, которые годами размещались на них и проникали в окружающую среду.

Кто Должен Убирать Несанкционированные Свалки В Лесном Фонде

Как следует из материалов дела, вышеупомянутые нормы относят к вопросам местного значения городского поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района – организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. 12 сентября 2014 года решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) по иску прокурора города Нерюнгри, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха от 17 ноября 2014 года, на администрацию муниципального образования «Нерюнгринский район» была возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на участке земель лесного фонда, расположенных на территории данного муниципального района.

Вместе с тем КС указал, что содержание данной компетенции должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, включая закрепленные в Федеральном законе от 10 января 2002 года No 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принцип «загрязнитель платит» и обязанность юридических и физических лиц проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 апр — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ, рассмотрев жалобу муниципального образования «Нерюнгринский район» (Республика Саха), постановил признать, что органы местного самоуправления не обязаны заниматься ликвидацией несанкционированных свалок на землях лесного фонда, расположенных на их территориях, сообщили в пятницу РАПСИ в суде.

Также, как указал КС РФ, в Лесном кодексе России прописан порядок использования и охраны лесного фонда, в рамках которого на органы местного самоуправления возложены полномочия по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) лишь на тех лесных участках, которые находятся в муниципальной собственности.

Таким образом, суды, принимая решение по Нерюнгринскому району, должны были учитывать изложенные в нем правовые позиции, определяющие конституционно-правовые основы участия органов местного самоуправления в отношениях по обращению с отходами, в том числе при разрешении дел, касающихся определения полномочий и объема финансовых обязательств муниципальных районов в указанной сфере.

Комитет по природопользованию и экологии

На круглом столе «Нормативно-правовые и организационные меры по предотвращению размещения и хранения твердых бытовых отходов на землях лесного фонда», организованном Комиссией по развитию реального сектора экономики Общественной палаты Российской Федерации, эксперты обсудили проблему несанкционированных свалок твердых бытовых отходов.

С другой стороны, отметил Юрий Шуваев, органам управления, надзора и контроля, неправительственным и общественным организациям, СМИ необходимо постоянно работать с местным населением, разъясняя нормы цивилизованного быта, ответственность жителей за охрану окружающей природной среды.

Генеральный директор ООО «Владимирский ЛПК» Андрей Чусовский, ставший одним из инициаторов этого мероприятия, рассказал о прецеденте, когда жители одного из поселков отказались платить за вывоз мусора, и там образовалась свалка. За ликвидацию свалки должны отвечать органы местного самоуправления, однако суд освободил их от этой обязанности, возложив ее на арендаторов лесных участков.

Зачастую, несанкционированные свалки устраивает население на землях лесного фонда, так как в большинстве муниципальных образований специальных полигонов по размещению и утилизации отходов просто нет. Отсутствуют и специализированные организации по переработке бытового мусора. Член Комиссии ОП РФ Виктор Грачев отметил, что это уже не первое обсуждение, связанное с землями лесного хозяйства: «Каждое мероприятие мы посвящаем вполне конкретным проблемам. Многие вопросы по итогам прошедших встреч решены либо находятся в процессе решения.

Директор ФБУ «Рослесозащита» Евгений Трунов напомнил и о том, что в некоторых муниципалитетах – так называемых многолесных – сам вывоз мусора осуществлять некуда: кругом леса, поля и реки. Он выдвинул предложения: жесткое разграничение полномочий и обязанностей между разными уровнями власти и пользователями леса, внимательное отношение кградостроительному институту (закладывать заранее места для мусорных полигонов) и выделение субсидий и неких льгот для тех предприятий, кто занимается сбором, сортировкой и переработкой мусора.

Свалки на лесном фонде кто убирает 2022

Захламление леса стало возможным по причине ненадлежащего исполнения управлением лесами правительства края полномочий по охране и защите лесов от загрязнений и иного негативного воздействия, в том числе не установлении лиц, виновных в загрязнении леса и не привлечении их к предусмотренной законом ответственности.

Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде,

— региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок: составить акт о ее обнаружении, сфотографировать, определить координаты и направить соответствующее уведомление собственнику участка; в случае неликвидации свалки собственником — убрать ее самостоятельно и обратиться за взысканием расходов в суд;

Эксперты Общероссийского народного фронта подготовили для внесения в парламент законодательные поправки, согласно которым предлагается возложить ответственность за выявление свалок в лесах на Федеральное агентство лесного хозяйства, а заниматься их уборкой обязать муниципальные власти и регионального оператора по обращению с отходами. Инициативы Народного фронта направлены в правительство РФ.

  • специальные оборудованные свалки для неорганического мусора (изолированные, чтобы не загрязнять водные ресурсы)…
  • периодически вывозить мусор на промышленные свалки…
  • провести воспитательно-разъяснительную работу среди масс (- социальная реклама)…

Столько сложная бюрократическая процедура приводит к тому, что, если строго следовать букве закона, время с момента обнаружения нелегальной свалки до момента ее ликвидации составляет от трех до шести месяцев. На получение одного паспорта и экспертизу мусора уходит до полутора месяцев. «Люди выбрасывают на свалку совершенно разные отслужившие им вещи — от бытовых отходов, до особо опасного мусора — ртутных ламп, батареек, светодиодов. Классы опасности варьируются от 1 до 5. В основном преобладает 4-й класс опасности, то есть — малоопасный отходы и строительный мусор», — комментирует Бойцов.

«Признание мусора своим – это то, с чем сталкивается арендатор лесного фонда, когда он предпринимает попытку этот мусор убрать своими силами. Но дальше возникает гораздо более сложная проблема, связанная с получением паспорта отходов, чтобы применить его для сбора, утилизации и транспортировки мусора. Паспорт отходов должен оформляться на каждую свалку, которых сотни. И каждый раз проводится экспертиза по классу опасности отхода».

Число несанкционированных свалок растёт в геометрической прогрессии – на каждую ликвидированную свалку приходятся три новые. Очевидно, что региональные компании-операторы в сфере оборота мусора пока не в силах остановить этот процесс. Во многом проблема усугубляется дефектами законодательства – например, тем, что для ликвидации свалки мусор необходимо классифицировать по классам опасности. На практике, как считают эксперты, жесткие требования закона заводят ситуацию в тупик, поскольку не учитывают жизненных реалий.

«Когда объект расположен вне зоны населенного пункта, то отвечать за его уборку должен уполномоченный орган государственной власти, — подчеркивает Никулина. — А если земли лесного фонда переданы для использования по договору аренды, то следить за чистотой лесных участков, вероятнее всего, будет обязан сам арендатор. Многое зависит от условий договора».

Руководитель гражданско-правового департамента Юридической конторы Гессена Екатерина Никулина, комментируя законодательные аспекты организации уборки мусора на территории лесов и лесозаготовок, отмечает, что в случае, если земли лесного фонда расположены в зоне населенного пункта, то за уборку отвечает орган местного самоуправления.

Adblock
detector