Кто Рассказывает Раскольникову О Лужине

Уроки 22-23 (90-91)

Итак, мы хорошо знаем главного героя, знаем те морально-философские принципы, на которые опирался Раскольников, создавая свою теорию. Точнее понять авторское отношение к ним поможет сопоставление образа Раскольникова с образами Лужина и Свидригайлова, «сильными мира сего».

2. В разговоре Свидригайлова с Раскольниковым, который начался с будничных тем, вдруг возникает тема вечности — о том, что ожидает человека после смерти как награда или наказание за прожитую жизнь. Какой видит «вечность» Раскольников и какой она представляется Свидригайлову? Почему их представления столь разные? В чем символический смысл образа — вечности в романе?

(«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое будет «рабски благодарно ему всю жизнь. а он-то будет безгранично. владычествовать …»)

(1) Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живут, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с «сильными мира сего», не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к «сильным мира сего»; ему неприятны люди, живущие по его «теории». Этим сопоставлением ниспровергается в герое теоретика и возвышает в нем человека.

(Первые сведения е романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу «душегубства», повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, что он шулер и что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых. От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потерян свою последнюю цель — добиться расположения Дуни.)

Как Раскольников относится к Лужину и почему? (Достоевский Ф

«и, „кажется, доброго“, как замечает сама Дунечка. Это кажется всего великолепнее! И эта же Дунечка за это же кажется замуж идет!», — Раскольников видит сомнения в словах Дуни, что только укрепляет его негативное представление о женихе сестры. Родион уверен в её проницательности и разборчивости.

Лужин похож на Раскольникова — у Петра Петровича тоже есть собственная теория. Отличие убеждений Лужина состоит в их эгоистической сущности, то есть, по его мнению, любить и заботиться нужно только о самом себе. В теории Раскольникова зло совершается только на благо другим людям. Родион Романович чувствует эту разницу, поэтому Лужин опускается в его глазах ещё сильнее.

«Пред тем, как решиться, Дунечка не спала всю ночь … встала с постели и всю ночь ходила взад и вперед по комнате; наконец стала на колени и долго и горячо молилась перед образом, а наутро объявила мне, что она решилась», — душевное состояние Дуни беспокойно, она решается выйти замуж за этого человека с трудом, что и отмечает Родион.

Отношение Раскольникова к Лужину выражается через поступки: «все трое вошли вместе, но не глядя друг на друга и не кланяясь», «Раскольников упорно молчал». Студент понял сущность Петра Петровича с самого начала, поэтому он относится к нему холодно, не желает с ним разговаривать или обмениваться любезностями.

— намеки, сделанные Дуне, порочат её честь, этой репликой Лужин хотел как можно сильнее оскорбить свою невесту. Большую часть вечера Лужин неуважительно, а иногда даже пренебрежительно, относился ко всем Раскольниковым. Отношение Петра Петровича к своей невесте можно описать так: «если так явно нарушено его приказание, значит, что-нибудь да есть, а стало быть, лучше наперед узнать; наказать же всегда будет время, да и в его руках». Можно сделать вывод, что в семейной жизни Петр Петрович тиран и самодур, любящий самоутверждаться за счёт безропотной жены.

Рзумихин Дмитрий Прокофьевич- товарищ Раскольникова
по университету.
Раскольникова явно тянет к нему как к человеку живой
жизни, простому, цельному, энергичному и, главное,
добросердечному.
К нему он идет сразу после убийства, чтобы попросить
найти ему уроки для заработка, а на самом деле
ища живую душу, способную отозваться на его страдание,
разделить его муку.
С момента «нечаянной»встречи Разумихин будет находится
все время возле Раскольникова: предложит ему часть своей работы,
потом, уже после странной и внезапной болезни Родиона,
товарищ его притащит к нему доктора Зосимова,
близко познакомится-сойдется с его квартирной хозяйкой
Прасковьей Павловной и ее служанкой Настасьей,
будет ухаживать за ним и даже кормить с ложечки, познакомит
затем его по его же просьбе с приставом следственных дел
Порфирием Петровичем, станет совершенно незаменимым
человеком для матери Раскольникова Пульхерии
Александровны
и его сестры Авдотьи Романовны и, в конце концов, —
его родственником.

– Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила. смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной. Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!

На следующее утро Раскольников отправился к следователю Порфирию Петровичу. Он был уверен, что человек, назвавший его вчера убийцей, уже сообщил о нем. Но в конторе никто не обращал на Раскольникова внимания. Родион чувствовал, что дрожит от страха перед Порфирием Петровичем, и злился на себя за это. Но он сумел справиться с чувствами и решил зайти в кабинет к следователю «с холодным и дерзким видом».

К восьми часам Раскольников с Разумихиным направлялись в гостиницу, где была назначена встреча с Лужиным. По дороге Раскольников рассказал приятелю про Свидригайлова, объяснив цель его визита и заметив, что это «странный человек и на что-то решился». Молодые люди пришли к выводу, что Дуню следует от него оберегать.

Наконец подошел к ней; глаза его сверкали. Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали. Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу. Соня в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего. И действительно, он смотрел как совсем сумасшедший.

– Ее? Да ка-а-ак же! – протянула Соня жалобно и с страданием сложив вдруг руки. – Ах! вы ее. Если б вы только знали. Ведь она совсем как ребенок. Ведь у ней ум совсем как помешан. от горя. А какая она умная была. какая великодушная. какая добрая! Вы ничего, ничего не знаете. ах!

Первая встреча Раскольникова и Лужина в романе Преступление и наказание

Встреча героев происходит в каморке Раскольникова. Что же становится причиной этой встречи? Дело в том, что накануне Раскольников получает письмо матери. В этом письме мать сообщает Раскольникову о том, что его сестра Дуня собирается выйти замуж за господина Лужина и их свадьба должна состояться в Петербурге. Из письма матери молодой человек успевает составить свое мнение о Лужине как о подлом, хитром и жадном человеке.

Когда господин Лужин приезжает в Петербург из провинции, он приходит познакомиться со своим будущим родственником Раскольниковым. Вопреки ожиданиям Лужина, первая встреча героев проходит довольно напряженно. В ходе беседы Лужин среди прочего рассказывает Раскольникову о своей теории целого кафтана. Согласно этой теории, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не о благополучии окружающих. Раскольникову не нравятся взгляды Лужина на жизнь. Личная беседа с Лужиным убеждает молодого человека в подлости и расчетливости будущего родственника. Раскольников считает, что такой человек недостоин быть мужем его сестры Дуни.

Читайте также:  Как Активировать Социальную Карту Транспортную В Самаре

После этой встречи негодяй Лужин предпринимает меры, чтобы поссорить Дуню с братом: он ставит невесте ультиматум, чтобы та выбирала между ним и братом. Вдобавок Лужин наглым образом обвиняет подругу Раскольникова Соню Мармеладову в воровстве, чтобы запятнать репутацию самого Раскольникова в глазах Дуни и матери. Эта афера ему не удается, а Дуня наконец понимает, что ее жених является негодяем и лжецом. Девушка отказывается выходить за замуж за Лужина.

Прототипами Лужина послужили, вероятно, присяжный стряпчий Павел Петрович Лыжин, одн из кредиторов Достоевского, фамилия которого упоминается в черновых материалах к «Преступлению и наказанию», и П.А. Карепин — муж сестры писателя. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку, по которой и составил отрицательный образ Карепина.

Первоначально он произвел хорошее впечатление на Дуню и ее мать, но уже после помолвки стала проявляться истинная натура Лужина.Зная о их бедности, почти не помогает им переехать в Петербург. Лужин оплачивает перевоз багажа (что стоит недорого), но не оплачивает проезд невесты и ее матери (что гораздо дороже). Бедная Дуня и ее мать вынуждены ехать в Петербург третьим классом на взятые в долг деньги:

Согласно теории Лужина, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не благополучии окружающих. То есть якобы не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в итоге у обоих будет только по половине кафтана, то есть по сути оба останутся без кафтана.

Впервые он «появляется» в письме Пульхерии Александровны Раскольниковой к сыну. Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом. На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама:

Прибытие в Петербург и знакомство с Родионом Раскольниковым перерастает в ссору. Раскольников сразу распознает в Лужине низкого человека, и становится его врагом. Надеясь расправиться с назойливым «молокососом», Лужин подставляет его хорошую знакомую — безобидную Соню Мармеладову, и обвиняет ее в воровстве. На поминках по её родному отцу, негодяй незаметно подсовывает девушке деньги в карман и прилюдно обвиняет в воровстве. Однако, план Лужина потерпел провал — его друг Лебезятников рассказывает, что Лужин сам подсунул сторублевый билет в карман Софьи.

Бывший студент-юрист Родион Раскольников за полгода до начала действия романа написал статью о психологическом состоянии преступника во время совершения преступления. В конце этой статьи он намёком коснулся вопроса о преступлении, которое «разрешается по совести». Позднее он, разъясняя мысль своей статьи, говорит, что «люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Первые склонны к благоговению перед законом, а вторые — могут преступить закон во имя нового, лучшего. Эти необыкновенные люди могут, если потребуется, «дать себе разрешение перешагнуть через кровь». В глазах необыкновенного человека такое «преступление», нарушение закона — не преступление.

Родион был против брака Дуни с Лужиным, потому что из письма матери сделал вывод о том, что Пётр Петрович подлец. В первый визит Лужина он уверился в этом окончательно. После того, как тот не очень уважительно отозвался о его матери, Пульхерии Александровне, Раскольников прогоняет Лужина. Прогоняет он его и во вторую встречу, потому что Пётр Петрович после того, как Дуня дала ему отставку, стал говорить о её неблагодарности.

Лужин и Раскольников имеют и сходство, но не как личности, а как носители своих теорий, в конечном итоге, очень похожих. Сам Раскольников от рассуждений Петра Петровича о том, что всё на свете основано на личном интересе перекидывает мост к убийству старухи-процентщицы: «…доведите до последствий, что вы давеча проповедовали и выйдет, что людей можно резать…» Лужин, конечно, возмутился таким «применением» своей теории. Ему совсем не нужно преступать формальный закон для удовлетворения личного интереса. Но всё же, переступая нравственный закон, он может погубить человека из эгоистических побуждений.

Первая встреча Лужина и Раскольникова произошла в главе V второй части романа, когда Лужин пришёл к Раскольникову, чтобы познакомиться (Родион был братом его невесты). Тогда он и изложил свою экономическую теорию о целом кафтане. Вторая встреча этих героев произошла на квартире, которую Лужин снял для Дуни и её матери (часть четвёртая, глава II). Тогда они окончательно возненавидели друг друга.

Теория Лужина связана с теорией Раскольникова тем, что это теории крайнего индивидуализма. Схожесть их состоит в том, что не стоит думать о других, а делать только то, что считаешь нужным, и устраивать свои частные дела, не считаясь ни с кем. В конечном итоге, Лужин со своей теорией целого кафтана разоблачил теорию Раскольникова: он незаслуженно жестоко оскорбил Соню. Здесь Лужин выступает в роли «настоящего властелина», который хладнокровно превратил «тварь дрожащую» в средство своих целей — ведь «всё на личном интересе основано». Личный интерес потребовал — переступить, что тут же было исполнено Лужиным. Подавление слабых — такой стороной оборачивается теория Раскольникова.

Достоевский, Преступление и наказание: краткое содержание, главные герои

Свидригайлов, приехавший в Петербург вслед за Дуней, виновный, по-видимому, в недавней смерти своей супруги, знакомится с Родионом Раскольниковым и говорит, что они «одного поля ягоды», только Родион не вполне еще в себе «победил Шиллера». Раскольникова при всем отвращении к этому человеку привлекает его видимая способность наслаждаться жизнью, хотя столько преступлений совершил Свидригайлов, герой романа «Преступление и наказание». Характеристика этого персонажа представлена ниже, после краткого содержания.

Аркадий Иванович Свидригайлов является в произведении одним из центральных персонажей. Это дворянин, два года служивший в кавалерии. После этого он был шулером в Петербурге. Связав свою жизнь с Марфой Петровной, выкупившей его из тюрьмы, он жил в деревне семь лет. Это циник, который любит разврат. Ряд серьезных преступлений лежит на его совести. Это самоубийство Филиппа, слуги, а также 14-летней девочки, оскорбленной им. Возможно, Свидригайлов также отравил собственную жену. Как будто кошмаром главного героя порожден образ этого двойника Раскольникова. Он, в отличие от Родиона, находится по другую сторону добра и зла. На первый взгляд, Свидригайлов не испытывает сомнений. Именно поэтому он так беспокоит главного героя, который чувствует, что Аркадий Иванович имеет над ним власть, что он загадочный. Над Свидригайловым не властен уже нравственный закон. Он свободен, однако это радости ему не приносит. Аркадию Ивановичу остается лишь пошлость и мировая скука. Пытаясь ее преодолеть, он развлекается как может. Ему являются по ночам привидения: слуга Филипп, Марфа Петровна. Обессмысливает всю жизнь этого героя неразличимость добра и зла. Вечность поэтому не случайно представляется Свидригайлову в виде деревенской баньки с пауками. Его душа практически мертва. Герой, в конце концов, решает выстрелить в себя из пистолета.

Разумихин берет на себя заботы о родных Родиона. Он влюбляется чуть ли не с первого взгляда в Дуню. Оскорбленный Лужин тем временем ставит перед выбором невесту: либо брат, либо он. Родион, как будто для того, чтобы узнать о судьбе вещей, заложенных у убитой, а на деле — чтобы развеять подозрения некоторых своих знакомых, напрашивается сам на встречу со следователем Порфирием Петровичем, который ведет дело об убийстве Алены Ивановны. Порфирий вспоминает о статье Родиона «О преступлении», опубликованной недавно в газете. Он предлагает автору пояснить теорию, в которой развивается мысль о «двух разрядах людей». По мнению Раскольникова, «обыкновенное» большинство является только материалом для воспроизводства населения. Ему необходим строгий моральный закон и послушание. Эта категория — «твари дрожащие». Существуют также «высшие» (собственно люди), которые обладают даром «нового слова». Эти люди во имя лучшего разрушают настоящее, даже если необходимо для этого «переступить» через нравственные нормы, установленные ранее для «низших», например, убить человека. Затем эти «преступники» становятся создателями новых законов. То есть, не признавая законов, о которых говорится в Библии («не укради», «не убий» и др.), Раскольников тем самым «разрешает» некоторым людям проливать «кровь по совести». Порфирий, умный и проницательный, в герое разгадывает идеологического убийцу, который претендует на роль Наполеона. Однако против Родиона у следователя улик нет — и он отпускает того в надежде, что в нем победит добрая натура. Это приведет к тому, что Раскольников сам сознается в содеянном.

Читайте также:  Узнать Причину Наложения Ареста Фссп

Решительное объяснение с Петром Петровичем Лужиным происходит во время обеда в одном из дешевых номеров. Сюда из экономии поселил Дуню с матерью Лужин, один из двух «двойников» Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Анализ характера этого героя также представлен в конце статьи. Жениха уличают в клевете на Соню и Раскольникова. Лужин якобы отдал Соне деньги за низменные услуги, которые были собраны самоотверженно матерью на его учебу. Жених, изгнанный с позором, ищет способ опорочить Родиона в глазах матери и сестры.

Продолжает свой роман Достоевский («Преступление и наказание»). Краткое содержание событий, произошедших в эпилоге произведения, следующее. Раскольников в Сибири, в остроге. От горя умерла его мать, а Дуня вышла за Разумихина замуж. Соня поселилась возле главного героя и навещает его, снося терпеливо его равнодушие и мрачность. И здесь продолжается кошмар отчужденности: его ненавидят каторжане из простонародья, считая «безбожникои». К Соне, напротив, они относятся с любовью и нежностью, о чем мы узнаем, прочитав эпилог. «Преступление и наказание» в этой части произведения описывает также еще один сон Раскольникова. Родион, попав в тюремный госпиталь, видит сон, который напоминает картины из Апокалипсиса. Вселяясь в людей, таинственные «трихины» порождают в них фанатичную убежденность в правоте и нетерпимость к мнениям других. В бессмысленной злобе люди друг друга убивали до тех пор, пока весь человеческий род не истребился, кроме нескольких «избранных». Наконец Родиону открывается, что к гибели и розни ведет гордость ума, а смирение сердца — вот путь к полноте жизни и единству в любви. В герое пробуждается к Соне «бесконечная любовь». Он берет в руки Евангелие на пороге своего «воскресения» для новой жизни.

Лужин считал, что любовь к мужу должна быть сильнее. Он упрекнул Пульхерию Александровну в том, что она в письме исказила смысл его намерения жениться именно на бедной девушке. Пульхерия Александровна, в свою очередь, обвинила его в клевете: Лужин писал, что Раскольников отдал деньги не Катерине Ивановне, а Соне. Петр Петрович, весь дрожа от злобы, сказал, что в семье Мармеладовых есть недостойные лица; на это Раскольников возразил, что сам Лужин и мизинца Сони не стоит и что он уже познакомил девушку с сестрой и матерью.

Дуня заметила, что слышала какую-то странную историю об этой смерти, но говорили, что слуга удавился сам. Петр Петрович предположил, что после смерти Марфы Петровны Дуня стала более снисходительна к Свидригайлову, и предостерег, что тот небогат. вряд ли жена оставила ему что-нибудь по завещанию. Раскольников на это объявил, что Свидригайлов сейчас приходил к нему, и передал их разговор.

У нее жила дальняя родственница, глухонемая девочка лет четырнадцати, которую нашли на чердаке с петлей на шее. Признали самоубийство, но кто-то донес, что ребенок был изнасилован господином Свидригайловым. Благодаря деньгам Марфы Петровны дело ограничилось слухами. Был еще случай со слугой Филиппом, умершим от истязаний лет шесть назад.

Жених высокомерно улыбнулся, заметив, что надеется впредь быть избавленным от подобных разговоров. Пульхерия Александровна обиделась на подобную неделикатность человека, слову которого они доверились, бросили все и приехали в Петербург, оказавшись почти полностью в его власти. Лужин язвительно объяснил такое независимое поведение женины тем, что она
узнала о деньгах, оставленных Марфой Петровной.

Дуне стало стыдно за жениха, и она, побледнев от гнева, велела ему уйти. Петр Петрович не ожидал такого конца, губы его затряслись, и он пригрозил, что больше не вернется. Почти не владея собой, он начал было говорить, что своим предложением осчастливил Дуню, но тут Разумихин не выдержал и вскочил со стула, готовый с ним расправиться, а Раскольников тихо и раздельно велел ему выйти вон. Лужин вышел с искривленным от злобы лицом.

Раскольников, проходя мимо квартиры матери и сестры, решает зайти напоследок. Родион рад, что застает только мать. Он просит у нее прощения, мать все понимает и видит, что у сына большое горе. Оба плачут, обнимаются и трогательно прощаются. Сын просит мать молиться за него и любить его, что бы она ни услышала о нем.

Неожиданно здесь же оказывается Свидригайлов и вызывает Раскольникова на разговор. Он обещает организовать и похороны, и будущее трех сирот из тех средств, что хотел подарить Дуне. Также он сознается, что слышал весь разговор Сони и Раскольникова, поэтому знает об убийстве.

Внезапно он видит на бульваре пьяную девочку, которую, видимо, совратили. Ее платье порвано, она ничего не понимает. Неподалеку гуляет господин, у него странный интерес к девочке, но Раскольников мешает подойти к ней. Родион отдает последние деньги полицейскому: он просит довезти девочку до дома и не отдавать ее этому мужчине.

Мармеладов умирает, но успевает попросить прощения у жены и детей. Раскольников отдает двадцать рублей на похороны Мармеладова и уходит. После его нагоняет маленькая Поля. Между Родионом и девочкой выходит трогательный разговор, малышка обнимает его и рассказывает о детских печалях.

Марфа Петровна, жена Свидригайлова, рассказала про мужа Дуне. Это вызвало у девушки желание спасти пропащего человека: «Сама она только того и жаждет, и требует, чтобы за кого-нибудь какую-нибудь муку поскорее принять, а не дай ей этой муки, так она, пожалуй, и в окно выскочит».

Краткое содержание «Преступление и наказание»

Зайдя в распивочную, Раскольников знакомится там с титулярным советником Мармеладовым. Узнав, что Родион студент, опьяневший собеседник начинает рассуждать о бедности, высказываясь, что «бедность не порок, это истина, нищета — порок-с» , и рассказывает Родиону о своей семье. Его жена, Катерина Ивановна, имея на руках троих детей, вышла за него от безысходности, хотя была умной и образованной. Но Мармеладов пропивает все деньги, унося из дома последнее. Чтобы хоть как-то обеспечивать семью, его дочери, Соне Мармеладовой пришлось пойти на панель.

Раскольников понимает, что ему нужно поговорить со Свидригайловым: «в этом человеке таилась какая-то власть над ним» . Родион встречает Аркадия Ивановича в трактире. Свидригайлов рассказывает Раскольникову о своих отношениях с покойной женой и о том, что действительно был очень сильно влюблен в Дуню, но сейчас у него есть невеста.

К Раскольникову приходит Порфирий Петрович. Следователь заявляет, что подозревает Родиона в убийстве. Он советует ему явиться в участок с повинной, дав на размышления два дня. Тем не менее никаких доказательств против Раскольникова нет, а в убийстве он пока не признается.

На каторге Родион не мог найти общего языка с другими заключенными: его все не любили и избегали, считая безбожником. Раскольников размышляет о своей судьбе, ему стыдно, что он так бездарно и глупо загубил свою жизнь. Свидригайлов, сумевший покончить с собой, кажется ему сильнее духом, чем он сам.

К находившемуся у Сони Родиону подошел Свидригайлов. Аркадий Иванович говорит, что оплатит похороны Катерины Ивановны, устроит детей в сиротские заведения и позаботится о судьбе Сони, прося передать Дуне, что так потратит те десять тысяч, которые хотел отдать ей. На вопрос Родиона, отчего Аркадий Иванович стал таким щедрым, Свидригайлов отвечает, что слышал через стенку все их разговоры с Соней.

Конспект урока литературы 10 класс Ф

(1группа: Лужин кажется умным, добрым, хочет взять девушку честную, без приданого. Раскольников же видит его черствым, сухим, расчетливым, равнодушным. Поведение Лужина с Дуней раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу. Герой очень любит деньги, разрыв с Дуней раздражает. Для достижения своей цели идет на низость.

3 группа: Свидригайлов и Лужин живут по теории Раскольникова, но он не может принять их жизнь. Ему неприятны люди, живущие по его теории. Трое героев самоутверждаются за счет других. Сталкивая их, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает его бесчеловечную суть. Отношение главного героя к двойникам убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего», не может принять мир людей, живущих по его теории.)

Читайте также:  Фз 217 О Переизбрании Председателя

Советский литературовед Л. П. Гроссман установил, что прототипом Лужина был кредитор писателя Павел Петрович Лыжин, которому Достоевский задолжал в свое время 450 рублей. Еще одним доказательством этого служит открытие Лыжиным адвокатской конторы в Петербурге, о чем мечтает и персонаж романа Достоевского.

«Сожалея и, так сказать, соболезнуя, я, пожалуй, готов простить, даже теперь, несмотря на полученные личные оскорбления. Да послужит же, мадемуазель, теперешний стыд вам уроком на будущее, — обратился он к Соне, — а я дальнейшее оставлю втуне и, так и быть, прекращаю. Довольно!» — Часть 5, глава III. Лужин

Лужина можно назвать образцом любезности, солидности и приличия, но у него есть и отрицательные черты, такие как самолюбование, высокомерие, скупость. Из-за этих качеств, включая огромное тщеславие, у людей складывается о нем неприятное впечатление. Лужин часто выходит из себя, когда что-то идет не по задуманному плану, вдобавок ко всему, он очень обидчив, об этом не раз упоминает Дуня. В состоянии раздражительности и злости Лужин забывает о благородстве и благоразумии.

По отношению к Лужину Раскольников испытывает резкую антипатию. Пётр Петрович отвечает ему взаимностью. Между героями царит полнейшее непонимание. Свою характеристику Лужину Родион выражает следующей фразой: «Человек он умный, но, чтоб умно поступать, – одного ума мало». Видя, что Раскольников без труда раскусил его натуру, Лужин старается ограничить общение Дуни с братом, прилагая все усилия к тому, чтобы их рассорить. Однако его интриги и планы раскрываются. Дуня разрывает помолвку, но Пётр Петрович, чувствуя себя оскорбленным, винит во всем «заносчивого мальчишку» Раскольникова. Друг Родиона Разумихин также характеризует Лужина как человека «не нашего общества… потому что он соглядатай и спекулянт… жид и фигляр» и «не на благородной дороге стоит».

Впервые Петр Петрович Лужин появляется в письме которое Родион Раскольников получает в начале романа (часть 1, глава 3). Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Но несмотря на в целом положительное описание матери, Родион Раскольников сразу разоблачает мелкую душу Лужина.
Позже (часть 2, глава 5) Лужин сам является к Раскольникову. Он ожидал, что брат невесты встретит его с восторгом и будет осыпать комплиментами, ведь, по его мнению, взять в жены нищую девушку было отважным поступком, и другие непременно должны «любоваться на его подвиг»:

Достоевский описывает Лужина, как прямолинейно-примитивную личность. В отличие от Свидригайлова, он является почти комическим двойником главного героя. В свое время умы некоторых людей занимала теория наполеонизма, заложником которой является Раскольников. Он уверен, что «право имеющему» или «особенному человеку» дозволяется «перешагнуть» через любые препятствия, если того требует идея, направленная во благо человечества. Автор развенчивает эту безнравственную идею и демонстрирует ее утопию на примере таких двойников-персонажей, как Свидригайлов и Лужин.

Большое значение герой придает одежде. Одевается стильно, можно сказать, по-щегольски, предпочитая светлые юношеские цвета. Пиджаки и брюки – светлых тонов, все новенькое, словно только что из пошива, на голове модная круглая шляпа. Непременный атрибут Лужина – «настоящие жувеневские» перчатки, которые принято носить в руках, не надевая. Батистовый платок благоухает парфюмом, на шее батистовый галстук в розоватых тонах. Образ завершают золотой лорнет и массивный перстень с желтым драгоценным камнем. Неудивительно, что при таких данных мужчина пользуется повышенным вниманием женского пола.

Будучи уверенным в своей власти над Дуней и ее матерью, отказ своей невесты Лужин воспринимает, как удар ножом в спину. Пытаясь отомстить, он решает поссорить Дуню и Пульхерию Александровну с ненавистным ему Раскольниковым. Зная о том, что Родион небезразличен к судьбе Сони Мармеладовой, Лужин выбирает ее инструментом своей мести. Пригласив девушку в свой номер, он незаметно подсовывает ей в карман сторублевую купюру, а затем при всех «разоблачает воровку». Несмотря на то, что Лебезятников раскрывает эту подлость, Лужин остается безнаказанным. Более того, он принимает вид незаслуженно оскорбленного человека, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.

Помимо чиновничьей службы Лужин занимается адвокатской практикой. Достоевский называет его специалистом по «хождениям по тяжбам и искам». Мечта героя – открытие адвокатской конторы в Петербурге. В произведении упоминаются «большие дела», которые приходится вести Лужину, и которые он чаще всего выигрывает, благодаря своему опыту.

Герой представляет собой немолодого осанистого мужчину с чопорным и брюзгливым выражением лица. Внешне он красив и полностью соответствует званию «жених». Выглядит моложе своих сорока пяти лет, носит толстые темные бакенбарды, которые Достоевский сравнивает с котлетами. Подбородок героя чисто выбрит, на голове – аккуратная завивка, красиво уложенная в прическу. Темные волосы оттеняют белизну кожи.

Раскольников обращает к Порфирию с вопросом о возврате своих вещей, которые он заложил старухе. Во время разговора об убийстве, юноша понимает, что тоже находится под подозрением. Его раздражает игра Порфирия, он как будто дразнит его и всеми силами намекает на подозрение, но прямо ничего не говорит. Раскольников отчаянно играет свою роль, злится, теряет терпение, но никак не может понять, зачем он пришел сюда? Теперь ему ясно, что его вчерашний приход в квартиру старухи может навлечь очень серьезные подозрения, если о нем узнают. Также его тревожит, что Заметов сидит в кабинете следователя. Значит, Порфирий знает о признании Родиона в трактире.

Он же поведал историю Катерины Ивановны. Она произошла из знатного семейства, танцевала на балах у губернатора и окончила институт благородных девиц. Но полюбила офицера и сбежала с ним из дома. Родные отказались от беглянки, а муж вскоре увлекся картами и стал бить жену. За долги оказался в тюрьме и умер. Вдова осталась с тремя детьми и без копейки денег. Она была слишком горда, чтобы попросить у отца с матерью. Тогда вдовец Мармеладов предложил ей женитьбу. Катерина «рыдала, руки ломала», но пошла за него. Потом из-за сокращения Семена уволили, он начал пить, и тогда семья переехала в столицу в поисках места. Но там Мармеладов запил и потерял службу. Его гордая и непреклонная жена в порыве отчаяния укорила Соню, что она даром живет и ест хлеб, когда дети голодают. Тогда Соня продала свою невинность за 30 рублей, и мачеха всю ночь простояла возле нее на коленях. Все это помнит Семен, но сам лежал пьяным и ничем не мог помочь семье. Соню выпроводили с квартиры, так как она не удовлетворила соседа, и он пожаловался на род занятий жилицы.

Родион рассказывает родным о просьбе Свидригайлова. Дунечка волнуется и не хочет встречаться с помещиком. Но три тысячи, завещанные его женой, — большие деньги для семьи, и дочь с матерью начинают думать, на что их можно было бы потратить. Разумихин предлагает им объединить капитал и заняться издательским делом. Раскольников сидит в угрюмом настроении, сам не свой.

В квартире людно, Катерина Ивановна злится на зевак и устраивает мужа поудобнее, он умирает. Она забывает о себе и всю себя посвящает больному, хоть и говорит потом, что от его смерти им только легче станет. Мармеладов просит у жены прощения, тут входит Соня, одетая вульгарно и неуместно, падает к отцу, и тот умирает у нее на руках и просит прощения. Раскольников оставляет семье Мармеладовых почти все свои деньги на похороны и уходит.

После спора сестра и мать Родиона уходят в комнату, снятую для них Лужиным. Разумихин идет вместе с ними, он все больше влюбляется в Дунечку и не с вилах ничего с собой поделать. Его жесты и взгляды пугают женщин, но они уже услышали от Настасьи, что этот человек выручил их сына. Несмотря на его «экспрессивность», они вполне доверились ему. Он обращает их внимание на то, что Лужин сильно сэкономил на их жилье и нанял им ужасную квартиру.

Adblock
detector