Ндфл Белоруса В России

Но при этом если работники из указанных государств не являются налоговыми резидентами, а их доходы не связаны с работой по найму, то применяется налоговая ставка в размере 30% в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ. Речь идет, например, о доходах социального характера, а также о тех, которые не считаются оплатой труда и не зависят от условий выполнения трудовой деятельности (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 мая 2022 г. № 03-04-06/32214).

Если граждане государств – членов ЕАЭС работают по найму в России, то с первого дня работы их доходы облагаются НДФЛ по ставке 13%. Имеется в виду выполнение обязанностей как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. Дело в том, что в соответствии со ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе указанные доходы должны облагаться по ставкам, предусмотренным для физлиц-налоговых резидентов той страны, где работает гражданин государства – члена ЕАЭС (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 июня 2022 г. № 03-04-05/40970).

Однако при этом следует учесть, что такие работники могут воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после того, как приобретут статус налогового резидента. А именно, напомним, им нужно фактически находиться на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 Налогового кодекса).

Как заполнять поле «Статус налогоплательщика» в справке 2-НДФЛ в отношении иностранных работников – граждан государств – членов ЕАЭС? Узнайте ответ из материала «НДФЛ с доходов работников – граждан ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии)» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

При этом данная позиция подтверждается и мнением высших судов. Так Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 5.06.2015 № 16-П отметил, что положениями Договора о Евразийском экономическом союзе была достигнута договоренность о безусловном распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов Евразийского экономического союза, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Что это означает? Получается, если работник принят, скажем в октябре месяце, он физически не может еще получить статус резидента РФ, пробыв на территории РФ 183 дня, поскольку до конца года успел отработать только три месяца, поэтому по итогам года налог по такому работнику должен быть пересчитан по ставке 30 %?

В наше непростое кризисное время в редкой организации не работает иностранный работник. Особенно много в России трудоустроено граждан из Евразийского экономического союза. Напомним, что в состав Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) входят четыре страны: Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения, а сам Договор о ЕАЭС, был подписан 29.05.2014 г.

Если по итогам года сотрудники из ЕАЭС не приобрели статус налогового резидента РФ, то их доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов. А доходы тех, кто признан таковыми, продолжают облагаться по ставке 13 процентов (Письмо Минфина России от 23.05.2022 № 03-04-05/34859).

В ст. 73 Договора о ЕАЭС, которая была рассмотрена выше, нет условий о необходимости пересчета налога по итогам налогового периода. Согласно ст. 73 Договора доход работника из страны ЕАЭС облагается по ставке 13 процентов с первого дня, независимо от наличия или отсутствия статуса резидента. Согласна с этим и ФНС России. Так в Письме от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ контролеры из налоговой службы со ссылкой на ст. 73 Договора отметили, что налоговая ставка 13 процентов применяется начиная с первого дня работы на территории РФ граждан ЕАЭС независимо от налогового статуса этих лиц.

Данная ситуация может возникнуть, например, если договор с таким работником заключат во втором полугодии. По итогам налогового периода устанавливается окончательный статус физлица и определяется ставка налогообложения его доходов, полученных в этом периоде. Поэтому в подобных слчаяхработодатель должен удерживать НДФЛ с доходов работника-белоруса по ставке 30 процентов.

— доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Кто же признается иностранцем в Российской Федерации с точки зрения отечественного законодательства? Статус иностранца определен в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В этом случае ориентиром могут служить железнодорожные, авиа- или автобусные билеты, отметка в гостинице. НДФЛ белоруса НДФЛ с заработной платы сотрудников — граждан Беларуси удерживается и уплачивается в российский бюджет по той же ставке, что и с выплат гражданам России, то есть по ставке 13%. Право на данную ставку предоставляет положения ст.73, п.10 ст. 98 Договора о ЕАЭС, которыми налогообложение доходов граждан государств — членов ЕАЭС не ставится в зависимость от срока пребывания в РФ. Однако, статус налогового резидента РФ важен при предоставлении налоговых вычетов, установленных ст. 218 — 221 НК РФ, поскольку право на вычеты имеют физлица — налоговые резиденты РФ. Страховые взносы белоруса Взносы ранее отличались и зависели от статуса иностранного работника. Но с белорусами все проще – благодаря упоминавшемуся Договору, при приеме их на работу вам не нужно оформлять никакие бумаги. Чтобы не нарваться на штраф в 800 тысяч рублей, уточните, сколько иностранцев работает в вашей ли вы по допустимой доле. Правительство скорректировало цифры на 2022 год.

Взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование с суммы выплат по трудовым договорам заключенным с гражданами Белоруссии, временно пребывающими на территории Российской Федерации, не начисляются. На это указывает прямая норма пункта 15 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, а также разъяснения в Информации ФСС РФ от 03 марта 2011 г. «О порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации».

Какие налоги платят иностранцы в 2022 году в РФ

Здесь стоит заметить, что последние изменения законодательства коснулись как раз порядка предоставления отчётности. Дело в том, что с 1 января 2017 года все вопросы, связанные с администрированием страховых взносов, были переданы в ведение Федеральной налоговой службы (далее – ФНС). В НК РФ появилась новая глава под номером 34, в которой и описывается алгоритм взаимодействия налогового ведомства с плательщиками взносов.

Ставка налога устанавливается в рублях в расчёте на единицу указанных характеристик, то есть на одну лошадиную силу, один килограмм силы или одну регистровую тонну. Расчёт налога осуществляется органами ФНС, затем налогоплательщик получает уведомление, в котором отражена сумма и срок оплаты.

Законодательство не запрещает заключить трудовой договор и с мигрантом, у которого нет ВНЖ, но есть РВП. По большому счёту работодателю всё равно, к какой из вышеперечисленных категорий относится потенциальный сотрудник. По крайней мере с точки зрения расчётов с бюджетом ничего не изменится: страховые взносы с временно проживающих иностранцев в 2022 году производятся в том же порядке, что и раньше, исчисление и уплата подоходного налога по-прежнему обязательна.

Нередки случаи, когда сотрудничество работодателя и работника-мигранта держится на честном слове первого. И вроде бы все довольны: никто ни у кого не спрашивает разрешительных документов, да и обязательств никаких нет. Так сказать, нет договора – нет проблем.

Вот уже несколько лет всё мировое сообщество наблюдает затяжное противостояние в Украине, где больше всех страдает конкретный регион – Донбасс. Можно оправдывать или осуждать действия обеих сторон, но факт остаётся фактом: терпят лишения и гибнут мирные жители, которые очень далеки от политических игр. Собственно, это и толкает людей на отчаянный шаг: собрать вещи и уехать как можно дальше от автоматных очередей и взрывов.

  • Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом»
  • За прохождение — удостоверение о повышении квалификации
  • Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов
  • Доступны готовые шаблоны документов, которые можно скачать и оставить себе для работы

Полис ОМС граждане РБ оформляют самостоятельно. Участия в оформлении свидетельства медицинского страхования работодателю не требуется. Иностранные граждане других государств (Армении и остальных), участниц Договора о ЕАЭС, представляют при трудоустройстве полис ДМС. На граждан Беларуси требование не распространяется.

Что касается миграционного учета белорусов, в 2022 году поблажек ждать не приходится. Прием на работу, как и других иностранцев, предполагает обязательную постановку рабочей силы на учет. Пожалуй, важное отличие состоит в том, что, если белорус трудится в России согласно трудовому соглашению, для его постановки на учет работодателю дается до 30 суток после его приезда на территорию России, после чего к нанимателю могут применяться штрафные санкции.

Определение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц осуществляется исходя из статуса иностранного гражданина – если он пребывает в РФ на протяжении более чем 183 календарных дней подряд, он признается налоговым резидентом России, и ставка для него составляет 13%. Если срок его пребывания в стране менее 183 суток, ставка для него равняется 30%, как для налогового нерезидента.

По закону прием на работу граждан других государств сопровождается дополнительными обязательствами для работодателя. Однако для граждан Беларуси предусмотрен льготный порядок трудоустройства. К примеру, согласно первому пункты статьи 97 Договора о ЕАЭС, нет необходимости оформлять разрешение на трудоустройство для стран-участников ЕАЭС. Прием на работу белоруса в 2022 году не отличается от трудоустройства россиян. Для осуществления процедуры гражданин РБ должен предоставить работодателю такие документы:

В нашей практике был случай, когда клиенту нужно было купить акции иностранной компании. При этом он уже около 10 месяцев находился за пределами Беларуси — работал там. Сделку нужно было проводить оперативно, не было возможности ждать 2 месяца, пока срок его проживания за границей составит больше 1 года. В итоге мы решили обратиться в Нацбанк за разрешением на оплату акций, чтобы обезопаситься и исключить привлечение к ответственности за сделку без разрешения.

Всегда ли можно сделать такой зачет? Нет. Если доход получен с территории, которую белорусское законодательство признает офшорной (например, американский штат Делавэр), налог все равно придется заплатить в Беларуси по ставке 13%. То, что он уже был уплачен в офшорных территориях, не будет учитываться.

4. Заранее возьмите справку о том, что вы налоговый резидент Беларуси. Это поможет сэкономить на налогах. У страны, в которой вы работаете или получаете дивиденды от местной компании, может быть заключено соглашение об избежании двойного налогообложения с Беларусью. В таком соглашении может быть указано, что ваш доход облагается налогом по месту налогового резидентства.

Дело в том, что в переходный период, когда вы меняете страну и у налоговой нет всех данных о вашем новом статусе, могут появиться вопросы. В спорной ситуации с документами на руках вы сможете доказать, что не являетесь налоговым резидентом Беларуси — а, значит, вам не нужно платить здесь налог с доходов из-за границы.

Если вы гражданин Беларуси и уезжаете работать за границу, то должны помнить, что переезд не отменяет ваших налоговых и валютных обязанностей перед страной. Что нужно учитывать, если вы решили открыть счет в иностранном банке или купить акции иностранной компании, получили от нее дивиденды или хотите продать свой автомобиль в Беларуси?

Постоянно проживающие в Беларуси россияне имеют все социально-экономические права, которыми пользуются белорусские граждане, включая право на трудоустройство. Прием на работу россиянина не имеет каких-либо особенностей или ограничений (кроме государственной службы). Что касается поиска работы, то на сайте Минтруда и социальной защиты Республики Беларусь – www.mintrud.gov.by – размещены две базы данных, одна из которых содержит сведения о наличии вакансий в целом по республике, а вторая – о вакансиях, в том числе с предоставлением жилья в агропромышленных комплексах Беларуси.

Если гражданин Беларуси имеет в России статус налогового резидента и является плательщиком НДФЛ по ставке 13 процентов, то он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме, израсходованной им на приобретение на территории РФ квартиры или доли (долей) в ней, в общеустановленном порядке.

Что в России, что в Беларуси правила получения материальной помощи одинаковы. Да, ее можно получить, но только если на предприятии, на котором он работает, возможности подобных выплат прописаны в коллективном договоре или других нормативных документах. На каждом предприятии размеры сумм, сроки, в которые происходят выплаты, и виды этой помощи устанавливаются руководителями предприятия. Кроме того, материальная помощь может быть выплачена также членам профсоюза.

Первая часть «полезной папки» с ответами на наиболее частые вопросы, с которыми сталкиваются граждане Беларуси и России в повседневной жизни, посещая, проживая или собираясь переехать в Беларусь или Россию, была опубликована 13 декабря. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию вторую ее часть. Эта «полезная папка» может стать вашим помощником во взаимоотношениях с социальными, миграционными и другими службами двух наших государств.

Постоянно проживающие белорусы в России, так же, как и россияне, постоянно проживающие в Беларуси, обладают всеми социально-экономическими правами наравне с гражданами той страны, в которой они проживают. При этом россияне в Беларуси официально считаются иностранцами, так же, как и белорусы считаются иностранцами в России. Пребывание иностранных граждан регулируется национальными законодательствами России и Беларуси. Россияне, приезжающие в Беларусь, так же, как и белорусы в Россию, обязаны зарегистрироваться по месту жительства не позднее 90 дней со дня прибытия.

Работники-иностранцы 2022в схемах

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Если работник в течение последовательных 12 календарных месяцев находился на территории РФ не менее 183 дней – он резидент, если нет — то НЕ резидент.
Следовательно, если иностранец только прибыл на территорию РФ, он не имеет статуса резидента.

В 2022 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ или статья «Договора о Евразийском экономическом союзе», на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Работник-гражданин Белоруссии

Генеральный директор ООО (РФ)-гражданин Белоруссии может работать по совместительству ? Основное место работы в Белоруссии.В 2022 г. он отработал 84 дня (НДФЛ исчислен в размере 13% ,страховые взносы -как для граждан РФ.).НДФЛ следует пересчитать по ставке 30% и установить ему статус (нерезидент)? Как можно проверить провел в России менее 183 дней или нет?Удаленно он может работать ?Но в этом случае нельзя заключать трудовой договор, а только договор ГПХ?В этом случае доход не будет доходом от источников в РФ и не нужно начислять ни НДФЛ,ни страховые взносы?

«Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации, в частности, могут являться справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица в Российской Федерации.
Ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица — получателя дохода, исчисления и уплаты налога в соответствии с его налоговым статусом лежит на организации — налоговом агенте. Поэтому при наличии оснований считать, что гражданин Российской Федерации может не являться налоговым резидентом, налоговый агент вправе запросить у физического лица соответствующие документы или их копии.
Нотариальное заверение копий таких документов, а также нотариальное заверение их перевода на русский язык не требуется.
В случае если физическое лицо не представляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым этому физическому лицу доходам налоговую ставку и порядок расчета налоговой базы, предусмотренные для лиц, не являющихся налоговыми резидентами.»

«В этом случае для получения статуса российского налогового резидента физическому лицу необходимо представить заявление в налоговый орган по месту своего жительства (в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации, в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания).»

вы мне ответили:«Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев»Это понятно.Стать указанные вами прочитала.Но вопрос остался:как в моем случае проверить провел он в России менее 183 дней или нет?

«Федеральная налоговая служба уведомляет, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2022 N 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 31 июля 2022 года вступили в силу изменения в статью 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). Статья 207 Кодекса дополнена пунктом 2.2, в соответствии с которым физическое лицо может быть признано российским налоговым резидентом за налоговый период 2022 года при условии пребывания в Российской Федерации от 90 до 182 календарных дней включительно в течение периода с 1 января по 31 декабря 2022 года.»

Таким образом, в случае получения доходов за границей в рассматриваемом налоговом периоде с целью определения налоговых обязательств Вам необходимо представить в налоговый орган по месту постановки на учет документы, подтверждающие статус налогового резидента Российской Федерации, т.е. подтверждающие фактическое нахождение на территории РФ более 183 дней.

Согласно пункту 1 статьи 17 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь.

Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» (далее – Закон) установлено, что физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь, уплачивают налог по доходам, полученным от источников как внутри страны, так и за её пределами, а физические лица, не признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь – только по доходам от источников в Республике Беларусь.

В соответствии со статьёй 26 Закона засчитываемые суммы налога, уплаченные за пределами Республики Беларусь с доходов от источников за пределами Республики Беларусь, не могут превышать сумму налога, исчисленную с таких доходов в соответствии с настоящим Законом.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Чиновники сделали оговорку в письме, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение ООО от 31.07.2022 по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов с доходов, выплачиваемых российской организацией по договору гражданско-правового характера, заключенному с гражданином Республики Беларусь, осуществляющим деятельность на территории Республики Беларусь, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) разъясняет следующее.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ), части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ), статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) иностранные граждане, осуществляющие деятельность за пределами территории Российской Федерации и, следовательно, не признаваемые постоянно или временно проживающими либо временно пребывающими в Российской Федерации, обязательному социальному страхованию не подлежат.

Таким образом, выплаты по договору оказания услуг, производимые в пользу гражданина Республики Беларусь, осуществляющего деятельность на территории Республики Беларусь, без въезда в Российскую Федерацию, в соответствии с положениями Кодекса обложению страховыми взносами не подлежат.

Статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор) предусмотрено, что в случае, если одно государство — член Евразийского экономического союза в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

Согласно пункту 3 статьи 224 Кодекса налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, указанных в пункте 3 статьи 224 Кодекса.

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2022 N 03-04-07/11392 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников организации — граждан государств — членов Евразийского экономического союза.

Таким образом, с учетом положений статьи 73 Договора и пункта 1 статьи 224Кодекса доходы в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации гражданами государств — членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц с применением налоговой ставки 13 процентов начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письма по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников организации — граждан государств — членов Евразийского экономического союза и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Подоходный Налог С Граждан Белоруссии В России В 2022 Году

В наше непростое кризисное время в редкой организации не работает иностранный работник. Особенно много в России трудоустроено граждан из Евразийского экономического союза. Напомним, что в состав Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) входят четыре страны: Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения, а сам Договор о ЕАЭС, был подписан 29.05.2014 г.

Увеличат ли в ближайшее время ставку НДФЛ? Такая возможность обсуждалась, но четких разъяснений по этому поводу нет. В Министерстве финансов пока не планируют таких мер, хотя работа над масштабной налоговой реформой в российском правительстве продолжается.

Согласно п. 5 ст. 1 Протокола в случае прекращения лицом с постоянным местожительством в одном договаривающемся государстве работы по найму в другом договаривающемся государстве до истечения 183 дней нахождения в другом договаривающемся государстве, определяемых с учетом п. 3 и 4 данной статьи, производится перерасчет налоговых обязательств указанных лиц по ставкам и в соответствии с порядком, действующим в отношении физических лиц, не являющихся лицами с постоянным местожительством в этом другом государстве. Вместе с тем обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы НДФЛ исполняется физическими лицами самостоятельно. Пени и штрафы в таких случаях не применяются.

В свою очередь, п. 3 ст. 224 НК РФ предусмотрено, что в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, устанавливается налоговая ставка 30%. В соответствии с п. 3 ст. 226 НК РФ сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 30%, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику. При этом налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Однако в силу действия положений ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Ст. 98 Договора о ЕАЭС гарантирует право сотрудникам гражданам Беларуси, в том числе и право на социальное обеспечение. Оно осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и социальное обеспечение граждан РФ. Согласно ст. 96 Договора о ЕАЭС под социальным обеспечением (социальным страхованием) подразумевается:

Прием на работу белоруса при оформлении по трудовому договору приравнен к приему на работу гражданина РФ. Чтобы принять на работу гражданина из Республики Беларусь, не требуется разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Самому белорусу разрешение на работу в РФ также не нужно.
Работодатель не должен уведомлять органы ФМС и занятости о заключении/расторжении трудового договора с работником из Беларуси. Но, работодатель всегда является принимающей стороной для иностранного работника, обязан поставить его на миграционный учет в течение 30 суток со дня въезда в Россию. Правда, у белорусов нет документов, подтверждающих дату въезда в РФ, ведь при пересечении российско-белорусской границы штамп погранслужбы не ставится, а миграционные карты белорусы не заполняют. В этом случае ориентиром могут служить железнодорожные, авиа- или автобусные билеты, отметка в гостинице.

НДФЛ с заработной платы сотрудников — граждан Беларуси удерживается и уплачивается в российский бюджет по той же ставке, что и с выплат гражданам России, то есть по ставке 13%. Право на данную ставку предоставляет положения ст.73, п.10 ст. 98 Договора о ЕАЭС, которыми налогообложение доходов граждан государств — членов ЕАЭС не ставится в зависимость от срока пребывания в РФ. Однако, статус налогового резидента РФ важен при предоставлении налоговых вычетов, установленных ст. 218 — 221 НК РФ, поскольку право на вычеты имеют физлица — налоговые резиденты РФ.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Пенсионное обеспечение граждан Беларуси, трудоустроенных в России, Договором о ЕАЭС не предусмотрено, однако согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», застрахованными лицами считаются в том числе иностранные граждане, работающие по трудовому договору, в частности, постоянно или временно проживающие на территории РФ, временно пребывающие на территории РФ. Таким образом, налогообложение заработной платы сотрудников граждан Беларуси не отличается от налогообложения заработной платы сотрудников граждан РФ.

НДФЛ граждан ЕАЭС в России

Минфин России и ФНС России настаивают на необходимости уточнения окончательного статуса физлица по итогам календарного года и пересчете налога по иной ставке при приобретении статуса налогового резидента и при утере этого статуса (см. письма Минфина России от 22.04.2016 № 03-04-06/23366, от 19.03.2013 № 03-04-06/8402, от 28.03.2012 № 03-04-06/6-81, от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293, ФНС России от 22.10.2012 № АС-3-3/3797@, от 14.08.2012 № ЕД-3-3/2898@). Одновременно Налоговый кодекс РФ не содержит норм, которые требуют в конце года определять налоговый статус физлица и пересчитывать в связи с этим ранее исчисленный НДФЛ.

Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны. Это касается как налоговых правоотношений, так и социального страхования. К примеру, если международная норма статьи 73 Договора о ЕАЭС противоречит внутреннему закону РФ — статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила. Ставку НДФЛ 13% следует применять к доходам резидентов ЕАЭС, полученным с первого дня работы в РФ по найму. Можно отнести к работе по найму работы по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии со статьей 96 Договора о ЕАЭС и статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Пункт 2 статьи 207 НК РФ определяет порядок выяснения наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса резидента РФ. Резидентом РФ становится человек, который фактически находится в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Для определения статуса физического лица суммируются все календарные дни, в которых физическое лицо фактически находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев. Эти 12 месяцев могут начинаться в одном налоговом периоде и завершаться в другом. За эти 12 месяцев следует сложить все календарные дни нахождения налогоплательщика на территории РФ. Законодательство не содержит требований непрерывности периода. В расчет 183 дней кроме непосредственного пребывания на территории РФ включаются дни (в соответствии со ст. 207 НК РФ):

Для граждан, приехавших в РФ после 02.07.2022 (183-й день года), уже не будет возможности стать налоговым резидентом в текущем налоговом периоде, так как в году остается менее 183 дней. С первого дня работы к их доходам нельзя применять ставку 30% — это нарушит требования международного договора, а по состоянию на конец налогового периода ставка 13% будет противоречить требованиям Минфина. Вдобавок следует учитывать невозможность предвидеть будущее: у работодателя нет информации, будет ли этот сотрудник работать у него в конце налогового периода и чьей ответственностью станет определение налогового статуса на конец налогового периода.

Читайте также:  Как Произвести Расчёт По Отоплению В Подъезде
Adblock
detector