Новые Законы Для Выхода На Пенсии В Беларуси И Условиях

С 1 января ФСЗН будет частично компенсировать затраты нанимателей по оплате труда граждан, освобожденных из исправительных учреждений, принятых на работу по направлению органов по труду, занятости и социальной защите. Но при условии, что эти люди зарегистрировались безработными в течение 6 месяцев с даты их освобождения и не смогли трудоустроиться на подходящую работу по независящим от них причинам в течение одного месяца (ранее — в течение трех месяцев) с даты регистрации в качестве безработных. Либо если они зарегистрировались в качестве безработных после прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.

Пенсионные новшества введены и для тех, кто не смог выработать необходимый страховой стаж для трудовой пенсии по возрасту и претендует лишь на социальную пенсию. С 1 января им доступна своеобразная «урезанная» трудовая пенсия по возрасту. Ее размер зависит от страхового стажа и будет составлять от 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100% этого бюджета за 19 лет (за каждый полный год свыше 10 лет дополнительно прибавляется 3%).

В стационарных учреждениях, во-первых, увеличен норматив обеспеченности услугой социальной передышки для поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, с 28 до 56 дней в году. Социальная передышка — это временное определение ребенка в учреждение соцобслуживания, чтобы родители в это время могли решить накопившиеся бытовые проблемы. Во-вторых, введены услуги дневного пребывания в стационарных учреждениях для инвалидов и пожилых, которым нужна посторонняя помощь.

На основе системы государственных соцстандартов облисполкомы и Мингорисполком устанавливают перечни соцстандартов по обслуживанию населения для административно-территориальных единиц (области, районы и города областного подчинения) с учетом их специфики и развития инфраструктуры.

Людям, которые находились на инвалидности I и II группы не менее 10 лет, требуемый страховой стаж снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. Если нахождение на инвалидности составляет 21 год и более, для трудовой пенсии по возрасту будет достаточно иметь 5 лет страхового стажа. Одновременно для инвалидов I и II группы, в том числе инвалидов с детства, снижен общий стаж для назначения пенсии по возрасту. Для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет.

Досрочная пенсия

Согласно указу право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) из средств общей пенсионной системы по Закону о пенсионном обеспечении предоставляется работникам с длительным стажем работы в неблагоприятных условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа. Например, для женщины — участкового врача-терапевта большая часть льготного стажа до 1 января 2009 года должна составить не менее 12 лет 6 месяцев.

Дополнительная профессиональная пенсия назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту. Период выплаты такой пенсии определяется исходя из суммы пенсионных сбережений, имеющихся на профессиональной части лицевого счета застрахованного лица на день обращения. Ежемесячный размер выплат составляет бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего в месяце, за который осуществляется выплата (в июне 2022 г. — 246,78 руб.);

  • работники летного, летно-испытательного и инженерно-технического состава гражданской авиации;
  • работницы текстильного производства;
  • женщины — трактористы-машинисты и мужчины — трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства;
  • водители пассажирского транспорта;
  • женщины — операторы животноводческих и свиноводческих комплексов и механизированных ферм, а также операторы машинного доения;
  • отдельные категории артистов;
  • работники экспедиций, партий, отрядов;
  • спортсмены, занимающиеся профессиональным спортом;
  • отдельные категории медицинских и педагогических работников.

Размер доплаты определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на ППС за этого работника (для женщины — участкового врача-терапевта тариф уплачиваемых взносов составляет 1,5% (с 1 января 2022 г. — 4,0%). То есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате. Не имеют права на доплату те работники, у которых более половины льготного стажа отработано до 1 января 2009 г.

Для тех работников, которые трудились в течение полного рабочего дня в тяжелых и особо тяжелых условиях труда на аттестованных рабочих местах — по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку №1 и Списку №2, аналогичный подход при определении права на льготную профессиональную пенсию был предусмотрен Указом президента Республики Беларусь №441 и уже применяется с 1 октября 2013 г. Тарифы взносов были также увеличены с 1 января 2014 г.

Пенсия по возрасту в Беларуси

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 61 год и 56 лет;
  • 2022 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 62 года и 57 лет;
  • 2022 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • паспорт или вид на жительство;
  • документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2022 году);
  • документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
  • страховое свидетельство государственного страхования.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.

Возраст, стаж, правила начисления: что изменилось в пенсионной системе в 2022 году

С 1 января 2022 года в Беларуси вступили в силу некоторые пенсионные изменения. Например, власти снова изменили возраст выхода на пенсию, увеличился страховой стаж, а также правила расчета профессиональных пенсий. Рассказываем, что ожидать будущим пенсионерам.

В 2022 году в особых условиях труда в Беларуси работало около 350 тыс. человек. Самые крупные категории – это медицинские и педагогические работники (более 150 тыс. человек), работающие в особо вредных и вредных условиях (120 тыс. человек), трактористы (34 тыс. человек), доярки и животноводы (30 тыс. человек), водители городского и пассажирского транспорта (более 10 тыс. человек).

Напомним, что система профессионального пенсионного страхования для таких работников существует с 1 января 2009 года. До этого времени досрочные выплаты пенсий в стране осуществлялись из общей пенсионной системы, но из-за увеличения количества пенсионеров и сверхнагрузку на пенсионную систему было решено выйти на другой, самостоятельный источник финансирования. Профессиональная пенсионная система работает по принципу накопления: сколько накопил – столько и получишь. Отчислений на профессиональную пенсию в Фонд соцзащиты платит наниматель, в дополнение к обязательным страховым взносам.

Беларусь, как и вся Европа в последние десятилетия, столкнулась с проблемой старения своего населения. Из-за этого в 2017 году было решено постепенно повышать пенсионный возраст. Завершится этот процесс в 2022 году. К тому времени, возраст выхода на пенсию составит у мужчин 63 года, у женщин 58 лет.

С начала 2022 года в стране вместе с пенсионным возрастом на полгода увеличился и минимальный страховой стаж, который учитывается при начислении трудовых пенсий. Сегодня он составляет 17,5 лет, но в дальнейшем будет еще расти (на полгода каждый год), пока не достигнет 20 лет.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2022-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2022 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

Сейчас для расчета пенсии учитывается зарплата за последние 26 лет (312 месяцев) работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 26 лет). С 1 января 2022 года его повысят на один год – до 27 лет (324 месяца). Ежегодно этот период увеличивается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы.

С 1 января 2022 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Пенсионный возраст в Беларуси

Страховой стаж (минимальный) — это время, в течение которого начислялись обязательные взносы в ФСЗН (фонд соцзащиты населения). В текущем 2022 году он составляет 17,5 лет и каждые двенадцать месяцев будет увеличиваться на полгода, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

Законодательство постоянно изменяется — с 1992 по 2022 г. в Закон «О пенсионном обеспечении» внесено 34 дополнений и изменений. Поэтому, чтобы разобраться во всех нововведениях и узнать свою точную дату выхода на заслуженный отдых, необходимо проконсультироваться у специалистов соцобеспечения.

Указом № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», подписанного Президентом в апреле 2016 года, было законодательно утверждено постепенное повышение пенсионного возраста в сумме на 3 года. С 01.01.2017 г. на протяжении 6 лет ежегодно добавляется по полгода, и к 2022 г. мужчины будут уходить в 63, а женщины — в 58 лет.

Пенсионный возраст в Беларуси на 1 января 2022 года установлен на отметке: 57 лет для женщин, 62 года для мужчин. По сравнению с 1 июля 2022 года увеличился на полгода. Пенсионная выплата по возрасту назначается женщинам, рожденным во второй половине 1963 года, и мужчинам, рожденным во втором полугодии 1958 г.

Читайте также:  Где В Туле Можно Получить Льготный Проезной Билет

Для льготников обязательный возраст также поэтапно повышается до 3-х лет. Те пенсионеры, которые продолжают трудиться, могут отказаться от назначенной суммы, чтобы в будущем получать хорошие пенсионные выплаты. Вознаграждение составляет от 6 до 14 процентов, и за 60 месяцев можно поднять сумму почти в два раза. Для этого нужно просто написать заявление.

– Среди последних изменений – нормы Указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2022 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2022 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2022 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2022 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2022 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Согласно этому документу, с 1 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст в стране повышается ежегодно на 6 месяцев на протяжении шести лет, и к 2022 году достигнет отметок 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Благодаря увеличению пенсионного возраста количество пенсионеров сокращается, что дает возможность увеличивать пенсии более высокими темпами, чем даже заработную плату. В настоящее время в Беларуси живут около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.

Также согласно указу, с 1 января 2022 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2022 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2022 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2022 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

Новые Законы Для Выхода На Пенсии В Беларуси И Условиях

Указ № 15, который изменил подходы к предоставлению досрочной пенсии, Глава государства подписал еще в январе этого года. Однако вопросы пенсионных льгот по-прежнему волнуют жителей области. Тонкости нового законодательства МЛЫН.BY разъяснила председатель комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Тамара Красовская.

Приведу пример. Гражданин Иванов работал полный рабочий день трактористом-машинистом в производстве сельскохозяйственной продукции с 1 августа 1992 года по 30 сентября 2022-го. Стаж его работы с особыми условиями труда до 1 января 2009 года составил 16 с половиной лет, а после — почти 10,5 месяца. В 2022 году ему отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту, так как после 1 января 2009 года его профессиональный стаж составил более половины (10 лет) требуемого льготного стажа. Теперь же в соответствии с новым указом после 1 января 2022 года он приобретает право на досрочную пенсию по возрасту по Закону «О пенсионном обеспечении», поскольку до 2009 года у него было не менее 10 лет требуемого льготного стажа.

— До 2009 года пенсии за работу в особых условиях назначалась в общем порядке. Их выплаты осуществлялись из общей пенсионной системы, которая формируется за счет взносов на пенсионное страхование (работодатели отчисляют в основном 28%, работники — 1%). Но с 1 января 2009 года в республике стала действовать система профессионального пенсионного страхования работников (Закон «О профессиональном пенсионном страховании»). С этого момента средства для выплаты таких пенсий накапливаются на счете каждого работника. Чтобы уйти на пенсию досрочно, нужно иметь после 2009 года не менее половины профессионального стажа работы с особыми условиями труда, в течение которого работодатель уплачивал за работника взносы на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения. Таким образом, выплата досрочных профессиональных пенсий осуществляется не из общей пенсионной системы, а за счет средств работодателя. Поэтому, когда за период с 1 января 2009 года работник, например тракторист-машинист или доярка, выработает половину профессионального стажа продолжительностью 10 лет и будет иметь право на досрочную профессиональную пенсию, то он (она) автоматически теряет право на досрочную пенсию по Закону «О пенсионном обеспечении». И в прошлом году вопрос о досрочных пенсиях обострился, когда указанные категории работников поняли, что они получат только профессиональную пенсию, размер которой очень низкий в связи с непродолжительным периодом формирования взносов и невысоким тарифом. В связи с этим работники начали поднимать вопрос о сохранении права на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Закону «О пенсионном обеспечении», то есть по правилам, действовавшим до 2009 года.

— Почему же? Со вступлением в силу нового указа такие работники могут выбрать один из трех вариантов. Первый: продолжать формировать досрочную профессиональную пенсию. В этом случае работодатель будет уплачивать за работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения. Второй: выбрать вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительную профессиональную пенсию (назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста за счет сформированных пенсионных сбережений). В этом случае работник в дальнейшем будет получать две пенсии — общую по возрасту и дополнительную профессиональную. Третий: получить ежемесячную доплату к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования. При таком выборе работник получит дополнительный доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. Ежемесячная доплата к заработной плате производится работодателем на основании письменного заявления работника.

А вот другая ситуация. Гражданка Петрова работала дояркой с 1 января 2001-го по 20 декабря 2022-го. Стаж ее работы с особыми условиями труда до 1 января 2009 года составил 9 лет, а после — чуть больше 11 лет. Право на досрочную пенсию по возрасту из средств общей пенсионной системы она не имеет, поскольку продолжительность льготного стажа до 1 января 2009 года у нее менее половины (10 лет). Ей может быть назначена только досрочная профессиональная пенсия за счет сформированных пенсионных сбережений на ее лицевом счете (по Закону «О профессиональном пенсионном страховании»).

Читайте также:  Все Жилищные Программы Для Семей В 2022 Году

Когда будут повышать пенсии в Беларуси

Вот уже четвертый месяц средняя по Беларуси назначенная пенсия всех категорий ее получателей держится на уровне 482,6 BYN – с декабря 2022-го, когда она повысилась, и все три месяца 2022-го, пишет infobank.by. Это – исторически рекордное номинальное, в BYN-рублях, значение: год назад средняя пенсия составляла 432,7 BYN, два года назад – 381,8 BYN, три года назад – 314,8 BYN.

Ведь если выразить размер пенсии в количестве бюджетов прожиточного минимума пенсионера, то мартовская средняя по стране пенсия осталась на февральском уровне – 2,423 БПМп, а потому оснований для повышения пенсий нет. И если БПМп и дальше не будут официально поднимать, то и оснований для повышения пенсий не будет.

Так, по официальным данным Белстата, за декабрь-март цены на потребительском рынке выросли на 5,1%. Значит, пенсия, которая номинально никак не изменилась за эти четыре месяца, стала меньше, с учетом инфляции, на эти самые 5,1%. Это – реальное падение пенсии при ее номинальном сохранении на прежнем уровне.

И это при том, что количество получателей пенсии в Беларуси быстро сокращается. В первую очередь – из-за повышения возраста выхода на пенсию. Это уменьшает нагрузку на пенсионный фонд. Что чисто математически, без дополнительных усилий, дает возможность увеличить пенсии.

Итак, пенсии в Беларуси в реальном и долларовом выражении сейчас ниже, чем были 7-8 лет назад, в 2013-14 гг. И хотя они выше, чем были в кризис 2015-17 гг., повышения уровня жизни белорусского пенсионера выше докризисного не произошло. В последние же два года реального и долларового роста пенсий нет вообще.

Новые Законы Для Выхода На Пенсии В Беларуси И Условиях

— Валерий Валерьевич, механизм отложенной пенсии существовал и раньше — эта норма содержится в пенсионном законодательстве уже несколько лет и не является нововведением. Каковы прежние условия? Можно ли на примере пояснить, в чем выгодность новой прогрессивной шкалы?
— В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» лицам, продолжившим работу после достижения пенсионного возраста без получения пенсии, предоставляется возможность увеличить размер пенсии по возрасту на 1% заработка, принимаемого для исчисления пенсии, за два месяца работы.
Например, у пенсионера заработок для исчисления пенсии в сентябре 2012 года — Br3 млн. 400 тыс. (этот пенсионер в настоящее время не работает). Размер его пенсии по возрасту при стаже 45 лет — Br2 млн. 550 тыс. Если бы он отложил выход на пенсию на 5 лет, то размер его пенсии в сентябре 2012 года составил бы Br3 млн. 570 тыс., то есть, был бы выше на 40%.
Нормы указа №136 позволяют увеличить размер пенсии следующим образом: за первый год работы при тех же условиях — на 6% заработка, применяемого для исчисления пенсии, за второй — на 8%, за третий — на 10%, за четвертый — на 12%, за пятый и последующие годы работы — на 14%.
Если вернуться к приведенному выше примеру, то размер пенсии за пять лет по нормам указа увеличится на 67%, то есть с 1 октября составит Br4 млн. 250 тыс.
Еще в более выгодном положении окажутся те, кто не смог до достижения общеустановленного пенсионного возраста выработать максимальный стаж — 40/45 лет для женщин и мужчин соответственно. Время их работы после достижения пенсионного возраста также засчитывается в стаж, если пенсионер не получал пенсии в период работы.
— Сколько человек воспользовались возможностью отложенной пенсии? Есть ли оценочные данные о том, сколько человек могут обратиться по этому вопросу уже в ближайшее время?
— В настоящее время более 5 тыс. пенсионеров получают пенсию по возрасту с «премиальным» увеличением размера. По оценке, более 1% тех, кто достиг пенсионного возраста, принимают решение уйти на пенсию попозже.
Что касается ответа на второй вопрос, то скажу так: несмотря на то, что государством предоставлена хорошая возможность заработать достойную пенсию, оценить поведенческие установки населения сложно.
— Каков алгоритм действий человека, желающего воспользоваться новацией?
— Тому, кто решил продолжать работать, не оформляясь на пенсию, никаких дополнительных действий предпринимать не надо. А затем, когда будет принято решение об оставлении работы или появится необходимость в получении пенсии, нужно обратиться к работодателю (если человек продолжает работать) либо в органы по труду, занятости и социальной защиты за ее назначением.
— А могут ли нынешние пенсионеры отказаться от пенсии для получения в будущем пенсионной премии?
— Работающие пенсионеры, желающие воспользоваться новацией, могут обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства с заявлением об отказе от получения пенсии.
— Какие категории работников, достигших общеустановленного пенсионного возраста, не могут воспользоваться пенсионной премией за отложенный выход на заслуженный отдых?
— Доплаты за отложенный выход на пенсию в законодательстве появились в сентябре 1998 года. Соответственно, пенсия исчисляется с учетом премии тем, кто работал после этой даты, отказавшись от получения пенсии.
Необходимо также учитывать, что премия предусмотрена только для пенсий по возрасту.
— Допустим, человек отказался на 1 год от получения пенсии, а наниматель уволил его. И теперь он останется и без зарплаты, и без пенсии?
— Нет, пенсионер имеет право обратиться за назначением пенсии (возобновлением ее выплаты) вне зависимости от указанного им в заявлении периода. Премия за отложенный выход на пенсию будет установлена исходя из фактической продолжительности периода работы без пенсии после достижения пенсионного возраста.
— Если человек намерен отказаться от получения пенсии, станет ли это дополнительным аргументом для руководителя продлить контракт? Кроме того, приходилось слышать такое мнение: мол, при декларируемом добровольном участии в системе пенсионных поощрений не исключен элемент скрытого принуждения со стороны нанимателя: или продолжай работать без обращения за пенсией, или оставь рабочее место и иди на пенсию. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Как и до принятия указа №136, решение работодателя о заключении (продлении) контракта с работником и получение (неполучение) этим работником пенсии законодательно не связаны. Будут ли продляться трудовые отношения — определяется соглашением между работодателем и конкретным работником.
— Многие люди высказывают опасение: мол, буду работать, отказавшись от пенсии, а самой отложенной пенсией не смогу воспользоваться — уйду из жизни раньше. Будет ли накапливаться неполученная пенсия, чтобы в случае смерти перейти, хотя бы частично, к наследникам?
— Государственная пенсионная система в Беларуси построена на традиционных для общих пенсионных систем механизмах финансирования пенсий из текущих поступлений. В таких системах пенсионные средства не индивидуализированы, соответственно, наследоваться не могут.
— После выхода указа были разговоры о том, что это завуалированное повышение пенсионного порога в Беларуси. Так ли это?
— Указ направлен на стимулирование выхода на пенсию в более позднем возрасте. А воспользоваться его нормами или нет, решает сам работник.
— В чем суть новации указа относительно исчисления пенсии за периоды без уплаты обязательных страховых взносов?
— Речь идет о так называемых кредитных периодах — военной службы, учебы, ухода за детьми и других. С октября 2012 года, включаясь в стаж, они будут учитываться и при расчете индивидуального коэффициента заработка с одинаковым условным доходом (40% средней зарплаты работников в соответствующих месяцах). Сегодня «стоимость» таких периодов в пенсии у всех разная, так как определяется величиной индивидуального коэффициента заработка каждого конкретного пенсионера.
— Сколько пенсионеров в Беларуси продолжает трудиться? Какова динамика?
— Как правило, продолжают трудиться 22-23% пенсионеров — сегодня это более 566,4 тыс. человек.
— Планируется ли в Беларуси отменить ограничения на выплату пенсий в период работы?
— Статья 83 закона о пенсионном обеспечении предусматривает ограничение: если у пенсионера высокий индивидуальный коэффициент заработка и он работает, то пенсия выплачивается исходя из коэффициента 1,3. По сравнению с зарплатой, даже минимальной, это небольшие потери. А для системы — возможность более весомо поддерживать тех, кто в связи со старостью утратил трудоспособность.
Поэтому отменять ограничение на выплату пенсии в период работы не планируется.
— Каковы прогнозы по размеру пенсии в декабре 2012 года и на 2013 год?
— Средний размер пенсии по возрасту в сентябре составляет Br1 млн. 721,4 тыс. — на 77% выше по сравнению с декабрем 2011 года. В текущем году пенсии еще раз увеличатся в ноябре. Размер этого увеличения будет ясен после того, как станет известна заработная плата за третий квартал.
Что касается роста пенсий в 2013 году, то он будет зависеть от роста заработной платы, то есть от результатов работы экономики.
— Как в последние годы изменяется в Беларуси пенсионная нагрузка? И каковы перспективы?
— В Беларуси более 27% населения — пенсионеры. Соотношение численности работающих и получателей пенсий снижается: если в 1990 году на 100 пенсионеров приходилось 219 работающих, то в 2011-м — 167.
— Предусматривается ли в перспективе в Беларуси введение накопительного элемента в общей пенсионной системе?
— Накопительные системы не являются пенсионными, поскольку они не решают главную задачу — предотвращение риска бедности в старости. Ее решение возможно только за счет общих (солидарных) средств.
Программными документами о социально-экономическом развитии республики изменение механизма финансирования пенсий не предусматривается.
Следует отметить, что в экономически развитых странах накопительные пенсии предоставляются в добровольных дополнительных программах пенсионного страхования. Такая возможность имеется и в Беларуси.

ССори, ошибка. Депозит посчитал только за месячную пенсию. Надо брать годовой размер. 30 600 000 х 24% = 7 344 000. За пять лет процентов (при условии стабильности ) 36 720 000. Добавим неполученную пенсию за 5 лет и имеем , что государство предлагает человеку отказаться от 189 720 000 . ЭТО — сто восемьдесят девять миллионов семьсот двадцать рублей — плата за сказочные замки?

Например, у пенсионера заработок для исчисления пенсии в сентябре 2012 года — Br3 млн. 400 тыс. (этот пенсионер в настоящее время не работает). Размер его пенсии по возрасту при стаже 45 лет — Br2 млн. 550 тыс. Если бы он отложил выход на пенсию на 5 лет, то размер его пенсии в сентябре 2012 года составил бы Br3 млн. 570 тыс., то есть, был бы выше на 40%.
Нормы указа №136 позволяют увеличить размер пенсии следующим образом: за первый год работы при тех же условиях — на 6% заработка, применяемого для исчисления пенсии, за второй — на 8%, за третий — на 10%, за четвертый — на 12%, за пятый и последующие годы работы — на 14%.
Если вернуться к приведенному выше примеру, то размер пенсии за пять лет по нормам указа увеличится на 67%, то есть с 1 октября составит Br4 млн. 250 тыс/
Если взять немного математики, то получается иная картина. Пенсионер продолжает работать, а пенсию ложит на депозит. И смотрим минимум, что он имеет за эти 5 лет. 2 550 000 х 24% = 510 000 в год. 510 000 х 5 = 2 550 000. Итого пенсионер за пять лет не потеряет 155 5 50 000 (2550000 х 12 х 5 + 2550000). Любому человеку в нашей стране пообещай, что он будет иметь через пять коммунизм, только откажись сейчас от денег, то Вас сочтут за сумасшедшего. И есть на то основания.

Читайте также:  Изменения В Ст 2281 Часть 3 2022

Это предусмотрено указом №136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан», который с 1 октября нынешнего года вступает в силу. С этой даты белорусские пенсионеры смогут воспользоваться более прогрессивной шкалой отсроченного выхода на пенсию, чтобы увеличить в будущем ее размер, отметил в беседе с корреспондентом БЕЛТА заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков.

Можно считать дальше. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ. Допустим человек купился на эту авантюру и имеет пенсию 4 250 000 против 2 550 000. Разница составляет 2 000 000 . Делим цифру 189 720 000 на 2 000 000 , имеем 94,8 месяца. Это 8 лет. Смотрим дальше. Человек, упуская пять лет, идёт на пенсию в 65, а спустя 8 лет в 73 года имеет реальную пользу от этого дурного действия. Не знаю про среднюю продолжительнос ть жизни у нас, но чувствую, что кто-то желает нас обмануть.

Возраст выхода на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2

женщины – при стаже работы не менее 15 лет 6 месяцев, из них не менее 7 лет 6 месяцев (при этом не менее 3 лет 9 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах. Начиная с 1 января 2017 года указанные 15 лет 6 месяцев стажа работы ежегодно с 1 января увеличиваются на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год – за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам;

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2016 г. № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года в Республике Беларусь повысился пенсионный возраст как для пенсий по возрасту на общих основаниях, так и для пенсий по возрасту за работу с особыми условиями труда.

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, – по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет:

б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, – по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

Новые Законы Для Выхода На Пенсии В Беларуси И Условиях

— Действующее законодательство содержит более 20 оснований, которые дают право выхода на пенсию на 5-10 лет (а то и более) раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста. Воспользоваться им могут работники, занятые в особых условиях труда по спискам № 1 и № 2, а также специалисты отдельных профессий: доярки, животноводы, трактористы-машинисты, водители городского пассажирского транспорта, работницы текстильного производства, отдельные категории медицинских и педагогических работников, артисты, спортсмены, работники авиации и другие специалисты.

— Прежде всего учитывается, какой стаж выработан до 1 января 2009 года. Если не менее половины требуемого полного льготного стажа, то в таком случае работники имеют право на досрочную пенсию по старым правилам, действующим до 2009 года. Другими словами, указанная пенсия им будет назначаться из средств общей пенсионной системы. Причем не важно, сколько отработано после 2009 года. Главное, чтобы в сумме получился требуемый для каждой профессии льготный стаж.

Приведу пример. Гражданин Иванов работал полный рабочий день трактористом-машинистом в производстве сельскохозяйственной продукции с 1 августа 1992 года по 30 сентября 2022-го. Стаж его работы с особыми условиями труда до 1 января 2009 года составил 16 с половиной лет, а после — почти 10,5 месяца. В 2022 году ему отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту, так как после 1 января 2009 года его профессиональный стаж составил более половины (10 лет) требуемого льготного стажа. Теперь же в соответствии с новым указом после 1 января 2022 года он приобретает право на досрочную пенсию по возрасту по Закону «О пенсионном обеспечении», поскольку до 2009 года у него было не менее 10 лет требуемого льготного стажа.

— Почему же? Со вступлением в силу нового указа такие работники могут выбрать один из трех вариантов. Первый: продолжать формировать досрочную профессиональную пенсию. В этом случае работодатель будет уплачивать за работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения. Второй: выбрать вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительную профессиональную пенсию (назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста за счет сформированных пенсионных сбережений). В этом случае работник в дальнейшем будет получать две пенсии — общую по возрасту и дополнительную профессиональную. Третий: получить ежемесячную доплату к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования. При таком выборе работник получит дополнительный доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. Ежемесячная доплата к заработной плате производится работодателем на основании письменного заявления работника.

— До 2009 года пенсии за работу в особых условиях назначалась в общем порядке. Их выплаты осуществлялись из общей пенсионной системы, которая формируется за счет взносов на пенсионное страхование (работодатели отчисляют в основном 28%, работники — 1%). Но с 1 января 2009 года в республике стала действовать система профессионального пенсионного страхования работников (Закон «О профессиональном пенсионном страховании»). С этого момента средства для выплаты таких пенсий накапливаются на счете каждого работника. Чтобы уйти на пенсию досрочно, нужно иметь после 2009 года не менее половины профессионального стажа работы с особыми условиями труда, в течение которого работодатель уплачивал за работника взносы на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения. Таким образом, выплата досрочных профессиональных пенсий осуществляется не из общей пенсионной системы, а за счет средств работодателя. Поэтому, когда за период с 1 января 2009 года работник, например тракторист-машинист или доярка, выработает половину профессионального стажа продолжительностью 10 лет и будет иметь право на досрочную профессиональную пенсию, то он (она) автоматически теряет право на досрочную пенсию по Закону «О пенсионном обеспечении». И в прошлом году вопрос о досрочных пенсиях обострился, когда указанные категории работников поняли, что они получат только профессиональную пенсию, размер которой очень низкий в связи с непродолжительным периодом формирования взносов и невысоким тарифом. В связи с этим работники начали поднимать вопрос о сохранении права на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Закону «О пенсионном обеспечении», то есть по правилам, действовавшим до 2009 года.

Пенсионный возраст в Беларуси: когда выходят на пенсию

Белорусское государство держит под контролем пенсионные активы и реализует распределительную систему выплат. Пенсионеров обеспечивают социальными гарантиями, покрывая дефицит ФСЗН из республиканского бюджета. Назревает ситуация для кардинальной реформы пенсионной системы. На 2022 год пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 57 лет, мужчин – 62 года. Но к 2032 году его планируется увеличить до 63 лет для всех.

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Величина суммы выплат при выходе на заслуженный отдых зависит от места и продолжительности работы, в течение которой переводились регламентированные взносы фонду соцзащиты населения.
Начисляя пенсию учитывают возраст заявителя, дату обращения и его стаж.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.

Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.

В 2022 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2022 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

Adblock
detector