Штраф Отсутствие Аудит Закрытого Акционерного 2022

Кто подлежит обязательному аудиту за 2021 год

Обязательный аудит — проверка ведения бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности юридических лиц и предпринимателей. Есть категории предприятий, которые в силу закона обязаны проходить такие проверки, а в подтверждение прикладывать к отчетности аудиторское заключение. Кому придется пригласить аудитора для проверки годовой отчетности, а кто получил освобождение, читайте в нашей статье.

Полезная информация от КонсультантПлюс На сайте Минфина размещаются рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам, как проверять годовую бухотчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность. Последние рекомендации на дату подготовки статьи приведены за 2020 год, но скоро должны появиться и за 2021-й.

  • за предшествующий год заработали 800 млн руб.;
  • по бухгалтерскому балансу на конец прошлого года владеют активами на сумму более 400 млн руб.;
  • продают свои ценные бумаги на организационных торгах;
  • являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • работают в качестве бюро кредитных историй;
  • имеют организационно-правовую форму фонда, а поступление имущества и денег за год превышает 3 млн руб.
  • акционерные общества — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • банки — ст. 42 Закона № 395-1 от 02.12.1990;
  • страховщики — ст. 29 Закона № 4015-1 от 27.11.1992;
  • общества взаимного страхования — ст. 22 Закона № 286-ФЗ от 29.11.2007;
  • негосударственные пенсионные фонды — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998;
  • организаторы торговли — ст. 5 Закона № 325-ФЗ от 21.11.2011;
  • инвестиционные фонды — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании акционерных инвестиционных фондов — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании негосударственных пенсионных фондов — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998.
  • клиринговые организации — ст. 5 Закона № 7-ФЗ от 07.02.2011;
  • организации, раскрывающие годовую консолидированную финансовую отчетность — ст. 5 Закона № 208-ФЗ от 27.07.2010.

Конкретные сроки, в которые предприятие обязано провести аудит, нормативно не установлены. Однако аудиторское заключение нужно представить в ИФНС вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней после даты выдачи заключения аудитором, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011). Так, предприятия подпадающие под обязательный аудит отчетности за 2020 год, должны провести проверку и иметь на руках отчет аудитора до 31 декабря 2022 года.

­Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.

В обязательном аудите изменения стали действовать с 2021 года. Они касаются критериев обязательной аудиторской проверки (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ (далее — Закон № 476-ФЗ). При этом процесс обязательного аудита отчетности и направления в ИФНС его итога — аудиторского заключения — остается прежним. Поговорим об изменениях подробнее и разберемся, как аудироваться не для отчета, а для выгоды.

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с отчетности за 2021 год)
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
  • фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
  • юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).

­Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.

Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кто подпадает под обязательный аудит

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2020 году выручка от реализации составила 801 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года они существенно изменились. Теперь основная масса организаций сдает бухотчетность в ГИР БО и не сдает ее в Росстат. Порядок представления отчетности и аудиторского заключения подробно описан в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать. В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки такой отчетности.

Читайте также:  Льготы Вбд В 2022 Году Кемерово

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту — Закон № 208-ФЗ). Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. № 454-П

За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.

Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа по данному проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да — то штраф существенно больше. Так, согласно данному проекту, несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб.; до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту. В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить до 700 тыс. рублей.

Не все аудиторские компании готовы разделить ответственность с клиентом за возможные налоговые претензии по проверенного периоду. При этом крайне желательно помнить и про тренд-2021: когда помимо штрафа к «субсидиарке» привлекают КДЛ (контролирующих должника лиц), если организация не способна оплатить долг и штрафы.

АО же уже сегодня придется заплатить существенно больше, чем иным юрлицам: для них штрафы за неопубликованное в установленный срок аудиторское заключение от 700 тыс.руб. до 1 млн руб., а руководителям — штраф от 30 до 50 тыс. руб. Такой же штраф взимается и за раскрытие информации не в полном объеме, или недостоверной, вводящей в заблуждение информации, в том числе и в отношении публикуемой бухгалтерской отчетности (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Кейс: собственник организации (металлообработка) оплатил аудит за 150 тысяч руб. и получил формальное отрицательное аудиторское заключение, без рекомендаций по улучшению трудной ситуации. Это его не устроило и он обратился в «Правовест Аудит» и заплатил 500 тысяч руб. за комплексный и всесторонний анализ дел в компании, получив от профессионалов «дорожную карту» для изменения ситуации в лучшую сторону.

Это значит, что за не выявленные аудиторами налоговые риски можно заплатить из своего личного кармана, т.к. растет количество привлеченных к субсидиарной ответственности лиц. Для сравнения: за 6 месяцев 2021 года к субсидиарной ответственности привлечено 2460 лиц. В то время, как за первое полугодие 2020-го их было гораздо меньше — 1323.

Сегодня аудит обязаны проводить все акционерные общества (АО) и компании с доходами более 800 млн руб. в год. Федеральным законом предусмотрены и другие основания для проведения обязательного аудита. Так, обязательный аудит проводят застройщики, страховщики, бюро кредитных историй, банки и др. (ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” — далее Закон об аудите).

Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

  • передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну полученные сведения и документы;
  • разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме ЦБ и лица, которому оказывались аудиторские услуги (кроме случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и др. ФЗ (ранее такое требование не формулировалось).
  • терминология;
  • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
  • деятельность аудиторских организаций;
  • обязательный аудит и конкурсы;
  • оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
  • аудиторское заключение;
  • квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
  • деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
  • контроль деятельности аудиторских организаций.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.

  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

Штрафы за непроведение аудита и санкции к руководству компании в 2022 году

Также необходим специальный программный продукт, мощное оборудование, специальные навыки и знания. Практика показывает, что многие организации, даже пройдя обязательный аудит, потом числятся в рядах нарушителей. Основная причина – незнание, как опубликовать данную информацию.

Первое правило, которое должен соблюдать субъект – это само понимание того, кто должен проходить обязательный аудит. Ведь можно банально по незнанию нарушить закон и заплатить штраф. И это в два раза обиднее, ведь вы не хотели нарушать, но автоматически это сделали.

Центробанк РФ для многих компаний, которые обязаны проходить обязательный аудит, является главным регулятором. Поэтому в его полномочия входят опции по применению штрафных санкций в данном вопросе. Интересно то, что применять штраф могут как за само непроведение аудита, так и за предоставление некорректных данных, сведений не в полном объеме и т.п.

Ряд компаний в России должны проходить обязательный аудит. Это не право, а обязанность субъекта хозяйствования. Следовательно, если компания нарушает выполнение такой нормы закона, то за это предусмотрена ответственность. В большинстве случаев, это штрафы за непроведение аудита, что прописано в Кодексе об административных правонарушениях (ст. 15.11). Какие санкции предусмотрены законодательством, кто их будет уплачивать, и кто имеет полномочия применять такие штрафы, читайте далее.

  1. Приобрести криптопровайдер. Это специальная программа, позволяющая передавать данные на специальный ресурс. Установить ее на свой компьютер.
  2. Пройти регистрацию на сайте Федресурса. Осуществить установку сертификата ключа от электронной цифровой подписи.
  3. Через специальную вкладку в личном кабинете после авторизации заполнить форму для публикации аудиторского заключения. И здесь главное заполнять только те формы и поля, которые запрашивает система.
  4. Оплатить услуги публикации в онлайн формате.
Читайте также:  Лагеря И Санатории Детям Малоимущих Семей В Подмосковье

Кого оштрафуют за отсутствие обязательного аудита

Ряд организаций, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008, обязаны проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности. За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2020 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19 . По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.

Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден

Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).

  • получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.;
  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • являющихся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);
  • иных организаций в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).

Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.

Если организация не представит в налоговый орган вместе с бухотчетностью аудиторское заключение или представит его с опозданием, в неполном объеме или в искаженном виде, то она будет оштрафована. Согласно статье 19.7 КоАП РФ, размер штрафа составит:

  • для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
  • для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.

До 2021 года обязательный аудит проводился в случаях, если объем выручки организации (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельхозкооперативов) за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн рублей либо сумма активов превышала 60 млн рублей (согласно закону об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Обязательный финансовый аудит: критерии, особенности и штрафы в 2022 году

Дополнительно следует обратить внимание, что компаниям, проводящим обязательный аудит бухгалтерской отчётности, нужно отразить информацию о проведенном аудите на сайте www.fedresurs.ru в течение 3-х рабочих дней с даты аудиторского заключения. При необходимости, мы также можем помочь в данном вопросе.

  • Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
  • Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
  • Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.
  • доход за 2021 год составляет более 800 млн рублей, или сумма активов баланса компании превышает 400 млн рублей;
  • компания является акционерным обществом, вне зависимости от показателей её деятельности;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • компания является кредитной, страховой организацией или микрофинансовой организацией,
  • компания представляет консолидированную бухгалтерскую отчётность;
  • компания является застройщиком, который привлекает денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • компания является фондом, в который в 2021 году поступило имущество и денежные средства на сумму свыше 3 млн рублей.
  • в иных случаях, предусмотренных законом.

С конца июня 2017 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Наша цель – не просто провести аудиторскую проверку в соответствии с российскими или международными стандартами, но и предоставить отчёт о налоговых рисках, провести юридическую проверку основных документов, помочь нашим клиентам улучшить внутренний контроль и обеспечить прозрачность финансовой отчётности.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2020 году выручка от реализации составила 801 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита (ст. 67.1 ГК РФ). При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Читайте также:  Начало Сессии У Заочников 3 Курса

Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.

Важно отметить, что сам факт непроведения аудита с юридической точки зрения ненаказуем, ответственность предусмотрена исключительно из-за непредоставления аудиторского заключения (с нынешнего года сдавать его нужно не в Росстат, а в налоговую инспекцию). Отвечать перед законом за отказ от аудита или нарушение сроков его проведения придется и юрлицу, и его руководству лично.

В соответствии с КоАП РФ, функционирующие в форме АО компании, обязаны раскрывать информацию об аудите, предоставляя данные проверки акционерам (по запросу) и в законный срок обнародовать на финансовых рынках заключение аудиторов. Невыполнение этих обязательств также влечет наказание — штрафы для организации и должностного лица соответственно:

Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.

Как известно, для ряда организаций в Российской Федерации законодательно (Федеральный закон №307-ФЗ, ст. 5) установлено требование прохождения аудита фин/хоз деятельности независимыми специалистами. Соответственно, за непроведение обязательного аудита или нарушение сроков его проведения предусмотрена ответственность.

Что нужно знать об обязательном аудите АО за 2020г

Аудиторское заключение представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. В случае исправления экономическим субъектом ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в соответствии с частью 3 настоящей статьи, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в бухгалтерскую (финансовую) отчетность либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено.

В некоторых случаях организации освобождены от исполнения обязанности раскрывать или предоставлять информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах, а также вправе предоставлять или раскрывать ее в ограниченных составе и (или) объеме (ст. 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ст. ст. 92.1, 92.2 Закона N 208-ФЗ).

Некоторые непубличные АО обойдутся без обязательного аудита — прошло 2 чтение

Госдума приняла во втором чтении законопроект, вносящий изменения в закон об аудиторской деятельности и ряд законов о корпоративным праве, в частности, в законы об АО и об ООО (законопроект 19912-8). Как было уже известно, в первоначальную версию проекта был внесен ряд изменений – например, вводится запрет на обращение за границей ценных бумаг, удостоверяющих права на акции российских эмитентов.

НПАО, для которых аудит не обязателен, но которые запрашивают его по своей инициативе, смогут привлечь или организацию, или индивидуального аудитора. Сейчас, исходя из упомянутого перечня случаев обязательного аудита, НПАО могут работать только с организациями. Отличие от ПАО сейчас лишь в том, что нет требований к аттестатам аудиторов.

При этом в сам закон об АО не вносится ни перечня каких-либо случаев, когда обязанность такая есть, ни – когда ее нет. Так что, скорее всего, НПАО должны будут подвергаться аудиту, если такая обязанность установлена для них отраслевыми законами. И, конечно – в силу закона об аудиторской деятельности, в частности, по критериям. И, кстати, в этот закон допишут еще один случай обязательного аудита – АО, акции которых находятся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

Кроме того, из закона об ООО уберут требование о том, что при 15 и более участниках обязательно создавать ревизионную комиссию или избирать ревизора. Еще – уточнят, что аудиторское заключение (если оно есть) предоставляется участникам при подготовке общего собрания.

Первичный законопроект не предусмаривал поправок в закон об ООО, а теперь они есть, хотя и, в основном, технического плана. Слова «бухгалтерская отчетность» или «бухгалтерские балансы» заменяются на «бухгалтерская (финансовая) отчетность», «аудитор», «профессиональный аудитор» – на «аудиторская организация, индивидуальный аудитор», «бухгалтерские книги» – на «документы бухгалтерского учета», и так далее.

НТВП Кедр — Консультант

Хотя все акционерные общества обязаны проводить аудит годовой отчетности (независимо от объема выручки и величины активов) , небольшие АО часто не хотят этого делать. Если собственники доверяют друг другу и руководству, аудит нередко кажется лишней тратой денег.

После внесения изменений в КоАП в нашу редакцию поступил вопрос: не появилась ли административная ответственность за неправомерное ведение бухучета руководителем организации? Напомним, что Законом о бухучете руководителям малых и средних предприятий (за исключением тех, кто не имеет права на применение упрощенного порядка ведения бухучета и отчетности) предоставлена возможность самостоятельно вести бухгалтерский учет . Если же организация не имеет права вести бухучет в упрощенном порядке (а это, в частности, и небольшие акционерные общества), то и руководитель вести бухучет сам не должен. Казалось бы, это тоже является нарушением. Однако, как нам разъяснил специалист налоговой службы, административной ответственности за это до сих пор нет.

«После вступления в силу 10 апреля 2016 г. Закона N 77-ФЗ руководители организаций, которые обязаны проходить аудит годовой отчетности, однако не сделали этого (и, соответственно, не имеют аудиторского заключения), могут быть оштрафованы за отсутствие такого заключения как за грубое нарушение правил бухучета и отчетности. Ответственность за это предусмотрена ст. 15.11 КоАП РФ».

Поправки, помимо увеличения штрафа за чисто бухгалтерские ошибки, дополнили и список грубых нарушений правил бухучета и составления отчетности. Теперь таким нарушением, в числе прочего, считается отсутствие у фирмы обязательного аудиторского заключения о бухотчетности . Отметим, что срок хранения аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности не ограничен . Так что при проверке не удастся сослаться на то, что аудиторское заключение, к примеру, уничтожено.

Поэтому бухгалтеры и руководители задаются вопросом: какие санкции возможны за отказ от проведения обязательного аудита? Мы разбирались с этим в статье «Ответы на вопросы по бухотчетности за 2015 год», опубликованной в ГК, 2016, N 3, с. 35. И пришли к выводу, что штрафы реальны. Их наложение может инициировать или отделение Центробанка по жалобе одного из акционеров , или орган статистики.

Adblock
detector