Штраф За Непроведение Обязательного Аудита В 2022оду

Ответственность за непроведение обязательного аудита в 2022 году

История 2. Общество предоставило аудиторское заключение в июне, то есть позже установленного срока. Причиной нарушения срока предоставления было несвоевременное заключение договора на аудит. В суде общество объяснило это отсутствием денежных средств. Данное обстоятельство повлияло на установление обществу штрафа в сумме 350 000 руб., то есть ниже низшего предела, но не повлияло на решение суда, который оставил назначенный штраф без изменений (Постановление от 22.04.2019 № Ф03-1384/2019 Арбитражного суда дальневосточного округа, Постановление от 16.01.2019 № 06АП-7142/2018 Шестого арбитражного апелляционного суда).

Обратите внимание, что не сдать заключение и не сделать его — совершенно разные вещи. Для тех, кто решил проигнорировать требования законодательства и в течение 5 лет потерял или не получил аудиторское заключение предусмотрена более жесткая классификация — «грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчётности». Тем не менее, сумма штрафа для бизнеса все также не представляет особых проблем: административный штраф в этом случае составляет 5 000 — 10 000 руб. для должностных лиц, а при повторном совершении данного правонарушения — 10 000-20 000 руб. или же предусмотрена дисквалификация на срок 1-2 года.

История 1. Общество не избрало и не привлекло аудитора и поэтому не предоставило аудиторское заключение в установленный срок. Организации был назначен штраф в размере 700 000 руб. Данный штраф был оспорен обществом, но суды оставили штраф без изменений (постановление от 9.04.2019 № 06АП-615/2019 Шестого арбитражного апелляционного суда).

История 6. Суд признал правонарушением отсутствие аудиторского заключения у общества, которое было признано банкротом и в отношении которого было открыто конкурсное производство, и согласился с назначением штрафа конкурсному управляющему (Постановление от 15.01.2018 Верховного суда республики Башкортостан).

Текущая ситуация такова, что законодательство весьма лояльно относится к нарушителям, не представившим аудиторское заключение в нужные сроки: штраф для юридического лица составляет всего 3 000-5 000 руб. и 300-500 руб. — для должностного лица. Сдать же аудиторское заключение нужно в течение 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря следующего за отчётным годом. Здесь работает требование, установленное ст. 18 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», а мера ответственности прописана в статье 19.7 КоАП РФ.

Компания работала с прибылью. Но свободных денежных средств было мало. Руководство поручило аудиторам выяснить причины.Анализ бухгалтерской отчетности, расчет финансовых показателей, которые характеризуют эффективность бизнес-процессов, а также проверка документов позволили аудиторам установить главные источники проблемы. Это:

  • несоблюдение сроков погашения дебиторской задолженности;
  • закупка сырья «про запас» (несоответствие потребностям производственного процесса);
  • невыгодные условия работы с покупателями (соглашения предусматривали отсрочку оплаты).

После аудиторской проверки руководство компании приняло важные меры. В частности:

  • наняли на работу юриста, который стал работать с должниками (контролировать оплату, составлять претензии, обговаривать сроки оплаты и др.);
  • стали закупать сырье по производственной необходимости;
  • поменяли условия работы с покупателями на более выгодные.

Результат: разница от поступления и оттока денежных средств составила более 100 млн руб.

Часто компании сталкиваются с ситуацией, когда по документам бизнес прибыльный, а по факту — есть финансовые трудности. Это действительно возможно. Но для того, чтобы понять истинные причины возникшей ситуации необходимо провести контрольные меры. Компания может поручить такое задание своим работникам, но практика показывает, что аудиторская проверка эффективнее, ведь аудиторы — независимые лица.

  • штраф — от 100 000 до 300 000 руб.;
  • взыскание заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2-ух лет;
  • принудительные работы до 2-ух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-ех лет или без такового;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 2-ух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-ех лет или без такового.

Следовательно, большинство субъектов малого предпринимательства (но не все!) с доходом по данным налогового учета не более 800 млн руб. в году, который предшествовал отчетному, и активами баланса на 31 декабря предшествующего года не более 400 млн руб., вправе не обращаться к аудиторам для проведения проверки сведений, указанных в бухгалтерской отчетности. Но практика показывает, что доля инициативного аудита с каждым годом растет. «Малыши» не хотят отказываться от аудита, поскольку руководители, собственники и главные бухгалтеры хотят быть уверенными, что отчетность безупречна, у компании нет финансовых проблем и налоговых рисков (смотрите другие 6 поводов заключить договор на аудит в 2021 году).

Если аудиторское заключение отсутствует на момент подготовки к общему собранию у тех лиц, которые вправе с ним ознакомиться согласно пункту 3 статьи 52 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», то в таком случае предусмотрена ответственность в виде штрафа (ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ):

Обязательный аудит: ответственность за; непроведение проверки в; 2022 году

А пока длится аудит, эксперты проконсультируют бухгалтерию и другие отделы организации по волнующим и спорным вопросам. Особенно актуально это сейчас, когда новые Федеральные стандарты бухучета (ФСБУ) с большой скоростью вводятся на территории России. По завершению проверки будет подготовлено аудиторское заключение.

Если выбирать аудиторов только по цене, не задумываясь о рейтингах и рекомендациях, то можно попасть на аудиторские компании, привлекающие аудиторов по подряду. Чем это может грозить клиенту? Как правило, специалисты, которые не входят в штат, меньше дорожат репутацией организации, которая дала им работу, а значит и с меньшим вниманием относятся к проблемам клиента. Кроме того, существенно возрастает риск разглашения конфиденциальной информации клиента из-за “текучки кадров” в аудиторской организации, оказывающей услугу.

Если заказывать стандартный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, то аудиторы проверят налоговый учет только на существенные ошибки, способные оказать влияние на данные бухгалтерской отчетности. А это абсолютно не гарантирует выявление всех налоговых рисков. При этом с каждым годом успехи ФНС по пополнению бюджета незыблемо растут. Уже по итогам 10 месяцев 2021 года бюджет получил 23 трлн руб. налоговых поступлений, что на 37% больше, чем за весь 2020 год, и на 23% превышает показатель 2019 года.

В результате проведения налогового аудита было выявлено, что по основному средству (зданию) принят к вычету НДС не в полном объеме при наличии налоговых рисков по частичному вычету НДС в таких случаях. Сумма НДС, своевременно не принятого к вычету, составила 36 млн руб.

Обществом опубликована годовая бухгалтерская отчетность без аудиторского заключения, которое было опубликовано отдельно за пределами установленных сроков. За данное нарушение Общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 700 тыс. руб., который был оспорен и снижен судом до 350 тыс. руб. Апелляционная инстанция решение суда оставила в силе (Постановление Семнадцатого ААС от 16.01.2020 г. N 17АП-18443/2019-АК).

Читайте также:  Минимальное пособие по безработице в 2022 году

Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

  • терминология;
  • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
  • деятельность аудиторских организаций;
  • обязательный аудит и конкурсы;
  • оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
  • аудиторское заключение;
  • квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
  • деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
  • контроль деятельности аудиторских организаций.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.

Штрафы за непроведение аудита и санкции к руководству компании в 2022 году

  • в отчете представлена детализированная работа аудитора с подробным описанием полученного результата, ошибок и других факторов, оказывающих воздействие на итоговый результат. По желанию аудитор может в отчете указывать и возможные методы устранения выявленных нарушений, предоставлять рекомендации.
  • в заключении описывается общее мнение об аудируемом объекте, делается конкретный вывод – отчетность достоверная или нет, какие данные имеют искаженный результат и что на это могло повлиять.

Также важно понимать, что сам штраф и его уплата – это только санкция, но ее выполнение не освобождает субъекта от предоставления самого аудиторского заключения. И даже если заплатить 5 000 рублей за отсутствие документа, все равно нужно предъявить и саму бумагу (п. 4. ст. 4.1 КоАП).

Другой аспект, который необходимо учесть: если вы не знаете, должна ваша компания проходить обязательный аудит или нет, то не нужно руководствоваться только Федеральным законом об аудиторской деятельности. Есть множество других нормативно-правовых актов, которые также утверждают обязанность конкретных субъектов проходить такой вид контроля.

Также необходим специальный программный продукт, мощное оборудование, специальные навыки и знания. Практика показывает, что многие организации, даже пройдя обязательный аудит, потом числятся в рядах нарушителей. Основная причина – незнание, как опубликовать данную информацию.

Центробанк РФ для многих компаний, которые обязаны проходить обязательный аудит, является главным регулятором. Поэтому в его полномочия входят опции по применению штрафных санкций в данном вопросе. Интересно то, что применять штраф могут как за само непроведение аудита, так и за предоставление некорректных данных, сведений не в полном объеме и т.п.

В настоящее время самая жесткая мера ответственности применяется в отношении непредставление информации акционерам. Иные штрафные санкции для крупных компаний имеют незначительный размер. Примеров судебных решений, когда суд подтверждает обоснованность наложения штрафа на организацию исключительно за не опубликование аудиторского заключения, в арбитражной практике довольно мало.

Например, требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. № 454-П (далее по тексту — Положение). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения).

Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

2) постановлениями ЦБ РФ от 27.02.2014 N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4667/3110-1, N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4668/3110-1 ЗАО «МТО» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 500 000 руб. Решениями судов нескольких инстанций наложенный штраф оставлен в силе.

1) отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации постановлением от 16.06.2017 № 17-6094/3110 был наложен штраф на ЗАО «Бийский крупяной комбинат «Наладчик» в размере 500 тысяч рублей по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ на основании непредставления аудиторского заключения к годовому общему собранию акционеров. Решением АС Алтайского края от 5 октября 2017 г. по делу № А03-11802/2017 штраф был отменен (заменен на предупреждение), но только на основании доказательства вины аудиторской организации в несвоевременном представлении аудиторского заключения.

Конкретные сроки, в которые предприятие обязано провести аудит, нормативно не установлены. Однако аудиторское заключение нужно представить в ИФНС вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней после даты выдачи заключения аудитором, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011). Так, предприятия подпадающие под обязательный аудит отчетности за 2020 год, должны провести проверку и иметь на руках отчет аудитора до 31 декабря 2022 года.

  • акционерные общества — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • банки — ст. 42 Закона № 395-1 от 02.12.1990;
  • страховщики — ст. 29 Закона № 4015-1 от 27.11.1992;
  • общества взаимного страхования — ст. 22 Закона № 286-ФЗ от 29.11.2007;
  • негосударственные пенсионные фонды — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998;
  • организаторы торговли — ст. 5 Закона № 325-ФЗ от 21.11.2011;
  • инвестиционные фонды — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании акционерных инвестиционных фондов — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании негосударственных пенсионных фондов — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998.
  • клиринговые организации — ст. 5 Закона № 7-ФЗ от 07.02.2011;
  • организации, раскрывающие годовую консолидированную финансовую отчетность — ст. 5 Закона № 208-ФЗ от 27.07.2010.

Полезная информация от КонсультантПлюс На сайте Минфина размещаются рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам, как проверять годовую бухотчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность. Последние рекомендации на дату подготовки статьи приведены за 2020 год, но скоро должны появиться и за 2021-й.

Обязательный аудит — проверка ведения бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности юридических лиц и предпринимателей. Есть категории предприятий, которые в силу закона обязаны проходить такие проверки, а в подтверждение прикладывать к отчетности аудиторское заключение. Кому придется пригласить аудитора для проверки годовой отчетности, а кто получил освобождение, читайте в нашей статье.

  • за предшествующий год заработали 800 млн руб.;
  • по бухгалтерскому балансу на конец прошлого года владеют активами на сумму более 400 млн руб.;
  • продают свои ценные бумаги на организационных торгах;
  • являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • работают в качестве бюро кредитных историй;
  • имеют организационно-правовую форму фонда, а поступление имущества и денег за год превышает 3 млн руб.
Читайте также:  Что Дает Звание Ветерана Труда Бурятии

Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2020 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19 . По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

Ряд организаций, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008, обязаны проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности. За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.

Обязательный финансовый аудит: критерии, особенности и штрафы в 2022 году

Дополнительно следует обратить внимание, что компаниям, проводящим обязательный аудит бухгалтерской отчётности, нужно отразить информацию о проведенном аудите на сайте www.fedresurs.ru в течение 3-х рабочих дней с даты аудиторского заключения. При необходимости, мы также можем помочь в данном вопросе.

С конца июня 2017 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

  • Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
  • Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
  • Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.
  • доход за 2021 год составляет более 800 млн рублей, или сумма активов баланса компании превышает 400 млн рублей;
  • компания является акционерным обществом, вне зависимости от показателей её деятельности;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • компания является кредитной, страховой организацией или микрофинансовой организацией,
  • компания представляет консолидированную бухгалтерскую отчётность;
  • компания является застройщиком, который привлекает денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • компания является фондом, в который в 2021 году поступило имущество и денежные средства на сумму свыше 3 млн рублей.
  • в иных случаях, предусмотренных законом.

Наша цель – не просто провести аудиторскую проверку в соответствии с российскими или международными стандартами, но и предоставить отчёт о налоговых рисках, провести юридическую проверку основных документов, помочь нашим клиентам улучшить внутренний контроль и обеспечить прозрачность финансовой отчётности.

Кто подпадает под обязательный аудит

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать. В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Малый бизнес освободили от; обязательного аудита с; 2021 года

  1. Организаций, у которых в 2020 году доходы превысили 800 млн рублей или сумма активов баланса на конец года превысила 400 млн рублей (исключение — органы госвласти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и пр.). Достаточно выполнения одного условия, чтобы попасть под обязательный аудит.
  2. Организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
  3. Профессиональных участников рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй.
  4. Фондов, если поступление имущества, в том числе денег, за 2020 год превышает 3 млн рублей. Исключение — государственные внебюджетные фонды, специализированные организации управления целевым капиталом и международные фонды.
Читайте также:  Как Получить Звание Ветеран Севера Ямала

Напомним, что сейчас обязательный аудит проходят организации, у которых выручка составляет более 400 млн рублей, а сумма активов — 60 млн рублей. Важно отметить, что раньше лимит был для выручки, а теперь — для суммы доходов, которая может отличаться от выручки и должна определяться в соответствии с НК РФ.

Также из перечня исключили акционерные общества. Но это не значит, что их освободят от проверок. В ст. 5 добавили примечание о том, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. Поэтому АО по-прежнему не получили освобождение.

Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).

  • получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.;
  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • являющихся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);
  • иных организаций в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).

Если организация не представит в налоговый орган вместе с бухотчетностью аудиторское заключение или представит его с опозданием, в неполном объеме или в искаженном виде, то она будет оштрафована. Согласно статье 19.7 КоАП РФ, размер штрафа составит:

  • для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
  • для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.

В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2019 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.

Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.

Форма предоставления аудиторского заключения: электронная. Таким образом, аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год может быть отправлено в ФНС до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с проведением аудита нецелесообразно.

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

  • доход, полученный от предпринимательской деятельности и определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, предшествовавший отчетному году, превысил 800 млн. руб.;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному году, превысила 400 млн. руб.

Если у компании имеется обязанность по предоставлению аудиторского заключения, но аудиторское заключение не было предоставлено, или было предоставлено позже установленных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с установлением штрафов:

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
  • фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Что нужно знать об обязательном аудите за 2021 год

Расскажем, в каких случаях необходимо провести обязательный аудит, как это эффективно сделать, чтобы получить не только аудиторское заключение, но и страховку от налоговых претензий и предотвратить возможные штрафы, а также затронем по обязательному аудиту изменения 2021.

Подпадать под обязательную аудиторскую проверку могут и ООО, например, если ценные бумаги организации участвуют в торгах, в случае, если доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности составляет более 800 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей, а также, если компании необходимо раскрыть сводную бухгалтерскую отчетность и т.д.

К сведению! Показатель дохода для целей определения критериев проведения обязательного аудита, рассчитывается согласно требованиям налогового законодательства. В доход включается выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. В расчет также принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и по всем налоговым режимам.

  • организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (начиная с отчетности за 2021 год);
  • организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;
  • организаций, соответствующих хотя бы одному из следующих условий:
    • доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей; или
    • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

Описывать регламенты не будем: законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность, часто уточняется. Скажем лишь, что на сегодняшний день при проведении обязательного аудита аудиторы руководствуются 48 стандартами (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»). В свою очередь, МСА влияют на работу с документацией, усложняя аудит и требуя высокой квалификации специалистов и одновременно систематизируя, делая более полезным для бизнеса.

С 1 января 2021 года вводятся новые критерии проведения обязательного аудита отчетности

В новой редакции перечня случаев проведения обязательного аудита отсутствует упоминание организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества. При этом необходимо учитывать, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, предусмотренных статьей 5 Закона об аудите, а также в случаях, установленных федеральными законами (пункт 1 статьи 5 Закона об аудите).

Adblock
detector