Является Ли Договор Приемного Родителя С Органами Опеки Трудовым В Красноярском Крае В 2022 Году А Не Гражданско Правовым

В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью предусматривает условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

При этом согласно п.3 ст.238 Кодекса в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

Осуществление опеки на возмездной основе

В соответствии со ст.152 СК РФ, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 153 СК РФ приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.
И опекуны, и приемные родители получают идентичные выплаты на содержание ребенка. Но приемные родители, помимо выплат на содержание приемного ребенка, получают вознаграждение за исполнение своих обязанностей, конкретный размер которой устанавливается законом соответствующего субъекта РФ, общефедеральных правил нет.
Ежемесячное пособие на опекаемых детей назначается со дня смерти родителей либо вступления в силу решения суда о лишении родительских прав обоих или единственного родителя, либо других обстоятельств, в соответствии с которыми над ребенком устанавливается опека (попечительство), но не более чем за шесть месяцев до дня принятия решения органом местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства).
В Нижегородской области в 2020 году размер ежемесячного пособия на опекаемых детей составляет:
на детей в возрасте до 3 лет 7 325 руб.;
на детей в возрасте от 3 до 6 лет 8057 руб.;
на детей в возрасте от 6 до 16 лет (учащимся до 18 лет): 9 156 рублей.
Данные выплаты урегулируются нормативно-правовыми актами:
Закон Нижегородской области от 10 декабря 2004 г. № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» (в ред. закона Нижегородской области от 31 июля 2018 г. № 75-З);
Постановление Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2004 г. № 288 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на опекаемых детей, ежемесячной денежной выплаты и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке обеспечения проездом детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях Нижегородской области» (в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2015 г. № 897).
В семейном законодательстве РФ обязанности прекращать работу по основному месту занятости у приемного родителя не установлено.
С учетом того, что приемные родители и опекуны, исполняющие свои обязанности возмездно, получают за выполнение родительских обязанностей вознаграждение по гражданско — правовому договору и не имеют права на отпуск по уходу за ребенком по основному месту работы и на ежемесячное пособие до достижения ребенком 1.5 лет. Данная позиция была подтверждена решением Верховного суда РФ от 13.01.2009 № ГКПИ08-2132 — где говорилось, что государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему пособий, а через систему установления вознаграждений за воспитание ребенка, различных льгот и компенсаций.
Приемный родитель имеет право на стандартный налоговый вычет на подопечного ребенка. В данной ситуации налоговый вычет могут получить оба родителя, если договор оформлен на обоих супругов быть оформлен супругом приемного родителя. А если же договор оформлен только на одного родителя до этот родитель имеет право на двойной вычет и размер вычета может зависеть от количества детей, воспитывающихся в семье
Приемный родитель не имеет права на получение пособия по безработице (ст. 2 и п. 2 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ»).
С вознаграждения приемного родителя — как и с любого другого вознаграждения по гражданско-правовому договору — удерживаются как алименты на содержание ребенка так и любые взыскания по исполнительным производствам.
На вознаграждение приемного родителя начисляется подоходный налог. Удержание подоходного налога с вознаграждения приемного родителя должно быть оговорено в договоре о создании приемной семьи. Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Так, периоды осуществления опеки над ребенком по договору о приемной семье должны засчитываться в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии (п. 11 Письма Минобразнауки РФ от 31.08.2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»). Начисление страховых пенсионных взносов на сумму вознаграждения должно быть оговорено в договоре о создании приемной семьи.
Если приемный родитель – пенсионер, то он будет считаться работающим пенсионером.
Решения Верховного Суда РФ уравнивают исполнение обязанностей приемного родителя к обычной оплачиваемой деятельности. Так, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.11.2015 № 72-КГ15-3 установлено, что «получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате» — и поэтому заявителю по делу было отказано в пенсии по потере кормильца и в федеральной доплате к пенсии. Также определением Верховного Суда РФ от 11.07.2016 № 29-КГ16-3 оказание «услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение» было приравнено к «выполнению оплачиваемой работы», а приемный родитель — к «работающему лицу».
Периоды воспитания ребенка по договору о приемной семьи в педагогический стаж не включается и не дает прав досрочного выхода на пенсию, так как приемный родитель состоит не в трудовых, а в гражданско-правовых отношениях, причем не с образовательной организацией, а с органами опеки и попечительства, педагогическим работником он не считается.
Если приемный ребенок – инвалид, приемный родитель право на досрочную пенсию по уходу за ребенком-инвалидом не имеет. Согласно п. 1 (1) ст. 32 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на один год за каждые полтора года опеки, но не более чем на 5 лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 (для опекунов-мужчин) и 15 лет (для опекунов-женщин). Таким образом (при соблюдении всех остальных условий), женщины-опекуны могут выйти на пенсию самое раннее в 50 лет (вместо 55 лет), а мужчины-опекуны — в 55 лет.
На практике суды выносят разные решения. Так, Павловский районный суд Нижегородской области 15 июля 2014 года удовлетворил исковые требования приемного родителя, обязав пенсионный фонд назначить пенсию приемному родителю по уходу за ребенком-инвалидом до достижения им возраста 8 лет.
Решением Лысковского районного суда Нижегородской области от 25 апреля 2019 года К. в удовлетворении исковых требований о признании решения об отказе
в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости
в связи с воспитанием ребенка-инвалида с детства до 8 лет отказано. Апелляционным определением Нижегородского областного суда от 23.07.2019 года решение Лысковского районного суда оставлено без изменения а жалоба К. без удовлетворения. Определением Первого кассационного суда вышеуказанные судебные решения оставлены без изменения.
Несмотря на то, что приемная семья определяется как опека, а приемные родители выполняют обязанности опекуна по отношению к воспитаннику, текущая практика Пенсионного фонда РФ и судебная практика такова, что право на досрочную пенсию согласно п. 1 (1) ст. 32 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» признается только за опекунам, исполняющими свои обязанности безвозмездно. Поскольку государственная поддержка приемных семей осуществляется через систему установления вознаграждений и компенсаций за воспитание ребенка, а не через досрочную пенсию, приемным родителям детей-инвалидов досрочная пенсия не полагается.
Если приемный ребенок – инвалид, приемный родитель право на ежемесячные компенсационные выплаты, полагающиеся неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами не имеет.
Речь идет об общефедеральных ежемесячных выплатах неработающим трудоспособным опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, в размере 5 500 рублей, установленных Указом Президента РФ от 26.12.2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» и Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 года № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет») — нет.
Решением Порховского районного суда Псковской области от 17 апреля 2015 г. УПФР в Порховском районе Псковской области обязано возобновить с первого марта 2015 г. ежемесячные компенсационные выплаты Д. как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом Е., суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.05.2017 N 91-КГ17-2 апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 17 мая 2016 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции — Судебную коллегию по гражданским делам Псковского областного суда в ином составе суда.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 11.07.2016 № 29-КГ16-3 был поддержан отказ в назначении ежемесячных компенсационных выплат по уходу за ребенком-инвалидом, поскольку Верховный Суд РФ приравнял оказание «услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение» к «выполнению оплачиваемой работы», а приемного родителя — к «работающему лицу».

Читайте также:  Ветерану Труда При Захоронении

  • По уходу за ребенком, не достигшим возраста 1,5 лет, при условии фактического осуществления такого ухода (ст. 13-15 закона № 81-ФЗ). Причем размер выплат также составляет 40% от среднего заработка, исчисленного от доходов, облагаемых страховыми взносами в ФСС, и характеризуется максимально и минимально возможными для него значениями для каждого очередного года.
  • Полагающееся ребенку военного, призванного на службу, в период прохождения такой службы до достижения ребенком возраста 3 лет (ст. 12.5-7 закона № 81-ФЗ). Оно установлено в определенной законом величине (6 000 руб.), индексируемой ежегодно с 1 февраля. На начало 2021 года пособие составляет 12 817,91 руб. (постановление Правительства РФ № 73).
  • Усыновление путем признания этого факта судом. В отличие от прочих форм, применяемых при передаче детей в семью, ребенок приобретает все права и обязанности родившегося в этой семье (п. 1. ст. 137 СК РФ).
  • Установление опеки или попечительства. Эти формы не различаются по сути, но относятся к детям разного возраста: до 14 лет — опека, 14-18 лет — попечительство. Опекун/попечитель выполняет только часть обычных родительских функций (ст. 15 закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ), но и у его подопечного не появляется тех обязательств, которые родной или усыновленный ребенок имеет перед родителями (ст. 17 закона № 48-ФЗ). Опека/попечительство, как правило, являются безвозмездными, но возможны и ситуации, когда они осуществляются за вознаграждение (ст. 16 закона № 48-ФЗ).

Но в этом списке на особом положении оказываются усыновители-женщины, берущие в семью ребенка/детей в возрасте до 1,5 месяцев. Они вправе на начальный период его жизни претендовать на выплату при усыновлении ребенка пособия по беременности и родам (ст. 7 закона № 81-ФЗ). Продолжительность периода, за который будет исчислено такое пособие, отсчитывается от дня усыновления до истечения 70 дней от даты рождения, если усыновлен один ребенок, и 110 дней, если таких детей несколько (п. 2 ст. 10 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Среднедневной заработок для расчета этой выплаты будет определен в обычном для подобных платежей порядке. Максимальный размер пособия при усыновлении ребенка в 2019 году получится, если ребенок усыновляется с первого дня жизни, а среднедневной заработок женщины рассчитан от суммы максимальных величин дохода, облагаемого взносами в ФСС, за 2017 и 2018 годы.

  • Материнского капитала, предназначенного для семей, в которых появляется второй и последующие дети (п. 1 ст. 3 закона «О дополнительных мерах…» от 29.12.2006 № 256-ФЗ). Размер выплаты при усыновлении ребенка в 2021 году составит 483 831,83 руб. В случае усыновления второго ребенка начиная с 01.01.2020 при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 01.01.2020, размер материнского капитала увеличивается на 155 550 руб. и составляет в общей сумме 639 431,83 руб. На второго ребенка в случае его рождения (усыновления) начиная с 01.01.2020 при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 01.01.2020, — 639 431,83 руб.;
    Однако эти средства имеют строго установленные направления использования, оформляются сертификатом и в виде денежных средств выдаются только по частям и в ограниченном количестве случаев (п. 3 ст. 7 закона № 256-ФЗ).
  • Ежемесячных выплат недостаточно обеспеченным семьям в связи с появлением в них первого или второго ребенка (п. 2 ст. 1 закона «О ежемесячных выплатах…» от 28.12.2017 № 418-ФЗ). При этом выплаты на первого ребенка может получать и опекун. На второго из детей эти платежи осуществляются за счет материнского капитала (п. 4 ст. 1 закона № 418-ФЗ). Размер выплаты определяет величина детского прожиточного минимума, установленного для региона за второй квартал года, предваряющего год обращения за ней (п. 5 ст. 1 закона № 418-ФЗ).

Денежные средства выплачиваются не позднее 10 календарных дней с даты регистрации факта принятия заявления уполномоченным органом или отправки необходимого комплекта документов по почте (пп. 37, 38.1, 38.2 Порядка, утвержденного приказом № 1012н). Если комплект прилагаемых к заявлению документов окажется неполным, заявитель получит письменные разъяснения об этом. Представить недостающие документы нужно не позднее 6 месяцев с даты получения разъяснений — тогда дата обращения считается соответствующей первоначальной (п. 38.3 Порядка, утвержденного приказом № 1012н).

Как взять ребенка под опеку

На тот момент моей свекрови было 50 лет, и она не хотела оставаться с гражданским мужем без детей. Ей казалось, что в большом деревенском доме без них будет пусто и одиноко. Для нее это стало поводом взять под опеку 6-летнего мальчика из приюта. Гражданский муж поддержал ее в этом решении.

Такой договор заключают при необходимости, если это в интересах подопечного. Опека над ребенком по умолчанию безвозмездна. Опекун получает только детские выплаты — 10 899 рублей, которые он обязан потратить строго на ребенка. Но опекун или кандидат в опекуны может заключить договор с органами опеки о возмездном исполнении всех обязанностей и получать дополнительные денежные выплаты. Для этого нужно написать специальное заявление.

Делать ежегодный ремонт необходимо, потому что органы опеки тщательно следят за тем, чтобы ребенок жил в чистой и отремонтированной комнате. И если в обычных семьях ремонт в комнате можно сделать тогда, когда родители сами этого захотят, в опекунской семье органы опеки будут следить за тем, чтобы он всегда был свежим.

Оформление документов. Для того чтобы взять ребенка под опеку, требуется меньше справок и удостоверений, чем для его усыновления. Для моей свекрови это тоже сыграло важную роль. Она работает специалистом по социальной работе и изначально понимала, что оформить опеку над ребенком легче, чем собрать документы для усыновления.

Светлана сразу заметила, что мальчик часто бывает перевозбужден. Она посчитала, что такое поведение было связано с его тяжелой судьбой. Еще у этого ребенка были психологические травмы и проблемы со здоровьем — плохое зрение. Это не испугало мою свекровь: у нее уже был опыт воспитания трудных детей.

Статья 153

1. Рассматриваемый договор о приемной семье, как отмечено выше, является частным случаем договора возмездного оказания услуг. Предметом данного договора являются действия — фактические и юридические. Это специфическая услуга, в содержание которой входят действия по законному представительству, а также защите прав и интересов ребенка и действия по воспитанию, содержанию и образованию ребенка.

1. Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Правоотношение приемной семьи носит лично-доверительный характер. От приемного родителя требуется личное исполнение обязанностей по договору. Кроме того, данный договор может быть расторгнут в связи с такими обстоятельствами, как болезнь, изменение семейного или имущественного положения приемного родителя, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми и т.д. (п. 2 ст. 153.2 СК).

— обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного (периодичность посещения спортивных занятий, консультаций психолога, медицинского осмотра, встреч с родственниками ребенка и т.п.).

В соответствии с п. 11 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, заключение о возможности гражданина быть опекуном (приемным родителем) действительно в течение двух лет со дня его выдачи и является основанием для обращения этого гражданина в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Выплаты на детей в приемных семьях: кому сколько положено

  • 18 004,12 рубля — единовременно, при передаче детишек на воспитание;
  • 6 572 рубля — ежемесячно, до тех пор, пока малышу не исполнится 1,5 года (с 01.06.2020);
  • от 16 000 рублей в месяц — зарплата родителей (размер определяется в индивидуальном порядке);
  • доплата в размере до 70% от заработной платы за опекаемого с инвалидностью;
  • 466 617 рублей — материнский капитал за первого малыша с 01.01.2020 года;
  • дополнительно 150 000 рублей — материнский капитал на второго малыша с 01.01.2020 года;
  • коронавирусные пособия по 5 000 рублей в месяц (апрель — июнь) на деточек до 3 лет, и дважды по 10 000 рублей на подростка до 16 лет;
  • президентские выплаты: 100% прожиточного минимума на малышей до 3 лет, или 50% прожиточного минимума на ребятишек от 3 до 7 лет.
Читайте также:  Изменения В Уголовном Кодексе Ст 228

Ключевое различие между опекой и приемной семьей заключается в том, что с приемным родителем заключается договор, в котором отражены порядок передачи ребенка на воспитание, в том числе и условия начисления заработной платы. Опекунство назначается распоряжением местной администрации. При опеке зарплата не положена, опекунам выплачивают пособия на детей.

Приемным родителям, как и кровным, предоставляются все виды выплат на детей. Это и пособия по уходу, и выплаты по коронавирусу, и материнский капитал. Помимо обязательных выплат, приемному родителю назначается заработная плата. Величина, сколько платят приемным родителям за ребенка в месяц, зависит от разных факторов. Ключевые условия оплаты устанавливаются на региональном уровне.

Зарплата опекуна — это ежемесячные выплаты на приемного ребенка. Сумма определяется условиями договора о приемной семье (далее ДПС). А если гражданин является безработным, то период воспитания приемного ребенка засчитывается в страховой стаж и учитывается при назначении пенсии.

Права органов опеки и попечительства

Это ведомство может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, во время которых выявляют возможные нарушения, совершаемые органами опеки. В дальнейшем информацию о нарушениях направляют компетентным органам, чтобы их устранить. Такие проверки проводятся не более 20-ти дней, а также не чаще одного раза в год в плановом режиме, о чем Рособрнадзор регулярно информирует, предоставляя информацию в свободном доступе.

Под попечительством согласно ст. 30 ГК РФ понимается устройство детей с четырнадцатилетнего возраста и до совершеннолетия, а в отношении граждан, имеющих ограничения в дееспособности, — назначение законных попечителей. Они обязаны защищать права подопечных, содействовать в совершении крупных сделок и разрешении других ситуаций, предусмотренных законом.

Исполнять эти обязанности они могут как на возмездной, так и безвозмездной основе, в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Кроме того, на их плечи ложится ответственность распоряжаться пенсиями, алиментами, пособиями, стипендиями и прочими доходами опекаемого только с учетом его законных интересов и под контролем госорганов.

Под лишением подразумевается более строгая мера, а именно запрет на дальнейшее воспитание ребенка как одним из родителей, так и обоими сразу. При этом их полномочия по воспитанию не ограничиваются каким-то определенным временным промежутком как в случае с ограничением, а прекращаются полностью, если решение не будет оспорено в суде.

  • факты жестокого обращения с ребенком, в том числе любые виды насилия (психического, физического, сексуального характера);
  • злоупотребление родительскими полномочиями и правами либо злостное уклонение от них (к примеру, в случае длительной неуплаты алиментов);
  • неизлечимая болезнь, алкогольная/наркотическая зависимость;
  • оставление ребенка в социальном или медицинском учреждении, нежелание его оттуда забирать;
  • умышленные преступные действия, способные причинить вред здоровью или жизни как одного из членов семьи, так и самого ребенка.

Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Определение опеки и попечительства дано только в ст. 2 Закона об опеке и попечительстве, согласно которой опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия, а попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нельзя не обратить внимания на то, что законодатель не указывает, о какой именно разновидности гражданского договора идет речь, когда упоминается договор о приемной семье. Между тем в п. 2 ст. 152 СК РФ установлено, что к договору о приемной семье, который является разновидностью договора об осуществлении опеки или попечительства, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений. Таким образом, можно прийти к выводу, что и в данном случае речь идет о специфической разновидности договора о возмездном оказании услуг.

Федеральный закон от N 48-ФЗ (ред

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

2. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

1.1. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

  • Несмотря на то, что принятие ребенка, оставшегося без родительской опеки в семью, засчитывается в страховой стаж и позволяет получать зарплату, это не обязывает приемного родителя бросать основное место работы, однако при наличии официального трудоустройства опекун может лишиться некоторых выплат.
  • При оформлении опекунства в форме приемной семьи родителям не предоставляется отпуск по уходу за ребенком и соответствующее пособие.
  • Поскольку приемные родители осуществляют трудовую деятельность, они не имеют права на получение пособия по безработице, даже если официально не трудоустроены.
  • На вознаграждение опекуна распространяются любые гражданские взыскания, в том числе по задолженностям и алиментам.
  • С получаемого вознаграждения опекун обязан уплачивать подоходный налог.
  1. Частичная или полная компенсация оплаты коммунальных услуг. Обычно субсидия устанавливается на уровне 50% от общей суммы расходов, однако при наличии особых условий, например инвалидности ребенка, расходы покрываются полностью.
  2. Частичная или полная оплата содержания в дошкольных воспитательных учреждениях, оплата питания в школе.
  3. Ежегодное предоставление льготных оздоровительных путевок, оплата проезда к месту отдыха и обратно.
  4. Выплата социальных стипендий, а также ежегодная выплата стипендий на приобретение учебной литературы, канцелярских принадлежностей.
  5. Бесплатный проезд в городском муниципальном транспорте и так далее.
  • Вознаграждение приемных родителей. Также регулируется на уровне субъекта федерации. Например, в столичном регионе оно устанавливается законом Московской области от 31 октября 2008 г. № 162/2008-ОЗ, согласно которому размер выплат зависит от группы здоровья (не путать с инвалидностью) ребенка. Так, если ребенок имеет 1 или 2 группу здоровья, приемные родители получают за одного ребенка в России 12,65 тыс. рублей, если ему менее 3 лет и 9,2 тыс. рублей – если более 3 лет. При отнесении к 3-5 группам здоровья вознаграждение повышается до 25 тыс. рублей.
  • Иные региональные выплаты. В их число может входить ежегодное обеспечение детей, не получающих алименты, возмещение расходов по ЖКХ, ежемесячные компенсации детям-сиротам, оплата бытовых потребностей, единовременная выплата при окончании школы и так далее.

Как мы видим, приемные семьи, взявшие на воспитание ребенка, не остаются без помощи со стороны государства и субъекта федерации. К слову, такая форма семейного устройства детей, оставшихся без родительской заботы, остается наиболее выгодной для самих семей. Например, обычная опека над детьми, без заключения договора о приемной семье осуществляется на безвозмездной основе, а поэтому не дает опекуну права получать вознаграждение, положенное приемным родителям. Однако все остальные пособия и выплаты при опекунстве остаются такими же.

К слову, финансовые выплаты – далеко не единственная форма поддержки семей с детьми, оставшимися без родительской заботы. На региональном уровне таким семьям предоставляются и иные социальные льготы, перечень которых определяется федеральным законодательством и законами субъекта федерации. В социальные льготы, предоставляемые приемным семьям, обычно входят:

Читайте также:  Чернобыльский След В Московской Области

Опека над детьми трудовая деятельность

Согласно ст.31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

В Трудовом кодексе опека не поименована как трудовая деятельность. Так что можно оспорить действия должностных лиц военкомата в районный суд (ст.218-219 КАС РФ), подав административное исковое заявление. Тем более не понятно, на каком основании удерживают средства, выделяемые на иждивенцев, из пенсии.

Следовательно, Договор, предусматривающий выплату вознаграждения опекунам (попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям), является гражданско-правовым договором, предметом которого является выполнение оплачиваемых работ, оказание оплачиваемых услуг.

Поскольку на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско — правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом основанием для исчисления стажа указанной категории граждан является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью с отметкой о его исполнении и справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а с 1 января 2001 г. — об уплате единого социального налога (взноса).

В случае, если ребенок проживает на территории одного органа местного самоуправления, приемная семья — на территории другого органа местного самоуправления, то при передаче его в приемную семью возможно заключение трехстороннего договора между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, органом опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей и приемными родителями.

  • оформляется актом органа местного самоуправления (постановление, распоряжение), договором о передаче на воспитание в приемную семью;
  • подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства;
  • кандидаты в приемные родители должны пройти психолого-педагогическую подготовку;
  • на содержание ежемесячно выплачиваются денежные средства;
  • органы опеки и попечительства оказывают содействие в организации обучения, отдыха и лечения;
  • по отношению к приемным детям приемные родители являются опекунами;
  • приемным родителям выплачивается заработная плата. Размер зависит от количества принятых на воспитание и устанавливается регионами самостоятельно;
  • в приемную семью принимают временно оставшихся без попечения родителей (родители находятся в местах лишения свободы и т. п.);
  • если у ребенка нет закрепленного жилого помещения, то по достижении 18-летия ему предоставляется жилое помещение;
  • постоянный контроль и отчетность перед органами опеки и попечительства за воспитание и за расходованием средств;
  • ежегодно приемные родители должны предоставлять отчет об использовании денежных средств, выплачиваемых на содержание;
  • сохраняются связи (контакты) с родственниками;
  • возможно появление претендента на усыновление или его возвращение в кровную семью.
  • 20 472,77 руб. (до 01.02.2022 — 18 886,32) — единовременно за передачу ребенка в семью или усыновление (из федерального бюджета) плюс доплаты из региональных бюджетов (в каждом субъекте РФ свои);
  • ежемесячные пособия (из местных бюджетов);
  • другая материальная и социальная помощь от государства (чаще всего на уровне регионов).
  • выплата на содержание — размер зависит от возраста и количества детей в семье;
  • компенсационная выплата при отсутствии пенсии по потере кормильца или алиментов;
  • независимо от того, сколько получают приемные родители за одного ребенка, им положена компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг и телефона;
  • ежемесячные компенсационные выплаты на подготовку к поступлению и учебу по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
  • на подопечных, родители которых лично осуществляют воспитание и содержание — передают их под опеку (попечительство) добровольно (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно, но имеют условия для их содержания и воспитания и т. п.);
  • на детей на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их ведомственной принадлежности.

Это форма устройства под опеку или попечительство в профессиональную замещающую семью на основе договора о патронатной семье (патронатном воспитании). Основная цель — социализация подопечного, получение им необходимого опыта жизни в семье; замена пребывания в приюте или детском доме. Обычно патронат используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению. Срок помещения под патронат допускается разный. Содержание ребенка и заработная плата патронатному воспитателю выплачиваются согласно установленному в регионе нормативу.

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя* помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Так же, с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства, трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда,не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).

Согласно ст.244 ТК РФ, письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет.

Таким образом, если работник работает в режиме неполного рабочего времени, законодательство не гарантирует, что месячная заработная плата работника будет не ниже МРОТ, так как в этом случае оплата труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ: вознаграждение за выполнение родительских обязанностей, страховой стаж, подоходный налог, отпуск по у

А в Московской области вознаграждение приемного родителя зависит от состояния здоровья подопечного ребенка: за воспитание одного ребенка до трех лет, отнесенного к I — II группам здоровья — 12 650 рублей; за воспитание одного ребёнка в возрасте старше трех лет, отнесенного к I — II группам здоровья — 9 200 рублей; за воспитание одного отнесенного к III, IV и V группам здоровья — 25 000 рублей (ст. 2 Закона Московской области от 31.10.2008 № 162/2008-ОЗ «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям»).

Нет. Согласно п. 1 (1) ст. 32 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на один год за каждые полтора года опеки, но не более чем на 5 лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 (для опекунов-мужчин) и 15 лет (для опекунов-женщин). Таким образом (при соблюдении всех остальных условий), женщины-опекуны могут выйти на пенсию самое раннее в 50 лет (вместо 55 лет), а мужчины-опекуны — в 55 лет.

Да. Договор о создании приемной семьи является гражданско-правовым и его заключение приравнивается к занятости, поэтому приемный родитель теряет право на получение пособия по безработице (ст. 2 и п. 2 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ»).

Если речь идет об общефедеральных ежемесячных выплатах неработающим трудоспособным опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, в размере 5 500 рублей, установленных Указом Президента РФ от 26.12.2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» и Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 года № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет») — нет.

Например, в г. Москве приемному родителю выплачивается вознаграждение в размере 16 700 рублей на ребенка в месяц (или 28 390 рублей в месяц за воспитание ребенка-инвалида. Если в приемной семье находится трое и более приемных детей, вознаграждение выплачивается обоим приемным родителям. (ст. 21 Закона г. Москвы от 14.04.2010 № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в г. Москве»)

Какие выплаты положены сиротам в 2021 году

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются одной из самых незащищенных социальных групп. Bankiros.ru ставит перед собой задачу донести информацию о любой возможной помощи государства различным социальным группам. Поэтому в этом материале расскажем обо всех выплатах, которые положены сиротам, и детям, которые остались без попечения родителей.

  • ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  • ст. 34.1 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»
  • ФЗ «О государственной социальной помощи».
  • Ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  • ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
  • Приказ Минздравсоцразвития «Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

На федеральные выплаты могут рассчитывать усыновители, опекуны, приемные родители и попечители ребенка. Государство предоставляет им единовременную выплату после принятия ребенка в семью. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в 2021 году выплачивается в размере 18 886, 32 рубля.

  • лишены или ограничены в правах;
  • признаны отсутствующими, недееспособными или умершими;
  • родители отбывают наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей по подозрению в совершении преступления;
  • не занимаются воспитанием ребенка;
  • отказываются забрать детей из социальных учреждений;
  • неизвестны в принципе.

Заявление на выплату необходимо подать в органы социальной защиты. Заполняют документ сотрудники интерната, если сирота находится там. Если ребенок находится в приемной семье, заявление он подает самостоятельно. Обратиться за выплатой необходимо в течение полугода после совершеннолетия. Пакет документов зависит от региона и от того, кто именно подает заявление – сирота или сотрудник спецучреждения.

Adblock
detector