Комментарий К Закону О Чернобыльцев

  • — получившие или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий;
  • — инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
  • — участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 гг.

Согласно Закону № 1244-1, пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Законом «О страховых пенсиях» при наличии определенной продолжительности страхового стажа ( в 2018г –не менее 9лет и постепенно такой стаж увеличивается к 2024г до 15 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента- балла (в 2018- не менее 13,8 балла, к 2025-не менее 30), или в соответствии с Законом №166-ФЗ- при стаже не менее 5 лет.

Инвалидам «чернобыльцам» вследствие военной травмы предоставлено право на одновременное назначение двух пенсий: страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности от военной травмы по государственному пенсионному обеспечению. При этом, назначение второй страховой пенсии по старости может быть осуществлено, как инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (балла), определенной законом с учетом переходных норм ( в 2018г- не менее 13,8 балла, к 2025году- в размере не менее 30 баллов).

2595 смолян, пострадавших в результате радиационных катастроф получают пенсии и ежемесячные денежные выплаты (далее ЕДВ) через органы ПФР области согласно норм федерального законодательства. Что касается компенсационных выплат, то они устанавливаются и выплачиваются через органы социальной защиты населения.

С 01.01.2015 г. по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом №1244-1, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Определяется государственная политика в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. Устанавливаются социальные гарантии подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2021 г. N 54-П пункт 9 части 1 статьи 27.1 признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, на ежемесячную денежную выплату

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 марта 2018 г. N 11-П положение части четвертой статьи 14 настоящего Закона признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась

*) К лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Третьего февраля Конституционный Суд опубликовал определение, в котором разобрался в вопросе соответствия Конституции пп.1 п.3 ст.3 ФЗ «О государственному пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

КС выявил неопределенность в системе социальной защиты внуков «чернобыльцев»

КС указал, что до внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование ежемесячная денежная выплата на основании п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона № 1244-1 детям второго поколения (внукам) инвалидов-чернобыльцев подлежит назначению при условии подтверждения факта радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей таких детей. Впоследствии вопрос о назначении такой выплаты будет решаться на основании нового правового регулирования с учетом даты первичного обращения за этой выплатой. При этом Суд установил, что назначенная внукам инвалидов-чернобыльцев до вынесения этого постановления ежемесячная денежная выплата будет продолжаться выплачиваться до наступления оснований прекращения ее выплаты в соответствии с российским законодательством.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд напомнил, что Закон № 1244-1 гарантирует возмещение вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы здоровью и имуществу граждан. Также им гарантируются возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. Меры социальной защиты также предоставляются детям, которые сами не подвергались радиационному воздействию в порядке профилактики наступления неблагоприятных для их здоровья последствий радиоактивного облучения одного из родителей и (или) иных родственников по прямой восходящей линии. Тем самым законодатель стремился компенсировать посредством предоставления мер социальной защиты не только фактически наступившие неблагоприятные для здоровья детей последствия аварии, но и потенциальную возможность возникновения таких последствий у здоровых детей, которые непосредственно воздействию радиации не подвергались, отметил Суд.

КС разъяснил, что при реализации предписаний п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона № 1244-1 – в силу неопределенности их нормативного содержания в системе действующего правового регулирования – допускается возможность принятия прямо противоположных решений по вопросу об установлении ежемесячной денежной выплаты внукам инвалидов-чернобыльцев. В связи с этим нарушается конституционный принцип равенства, означающий, помимо прочего, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковой или сходной ситуации, постольку эти предписания противоречат Основному Закону.

Читайте также:  Сдача на права в 2022 году изменения

Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Марина Сомова подчеркнула, что разносторонняя судебная практика по одному и тому же вопросу всегда говорит о наличии проблемы. По ее мнению, если есть запрос общества, значит, проблема существует, она актуальна и требует разрешения. «Действительно, в ч. 1 ст. 27.1 Закона № 1244-1 просто перечисляются категории лиц, которые имеют право на получение ежемесячной выплаты. Юристы читают закон буквально, и мало кто обращает внимание на преамбулы нормативного акта, с какой целью устанавливаются те или иные правила. Правом толкования у нас наделен Верховный Суд РФ, но не всегда можно добиться желаемого результата с помощью данного судебного органа», – прокомментировала она.

Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский отметил, что Конституционный Суд РФ выявил ряд закономерностей, присущих российскому законодательству и свидетельствующих о слабой нормативно-правовой проработке при принятии спорного нормы. «Это, во-первых, правовая неоднозначность самой законодательной нормы, позволяющая ее толковать правоприменителю, с одной стороны, как обязывающую исполнительные органы выплачивать денежное пособие абсолютно всем потомкам любых ветеранов-чернобыльцев до достижения ими 18-летнего возраста, а с другой стороны, как обязывающую выплачивать такое пособие лишь потомкам тех из ветеранов-чернобыльцев, которые получили радиоактивное облучение», – пояснил эксперт.

Льготы и выплаты чернобыльцам в 2022 году и последние новости

  • 1 категория – граждане, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы и получившие инвалидность любой группы;
  • 2 – ликвидаторы последствий аварии, но нахождение в период катастрофы на зараженной территории не учитывается;
  • 3 – ликвидаторы последствий катастрофы на АЭС, которые проживали в г. Чернобыль с 1986 по 1990 годы;
  • 4 – проживающие на территории с повышенной радиацией до 1992 года.

Выплаты чернобыльцам в 2022 году положены согласно нормам действующего законодательства. Так, данная категория граждан вправе получать две суммы установленной пенсии и выходить на пенсию на льготных условиях. Выплаты чернобыльцам регулирует Федеральный закон № 1244-1, согласно которому чернобыльцу положена ежемесячная выплата, размер которой определяется категорией льготника.

Для получения чернобыльских выплат и льгот в 2022 году необходимо оформить удостоверение, подтверждающее факт принадлежности к данной категории льготников, заключение МСЭ о наличии инвалидности, документы, подтверждающие пребывание на зараженной территории в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо свидетельство о смерти кормильца.

  • документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о рождении детей;
  • справку, подтверждающую, что в период катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданин присутствовал на пораженной территории;
  • справка МСЭ;
  • документы о родстве с чернобыльцем.
  • граждане, находившиеся в зонах поражения с 1996 года по настоящее время;
  • выступавшие донорами, вне зависимости от того, где проводились процедуры;
  • инвалиды 1, 2 и 3 группы, получившие заболевания в связи с облучением;
  • граждане, у которых была выявлена болезнь после ядерной катастрофы;
  • рабочие, принимавшие участие в ликвидации в период катастрофы;
  • проживающие на территории г. Чернобыль и принявшие критическую дозу ядерного облучения во время аварии.

Все три типа изменений внесенных в Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в разной степени, но все же, ограничивают и умаляют права граждан путем создания таких процедур реализации прав и свобод, которые могут свести на нет сами права или свободы человека и гражданина гарантированные статьями 39, 40, 41, 42, частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Взамен льгот указанной категории граждан была установлена ежемесячная 50-процентная денежная компенсация расходов по оплате жилой площади, коммунальных услуг, установки квартирных телефонов, абонентской плате за пользование телефонами, радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами. Порядок выплаты денежных компенсаций, в соответствии с законом, должно было определять Правительство Российской Федерации.

«Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был принят только в 1991 году. С тех пор он существенно изменился, неоднократно вводились новые дополнения и изменения, что превратило его в один из самых запутанных актов, работа с которым требует тщательной проработки и знания около ста дополнительных нормативных актов» (из Статьи: Компенсация морального вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Зырянов А.И., «Российский судья», 2005, N 4), КонсультантПлюс).

Однако Правительством Российской Федерации не определен порядок выплаты указанных денежных компенсаций, в связи с чем они гражданам не выплачиваются» (из статьи: Качество российских законов (Красинский В.В.) («Право и политика», 2005, N 5), КонсультантПлюс)).
И еще: «Отметим, что в качестве уловки юридической техники замена льгот на денежные выплаты установлена Законом с удивительно непонятным названием, не имеющим непосредственного отношения к предмету регулирования. См. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

Закон РФ от N 1244-1 (ред

Предоставление, в том числе выплата и доставка, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением предоставления компенсаций и других выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка), 13 и 15 части первой, частями второй и четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4 — 6 и 13 статьи 17, пунктами 1 — 3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5, 7 — 10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1 — 3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона), осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

2) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в размере доплаты, установленной пунктом 3 настоящей части, в зависимости от времени проживания (работы):

На рабочих и служащих, а также военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получивших профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения, распространяются возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 14 и 27.1 настоящего Закона.

Прохождение военной службы (службы) в зоне отселения осуществляется гражданами из числа военнослужащих и военнообязанных, признанных военно-врачебными и (или) врачебно-консультационными комиссиями годными для работы в условиях повышенного риска радиационного ущерба, с обязательным страхованием личности от радиационного ущерба.

Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, не предоставляются.

В случае пересмотра в соответствии с частью третьей статьи 7 настоящего Закона границ зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо переезда граждан на постоянное место жительства в зоны отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом из указанных зон, либо смены места работы в пределах указанных зон меры социальной поддержки и выплаты, предусмотренные частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи, предоставляются с учетом времени постоянного проживания (работы) в указанных зонах, исчисляемого в следующем порядке:

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При необходимости в целях единообразного применения настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся реализации прав граждан на меры социальной поддержки, могут издаваться соответствующие разъяснения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.

Читайте также:  Нормативы Одн По Электроэнергии В Воронеже

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 и 3 части первой статьи 25 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания детей и подростков в возрасте до 18 лет в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в этих зонах и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), непосредственно перед предоставлением указанных мер:

При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), — см. предыдущую редакцию).

Труд работников, пострадавших в результате радиационных катастроф (чернобыльцы, семипалатинцы, «маяковцы» и др

V. Гарантии гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом 5 :
1) выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения;
2) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка вне зависимости от страхового стажа;
3) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – 7 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) при условии постоянного проживания (работы) в данной зоне до 2 декабря 1995 года.
Данная гарантия распространяется также на граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись на территорию указанной зоны на постоянное место жительства.

Важно! Размеры выплат гражданам, установленные Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 и Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Важно! Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска гражданам, работающим в организациях, находящихся в указанных зонах, предоставляются без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

  • их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства;
  • наличие права на пенсионное обеспечение по основаниям, связанным с проживанием в данных зонах, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.

Для получения гарантий, предусмотренных действующим законодательством, работник, пострадавший в результате радиационных катастроф, должен представить работодателю документы (удостоверения, справки и т.д.), свидетельствующие о праве на получение мер социальной поддержки. Например, удостоверение лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, или ставшего инвалидом.

В-третьих, сама формулировка «…родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей…» говорит просто о радиоактивном облучении (как с последствиями для здоровья, так и без), а не только о радиоактивном облучении, повлекшим наступление таких последствий для организма человека, в результате которых в соответствии с Законом №1244-1 выдается удостоверение.

Во-первых, требование у родителей детей второго и последующих поколений (внуков, правнуков и т.д.) ликвидаторов аварии на ЧАЭС указанного удостоверения в подтверждение факта радиоактивного облучения не основано на Законе №1244-1, так как это удостоверение подтверждает иные факты и обстоятельства и, может совершенно не иметь отношения к факту их радиоактивного облучения, например, это касается:

Требование о необходимости наличия у родителей детей второго и последующих поколений ликвидаторов удостоверения, выданного в соответствии с Приказом от 8 декабря 2006 г. №728/832/166 н, противоречит не только нормам Закона №1244-1, но и самой природе рассматриваемых правоотношений, и само по себе является избыточным!

И так, что же это за удостоверение и отличается ли оно от того, которое требуется на основании ранее рассмотренного Письма Минтруда? В принципе, не отличается, но Методические указания значительно сужают перечень требуемых видов удостоверений, говоря только о удостоверении, выданном в соответствии с Приказом от 8 декабря 2006 г. № 728/832/166 н, утверждающим Порядок, согласно которому удостоверение выдается:

Таким образом, у родителей детей первого поколения, безусловно, эти удостоверения должны быть в силу прямого указания в законе. Но у родителей детей второго и последующих поколений (внуков, правнуков и т.д.) в силу объективных причин (возраст, рождение ребенка задолго после аварии на ЧАЭС и т.д.) таких удостоверений быть не может! Они, естественно, не могли быть ни перенесшими лучевую болезнь в связи с участием в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС, ни инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы из числа участников ликвидации аварии на ЧАЭС или участников эвакуационных работ, из числа военнослужащих и военнообязанных и так далее.

К гражданам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие-женщины, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.

Одному из родителей либо бабушке, дедушке, опекуну (попечителю) детей и подростков в возрасте до 18 лет, проживающих в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированных и переселенных из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, гарантируются:

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

  • 5) единовременное пособие в связи с переездом на новое место жительства в размере 500 рублей на каждого переселяющегося члена семьи;
  • 6) компенсация стоимости проезда, расходов по перевозке имущества железнодорожным, водным, автомобильным и авиационным (в случае, если нет другого) транспортом, кроме случаев, когда транспортное средство предоставляется бесплатно. При этом нетрудоспособным гражданам, многодетным семьям, матерям-одиночкам и одиноким женщинам дополнительно оплачивается стоимость услуг по погрузке и разгрузке имущества;
  • 7) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
  • 8) предоставление жилой площади нетрудоспособным гражданам, переселяющимся на жилую площадь в качестве членов семьи для совместного проживания, если в результате переселения возникает необходимость в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
  • 9) внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов;
  • 10) первоочередное право вступления в кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей и стоянок для транспортных средств (включая водные);
  • 11) преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
  • 12) внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, в специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа;
  • 13) ежегодная компенсация на оздоровление в размере 100 рублей.
  • Читайте также:  Когда Ездить На Электричках Пенсионерам С Какого Месяца

    В случае необходимости исполнения в зоне отчуждения служебных обязанностей направление военнослужащих в эту зону осуществляется из числа военнослужащих и (или) военнообязанных запаса 1 категории нерепродуктивного возраста (30 лет и старше), признанных военно-врачебными и (или) врачебно-консультационными комиссиями годными для работы в условиях повышенного риска радиационного ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации о правовом режиме чрезвычайного положения.

    Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает определенные льготы для граждан участвовавших в ликвидации последствий аварии в Чернобыле, а так же лиц которые проживают в особых зонах.

    Если я правильно понимаю, что родом Вы из Чернобыльской зоны (имеется чернобыльское удостоверение с правом на отселение). Проживали с 97 по 98 гг. в г.Ефремов Тульской области, позже переехали в г. Серпухов Московской области. Хотите знать на какие льготы Вы можете рассчитывать согласно ФЗ № 1244-1 от15.05.91.

    Таким образом, Вы подпадаете под категорию «граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы» (п. 11 ст. 13 Закона). А не пункт 8 ст 13. граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 1 — 4 части второй настоящей статьи, распространяются также на граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись на территорию указанной зоны на постоянное место жительства.

    10) ежемесячная компенсация в размере 70 рублей на питание лиц, обучающихся в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также лиц, обучающихся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в период освоения указанных образовательных программ;

    Закон о чернобыльцах

    • отчуждения. Это территория, находящаяся в непосредственной близости к реакторам. До сих пор на ней запрещено проживание и ведение сельскохозяйственной или иной деятельности;
    • отселения. Зона, с которой в обязательном порядке переселялись жители для предотвращения вреда здоровью, они являются льготной категорией;
    • с правом на отселение. Участок, проживание на котором потенциально не опасно для человека, но граждане имеют право на переселение и обеспечение привилегиями. Также он подконтролен медицинским работникам и лабораториям, которые регулярно производят замеры радиации;
    • с уровнем радиации на допустимом уровне. Самая отдаленная от реакторов и безопасная зона. Граждане не наделены правом на переселение, но могут претендовать на льготы.

    Интересен факт, что льготы могут разниться в субъектах Федерации. Это обусловлено тем, что региональные власти имеют право в рамках своего бюджета улучшать положение социально уязвимых граждан. Например, в Москве пострадавшие от радиации имеют право бесплатно ездить в общественном транспорте.

    В соответствии с Федеральным законом социальная помощь оказывается гражданам, которые проживают или постоянно работают на территории, радиоактивное излучение на которой превышает 1 миллизиверт. Показания ниже этого уровня считаются допустимыми. Замер производится аккредитованной организацией и является достоверным.

    • граждане, которые после аварии на Чернобыльской АЭС или ликвидации ее последствий получили лучевую болезнь или другое заболевание. Единственная проблема – доказательство взаимосвязи аварии и заболевания, которое не прямо указывает на радиацию;
    • лица, которые успешно перенесли лучевую болезнь или иное заболевание, являющееся следствием катастрофы или устранения ее последствий;
    • граждане, получившие инвалидность из-за облучения: командированные для устранения последствий аварии, лица, участвовавшие в ликвидации последствий в связи со спецификой профессии: пожарные, милиция, эвакуированные, граждане – доноры костного мозга, которые участвовали в спасении пострадавших, период трансплантации не имеет значения, граждане, целью работы которых являлась ликвидация последствий аварии, эвакуация людей, животных, имущества, дети, находившиеся в момент аварии в утробе матери, граждане, которые воспользовались правом на переселение, военнослужащие, которые служили на участках аварии.
    • документ, удостоверяющий личность (паспорт, свидетельство о рождении);
    • удостоверение чернобыльца, ликвидатора последствий;
    • для членов семьи – справки, подтверждающие родство;
    • для вдов – свидетельство о смерти;
    • трудовая книжка;
    • подтверждение группы инвалидности, ели она назначена;
    • при оформлении налоговых скидок – документ о праве собственности на землю, имущество, транспорт.

    — При условии проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом более 12 лет, начиная с 03.08.2009г., при соблюдении всех требуемых условий для назначения пенсии по старости, женщине будет установлена пенсия по старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 в 52 года.

    Гражданам, постоянно проживающим (работающим) в «чернобыльской зоне», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, – для мужчин по достижении 60 лет и для женщин 55 лет. Если они проживали в зоне радиоактивного загрязнения с 26 апреля по 30 июня 1986 года, этот возраст уменьшается на 1 год. Далее за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны – дополнительно еще на 1 год, но не более чем на 3 года в общей сложности.

    Кроме того, пенсия по старости в соответствии с законодательством устанавливается гражданам при наличии трудового стажа продолжительностью 5 лет при назначении пенсии по старости или страхового стажа не менее 15 лет (с учетом действия до 2024 года переходных положений) и наличие общего количества индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30 (с учетом переходных положений), при назначении пенсии по старости с применением норм Федерального закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    Пенсия по старости на льготных основаниях в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливается гражданам Российской Федерации, которые находятся в зоне радиоактивного загрязнения либо в связи с постоянным проживанием в ней, либо в связи с работой в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года) по настоящее время.

    — В случае, если после 2012 года мужчина не осуществлял трудовую деятельность, не обучался, не проходил военную службу вне зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, период его проживания и работы в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет более 12 лет (с 2005г. по 2020г.), право на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 возникнет у Мужчины в 57 лет, при соблюдении всех требуемых условий.

    Обзор изменений Закона РФ от N 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

    Многие люди, имеющие статус пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС, оформляя дополнительный отпуск, могут столкнуться с некоторыми трудностями. Например, многих чернобыльцев волнует тот вопрос, будет ли оплачен больничный во время предоставленного дополнительного отпуска.

    лица, страдающие заболеваниями, связанными с радиационным воздействием после катастрофы на ЧАЭС или с работами по ликвидации ее последствий;
    граждане, ставшие инвалидами после ликвидации последствий аварии, в том числе занятые на работах на АЭС, направленные, командированные и(или) призванные на сборы для ликвидирования результатов катастрофы;
    лица, эвакуированные из зоны отчуждения либо добровольно выехавшие из зараженной местности после принятия решения об эвакуации;
    граждане, ставшие донорами костного мозга для пострадавших.

    • неиспользованный отпуск не переносится на следующий год;
    • не разрешается разделять отдых в период временной нетрудоспособности;
    • в случае работы по совместительству существует возможность получить положенный отпуск;
    • если сотрудник сменил в календарном году место работы, то будет невозможно оформить суммарное количество дней отдыха;
    • отпуск не продлевается на количество припавших праздничных дней;
    • получить денежную компенсацию за неиспользованный отпуск можно только в случае увольнения.
    • Работник предъявляет работодателю заявление на чернобыльский отпуск, и справку из социальной защиты, подтверждающую право на дополнительный оплачиваемый отпуск.
    • ксерокопия удостоверения, дающего право на социальную поддержку;
    • паспорт.

    Кто же будет производить оплату за него? На практике возникает вопрос, является ли перечисление отпускных в данном случае обязанностью работодателя. Исследование практики применения норм права, а также вынесенных судебных актов, касающихся данной проблемы, позволяют дать не вызывающий сомнений ответ — «такой обязанности нет». Выплаты, связанные со льготами лицам, оказавшимся под воздействием радиации в Чернобыле, к заработной плате отношения не имеют, поэтому обязательств по их перечислению на нанимателя не возложено.

    Adblock
    detector