Контролируемые Сделки 2022 Критерии Таблица С Резидентами Оффшоров Из Перечня Минфина Рф

  • зарегистрированы в одном регионе РФ;
  • не имеют обособленных подразделений в других регионах РФ и за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других регионов;
  • не имеют убытков, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Эти критерии применяются для сделок, доходы и расходы от которых признаются для расчета базы по налогу на прибыль с 1 января 2022 года. При этом не имеет значения дата заключения договора. Однако, если вы оплачивали налог до начала 2022 года, перерасчеты проводить не нужно.

Сделку между взаимозависимыми лицами резидентами РФ можно признать контролируемой, если выполняется хотя бы один из перечисленных в соответствующем разделе таблице критерий. При этом не считаются контролируемыми сделки, которые соответствуют указанным критериям, но стороны которых:

На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу (ст. 105.14 НК РФ). Изучите ее, чтобы определиться, нужно ли вам отчитываться по контролируемым сделкам 2022 года в 2022 году. Эти же критерии действовали для сделок, совершенных в 2022 году, и будут действовать для сделок 2022 года.

Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. Ниже расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

Критерии контролируемых сделок — таблица на 2022-2022 годы

Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

Эксперты КонсультантПлюс информируют:
С 17.03.2022 вступают в силу изменения, согласно которым сделки с черными металлами, минеральными удобрениями и драгоценными камнями планируют проверять, меняются правила .
Читайте продолжение новости, получив пробный доступ к системе К+. Это бесплатно.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

Все о контролируемых сделках в 2022 году: критерии, сроки сдачи, штрафы

  • владение юрлицом или «физиком» долей в организации, размер которой дает ему право голоса и влияния на процесс принятия решений;
  • наделение физлица должностными полномочиями, дающими ему возможность определять ход деятельности организации;
  • физические лица выступают родственниками по отношению друг к другу.

Для этой группы сделок в 2022 году действует следующий суммовой критерий дохода за год: превышение размера дохода в 1 млрд руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Иными словами, только если сделки между взаимозависимыми резидентами, соответствующие установленным критериям, принесут доход за год более 1 млрд руб., они могут быть признаны контролируемыми. До этого порога даже при наличии всех остальных критериев сделка контролируемой не является. Ниже мы подробно рассмотрим, как считать годовой доход по сделкам.

К сведению! Самостоятельное доначисление налогов с «рыночной базы» производится по итогам года одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (НДФЛ) или в этот же срок, если организация не платит налог на прибыль. Возникшая недоимка должна быть уплачена до 28 марта, а по НДФЛ — не позднее 15 июля. До истечения установленного срока пени не начисляются. При необходимости корректировок НДС и НДПИ (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) нужно представить «уточненки» за периоды, в которых были применены «нерыночные» цены. К уточненным декларациям нужно приложить пояснения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой доначисляются налоги (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

Цена выступает одним из основных способов манипуляции, используемых взаимозависимыми лицами для снижения налоговой нагрузки. Проверку осуществляет только ФНС, неоднократно отмечавшая: рыночность цен в контролируемых сделках не подлежит камеральной или выездной проверке.

Но для признания операции между российскими сторонами контролируемой, в первую очередь, должно иметь место одно из обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ. Например, резиденты должны применять разные ставки по налогу на прибыль или освобождение от этого налога, быть плательщиками ЕСХН или ЕНВД, т.е. использовать «облегченные» способы уплаты налогов.

1. Иностранные банки и иные финансовые институты (депозитарные учреждения, брокеры, инвестиционные организации, страховые компании) собирают информацию об открытых у них финансовых счетах, (бенефициарными) владельцами которых являются налоговые резиденты России.

  • доля участия резидента РФ составляет более 25 % либо совокупная доля в которой резидентов РФ более 50 %, а доля каждого из таких резидентов более 10 %;
  • резиденты РФ хоть и не имеют доли участия, но осуществляют контроль над ней в своих интересах.

Таким образом, даже если прибыль КИК не облагается налогом в России, контролирующее лицо должно представить финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение этой финансовой отчетности и любыми документами подтвердить, что прибыль КИК освобождается от налогообложения в России.

Например, когда физическое лицо прямо не участвует в иностранной компании, скрываясь за офшорными компаниями-акционерами, но является бенефициарным владельцем, конечным выгодоприобретателем иностранной компании и заключает с номинальными акционерами иностранной компании соглашение о доверии. В таком случае собственник бизнеса также может быть признан контролирующим лицом иностранной компании.

С 2022 года физические лица, имеющие одну или несколько КИК, могут снять с себя обязанность по раскрытию финансовой отчетности своих иностранных компаний, не обосновывать размер полученной ими прибыли, а уплачивать налог с «фиксированной прибыли». Своеобразный патент для КИК.

  • предметом сделки выступает полезное ископаемое, добытое участником сделки, который уплачивает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по ставке, исчисляемой в процентах;
  • один из ее участников добывает углеводородное сырье на новом морском месторождении и включает прибыль (убыток) по такой сделке в налоговую базу при расчете налога на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ, а другая сторона сделки не является плательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ либо не учитывает свои доходы/расходы по данной сделке по ст. 275.2 НК РФ.
  • любой из ее участников использует единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) либо платит единый налог на вмененный доход для определенной деятельности (ЕНВД), при условии что контролируемая сделка связана с этой деятельностью, а другие участники сделки (один или несколько) не используют данные налоговые режимы.
  • хотя бы один из участников сделки (в отличие от других) имеет законное право не платить налог на прибыль юридических лиц или сторонами применяются разные ставки налога на прибыль (Подробнее о порядке уплаты налога на прибыль организаций рассказывается в статье Налог на прибыль при ОСНО).
  • один из участников договора должен быть исследовательским корпоративным центром согласно закону «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ и вправе не уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) согласно ст. 145.1 НК РФ.
  • хотя бы 1 из участников платит налог на допдоход от продажи углеводородов и доходы/расходы по сделке учитываются при расчете данного налога.
  • хотя бы одна из сторон пользуется региональным инвестиционным налоговым вычетом по налогу на прибыль.
  1. Соответствие указанной в законе сумме прибыли за календарный год (далее — сумма прибыли). Для взаимозависимых лиц эта сумма — свыше 1 млрд. рублей.
  2. Участие в сделке лица, которое обязано уплатить или освобождено от уплаты определенного вид налога в зависимости от специфики его деятельности.
  1. Заключенные между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок, на основании которых уплачивается НДПИ по ставке, выраженной в процентах).
  2. Участники которых соответствуют всем нижеперечисленным условиям:
    • Имеют место регистрации на территории одного субъекта РФ.
    • У них отсутствуют обособленные подразделения в иных субъектах РФ либо за рубежом.
    • Данные участники не платят налог на прибыль организаций в бюджеты иных субъектов РФ.
    • Данные участники не имеют отрицательных финансовых показателей, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций.
    • Нет иных условий для признания заключаемых данными участниками сделок контролируемыми согласно подп. 2–7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
  3. Договоры между лицами, заключаемые в рамках добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения.
  4. Кредитные (депозитные) договоры, заключаемые между кредитными организациями на период до 7 календарных дней (включительно).
  5. Договоры в области военно-технического взаимодействия РФ с зарубежными странами.
  6. Договоры по предоставлению поручительств (гарантий) между отечественными организациями, не имеющими статуса банков, а также договоры беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории РФ.
  7. Уступка прав банком другому банку в рамаках предупреждения банкротства банка или во исполнение акта Правительтсва РФ.
Читайте также:  В 2022 Году Молоко За Вредные Условия Труда Выдается С Какого Кэк?

Закон относит к взаимозависимым лицам граждан и (или) организации, чьи экономические связи имеют прямое воздействие на условия или финансовые итоги их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Подробно о признаках взаимозависимости рассказываетст. 105.1 НК РФ).

  1. Несколько сделок по сбыту (перепродаже) товаров (проведению работ, предоставлению услуг), заключаемых с участием или при посредничестве лиц, не связанных друг с другом. При этом в сделке допускается наличие третьих лиц, не являющихся взаимозависимыми, которые:
    • не осуществляют по этим сделкам никаких вспомогательных функций, кроме сбыта (перепродажи) товаров (проведения работ, предоставления услуг) одним лицом иному взаимозависимому с ним лицу;
    • не берут на себя риск и не расходуют свои активы для осуществления сбыта (перепродажи) товаров (работ, услуг) одним лицом иному взаимозависимому с ним лицу.
  2. Внешнеторговые договоры, предметом которых выступают товары мировой биржевой торговли, перечисленные в п. 5 ст. 105.14 НК РФ (например, черные металлы).
  3. Договоры с участием контрагента — резидента офшорной зоны из перечня стран, принятого Минфином РФ. Таковыми резидентами могут быть и российские юридические лица, постоянно работающие на территории офшорной зоны, и, таким образом, сделки лица, связанные с такой деятельностью, могут подпадать под признаки контролируемых.

Устранена неопределенность в отношении сроков представления запрашиваемых ФНС России документов, необходимых для заключения соглашения о ценообразовании. Документы должны быть представлены в течение 10 дней со дня получения соответствующего запроса федерального органа. Доработанный проект соглашения о ценообразовании и необходимые документы представляются не позднее 30 дней. Налоговая служба будет рассматривать заявление и представленные документы быстрее – вместо девяти месяцев – шесть. В особых случаях он может быть увеличен до 27 месяцев.

Так, в частности прописываются правила использования налоговыми органами методов проверки сделок с взаимозависимыми лицами. В частности указывается, что при рассмотрении заявления о заключении соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки будут учитываться особенности иностранного налогового законодательства. Результаты расчета цены будут считаться сопоставимыми, если они не будут значительно отличаться от результатов, полученных при расчетах в соответствии с российским законодательством.

Новыми правилами предоставляется возможность налоговым органам в случае обнаружения факта совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены, направлять в ФНС России извещение о таких сделках. Оно будет являться основанием для назначения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, вне рамок проведения налоговых проверок. Налогоплательщик будет уведомлен не позднее 10 дней со дня направления такого извещения.

Также уточнен порядок исчисления суммы доходов по сделкам в ситуациях, когда лицо, получающее доход по ним, не исчисляет налог на прибыль или когда сделка совершена с участием комиссионера (агента). В первом случае используется величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая расчетным путем по правилам главы 25 Налогового кодекса с применением метода начисления. В случае совершения сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала), доходы по сделкам между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка, также учитываются с применением метода начисления.

На днях был подписан закон, вносящий ряд поправок в налоговое законодательство в том числе и в отношении налогообложения контролируемых сделок и порядка заключения соглашений о ценообразовании (Федеральный закон от 17 февраля 2022 г. № 6-ФЗ). Поправки вступят в силу по истечении месяца со дня официального опубликования закона, т. е. с 17 марта 2022 года.

Важно! Контролирующий орган имеет право запрашивать информацию по контролируемым сделкам и использовать ее после завершения проверки для проверки иных лиц по той же контролируемой сделке. Информацию нужно предоставить в срок 30 дней с момента получения требования (НК РФ, ст. 105.17, 105.15).

Сделкой, применительно к положениям о контролируемых операциях в бизнесе, признается любая операция, по итогам которой устанавливаются, изменяются, прекращаются гражданские права (обязанности). Понятие «договор», по мнению ФНС, здесь не идентично «сделке», договор может не подразумевать единственную сделку (Документ ОА-4-13/14433 от 30/08/12 г.).

  1. Участников консолидированной группы налогоплательщиков, кроме имеющих отношение к уплате НДПИ в процентах.
  2. Сделки, стороны которых в одно и то же время:
    • зарегистрированы в определенном субъекте РФ;
    • не создали обособленных подразделений в иных регионах РФ или за рубежом;
    • не уплачивают налог на прибыль в бюджеты иных регионов;
    • по расчетам налога на прибыль не имеют убытков, в том числе прошлых лет;
    • нет причин признать сделку контролируемой по ст.105.14-2 пп. 2-7 НК РФ.
  3. Сделки, касающиеся углеводородного сырья на одном и том же новом морском месторождении.
  4. Кредитные договоры между банками на срок до одной недели включительно (7 дней).
  5. Сделки военно-технического характера с иностранными государствами.
Читайте также:  Инвалидность 2 Группы В Санкт-Петербурге При Каких Заболеваниях

Поправками законодательства, актуальными в текущем году для всех российских участников таких сделок, закреплен единый лимит доходов 1 млрд руб. (раньше значения могли быть разными, в зависимости от сделки), для иностранцев – 60 млн руб. (раньше сделки с иностранцами контролировались полностью). Российские фирмы дополнительно должны соответствовать условиям ст. 105.14-2 НК РФ. В нее добавлены новые основания, позволяющие определить сделку как контролируемую – в отношении добычи углеводородного сырья и различных ставок налога на прибыль.

Фискальные органы уделяют пристальное внимание контролируемым сделкам. Эти сделки, заключаемые между взаимозависимыми участниками рынка, выделяются в отдельную категорию. Доходная составляющая таких сделок достаточно велика, и ФНС заинтересовано в тщательном контроле уплаты налогов по ним. В нашем материале будут рассмотрены особенности контролируемой сделки и критерии отнесения сделки к этой категории с учетом поправок законодательства, действующих в текущем году, с примерами и пояснениями.

Валютное законодательство: что изменилось с 2022 года

С 2022 года изменения в ст. 19 связаны в первую очередь с послаблениями в области валютного контроля. В пп. 1 п. 1 ст. 19 появилось определенное смягчение нормы, затрагивающей валютное регулирование (изменения внесены Федеральным законом от 02.08.2022 № 265-ФЗ). Речь идет об операциях с иностранными контрагентами в рамках реализации ТРУ, но при условии, что сделки осуществляются в рублях. Таким образом, круг нерезидентов — иностранных контрагентов сужается.

Также в ст. 19 была внесена поправка Федеральным законом от 07.04.2022 № 118-ФЗ: у нерезидентов появилось право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ или проводить зачет встречных обязательств по тем операциям, которые осуществляются между контрагентами и которые установлены перечнем правительства РФ. То есть правительство РФ предоставило возможность российским организациям не получать напрямую деньги от своих контрагентов, чтобы не нарушать валютное законодательство, а осуществлять зачет встречных обязательств.

Есть изменения, которые отражены в ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Эта статья устанавливает категорию органов и агентов валютного контроля. К органам валютного контроля относятся Банк России, Федеральная таможенная служба, ФНС. Именно они уполномочены устанавливать критерии валютного контроля, нормы контроля и разрабатывать документы, связанные с проведением контрольных мероприятий.

Послабления начали действовать еще в 2022 году, но в 2022 году данная норма расширилась. Теперь, если в рамках внешнеторгового контракта резидент получает от нерезидента по указанным ранее операциям сумму в отношении не более 30 %, то данная ситуация не попадает под валютный контроль.

В настоящее время функционирует Российский экспортный центр. Его задача — создать определенную систему комфортных отношений в рамках ВЭД, а именно систему «Одно окно», которая должна включить все возможности, связанные с работой участников ВЭД: регулирование вопросов внутреннего контроля, вопросов, связанных с налоговыми и таможенными органами.

Контролируемые сделки: подготовка уведомления за 2022 год

Этот раздел уведомления нужно заполнять, предварительно, при необходимости, разделив сделки на группы по признакам однородности и идентичности. При этом, разделяя сделки не нужно полагаться на интуицию, следует руководствоваться конкретными нормами НК РФ (п. 5 ст. 105.7, 105.5).

Более того, контролируемой сделка теперь может стать, даже если обе её стороны – участники специальной экономической зоны (СЭЗ). Ведь они могли получить этот статус в разное время. Значит, у одного из них может уже истечь трёхлетний срок, в течение которого он имел право применять ставку налога на прибыль 2 % по платежам в региональный бюджет. То есть он перейдёт на ставку 6 %, чем будет отличаться от своего контрагента, у которого названный трёхлетний срок ещё не истёк.

Тут число заполняемых блоков находится в прямой зависимости от предыдущего раздела. Связано это с тем, что он является дополнительным, и сюда вносится информация о выполненных работах или оказанных услугах, поставках товарно-материальных ценностей, отгрузках-погрузках и т.п.

При проверке контролёры в первую очередь применяют метод сопоставимых рыночных цен, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. Если этот метод невозможен, применяют другие (п. п. 1-3 ст. 105.7 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.11.2022 № 03-12-12/1/85982, Письмо Минфина России от 13.12.2022 № 03-12-11/1/90817). При этом налоговый орган должен обосновать невозможность применения того или иного метода:

Соответствие цены контролируемых сделок проверяет ФНС России. Оно не может выступать предметом выездных и камеральных проверок, проводимых нижестоящими налоговыми инспекциями. В то же время представители территориальных ИФНС вправе применять методы определения доходов (выручки, прибыли), предусмотренные главой 14.3 НК РФ, если использование рыночных цен предусмотрено соответствующими нормами глав 21, , НК РФ.

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

Указанные изменения выводят ряд сделок из категории контролируемых (например, если сделка не отвечает признакам п. 2 ст. 105.14 НК РФ, она не контролируется, даже если доходы по ней превышают 1 млрд руб., или если обе стороны сделки применяют стандартную ставку по налогу на прибыль, то сделки между ними признаваться контролируемыми не будут).

  • проверка соответствия цен в контролируемых сделках осуществляется непосредственно ФНС России;
  • проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, но которые не признаются контролируемыми, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, в случае занижения цен, что приводит к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 105.3 НК РФ, письма Минфина России от 25.02.2016 № 03-01-11/10321, ФНС от 27.11.2017 № ЕД-4-13/23938@, Обзор ВС РФ от 16.02.2017).

Признание цен рыночными для целей налогообложения осуществляется в соответствии с разделом V.1 кодекса, в том числе с применением методов, указанных в пункте 1 статьи 105.7 кодекса, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

Контролируемые сделки 2022: критерии (таблица)

Какие сделки и цены сейчас насторожат налоговиков? Что убедит контролеров в деловой цели и обезопасит от подозрений в необоснованной налоговой выгоде? Ответы — в нашей статье «Какие цены вызовут претензии у налоговиков». Чтобы прочить статью из электронного журнала «Российский налоговый курьер», оформите демо-доступ.

Нерезидент — физлицо, которое находится в РФ, в свою очередь, менее 183 дней в течение 12 месяцев, идущих подряд. Интервалы опять же значения не имеют: человек может пробыть на территории РФ 182 дня подряд и будет считаться нерезидентом, если остальные дни в течение указанного периода проведет за границей.

Контролируемыми сделками считаются те, что подлежат проверке ФНС на предмет отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов (например, по НДС). Данные действия — противозаконны.

Читайте также:  Как Дск Г Воронежа Выдает Жилье Вместо Аварийного

Документами, подтверждающими резидентство, могут быть сведения по загранпаспорту (с отметками о въезде и выезде из России), проездные документы (актуально для путешественников в Беларусь и страны, в которые можно въезжать без загранпаспорта). ФНС может запрашивать данные о выездах и въездах человека непосредственно в отвечающем за миграцию ведомстве.

60 Среди сторон сделки есть плательщики ЕСХН или ЕНВД и лица, не уплачивающие эти налоги. 100 Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль, либо применяет налоговую ставку 0 % в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ. Одной из других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от налога на прибыль и не применяющее указанную ставку.

Контролируемые сделки

С 2022 года в контролируемых сделках при нарушении правил ценообразования ФНС сможет корректировать налоговую базу по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (до 2022 года в перечень таких налогов входят налог на прибыль, НДС, НДПИ и НДФЛ).

С 2022 года увеличен порог дохода, по которому определяется отнесение сделок со взаимозависимым резидентом к контролируемым. Ранее нижний порог суммы таких сделок составлял 60 или 100 млн рублей. С 2022 года он будет составлять 1 млрд рублей. К контролируемым будут относиться сделки, доход по которым превышает эту сумму. Новые критерии учитываются для определения контролируемых сделок за 2022 год независимо от даты заключения договора.

С 2022 года вводится суммовой критерий отнесения сделок с иностранной взаимозависимой компанией (в том числе с участием независимого формального посредника) к контролируемым. Сделка будет считаться таковой, если доход по ней превышает 60 млн руб. Новые критерии учитываются для определения контролируемых сделок за 2022 год независимо от даты заключения договора. Обратите внимание, что это правило – для сделок с нерезидентами. Об изменениях в работе с резидентами мы пишем далее.

С 2022 года сделки между российскими взаимозависимыми лицами с участием независимого формального посредника будут признаваться контролируемыми, если доходы по ним превышают 60 млн руб. Таким образом, суммовой порог по таким сделкам значительно снижается (до 1 января 2022 года он составлял 1 млрд руб., 100 или 60 млн руб). Новые критерии учитываются для определения контролируемых сделок за 2022 год независимо от даты заключения договора.

C 1 января 2022 г. сделки с иностранными взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб. (вне зависимости от даты заключения договора). Поэтому сделки с иностранными взаимозависимыми лицами указываются в уведомлении за 2022 г., если их суммарный объем превышает выше обозначенную сумму по каждому иностранному контрагенту.

Уведомление за 2022 г. заполняется по форме, установленной приказом ФНС России от 07.05.2022 № ММВ-7-13/249@ (в редакции приказов ФНС России от 26.07.2022 № ММВ-7-13/380@ и от 16.07.2022 № ЕД-7-2/448@), и представляется в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) либо по месту жительства гражданина.

В УФНС подчеркнули, что с 1 января 2022 г. из перечня офшорных зон исключен специальный административный район Гонконг (Сянган). Сделки, совершенные с резидентами Гонконга в 2022 г., не попадают под критерий признания их контролируемыми, указанный в подпункте 3 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации. Такие сделки не подлежат отражению в уведомлении за 2022 г., если иные основания отнесения сделок с резидентами Гонконга отсутствуют (например, взаимозависимость российского лица с резидентом Гонконга).

Согласно НК РФ неуплата (неполная уплата) налогоплательщиком сумм налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа:

НК РФ не содержит разъяснений по ситуациям, когда сделка совершена между взаимозависимыми лицами, однако не является контролируемой. Самый простой случай — сделка купли-продажи на сумму, не превышающую 1 млрд. руб., заключенная между двумя российскими резидентами.

7) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 284.3 и 284.3-1 НК РФ

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со ст.145.1 части второй НК РФ

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

Таким образом, новый абзац кардинальных изменений не внес, по сути, совокупность ранее действовавшей редакции п. 9 ст. 105.14 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ и положений ст. 1005 и ст. 1008 ГК РФ (или ст. 990 и ст. 999 ГК РФ) позволяла прийти к такой же трактовке порядка определения доходов для целей «порогового» значения. Но новый абзац позволит избежать недоразумений.

возможность учета особенностей применения методов ТЦО, предусмотренных законодательством иностранного государства, в случае если результаты применения методов ТЦО в редакции НК РФ не отличаются существенным образом от результатов применения методов ТЦО в редакции соответствующих нормативно-правовых актов иностранного государства;

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Если же агент осуществляет действия от своего имени, он обязан информировать принципала о порядке исполнения его поручений посредством предоставления отчета агента (ст. 1008 ГК РФ). Аналогичный порядок применим и для взаимоотношений комиссионер-комитент (п. 1 ст. 990 ГК РФ, ст. 999 ГК РФ). Кроме того, в пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ установлено, что совокупность сделок, совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, приравнивается к сделкам между взаимозависимыми лицами (при условии минимального функционала и рисков на стороне посредника).

Как и по вышеупомянутой новелле, можно констатировать, что изменения носят технический характер, призванный устранить возможные недоразумения и конкретизировать порядок определения доходов для целей расчета «порогового» значения. Теперь, если контрагент по сделке не исчисляет налог на прибыль, то для целей расчета «порога» по выручке следует применять метод начисления в порядке установленной главой 25 НК РФ.

Несмотря на то, что указанные выше группы товаров из пункта 5 статьи 105.14 НК РФ по определению являются биржевыми (относятся к классу так называемых commodities), можно найти примеры товаров из этих групп, по которым биржевой котировки нет. В частности, существует значительное количество товаров нефтехимического комплекса РФ, по которым биржевые индикаторы отсутствуют.

Adblock
detector