Шаблон Устава Нко 2022 Года

Устав автономной некоммерческой организации

  1. изменение устава АНО;
  2. определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования ее имущества;
  3. образование правления и досрочное прекращение его полномочий;
  4. реорганизация и ликвидация АНО;

7.6. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы объединения « »; документы по личному составу (приказы, личные дела, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив , на территории которого находится АНО. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств АНО в соответствии с требованиями архивных органов.

  • проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности АНО по итогам деятельности за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания или по требованию учредителя АНО;
  • истребование у органов управления АНО документы о финансово-хозяйственной деятельности;
  • созыв общего собрания;
  • составление заключения по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности, в котором должны содержаться:
    • подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов АНО;
    • информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

5.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в АНО, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности АНО, представляемых учредителям АНО, кредиторам и в средства массовой информации, несет правление.

  • подотчетен Общему собранию, отвечает за состояние дел АНО;
  • без доверенности действует от имени АНО, представляет ее во всех учреждениях, организациях и предприятиях, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;
  • принимает решения и издает приказы по вопросам деятельности АНО;
  • распоряжается в пределах утвержденной правлением сметы средствами АНО, заключает договоры, осуществляет другие юридические действия от имени АНО, приобретает имущество и управляет им, открывает и закрывает счета в банках;
  • решает вопросы хозяйственной и финансовой деятельности АНО;
  • принимает на работу и увольняет работников АНО, утверждает их должностные обязанности в соответствии со штатно-должностным расписанием, утверждаемым правлением;
  • осуществляет контроль за деятельностью филиалов и представительств АНО;
  • несет ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества АНО в соответствии с ее уставными целями;
  • организует подготовку и проведение заседаний правления;
  • организует бухгалтерский учет и отчетность;
  • решает все вопросы, которые не относятся к компетенции общего собрания учредителей АНО, правления АНО.

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

  • Международные федерации, основой которых выступает международный образец устава, что не совсем стыкуется с нормами российского законодательства;
  • Олимпийские комитеты – существуют национальные и международные. В ОКР представлены все национальные организации: федерации, союзы, ассоциации, имеющие членство в нем. В Уставе ОКР сказано, что его членами могут стать юрлица и общественные объединения, то есть все те лица, которые следуют цели комитета – продвижение олимпизма, как спортивного и духовного развития человека;
  • Параолимпийский комитет;
  • Фонды благотворительности и спонсорства.

На титульном листе пишется – Утвержден Решением одного учредителя. В Уставном капитале после указания его минимального размера, обозначается, что размер доли составляет 100% для определенного лица – указывается его ФИО. Далее прописывается номинальная стоимость доли учредителя (ФИО), после чего он обязан оплатить % от данного значения. Читайте также статью: → “Особенности бухгалтерского и налогового учета в некоммерческой организации».

Создание предприятия одним учредителем не только возможно, но и является самой распространенной практикой. Формирование устава в данном случае является неотъемлемой частью процесса, как единственного учредительного документа. В принципе он не имеет отличий от общего порядка, единственное это то, что вместо Протокола принимается Решение о создании в лице единственного учредителя, и уставной капитал также принадлежит ему.

После создания титульного листа, наступает необходимость формирования внутреннего содержания устава некоммерческого лица. Грамотная структуризация устава и создание ссылок значительно облегчает применение документа. При этом структурировать уставной документ следует по нисходящей линии:

Собрание проводиться при участии всех учредителей, в данном случае в лице одного человека. В Положении документа значится, что переход доли к кому-либо, порядок распределения дохода и условия выхода члена не применяется до увеличения их численности свыше одного.

Устав НКО в; 2022 году

Особым разделом устава является – правовой статус организации. В данном разделе мы указываем основные положения об Организации. Например, что организация является созданной как юридическое лицо с момента государственной регистрации этой Организации в установленном действующем законодательством РФ порядке. Указывается вид организации – корпоративная или унитарная, а также список нормативно-правовых актов, на основании которых Некоммерческая организация осуществляет свою деятельность. В данном разделе пишется о том, что Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием на русском языке, может иметь штампы и бланки.В случае если Организация имеет символику: эмблема, герб, иные геральдические знаки, флаг и гимн, то их описание должно быть указано в уставе организации.Если описание эмблемы не включено в устав, после государственной регистрации неправомерно будет использование данной эмблемы. Организация также имеет право открыть расчетный счет в банке на территории России или за рубежом. Так как Организация некоммерческая, то такая организация не имеет в качестве основной цели деятельность получение прибыли и распределение между участниками НКО. Некоммерческая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность, отдельные виды деятельности некоммерческие организации может осуществлять только на основании лицензии.

Отдельным пунктом прописываются источники формирования имущества Некоммерческой организации. Источники формирования имущества можно найти в статье 26 Федерального закона о Некоммерческих организациях. Также в уставе Некоммерческой организации указывается срок деятельности организации.

Далее в уставе любой некоммерческой организации указывается цель создания Организации и предмет ее деятельности. Чем шире будет прописан предмет деятельности в уставе, тем больше направлений деятельности сможет осуществлять создаваемая организация. Цель создания некоммерческой организации прописывается в соответствии с действующим законодательством. Предмет и цель создания организации должны найти свое отражение в наименовании некоммерческой организации. В наименовании НКО должен быть отражен характер ее деятельности.

В уставе некоммерческой организации должен быть раздел о филиалах и представительствах Организации. Филиалы и представительства не юридические лица, и наделены имуществом Организации. Филиалы и представительства также действуют на основании утвержденных положений. Имущество филиалов и представительств учитывается, как и на отдельном балансе, так и на балансе Организации. Руководитель филиала назначается руководителем Организации и осуществляет свою деятельность на основании доверенности, которую выдает руководитель Организации. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Организации, и ответственность за деятельность филиалов и представительств несет Организация.

Читайте также:  Незарегистрированный Садовый Дом

В унитарных некоммерческих организациях членства нет, поэтому после раздела филиала и представительства, как правило, сразу идет раздела «Структура органов управления». Структура органов управления у каждой организационно-правовой формы различна. Поэтому и уставы также будут различны, так как в уставе прописывается компетенция каждого органа управления. Для Общественной организации, например, будет указана компетенция Общего собрания членов, Совета, Председателя, Ревизора или Ревизионной комиссии. Для Ассоциации может быть только Общее собрание членов и Председатель. В фонде обязательно указывается компетенция Совета, Председателя и Попечительского совета. Не стоит забывать, что если фонд благотворительный, в его уставе должен содержаться раздел «Благотворительные программы».Устав АНО также будет различен по структуре органов управления. Например, это может быть учредитель и Председатель, или Учредители, Совет и Директор. Существуют автономные некоммерческие организации, осуществляющие образовательные услуги (Образовательные АНО).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» права юридического лица от имени общественной организации осуществляет ее постоянно действующий руководящий орган. В некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм также допустимо включение исполнительного органа в состав постоянно действующего органа, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Уставом корпоративной некоммерческой организации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.

Состав высшего органа автономной некоммерческой организации, являющегося коллегиальным, может формироваться из числа учредителей (учредителя) и (или) третьих лиц в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом организации. Кроме того, закон не исключает возможности вхождения учредителя (учредителей) организации в состав иных органов.

В зависимости от вида, организационно-правовой формы некоммерческой организации или ее типа федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции ее высшего органа некоммерческой организации может быть отнесено решение иных вопросов.

При описании процедуры реорганизации некоммерческой организации
в форме преобразования следует руководствоваться специальными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных организационно-правовых форм, которыми предусмотрены возможные варианты преобразования.

Как некоммерческой организации внести изменения в ЕГРЮЛ в 2022 году

Для удостоверения подписи на заявлении нотариусу необходимо предоставить учредительные документы, свидетельства о регистрации НКО, решение о назначении руководителя, актуальный список учредителей/членов НКО и решение уполномоченного органа. Кроме того, необходимо при подписании заявления у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление). Подписывается заявление непосредственно при нотариусе, подписывать ранее его не нужно.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

Приказом ФНС России от 31.08.2020 г. № ЕД-7-14/617@ ФНС утвердила новые формы заявлений для регистрации компаний, внесения изменений в ЕГРЮЛ, учредительные документы и иных регистрационных действий. Данные формы действуют с 25.11.2020 года. С этого момента утратили свою силу формы заявлений Р13001, Р13002, Р14001 и Р14002. Для внесения изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы используется единая форма заявления Р13014.

Если заявление оформлено с ошибками (не заполнен обязательный лист, заполнен лишний лист, имеются неточности, опечатки и т.д.), вы можете получить отказ налогового органа в регистрации изменений. В этом случае нужно подготовить, заверить и подать новое заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Если же отказ является необоснованным, незаконным, вы можете подать заявление об обжаловании отказа в регистрации изменений в ЕГРЮЛ в течение 3 месяцев в вышестоящий орган или в суд (бывают случаи отказа в регистрации изменения юридического адреса в связи с недостоверностью адреса, при этом фирма находится по данному адресу фактически).

Заполните в заявлении в любом случае титульный лист и лист Н (сведения о заявителе). Остальные листы заполняются в зависимости от тех сведений, которые нужно внести в ЕГРЮЛ. При этом наименование листов соответствует изменениям, в отношении которых они заполняются. При заполнении заявления учтите требования, предусмотренные Приказом ФНС России от 31.08.2020 г. № ЕД-7-14/617@. Подписывает заявление руководитель в присутствии нотариуса, удостоверяющего его подпись. При направлении документов в электронном виде подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью.

Статья 14

В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;

Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства.

4. Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава бюджетного или казенного учреждения, устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.

Учетная политика НКО на 2022 год — образец

Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО на 2022 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  • Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.
  • Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
  • Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

В соответствии с законодательством РФ под религиозной организацией (РО) подразумевается добровольное объединение физлиц с целью совместного вероисповедания, а также распространения веры (ст. 8 закона «О свободе совести и религии» от 26.09.1997 № 125-ФЗ). РО должна быть зарегистрирована в надлежащем порядке, с подразделением на местную и централизованную. Под юридическое определение местной РО подпадает образование «приход РПЦ» — это церковная община, объединенная вокруг одного храма. Следует подразделять причт (штат священнослужителей, назначенный согласно Уставу РПЦ) и входящих в приход физлиц-мирян (не являющихся священнослужителями), а также прочих лиц, с которыми РО может заключать договорные отношения для исполнения своих целей. Таким образом, регистрируемая по законодательству РФ местная РО РПЦ обладает таким набором особенностей:

  • Деятельность РО подчиняется в первую очередь РПЦ и Уставу РПЦ. Согласно Уставу определяется высший орган управления — приходское собрание и высший исполнительный орган — приходской совет. Председатель приходского совета может считаться, по уровню полномочий, руководителем РО как юрлица. Интересен порядок назначения председателя: если это настоятель храма, то он становится председателем по благословению епархиального архиерея, а если (что бывает довольно часто) председателем назначается церковный староста — то это должность выборная.
  • Еще один нюанс, касающийся лиц, входящих в причт РПЦ: с ними не заключаются трудовые договоры. Это не предусмотрено Уставом РПЦ. Принятие на службу происходит строго по церковному укладу и правилам, которые отличаются в том числе от норм трудового права РФ. Тем не менее пока данное положение вещей допускается в РФ и даже поддерживается иногда судами (хотя обращения в суд крайне редки). В формате данного материала подробно на этом нюансе останавливаться не будем, однако его следует иметь в виду. Мы же отметим, что согласно рекомендациям РПЦ этот аспект должен найти свое отражение в УП местной РО.
  • Действующим законодательством услуги религиозной организации выделяются в самостоятельный вид деятельности. Таким образом, то, что делается под эгидой прихода НКО, не является ни торговлей, ни услугами населению, в отношении которых применяются дополнительные требования (например, о применении ККМ). Исходя из этого же, любые поступления в рамках религиозной деятельности рассматриваются как добровольные пожертвования на уставную деятельность организации.
  • Способы поступления пожертвований в РО тоже достаточно специфичны. Поэтому в Методологии, предлагаемой самой РПЦ, рекомендовано закрепить в УП отдельные специальные формы документов (а также порядок их оборота и сроки хранения).
  • Для организации учета имущества РО предусмотрен адаптированный под церковные нужды план счетов. Например, в Методологии бухучета в РПЦ трансформацию претерпел счет 06 — на нем рекомендовано учитывать переданные храму предметы религиозного назначения в аналитике по предметам, используемым в богослужениях, и предметам, распространяемым среди прихожан и прочих посетителей храма.
  • В части учета обычного имущества, а также необходимых работ и услуг (например, по ремонту и коммунальному обеспечению имущества храма) специфики не так уж много. Вместе с тем в УП местной РО РПЦ следует предусмотреть необходимые действия, а также способы учета и контроля.
  • Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными.
  • Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, НКО ТСЖ в обязательном порядке составляет ежегодную смету, утверждаемую общим собранием участников).
  • Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации).
  • Рабочий план счетов, т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику. Пример нетипового плана можно увидеть в образце учетной политики НКО на 2022 год, который доступен по ссылке, приведенной ниже.
  • Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм (примеры таких форм смотрите также в образце УП НКО).
  • Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость).
  • Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости).
  • Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.
Читайте также:  Арестуют Ли Счёт За Долги Если Погасить Не Весь Долг А Часть

5.1. Для проверки соблюдения Устава Партнерства, ревизии финансово-хозяйственной деятельности, проверки имущества и отчетности Партнерства Общее собрание членов Партнерства избирает Ревизионную комиссию Партнерства из числа членов Партнерства, не входящих в состав других органов управления Партнерством.

8.6. После ликвидации Партнерства собранное им ранее вознаграждение распределяется между авторами и иными правообладателями, имеющими право на получение собранного Партнерством вознаграждения за соответствующий вид использования объектов авторского права и/или смежных прав в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 1243 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3.8. Реестр членов Партнерства ведется исполнительным органом Партнерства в том же порядке, что и реестр правообладателей, имеющих право на вознаграждение в соответствии с заключенными Партнерством лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения.

8.4. Общее собрание членов Партнерства, принявшее решение о ликвидации Партнерства, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законами о некоммерческих организациях порядок и сроки ликвидации Партнерства. Одновременно Общее собрание членов Партнерства обязано разрешить вопрос о распределении и выплате вознаграждения, собранного Партнерством к моменту принятия решения о его ликвидации. Исполнение решений Общего собрания членов ликвидируемого Партнерства, касающихся распределения и выплаты вознаграждения, возлагается на ликвидационную комиссию.

8.8. При ликвидации все документы Партнерства передаются на государственное хранение в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Партнерства в соответствии с требованиями архивных органов.

Устав выполняется в машинописном варианте на бумаге формата А4. Величину и вид шрифта, отступы от края страницы, межстрочные интервалы заявитель вправе выбирать сам с учетом удобства восприятия изложенной в документе информации. Все страницы устава нумеруются. При этом заявитель может выделить первый лист в качестве титульного (соответственно, он не нумеруется, и нумерация последующих листов начинается с цифры 2).

Юридический статус и требования к уставным документам некоммерческих организаций определяются законом «О некоммерческих…» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Согласно ст. 10 закона № 7 автономные некоммерческие организации создаются в целях оказания услуг гражданам в сфере науки, культуры, спорта, образования, здравоохранения и т. п. Принципиальным отличием АНО от прочих некоммерческих организаций является отсутствие участников (членов) организации. Источниками формирования имущества являются в основном имущественные взносы, вносимые учредителями и другими лицами на добровольных началах.

В силу ст. 52 ГК РФ, ст. 14 закона № 7 устав является обязательным документом для АНО, в котором определяются правовые основы ее деятельности. Устав утверждается учредителями АНО на общем собрании, причем нормы, содержащиеся в нем, обязательны для исполнения как учредителями, так и работниками.

Для удобства восприятия информации, изложенной в уставе, Минюст РФ рекомендует разбивать его на структурные разделы нескольких порядков. Наибольшей структурной единицей документа может быть раздел, глава или статья. Соответственно, в рамках данной структурной нормы документ разбивается на части или пункты.

  • название (полное и сокращенное), в котором должна быть обозначена организационная форма деятельности организации, а также цели ее функционирования;
  • место деятельности (юридический адрес);
  • цели деятельности (основные задачи, которые стоят перед организацией), а также предмет (способы достижения данных целей);
  • перечень органов управления организаций (собрание учредителей, а также исполнительные органы), их юридический статус, компетенция, порядок принятия решений;
  • сведения об отделениях (филиалах, представительствах), если таковые имеются (подробнее о статусе филиала и представительства читайте в нашей соответствующей статье);
  • условия приема в число учредителей, а также порядок выхода из их числа;
  • источники пополнения имущества организации;
  • порядок принятия решений при необходимости реорганизации или ликвидации;
  • порядок внесения корректив в устав организации.

При составлении документа необходимо помнить, что требования устава обязательны для всех участников. Так, решением Московского арбитражного суда от 23.06.2017 по делу № А40-42357/17 подтверждена правомерность установления в уставе требований к квалификации участников.

Читайте также:  Воз Статистика Самоубийств В 2022 В Разных Странах

После утверждения устава документы юридического лица передаются на регистрацию в Министерство юстиции. В п. 3 ст. 14 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ) определен перечень сведений, которые обязательно должны быть внесены в устав НКО. Это:

П. 3 ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ установил, что устав НКО корпоративной формы утверждается на учредительном собрании или конференции некоммерческой организации. К моменту их созыва проект документа должен быть подготовлен и разослан учредителям для одобрения и последующего утверждения.

В том числе они вносятся в случае изменения законодательства, регулирующего деятельность НКО. Ряд изменений, в частности в составе учредителей, смене юридического адреса, видов участников, отражению в уставе не подлежат, но информация о них должна быть внесена (и при необходимости изменена) в ЕГРЮЛ.

  • местонахождение (согласно п. 2 ст. 4 закона № 7-ФЗ оно совпадает с местом регистрации);
  • порядок управления (органы и их полномочия);
  • цели деятельности (некоммерческие) и конкретный предмет (виды деятельности, их перечень должен быть исчерпывающим, формулировка «и иные» недопустима);
  • сведения об обособленных подразделениях;
  • права и обязанности членов НКО, если членство как форма участия предусмотрено, то порядок вступления в членство и его прекращения;
  • сведения об имуществе НКО и источниках его возникновения, его судьба при прекращении деятельности;
  • описание символики организации;
  • процедуры по изменению документов.

Требования к содержанию уставов НКО хотят уточнить

Как отмечают разработчики, анализ правоприменительной практики выявил, что зачастую уставы НКО содержат сведения, фактически дублирующие положения закона. Предлагаемый законопроект призван решить данную проблему. Он направлен на оптимизацию требований к содержанию уставов некоммерческих организаций.

  • сведения о филиалах и представительствах НКО (т. к. они должны содержаться в едином государственном реестре юридических лиц),
  • положения, определяющие порядок внесения изменений в устав НКО (т. к. они дублируют порядок принятия соответствующего решения уполномоченным органом некоммерческой организации);
  • положения об источниках формирования имущества (т. к. они повторяют положения ст. 26 Закона о некоммерческих организациях);
  • положения о порядке внесения изменений в учредительные документы (т. к. они дублируют нормы Гражданского кодекса, определяющие порядок реорганизации и ликвидации всех юридических лиц и, в частности, отдельных организационно-правовых форм НКО).

Кроме того, законопроектом ст. 14 Закона о некоммерческих организациях и ст. 20 Закона об общественных объединениях приводятся в соответствие с положениями гл. 4 ГК РФ, содержащей общие требования к уставу юридических лиц и специальные требования к уставам некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм.

Устав некоммерческой общественной организации (НКО)

Устав общественной организации, согласно ст. 14 закона «О некоммерческих…» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, является ее учредительным документом. В нем определяются основные правила деятельности организации, обязательные для исполнения ее органами и всеми участниками. Перечень информации, которая должна содержаться в уставе некоммерческой организации, обозначен в п. 3 ст. 14 закона № 7.

Сам устав разбивается на обособленные части. При их обозначении можно использовать такие структурные единицы, как раздел, глава, статья, пункт. Нумерация статей и пунктов выполняется арабскими цифрами, нумерация разделов и глав (при наличии таковых) может выполняться также римскими.

Утверждается устав, в соответствии с требованиями ст. 14 закона № 7, на учредительном собрании членов общественной организации и в последующем вместе с другими документами (они перечислены в п. 5 ст. 13.1 закона № 7) подается в региональное подразделение Минюста РФ.

Если организация планирует вести ограниченную предпринимательскую деятельность (например, производить товары, оказывать услуги, осуществлять коммерческие операции с имуществом), используемые виды деятельности, согласно п. 2 ст. 24 закона № 7, должны быть перечислены в ее уставе.

Практикам следует помнить, что действующим законодательством не утверждено унифицированных форм для уставов организаций рассматриваемой организационно-правовой формы, поэтому при их составлении применяются общие правила юридической практики. Также при оформлении устава можно использовать рекомендации, размещенные на официальном сайте Минюста РФ.

Устав некоммерческого партнерства (органы управления: общее собрание, правление, ревизионная комиссия)

3.8. Оформление исключения или прекращения из состава Партнерства производится в течение _______ месяцев с момента представления необходимых документов или иных обстоятельств, указанных в п. 3.6.2 устава, по решению остающихся членов Партнерства, принятому на общем собрании Партнерства.

9.8. При ликвидации Партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между его членами в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами.

9.1. Партнерство может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Другие основания и порядок реорганизации Партнерства определяются статьями 57 — 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами.

2.2. Предметом деятельности Партнерства является охрана здоровья граждан (развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также иные, направленные на достижение общественных благ).

7.5. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Партнерства общим собранием избирается ревизионная комиссия в составе ___ членов сроком на ____ год (или года, или лет). Выбытие отдельных членов ревизионной комиссии, а также избрание ее новых членов не является основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель.

Юридический статус и требования к уставным документам некоммерческих организаций определяются законом «О некоммерческих…» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Согласно ст. 10 закона № 7 автономные некоммерческие организации создаются в целях оказания услуг гражданам в сфере науки, культуры, спорта, образования, здравоохранения и т. п. Принципиальным отличием АНО от прочих некоммерческих организаций является отсутствие участников (членов) организации. Источниками формирования имущества являются в основном имущественные взносы, вносимые учредителями и другими лицами на добровольных началах.

В силу ст. 52 ГК РФ, ст. 14 закона № 7 устав является обязательным документом для АНО, в котором определяются правовые основы ее деятельности. Устав утверждается учредителями АНО на общем собрании, причем нормы, содержащиеся в нем, обязательны для исполнения как учредителями, так и работниками.

1.7. АНО может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права в соответствии с целями деятельности АНО, предусмотренными уставом АНО, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Для удостоверения подписи на заявлении Р13014 нотариусу необходимо предоставить действующий устав, свидетельства о регистрации АНО, решение о назначении руководителя, решение (протокол) об утверждении устава, новый устав. Кроме того, необходимо при подписании заявления у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление). Подписывается заявление непосредственно при нотариусе, подписывать ранее его не нужно.

Подводя итоги, отметим, что нормы закона № 7, а также рекомендации Минюста РФ содержат все необходимые как нормативные, так и технические требования к уставу некоммерческой организации, что значительно упрощает работу с ним. Предложенная же нами статья и представленный выше образец устава АНО (подготовлен с учетом предложенных Минюстом РФ рекомендаций и отражает в себе требования как по юридико-техническому оформлению документа, так и к структуризации текста), надеемся, станут неплохим подспорьем для практиков в данном вопросе.

Adblock
detector