Краткая Характеристика Социально-Психологической Ситуации В Семье Опекаемого Ребенка

Характеристика семьи

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. Характеристика на семью является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

  1. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.
  2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.
  3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).
  4. Адрес, по которому проживают члены семьи.

Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.

Образец положительной характеристики на семью

У семьи Нестеровых стабильное материальное обеспечение. Родители работают и получают официальную заработную плату, ребенку за хорошую учебу и помощь по дому дают карманные деньги. Андрей обеспечен всеми необходимыми вещами – у него много игрушек, развивающих учебных принадлежностей, разнообразный выбор одежды. У ребенка есть своя комната, в которой он по просьбе родителей может самостоятельно навести порядок.

Алиса способный ребенок: умеет читать, писать и считать, занимается танцами. Во время занятий проявляет усидчивость и внимательность, редко отвлекается. Выстраивает дружелюбные отношения со сверстниками, имеет зачатки лидерских навыков. Хорошо развита память и эрудированность. Алиса с удовольствием играет в игры и выполняет поставленные задачи.

Девочка всегда приходит опрятной и аккуратно одетой, с красивой прической. Полностью себя обслуживает, самостоятельна, правильно пользуется кухонными принадлежностями. Родители вовремя привозят и забирают ребенка. Без уважительной причины не пропускают посещения МАДОУ.

Ребенок воспитывается в доверительных и заботливых отношениях. Родители следят за поведением и успеваемостью Василия, контролируют выполнение домашних заданий. Также, Василий посещает секцию по теннису и ходит на дополнительные занятия по французскому языку.

Семья Нестеровых характеризуется как полная с одним ребенком. Обязанности внутри семьи четко распределены в равных долях: отец глава и кормилец семьи, на нем лежат финансовые и воспитательные функции, мать главенствует на бытовом и психологическо-эмоциональном уровне.

Образец характеристики на неблагополучную семью

Данная семья проживает по адресу: … . Бытовые условия, в которых проживает (имя ученика), удовлетворительные. В квартире относительный порядок, регулярно проводится уборка, но требуется косметический ремонт. У (имя ученика) есть отдельная комната, где созданы все условия для занятий, подготовки домашнего задания. Кроме … в семье ещё двое детей. Старший брат ,…, обучается в … города …, младший брат, …, посещает детский сад.

У родителей нет единых требований к ребёнку, зачастую они не знают, где и с кем (имя ребенка) проводит своё свободное время. Режим дня не соблюдается. Родители были замечены в нетрезвом виде, поэтому семья находится в социально опасном положении. Это отрицательно сказывается на успеваемости ребенка. Нет постоянного контроля за успеваемостью ребенка в школе, за выполнением домашнего задания. У (имя ученика) нет мотивации к учёбе. Родители не проявляют интереса к успехам и неудачам ребенка. Вследствие этого, проблемы с учебой в школе. Родительские собрания чаще посещает отец. (Имя Отчество папы) адекватно реагирует на рекомендации и советы учителей.

  • трудностями установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденностью и недоверием к людям, отстраненностью от них, которая проявляется в разных вариантах: изоляции (стремлении уйти от общения), оппозиции (неприятии предложений, требований, исходящих от окружающих), агрессии (стремлении к разрушению отношений и предметной среды, к действиям, направленным на нанесение психологического или физического ущерба, вреда);
  • низким уровнем социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
  • слабо развитым чувством ответственности за свои поступки;
  • склонность к аддиктивному поведению – злоупотреблению психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ);
  • искаженным или суженным представлением о мире, незначительным багажом знаний, отсутствием учебной мотивации, значительными пробелами в школьной программе, несформированностью учебных навыков и умений. [27].

Бывает, что человек полностью или частично утрачивает способность к эмоциональным проявлениям, ему трудно устанавливать близкие и дружеские связи с окружающими, ему недоступны радость, любовь, творческий подъем; короткая жизненная перспектива – планирование своей жизни на небольшой отрезок времени: ребенок не представляет своего будущего, учебы, работы, собственной семьи.

Ситуацию обостряет еще одна проблема. Даже будучи изъятыми из семьи, дети по-прежнему продолжают горячо любить своих родителей, оправдывать свои поступки и поведение родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим во многом объясняются и трудности в адаптации к жизни в новых условиях, и невосприимчивость к воспитательным воздействиям, и закрытость для социального опыта, и отсутствие доверия к людям, окружающим их и заботящимися о них.

Подростки, находящиеся под опекой в результате лишения родителей родительских прав, часто характеризуется трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством и т.д.). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека. [21].

Таким образом, в особенностях поведения детей младшего школьного возраста, находящихся под опекой, обнаруживается определенная специфика, которую стоит определять не как простое отставание в психическом и социальном развитии, а как качественно иной характер его протекания.

Читайте также:  Как Заполнить 3 Ндфл За Ребенка При Продаже

ФИ учеников, 2004 года рождения, обучаются в данной школе с сентября 2010 г. Семья проживает в с. ….. в доме на две семьи и состоит из 5 человек: ФИО (опекун), брат Никита, сестра Алёна (совершеннолетние), опекаемые брат и сестра имена детей (учащиеся 9 класса). Опекун ФИО работает на…….. . Семья неполная; мать умерла, отец лишён родительских прав.

В ходе неоднократных посещений данной семьи было выявлено: условия проживания удовлетворительные, в доме чисто, тепло. Всегда есть что покушать. У подростков есть место для занятий. Сделан косметический ремонт в зале, комнате девочек, коридоре. Однако требуется замена межкомнатных дверей, замена окон в двух комнатах, электропроводки в доме; на кухне не подведена холодная вода.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

На огороде каждое лето выращиваются овощи, за грядками следят все члены семьи. В доме царит доброжелательная обстановка. Имена детей обеспечены всеми необходимыми вещами, школьными принадлежностями, посещают школьную столовую. В школу ходят всегда чистыми и опрятными.

  1. Наблюдать за семьей, проводить личные беседы с каждым из ее членов, наносить визиты и записывать итоги о проделанной работе.
  2. Наличие закона о семье.
  3. Отзывы о каждом из родителей от учителей (они подробно должны рассказать о жизни каждого из воспитанников) о том, какое отношение в семье к ребенку (детям) и справляются ли родители со своими обязанностями.
  4. Другие мнения.

Семья, в которой воспитывается девочка неполная. Родители в неофициальном разводе. Но отец всегда общается , занимается с девочками и материально поддерживает семью. Условия для проживания и воспитания в данной семье минимальны, так как семья с невысоким материальным достатком. . Мама нигде не работает. Единственный источник дохода — зарплата и пенсия отца и пенсия бабушки и дедушки.

Как и для всех видов подобных документов (от школы, для учащегося, для получения финансовой помощи, если речь идет про многодетную семью) она должна содержать определенный список требований (образец представляется). Характеристика должна быть составлена в корректной форме, сдержанной, конкретно описывать ситуацию в семье и написанной в настоящем времени от имени третьего лица. Все факты, которые содержит характеристика, описываются не на основании эмоций, а существующего положения вещей и реальной обстановки.

Бывают ситуации в жизни, связанные как с профессиональными, так и с социальными нюансами, когда для получения учреждением или частным лицом требуется характеристика на семью. Это официальный бланк документа, предоставленный с учебного заведения, рабочего места или из социальной организации, в котором охарактеризован отдельный гражданин или вся семья.

Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа: Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе. Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

Характеристика приемной семьи образец

В этой статье мы приведем пример характеристики на женщину – многодетную мать для награждения. Учтите, что каждый регион вправе самостоятельно устанавливать вид награды, основания для ее получения и перечень необходимых документов. В любом случае, характеристика на женщину – многодетную мать, включается в этот перечень всегда. Есть и федеральные награды – Орден Родительской славы, Орден святых Петра и Февроньи Муромских и т.д.

  • анкетные данные о родителе (ФИО, дата рождения, род и сфера занятости);
  • состояние здоровья (наличие или отсутствие заболеваний, которые оказывают влияние на работоспособность человека или влияют на психологическое самочувствие членов семьи);
  • выполнение материальной функции (наличие постоянного заработка, материальное состояние семьи в целом);
  • психологические характеристики и методы воспитания ребенка.
  1. Ф.И.О. матери, дата рождения, место жительства и с какого времени (обычно для награждения выдвигается условие о постоянном проживании в регионе не менее определенного количества лет)
  2. Ф.И.О. всех детей, в том числе усыновленных – в соответствии со свидетельствами о рождении
  3. Условия проживания семьи, методы воспитания
  4. Учебные успехи, дополнительное образование детей, возможно, место работы для достигших совершеннолетия
  5. Нравственные принципы воспитания
  6. Общественно-полезная деятельность

При подготовке проектов соглашений между администрацией муниципального образования Кимовский район и администрациями поселений отделом опеки и попечительства комитета по правовой работе администрации муниципального образования Кимовский район разработаны и внесены следующие предложения.

  • ценностные ориентации (какие сферы в жизни являются приоритетными для родителя);
  • характер общения с ребенком (авторитарность, демократизм, либеральность);
  • способ действия в конфликтных ситуациях (насилие, компромисс, избегание конфликтов);
  • выполнение функции эмоциональной поддержки ребенка, степень заинтересованности им;
  • черты характера родителя.

Неделько Валерия в начальную школу поступила в 2009 году из детского сада. Ребенок пришел в 1 класс хорошо подготовленным. За время обучения показала себя добросовестной, исполнительной ученицей. Валерия обладает твёрдой уверенностью в своих возможностях, действует успешно и правильно. Грамотно излагает свои мысли, владеет большим запасом слов.

В учебной деятельности проявляет активное участие. На уроках работает сосредоточенно, особенно интересуется такими предметами, как русский и немецкий языки, история и краеведение. Память развита, быстро запоминает и с удовольствием рассказывает рассказы, басни и стихи. Успеваемость по всем предметам 100%, имеет оценки «хорошо» и «отлично» по всем предметам. Без уважительной причины пропусков занятий нет.

Валерия обладает хорошими актерскими задатками, занимается в кружках: музыкальном «Веселые нотки», экологическом «Родничок», краеведческом «Истоки». Хорошо рисует. Физическое развитие соответствует возрасту. Посещает спортивную секцию «Юный спортсмен» и принимает участие в спортивных соревнованиях школы.

Данил принимает активное участие во всех школьных делах, в различных конкурсах, в том числе платных. В этом учебном году был ведущим на Торжественной линейке «Первый звонок» и на праздничном мероприятии, посвященном Дню матери. С интересом посещает краеведческий кружок «Истоки».

За время учёбы показал себя по-разному. Данил быстро включается в урок и долго может заниматься одним видом деятельности. Легко понимает инструкцию к заданиям и не нуждается в повторении. Легко улавливает главное. Может обобщить материал и сделать вывод. Запоминает быстро и прочно. Имеет богатый словарный запас. Умеет давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Не испытывает трудностей при усвоении нового материала. Но Данил не умеет планировать свою деятельность при выполнении домашних заданий, нуждается в постоянном контроле со стороны опекуна. Успеваемость по всем предметам 100%, имеет оценки «удовлетворительно» по большинству предметов. Без уважительной причины пропусков занятий нет.

Стоит отметить особенности волевой сферы приёмных детей. С одной стороны, эти дети могут показывать чудеса терпения и нечувствительности к боли. Падения и удары переносятся легко, без слёз и жалоб, а порой и вовсе не замечаются. Монотонность ожиданий и несложных действий тоже не выведет их из равновесия. Когда это не вступает в противоречие с другими их интересами, они могут подолгу раскачиваться, равнодушно сидеть наказанными в углу, вызывать раздражение других людей однообразными действиями.

Читайте также:  Размер пособия на погребение в 2022 году

С другой стороны – бесконечные требования, капризы и истерики, особенно первое время пребывания в семье, которые вводят замещающих родителей в ступор и отчаяние. Истерики происходят именно там, где отсутствует терпение и от ребёнка требуются дополнительные усилия, чтобы что-то делать или остановиться.

За годы выживания страдают и природные задатки. Часто бывает, что у приёмного ребёнка хорошо развиты образная и ассоциативная память, внимание, скорость реакции и другие психофизиологических свойства. Но, к сожалению, всё это – невостребованный потенциал, который ребёнок не научился грамотно использовать.

Другая крайность – дети, никогда и ни к кому не испытавшие привязанности. Их били и унижали. Они рано поняли для себя, что не имеют никакой ценности, а выжить и добиться успеха может только тот, кто умеет использовать силу и власть. «Кто сильнее, тот и прав» – это их принцип жизни. Такие дети поначалу могут показаться приёмным родителям вполне милыми и приятными, потому что они умеют играть на чувствах, манипулировать и лицемерить. Но через некоторое время новые родители начинают видеть в своём ребёнке эгоиста и потребителя, сталкиваться с агрессией, хамством и неприятием. Для этих детей не существует общепринятых рамок и правил. Они могут идти к своей цели напролом, не желая учитывать интересов и прав окружающих.

Если кровные родители были истеричны и крайне непоследовательны, то дети плохо ориентируются в проявлениях своих и чужих эмоций. Любое чувство и любая эмоция такими детьми испытываются по максимуму. Если ребёнок думает, что испытывает радость или любовь, то это должен быть крайний восторг или полное слияние. Если что-то расстроило или напрягло, то ребёнок может моментально впасть в ярость или испытывать крайнюю тревогу, страх. Когда такие дети считают себя виноватыми в чём-то, то чувство вины тоже захватывает их полностью и причиняет боль и страдание, съедая изнутри.

Характеристика на неблагополучную семью — правила составления, обязательные пункты, образец

Выявлением таких неблагополучных семей и работой с ними занимаются органы опеки. Если они делают вывод о том, что родители не выполняют своих обязанностей, возникает вопрос об изъятии ребенка из семьи. При таких обстоятельствах важную роль играет характеристика на неблагополучную семью.

  • с видимыми проблемами: когда родители имеют низкий социальный статус, употребляют спиртное, имеют доход ниже прожиточного минимума;
  • со скрытыми проблемами: внешне такие семьи не вызывают вопросов, производят хорошее впечатление, у них отсутствуют финансовые трудности. Но внутри их отношения между собой противоречат нормам поведения в обществе. Выявить такие случаи гораздо сложнее.

Важно знать, как понять, что семья является проблемной, и несовершеннолетнему опасно в ней находиться. Это можно заметить по внешнему виду, поведению и эмоциональному состоянию детей. В подобной семье родители не справляются со своими обязанностями по содержанию и воспитанию ребенка (детей), а отношения между ее членами нарушены.

После выявления неблагополучной семьи разрабатывается и применяется на практике комплекс мер, направленных на нормализацию жизни семьи и отношений в ней. Родителям помогают найти работу, с ними работают психологи и т.д. Самая жесткая из этих мер – изъятие ребенка из семьи и лишение отца и матери родительских прав. Она применяется в том случае, если остальные усилия социальных служб не принесли результата.

Безусловно, к вопросу о закреплении за семьей статуса неблагополучной подходить нужно очень взвешенно, всесторонне и объективно, изучив все обстоятельства. Это связано с тем, что отнесение к данной категории влечет за собой ряд негативных последствий. Но вместе с тем, нельзя недооценивать риски, связанные с нахождением ребенка в такой семье.

Краткая характеристика социально психологической ситуации в семье

Группы различаются по структуре и характеру отношений, которые существуют непосредственно между ее членами, в величине, по субъективному составу, качественным особенностям ценностей, правил и норм взаимоотношений, которые разделяют участники, межличностным отношениям, содержанию и целям деятельности.
Состав группы, который характеризуется именно ее членами, называется композицией. А размером называется количественный состав, т.е. композиция – это качественный состав.

  • указать личные данные каждого члена. Например: отец – Сидоро в Александр Константинович, возраст – 39 лет, образование – высшее (экономическое). Мать – Сидорова Наталья Леонидовна, Возраст – 37 лет, образование среднее специальное. Сын – Сидоров Алексей Александрович, возраст – 14 лет, образование – учится в школе;
  • описать структуру (функции защищенности, стабильности, открытая семья или скрытая, духовнаяиморальнаястороначленовсемьи, досуговая и рекреационная функции);
  • следующий пункт – психологический климат и совместимость по психотипу ее членов, т. е. характер, темперамент, положительные и отрицательные стороны каждого члена;
  • определение родительской позиции, в которой должны быть раскрыты цели взрослых членов семьи, проблемы в их достижении (указания способов их решения). Этоэтапсчитаетсяоднимизглавныхвпроцессеформированияхарактеристики;
  • в завершающей части составления важную роль играет поведение и позиция ребенка (детей) в семье. Четко отмечаются его степень доверия к взрослым (родителям), цели и стремления, способы их реализации, его успехи как учащегося и общее психологическое состояние здоровья.
  • Первый этап — знакомство, составление акта обследования жилищно-бытовых условий, беседа о воспитании ребенка, о его успехах (или неуспехах) в школе, о поведении и общественных нагрузках.
  • Далее к работе подключаются специальные психолого-педагогические службы, которые пытаются установить контакт со всеми членами семьи.
  • Следующий этап — выявление существующих семейных проблем, причин их появления и внутренних ресурсов неблагополучной семьи.
  • Далее, если возможно, организация необходимой помощи семье, рассмотрение стимуляции родителей к самопомощи.

Психологическая обстановка в семье устойчивая/не устойчивая, напряженная/не напряженная, стабильная/не стабильная. Родители/мать/отец проводят достаточно/много/не достаточно времени с ребенком, контролируют выполнение домашних заданий/совместно занимаются *видом деятельности*/не занимаются воспитанием ребенка/допускают ошибки в воспитании, вследствие чего ребенок является педагогически-запущенным, что выражается в конфликтности/агрессии/раздражительности/негативизме в оценке действительности и т.д.

    наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут меняться в процессе развития семьи; частичное различие в интересах и установках членов семьи; наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье; включенность в семью представителей нескольких поколений и большой срок близкого знакомства между ее членами; многосторонность и значимость семейных отношений и их взаимосвязь;
  • особая открытость, уязвимость членов семьи.

Краткая Характеристика Социально-Психологической Ситуации В Семье Опекаемого Ребенка

Но вопрос неоднозначен не только в аспекте кровной / некровной опеки, но и в оценке психологического благополучия самой семьи ребенком и влияния ситуации утраты родительского попечения. Именно вопрос о влиянии на благополучие ребенка в опекунской семье обстоятельств утраты родительского попечения и в случае, если биологические родители живы, наличия / отсутствия контактов с ними, является предметом нашего исследования.

В-четвертых, само понятие благополучия подразумевает экономическую стабильность семейной системы, которая с трудом достигается бабушкой-опекуном, как правило, находящейся в пенсионном возрасте и уже не работающей. В связи с этим ребенок может оценивать благополучие своей семьи в ракурсе возможностей реализации своих потребностей и нужд, что неизменно будет склонять его в сторону оценки своей семьи как менее благополучной. В-пятых, сложность осуществления воспитательных функций бабушкой-опекуном может быть опосредована ее состоянием здоровья, что также накладывает ограничения на функционирование семейной системы.

Подводя итоги исследования факторов оценки опекаемыми детьми семейного благополучия в кровных и некровных опекунских семьях, можно утверждать, что контакты с родителями, лишенными родительских прав или отказавшимися от детей, приводят к более низким оценкам опекаемыми детьми семейного благополучия опекунских семей.

Читайте также:  Как Проверяют Справки О Зарплате Для Субсидий

С другой стороны, кровные опекунские семьи оцениваются ребенком как более благополучные в сравнении с семьями некровной опеки в случае гибели родителей. Очевидно, что кровная опекунская семья в такой ситуации психологически сплачивается переживанием общего горя, эмоции ее членов понятны друг другу, причины опеки также очевидны всем. Более того, снимается проблема нестабильной ролевой идентичности и родительской неуспешности бабушки-опекуна.

Наименьшие оценки семейному благополучию дают дети из семей кровной опеки, общающиеся со своими родителями. В целом, опекаемые дети, чьи родители живы, оценивают семейные отношения достоверно как менее благополучные в случае, если контакты с биологическими родителями сохраняются, в сравнении с детьми, которые не имеют таких контактов, независимо от формы опеки (t=2,03, р=0,05).

В этой части документа составитель описывает все проведенные с семейством работы. Здесь прописываются не только действия самого составителя, но и работа психолога, социального педагога, медработника и других специалистов. К таким видам работ относятся тренинги, консультации, семинары, беседы и др.

5. Формальная или фактическая роль в воспитании. Воспитывать фактически может один из родителей или оба родителя одновременно. Возможно, что взрослые воспитывают только формально, в то время как фактическое воспитание ложится на плечи бабушки или дедушки, а то и самих детей.

  1. Проведение беседы непосредственно с учеником, о семье которого заполняется бумага. Наблюдение за его поведением, насколько он стабилен, станет важным подспорьем, позволяющим выявить тревожные знаки, указывающие на возможное семейное неблагополучие. В ходе проведения беседы используются определенные психологические методики, помогающие составить оценку восприятия ребенком внутрисемейного климата, сложившейся ситуации, устойчивость родственных связей.
  2. Посещение места жительства ячейки общества. По итогам посещения составляется акт осмотра жилищных условий.
  3. Беседа с родителями ученика. Данный этап позволяет взглянуть на отношения между ребенком и родителями, понять, проявляют ли взрослые заботу о нем. Оценку данного фактора позволяет составить частота посещения взрослыми родительских собраний, участие их в жизни школы, проверка дневника.

3. Составления отзывов о каждом из родителей. Для написания отзывов такого плана потребуется сбор мнений учителей, которым понадобится описать, активно ли участвуют мама и папа в жизни дитяти, хорошо ли справляются родители со своими обязанностями.

При составлении бумаги необходимо учитывать определенные требования. Важнейшим критерием при заполнении документа и вынесении выводов относительно положения вещей в конкретной семье является объективность, особенно если речь идет о семье неблагополучной.

Неблагополучная семья: характеристика

Чаще всего в таких семьях наблюдается полная антисанитария, материальное положение оставляет желать лучшего, дети голодают, страдают не только физически, но и психологически. Характеристика неблагополучной семьи неутешительная, поэтому необходимо обратить на неё внимание и, если не поздно, помочь выбраться из этой ситуации.

Если у семьи проблемы из-за нехватки финансов, тогда подаётся заявление о рассмотрении помощи в этом направлении. Наркоманов и алкоголиков принудительно отправляют на лечение, а тем временем детей забирают в детский дом на временное попечение государства.

Будущее каждого человека зависит от семьи, в которой он вырос. Здесь закладывается развитие, воспитание, здоровье, мышление и многое другое. Только от семьи зависит, каким вырастет ребёнок, какими будут его взгляды на жизнь. Всё это исходит в первую очередь от самых близких и родных людей – родителей. Именно они должны учить ребёнка любить труд, хорошо относиться к окружающим, природе, быть самостоятельным и вести себя адекватно.

Семья – первое место, где дети приобретают опыт, навыки и умения. Поэтому родителям необходимо обращать внимание в первую очередь на себя и на своё поведение, а не на ребёнка, который пока только наблюдает за взрослыми и учится плохому или хорошему у самых близких и родных ему людей.

Сразу не всегда можно определить, какая та или иная семья. Дети хорошо одеты, культурные, родители на вид нормальные. А вот что творится в душе ребёнка, не каждый знает. Именно поэтому в современном мире можно увидеть в каждом учебном учреждении психолога, который работает с детьми. И это ещё не всё.

Краткая характеристика социально психологической ситуации в семье

Организация единого реабилитационного пространства для детей, оставшихся в силу различных обстоятельств без попечения родителей, является важной гуманистической задачей. Мы понимаем эту задачу как последовательное преемственное системное сопровождение ребёнка на каждом этапе его встреч с помогающими взрослыми, действующими взаимозависимо и эффективно на благо ребёнка.Определение сущности социально – педагогического обеспечения гарантий прав и законных интересов ребёнка в условиях сиротского учреждения может быть представлено с точки зрения социальной и педагогической составляющих. При этом надо отличать смысл понятий, которые используются для обозначения действий по обеспечению социальных условий для жизнедеятельности и суть терминов, которые используются для обозначения действий по обеспечению педагогических условий для воспитания личности, формирования и развития её отношений к разным сторонам жизни и деятельности. В Федеральном Законе от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» зафиксированы понятия: ребёнок и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социальная адаптация и социальная реабилитация, содействие в реализации и защите прав и законных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом гарантом выступает государство, создавая законодательную основу для определённой роли родителей и организаций, которые содействуют осуществлению ребёнком своих прав и участвуют в их защите. В законе,прежде всего, обозначена ответственность специалистов учреждений государственной инфраструктуры за создание условий для реализации прав и законных интересов данных категорий детей, а если требуется, и за те меры, которые способствуют защите его прав. Указанным Федеральным законом определены следующие понятия:

    наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут меняться в процессе развития семьи; частичное различие в интересах и установках членов семьи; наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье; включенность в семью представителей нескольких поколений и большой срок близкого знакомства между ее членами; многосторонность и значимость семейных отношений и их взаимосвязь;
  • особая открытость, уязвимость членов семьи.

это такие особенности ее жизнедеятельно­сти, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенно­сти личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешатель­ство других членов семьи и т. д.).

Функции семьи.. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Семьи обучающегося _______________________________________________ Мать _____________________________________________________________ Отец _____________________________________________________________ Опекун (попечитель) ______________________________________________ Адрес проживания семьи ___________________________________________ Состоящей на учете _______________________________________________ (дата постановки, основание, причины) __________________________________________________________________ В ходе проведения индивидуальной профилактической работы _________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________, а также по представлению _________________________________________ (ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки (попечительства) предлагаем семью __________________ с внутришкольного учета снять.

Adblock
detector