Личная Тайна Рб

Определение порнографического материала содержится в постановлении Министерства культуры от 08.05.2007 №18 «Об утверждении Инструкции о порядке выпуска, тиражирования, показа, проката, продажи и рекламирования эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию, а также продукции сексуального назначения и признании утратившим силу постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 13 апреля 2000 г. № 8п».

Ранее в гражданском праве БССР была отдельная статья, которая регламентировала и охраняла право на изображение. Другими словами нигде нельзя было напечатать лицо человека без его согласия. Сейчас такой статьи нет, поэтому этот вопрос регулируется через нематериальные блага.

— Согласно ч.1 ст.179 УК незаконное распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия, повлекшее причинение вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего, наказывается общественными работами, или штрафом, или арестом

Случай: Минскую блогершу обязали выплатить 20 базовых величин за оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей. В суд подал заявление сотрудник правоохранительных органов по охране Минского метрополитена, который не пустил девушку в метро, сочтя ее нетрезвой. Эту историю девушка выложила в сеть, весьма эмоционально расписав на своей страничке с оскорблениями в адрес правоохранительных органов, а в дополнение еще прикрепила фото, на котором был запечатлен тот самый милиционер. Сотрудника правоохранительных органов оскорбили и грубые слова, указанные в протоколе, и сам факт появления его фотографий к столь гневной записи.

Также ст.40 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» содержит некоторые ограничения по использованию изображений физических лиц в СМИ. «Распространение в средствах массовой информации материалов, подготовленных с использованием аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки физического лица без его согласия, допускается только при принятии мер против возможной идентификации данного лица посторонними лицами, а также при условии, что распространение материалов не нарушает конституционных прав и свобод личности и необходимо для защиты общественных интересов, за исключением случаев распространения таких материалов по требованию органа уголовного преследования, суда в связи с производством предварительного расследования, судебным разбирательством»

Личная неприкосновенность

В соответствии со статьей 25 Конституции Республики Беларусь государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.

Жалобы на пытки (или иное жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение с задержанными лицами) должны быть должным образом и незамедлительно расследованы (Макбрайд. Дж. Проблема предварительного заключения в регионе ОБСЕ / Дж. Макбрайд; Обзорная конференция ОБСЕ, сент. 1999 г., Справочный документ БДИПЧ 1992. — Варшава, 1999. – с.53). Любое подобное заявление требует тщательной ведомственной и прокурорской проверки.

В мире не существует государств, которые бы не старались сделать вид, что насилия у них не происходит. В странах, где сильно верховенство права (правовая доктрина, согласно которой никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушение) могут быть единичные случаи насилия. Но в тех странах, где принцип верховенства права нарушается или законны репрессивны, там пытки становятся системными и широко распространены, несмотря на то что все государства согласились их уничтожить.

Право на свободу и личную неприкосновенность является одним из основных прав человека, гарантируемых как международно-правовыми актами о правах человека (в частности, статьей 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят в г. Нью-Йорке 16.12.1966) и статьей 5 Конвенции Совета Европы N 5 «О защите прав человека и основных свобод

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2013 N 996 утверждены Правила содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание. Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 08.08.2007 N 194 утверждены Правила внутреннего распорядка специальных учреждений органов внутренних дел, исполняющих административное взыскание в виде административного ареста.

Разглашение данных

В законодательстве для обозначения личной информации граждан используются различные термины: «информация о частной жизни», «информация о личной жизни», «персональные данные», «личные данные», «охраняемая законом тайна», «личная тайна», «семейная тайна» и др. В большинстве случаев выделение указанных категорий информации направлено на закрепление определенных гарантий и запретов на использование такой информации (необходимость получения согласия лица на использование личных сведений, запрет их разглашения и др.), нарушение которых может повлечь соответствующие меры ответственности. Так, например, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее- КоАП) не содержит общих норм об ответственности за разглашение персональных данных или сведений о частной или личной жизни лица.

Использование карточки – совершение держателем карточки с применением карточки либо ее реквизитов действий, в результате которых осуществляются безналичные расчеты, выдача наличных денежных средств держателю карточки и (или) внесение наличных денежных средств держателем карточки, а также предоставляются информационные и иные услуги в зависимости от технологий, используемых участниками платежной системы.

Сейчас банки предлагают различные варианты защиты карточек от несанкционированных списаний (например, 3D-Secure или CVV2/CVC2 код). 3D-Secure – данная технология позволяет дополнительно защищать держателя карточки от несанкционированных списаний и делает процесс проведения платежей в Интернете более безопасным. Безопасность совершения операций обеспечивается за счет обязательного ввода держателем карточки одноразового пароля в процессе совершения платежа. Данный пароль автоматически высылается банком в SMS-сообщении на номер мобильного телефона, зарегистрированного держателем карточки к услуге. Как правило, указать номер мобильного телефона для получения одноразовых платежей можно с помощью банкоматов или с помощью услуги Интернет-Банк без взимания вознаграждения. Если пароль введен неверно, система попросит повторить введение пароля снова.

Коммерческая тайна- сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны. Что это за требования?

Лицо, ознакомившееся со сведениями, составляющими коммерческую тайну, в результате случайности либо какого-либо действий другого лица, которое не имело права предоставлять доступ к коммерческой тайне, о чем лицо, ознакомившееся с такими сведениями, не знало и не должно было знать, считается добросовестным приобретателем сведений, составляющих коммерческую тайну. По требованию владельца коммерческой тайны лицо, являющееся добросовестным приобретателем этих сведений обязано принять необходимые меры по обеспечению конфиденциальности этих сведений. Такой мерой может быть гражданско-правовой договор, который будет предусматривать обязательства по обеспечению конфиденциальности сведений, которые составляют коммерческую тайну. При этом добросовестный приобретатель сведений в праве требовать от владельца коммерческой тайны возмещения издержек, которые связаны с принятием таких мер.

Личная Тайна Рб

Несмотря на схожесть данных определений (и там и там говорится про возможность идентификации лица), определение в Законе о персональных данных видится значительно более широким. К персональным данным относится не только информация, которая сама по себе идентифицирует лицо (это, в основном, ФИО, место жительства и другая информация о лице, которое уже фактически идентифицировано), но и другие сведения, которые сами по себе не идентифицируют лицо, но в комбинации с иными сведениями могут лицо идентифицировать. Например, номер банковской карточки, сведения о месте работы, имуществе, информация о привычках и др.

  • назначение оператором (уполномоченным лицом), являющимся государственным органом, юридическим лицом Республики Беларусь, иной организацией, структурного подразделения или лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных;
  • издание оператором (уполномоченным лицом), являющимся юридическим лицом Республики Беларусь, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, документов, определяющих политику оператора (уполномоченного лица) в отношении обработки персональных данных;
  • ознакомление работников оператора (уполномоченного лица) и иных лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства о персональных данных, в том числе с требованиями по защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора (уполномоченного лица) в отношении обработки персональных данных, а также обучение указанных работников и иных лиц в порядке, установленном законодательством;
  • установление порядка доступа к персональным данным, в том числе обрабатываемым в информационном ресурсе (системе);
  • осуществление технической и криптографической защиты персональных данных в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, в соответствии с классификацией информационных ресурсов (систем), содержащих персональные данные.

Развитие информационных технологий и увеличение мощности и функционала различных электронных устройств, вместе с переводом значительной части жизнедеятельности населения (общение, просмотр фильмов, покупки и др.) в онлайн пространство привели к беспрецедентному увеличению объема персональной информации, которая находится в сети Интернет. Это, в свою очередь, обуславливает и соответствующую эволюцию самого понятия «персональных данных», которое необходимо приспосабливать под изменяющийся мир. В целом можно отметить тенденцию постепенного расширения количества информации, подпадающей под определение персональных данных, поскольку с развитием информационных технологий появляется возможность связывать с лицом все более разрозненные частички данных.

Ответственность по рассматриваемой норме наступает лишь за два действия, а именно — сбор или предоставление. Сбор персональных данных предполагает собирание, получение таких данных независимо от того, от кого получаются такие данные и на какой основе (возмездно или безвозмездно). Предоставление персональных данных, в свою очередь, согласно Закону о персональных данных представляет собой действия, направленные на ознакомление с персональными данными определенных лица или круга лиц.

Сведения о частной жизни, которые обрабатываются без использования средств автоматизации (например, вручную) и без создания системы поиска (например, систематизированных картотек), либо сведения о частной жизни, которые предназначены для личного, семейного, домашнего и иного подобного пользования (например, письма, справочник контактов в телефоне или список e-mail в почтовом браузере), будут подпадать лишь под правовой режим информации о частной жизни.

Личная Тайна Рб

К сведениям, составляющим личную или семейную тайну, относятся данные, по мнению лица, которого эти сведения касаются, не подлежащие разглашению. К таким сведениям могут относиться: данные о личности, месте ее пребывания, ее жилище, о родных и близких; тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; тайну усыновления, банковских вкладов и счетов, завещания; адвокатскую и врачебную тайну; тайну исповеди. В то же время не могут составлять тайну сведения, ранее уже опубликованные тем или иным способом, ставшие известными неопределенно большому кругу лиц. Потерпевшим является любое гражданское лицо, неприкосновенность частной жизни которого нарушена без его согласия.

Распространение сведений о частной жизни лица заключается в сообщении (разглашении) их одному или нескольким лицам в устной, письменной или иной форме и любым способом (в частности, путем передачи материалов или размещения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»). Однако стоит учитывать, что собирание или распространение таких сведений в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если сведения о частной жизни гражданина ранее стали общедоступными либо были преданы огласке самим гражданином или по его не может повлечь уголовную ответственность.

Охрана гарантированных статьей 23 Конституции Российской Федерации прав каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, обеспечивается в том числе путем установления уголовной ответственности за нарушение этих прав в нормах статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Охрана гарантированных статьей 23 Конституции Российской Федерации прав каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, обеспечивается в том числе путем установления уголовной ответственности за нарушение этих прав в нормах статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации.

К сведениям, составляющим личную или семейную тайну, относятся данные, по мнению лица, которого эти сведения касаются, не подлежащие разглашению. К таким сведениям могут относиться: данные о личности, месте ее пребывания, ее жилище, о родных и близких; тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; тайну усыновления, банковских вкладов и счетов, завещания; адвокатскую и врачебную тайну; тайну исповеди. В то же время не могут составлять тайну сведения, ранее уже опубликованные тем или иным способом, ставшие известными неопределенно большому кругу лиц. Потерпевшим является любое гражданское лицо, неприкосновенность частной жизни которого нарушена без его согласия.

Читайте также:  Инструкция По Расчету Месячной Тарифной Ставки Рабочего 1 Разряда В Строительстве

Верховный суд уточнил, что является нарушением тайны переписки

«Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений признается нарушенной, когда доступ, как к их содержанию, так и к информации о самих фактах переписки, переговоров, сообщений, совершен без согласия лица, чью тайну они составляют», – говорится в проекте пленума Верховного суда. Нарушением тайны телефонных переговоров является незаконный доступ к данным о входящих и исходящих звонках. Речь идет в том числе и о времени, дате, продолжительности контакта, телефонных номерах и прочей информации, которая позволяет установить личность абонента.

При этом Верховный суд не считает нарушением тайны ознакомление с фактом или содержанием переписки (переговоров) при наличии согласия хотя бы одного из лиц, участвовавших в общении. Однако если после ознакомления с информацией были распространены без согласия сведения о частной жизни гражданина, личная или семейная тайна, то действия виновного лица подпадают под статью 137 УК (нарушение неприкосновенности частной жизни).

Как законно читать чужую переписку

Или другой пример. Менеджер отдела продаж оператора мобильной связи решила заработать и получила данные о детализации телефонных переговоров четырех человек, а затем отправила их постороннему человеку. Поскольку обвиняемая использовала для получения данных свое служебное положение, ее действия квалифицировали по части 2 статьи 138 уголовного кодекса. Суд признал девушку виновной и назначил наказание — штраф 100 000 Р .

Конфликты супругов редко переходят в судебные разбирательства. Но вот реальный пример из суда. Гражданин выступал посредником между желающими купить сведения о телефонных переговорах и сотрудниками оператора сотовой связи, которые эти сведения готовы были продать. В итоге его признали виновным и приговорили к 460 часам исправительных работ.

Но реальное лишение свободы по этой статье — редкость, да и уголовные дела по ней суды рассматривают нечасто. По данным судебного департамента, в 2020 году по этой статье осуждены 84 человека. Из них ни одного не приговорили к реальному лишению свободы — суды ограничились условными сроками, штрафами и исправительными работами.

Если договорились. Закон защищает тайну переписки, но если ее участники готовы добровольно предоставить к ней доступ, то и нарушения не будет. Например, супруги решили завести общий аккаунт в соцсети и договорились, что будут вместе читать все сообщения. Другой пример — один из супругов в порыве ревности просит другого показать переписку в телефоне. Если ему покажут переписку добровольно, без принуждения, то нарушения тоже нет.

Нарушение неприкосновенности частной жизни. Если собирать чужие письма целенаправленно — например, регулярно делать скриншоты с экрана компьютера, где видна история браузера, вытаскивать письма из почтового ящика и копировать их, а потом передавать сведения другим людям или выкладывать в общий доступ, — ответственность наступает по статье 137 уголовного кодекса «Нарушение неприкосновенности частной жизни». Санкция — от штрафа до 200 000 Р до лишения свободы на срок до 4 лет для тех, кто совершил преступление с использованием служебного положения.

В статье 24 Конституции РФ в развитие данного права закреплено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» обработка персональных данных, в том числе и сведений о частной жизни лица, включая их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение, может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных. При этом операторы персональных данных и третьи лица, получающие доступ к персональным данным, должны обеспечивать конфиденциальность таких данных. В случае наличия данных о частной жизни лица, а также иной информации, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, у органов государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с соответствующими документами и материалами, если иное не предусмотрено законом.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.».

Частная жизнь, личные и семейные тайны охраняются законом. В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна усыновления (ст. 139 СК РФ, ст. 155 УК РФ); тайна исповеди (Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»); тайна денежных вкладов, тайна завещания и т.д.. Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за: разглашение тайны усыновления против воли усыновителя (ст. 155); разглашение данных предварительного следствия и дознания, если соответствующий участник процесса был предупрежден об этом (ст. 310 УК РФ); нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 ); нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (ст. 138 УК РФ); нарушение неприкосновенности жилища — незаконный обыск, незаконное выселение и иные нарушения этого права (статья 139 УК РФ). Уголовно-процессуальный кодекс РФ ограничивает возможности следственных органов при вторжении в частную жизнь человека — все эти действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с санкции прокурора. Лица, проводящие следственные действия (в частности, обыск), обязаны принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе этих действий обстоятельства частной жизни лиц, их личная или семейная тайна.

Неприкосновенность семейной жизни — это ограничения на вмешательство в семейные дела, в личные отношения с другими людьми. Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимущественные отношения, существующие в семье и другие сведения. Право на личную и семейную тайну означает, что член семьи может требовать неразглашения соответствующих сведений, а также распоряжаться соответствующей информацией по своему усмотрению либо с согласия других членов семьи.

В соответствии со ст. 86 Трудового кодекса РФ работодатель не имеет права получать и обрабатывать данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни без его письменного согласия, если это не связано с трудовыми отношениями.

С учетом проведенного исследования можно говорить следующее:
Под личной информацией следует понимать совокупность сведений, относящихся к конкретному человеку, и включающую информацию о его частной жизни (сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья и др.), а также персональные данные. Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому право на защиту от незаконных действий посторонних лиц в отношении его личной информации.
В Законе об информации перечень мер по защите информации, а также перечень прав и обязанностей субъектов-носителей информации чрезмерно обобщены и требуют законодательной доработки.
Основы правовой защиты личной информации заложены в статье 28 Конституции Республики Беларусь. Конституционная гарантия запрета незаконного вмешательства в личную жизнь, реализуется и других нормативных правовых актах: УПК, Законе об ОРД, Законе о почтовой связи и ряде других.
Способы защиты личной информации могут быть реализованы в той либо иной форме защиты. Формы защиты можно дифференцировать на две ее разновидности: юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты предполагает обращение лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены неправомерными действиями третьих лиц, в компетентные органы, которые уполномочены на рассмотрение юридических дел той либо иной принадлежности и на принятие по ним юридически обязательных решений. Неюрисдикционная форма защиты предполагает защиту нарушенного права или охраняемого законом интереса посредством осуществления самостоятельных действий управомоченного лица, совершаемых им с применением дозволенных законом юридических средств без обращения в компетентные органы. В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий и специальный порядок защиты.
Вопросы ответственности за нарушения законодательства в сфере оборота личной информации нашли отражение в ряде кодексов: УК, КоАП, ГК. Также необходимо отметить, что за нарушение указанного законодательства, если оно связано со служебной деятельностью, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Выполнение данной работы позволило автору, как выявить проблемы в сфере реализации защиты личной информации, так и сформулировать некоторые рекомендации по их разрешению:
1. Дать легальное определение понятию «личная информация». Утвердить соответствующий перечень относящихся к ней сведений.
2. Утвердить перечень сведений, относящихся к тайне личной жизни.
3. Определить порядок обращения с персональными данными вне реестра.
4. Отдельно от общих мер защиты информации определить перечень мер по защите личной информации: правовые, организационные, технические, частные. Определить порядок их реализации.
В связи с наличием изложенных выше проблем и малой систематизацией законодательства в области защиты личной информации, автор полагает, что в отношении личной информации назрела необходимость принятия комплексного нормативного правового акта (желательно кодифицированного), который однозначно устанавливал бы содержание личной информации и урегулировал бы правовые вопросы, связанные с обращением персональных данных, обеспечением тайны личной жизни, реализовав тем самым одноименное конституционное право граждан.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на со¬стояние политической, экономической, оборонной и других составляющих без¬опасности любого государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития [28, С.62 ], а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность и неприкосновенность личности.
Гарантированные белорусским государством право каждого на защиту от неправомерного вмешательства в частную жизнь обуславливают особое значение защиты информации о его частной жизни и персональных данных.
Однако, несмотря на важность вопросов защиты личной информации, комплексные труды отечественных ученых по ним отсутствуют, что способствует на сегодняшний день особой актуальности данной тематики.
По этой причине тема: «Защита личной информации» была выбрана автором в качестве предмета курсового исследования.
Цель курсовой работы: комплексный анализ механизма реализации защиты личной информации.
Поставленная цель обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
— определить правовую сущность личной информации;
— установить значение защиты личной информации;
— определить меры по защите личной информации;
— рассмотреть виды ответственности за нарушение законодательстве в сфере обращения личной информации;
— выявить основные проблемы и предложить решения по усовершенствованию защиты личной информации.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и российских авторов: Бачило И.Л.[1], Копылова В.А.[12], Городова О.А.[3], (теоретические вопросы информационной безопасности), Пискуновой Ю.В.[24], Палъчиковской О.А.[21] (защита личной тайны), Просвирнина Ю.Г.[27], Данилкович М.Л.[6], Занина К.А.[7] (обеспечение защиты персональных данных), Малеиной М.Н.[13], Перовой Н.А[23] (тайна и неприкосновенность персональных данных), Микулича Н.Д. (вопросы криптографии) и др.
При подготовке курсовой работы использовались нормативные правовые акты (положения Конституции Республики Беларусь, Законов и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь), а также общетеоретическая и специальная литература.
Курсовая работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части (состоящей из трех глав), заключения, списка использованных источников. Объем работы составляет — 40 листов; использовано 30 источников.

Основы правовой защиты личной информации заложены в статье 28 Конституции Республики Беларусь, согласно которой каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.
Указанная гарантия реализуется посредством установления государством определенного порядка обращения с личной информацией, ограничений, запретов, прав и обязанностей должностных лиц государственных органов, субъектов хозяйствования и граждан.
В частности, ст.17 Закона об информации устанавливает, что информация о частной жизни физического лица и персональные данные (т.е., личная информация), относятся к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
Никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляются с согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Порядок получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения и предоставления информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользования ими устанавливается законодательными актами Республики Беларусь (ст.18 Закона).
Глава 7 Закона содержит общие положения о защите информации.
Права и обязанности обладателей, пользователей информации, а также собственников информационных ресурсов, программно-технических средств, информационных систем и информационных сетей, владельцев программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей, информационных посредников, оператора информационной системы определяются главой 8 Закона об информации.
Конституционная гарантия запрета незаконного вмешательства в личную жизнь, реализуется и других нормативных правовых актах: Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – УПК), Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД), Закон Республики Беларусь
15 декабря 2003 г. № 258-З «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) и ряде других.
Так, например, согласно ст.13 УПК каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений. Никто не может при производстве по материалам и уголовному делу быть лишен указанного права или ограничен в нем иначе как по основаниям и в порядке, установленным настоящим Кодексом.
Обыск, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи, прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров могут производиться лишь в случаях и порядке, предусмотренных УПК [29].
Статья 6 Закона об ОРД запрещает органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну граждан и (или) иные их права и законные интересы и стали известны при проведении оперативно-розыскных мероприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь [16]. Соблюдение прав и свобод личности является одним из принципов осуществления оперативно-розыскной деятельности (ст.4).
Тайна почтовой связи гарантируется государством. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны почтовой связи. Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях и их содержании и иные сообщения, входящие в сферу деятельности операторов почтовой связи, являются тайной почтовой связи и могут выдаваться только отправителям, адресатам или их законным представителям, а также государственным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами (ст.13 Закона о почтовой связи [18]).
Личная информация является охраняемой информацией и, соответственно, относится к объектам гражданских прав (ст. 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь [5] (далее – ГК)).
По этой причине относительно определения способов правовой защиты личной информации необходимо, по нашему мнению, исходить из положений ст.11 ГК, т.е. способы правовой защиты личной информации следует соотносить со способами защиты гражданских прав. Согласно ст.11 ГК защита гражданских прав осуществляется путем:
1) признания права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
4) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности;
5) признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
6) самозащиты права;
7) присуждения к исполнению обязанности в натуре;
8) возмещения убытков;
9) взыскания неустойки;
10) компенсации морального вреда;
11) прекращения или изменения правоотношения;
12) неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
13) иными способами, предусмотренными законодательством.
Необходимо отметить, что применение одного способа защиты не исключает одновременного применения и других способов.
Способы защиты личной информации могут быть реализованы в той либо иной форме защиты.
Полагаем, что при рассмотрении вопроса о защите личной информации вполне уместно использование, получившей признание и распространение, главным образом в научном обиходе, терминологической дифференциации форм защиты на две ее разновидности: юрисдикционную и неюрисдикционную [4].
Их основное отличие состоит в том, что юрисдикционная форма защиты предполагает обращение лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены неправомерными действиями третьих лиц, в компетентные органы, которые уполномочены на рассмотрение юридических дел той либо иной принадлежности и на принятие по ним юридически обязательных решений. Неюрисдикционная форма защиты предполагает защиту нарушенного права или охраняемого законом интереса посредством осуществления самостоятельных действий управомоченного лица, совершаемых им с применением дозволенных законом юридических средств без обращения в компетентные органы (обращение в редакцию с требованием опровержения, опубликованных ранее, недостоверных сведений).
В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий и специальный порядок защиты.
Для общего порядка характерна реализация субъективного права на защиту путем обращения управомоченного лица в судебные органы по подведомственности.
Специальный порядок защиты, именуемый также административным, применяется в случаях, предусмотренных законом. К специальному порядку защиты следует отнести обращение физического лица, права которого в сфере личных прав нарушены незаконными действиями третьих лиц, в органы внутренних дел, прокуратуру.
Как видим, содержание формы защиты раскрывается через тот или иной порядок осуществления защиты: для юрисдикционной формы — судебный и административный, а для неюристикционной – самостоятельные действия заинтересованного лица (самозащита и иные не противоречащие закону действия).
Судебный порядок защиты характеризуется реализацией права на защиту посредством обращения заинтересованного лица в суд, который, исходя из объекта защиты, использует различные процессуальные формы.
Таким образом, основы правовой защиты личной информации заложены в статье 28 Конституции Республики Беларусь. Конституционная гарантия запрета незаконного вмешательства в личную жизнь, реализуется и других нормативных правовых актах: УПК, Законе об ОРД, Законе о почтовой связи и ряде других. Способы защиты личной информации могут быть реализованы в той либо иной форме защиты. Формы защиты можно дифференцировать на две ее разновидности: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты предполагает обращение лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены неправомерными действиями третьих лиц, в компетентные органы, которые уполномочены на рассмотрение юридических дел той либо иной принадлежности и на принятие по ним юридически обязательных решений. Неюрисдикционная форма защиты предполагает защиту нарушенного права или охраняемого законом интереса посредством осуществления самостоятельных действий управомоченного лица, совершаемых им с применением дозволенных законом юридических средств без обращения в компетентные органы. В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий и специальный порядок защиты.

Читайте также:  Поправки по ст 158 ч1 и ст 228 ч 1 2022

В ходе выполнения данного курсового исследования был выявлен ряд проблем, само наличие которых говорит о невыполнении государством конституционных гарантий в области невмешательства (либо ограниченного) вмешательства в частную жизнь.
1. Несмотря на объективное существование целого пласта сведений относящихся к частной жизни человека, белорусский законодатель не дал легального определения личной информации.
2. Не имеется перечня сведений относящихся к личной (частной) тайне. Хотя такой перечень содержался в действовавшей до недавнего времени Инструкции о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан, утвержденной приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь N 21 от 3 июля 1996 г.
3. В Законе о реестре приведен перечень персональных данных (основных и дополнительных). Однако сам Закон регулирует общественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по внесению персональных данных физических лиц в регистр населения, их актуализации, исключению, хранению, восстановлению, предоставлению, использованию и защите. Т.е., остается открытым вопрос о порядке оборота персональных сведений в других сферах жизнедеятельности. В России, к примеру, «общим актом, касающимся всех граждан, стал Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О пер¬сональных данных» [13, С.19].
4. В Законе об информации определены меры защиты информации, имеющие чрезвычайно обобщенный характер, по этой причине мало соотносящиеся с защитой личной информации (кроме организационных и технических).
5. Вопросы, относящиеся как к личной информации, так и к ее защите регулируются большим количеством нормативных правовых актов, что значительно затрудняет реализацию гражданами права на невмешательство в личную жизнь.
С целью решения отмеченных проблем, автором предлагается следующее:
1. Дать легальное определение понятию «личная информация». Утвердить соответствующий перечень относящихся к ней сведений.
2. Утвердить перечень сведений, относящихся к тайне личной жизни.
3. Определить порядок обращения с персональными данными вне реестра.
4. Отдельно от общих мер защиты информации определить перечень мер по защите личной информации: правовые, организационные, технические, частные. Определить порядок их реализации.
В связи с изложенным, автор полагает, что в отношении личной информации назрела необходимость принятия комплексного нормативного правового акта (желательно кодифицированного), который однозначно устанавливал бы содержание личной информации и урегулировал бы правовые вопросы, связанные с обращением персональных данных, обеспечением тайны личной жизни, реализовав тем самым одноименное конституционное право граждан.

Белорусский законодатель предусмотрел несколько видов ответственности за нарушение законодательства при обороте личной информации: уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную.
С учетом особой значимости с точки зрения правовых последствий наложения ответственности рассмотрим первые три вида.
Так, согласно Уголовного кодекса Республики Беларусь [30]:
— умышленное разглашение тайны усыновления (удочерения) против воли усыновителя или усыновленного (удочеренной) наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года (ст.177 УК);
— умышленное разглашение медицинским, фармацевтическим или иным работником без профессиональной или служебной необходимости сведений о заболевании или результатах медицинского освидетельствования пациента (разглашение врачебной тайны) наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч.1 ст.178 УК). Часть 2 данной статьи — разглашение врачебной тайны, выразившееся в сообщении сведений о наличии у лица ВИЧ-инфекции или заболевания СПИД наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет. Часть 3 имеет квалифицирующий состав — деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 178, повлекшие тяжкие последствия наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения;
— незаконные собирание либо распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия, повлекшие причинение вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до шести месяцев (ч.1 ст.179 УК). А часть 2 указанной статьи предусматривает ответственность за те же действия, совершенные с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
— умышленное незаконное нарушение тайны переписки, телефонных или иных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев (ч.1 ст.203 УК). Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за те же действия, совершенные с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [9] предусматривает ответственность за несанкционированный доступ к компьютерной информации (ст.22.6), нарушение правил защиты информации (ст.22.7), незаконную деятельность в области защиты информации (22.8), разглашение коммерческой или иной тайны (ст.22.13).
Необходимо отметить и то, что личная и семейная тайна и иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу акта законодательства, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с гражданским законодательством в случаях и порядке, предусмотренных этим законодательством, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (ст.151 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Согласно п.1 ст.152 ГК если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда.
Право на компенсацию морального вреда в случаях распространения сведений, касающихся частной жизни, личной и семейной тайны, возникает при условии причинения гражданину нравственных страданий независимо от того, являются ли распространенные сведения порочащими или нет (п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. №7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» [19]).
Таким образом, вопросы ответственности за нарушения законодательства в сфере оборота личной информации нашли отражение в ряде кодексов: УК, КоАП, ГК. Также необходимо отметить, что за нарушение указанного законодательства, если оно связано со служебной деятельностью, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Читайте также:  Компенсация За Квартиру Воспитателям Сельской Местности

Обзор законодательства Республики Беларусь: Персональные данные

  • организациям на основании письменного или электронного запроса, в котором должны быть отражены основания и цель получения персональных данных:
    • бесплатно, если использование таких персональных данных необходимо для выполнения задач, входящих в их компетенцию;
    • в иных случаях — на платной основе обезличенные данные;
  • нотариусам на основании письменного или электронного запроса, в котором должны быть отражены основания и цель получения персональных данных:
    • бесплатно, если использование таких персональных данных необходимо для выполнения задач, входящих в их компетенцию;
    • в иных случаях — на платной основе обезличенные данные;
  • физическим лицам в форме справок (выписок) в отношении:
    • своих персональных данных и персональных данных физических лиц, законным представителем которых оно является;
    • персональных данных других физических лиц, законным представителем которых оно не является, — с письменного согласия физических лиц (их законных представителей), персональные данные которых запрашиваются.

База персональных данных граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь составляет основу регистра населения (далее — регистр) — государственной централизованной автоматизированной информационной системы.

Прием и регистрация ставок на игру тотализатора либо букмекерскую игру посредством сети Интернет осуществляется при условии обязательной идентификации участника игры на предмет недопущения участия в игре лиц, не достигших 18-летнего возраста, для чего участник игры регистрируется на интернет-сайте юридического лица с указанием своих персональных данных, в том числе фамилии, собственного имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, и даты рождения. Данные правила установлены соответственно пунктом 13 Положения о порядке содержания тотализатора и пунктом 12 Положения о порядке содержания букмекерской конторы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2011 № 211 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 599».

Конституционные основы защиты персональных данных создают статьи 28 (провозглашающая право на защиту гражданина от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщении , на его честь и достоинство) и часть 3 статьи 34 (пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав) Конституции Республики Беларусь.

Сведения об абонентских устройствах, персональные данные пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, а также сведения об оказанных интернет-услугах представляются поставщиками интернет-услуг, собственниками пунктов коллективного пользования интернет-услугами либо уполномоченными ими лицами по требованию органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов прокуратуры и предварительного расследования, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых органов, судов в порядке, установленном законодательными актами.

Не разрешается сообщение государственным архивом сведений, содержащих тайну личной жизни граждан, при исполнении запросов юридических и физических лиц, в том числе генеалогического характера, за исключением случаев, когда такие сведения запрашиваются наследниками или близкими родственниками этих граждан, а также в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией.

2.1. Объектами ограничения использования являются архивные дела и отдельные архивные документы, хранящиеся в архивах независимо от форм собственности, в которых содержатся сведения, относящиеся к тайне личной жизни граждан, перечисленные в пункте 1. настоящей Инструкции.

Перед выдачей пользователю архивного дела или документа работник архива, производящий выдачу, просматривает их на предмет наличия информации, содержащей сведения о тайне личной жизни граждан. При обнаружении в деле или документе таких сведений работник архива докладывает об этом директору архива или его заместителю, которые принимают решение об установлении действительного факта наличия в деле или документе информации о тайне личной жизни гражданина. При необходимости для решения вопроса приглашаются специалисты.

К составу документов, хранящихся в архивных учреждениях республики, к тайне личной жизни граждан могут быть отнесены сведения, использование которых без согласия заинтересованных лиц может нанести ущерб моральным и имущественным интересам граждан, в их числе:

Настоящая инструкция разработана в соответствии с действующим в Республике Беларусь законодательством и определяет порядок доступа к документам государственных, ведомственных архивов, архивов негосударственной части Национального архивного фонда, содержащим информацию о личной жизни граждан Республики Беларусь и зарубежных стран.

Верховный суд уточнил, что является нарушением тайны переписки

«Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений признается нарушенной, когда доступ, как к их содержанию, так и к информации о самих фактах переписки, переговоров, сообщений, совершен без согласия лица, чью тайну они составляют», – говорится в проекте пленума Верховного суда. Нарушением тайны телефонных переговоров является незаконный доступ к данным о входящих и исходящих звонках. Речь идет в том числе и о времени, дате, продолжительности контакта, телефонных номерах и прочей информации, которая позволяет установить личность абонента.

При этом Верховный суд не считает нарушением тайны ознакомление с фактом или содержанием переписки (переговоров) при наличии согласия хотя бы одного из лиц, участвовавших в общении. Однако если после ознакомления с информацией были распространены без согласия сведения о частной жизни гражданина, личная или семейная тайна, то действия виновного лица подпадают под статью 137 УК (нарушение неприкосновенности частной жизни).

К основным персональным данным относятся: фамилия, собственное имя, отчество, пол, число, месяц, год рождения, место рождения, данные о гражданстве (подданстве), цифровой фотопортрет, данные о регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания, данные о смерти или объявлении физического лица умершим, признании безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным.

В концепции вопрос обеспечения информационной безопасности рассма тривается как система мер правового, организационно-технического и орга низационно-экономического характера по выявлению угроз информационной безопасности, предотвращению их реализации, пресечению и ликвидации последствий реализации таких угроз.

1. Целостность информационных данных. Означает способность информации сохранять изначальный вид и структуру как в процессе хранения, так и после неоднократной передачи. Вносить изменения, удалять или дополнять информацию вправе только владелец или пользователь с легальным доступом к данным.

Информационные ресурсы являются важнейшей составляющей информационного пространства каждой личности, а также фактором, определяющим развитие общества в целом. Современная действительность предъявляет повышенные требования к свое временности, достоверности и полноте информации, без которой немыслима эффективная деятельность.

В докладе ООН отмечено, что одним из главных элементов государственной системы защиты неприкосновенности частной жизни должны стать законы, устанавливающие стандарты обработки личной информации. Обработка личных данных должна быть справедливой, законной и проводиться на основании согласия лиц, чьи данные обрабатываются. Государства должны создать независимые надзорные органы в сфере обработки личных данных.

К вопросу о соотношении информации о частной жизни и персональных данных

Другие авторы полагают, что информация о частной жизни является разновидностью персональных данных 5 . Отмечается, что поскольку персональные данные – это любая информация об идентифицированном лице или лице, которое может быть идентифицировано, то информация о частной жизни – это лишь сегмент персональных данных.

Многие практические работники не видят особых проблем в разграничении указанных категорий. Мол, частная жизнь – это о личной и семейной жизни, прежде всего, в жилом помещении (доме), а все, что за рамками семьи, жилища, – это уже не частная жизнь, а персональные данные. Такое понимание основывается на традиционном восприятии жилища как некоего пространства, в которое не имеют доступа иные лица, и, соответственно, закрытости информации о том, что там происходит.

В итоге в различных нормативных правовых актах понятия «информация о частной жизни» и «персональные данные» пересекаются, разделяются, включаются одно в другое. Фактически соотношение данных категорий определяется в каждом конкретном акте исходя из его содержания.

Неоднозначность положений законодательства прослеживается также в нормах УК и КоАП. В КоАП содержится статья 23.7 «Нарушение законодательства о защите персональных данных». Общего состава об ответственности за незаконные действия с информацией о частной жизни в КоАП нет. Возможно, соответствующие действия могут охватываться нормами статьи 23.6 «Разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны», но данная статья касается лишь действий специального субъекта – лица, которому охраняемая законом тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью.

Сведения о частной жизни, которые обрабатываются с помощью средств автоматизации и не предназначены для личного, семейного, домашнего и иного подобного пользования, фактически будут функционировать в режиме удвоения режима правовой защиты, подпадая одновременно под режим как персональных данных, так и под режим информации о частной жизни.

Личная Тайна Рб

Однако сведения, которые могут быть отнесены к тайне личной жизни, содержатся не только в архивных документах, но могут быть зафиксированы в отдельных документах, а также в логических комплексах документов – делах. Например, такие сведения могут содержаться в личном листке по учету кадров, автобиографии, декларации о доходах, справке из психоневрологического диспансера и др., а также в личном деле, медицинской карте больного (истории болезни) и т. д. Нормативные правовые акты не конкретизируют перечень таких документов и дел. Поэтому в целях ликвидации правового вакуума в этой сфере сведения, составляющие тайну личной жизни, были включены в Республиканский перечень сведений ограниченного распространения, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 1999 г. № 237.

сведения о том, является ли физическое лицо учредителем (участником, собственником имущества) юридического лица (за исключением открытых акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, торгово-промышленных палат), индивидуальным предпринимателем.

Ниже покажем, что в белорусском законодательстве, с одной стороны, отсутствует четкое определение информации, относящейся к «частной жизни». С другой стороны, определение «персональных данных» является исчерпывающим, что не позволяет распространять его на другие категории информации, — прямо не указанные в Законе № 455-З, но позволяющие идентифицировать физическое лицо.

Но комплексный закон, специально регулирующий защиту персональных данных, отсутствует. И вообще, белорусское законодательство в области защиты персональных данных имеет настолько разрозненный характер, законодательное регулирование отличается такой запутанностью, что надлежащая реализация права на неприкосновенность частной жизни и защиты персональных данных при использовании новых технологий весьма проблематична.

Несколько более жесткие требования установлены в отношении банковской тайны физических лиц, которые не являются предпринимателями. Эти сведения могут быть представлены органам дознания, предварительного следствия и судам по находящимся в их производстве уголовным делам, по которым в соответствии с законом может быть применена конфискация имущества, а также судам по гражданским делам, вытекающим из уголовных дел, о взыскании алиментов либо о разделе имущества, находящегося в совместной собственности супругов, либо о взыскании сумм, полученных в виде займов, и по иным гражданским делам.

Adblock
detector