Налогообложение Для Граждан Белоруссии В России

Налогообложение Для Граждан Белоруссии В России

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Гражданин Республики Беларусь может заниматься предпринимательской деятельностью на территории РФ, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя в общем порядке, установленном для граждан РФ.
Доходы гражданина Беларуси, зарегистрированного в качестве ИП на территории РФ, полученные на территории РФ, подлежат налогообложению в общем порядке, в том числе он имеет право на применение специальных режимов налогообложения (например УСН).
Однако ставка НДФЛ, уплачиваемая ИП при применении общей системы налогообложения, зависит не от гражданства налогоплательщика, а от наличия у него статуса резидента РФ. В случае, если гражданин Беларуси находится на территории РФ в течение более чем 183 дней за последние 12 месяцев, он признается резидентом РФ и при исчислении НДФЛ применяет ставку 13% к доходам, полученным от предпринимательской деятельности. В противном случае он должен применять ставку НДФЛ в размере 30%.

Обоснование вывода:
Для начала отметим, что в силу части 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (за исключением некоторых случаев), в том числе иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Законодательство не содержит запретов на осуществление иностранными гражданами предпринимательской деятельности и прямо допускает возможность их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (смотрите, например, п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Иначе говоря, иностранный гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью на территории РФ, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя.
Правовое положение иностранных граждан в РФ регулируется в том числе и международными договорами РФ (ст. 3 Закона N 115-ФЗ). В то же время Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор ЕАЭС) (Астана, 29 мая 2014 г.), стороной которого является Беларусь, регулирует лишь трудовую деятельность граждан государств — членов ЕАЭС, а не предпринимательскую*(1). В таком случае предпринимательская деятельность гражданина Беларуси регулируется законодательством РФ.
Согласно ст. 1201 ГК РФ право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.
Что касается налогообложения, то НК РФ не содержит каких-либо особенностей налогообложения индивидуальных предпринимателей, не являющихся гражданами РФ*(2).
Отметим, что в силу п. 1 ст. 7 НК РФ нормы Договора ЕАЭС, а также Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95 (далее — Соглашение) имеют приоритет перед нормами НК РФ (п. 1 ст. 7 НК РФ).
Как указывалось выше, нормы Договора ЕАЭС не регулируют предпринимательскую деятельность граждан государств — членов ЕАЭС. Кроме того, ст. 7 Соглашения касается доходов от предпринимательской деятельности предприятий, а не физических лиц. В связи с этим, а также в силу ст. 18 Соглашения доходы ИП, являющегося гражданином Беларуси, подлежат налогообложению на территории РФ в соответствии с законодательством РФ.
Так, в общем случае индивидуальные предприниматели являются плательщиками следующих видов налогов:
— НДС по ставкам 18%, 10%, 0%;
— налог на имущество, уплачиваемый в отношении недвижимости, которую ИП использует в своей предпринимательской деятельности;
— НДФЛ по ставкам 13% либо 30% в зависимости от наличия у ИП статуса резидента РФ на момент получения дохода;
— прочие налоги и сборы, уплачиваемые в порядке, аналогичном для налогоплательщиков — граждан РФ.
При этом гражданин Беларуси, зарегистрированный в качестве ИП на территории РФ, имеет такое же право на применение упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) или уплату ЕНВД, как и гражданин РФ (смотрите также письмо Минфина России от 21.05.2010 N 03-11-11/147).
В случае применения упрощенной системы налогообложения ИП уплачивает единый налог, который заменяет уплату:
— НДС;
— НДФЛ — в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 ст. 224 НК РФ;
— и налога на имущество — в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности ИП.
При этом гражданство ИП не влияет на ставку единого налога и порядок его исчисления.

Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ в отношении большинства доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 30%. Доходы резидентов РФ (за некоторыми исключениями) облагаются по ставке 13%*(3).
При этом налоговый статус налогоплательщика НДФЛ не зависит от его гражданства. Гражданин Беларуси может иметь статус резидента РФ при длительном нахождении на территории РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговые резиденты РФ — это физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения, а с 2014 года — также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Налоговое резидентство физического лица определяется исключительно в целях налогообложения на основании НК РФ. Правовой статус физического лица (гражданство (отсутствие такового), место рождения и место жительства, основания пребывания или проживания на территории РФ) не является определяющим показателем при определении статуса налогового резидента РФ.
Для подтверждения налогового статуса необходимо учитывать только период фактического нахождения физического лица на территории РФ в течение последних 12 месяцев. При определении этого периода учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории РФ, включая дни приезда и отъезда (письма Минфина России от 04.08.2016 N 03-04-05/45898, от 20.04.2012 N 03-04-05/6-534, от 21.03.2011 N 03-04-05/6-157, от 29.12.2010 N 03-04-06/6-324, от 01.12.2010 N 03-04-06/6-283 и др.).
По мнению ФНС России, изложенному в письме от 22.10.2014 N ОА-3-17/3584@, при определении налогового статуса в случае, если уплата НДФЛ производится налогоплательщиком самостоятельно (путем представления налоговой декларации), подсчет 183 дней производится за период с 1 января по 31 декабря календарного года, в котором были получены соответствующие доходы.
Отметим, что нормы НК РФ не содержат перечня документов, которыми физическое лицо может подтвердить срок нахождения на территории РФ. По общему правилу период временного пребывания на территории РФ иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте. Однако в силу Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан (Минск, 30 ноября 2000 г.) при пересечении границы РФ в заграничном паспорте белорусского гражданина отметка органов пограничного контроля Федеральной пограничной службы не проставляется.
В таком случае подтверждением срока нахождения могут быть билеты, свидетельствующие о въезде на территорию РФ, либо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации, выданное налоговым органом по заявлению физического лица. C 18.02.2008 выдачу подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации (далее — Подтверждение) осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных*(4).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Подтверждение статуса резидента (нерезидента) РФ (для физических лиц);
— Энциклопедия решений. Отчетность — 2016. Индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения;
— Энциклопедия решений. Отчетность — 2016. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН;
— Энциклопедия решений. Упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями;

В ст. 73 Договора о ЕАЭС, которая была рассмотрена выше, нет условий о необходимости пересчета налога по итогам налогового периода. Согласно ст. 73 Договора доход работника из страны ЕАЭС облагается по ставке 13 процентов с первого дня, независимо от наличия или отсутствия статуса резидента. Согласна с этим и ФНС России. Так в Письме от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ контролеры из налоговой службы со ссылкой на ст. 73 Договора отметили, что налоговая ставка 13 процентов применяется начиная с первого дня работы на территории РФ граждан ЕАЭС независимо от налогового статуса этих лиц.

Статьей 73 Договора установлено, что в случае, если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов этого первого государства-члена.

В наше непростое кризисное время в редкой организации не работает иностранный работник. Особенно много в России трудоустроено граждан из Евразийского экономического союза. Напомним, что в состав Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) входят четыре страны: Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения, а сам Договор о ЕАЭС, был подписан 29.05.2014 г.

Читайте также:  Сколько В Беларусь Получают По 3 Группе Инвалидности

Если по итогам года сотрудники из ЕАЭС не приобрели статус налогового резидента РФ, то их доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов. А доходы тех, кто признан таковыми, продолжают облагаться по ставке 13 процентов (Письмо Минфина России от 23.05.2022 № 03-04-05/34859).

1. Налоговую базу организация рассчитает нарастающим итогом за 7 месяцев (с 1 января по 31 июля включительно) с учетом предоставленного вычета: 35 000 руб. x 7 мес. — 2 800 руб. x 7 мес. = 245 000 руб. — 19 600 руб. = 225 400 руб. Итого: налоговая база = 225 400 руб. 2. Налог организация рассчитает по ставке 13%: 225 400 руб. x 13% = 29 302 руб. Итого: налог = 29 302 руб. 3. Сумму НДФЛ к уплате организация определит с учетом налога, ранее уплаченного по данному работнику в текущем году: 29302 руб. — 27 300 руб. = 2 002 руб. Итого: НДФЛ к уплате за июль по данному работнику = 2 002 руб.

Работодателям объяснили, как брать НДФЛ с граждан Белоруссии

Но при этом физлица, которые постоянно проживают за границей больше 183 дней на протяжении года освобождаются от ограничений валютного законодательства и должны сообщать налоговой о своих счетах в зарубежных банках. Таким образом, налоговые и валютные резиденты стали похожими понятиями.

Впрочем, по мнению экспертов, благие намерения фискалов вряд ли как-то повлияют на положение большинства работающих в России белорусов. «Это нововведение совершенно ничего не изменит,— уверен директор Независимой торгово-строительной компании Олег Беляев.— Дело в том, что примерно 90% рабочих из Белоруссии трудятся у нас незаконно». И поэтому совершенно безразлично, по какой ставке им будут рассчитывать подоходный налог. «Они в любом случае его платить не будут»,— говорит Беляев.

Таким образом, сегодня в российской налоговой практике применяется плоская шкала налогового обложения доходов россиян. При этом, согласно данным специалистов из Росстата, размер средней номинальной зарплаты в стране равен 38590 рублям, т.е. человек, получающий такую сумму, ежемесячно платит отчисление в размере чуть более 5000 рублей. Несложно посчитать, что в годовом выражении это будет примерно 60000 – сумма, которая для россиян с озвученным выше доходом является весьма существенной.

Указанные термины присутствуют в законодательстве большинства государств мира, потому умение их отличать и использовать себе на благо, в значительной мере скрасит пребывание иностранца на территории чужого ему государства.Это же касается и граждан, не владеющих информацией о законодательных нормах собственной страны и

Согласно статье 11 Трудового кодекса нормы трудового законодательства распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц. Следовательно, с иностранным работником из Белоруссии могут заключаться трудовые договоры как срочные, так и бессрочные.

Что должны знать белорусы и россияне о Союзном государстве, посещая, проживая или собираясь переехать в Беларусь или Россию

Постоянно проживающие белорусы в России, так же, как и россияне, постоянно проживающие в Беларуси, обладают всеми социально-экономическими правами наравне с гражданами той страны, в которой они проживают. При этом россияне в Беларуси официально считаются иностранцами, так же, как и белорусы считаются иностранцами в России. Пребывание иностранных граждан регулируется национальными законодательствами России и Беларуси. Россияне, приезжающие в Беларусь, так же, как и белорусы в Россию, обязаны зарегистрироваться по месту жительства не позднее 90 дней со дня прибытия.

Ввоз животных в Беларусь разрешается только при наличии соответствующих ветеринарных и медицинских свидетельств. В первую очередь, это свидетельство о прохождении ветеринарного осмотра, заверенное в местном ветеринарном учреждении. Помимо этого предъявляются документы, подтверждающие, что животное получило все прививки, необходимые для поездки. Прививки должны быть сделаны не позднее чем за две недели до поездки. Обратите внимание: за пять дней до отъезда уже поздно, и это правило неукоснительно соблюдается. По прибытии в Беларусь животные должны быть зарегистрированы в местном ветеринарном учреждении в течение месяца со дня прибытия. Закон не запрещает поездки с животными в автобусах, поездах и самолетах местного сообщения.

Для управления автомобилем на территории Беларуси необходимо иметь полис обязательного страхования гражданской ответственности, аналогичный российскому ОСАГО. Его функцию для временно въезжающих на территорию страны автомобилей берет международная система страхования – «зеленая карта». Российский полис ОСАГО в Беларуси не имеет силы.

Первая часть «полезной папки» с ответами на наиболее частые вопросы, с которыми сталкиваются граждане Беларуси и России в повседневной жизни, посещая, проживая или собираясь переехать в Беларусь или Россию, была опубликована 13 декабря. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию вторую ее часть. Эта «полезная папка» может стать вашим помощником во взаимоотношениях с социальными, миграционными и другими службами двух наших государств.

Земельный кодекс Российской Федерации предоставляет права иностранным, в том числе белорусским, гражданам приобретать в собственность земельные участки на территории России. При выборе участка также необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ вы не можете обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Так, например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101–ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения белорусским гражданам могут быть предоставлены только на праве аренды.

Законодательство не запрещает заключить трудовой договор и с мигрантом, у которого нет ВНЖ, но есть РВП. По большому счёту работодателю всё равно, к какой из вышеперечисленных категорий относится потенциальный сотрудник. По крайней мере с точки зрения расчётов с бюджетом ничего не изменится: страховые взносы с временно проживающих иностранцев в 2022 году производятся в том же порядке, что и раньше, исчисление и уплата подоходного налога по-прежнему обязательна.

Если человек получил временное убежище в РФ и устроился на работу, работодатель будет обязан делать все стандартные отчисления в бюджет. Доходы таких сотрудников будут облагаться по ставке 13 %, отчисления производятся во все внебюджетные фонды (ПФ, ФСС, ФОМС) в стандартном порядке.

К слову, процесс трудоустройства беженцев несколько проще, чем для остальных категорий мигрантов. Однако основная тема этой статьи – отчисления с доходов иностранных граждан (и беженцев в том числе), поэтому нельзя обойти стороной этот вопрос. Ставка НДФЛ для работающих беженцев составляет 13 %, отчисления во внебюджетные фонды производятся в общем порядке.

Налогообложению подлежит недвижимость, которая находится в собственности у иностранного гражданина. Регистрационная палата передаёт в ФНС сведения о свершившейся сделке, в дальнейшем налоговые органы рассчитывают суммы налоговых платежей и контролируют поступление денежных средств.

Зато работодатель не ранжирует сотрудников по национальному признаку. Ведь наличие паспорта другой страны – ещё не повод делать выводы о человеке как о работнике. Поэтому иностранец, которого приняли на работу, – такой же сотрудник предприятия, как и россиянин. И справедливости ради стоит заметить, что иногда карьера мигрантов может быть даже успешнее, чем у наших соотечественников.

В целях урегулирования ряда наиболее острых вопросов обеспечения равных прав российских и белорусских граждан в рамках заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства 24 января 2006 г. в Санкт-Петербурге были заключены четыре международных договора:

Порядок и условия приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда установлены главой 23 Жилищного кодекса Беларуси, которая не содержит ограничений для иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан, имеющих вид на жительство, по приватизации жилья, предоставленного им по договорам найма в государственном жилфонде в бессрочное пользование. Это относится и к возможности приватизации в рассрочку на 40 лет при условии внесения первоначального взноса 10% от стоимости недвижимости.

Сегодня любой россиянин может свободно открыть депозитный счет в любом белорусском банке в одной из четырех валют: белорусских рублях, российских рублях, долларах США и евро – на основании заключаемых договоров при предъявлении документа, удостоверяющего личность. При открытии вклада в иностранной валюте конвертировать ее в белорусские рубли не нужно.

Для управления автомобилем на территории Беларуси необходимо иметь полис обязательного страхования гражданской ответственности, аналогичный российскому ОСАГО. Его функцию для временно въезжающих на территорию страны автомобилей берет международная система страхования – «зеленая карта». Российский полис ОСАГО в Беларуси не имеет силы.

Ввоз животных в Беларусь разрешается только при наличии соответствующих ветеринарных и медицинских свидетельств. В первую очередь, это свидетельство о прохождении ветеринарного осмотра, заверенное в местном ветеринарном учреждении. Помимо этого предъявляются документы, подтверждающие, что животное получило все прививки, необходимые для поездки. Прививки должны быть сделаны не позднее чем за две недели до поездки. Обратите внимание: за пять дней до отъезда уже поздно, и это правило неукоснительно соблюдается. По прибытии в Беларусь животные должны быть зарегистрированы в местном ветеринарном учреждении в течение месяца со дня прибытия. Закон не запрещает поездки с животными в автобусах, поездах и самолетах местного сообщения.

В 2022 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Регрессивные ставки в 2022 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Взнос зависит от вида деятельности компании и может составлять от 0,2% до 8,5%. От гражданства и статуса работника размер взноса не зависит вообще. Начисляется со всех доходов иностранцев, независимо от наличия или отсутствия вида на жительство, разрешения на временное проживание или статуса ВКС.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Налоговая про вас не забудет: что нужно знать всем, кто уезжает жить и работать за границу

Если вы гражданин Беларуси и уезжаете работать за границу, то должны помнить, что переезд не отменяет ваших налоговых и валютных обязанностей перед страной. Что нужно учитывать, если вы решили открыть счет в иностранном банке или купить акции иностранной компании, получили от нее дивиденды или хотите продать свой автомобиль в Беларуси?

6. Какое-то время сохраняйте документы, которые подтвердят, что вы больше не налоговый резидент Беларуси. То есть те, которые подтвердят, что вы находились за пределами Беларуси более 183 дней в году (например, авиа-, авто- и железнодорожные билеты; старый паспорт с визами и отметками о въезде и выезде; трудовой договор с условием о месте работы за границей и др.).

Допустим, вы больше года непрерывно проживаете и работаете в Литве. Вы решили разместить вклад в местном банке или купить ценные бумаги. Если эти операции не связаны с вашей предпринимательской деятельностью на территории Беларуси, разрешение Нацбанка можно не получать.

2. Нужно закрыть ИП — это тоже одно из условий получения паспорта PP. Возможный компромисс, если вы все же хотите продолжить заниматься бизнесом в Беларуси — закрыть ИП, но зарегистрировать юридическое лицо (например, ООО с одним участником).

В доверенность стоит включить такие базовые полномочия, как подписание и подача заявлений, обращений, деклараций в налоговые и другие государственные органы, получение ответов и справок от них. Детально пропишите, в каких органах вы уполномочиваете доверенное лицо представлять интересы. Как правило, это налоговая инспекция, государственный таможенный комитет, банк.

«Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации, в частности, могут являться справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица в Российской Федерации.
Ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица — получателя дохода, исчисления и уплаты налога в соответствии с его налоговым статусом лежит на организации — налоговом агенте. Поэтому при наличии оснований считать, что гражданин Российской Федерации может не являться налоговым резидентом, налоговый агент вправе запросить у физического лица соответствующие документы или их копии.
Нотариальное заверение копий таких документов, а также нотариальное заверение их перевода на русский язык не требуется.
В случае если физическое лицо не представляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым этому физическому лицу доходам налоговую ставку и порядок расчета налоговой базы, предусмотренные для лиц, не являющихся налоговыми резидентами.»

«В этом случае для получения статуса российского налогового резидента физическому лицу необходимо представить заявление в налоговый орган по месту своего жительства (в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации, в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания).»

Налоговый статус определяется по количеству календарных дней, в течение которых сотрудник находился на территории РФ. Дни суммируются в течение 12 месяцев, независимо от даты заключения трудового договора.
Допускаются краткосрочные выезды за пределы РФ (менее 6 месяцев), в этом случае подсчет дней продолжается после возвращения сотрудника. Дни приезда и отъезда включаются в дни нахождения на территории РФ. Дни нахождения за пределами РФ исключаются в любом случае. Перечень документов, подтверждающих факт нахождения сотрудника на территории РФ законодательно не определен, поэтому можно рассматривать любые подтверждающие дату прибытия на территорию РФ.

«Правил подтверждения физическим лицом фактического времени нахождения в Российской Федерации Налоговым Кодексом не установлено. Подтверждение налогового статуса физического лица — получателя доходов производится самостоятельно исходя из особенностей каждой конкретной ситуации. Налоговым Кодексом не установлено перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации. По мнению Департамента, такими документами могут являться копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица за пределами Российской Федерации.»

Генеральный директор ООО (РФ)-гражданин Белоруссии может работать по совместительству ? Основное место работы в Белоруссии.В 2022 г. он отработал 84 дня (НДФЛ исчислен в размере 13% ,страховые взносы -как для граждан РФ.).НДФЛ следует пересчитать по ставке 30% и установить ему статус (нерезидент)? Как можно проверить провел в России менее 183 дней или нет?Удаленно он может работать ?Но в этом случае нельзя заключать трудовой договор, а только договор ГПХ?В этом случае доход не будет доходом от источников в РФ и не нужно начислять ни НДФЛ,ни страховые взносы?

Вопрос: Работаю в России вахтовым методом месяц на месяц (налог 13% плачу там), заработная плата приходит в российских рублях на счет в белорусском банке

Согласно данной Инструкции, день въезда (выезда) в Республику Беларусь физических лиц из Российской Федерации (в Российскую Федерацию) определяется на основании проездных документов, разрешения на временное проживание, оформленное в установленном законодательством порядке, отметок, вносимых в документы, удостоверяющие личность, иных документов, позволяющих определить день въезда (выезда). Если перечисленные документы не позволяют однозначно определить время фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь, то для решения вопроса о времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь плательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие место его фактического нахождения в течение налогового периода (периодов), а также любые другие документы, которые могут служить основанием для определения места его фактического нахождения, согласно следующему перечню:

Таким образом, если Вы в течение календарного года фактически находитесь за пределами Республики Беларусь более 183 дней, то для целей налогообложения Вы не признаетесь налоговым резидентом Республики Беларусь. Следовательно, обязанности по представлению налоговой декларации (расчета) и уплате налогов с доходов, полученных от источников за пределами республики у Вас нет.

Если Вы находитесь на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году, то у Вас есть обязанность по представлению в налоговый орган Республики Беларусь налоговой декларации (расчета) и уплате (доплате) подоходного налога с доходов, полученных в Российской Федерации. Налоговая декларация (расчет) представляется по окончании календарного года, в котором Вы получали доходы из источника в Российской Федерации, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. В представляемой декларации отражаются сведения о доходах, полученных в России: даты получения дохода, суммы начисленного дохода и уплаченного подоходного налога.

Количество дней фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь определяется начиная со дня, следующего за днем въезда в Республику Беларусь, и заканчивается днем выезда из Республики Беларусь (включительно) или последним днем текущего налогового периода.

При этом, налоговыми резидентами признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь.

Налогообложение граждан Республики Беларусь производится с учетом положений Протокола от 24.01.2006 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95.

До момента, пока время нахождения физического лица на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, такое лицо не будет являться налоговым резидентом РФ и его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ подлежит обложению НДФЛ по налоговой ставке 30%.

Согласно пункту 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Управление ФНС по Москве разъяснило, какой налог полагается брать с работающих в России граждан Белоруссии. Имеется в виду ставка налога на доходы физических лиц. В одних случаях НДФЛ будет считаться по ставке 13%, в других – 30%. В первую очередь ставка зависит от срока нахождения на территории России.

Таким образом, если российским работодателем с гражданами Республики Беларусь заключаются долгосрочные трудовые договоры, предусматривающие нахождение таких физических лиц на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, то доходы, полученные такими иностранными гражданами от выполнения трудовых обязанностей в Российской Федерации, подлежат налогообложению по налоговой ставке 13% с первого дня их пребывания на территории Российской Федерации.

Взносы с доходов работников Белоруссии

Страховые взносы
Объектом обложения страховыми взносами для работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые в том числе в рамках трудовых отношений.
Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся из Белоруссии осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан РФ. Пенсионное обеспечение регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. Социальным обеспечением (социальным страхованием) является обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование.
Иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов) независимо от статуса являются застрахованными по обязательному пенсионному страхованию.
Граждане РФ, работающие по трудовым договорам, являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному медицинскому страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Соответственно, граждане Белоруссии с первого дня работы на территории РФ независимо от своего статуса являются застрахованными в системе рассмотренных видов обязательного страхования наравне с гражданами РФ. На выплаты в их пользу должны начисляться страховые взносы по тем же тарифам и на тех же условиях, что и с выплат гражданам РФ.
Таким образом, доходы работников из Белоруссии в 2022 г. облагаются:
— взносами в ПФР по тарифу 22% — в пределах предельной величины базы, 10% — свыше ее;
— взносами на ОМС по тарифу 5,1%;
— взносами на ВНиМ по тарифу 2,9%;
— взносами в ФСС РФ по тарифу в зависимости от класса профессионального риска.

В отношении граждан Беларуси действует особый порядок налогообложения в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и РФ. Для них статус налогового резидента РФ устанавливается исходя не из срока пребывания в стране, а из срока трудового договора. То есть если работник приехал на срок не менее полугода, с него сразу должны взимать налог в размере 13 % от заработка. В иных случаях применяется ставка 30%.

НДФЛ
Доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, облагаются по налоговой ставке 13% начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.
Доходы работников из Белоруссии, не являющихся налоговыми резидентами РФ, не связанные с работой по найму (например, имеющие социальный характер), облагаются по налоговой ставке 30%. В случае признания указанных работников налоговыми резидентами Российской Федерации их доходы подлежат налогообложению по ставке в размере 13%.
Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, помимо 13%, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.
По мнению Минфина России, по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде. Если по итогам налогового периода работники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30%. Изложенный порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от гражданства.
Вместе с тем положениями ст. 73 Договора о ЕАЭС не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств по ставкам, установленным для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в случае неприобретения ими статуса налогового резидента. При этом международные договоры имеют приоритетное значение.
Работник из Белоруссии вправе воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после приобретения им статуса налогового резидента Российской Федерации. При этом подтверждения статуса работника со стороны налоговых органов РФ не требуется.

Кроме того, граждане беларуси признаются застрахванными в ПФР (п. 1 ст. 7 федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») и ФСС п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Иностранцы вправе претендовать на получение только одного вида пособия — по временной нетрудоспособности. При условии, что работодатель платил за них страховые взносы за период не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай (ч. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ). В ПФР платятся взносы только на страховую часть -22% без накопительной а ФСС — 1,8%. Но это все с суммы доходов впределах максимального лимита и только для временно пребывающих иностранцев

Таким образом, выплаты в пользу гражданина Республики Беларусь, выполняющего работы по гражданско-правовому договору дистанционно на территории Республики Беларусь, то есть не пребывающего на территории Российской Федерации, не подлежат обложению страховыми взносами. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина РФ от 01.08.2022г. № 03-04-06/54292.

Таким образом, порядок обложения страховыми взносами вознаграждения, выплачиваемого физическому лицу – гражданину Республики Беларусь, работающему дистанционно на основании заключенного с Банком гражданско-правового договора, зависит от места проживания физического лица в период выполнения работы (оказания услуг) по договору и от его миграционного статуса в этот период.

Российская Федерация и Республика Беларусь являются государствами — членами Евразийского экономического союза, на которые распространяются действия Договора о ЕАЭС, согласно пункту 1 статьи 97 которого работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится доход в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) — налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.

При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят самостоятельно исходя из сумм полученного дохода.

Налогообложение работников белорусов 2022

Почему в 2022 году гражданина Беларуси рады принять на работу в РФ? Прежде всего, это связано с особым привилегированным статусом рабочей силы из Беларуси. На работодателя не распространяется множество миграционных особенностей, которым он должен следовать, сотрудничая с другими иностранцами.

Законы 125-ФЗ от 24.07.1998 г. и 255-ФЗ от 27.07.2022 г. предусматривают страхование каждого гражданина с первого дня его пребывания в России путем добровольного медицинского страхования. При устройстве иностранца на работу вступает в силу ТК РФ, который запрещает найм без оформления договора о ДМС.

Повышение пенсионного возраста вряд ли стало для многих сюрпризом. Он постепенно растет до 2022 года и достигнет 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Что же касается страхового стажа, необходимого для получения трудовой пенсии, то он будет повышаться до 2025 года и в итоге достигнет 20 лет и для мужчин, и для женщин.

С 2022 года плательщикам предоставляется право применять инвестиционный вычет не единовременно, а в течение двух лет.
Инвестиционный вычет применяется только по основным средствам и только по тем, которые используются организацией в предпринимательской деятельности (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Предварительно решено, что предоставляться данные сведения будут четыре раза в год, каждый отчетный квартал. Эти данные будут включать сведения о всех видах начисленных доходов (зарплата, дивиденды, проценты по банковским депозитам и т.д.) Доходы будут кодироваться в целях определения характера выплат и представления в дальнейшем в Едином расчетном и информационном пространстве (ЕРИП).

Так как с зарплаты работника, который является налоговым резидентом России, работодатель удерживает НДФЛ по ставке 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ), значит доходы, которые получают граждане стран — участников договора о ЕАЭС от работы в РФ, также облагаются НДФЛ по ставке 13 %.

Однако если по итогам налогового периода сотрудник, являющийся гражданином Армении, Белоруссии, Казахстана или Киргизии, не приобрел статус налогового резидента РФ, то такой гражданин страны участника договора о ЕАЭС платит НДФЛ по ставке 30 % с доходов, полученных в этом году, поскольку доходы нерезидентов РФ облагаются НДФЛ в размере 30 %.

Таким образом, если по итогам года работники — граждане стран участников договора АЭЕС, находились в России менее 183 дней, то они не приобрели статус налогового резидента России, а значит их доходы, полученные в этом году, будут облагаться НДФЛ по ставке 30 %.

В данной статье мы рассмотрим уточнения Минфина России касательно налогообложения доходов граждан стран – членов ЕАЭС от работы в Российской Федерации и размер НДФЛ, который необходимо уплачивать гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, которые осуществляют трудовую деятельность на территории России и получают за это деньги.

В статье 73 договора о ЕАЭС говорится о том, что доходы граждан стран-участников договора ЕАЭС с первого дня работы по найму облагаются по тем же ставкам, что и доходы физических лиц — налоговых резидентов того государства, на территории которого иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность.

Adblock
detector