Создание Резервов По Сомнительным Долгам В Налоговом Учете 2022

Резервы в налоговом учете в 2022 году

  1. определяется доля фактических издержек на ремонт по гарантии и обслуживание в выручке от продаж данных товаров/работ за три предыдущих года (без НДС);
  2. исчисленная доля умножается на текущую выручку от реализации данных товаров и услуг за отчетный (налоговый) период.

Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.

Поскольку отчисления в этот резерв являются динамикой оценочного значения, их нужно отражать на балансе с определенной периодичностью. Они входят в состав расходов периода, в котором наблюдались изменения в движении активов в данном резерве. Поэтому данные о состоянии резерва должны содержаться в каждом бухгалтерском отчете (ст. 15 ФЗ от 6 декабря 2011 года № 402).

  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами – покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.
  4. Если встал вопрос о том, какой порядок учета для резервных активов применить, бухгалтерский или налоговый, следует руководствоваться следующими факторами:
    • если разночтения касаются временной разницы соотнесения сроков задолженности (для бухучета это полное непогашение в течение 45 дней после истечения временных ограничений), то разница приведет к отложениям налоговых активов, то есть вычитаемых временных промежутков по тем или иным количествам средств (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н);
    • если сумма отчислений в резервный фонд по бухучету превышает установленный налоговым учетом 10 % барьер, то фирма будет оперировать постоянными финансовыми разницами (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).

Создание Резервов По Сомнительным Долгам В Налоговом Учете 2022

Малые предприятия в бухгалтерском учете создают резервы по сомнительным долгам в общеустановленном порядке, т. е. вне зависимости от того, имеет ли организация право на упрощенный бухгалтерский учет и упрощенную бухгалтерскую отчетность. В налоговом учете организация, применяющая общую систему налогообложения (ОСН), может создавать резервы по сомнительным долгам при условии, что она применяет метод начисления. Но это является правом, а не обязанностью организации.

Создавать резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете при наличии сомнительной дебиторской задолженности обязаны все организации (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н). Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением (п. 3 ПБУ 21/2008).

Читайте также:  Что Такое Вторичное Жильё По Переселению

При полной оплате долга резерв аннулируется (восстанавливается), при частичной — корректируется в части, соответствующей сумме оплаты. Корректировки в этих ситуациях делаются в периоде оплаты с отнесением восстановленных сумм или сумм корректировок на финрезультат.

  1. По нему истек общеустановленный срок исковой давности, составляющий 3 года (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
  2. Обязательство по оплате стало невозможным для исполнения, в т. ч. вследствие возникновения следующих обстоятельств:
  • издания госорганом соответствующего акта;
  • ликвидации должника.
  1. Имеет место постановление ФССП о невозможности осуществления взыскания из-за невозможности установить место нахождения должника или его имущества, либо из-за отсуствия имущества, на которое может быть обращено взыскание.

На основании ст. 15.11 КоАП РФ установлена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, для должностных лиц организации в виде штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. (повторное нарушение от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.)

Так же согласно ст. 120 НК РФ, грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 30 000 руб.,

Размер Резерва По Сомнительным Долгам В Налоговом Учете 2022

По состоянию на 31 марта 2022 года задолженность не погашена и не переведена в разряд безнадежных. При этом срок ее возникновения превысил 90 дней. Выручка от реализации в первом квартале составила 6 000 000 руб. Бухгалтер включил в резерв 1 500 000 руб. (1 500 000 руб. х 100%). Также бухгалтер определил сумму резерва, сравнив для этого две величины: 1 700 000 руб. и 600 000 руб. (6 000 000 руб. х 10%). Поскольку большая из величин равна 1 700 000 руб. она была принята за лимит. Таким образом, резерв, созданный по итогам первого квартала, «уложился» в лимит.

На практике встречаются ситуации, когда вы имеете встречное обязательство перед контрагентом. В учете одновременно возникают дебиторская и кредиторская задолженности. Сомнительным долгом здесь может выступать только та часть, которая превышает ваше обязательство перед контрагентом.

Создание Резервов По Сомнительным Долгам В Налоговом Учете 2022

Малые предприятия в бухгалтерском учете создают резервы по сомнительным долгам в общеустановленном порядке, т. е. вне зависимости от того, имеет ли организация право на упрощенный бухгалтерский учет и упрощенную бухгалтерскую отчетность. В налоговом учете организация, применяющая общую систему налогообложения (ОСН), может создавать резервы по сомнительным долгам при условии, что она применяет метод начисления. Но это является правом, а не обязанностью организации.

Создавать резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете при наличии сомнительной дебиторской задолженности обязаны все организации (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н). Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением (п. 3 ПБУ 21/2008).

Резерв по сомнительным долгам должен формироваться каждый отчетный период по налогу на прибыль. Таким образом, если компания рассчитывает налог на прибыль ежеквартально, то резерв следует формировать раз в квартал. Если же отчетным периодом является месяц, то резерв нужно формировать ежемесячно (п. 3 ст. 266, п. 2 ст. 285 НК РФ).

  • Если срок задержки платежа составляет менее 45 дней, то резерв формировать не нужно.
  • Если срок составляет от 45 до 90 календарных дней, то в резерв нужно включить 50% общей суммы долга.
  • Если срок задержки платежа составил более 90 дней, то в резерв включается полная сумма задолженности.
Читайте также:  Выплаты Малоимущим Ленинградская Область

Но обстоятельства, указывающие на безнадежность долга, нуждаются в комплексной оценке. Например, прекращение основного обязательства вследствие исключения из ЕГРЮЛ должника по этому обязательству не прекращает поручительство, если кредитором были заявлены соответствующие требования к поручителю (статья 367 ГК РФ). То есть, в рассматриваемой ситуации задолженность еще не является безнадежной.

Согласно пункту 3 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

В нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету были внесены изменения. Основанием этому явился приказ Минфина России от 24.12.2010 г. № 186н. В частности, в п. 70 раздела «Капитал и резервы» Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, были внесены изменения, касающиеся создания резерва по сомнительным долгам. Если ранее предприятия могли создавать такой резерв, то есть, это было их правом, сейчас же данный пункт гласит: «организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации». Получается, что организации просто обязаны создавать такой резерв.

О корректировке резерва по сомнительной задолженности в бухгалтерском учете

Организация № 1 в октябре 2017 года на основании приказа руководителя начислила в БУ (д 91.02 к 63) резерв по сомнительной задолженности. Задолженность образовалась в связи с переводом долга на организацию № 1 по договорам займа. Организация № 2, от которой поступил долг, реорганизована путем присоединения к другой. В отношении правопреемника должника начата процедура банкротства, но организация-должник еще не ликвидирована. Долг выплачен не будет однозначно.

При отражении в учете информации об изменениях оценочных значений, в частности резерва по сомнительным долгам, следует применять нормы ПБУ 21/2008 (п. п. 1, 3 ПБУ 21/2008). Это ПБУ не предусматривает восстановления резерва на конец года. Согласно п. п. 2, 4 ПБУ 21/2008 корректировка суммы резерва по сомнительным долгам должна производиться в случае появления новой информации исходя из оценки существующего положения дел. То есть, если на конец года задолженность остается сомнительной, организация не относит на прочие доходы резерв по сомнительным долгам, а только корректирует его сумму в случае появления новой информации.

Резерв по сомнительным долгам в 2022 году

С 2017 года произошли некоторые изменения в формировании резерва. Например, когда задолженность имеет встречный характер (дебитор должен компании, а компания имеет обязательство перед данным дебитором), то сомнительной признают ту часть долга, которая превышает обязательство. Прежде компании могли включать в резерв всю задолженность. Но на сегодняшний день это четко регламентируется налоговым законодательством (266 НК РФ). Причем необходимо учитывать, что впервые данное нововведение компании могли применить только по итогам 1-го квартала 2017 года. Резервы 2016 года следует учитывать также как это предусмотрено в НК РФ в прежней редакции.

Читайте также:  Врач Поздно Дала Справку О Ранней Постановке На Учёт По Беременности

Произошедшее изменение является выгодным для организаций в тех случаях, когда срок возникновения задолженности на конец года равен 45-90 дней, а за первый квартал текущего года более 90 дней. Долг в этом случае, включенный в резерв по итогам 1-го квартала в два раза больше долга, включенного в резерв по итогам года. Читайте также статью ⇒ КАК ПРОВЕСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ – ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ В 2022 ГОДУ

Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, и то обстоятельство, что резерв по сомнительным долгам, создаваемый в налоговом учете, формируют суммы дебиторской задолженности, отраженной в бухгалтерском учете организации, МНС полагает возможным при проведении инвентаризации руководствоваться Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180.

Таким образом, организации не вправе учитывать при налогообложении прибыли резервы по сомнительным долгам, созданные по дебиторской задолженности, возникшей в связи с приобретением товаров (работ, услуг), имущественных прав, НМА, например, в связи с перечислением денежных средств в качестве предоплаты за приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права, НМА.

Для целей налогового учета в состав внереализационных расходов в 2022г. могут включаться резервы по сомнительным долгам, созданные по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности, не погашенной в установленный срок, возникшей в связи с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов, но не более 5% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов с учетом НДС (подп. 3.48. п. 3 ст. 175 НК), с учетом налога на добавленную стоимость, и исчисленные следующим образом:

  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше девяноста календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения от сорока пяти до девяноста календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается пятьдесят (50) процентов от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 календарных дней — сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности не увеличивает сумму создаваемого резерва.

3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком — уполномоченным банком денежных обязательств, перечень которых определен актом Правительства Российской Федерации, принятым на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2022 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Adblock
detector