Когда Нужно Выписывать Ттн 2022

Пример заполнения нового бланка транспортной накладной с 1 января 2022 года

Несмотря на введение понятия «электронная транспортная накладная» данные в Налоговую инспекцию и Министерство транспорта необходимо по прежнему передавать на бумаге. Электронный документооборот с государственными структурами будет доступен только с 2022 года.

В соответствии с нормами перевозка грузов по территории России сопровождается оформлением транспортной накладно, которая является первичным документом, доказывающим заключение контракта о перевозке груза на транспорте, а также необходима для отображения расходов у одной стороны договора, выручки — у другой.

  • раздел 1 «грузоотправитель» — новое поле для отметки, что экспедитор является отправителем груза;
  • раздел 1а «клиент» — указываются сведения о заказчике груза;
  • раздел 3 «груз» — фиксируется объявленная ценность перевозимого товара и реквизиты отгрузочной документации;
  • раздел 6 «прием груза» — прописываются сведения о лице, передавшем ценность представителю предприятия-заказчика;
  • раздел 11 «транспортное средство» — указывается тип владения ТС (собственник, арендатор, лизингополучатель).

С 1 января 2022 года утверждены новые правила грузовых перевозок ( Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2022 г. №2200) со сроком действия до 2027 года и действует измененная форма транспортной накладной. Такое изменение позволит отследить движение денежных средств при оплате услуг по транспортировке и уменьшить количество посредников, принимающих участие в одной операции по доставке груза.

Начинает ее оформление отправитель, он вносит информацию о себе, транспортной компании по перевозке, перемещаемом товаре. Получатель дополняет документ сведениями о приемке, а водитель — в процессе выполнения услуг проставляет подписи при поступление и сдаче груза, отметки и замечания.

Форма транспортной накладной с 2022 года

  • новые поля, которые нужно заполнять, если грузоотправитель является экспедитором (например, нужно дополнительно указать реквизиты юрлица — заказчика перевозки);
  • в разделе «Прием груза» отражают сведения о лице, от которого забирается груз;
  • нужно указывать код типа владения транспортным средством (собственность, аренда или лизинг);
  • скорректирован раздел, в котором отражают стоимость услуг перевозчика.

По общему правилу ТН выписывает заказчик перевозки. Если это покупатель, то документ составляет покупатель, если продавец, то продавец. Однако закрепить обязанность составлять ТН можно и за перевозчиком. Это нужно прописать в договоре. Нюансы заполнения транспортной накладной при участии в перевозке экспеитора разъясняются в письме Минтранса от 26.03.2022 № Д3/6976-ИС.

Транспортная накладная составляется в обязательном порядке при перевозке груза автомобильным транспортом по территории России (ч. 1 ст. 8 закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, п. 2 ст. 785 ГК, п. 7 Правил № 2200). Составляют ее на одну или несколько партий грузов, перевозимых на одном транспортном средстве (пп. 10, 12 Правил № 2200).

Согласно новым правилам, ТН может быть сформирована как на бумажном носителе, так и в электронной форме (ранее электронная форма для ТН не была предусмотрена). Однако электронный способ станет доступен только с 01.01.2022. К этой дате ФНС (в сотрудничестве с Минтрансом) должны разработать формат ее представления.

Оформляют ТН в трех экземплярах — для каждого участника транспортировки. Участвуют в заполнении документа все стороны договора перевозки: каждый участник указывает в ней свою информацию, заполняя реквизиты полностью или в своей части, проставляя, где нужно, подписи и печати.

Росалкогольрегулирование напоминает, что в 2022 г. предусмотрены новые сроки подтверждения накладных в ЕГАИС . Если от получателя в течение 60 дней не будет никаких операций, алкоголь возвращается на баланс поставщика. Отметим, что данное правило действует в отношении ТТН, оформленных после 1 января.

Электронный вариант ТТН поступает получателю задолго до фактической доставки товара. Это также связано с ужесточениями сроков ― поставщик отправил документ, когда алкогольная продукция находилась на его территории, но уже была загружена в транспорт и подготовлена для отправки. Проверка накладных ЕГАИС получателем осуществляется позже.

Сроки для формирования и отправки накладных в ЕГАИС ― не позднее момента выезда транспортного средства с грузом с территории поставщика. Напомним, что раньше сроки были менее строгими. Отправить ТТН можно было в течение трех рабочих дней. Правительство пересмотрело их, и теперь поставщики должны действовать оперативно, иначе понесут наказание в виде штрафов.

  • 1. Товарный. Заполняется отправителем груза. Содержит данные о товаре, перемещаемом к поставщику.
  • 2. Транспортный. Состоит из нескольких подразделов. Заполняется перевозчиком и отправителем груза. Здесь указываются дата и время убытия и прибытия, а также другая информация.

Кроме официальных порталов разработаны специальные приложения для отслеживания статуса документа. При этом важно пользоваться услугами только проверенных программных разработчиков. В противном случае трудно гарантировать конфиденциальность личных данных в отношении сторонних лиц.

Когда Нужно Выписывать Ттн 2022

В стандарте предполагается оформление нескольких разделов. Если налоговая инспекция будет придираться к неправильно оформленной документации и выпишет штраф, то его сумма будет варьироваться в зависимости от категории проступка. К тому же ответственность уполномоченного лица расценивается ниже и при недочетах штрафы приходят на его имя в меньшем размере, чем для целой компании. Нужно возложить контрольные функции на главбуха. И обеспечить его хорошим программным обеспечением на компьютере. То же самое касается складских работников. Автоматизация работы упростит процесс ее исполнения и минимизирует ошибки. Зачастую проблемы возникают именно при заполнении 2 транспортного раздела ТТН.

Читайте также:  Изменения по наркостатьям в 2022 году

Хотите забыть о проблемах с оформлением новой транспортной накладной раз и навсегда? Интернет-сервис МойСклад специально для вас разработал систему автоматического заполнения и печати всех необходимых бухгалтерских документов. Для работы с ним вам потребуется только компьютер с принтером и доступ в интернет. И вы сможете оформлять и печатать документы в любое время суток и из любого места, где бы вы ни находились.

В таком случае наиболее целесообразно заключить агентский договор. Схема взаимоотношений участников всей цепочки будет выглядеть так: грузовладелец заключает договор с экспедитором. Экспедитор подыскивает транспорт и может заключить договор с перевозчиком либо с агентом, который за плату сообщает сведения о перевозчике (в свою очередь, агент может получить сведения о перевозчике от другого агента, с которым он также заключает агентский договор). После этого экспедитор заключает договор с перевозчиком.

Товарный раздел ТТН определяет взаимоотношения между отправителем груза и его получателем. На основании товарного раздела ТТН товарно-материальные ценности приходуются и списываются. Транспортный раздел ТТН определяет отношения между отправителем груза и его перевозчиками. На основании данных транспортного раздела ТТН происходят расчеты сумм за услуги и перевозки груза.

  1. Процедура заключения договора с более-менее крупным грузовладельцем достаточно длительная, и это не подходит перевозчикам, работающим в режиме “ищу загрузку когда освободился”.
  2. Основная часть перевозчиков в России — небольшие организации или предприниматели с автопарком до 15 единиц. Этого количества не хватит для закрытия потребности в автотранспорте любого относительно крупного грузовладельца. Грузовладельцу проще заключить договоры с 4-5 экспедиторами, чем с тысячами перевозчиками.
  3. Применяемое крупными грузовладельцами контрактование, то есть закрепление за экспедитором определенного количества перевозок по фиксированной цене, которые он обязан выполнить. За невыполнение условий контракта — штраф.
  4. НДС. Большинство перевозчиков не применяет общую систему налогообложения, следовательно, грузовладелец не может возместить налог на добавленную стоимость.
  5. Наработанная дебиторская задолженность позволяет производить зачет любых нарушений условий договора, начиная от опозданий и срывов погрузок, заканчивая полной утратой груза при перевозке. При перевозке грузов каждый раз с новым перевозчиком дебиторской задолженности образоваться неоткуда, следовательно, взыскивать штрафы и убытки придется в судах, что значительно увеличит нагрузку на юридические подразделения.

Ставить оттиски печатей в транспортной накладной не обязательно. При этом следует отметить, что кроме случая подписания транспортной накладной электронными подписями, рекомендуется ставить печати, чтобы в дальнейшем избежать споров относительно наличия у представителя стороны, поставившего свою подпись, соответствующих полномочий. Обязанность требовать подтверждения правомочий (согласно ст. 185 ГК РФ им является доверенность) на подписание транспортных документов презюмируется и не требует дополнительных пояснений.

Всегда, когда заключается договор перевозки, под которым понимается принятие на себя перевозчиком обязательства доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Похоже, что государство всерьез намерено контролировать движение денег по всем перевозкам. Для честных предпринимателей, работающих без применения серых и черных схем ухода от уплаты налогов, изменения практически никак не скажутся на деятельности. Указание в качестве перевозчика владельца транспорта применяется в международных грузовых автоперевозках — в CMR перевозчик ставит свой штамп, подтверждая прием груза у отправителя и никому от этого хуже не становится.

В таком случае наиболее целесообразно заключить агентский договор. Схема взаимоотношений участников всей цепочки будет выглядеть так: грузовладелец заключает договор с экспедитором. Экспедитор подыскивает транспорт и может заключить договор с перевозчиком либо с агентом, который за плату сообщает сведения о перевозчике (в свою очередь, агент может получить сведения о перевозчике от другого агента, с которым он также заключает агентский договор). После этого экспедитор заключает договор с перевозчиком.

  • сроки, по истечении которых грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным, форма уведомления о проведении экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза;
  • размер платы и предельный срок хранения груза в терминале перевозчика, сроки погрузки (выгрузки) груза, порядок предоставления и установки приспособлений, необходимых для погрузки, выгрузки и перевозки груза;
  • порядок внесения в транспортную накладную записи о массе груза и способе ее определения, опломбирования крытых транспортных средств и контейнеров, порядок осуществления погрузо-разгрузочных работ, выполнения работ по промывке и дезинфекции транспортных средств;
  • размер штрафа за невывоз груза по вине перевозчика, несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера и просрочку доставки груза, порядок исчисления срока просрочки;
  • размер штрафа за непредъявление транспортных средств для перевозки груза, за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, за простой специализированных транспортных средств и задержку (простой) контейнеров.
Читайте также:  Сколько Стоимимось 1 Кв Метра Квартиры По Соц Ипотеке Гнаб Челны

В соответствии с ней вводится институт операторов информационного взаимодействия. Именно после заключения соглашения с ними и через их прошедшие допуск информационные системы и должно осуществляться оформление электронных перевозочных документов. В свою очередь, из этих систем сведения будут поступать на единую платформу и таким образом станут доступными для контролирующих органов.

Теперь со вступлением в силу новых правил и введением новой формы транспортной накладной в ней в графе «Грузоотправитель» появилось отдельное «окошечко», которое помечается, если грузоотправителем является экспедитор, и новое поле «Клиент», где указывается непосредственный заказчик перевозки. В графе же «Перевозчик», как это требовалось и прежде, ставится тот, с кем экспедитор заключил договор перевозки и чьим транспортным средством и осуществляется доставка.

Еще одно существенное изменение в новых Правилах — это то, что теперь они предусматривают оформление всех относящихся к перевозке документов, в том числе и актов, как в бумажном, так и в электронном виде и содержат отдельную главу, регулирующую организацию электронного документооборота.

Отметим, что в том случае, если организатор перевозки осуществляет доставку транспортным средством, которое находится в его пользовании, то транспортная накладная оформляется как прежде: он указывается в графе «Перевозчик», в графе «Грузоотправитель» — непосредственный заказчик перевозки, а новое поле «Клиент» не заполняется.

В принципе, экспедитор и прежде значился в накладной, однако довольно часто он указывался совсем не в том месте, где ему, как принимающему груз, следовало быть. А именно: компанию-экспедитора, несмотря на то что она осуществляет перевозку не своими транспортными средствами, вписывали в графу «Перевозчик», хотя ей надлежало быть в графе «Грузоотправитель». Однако с другой стороны получалось, что при таком правильном оформлении накладной непосредственный заказчик перевозки в ней не упоминался.

Несмотря на то, что правительство ввело понятия «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд», «электронная сопроводительная ведомость», но передавать данные в Минтранс и ФНС можно будет только с 2022 года. Сейчас по-прежнему передавать документы государственным службам нужно в бумажном виде.

С 1 января 2022 года электронные перевозочные документы приравняются к бумажным. Сейчас компании могут использовать электронные накладные, но взаимодействие с государством происходит по-прежнему в бумажном виде. Компании сами выбирают, переходить на ЭТрН или нет.

Несмотря на то, что изменения, касающиеся оформления электронных перевозочных документов и их передачи, вступят в силу с 1 января 2022 году, уже сейчас компании могут тестировать электронный формат транспортной накладной и готовиться к массовому переходу на ЭТрН.

Транспортная накладная

Накладная удостоверяет, что был заключен договор о перевозке. Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.

  • Сведения о сопроводительных документах на груз. Нужно указать номера и даты составления каждого прилагаемого к грузу документа: товарные накладные, счета-фактуры, инструкции, разрешения, регистрационные бумаги.
  • Указания грузоотправителя. Какие параметры транспортного средства нужны для отправки груза, санитарные особенности перевозки, температурные и другие параметры.
  • Данные о лице, от которого забирается груз (ФИО, ИНН, адрес места жительства и т.п.), а также информация о месте приема груза. Указывают место приема груза, какого числа и во сколько должен быть сдан груз, фактические данные о времени прибытия и убытия автомобиля, масса груза и количество грузовых мест. Здесь же расписываются грузоотправитель (или его доверенное лицо) и водитель, принявший груз.
  • Информация о месте выгрузки. Указывают данные, аналогичные тем, что находятся в пункте выше. Расписываться должны грузополучатель и водитель, сдавший груз.
  • Условия транспортировки груза. Сколько можно хранить груз в терминале перевозчика, периоды погрузки-выгрузки, действия при порче, повреждении, утрате, штрафы за те или иные нарушения.
  • Сведения о принятии заказа к исполнению. Здесь ставят дату, когда заказ был принят. Расписывается лицо, принявшее заказ.
  • Данные о перевозчике груза. Для физлица указывают ФИО, адрес, номер телефона. Для юридического — название компании, адрес места нахождения, номер телефона. Также указывают ФИО водителя и его номер телефона.
  • Информация об автомобиле. Это марка, вместимость, грузоподъемность, регистрационные номера и т.д. Здесь же по новым правилам нужно указать тип владения автомобилем: 1 — собственность, 2 — аренда, 3 — лизинг.
  • Замечания перевозчика. Пишут, если есть какие-либо замечания представителя компании-перевозчика. Это могут быть отметки о состоянии груза, возможных изменениях условий перевозки.
  • Прочие условия. Тут отмечают сроки действия спецразрешения, маршрут движения, режим труда и отдыха шофера, данные о коммерческих актах и т.д.
  • Переадресовка груза. Его заполняют, если имело место изменение пункта доставки груза.

    Читайте также:  Как Заплатить Заработную Плату Через Другую Организацию

    Если компания или физическое лицо выбирает способ доставки груза посредством сторонней компании-перевозчика, то оформляют транспортную накладную. Этот документ подтверждает, что был заключен договор транспортировки. К заполнению транспортной накладной предъявляются жесткие требования, поскольку документ в числе прочих необходим для получения вычета по НДС для некоторых предпринимателей и компаний. Расскажем, как правильно его заполнить с учетом новых правил, действующих с 1 января 2022 года.

    1. Информация о грузоотправителе. Здесь указывают полное название хозяйствующего субъекта или ФИО заказчика, адрес места нахождения (места жительства — для физлиц), ФИО работника, ответственного за организацию транспортировки, его телефон. Если грузоотправитель — экспедитор, то нужно поставить отметку в соответствующее поле. Это правило введено с 1 января 2022 года. Также появился новый раздел «1а» Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости).
    2. Информация о грузополучателе. Сведения, аналогичные вышеуказанным.
    3. Наименование груза и сведения о нем. Указывают число мест, маркировку, вид тары, разновидность упаковки, массу нетто, брутто, объем и т.д. Если груз опасный, то такую информацию тоже надо отметить. По новым правилам нужно указать еще объявленную стоимость груза и реквизиты бумаг, подтверждающих отправку.

    Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №2200 от 21 декабря 2022 года. Они заменили собой правила, утвержденные постановлением Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, которые утратили силу. Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.

    Первоначальный оформитель может меняться. Это отправляющая, получающая сторона либо третье лицо. Последнее возможно за счет заключения договора с транспортировщиком. Но более частая ситуация — это оформление непосредственным отправителем груза. Ему разрешено заказывать транспортирование сторонним исполнителем или задействовать своего водителя.

    Его может нанять любой из указанных фигурантов и производить с ним расчеты условленным совместно способом. То есть доставка может совершаться за деньги получателя (при договоренности) или за средства отправителя. Допустим и вариант разделения обязанностей. Сумма выплачивается частями от каждого или одним плательщиком (с их последующим взаимозачетом или без). Но транспортирующая организация чаще всего не выписывает ТТН сама. Этим занимаются основные участники. Однако, на пути следования может произвестись переадресовка. Тогда доставляющим человеком на ходу прописываются изменения. Исправляются строки «Грузополучатель» и «Пункт разгрузки». При поступлении заказа в междугороднюю транспортную организацию перевозчик может сам оформлять форму N 2-тм в 5-ти копиях и вносить реквизиты в заголовке на основании заявки и путевого листа N 4-м.

    Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.

    Последующий шаг — прописывание обобщенной суммы по всем категориям и номеров товара по складской системе. Затем прописью и в цифровом выражении пишут массу груза, указывают приложения (с количеством листов) и ниже словами полную и окончательную цену отпущенного складского имущества.

    Выше упоминалось понятие ТОРГ-12. Это форма Т-накладной (а именно «товарная»). Она стандартизирована на государственном уровне. Здесь также присутствуют столбцы и строчки со значением, которые следует заполнить. Предоставляется частная информация об участниках и используется общероссийская кодировка.

    С 1 января надо применять новую форму транспортной накладной

    С 1 января 2022 г. вводятся в действие правила организации перевозок грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также предоставления транспортных средств для таких перевозок. Ранее утвержденный порядок утрачивает силу в рамках механизма «регуляторной гильотины»

    Установлены обязательные реквизиты заказа (заявки) на перевозку грузов автомобильным транспортом. Кроме того, скорректирована форма транспортной накладной. В частности, теперь необходимо указывать тип владения транспортным средством (собственность, аренда, лизинг). При необходимости указывается заказчик организации перевозки.

    Скорректированы Правила дорожного движения в части наличия и предъявления для проверки уполномоченным должностным лицам Ространснадзора документов на перевозимый груз. Уточнено, что транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость могут быть предоставлены на бумажном носителе, в виде электронного документа либо его бумажной копии.

  • Adblock
    detector