Конституция – Закон Высшей Юридической Силы Доклад

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Высшая юридическая сила конституции Российской Федерации: понятие, содержание и прямые действия

Без конституционных рамок не может нормально функционировать и развиваться никакое современное суверенное демократическое государство. Конституция, в большинстве своем, представляет собой некий правовой акт, который имеет основополагающее юридическое значение в той или иной стране. Предметом рассмотрения настоящей статьи является высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.

Согласно 136 статье Конституции России, поправки к 3-8 главам Основного закона, посвященным федеративному устройству страны, органам власти и муниципального самоуправления, принимаются в таком же порядке, который предусмотрен для федеральных конституционных законов. В силу они вступают после одобрения органами представительной власти субъектов России.

Под юридической силой правового акта в целом понимается совокупность свойств, которые определяют место и роль такого акта в конкретной правовой системе. Юридическая сила акта позволяет установить его соподчиненность с другими правовыми актами, выявить системные связи и зависимости в законодательстве.

В 15 статье Основного закона сказано, что Конституция обладает высшей юридической силой. Документ имеет прямое действие, а сфера его применения распространяется на всю территорию России. Федеральные законы и другие, принимаемые в России правовые акты не могут идти в разрез с Основным законом.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что Основной закон занимает доминирующее положение в государственной правовой системе и всегда пользуется безусловным верховенством в случае коллизии с ним норм других правовых актов. Это правило лежит в основе деятельности всех без исключения государственных органов власти. Так, например, законодатель обязан исходить из положений акта высшей юридической силы при внесении изменений в действующее законодательство и подготовке новых правовых норм.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Что нужно знать каждому об основном законе страны

В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Главы, касающиеся основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также порядка пересмотра Конституции, изменяются только по решению Конституционного собрания, которое созывается в случае если предложение об изменении поддержано тремя пятыми голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное собрание может само принять новый текст Конституции либо может вынести этот вопрос на всенародное голосование.

Документ обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и процедуры пересмотра Конституции.

Наиболее важными изменениями Конституции можно назвать увеличение срока полномочий Президента с 4 до 6 лет (решение было принято 30 декабря 2008 года). В этот же день был продлен срок полномочий депутатов Государственной Думы с 4 до 5 лет. Кроме того, поправки предусматривали ежегодный отчет Правительства перед Государственной Думой.

  • Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ.

Слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution», что означает установление, устройство. Конституция – это самый главный политический и правовой документ государства. Она закрепляет политическую форму существования российского общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы каждого гражданина.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года. Она состояла из 6 разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «Общие положения Конституции РСФСР», «Конструкция советской власти», «Активное и пассивное избирательное право», «Бюджетное право», «О гербе и флаге РСФСР».

Исходным событием для принятия новой Конституции стало создание Первым Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году Конституционной комиссии, председателем которой был Борис Николаевич Ельцин, а ответственным секретарем – Олег Германович Румянцев. Эта комиссия разработала несколько вариантов проекта российской конституции, которые сыграли важную роль и при разработке окончательного варианта. В частности, именно вариант Конституционной комиссии лег в основу главы о правах и свободах человека и гражданина. Вместе с тем процесс разработки и принятия Конституции Российской Федерации затянулся на три года. В течение этих лет страна продолжала жить по старой Конституции РСФСР. Однако ее статьи расходились с проводимыми преобразованиями. С целью устранения несоответствий в нее вносились изменения и дополнения, которые в конечном итоге влияли на ее содержание. Зачастую одна статья начинала противоречить другой. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок.

Читайте также:  Количество Вооруженных Сил Российской Федерации 2022 Год

В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.

3) В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Такой сложный порядок изменения Конституции установлен сознательно: главная цель любой конституции — стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.

Конституция является единственным действующим актом, который воздействует на все сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную и тем самым отличается от иных законов, указов и прочих правовых актов, направленных на регулирование какой-либо одной сферы общественных отношений.

1) Это в основном политически деидеологазированный правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства или определенной партии, а права и свободы человека. Права и свободы личности к тому же гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права.

4) Конституция РФ — это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые не могут быть быстро претворены в жизнь, например положение о том, что Россия — правовое государство. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция — это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

5) Конституция устанавливает базовое правовое регулирование, необходимое для всего правового регулирования. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применятся на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции, а противоречащие применяться.

Конституция – Закон Высшей Юридической Силы Доклад

  1. Человек, его права и свободы как высшая ценность;
  2. Народовластие;
  3. Полнота суверенитета Российской Федерации;
  4. Равноправие субъектов РФ;
  5. Единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  6. Экономическая свобода как условие развития экономической системы;
  7. Разделение властей;
  8. Гарантии местного самоуправления;
  9. Идеологическое многообразие;
  10. Политический плюрализм (принцип многопартийности);
  11. Приоритет закона;
  12. Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  13. Особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

К исключительной компетенции субъекта относятся вопросы создания и названия органов государственной власти субъекта, принятие бюджета, введение и взимание региональных налогов, управление и распоряжение собственностью субъекта федерации, организация местного самоуправления, установление границ территорий муниципальных образований

  1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
  2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
  1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
  2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
  1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
  2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
  3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
  4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
  1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
  2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
  3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
  1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
  2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Высшая юридическая сила конституции Российской Федерации: понятие, содержание и прямые действия

В сравнении с прежними Конституциями, особенно советскими, Конституция, принятая в 1993 году, характеризуется более высокой демократичностью и стабильностью. Кроме того, действующая Конституция впервые установила принцип разделения ветвей публичной власти, а также унифицировала полномочия территориальных субъектов страны. Глава государства, согласно новой Конституции, перестал являться главой исполнительной ветви власти.

К источникам конституционного права также относят правовые акты Конституционного Собрания Российской Федерации, которыми может быть отменено либо изменено любое положение глав 1, 2, 9 российской Конституции. Конституционное Собрание созывается с целью решения вопроса о необходимости пересмотра Конституции либо о подтверждении ее неизменности. В случае необходимости пересмотра Основного закона разрабатывается проект очередной Конституции, принимаемый либо квалифицированным большинством голосов членов Конституционного Собрания (двумя третями), либо посредством общенародного голосования.

Читайте также:  Исковое Заявление Об Отмене Алиментов Госпошлина

Первый раздел содержит 9 глав, посвященных характеристике конституционного строя государства и его федеративному устройству, свободам и правам человека и гражданина, органам публичной власти и муниципального управления, а также процедуре изменения Основного закона.

Под юридической силой правового акта в целом понимается совокупность свойств, которые определяют место и роль такого акта в конкретной правовой системе. Юридическая сила акта позволяет установить его соподчиненность с другими правовыми актами, выявить системные связи и зависимости в законодательстве.

Таким образом, существуют основания полагать, что наряду с Конституцией высшей юридической силой во всех регионах российского государства обладают международные соглашения и другие акты международного права. Некоторые авторы даже считают, что такие акты имеют приоритет над Конституцией, которая по сути своей так же является законом.

Сасыкольский сельсовет

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В иерархии правовых актов Конституция занимает высшее место, что указывает на ее особую юридическую силу. Это означает, что она обладает верховенством над законами и иными актами, которые должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю без исключения территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие общественные отношения: закрепляют основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, формы и виды собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства. Их действие носит универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и пространстве. Соответственно и обязанность соблюдать федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции , а должностные лица независимо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения норм Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объединений. Всеобщая обязательность таких актов вытекает из их потенциального восприятия как меры справедливости, прилагаемой ко всем гражданам в равной мере.

Конституция Российской Федерации

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

Официальное издание Конституции Российской Федерации осуществляет московское издательство «Юридическая литература». Осуществлено четыре официальных издания основного закона: в 1993, 1997, 2005, 2009 годах [9] и публикация текста Конституции в Российской газете [10] . Существуют десятки переизданий Конституции Российской Федерации.

  • ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод;
  • никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов;
  • исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
  • ограничение права и свобод не должно превышать минимально необходимую меру, позволяющую реализовать приведённые в предыдущем пункте цели;
  • должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1—4 требования, а также остальные требования конституции России.

Несмотря на то, что в соответствии с конституцией России права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция России допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55 конституции России, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:

  • подтверждает неизменность Конституции;
  • разрабатывает проект новой Конституции, который:
    • принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
    • выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.

Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.

Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Читайте также:  Чернобыльцы Работающие Пенсионеры

5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

3. Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности (от латинского «stabilis» — устойчивый, постоянный, утвердившийся на определенном уровне, не меняющийся). Принятие новой конституции должно быть спровоцировано либо серьезным, неисправимым недостатком предыдущей редакции, либо какими-либо глобальными изменениями в обществе, общественном и государственном устройстве. От­дельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложнен­ный порядок изменения Конституции.

  1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
  2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
  1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
  2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
  2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
  4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
  1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
  2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
  1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
  2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
  3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Конституция Российской Федерации и ее развитие

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права и свободы граждан. Современная Великобритания – страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период XIII–XX вв., а также прецеденты, обычаи (конституционные соглашения). Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (1998 г.) установил, что законодательный (представительный) орган субъекта РФ обязан рассмотреть закон РФ о поправке к Конституции РФ в срок не позднее одного года со дня его принятия Федеральным Собранием РФ. Совет Федерации ведет учет данных о рассмотрении закона РФ о поправке законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ и устанавливает на основе этих данных результаты этого рассмотрения. Если закон о поправке был одобрен законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ, то в течение семи дней он направляется Советом Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Президент РФ в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения данного закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке осуществляет также официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками.

Конституция обладает высшей юридической силой. Это проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней, не могут противоречить Конституции. Строгое и точное соблюдение Конституции – это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

1. Как основной закон государства Конституция РФ в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Конституция учреждает государственный строй, правовую систему (при этом может сохраняться в той или иной степени преемственность конституционного развития).

Конституция РСФСР 1978 г. подтвердила преемственность идей и принципов Конституций РСФСР 1918 г. и последующих годов. В ее преамбуле указывалось на основополагающее для жизни страны значение идей научного коммунизма. Закрепляла Конституция РСФСР 1978 г. и руководящую роль Коммунистической партии Советского Союза в обществе и государстве. В качестве основы экономической системы РСФСР она утверждала государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла плановое ведение хозяйства.

Adblock
detector