Лицензия Учет В Бухучете В Бюджете Проводки

Расходы на оплату услуг в области информационных технологий, приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (в т.ч. приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных) отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее — Порядок № 209н).

Дебет КРБ 1 106 6I 352 (353) Кредит КРБ 1 302 26 73Х — приняты к учету вложения в права пользования программами (п. 31 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее — Инструкция № 162н); Дебет КРБ 1 111 6I 352 (353) Кредит КРБ 1 106 6I 352 (353) — приняты к учету права пользования программами (п. 41.1 Инструкции № 162н); Дебет КРБ 1 401 20 226 (Х 109 ХХ 226) Кредит КРБ Х 104 6I 452 — начислена амортизация права пользования программами, если определен срок полезного использования (п. 19 Инструкции № 162н). Если срок использования неисключительного права программами менее или равен 12 месяцам, речь идет об оказании услуг. Следовательно, простая (неисключительная) лицензия на использование программ для ЭВМ (Microsoft Windows, Microsoft Office) не принимается на баланс. Расходы на ее приобретение списываются на затраты текущего года в дебет счета 1 401 20 226, 1 109 ХХ 226 (п. 298 Инструкции № 157н, часть 11 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 30.11.2022 № 02-07-07/104384).

Таким образом, простую (неисключительную) лицензию на использование программ для ЭВМ (Microsoft Windows, Microsoft Office) сроком свыше 12 мес. следует учитывать на балансе на счете 111 6I (п. 151.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

При этом неисключительные права с определенным сроком полезного использования принимаются к учету по подстатье 352 КОСГУ, с неопределенным сроком (бессрочные) — по подстатье 353 КОСГУ (пп. 11.5, 11.5.2, 11.5.3 Порядка № 209н). Подстатьи 352, 353 КОСГУ применяются только для целей бухгалтерского учета на счетах 104 60, 111 60, 114 60 (п. 151.2 Инструкции № 157н), для отражения кассовых поступлений и выбытий они не используются.

  • предназначен для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 мес.;
  • не имеет материально-вещественной формы;
  • может быть идентифицирован, выделен, отделен от другого имущества, в отношении которого у учреждения при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на актив.

Аргументация принадлежности затрат на покупку ПО к 226 коду приведена в тексте Письма Минфина от 18 марта 2016 г., зарегистрированного под № 02-07-10/15362. В разъяснениях уточнено, что при определении счетов учета необходимо руководствоваться Инструкцией № 157н. Она подразумевает отнесение нематериальных активов в виде программного обеспечения на забалансовый счет 01. Стоимость в учете отражается равной сумме вознаграждения, которое прописано в договоре. Правило касается и программ, полученных на праве неисключительного пользования.

При принятом решении начислять амортизацию на приобретенное программное обеспечение срок эксплуатации определяется по технической документации и соотносится со стандартами ст. 258 НК РФ. Это правило закреплено для налогового учета, в бухгалтерском учете амортизацию можно не начислять, если неизвестен срок эксплуатации объекта НМА.

Программное обеспечение может быть приобретено организацией с исключительными или неисключительными правами на него. Для постановки на учет требуется наличие лицензионного соглашения или договора об отчуждении ПО покупателю, акта передачи прав. В некоторых случаях лицензионный договор может быть заменен сублицензионной договорной документацией.

  1. Код 242 применяется в ситуациях, когда ПО приобретается для удовлетворения запросов федеральных органов государственного подчинения и организаций, находящихся под их управлением.
  2. Код 244 используют при получении программного обеспечения субъектами РФ, для которых невозможно отнесение расходных операций на 242 код.
  3. Статья 226 необходима, если приобретаются неисключительные права на пользование программой, при обновлении систем справочно-информационного назначения.

Схема, по которой будут делиться суммы расходов на программное обеспечение с длительным временем эксплуатации и переводиться на финансовые результаты, предусмотрена п. 302 Инструкции № 157н. Нормативный документ предоставляет возможность учреждениям самостоятельно определять порядок переноса части затрат на итоги финансовой деятельности. Делать это можно равномерными фиксированными суммами, путем вычисления заданной пропорции, учитывающей объем оказанных услуг.

Учет антивируса: как; учреждению провести покупку лицензии на; программные продукты

Государственные и муниципальные учреждения используют в работе различные программные продукты. Для этого они покупают соответствующие лицензии у правообладателей. Учет таких расходов вызывает много вопросов. Как действует лицензия на использование программного обеспечения (ПО)? Как отразить в бухучете затраты на ее покупку и можно ли признать их для целей налогообложения?

  • полностью, если программный продукт используется только в приносящей прибыль деятельности;
  • частично, если программный продукт используется как в приносящей доход деятельности, так и в других операциях — например, при выполнении государственного/муниципального задания (КВД 4) или ОМС (КВД 7). При этом расходы будут признаны только в части, которая относится к приносящей доход деятельности.

Если срок действия лицензии превышает 12 месяцев (то есть она действует в течение нескольких отчетных периодов), то расходы на ее приобретение отражаются в качестве расходов будущих периодов (п. 302 Инструкции № 157н). В дальнейшем они относятся на финансовый результат текущего года (на себестоимость продукции, работ, услуг) в порядке, определенном учетной политикой (п. 66, 302 Инструкции № 157н, п. 124 Инструкции № 162н, п. 160 Инструкции № 174н, п. 188 Инструкции № 183н).

В соответствии с Порядком № 85н расходы на приобретение неисключительных прав на ПО отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Казенные учреждения вместо кода 244 используют код 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», если нормативным актом соответствующего финансового органа закреплено такое решение.

Примечание. Здесь и далее под учреждениями мы будем понимать государственные и муниципальные учреждения всех типов (казенные, бюджетные, автономные), а также органы государственной власти и органы местного самоуправления в части собственной деятельности (в соответствии с п. 11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ приравненные к казенным учреждениям).

Перевод с забаланса на баланс прав пользования НМА

Одним из примеров объектов учитываемых на счете 111.60 «Права пользования нематериальными активами», а именно на счете 111.6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных», являются используемые в деятельности учреждения программные продукты на платформе «1С:Предприятие».

«Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов согласно СГС «Нематериальные активы» осуществляется операциями 2022 г. по результатам инвентаризации, которая проводится с целью выявления таких объектов бухгалтерского учета.

В соответствии с Инструкцией 157н в Едином плане счетов бухгалтерского учета права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 111.60 «Права пользования нематериальными активами»:

Следовательно, если на 01.01.2022 на счете 401.50 учитываются расходы на приобретение лицензионного права на РИД, срок полезного использования которого меньше года, соответствующий остаток по счету 401.50 следует списать на финансовый результат операциями 2022 г. следующей проводкой:

С 01.01.2022 года неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности более не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», так как приказом Минфина РФ от 14.09.2022 № 198н из описания забалансового счета 01 исключено упоминание о неисключительных правах пользования на результаты интеллектуальной деятельности с 01.01.2022.

Как учесть расходы на программные продукты

Согласно п. 66 Инструкции № 157н нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. В письмах Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362, от 02.10.2013 № 02-06-10/40915 уточнено, что на данном счете учитывается в том числе программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии. Соответственно, учреждение отражает на указанном счете полученные в пользование по лицензионному договору программное обеспечение и информационно-правовую базу в сумме, подлежащей уплате за весь срок пользования.

Базой данных признается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (п. 2 ст. 1260 ГК РФ).

В Письме Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362 разъяснено: если контрактом установлено, что заказчик (учреждение) имеет право без ограничения срока использовать программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, срок его использования устанавливается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и не зависит от срока действия лицензионного договора.

Пункт 66 Инструкции № 157н предусматривает, что платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности, производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Ввиду того, что расходы казенного учреждения производятся за счет целевых средств, полученных им в виде лимитов бюджетных обязательств, его расходы на приобретение неисключительного права на использование программных продуктов, баз данных, а также обновлений к ним не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252, пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 49 ст. 270 НК РФ).

Читайте также:  Как Определить Границы Участка Снт

Амортизация объекта нематериального актива в соответствии с пунктами 28 и 29 СГС «Нематериальные активы» начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения признания объекта нематериального актива (выбытия его из бухгалтерского учета), или с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта нематериальных активов стала равна нулю.

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Ведение бухгалтерского учета объектов нематериальных активов в соответствии с пунктом 16 СГС «Концептуальные основы» осуществляется методом начисления исходя из принципов равномерности признания доходов и расходов, допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни, осмотрительности в признании доходов (активов), расходов и обязательств, сопоставимости, а также принципа непрерывности деятельности субъекта учета.

Для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, например, расходов, связанных с приобретением неисключительного права пользования НМА в течение нескольких отчетных периодов, предназначен счет 401 50 «Расходы будущих периодов» (п.

В силу СГС «Запасы» резерв под снижение стоимости формируется в отношении материальных запасов, относящихся к группам «Товары», «Готовая продукция, биологическая продукция», на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась.

Сертификат активации сервиса технической поддержки, несмотря на то, что он указан в накладной поставщика (исполнителя), по сути, является его обязательством по оказанию услуг по обновлению программного обеспечения и иных услуг, предусмотренных договором, в течение оговоренного времени (одного года).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Договор возмездного оказания услуг регулируется нормами главы 39 ГК РФ, не предусматривающими обязательного составления сторонами этого договора акта об исполнении своих обязательств. Поэтому если договором специально не предусмотрено периодическое оформление акта об оказании услуг, то иных документов, кроме накладной, в данном случае поставщик (исполнитель) вправе не предоставлять.
Принимая во внимание, что сервис техподдержки будет осуществляться в течение года, мы рекомендуем отразить эти затраты как расходы будущих периодов с последующим их отнесением на финансовый результат текущего финансового года или на формирование себестоимости в порядке, установленном учетной политикой учреждения.
Расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенные на подстатьи 221-225 КОСГУ, согласно Указаниям N 65н относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. В частности, за счет данной подстатьи оплачиваются следующие услуги в области информационных технологий:
— приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
— приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.
Перечни операций, приведенные в рамках соответствующих статей (подстатей) в Указаниях N 65н, закрытыми не являются и не исключают возможности отражения иных аналогичных по экономическому содержанию операций.
Поэтому затраты, связанные с приобретением и активацией сертификата техподдержки, могут быть отнесены на подстатью 226 КОСГУ в качестве расходов на оплату услуг в области информационных технологий.

Бюджетное учреждение может приобретать право использования программного обеспечения на основании лицензионного договора.
Предметом лицензионного договора является предоставление или обязательство предоставить обладателем исключительного права на программу для ЭВМ (лицензиаром) права использования этой программы другой стороне (лицензиату) в установленных договором пределах (п.п. 1, 4 ст. 1286 ГК РФ). Если договор является возмездным, в нем должен быть указан размер вознаграждения за использование программы для ЭВМ или порядок исчисления такого вознаграждения (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).
Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п.п. 66, 333 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
Как правило, срок использования программы определяется условиями лицензионного договора.
Если договором установлено, что учреждение имеет право без ограничения срока использовать программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, то срок его использования устанавливается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и не зависит от срока действия лицензионного договора (письмо Минфина России от 18.03.2016 N 02-07-10/15362).
По программному продукту открывается Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (форма 0504041) (п. 334 Инструкции N 157н).
В Карточке (форма 0504041) желательно отразить информацию о сроке использования программы, также может быть проставлена отметка о дате начала и дате окончания использования.
На основании п. 66 Инструкции N 157н платежи учреждения за предоставленное ему по договору право использования программного обеспечения в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики, могут быть отнесены:
— на финансовый результат (затраты) текущего финансового года;
— к расходам будущих периодов.
Так, затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов (п. 302 Инструкции N 157н, п. 159 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н). Анализ положений Инструкции N 157н и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, показывает: под отчетным периодом разработчики данных документов в различных ситуациях понимают: месяц, квартал или календарный год.
Суммы, учтенные по дебету счета 401 50 «Расходы будущих периодов», в течение периода, к которому они относятся, подлежат:
— отнесению на финансовый результат текущего финансового года (списываются в дебет счета 401 20 «Расходы текущего финансового года»);
— учету при формировании себестоимости (списываются в дебет счета 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг»).
Списание осуществляется в порядке, установленном в учетной политике, например: ежемесячно в равных суммах.
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, затраты на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), если иное не установлено актом финансового органа субъекта РФ (муниципального образования), а также расходы государственных (муниципальных) учреждений по аналогичным закупкам относятся на код вида расходов бюджета 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». В свою очередь, расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение отражаются в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Если передача права на использование программного обеспечения сопровождается передачей на основании отдельных документов (в данном случае — накладной) материальных носителей с указанием их стоимости, то эти материальные носители в соответствии с положениями Инструкции N 157н могут учитываться по сформированной первоначальной (фактической) стоимости на счетах учета основных средств или материальных запасов. Например, CD-диски и DVD-диски, входящие в комплект поставки, могут быть приняты к учету в составе материальных запасов на счете 105 06 «Прочие материальные запасы» и списываться с балансового учета при выдаче ответственным лицам. Соответственно, в учете стоимость компакт-диска следует отнести на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Информацию о комплекте поставки желательно отразить в соответствующей Карточке (ф. 0504041).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Неисключительные права на программное обеспечение учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
Затраты, связанные с приобретением неисключительных прав на программное обеспечение и сертификата техподдержки, сначала могут быть учтены как расходы будущих периодов с последующим отнесением на финансовый результат текущего финансового года или на формирование себестоимости в порядке, установленном учетной политикой учреждения.
Компакт-диск принимается к учету в составе материальных запасов и списывается с балансового учета при выдаче ответственному лицу.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет прав, полученных по лицензионному договору (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Учет неисключительных прав на программное обеспечение в госучреждении;
— Энциклопедия решений. Учет платежей госучреждения за право использования программного обеспечения;
— Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 01 «Имущество, полученное в пользование»;
— Энциклопедия решений. Определение срока использования программы в целях бухгалтерского учета в госучреждении.
— Энциклопедия решений. Расходы будущих периодов. Счет 401 50 (для госсектора).

Бюджетный учет

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета ( согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Читайте также:  Как Получить Сертификат На Жилье Чернобыльцам Гбрянск

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Бюджетный учет в 2022 году

  1. «Нематериальные активы» — объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив — обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета во время инвентаризации.
  2. «Выплаты персоналу» — выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета и оценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения и суммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем.
  3. «Непроизведенные активы» — стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.
  4. «Финансовые инструменты» — стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов и обязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования.
  5. «Информация о связанных сторонах» — в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять на организацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами.
  6. «Совместная деятельность» — в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит от формы совместной деятельности — договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада.
  7. «Затраты по заимствованиям» — стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

· затраты, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных (подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Ведь, как правило, токен не приходуется на склад, а передается представителем удостоверяющего центра самому владельцу сертификата для использования. Токен неразрывно связан с ключом электронной подписи (является его материальным носителем) и не подлежит использованию в каких-либо иных целях, кроме простановки действия электронной подписи. Условия для признания расхода выполняются при получении токена от удостоверяющего центра (п. 16
ПБУ 10/99).

По мнению Минфина РФ (Письма Минфина РФ 07.06.2011 № 03-03-06/1/330, № 03-03-06/1/331), исходя из вышеприведенных норм п. 1 ст. 272 НК РФ при выплате разового платежа по лицензионному договору на приобретение программы для компьютера лицензиат не вправе учесть сумму уплаченного им вознаграждения единовременно – указанную сумму расходов он должен признать в течение срока действия лицензионного договора с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (что предусмотрено абзацем 3 п. 1 ст. 272 НК РФ).

Кроме составления первичных документов в электронном виде с применением ЭП, налогоплательщику предоставлено право, а в некоторых случаях вменено в обязанность представление в электронном виде отчетности, следовательно, расходы по оплате услуг удостоверяющего центра полностью соответствуют критерию обоснованности, установленному п. 1 ст. 252 НК РФ.

В Письме Минфина от 02.04.2007 № 03-11-04/2/79 приведены разъяснения по поводу расходов организации на УСН на сдачу бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде через Интернет и сделан вывод, что такие расходы могут быть учтены в составе расходов на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи на основании подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

По мнению контролирующих органов, стоимость программного обеспечения, которое приобретается одновременно с техникой, должна увеличивать первоначальную стоимость основного средства, например, компьютера или банкомата (письма ФНС РФ от 29.11.2010 № ШС-17-3/1835, от 13.05.2011 № КЕ-4-3/7756).

Операции, связанные с учетом неисключительных прав, на практике, чаще всего встречаются при покупке программных продуктов. В большинстве случаев разработчик оставляет исключительные права за собой. Компания получает лишь возможность использовать программу в своей деятельности, то есть приобретает неисключительные права.

  • Срок использования неисключительных прав установлен договором

По общему правилу, расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникли, исходя из условий сделок (п.1 ст. 272 НК РФ). Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, компания распределяет расходы самостоятельно.

Иначе обстоит ситуация в следующих обстоятельствах. К примеру, организация приобрела основное средство вместе с правом на использование программного обеспечения для него (допустим, банкомат). Но при этом, по условиям договора, оплата указанного права должна производиться периодическими платежами в течение срока действия договора.

В данной ситуации будет действовать норма подп. 8 п. 2 ст. 256 НК РФ, в соответствии с которой не подлежат амортизации приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора (письма Минфина РФ от 31.08.2012 № 03-03-06/1/450, от 25.05.2009 № 03-03-06/2/105, от 05.10.2010 № 03-03-06/2/171).

  • срока действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
  • срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации;
  • ожидаемого срока использования этого объекта.

Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в размере вознаграждения, установленного в договоре. Однако в данном случае никакого вознаграждения учреждение не уплачивает — право пользования программой ей подарено. А это значит, задействовать необходимо тот же счет 01. Но оценку нужно будет производить исходя из текущей рыночной стоимости аналогичных неисключительных прав.

Далее, если стоимость нематериального актива превышает 40 000 руб., то амортизацию по нему нужно начислять ежемесячно линейным способом по рассчитанным нормам, при этом согласно п. 60 Инструкции N 157н (Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 16.11.2016) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» ), срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения исходя из:

  • в случае если дополнительные расходы отсутствуют и первоначальная стоимость полученного безвозмездно объекта НМА равна его текущей рыночной стоимости, делается прямая запись в дебет счета 10200 «Нематериальные активы» в корреспонденции с кредитом счета 401 10 180 «Прочие доходы»;
  • а если учреждение несет дополнительные расходы в связи с получением объекта НМА в качестве пожертвования, которые подлежат включению в его первоначальную стоимость (например, оплачивает патентные пошлины), следует задействовать счет 10602 «Вложения в нематериальные активы».

Согласно п. 66 Инструкции N 157н нематериальные активы, полученные в пользование на основании лицензионного договора или иного аналогичного договора, — а к таковым относятся и компьютерные программы, если учреждение приобрело неисключительные права на них, — должны учитываться учреждением-лицензиатом на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.

Учет расходов на приобретение лицензии

Действующие лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению.

Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ, согласно п. 1 которой расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318-320 НК РФ.

Читайте также:  Сертификат На 100000 Рублей От Путина

Консультационные, юридические и иные расходы, связанные с получением лицензии, в целях налогообложения прибыли на основании п.п. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ являются прочими расходами, датой признания которых является одна из следующих дат: дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода (п.п. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Что касается учета расходов на приобретение лицензий, срок действия которых изменен положениями Закона № 99-ФЗ на бессрочный, то, в том случае если расходы по приобретению таких лицензий распределялись налогоплательщиком на срок действия лицензии и на момент вступления в силу Закона № 99-ФЗ с 03.11.2011 г. по данным налогового учета имеется недосписанная стоимость этих лицензий, по мнению ФНС РФ и Минфина РФ, недосписанная часть может быть учтена в целях налогообложения прибыли единовременно в составе прочих расходов.

Бюджетный учет

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации — активы , и средства обеспечения — пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета ( согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Неисключительные права на программное обеспечение учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
Затраты, связанные с приобретением неисключительных прав на программное обеспечение и сертификата техподдержки, сначала могут быть учтены как расходы будущих периодов с последующим отнесением на финансовый результат текущего финансового года или на формирование себестоимости в порядке, установленном учетной политикой учреждения.
Компакт-диск принимается к учету в составе материальных запасов и списывается с балансового учета при выдаче ответственному лицу.

Сертификат активации сервиса технической поддержки, несмотря на то, что он указан в накладной поставщика (исполнителя), по сути, является его обязательством по оказанию услуг по обновлению программного обеспечения и иных услуг, предусмотренных договором, в течение оговоренного времени (одного года).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Договор возмездного оказания услуг регулируется нормами главы 39 ГК РФ, не предусматривающими обязательного составления сторонами этого договора акта об исполнении своих обязательств. Поэтому если договором специально не предусмотрено периодическое оформление акта об оказании услуг, то иных документов, кроме накладной, в данном случае поставщик (исполнитель) вправе не предоставлять.
Принимая во внимание, что сервис техподдержки будет осуществляться в течение года, мы рекомендуем отразить эти затраты как расходы будущих периодов с последующим их отнесением на финансовый результат текущего финансового года или на формирование себестоимости в порядке, установленном учетной политикой учреждения.
Расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенные на подстатьи 221-225 КОСГУ, согласно Указаниям N 65н относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. В частности, за счет данной подстатьи оплачиваются следующие услуги в области информационных технологий:
— приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
— приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.
Перечни операций, приведенные в рамках соответствующих статей (подстатей) в Указаниях N 65н, закрытыми не являются и не исключают возможности отражения иных аналогичных по экономическому содержанию операций.
Поэтому затраты, связанные с приобретением и активацией сертификата техподдержки, могут быть отнесены на подстатью 226 КОСГУ в качестве расходов на оплату услуг в области информационных технологий.

Если передача права на использование программного обеспечения сопровождается передачей на основании отдельных документов (в данном случае — накладной) материальных носителей с указанием их стоимости, то эти материальные носители в соответствии с положениями Инструкции N 157н могут учитываться по сформированной первоначальной (фактической) стоимости на счетах учета основных средств или материальных запасов. Например, CD-диски и DVD-диски, входящие в комплект поставки, могут быть приняты к учету в составе материальных запасов на счете 105 06 «Прочие материальные запасы» и списываться с балансового учета при выдаче ответственным лицам. Соответственно, в учете стоимость компакт-диска следует отнести на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Информацию о комплекте поставки желательно отразить в соответствующей Карточке (ф. 0504041).

Бюджетное учреждение может приобретать право использования программного обеспечения на основании лицензионного договора.
Предметом лицензионного договора является предоставление или обязательство предоставить обладателем исключительного права на программу для ЭВМ (лицензиаром) права использования этой программы другой стороне (лицензиату) в установленных договором пределах (п.п. 1, 4 ст. 1286 ГК РФ). Если договор является возмездным, в нем должен быть указан размер вознаграждения за использование программы для ЭВМ или порядок исчисления такого вознаграждения (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).
Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п.п. 66, 333 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
Как правило, срок использования программы определяется условиями лицензионного договора.
Если договором установлено, что учреждение имеет право без ограничения срока использовать программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, то срок его использования устанавливается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и не зависит от срока действия лицензионного договора (письмо Минфина России от 18.03.2016 N 02-07-10/15362).
По программному продукту открывается Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (форма 0504041) (п. 334 Инструкции N 157н).
В Карточке (форма 0504041) желательно отразить информацию о сроке использования программы, также может быть проставлена отметка о дате начала и дате окончания использования.
На основании п. 66 Инструкции N 157н платежи учреждения за предоставленное ему по договору право использования программного обеспечения в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики, могут быть отнесены:
— на финансовый результат (затраты) текущего финансового года;
— к расходам будущих периодов.
Так, затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов (п. 302 Инструкции N 157н, п. 159 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н). Анализ положений Инструкции N 157н и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, показывает: под отчетным периодом разработчики данных документов в различных ситуациях понимают: месяц, квартал или календарный год.
Суммы, учтенные по дебету счета 401 50 «Расходы будущих периодов», в течение периода, к которому они относятся, подлежат:
— отнесению на финансовый результат текущего финансового года (списываются в дебет счета 401 20 «Расходы текущего финансового года»);
— учету при формировании себестоимости (списываются в дебет счета 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг»).
Списание осуществляется в порядке, установленном в учетной политике, например: ежемесячно в равных суммах.
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, затраты на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), если иное не установлено актом финансового органа субъекта РФ (муниципального образования), а также расходы государственных (муниципальных) учреждений по аналогичным закупкам относятся на код вида расходов бюджета 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». В свою очередь, расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение отражаются в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет прав, полученных по лицензионному договору (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Учет неисключительных прав на программное обеспечение в госучреждении;
— Энциклопедия решений. Учет платежей госучреждения за право использования программного обеспечения;
— Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 01 «Имущество, полученное в пользование»;
— Энциклопедия решений. Определение срока использования программы в целях бухгалтерского учета в госучреждении.
— Энциклопедия решений. Расходы будущих периодов. Счет 401 50 (для госсектора).

Adblock
detector