Управляющая Не Предоставляет Персональные Данные Должников

Правомерность обнародования списка должников; ЖКУ

При заключении договора управления МКД управляющая организация получает от собственников их персональные данные. В работу управляющей организации входят функции по приёму первичных документов для регистрационного учёта граждан, а также ведению и хранению этих документов. То есть, управляющая организация получает право на обработку персональных данных собственников помещений в МКД.

В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления УК по заданию собственников за плату выполняет работы и оказывает услуги, а также осуществляет иную деятельность в целях управления МКД. Поэтому обработка персональных данных собственников необходима для организации выполнения работ по договору, начисления платы за ЖКУ, печати и доставки квитанций.

Новости ЖКХ

Так, если УО, ТСЖ, ЖСК осуществляет, например, обработку в соответствии с трудовым законодательством, то при обработке данных своих работников, они не обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале обработки персональных данных. Отметим, что право не уведомлять Роскомнадзор не исключает возможности (в случае желания, на всякий случай и по прочим индивидуальным причинам) уведомить уполномоченный орган о начале обработки данных.

Данная возможность закреплена в чч. 15–16 ст. 155 ЖК РФ, в соответствии с которыми наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При привлечении такими лицами представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

Например, размещение списка должников в объеме «номер квартиры» и «сумма задолженности» не содержит признаков нарушения российского законодательства в области персональных данных. Но! указание дополнительных сведений (ФИО, фамилия и инициалы), которые позволяют отнести их к конкретному физическому лицу, является грубым нарушением управляющей компанией законодательства РФ.

При этом исполнитель, получивший доступ к персональным данным, обязан соблюдать требования конфиденциальности, не раскрывать и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Помимо этого, он должен учитывать требование о недопущении сбора и обработки избыточного объема персональных данных.

— Соответствующие поправки, обеспечивающие реализацию права, предоставленного управляющим компаниям в части 15 и 16 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, внесены в статью 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статью 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статью 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Необходимо отметить, что в большинстве случаев у лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов отсутствуют персональные данные потребителей жилищно-коммунальных услуг. Это обусловлено рядом факторов, среди которых отсутствие обязанности граждан предоставлять свои персональные данные, заключать в письменной форме договоры предоставления коммунальных услуг, а также отсутствие права перечисленных организаций получать такие данные в органах исполнительной власти и организациях.

УО могут не указывать идентификатор должника до; 1; января 2022; года

Госдума РФ приняла в третьем чтении, а Совет Федерации одобрил законопроект, который ещё на год откладывает введение обязанности предприятий ЖКХ указывать в иске идентификаторы должников. После подписания закона действие такого требования будет вновь отложено, уже до 1 января 2022 года.

Как отметила эксперт Ассоциации «Р1» Сусана Киракосян, управляющим домами и РСО нужно начать выстраивать работу с потребителями на основе личного знакомства и доверия, чтобы приучать их к обязанности передавать информацию о себе в рамках договорных отношений. В таком случае у организаций, предоставляющих ЖКУ, не будет проблемы с получением идентификаторов граждан.

Управляющая Не Предоставляет Персональные Данные Должников

Если бы УК передала бы ваши персональный данные иному лицу, то можно было бы привлечь к ответственности в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция), а вашем случае, никаких нарушений со стороны Управляющей компании — НЕТ.

Статья 57. Представление и истребование доказательств1. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.2. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. Суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.3. Должностные лица или граждане, не имеющие возможности представить истребуемое доказательство вообще или в установленный судом срок, должны известить об этом суд в течение пяти дней со дня получения запроса с указанием причин. В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф — на должностных лиц в размере до одной тысячи рублей, на граждан — до пятисот рублей.4. Наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц и граждан, владеющих истребуемым доказательством, от обязанности представления его суду.

Депутат сообщила о появлении в Сети списка должников за ЖКУ с их персональными данными

«Персональные данные — это данные, которые позволяют определить их субъекта. Если по информации возможно идентифицировать конкретного должника – значит, прежде чем обнародовать такие сведения, в обязательном порядке нужно получить предварительное согласие субъекта персональных данных. Я думаю, ни у кого нет сомнений, что указание точного адреса и ФИО проживающего там гражданина с суммами задолженностей позволяет на все 100 процентов идентифицировать должника, и, следовательно, такие объявления могут нарушать законодательство. Управляющие компании получают такие сведения в связи со своей деятельностью, без права распространения. Свои долги граждане имеют полное право скрывать от общественности, — подчеркнула юрист. — Некоторые компании, правда, ухищряются и размещают списки номеров конкретных квартир и сумм задолженностей без ФИО должников. Роспотребнадзор в официальных письмам высказывал свою позицию, что при таком варианте якобы происходит обезличивание данных, и это не позволяет персонализировать конкретного человека, и, следовательно, при вывешивании «позорных» списков на подъезды не нарушается законодательство о персональных данных. Но судебная практика говорит об обратном подходе, при котором вывешивание «позорных списков» признается недопустимым нарушением прав жильцов на конфиденциальность частной жизни, и является основанием для привлечения к административной ответственности».

Читайте также:  Какой косгу услуги по изготовлению бланочной продукции

В беседе с журналистом «Московской газеты» кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко объяснила, что по закону распространение персональной информации без согласия граждан недопустимо. При этом неважно, где вывешиваются личные данные: на подъезде или в Сети.

Как установлено частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьи 171 настоящего Кодекса. Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Как следует из материалов дела, истец является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей за плату услуги населению по снабжению водой, приему и очистке сточных вод. 20.02.2022 истец обратился к ответчику с запросом о предоставлении поквартирных карточек и справок на зарегистрированных граждан по указанном истцом адресам (т. 1 л.д. 127).

В целях предотвращения наступления перечисленных негативных последствий как для граждан, так и для отрасли ЖКХ в целом в Государственную Думу 04.04.2022 внесен проект федерального закона N 681872-7, согласно которому лица, осуществляющие управление МКД, РСО, региональные операторы должны будут указывать в заявлении о выдаче судебного приказа и исковом заявлении один из идентификаторов гражданина-должника только в том случае, если он им известен.

Пока законопроекты, устраняющие наступления негативных последствий и необоснованного отказа в доступе к правосудию для управляющих компаний, не приняты, полагаю, что управляющая компания может выйти с иском без судебного приказа на гражданина (без указания необходимых идентификационных данных) и уже в суде ходатайствовать о запросе данных гражданина. Однако предоставить однозначный прогноз о том, откажет ли суд в таком ходатайстве, не представляется возможным, поскольку правоприменительная практика по данному вопросу пока не сложилась.

В целях исключения сложностей с идентификацией должника и обращения взыскания на другое лицо, устанавливается требование об обязательном указании в исполнительных документах дополнительных данных об ответчике – организации: наименование, место нахождения и адрес, а также, если они известны, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер.

Читайте также:  Вознагрождение Председателя Снт По Фз № 217-Фз

Дело в том, что управляющие компании с 1 января не смогут подать исковые заявления на жильцов без указания в иске идентификатора должника — номера СНИЛС, номера паспорта или ИНН. А, поскольку эта информация является персональными данными, УК их получить не может.

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что существующее на сегодняшний день правовое регулирование истребование доказательств и документов, не являющихся доказательствами по смыслу ст. 66 АПК РФ, в рамках дел о банкротстве имеет существенные недостатки, следствием которых является неоднозначная правоприменительная практика. В России почти отсутствуют эффективные правовые и технические механизмы, позволяющие арбитражному арбитражному получать доступ к сведениям в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Однако на практике в ситуации, когда конкурсный управляющий обращается в суд с заявлением об истребовании документов у бывших руководителей должника или в связи с длительным (порой годовым) неисполнением обязанности по передаче документации с ходатайством о взыскании астрента[4] с целью стимулировать скорейшее и наиболее полное исполнение судебного акта, суд может попросить предоставить копию запроса[5], направленного арбитражным управляющим лицу, которое обязано передать документацию. Как представляется такой подход является неверным и свидетельствует о невозможности суда провести демаркацию между правовыми нормами п. 3.2 ст. 64, абз. 4 п. 1 ст. 94, абз. 2 п. 2 ст. 126 и п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве, имеющими как минимум различный предмет правового регулирования и субъектный состав.

В целях надлежащей реализации данных законодательных положений, и соблюдения прав граждан Российской Федерации ФССП России обратилась с официальным запросом в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных. Кроме того, Роскомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных

Согласно ответу Роскомнадзора судебные приставы-исполнители в рамках исполнительных производств по принудительному исполнению судебных актов вправе осуществлять обработку, в том числе распространять биометрические персональные данные (фотографию должника-гражданина) без его согласия.

Все перечисленные выше новые правила обработки персональных данных полностью распространяются на процесс обработки персональных данных работников работодателями. Это означает, что для распространения персональных данных работников (например, для размещения их на сайте работодателя) при приеме на работу или после заключения трудового договора придется брать с работника дополнительное согласие на распространение его персональных данных. В противном случае персональные данные работника можно будет передать только при наличии условий, когда согласие работника на их передачу не требуется. Подробнее об этом читайте здесь.

1 марта 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ). Введено новое понятие «персональные данные, разрешенные для распространения». Речь идет о распространении персональных данных неограниченному кругу лиц. Этот новый термин, по сути, пришел на смену прежнему – «общедоступные персональные данные». Судя по пояснительной записке к законопроекту, главная цель поправок – ограничить неконтролируемое использование персданных, размещенных на сайтах и в других открытых источниках. Получив персональные данные, оператор не вправе распространять их, как это было раньше. В связи с этим для обработки персональных данных, разрешенных для распространения, нужно получать отдельное согласие лица, предоставившего такие данные. Далее по тексту под оператором персональных данных (также далее – оператор, оператор персданных) будет подразумеваться лицо, которое обрабатывает персональные данные. Под субъектом персональных данных (далее – субъект персданных, гражданин) понимается физическое лицо, к которому прямо или косвенно относятся персональные данные, обрабатываемые оператором.

Мы в СМИ

Согласно ГПК, с 30 марта организации обязаны указывать по выбору ИНН, СНИЛС, паспортные данные ответчика-физлица. Но где брать нужные сведения и что делать, если у истца их нет, закон не говорит. Юристы считают, что ведомства должны разработать сервис для получения персональных данных. Но иски надо подавать уже сейчас, а отсутствие информации грозит праву на судебную защиту. Какие есть выходы из ситуации и какие риски, порассуждали эксперты.
В 2022 году изменилось процессуальное законодательство. Появились кассационные суды общей юрисдикции, правила о судебных представителях и многое другое. В числе прочего в ГПК закрепили, что в исковом заявлении надо указать любой из идентификаторов граждан-ответчиков: ИНН, СНИЛС, паспортные данные и прочее. Делать это обязательно. Исключение сделано только для граждан-истцов, которые не знают таких данных (ч. 3 п. 1 ст. 131 ГПК).
Позже законодатель решил, что с 28 октября до 30 марта 2022 года исполнять эту обязанность не нужно.
Но сейчас правило действует. А вопрос – откуда брать персональные данные организациям и что делать, если их нет, – остается открытым. Ведь порядок получения необходимой информации до сих пор не прописали.
Сложности и советы
«Насколько я понимаю, дополнительные требования были введены по просьбе судебных приставов, чтобы упростить им идентификацию должников», – рассказывает Андрей Панов, партнер Allen & Overy . Эксперт придерживается мнения, что это начинание правильное. Все чаще говорят об историях, когда приставы взыскивают деньги со стороннего человека. Вряд ли такие ошибки теперь канут в Лету, но хочется верить, что их станет меньше.
Но компании столкнулись с тем, что суды перестали принимать иски к рассмотрению без идентификаторов, рассказывает Михаил Степкин, старший юрист Надмитов, Иванов и партнеры. У него не вызывает сомнений, что необходим четкий механизм получения персональных данных об ответчике-физлице или хотя бы разъяснение ВС. Сейчас это мешает реализации права на судебную защиту.
«Данные физлиц скрываются под целой серией законов. Это и ФЗ «О персональных данных», Трудовой кодекс, Налоговый кодекс в части соблюдения налоговой тайны, ФЗ «О банковской деятельности» в части соблюдения банковской тайны и прочее», – объясняет Артём Денисов, управляющий партнёр юридической компании «Генезис». Эксперт убежден, что ФНС, ФМС или МВД должны разработать сервис для получения идентификаторов. «Это позволит частично решить проблему с использованием так называемых черных баз различных ведомственных структур с персональными данными должника, которые предлагаются на рынке», – резюмирует юрист. Вероятно, в сложившейся ситуации повысится роль адвокатов, ведь на основании адвокатского запроса ФНС и ПФР могут предоставить информацию о гражданине. «Остается только указывать любые другие цифры в качестве ИНН, а уже после принятия иска к производству ходатайствовать об истребовании информации. Есть вероятность, что многие будут поступать именно так», – считает Мария Сучкова, юрист фирмы Интеллектуальный капитал. Истцу это ничем не грозит, думает партнер Global Law Евгений Мацак: «Ведь истец может просто ошибиться в ИНН ответчика, это не наказуемо».
Риски и перспективы
Но неприятности возможны, считает Роман Речкин, партнер юрфирмы INTELLECT. Он предупреждает о последствиях указания недостоверных паспортных и иных данных. «Возникает реальный риск того, что вымышленный ИНН суд перенесет в исполнительный лист при его оформлении. А это может привести к тому, что приставы откажутся возбуждать исполнительное производство, потому что ИНН должника не совпадает с его наименованием», – объясняет эксперт. Также Речкин отмечает, что законодательство не предусматривает процедуры исправления опечаток в исполнительных листах.
«Также существует риск того, что суд сделает запросы, но не сможет получить подтверждение, что идентификатор принадлежит именно ответчику. Вынесет определение об устранении нарушения», – дополняет коллегу Степкин.
Пока что юрист предлагает ходатайствовать в суд, чтобы тот истребовал нужные сведения у ответчика. В ходатайстве необходимо обосновать невозможность самостоятельно получить персональные данные. А также то, что в момент возникновения правоотношений между истцом и ответчиком норма об идентификаторах не действовала. По мнению эксперта, это может помочь.
К тому же некоторые данные могут быть доступны в публичных источниках, подсказывает консультант O2 Consulting Георгий Мурзакаев: «Например, в ЕГРЮЛ есть номера ИНН участников и руководителей юридических лиц. А управляющим компаниям ЖКХ планируется дать доступ к ГИС ЖКХ».
А вот Надежда Макарова, руководитель юридического департамента Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС , наоборот, считает, что проблем с указанием новых идентификаторов не должны возникнуть. «Компании обязаны собирать и хранить реквизиты контрагента, которые позволяют его идентифицировать. К тому же изменения вводились постепенно, стороны могли подготовиться», – уверена эксперт. Сучкова же считает, что сложности возможны: «Например, если обязательства лиц появились из деликта, данные ответчика вряд ли заранее могут быть известны».
Но однозначно судить о новых проблемах пока рано, считает партнер Содружество Земельных Юристов Юлия Бузанова. «Но я предполагаю, что ввиду объективной невозможности получить персональные данные суды не будут отказывать в защите прав, только лишь потому что их нет в тексте документа», – надеется юрист.

Читайте также:  Прибавка к пенсии в 2022

Юлия Максимкина, юрист Land Law Firm, прокомментировала внесенный 19 апреля в Госдуму проект поправок в ст. 7 Земельного кодекса РФ и ст. 8 Закона о госрегистрации недвижимости, разработанный во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 16 октября 2022 г. № 42-П.

Письмо; ФССП РФ от N 12/01-27776-ТИ; О направлении запросов в отношении должников по специальной категории персональных данных

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территории иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого.

Adblock
detector