Научная Статья На Тему Адресная Социальная Помощь Населению 2022

Адресная государственная социальная помощь в 2022 году

Данный тип материальной помощи был введен только в прошлом году в качестве одной из мер поддержания в период пандемии. Сумма финансирования составляет 50% от ПМ на несовершеннолетних. Однако же, имеется информация, что с 2022 года планируется установить значение в 100% ПМ.

Несмотря на то, что данная мера была введена Указом Президента под номером 606 07.05.2012 года, она носит лишь рекомендательный характер и используется далеко не во всех субъектах страны. Право на получение данных выплат имеют только семьи, подходящие под вышеуказанные условия. При этом проживающие и зарегистрированные на территории России и относящиеся к категории нуждающихся.

Условия, размер выплат, категории граждан, которым они положены, также определяются субъектами РФ самостоятельно. В основном, выплату можно получить не более 1 раза в год. Однако в некоторых регионах, ее назначают 1 раз в полгода. Что касается размера выплаты, то он может устанавливаться в процентном соотношении или в твердом значении. Сумма колеблется от 3000 до 15 000 рублей.

  • открытие собственного бизнеса;
  • получение образование или переобучение;
  • ведение личного хозяйства;
  • прохождение медицинского лечения;
  • приобретение необходимого оборудования и инструментов для заработка;
  • услуги для ребенка;
  • неотложные текущие расходы, такие как приобретение учебников, школьной формы для учащегося.

В первую очередь рекомендуется уточнить на что именно может претендовать человек, проживающий в конкретном регионе. Информация предоставляется в отделении МФЦ. Далее следует составить заявление на предоставление адресной поддержки и собрать установленный пакет документации.

Адресная социальная поддержка населения: уровень местного самоуправления

Начиная с 1992 года социальная политика Российской Федерации, как и во многих других странах с переходной экономикой, способствовала наращиванию удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства. Однако, это не смогло компенсировать отсутствие или недостаток реальных реформ как на федеральном, так и на местном уровне. Сегодня и население страны, и российское государство оказались заложниками консервативной социальной политики, нерациональной и неэффективной с точки зрения защиты интересов малообеспеченных граждан. Согласно оценкам Международной организации труда, эффективность программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств, поступающих семьям с доходом ниже прожиточного минимума, в суммарных социальных трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве развитых стран и в некоторых странах Восточной Европы колеблется в пределах 30-50%.

В новых условиях необходим переход от социалистической системы социальных трансфертов (компенсировавших низкий уровень оплаты труда всему населению) к системе социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на помощи самым бедным и не позволяет семьям с высокими доходами получать значительные социальные выплаты из государственной казны. Безусловно, это процесс достаточно болезненный с политической точки зрения и достаточно сложный — с организационной. Однако, внедрение адресных форм социальной поддержки населения является единственным способом повысить эффективность расходования ограниченных бюджетных средств и реально помочь наиболее нуждающимся. Необходимые для этого изменения Федерального законодательства осуществляются медленно. Разработки Фонда “ Институт экономики города ” представляют уникальный пример создания научной и методической базы, которая позволяет органам местного самоуправления проводить реформы на муниципальном уровне, используя возможности и полномочия, существующие уже сегодня. Впервые в нашей стране появилась работа, в которой всесторонне представлена концепция адресной социальной поддержки. Проблемы социальной сферы рассмотрены в ней как элемент экономической политики, а не только как обременительная “ социальная нагрузка ” на бюджет. Много внимания уделено взаимосвязи адресной помощи и стимулирования трудового участия; подчеркивается, что переход к адресной социальной поддержке не ограничивается сокращением круга получателей социальных пособий. Особую ценность представляет анализ расходования средств на социальные нужды, выполненный на материале г. Омска и г. Протвино. Он может служить демонстрационным примером оценки финансовой базы социальных реформ, которую целесообразно провести администрации каждого города. Методические рекомендации по оценке доходов и расчету адресных субсидий представляют ценный источник информации для разработки местных адресных программ.

Читайте также:  Новый Указ Путина О Упрощённом Получении Российского Гражданства От 1 Мая 2022 Года

Сотрудники ведомства, исходя из вида оформляемой помощи и с целью принятия окончательного решения о выплате, могут потребовать у заявителя дополнительные документы или сведения. Также, в зависимости от типа дотации, в порядке их оформления существуют отличия и особенности.

Материальная помощь различается и по периодичности предоставления. Постоянные пособия выдаются ежемесячно. Например, соцвыплаты, доплаты к пенсии, помощь на содержание детей. На однократные выплаты можно претендовать 1 раз в год. Сумма разовой материальной помощи в 2022 году также будет определяться с учетом прожиточного минимума, который действует в регионе обращения.

Государство не занимается выдачей пособий по умолчанию, поэтому для получения материальной помощи в 2022 году гражданам необходимо самостоятельно посетить территориальное отделение органа соцзащиты (СЗН), где подать соответствующее заявление. Дата посещения СЗН согласовывается заранее в телефонном режиме. Таким же способом можно получить консультацию у специалиста ведомства и выяснить, имеет ли право конкретный гражданин либо семья претендовать на материальное пособие и как его быстро оформить.

Право на повторную подачу документов не предоставляется, если соискатель скрыл или предоставил заведомо ложную информацию о составе семьи, получаемых доходах, недвижимости и другом имуществе, принадлежащем соискателю, а также крупных покупках, сделанных непосредственно перед обращением в ведомство. Кроме этого поводом для отказа в получении материальных выплат может стать выявление факта уклонения от трудоустройства без серьезных причин и медицинских противопоказаний. При несогласии граждан с принятыми решениями органами соцзащиты или при наличии других спорных вопросов, они имеют право обратиться в суд.

  • гражданский паспорт;
  • документы, удостоверяющие личность членов семьи;
  • акт о совместном проживании;
  • сведения о доходах;
  • бумаги, свидетельствующие об инвалидности;
  • документы, подтверждающие факт чрезвычайных обстоятельств;
  • банковские реквизиты.

В исследовании реализованы системный подход, предполагающий междисциплинарный анализ, с учетом взаимодействия политический, экономических, социальных и духовно-культурных факторов, структурно-функциональный, институциональный, сравнительный, нормативный и другие подходы.

Практическая значимость исследования. Модель адресной социальной поддержки, разработанная автором, имеет практическую реализацию в муниципальном образовании г. Тольятти и доказала свою эффективность в улучшении благосостояния населения. Это подтверждается анализом размеров получаемых пособий в связи с величиной прожиточного минимума, межрегиональными сопоставлениями и результатами социологических исследований. Модель представляет практический интерес для муниципальных образований, сходных по социально-экономическим и другим показателям с экспериментальным.

В этих исследованиях широко используются социологические методы. Их авторы опираются на разработки методологии, методики и техники социального анализа, осуществленные J1.Я. Аверьяновым, В.П. Васильевым, А.Г. Здравомысловым, Ю.А. Крючковым, И.В. Соколовой, И.А. Сосуновой, В.А. Ядовым и другими российскими учеными 60-90-х годов XX века3.

Материалы диссертации положены в основу курса «Полномочия органов местного самоуправления в социальной сфере», читаемого автором для студентов Самарской гуманитарной академии. Они могут быть использованы также при подготовке и обновлении курсов: «Социальное управление», «Социология социальной сферы», «Технологии социальной работы», «Муниципальное управление» в высших и средних учебных заведениях, готовящих специалистов-социологов и социальных работников.

Читайте также:  Как Пронумеровывает И Прошнуровывает Домовую Книгу

2. В современной России важной чертой системного изменения модели социальной поддержки населения является ее муниципализация. Муниципальная модель адресной социальной поддержки имеет свою специфику и должна основываться на учете социальной дифференциации населения, сосредоточении общественных ресурсов на помощи беднейшим, защите от бедности на равноправной основе, предотвращении социального иждивенчества, индивидуализации социального обслуживания, а также использовать в модифицированном виде, с учетом местной специфики, общие критерии адресной социальной поддержки, порядок расчета социального пособия и среднедушевого дохода домохозяйства, организационный механизм реализации адресных программ.

Адресность предоставления мер социальной поддержки: особенности и направления развития

В последнее время появился ряд работ, посвященных конкретным финансовым инструментам и технологиям, направленным на повышение эффективности адресного подхода в системе социальной защиты, таким как социальный контракт [10, с. 81–94] (Prokofeva, Korchagina, Mironova, Tarnovskaya, 2015), электронные социальные сертификаты [11, с. 216–218] (Chagin, 2009), технология целевой потребительской субсидии [12] (Burankova, 2022), единый реестр получателей социальной помощи [13, с. 29–39] (Feoktistova, Andreeva, Fokina, 2016) и др.

Научная гипотеза: развитие адресности предоставления мер социальной поддержки способствует повышению эффективности мер социальной защиты, результативному использованию бюджетных средств, снижению уровня бедности. Необходимым условием повышения эффективности адресной социальной помощи является точность определения степени реального финансово-социального положения потенциального адресата и выбор действенных форм и методов ее оказания.

В настоящее время при назначении мер по социальной поддержке возникают проблемы в определении реального уровня доходов адресата, так как используются разные правила проверки нуждаемости; достоверность и полнота информации о доходах и имуществе заявителей – низкие, что увеличивает охват мерами социальной поддержки небедных. Так, при оценке доходов не всегда учитываются все живущие вместе совместным хозяйством члены семьи и родственники, а только родители с детьми (пособие на ребенка), сам получатель меры (социальная доплата к пенсии). При оценке доходов не учитывается их полный перечень (в том числе часть социальных выплат), сведения заявителя проверяются плохо. Имущественная обеспеченность, как правило, практически не учитывается как критерий нуждаемости. Также необходимо учитывать ошибки специалистов социальной сферы, сокрытие гражданами и домохозяйствами реального положения своего благосостояния, отсутствие возможности учитывать доходы, получаемые в неформальном секторе экономики.

Социальный сертификат является формой адресной помощи нуждающимся и выделяется не всем льготным категориям граждан, а именно тем, кому она действительно нужна в данный момент времени. Например, в Москве в настоящее время успешно реализуются три вида электронного социального сертификата:

В 2022 году в стране было заключено более 100 тыс. социальных контрактов с охватом свыше 300 тыс. человек, из них около 60% заключенных социальных контрактов приходилось на семьи с детьми до 16 лет, так как данная категория находится в зоне повышенного риска и составляет большинство бедного населения. Средний размер единовременной денежной выплаты в рамках социального контракта составил 37,8 тыс. рублей. Вместе с тем следует отметить значительную дифференциацию по регионам страны: от 1,5 тыс. руб. до 300 тыс. руб. Существенная стоимость социального контракта отмечается в Сахалинской области – 176,4 тыс. руб., Республике Саха (Якутия) – 153,9 тыс., Республике Крым – 88 тыс., Краснодарском крае – 84,1 тыс., Калининградской области –70 тыс. руб. Средняя эффективность выхода из бедности по итогам реализации социального контракта в 2022 году составила 35% [22].

Читайте также:  Как Взять В Аренду Земельный Участок У Которого Нет Кадастрового Номера

фической категории семьи или индивида (пожилых, лиц, трудоспособного возраста, инвалидов и т.п.). Различия существует и в определении объекта поддержки — индивида или семьи, в последнем случае выделяются уровни социального минимума для отдельных типов домохозяйств: одиноко проживающих, супругов без детей, с одним, двумя, тремя детьми, неполной семье с одним, двумя, тремя детьми и т.п.

21 См.: Прокофьева Л.М. Различия подходов к оказанию адресной социальной помощи в субъектах Российской Федерации и перспективы введения системы социального контракта [Электронный ресурс]: // URL: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/issledovanie/pdf/prokofeva%20.pdf (дата обращения: 01.09.2017)

27 Подробнее см.: Кожевников Д.Е. Международный опыт регулирования помощи бедным // Юридический мир. 2010. № 5. С. 25-28; Прокофьева Л.М. Различия подходов к оказанию адресной социальной помощи в субъектах Российской Федерации и перспективы введения системы социального контракта [Электронный ресурс]: // URL: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/ issledovanie/pdf/prokofeva%20.pdf (дата обращения: 01.09.2017)

Targeted social support as a kind of state social assistance represents an academic and practical interest, especially in terms of addressing Russian and foreign experience. The interest is determined on the one hand by the recent changes in legal regulation as to the large scale social assistance to low-income citizens, on the other hand, a serious need to intensify tackling poverty. Unstable material condition of citizens and limited state funds make the state create new opportunities to modernize the current system of rendering social assistance to low-income citizens which are regarded as poor in Russia. In the modern conditions, determining the level of poverty which is formally considered as a ground to get a social support is a relevant but not sufficient element of targeted social assistance and does not reflect the principle of addressed allowance. This type of assistance is available for a wide range of people, which does not strengthen the mechanism of tackling poverty and efficient distribution of material resources. In this regard, the authors express the opinion on the necessity to apply the foreign experience to determine the approaches in terms of providing social assistance to the poor. The research arrives at the conclusion that the current Russian practice of rendering targeted social support to the poor, which is based on the principles of social contract, is far from being perfect due to two interrelated causes. First, there is a necessity to assess objectively the number of the potential participants of the targeted aid program participants with who social contracts are to be made. Secondly, the social contract as a form of providing targeted social support is still not absolutely available in terms of the availability of information. The authors argue that an important step in solving this

Настоящая форма социальной поддержки предусматривает денежные выплаты (ежемесячное пособие или единовременная выплата) и натуральную помощь. Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта федерации.

Adblock
detector