Конституционное И Административное Право

Отграничение административного права от смежных отраслей права

Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повседневной и многообразной исполнительно-распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Административное и финансовое право. Для регулирования финансо­вых отношений используется преимущественно властный административный метод. Финансовое право отделилось от конституционного и административ­ного права в силу того, что объект правового регулирования имеет здесь свою специфику и большое общественное значение. Финансовое право призвано ре­гулировать общественные отношения, складывающиеся в процессе финансо­вой деятельности государства, основным содержанием которой является моби­лизация, распределение и использование денежных средств, составляющих часть национального дохода государства. В таком широком понимании финан­совая деятельность включает в себя и деятельность исполнительно-распоряди­тельного характера. Нормы административного права широко используются для регулирования непосредственно управленческих отношений в области фи­нансов (например, организация и полномочия финансово-кредитных органов). Но, поскольку в них превалируют «денежные» элементы (бюджетные, кредит­ные, налоговые и т.д.), они составляют одновременно и предмет финансового права. Следовательно, для финансового права характерна относительная само­стоятельность.

Административное и трудовое право. Эти две отрасли также имеют много точек соприкосновения и различаются по предмету правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие, связанные с ними общественные отношения (по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса работников именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается известное переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, так как представляют собой проявление управленческих функций. Административное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.); трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих.

Административное и конституционное право. Между ними наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования.

Таким образом, ряд отношений регулируется конституционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования. Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, единые для всех государственных органов; административное право, отправляясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – в Конституции и законах.

Данная характеристика метода восходящего подчинения как метода правового регулирования имеет следующие последствия, проекции на право: к области государственного (или конституционного, как принято называть его сейчас) права будут относиться все правоотношения, связанные с восходящим подчинением: статус избирателей (выборщиков), право объединения в партии и иные общественные объединения, проведение выборов, функционирование представительного органа власти, процедура отзыва лиц, наделенных народом какими-то полномочиями , публично-правовая ответственность. Но дальше — формирование государственного аппарата, сколько министерств, будет ли правительство — это уже вопрос действия избранной власти, и она может избрать ту или иную форму своей самоорганизации, если народ не обусловил это при выборах. Эта область деятельности власти уже типично должна относиться к области административного права как к самоорганизации власти. Здесь господствует метод власти и подчинения, административно-правовой метод правового регулирования. Этот водораздел между административным и государственным правом при отсутствии представлений о методах правового регулирования сейчас очень размыт .

См.: Городицкий В.М. Пути формирования механизма народовластия на основе действующей Конституции РФ. В кн.: Государство и право на рубеже веков (Материалы Всероссийской конференции): Конституционное и административное право. М.: ИГиП РАН, 2000. С. 30.
Ю.А. Тихомиров, изучая соотношение административного права с другими отраслями права, пишет: «Естественно, наиболее тесные связи административного права складываются с отраслями публичного права, и прежде всего с конституционным правом. Эти отрасли столь близки, что могут считаться своего рода правовыми близнецами» (Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: Юринформцентр, 1998. С. 100). Определяя различие между административным и конституционным правом, английский профессор Д. Гарнер также отмечает, «что это различие, столь важное при разграничении предмета исследования, не затрагивает его сущности и не является основополагающим. Конституционное право не отличается по своему содержанию от административного. У них общие источники, и они оба регулируют осуществление функций государственной власти. Основное различие между ними заключается в том, что конституционное право имеет дело с организацией и функциями государственной власти в статике, тогда как административное право — в динамике. В результате приходится признать, что различие между ними скорее дело удобства и обычая, чем логики». (Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление / Под ред. и с предисловием д.ю.н. Г.В. Барабашева. М.: Прогресс, 1984. С. 23). На самом деле это противоположные по методу правового регулирования отрасли права.

В структуре современного государственного аппарата Российской Федерации судьи не получают от народа власть. Конституционный Суд не избирается народом. Депутаты не публикуют декларации о доходах. Правительство диктует через партийную фракцию свою волю избранному народом парламенту. Депутаты не имеют механизма отзыва народом их от работы в случае правонарушений. Президент также не может быть отозван народом. В результате получится, что конституционного права не существует прежде всего потому, что нет конституционной ответственности. Конституционная ответственность, как и всякая ответственность, может наступать только перед тем, от кого получены полномочия.

Является ли с этой точки зрения административное право отраслью права? Предмет во многом совпадает с конституционным, так как и там и сям изучают организацию государственного аппарата. Метод, не бесспорно, но можно обнаружить: метод власти и подчинения. Ответственность в административном праве представлена даже не одним видом, а двумя: административной и дисциплинарной. Специфическое процессуальное обеспечение административного права отсутствует, так как нет судов административной юстиции.

Наличие метода восходящего подчинения, его признание, дает возможность четче структурировать всю правовую область как для преподавания, так и для практического законотворчества . Так, избрание правительства народом, как в Израиле, оценивается при применении метода восходящего подчинения как область конституционного права, так как свои полномочия правительство в этом случае получает от народа. Вектор власти в этом случае направлен снизу (от народа) вверх (к формируемым народом государственным органам). А формирование Правительства Президентом в Российской Федерации обязывает относить эту процедуру к области административного права, так как вектор власти в этом случае направлен сверху вниз, от наделенного народом соответствующей властью Президента страны к его исполнительным органам. Национально-территориальное устройство страны — вопрос конституционного права, административно-территориальное деление — предмет административного права (в настоящее время в Классификаторе правовых актов относится к конституционному праву). Права человека избирать, включая и его возможность объединения в партии — вопрос конституционного права. Обязанность гражданина (человека) повиноваться избранным им властям, в том числе и при реализации прав человека и гражданина, — вопрос административного права. И так далее.

Основные отрасли российского права

Система права каждого государства состоит из ряда отраслей, среди которых конституционное право занимает ведущее место. Оно обусловлено значимостью общественных отношений, регулируемых этой отраслью права, а также тем, что конституционное право находится в центре взаимодействия всех отраслей права. В нем провозглашаются такие положения, которые служат исходными принципами, основами разработки положений других отраслей права.

Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия), либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий, и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

в) основные права, свободы и обязанности, то есть те, которые неотделимы от человека, гражданина, составляют неотъемлемое право, принадлежат ему от рождения, защищаются государством и составляют ядро правового статуса личности. Этим правам посвящена вторая глава Конституции Российской Федерации, включающая сорок восемь статей.

В русском языке оно употребляется как юридический термин с конца XVIII века. Его происхождение двойственно: с одной стороны, оно восходит к юридическим понятиям, употребляемым в древнерусских памятниках: «голова» (убитый), «головник» (убийца), «головщина» (убийство), «головничество» (компенсация родственникам убитого); с другой — к латинскому прилагательному capitalis (производное от caput — голова, человек), которое в римском праве составляло наименования самых суровых наказаний, связанных с лишением жизни, свободы, гражданства. В русской литературе XV–XVII веков в ходу было слово «уголовие», имеющее значение «лишение жизни», «лишение головы».

Способы возникновения собственности различны. Первоначальным способом является создание новых вещей и приобретение права собственности. Другие способы: приобретение права собственности путем приобретения имущества на основе договора, связанного с приобретением или отчуждением имущества; наследование имущества; приобретение по давности владения (не собственник может получить право собственности на имущество на основе длительного владения им открыто в качестве собственника, срок такого владения для недвижимости — 15 лет).

Наличие ответственности и процедуры ее применения является одной из важнейших характеристик правового метода регулирования общественных отношений. Без ответственности нет права. То, что теперь называют конституционной ответственностью, на самом деле таковой не является, так как Конституционный Суд самоуправно возвышается над Конституцией и диктует свое видение проблем, самоуправно утверждает новый источник права, позиции Конституционного Суда РФ, не будучи уполномочен народом на эти действия. Отрасль права, не обеспеченная возможностью применения ответственности к своим субъектам, не может рассматриваться как непротиворечивая структура системы права. Представляется, что принцип «Чем-то приходится жертвовать в ущерб другому — это обычная история» [9], предлагаемый В. А. Тумановым, не является таким необходимым и оправданным при определении отраслевой структуры права.

Читайте также:  Входит Ли В Трудовой Стаж При Назначении Второй Пенсии Увечие Связано С Аварией На Чаэс

От имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как видно, наблюдается немалое сходство подотраслей и институтов конституционного и административного права. Нередко оно достигает такой степени, что приходится очень тонко разделять «слои» их правового регулирования. Есть совпадающие институты, например, статус органов исполнительной власти и прежде всего Правительства. В конституционном праве закреплены его основные элементы — природа органа, порядок образования, основные полномочия. В административном праве сумма актов подробно регулирует правовое положение Правительства и его полномочия как в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», так и в тематических и иных законах. Трансформация конституционно урегулированных полномочий в соответствующие нормы текущего законодательства оказывается непростым делом. Весьма сходны также нормы конституционного и административного права. В них одной стороной всегда выступает государственный орган либо его участие опосредовано.

Поясним теперь подробнее наиболее типичные модели взаимоотношений административного права с другими отраслями права. Естественно, наиболее тесные связи административного права складываются с отраслями публичного права и прежде всего с конституционным правом. Эти отрасли столь близки, что могут считаться своего рода правовыми близнецами. В них наиболее ярко и полно выражены природа, институты и нормы публичного права. В немалой степени близки и другие составные части отраслей и это во многом объясняется самой природой конституционного права как ведущей отрасли права. Оно регулирует основные стороны жизни гражданина, государства и общества, важнейшие общественные отношения. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой и служат «правоисточником» других отраслей. Нормативные понятия и термины играют роль «общего знаменателя» [12].

Определенная связь существует между административным правом и трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Нормы последнего определяют статус государственных служащих как участников трудового процесса. Что касается норм административного права, то они регулируют государственно-служебные отношения, а именно: условия поступления на государственную службу, порядок ее прохождения, полномочия должностных лиц в организации трудового процесса и др.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет РФ как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами РФ, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т.п.);

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности , если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть .

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В целях своевременного исполнения основного наказания для большинства административных правонарушений — административного штрафа — была установлена ответственность за его неуплату в предусмотренный срок (административный штраф в двукратном размере суммы неуплаченного ранее административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов). В связи с нечеткостью регулирования в правоприменительной практике возник вопрос о сроке давности привлечения к ответственности за совершение данного правонарушения, а также о том, является ли неуплата подобного штрафа в установленный для этого срок нарушением законодательства об исполнительном производстве, имеющего специальный повышенный (годичный) срок давности привлечения к административной ответственности. Конституционный Суд разъяснил отсутствие оснований относить соответствующее административное правонарушение к нарушениям законодательства об исполнительном производстве, поскольку оно имеет иной объект противоправного посягательства в сравнении с нарушениями законодательства об исполнительном производстве .

Федеральный законодатель, реализуя свои полномочия в сфере публичной ответственности, обладает — как при конструировании составов конкретных правонарушений, так и при определении вида и размера санкций, назначаемых за их совершение — достаточно широкой свободой усмотрения в установлении способствующих наиболее эффективному достижению целей административной ответственности .

Выявленный дефект был устранен в новой редакции части 4 статьи 4.5 КоАП РФ, согласно которой в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

Вместе с тем в силу специфики предпринимательской деятельности не исключается возможность возложения бремени доказывания невиновности на осуществляющих данную деятельность субъектов (Определение от 26 ноября 2018 года N 3063-О) . В любом случае, так как наличие вины в качестве элемента субъективной стороны состава правонарушения является общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права, всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. предусмотрено непосредственно в законе (Постановление от 15 октября 2020 года N 41-П).

Так, например, на устранение установленной решением Конституционного Суда правовой неопределенности при применении мер административной ответственности было направлено признание части 1 статьи 8.8 КоАП РФ не соответствующей Конституции, постольку, поскольку неопределенность действующего правового регулирования в вопросе о том, обязан ли собственник (правообладатель) земельного участка в случае, когда он в дополнение к основному виду его разрешенного использования самостоятельно выбирает вспомогательный вид разрешенного использования, вносить в качестве условия правомерного осуществления вспомогательного вида разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости сведения о таком использовании, создает неопределенность и в вопросе о возможности привлечения этого собственника (правообладателя) к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (Постановление от 16 октября 2020 года N 42-П). Ввиду того, что неустранимые сомнения в правовом регулировании публичных (административных) отношений, сопряженные с возможностью привлечения к ответственности за его нарушение частных лиц, не предполагают, по общему правилу, допустимость расширительного толкования юридических обязанностей таких лиц (Постановление от 30 марта 2018 года N 14-П), впредь до внесения в законодательство необходимых изменений собственники (правообладатели) земельных участков, согласно указанию Конституционного Суда, не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае, когда они в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их разрешенного использования.

Конституционное (государственное) право – это отрасль публичного права, совокупность правовых норм, регулирующих властные отношения в области основ государственного строя и правового положения высших органов власти, человека и гражданина. Это, например, такие вопросы, как форма правления, федеративное устройство, деятельность законодательного органа, основные права человека. Заметим, основные права человека могут быть установлены конституционным правом, как в современной России и большинстве иных стран, но могут и отсутствовать, как было в прежние эпохи. Когда же они предусматриваются конституционным правом, то речь идет о них не как о предмете частного права, но именно как о признании государством взаимных прав и обязанностей, границ невмешательства в отношениях между властью и отдельным человеком. Стало быть, и в области прав человека конституционное право сохраняет свою публичную природу.

Следует выделить две точки зрения на предмет современного конституционного права. Одна, сегодня наиболее популярная, видит в конституционном праве основную (базовую) отрасль, предметом которой являются основные отношения всех сфер общества, т.е. конституционное право есть в равной степени основа для всех иных отраслей как публичного, так и частного права. С этой точкой зрения согласиться нельзя, т.к. она делает совершенно неопределенными границы между отраслями и превращает конституционное право в некую общую часть, смесь из общих принципов всех отраслей (от уголовного до трудового). Более ценной является другая, классическая точка зрения, согласно которой, предметом конституционного права являются лишь основные властные отношения, т.е. данная отрасль понимается как часть только публичной половины права. Конечно и данный подход не обладает полной определенностью ввиду невозможности провести объективные границы между предметом конституционного права и предметом остальных отраслей публичного права, но этот предмет можно выделить условно и сохранить особенности публичного и частного (властного и добровольного) права.

Именно к публичному праву относятся конституционное и административное право. Таким образом, в центре нашего внимания оказываются вопросы правового упорядочения власти. Ф. Ницше в своей философии жизни утверждал, что жизнь есть наивысшая ценность, а ее проявление есть воля к власти[3]. В действительности, конечно, стремление властвовать распространено далеко на у всех форм жизни: властно-иерархические отношения характерны только для организмов, ведущих общественный образ жизни (приматы, многие хищные, китообразные, копытные и др.), и то не всех (например, косяки рыб, стаи птиц, колонии полипов, термитов и оболочников), служащие упорядочению конкуренции особей; организмы же, ведущие одиночный образ жизни (пресмыкающиеся, большинство сумчатых и др.), не нуждаются в выстраивании такого рода отношений. Человек из разряда первых и не придумал, а унаследовал властные взаимоотношения, что показывает значимость регулирующего их публичного права. В рамках публичного права конституционное и административное право отличаются друг от друга и от иных отраслей публичного права предметом регулирования, т.е. видом общественных отношений, которым они посвящены.

Читайте также:  Кадастровый Номер С Дробью В Конце

Длительное время, вследствие объединения с конституционным (государственным) правом всех публично-правовых норм, наука конституционного (государственного) права также изучала и административные нормы. Такой подход сохраняется еще в XIX в.: в работах немецкого ученого Геннера «Немецкое государственное право» (1804) и швейцарского – И. Блюнчли «Общее государственное право», в первых, посвященных всем отраслям права, работах российских юристов З. Горюшкина «Руководство к познанию российского законоискусства. В 4 ч.» (1811-1816), И. Васильева «Новейшее руководство к познанию российских законов. В 2 ч.» (1826–1827) и Н. Рождественского (1802-1872) «Руководство к российским законам» (4-е изд., доп., 1851), а также в обобщающих сочинениях по государственному праву К. Дюгамеля «Опыт государственного права Российской Империи» (1833), И. Андреевского «Русское государственное право. Т. I» (1866) (продвинувшего исследование института государственной службы), В.И. Сергеевича «Русское государственное право» (1868-1869), А.Д. Градовского «Начала русского государственного права. Т. I: О государственном устройстве (1875); Т. II: Органы управления (1876); Т. III: Органы местного управления (1883)», Б.Н. Чичерина «Курс государственной науки. Т. I–III. Т. I: Общее государственное право» (1894), Н.М. Коркунова «Русское государственное право. Т. I: Введение и Общая часть (1892); Т. II: Особенная часть (1893)» и др. После выделения административного права появились и работы, посвященные конституционному (государственному) праву в узком современном понимании: Н.И. Лазаревского «Лекции по русскому государственному праву. Т. I: Конституционное право» (2-е изд. 1910), Б.А. Кистяковского «Государственное право (Общее и русское). Лекции» (1908-1909), А.И. Елистратова «Очерк государственного права (конституционное право)» (2-е изд., перераб., 1915) (сужавшего его до права главы государства и парламента), В.М. Гессена «Основы конституционного права» (1917).

Учебное пособие посвящено двум близким отраслям права – конституционному и административному. Именно они определяют правовые основы Российского государства, правовое положение отдельных органов власти, их права и обязанности в отношениях с частными лицами. Среди особенностей пособия назовем следующие.

Земельное право регулирует земельные отношения между субъектами земельных отношений (организациями, гражданами) и государством. Вместе с тем эти отношения регулируются и административным правом, ибо значительная часть отношений по землепользованию возникает, изменяется и прекращается на основе административно-правовых актов (например, многие отношения, связанные с выделением земельных участков, с их эксплуатацией).

Конституционное право закрепляет принципы организации государственных органов, определяет место органов государственной власти в механизме государства, основы их взаимоотношений, наиболее общие вопросы компетенции органов государственной власти, основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются в сфере деятельности государственных органов. Конституционным правом регулируются и общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов исполнительной власти. Все это свидетельствует о том, что ряд вопросов практики государственного управления охватывается одновременно конституционным и административным правом. При этом нормы конституционного права закрепляют общие, единые для всех государственных органов демократические принципы их организации и деятельности и соответственно регулируют отношения в этой сфере.Нормы административного права детализируют указанные принципы применительно к многообразной системе органов исполнительной власти, регулируют на их основе практическую управленческую деятельность этих органов. Таким образом, административное право свои исходные начала берет у конституционного права.

Финансовое право отграничивается от административного лишь в силу специфики и большого общественного значения объекта правового регулирования (процесс собирания и распределения денежных средств). Фактически же финансовая деятельность государства является разновидностью исполнительно-распорядительной деятельности; методы регулирования финансовых отношений в основном носят административно-правовой характер.

Административное право связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право — их неравенством (одна из сторон — орган управления). Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются соответственно нормами административного права. Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделенные административной властью, то есть административное право имеет своим предметом имущественно-организационные отношения, для которых характерно властное распоряжение соответствующего органа управления.

Разграничение административного права и трудового права проводится также по предмету правового регулирования. Трудовое право регулирует трудовые, а также некоторые другие связанные с ними общественные отношения (в области социального страхования, рассмотрения трудовых споров, по поводу заключения коллективных договоров и т.п.). Основным содержанием таких отношений является реализация права граждан на труд (трудовой договор, оплата труда, право на отпуск и т.п.). Трудовое право регулирует, следовательно, общественные отношения, непосредственно связанные с правовым статусом личности как участника трудовых процессов. Административное право воздействует на те стороны этих отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов, а также с государственной службой. Соответственно вопросы определения и реализации полномочий администрации, определения порядка оформления на работу, увольнения, поощрения, применения мер дисциплинарной ответственности и т.п. решаются на административно-правовой основе. В равной мере это относится к отношениям между администрацией и профсоюзами по вопросам планирования и организации производства.

Конституционное И Административное Право

Руководит кафедрой Зенин Сергей Сергеевич — кандидат юридических наук, доцент. Специалист по вопросам конституционного и муниципального права, автор более 100 научных работ, опубликованных в России, Италии, Германии, Чехии, Индии, США. Член редакционной коллегии журнала «История государства и права», ИГ Юрист, Москва, Россия. Член редакционного совета журнала Проблемы права, ООО «Южно-Уральский юридический вестник», Челябинск, Россия.

Кафедра располагает всеми возможностями для подготовки квалифицированных специалистов: высоким научным и педагогическим потенциалом профессорско-преподавательского состава, современной учебно-лабораторной базой, инновационными технологиями обучения. К работе со студентами привлекаются высококвалифицированные, опытные и авторитетные юристы-практики.

Коллектив кафедры обеспечивает учебный процесс в соответствии с учебными планами, ведет исследования по соответствующим научным и научно-методическим направлениям, в процессе реализации образовательных программ способствует нравственному воспитанию обучающихся. Основное научное направление кафедры: «Правовое регулирование взаимодействия органов власти и управления субъекта федерации, федеральных и региональных органов власти в Российской Федерации».

Сфера научных интересов: философия и социология права; демократия как основа конституционного строя; теория и практика реализации народовластия; суверенитет как политико-правовое явление, конституционно-правовой статус человека и гражданина; гражданство; проблемы федерализма и местного самоуправления; юридическая техника; образовательные технологии.

  • конституционное право;
  • административное право;
  • международное публичное и конституционное право;
  • судопроизводство и правоохранительные органы;
  • теория соотношения субъектов права;
  • муниципальное право;
  • общие начала теории соотношения субъектов права;
  • территориальные основы правоприменения.

Правоведение для чайников – 6

Уголовное право регулирует отношения между государством и гражданами по поводу того, какое поведение считать преступлением и как за него наказывать. Нормы уголовного права определяют понятие преступления, возможность привлечения к ответственности за соучастие, покушение и приготовление к преступлению, устанавливают виды и размеры наказания за преступление и т. д. Основной источник – Уголовный кодекс РФ.

Например, если человек оказывает услуги какой-то организации, нам нужно понять – это трудовой договор или гражданско-правовой договор. В первом случае это будут трудовые отношения (регулируются Трудовым кодексом). Во втором – гражданско-правовые отношения (регулируются Гражданским кодексом). При этом название договора, который заключили человек и организация, не всегда является определяющим. Даже если этот документ назван «Договором об оказании услуг» и в нём написано, что регулируется он ГК РФ, суд может переквалифицировать его в трудовой договор, если увидит признаки трудовых отношений. Например, такие: человек посещает организацию и выполняет работу ежедневно по определённому расписанию, подчиняется правилам этой организации и получает фиксированную оплату каждый месяц.

Экологическое право занимается отношениями по охране природы. Эта отрасль определяет порядок проведения экологических экспертиз, режим особо охраняемых природных территорий, контроль госорганов за экологической безопасностью и ответственность за экологические нарушения. Основной источник – ФЗ «Об охране окружающей среды».

Первая – семья континентального права (она же романо-германская правовая семья). «Континентального» – потому что она господствует в континентальной Европе и противопоставлена правовой системе Англии. «Романо-германская» – потому что она основана на римском праве, а главный вклад в её развитие внесли романские и германские народы (прежде всего, Франция и Германия). Основной вид источников права в странах семьи континентального права – нормативные правовые акты (прежде всего, законы).

А если налоговая инспекция по ошибке сняла деньги с банковского счёта предпринимателя, а потом вернула, то он не может потребовать с неё неустойку за незаконное использование денежных средств согласно ч. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ. А всё потому, что отношения между налоговой и предпринимателем – это не гражданско-правовые отношения, т.е. не «имущественные отношения, основанные на имущественной самостоятельности, юридическом равноправии и автономии воли сторон». Здесь никакого юридического равенства сторон нет, и это всё отношения, которые регулирует финансовое право (точнее, его подотрасль – налоговое право). Соответственно, Гражданский кодекс мы тут применить не можем, нужно смотреть Налоговый кодекс.

  1. Административное право определяет степень наказания за нарушения, предметом которых есть непосредственно земля. Это связанно с тем, что государство признает землю одним из основных благ.
  2. Управленческая отрасль регулирует отношения, связанные с процессом передачи земли в пользование, владение частным лицам.

Юридическая система РФ содержит в себе большое количество совершенно разных сфер нормативного регулирования. Соотношение административного права с другими отраслями права при таких обстоятельствах изучить довольно сложно. Ведь оно тесно взаимодействует со многими существующими юридическими категориями. Однако наиболее ярко соотношение административного права с другими отраслями права можно проанализировать на примере его взаимосвязи с конституционной, гражданской, уголовной, финансовой и земельной отраслями. Безусловно, в данном случае не следует забывать о большой роли административного процесса, ведь его создали на основе управленческой сферы регулирования и её предметных норм.

В мире на сегодняшний день существует большое количество видов человеческой жизнедеятельности. Это говорит о том, что социум в XXI веке достиг определенных высот в своем развитии. Данный позитивный момент обусловлен несколькими факторами. Во-первых, за последние годы человеческая жизнь в своем большинстве компьютеризировалась, а во-вторых, существенный прогресс произошел в сфере её регулирования. Как мы знаем, ключевым координатором социального взаимодействия сегодня является право.

Цивилистика является самой древней и авторитетной юридической отраслью на сегодняшний день. Её нормы охватывают отношения, которые связаны с имуществом и процессом его продажи, покупки, принятия в подарок, передачи и т.д. Административная отрасль регулирует порядок лицензирования и контроля подобной деятельности особенно, если она производится в сфере деятельности органов государственной власти. В остальном административное и гражданское право есть абсолютно разными. Ведь сферы регулирования являются представителями публичной и частной стороны юридической системы нашего государства.

Читайте также:  Как Восстановить Льготный Проездной Билет Многодетной Семьи Из Абакана

Юридическая система любого государства имеет собственную основу. Это есть главным принципом построения современной и, что самое главное, демократической державы. Подобной основой является конституция. Она представляет собой основной закон, нормы которого устанавливают общий порядок вещей на территории всей страны. Конституции бывают писаные, в форме единого акта, и неписаные, нормы которых разбросаны в различных НПА.

КОНСТИТУЦИОННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Конституционное и административное право как отрасли права. Говоря о праве в объективном смысле слова в настоящей работе, мы, в целях изучения установленных и одобренных государством принудительных норм, будем держаться формально-юридической точки зрения, выраженной еще Т. Гоббсом относительно права в государственно-организованном обществе: «правом являются для каждого подданного те правила, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало ему…»[1]. Однако такое понимание не охватывает нормы догосударственных первобытных и архаических обществ, поэтому шире, относительно того или иного общества, следует говорить, что объективное право есть совокупность общепризнанных принудительных правил. Дабы определиться с понятием конституционного и административного права, их местом среди иных российских отраслей права необходимо вспомнить общую теорию права, в частности то, что любая национальная и международная система права делится на две подсистемы: частное (jus privatum) и публичное (jus publicum) право. В правоведении не раз делались попытки нахождения причин отличия этих двух половин права; к началу ХХ в. сложились три точки зрения: одни видели разницу в предмете регулирования (общественных отношениях), преследующих частные или общественные, государственные интересы, другие – в способе защиты частных и публичных норм (по инициативе потерпевшего или государства), третьи, по нашему мнению, почти давшие верный ответ, – в методе регулирования[2]: к частному праву относятся нормы, регулирующие общественные отношения методом юридической децентрализации – свободы и равенства сторон; именно так, например, регулируется государством купля-продажа, лица свободны и равны в заключении договора, государство здесь само не более чем равная сторона в покупке товаров для государственных нужд; к публичному праву относятся нормы, регулирующие методом юридической централизации, т.е. принуждения и власти, государство здесь становится единственным центром власти и волеизъявления; таковы правила об уплате налогов, всеобщей воинской обязанности и др. Однако практика не вполне укладывается и в третью точку зрения, ведь в отношения, основанные на неравенстве сторон, также, как и в частные, нередко вступают не в приказном, а добровольном порядке (идут регистрироваться в качестве предпринимателя, обращаются в органы власти, участвуют наблюдателями на выборах и т.п.). Поэтому точнее стоит говорить так: публичным правом регулируются все политико-властные отношения как при обязательном, так и добровольном участии в них подвластной стороны.

В силу того, что студенты АГАУ, обучающиеся по специальности «Государственное и муниципальное управление», на которых, в первую очередь, рассчитано издание (по дисциплине, играющей одну из главных ролей при формировании профессиональных умений будущих государственных и муниципальных служащих), имеют специализацию «Управление социально-экономическими процессами», пособие содержит обширную тему 7 «Административно-правовое регулирование экономики».

Помимо студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» учебное пособие предназначено студентам, обучающимся по соответствующему профилю направления «Менеджмент», может использоваться студентами всех специальностей и направлений при изучении общеобразовательных и профессиональных дисциплин правовой и управленческой тематики, с которой административное право тесно связано, а также слушателями курсов повышения квалификации служащих органов местного самоуправления и управления АПК.

Конституционное право, первоначально и до сих пор, иначе именуемое государственным правом, уже исходя из названия, было отраслью охватывающей все властно-государственные отношения (совпадало со всем публичным правом)[4]. Но по мере усложнения публичного права из конституционного (государственного) права стали выделять в качестве самостоятельных специализированные отрасли права (законодательства). Ранее других появились отрасли уголовного и уголовно- и гражданско-процессуального права, что объяснимо их тщательным определением даже в абсолютистских государствах. Позднее, с ростом численности чиновничества, развивается правовое регулирование исполнительных органов власти, администрации, что приводит к выделению административного права, а с упорядочением бюджетных отношений – финансового. Возникает вопрос: что ныне является предметом именно конституционного (государственного) права в узком смысле слова?

Длительное время, вследствие объединения с конституционным (государственным) правом всех публично-правовых норм, наука конституционного (государственного) права также изучала и административные нормы. Такой подход сохраняется еще в XIX в.: в работах немецкого ученого Геннера «Немецкое государственное право» (1804) и швейцарского – И. Блюнчли «Общее государственное право», в первых, посвященных всем отраслям права, работах российских юристов З. Горюшкина «Руководство к познанию российского законоискусства. В 4 ч.» (1811-1816), И. Васильева «Новейшее руководство к познанию российских законов. В 2 ч.» (1826–1827) и Н. Рождественского (1802-1872) «Руководство к российским законам» (4-е изд., доп., 1851), а также в обобщающих сочинениях по государственному праву К. Дюгамеля «Опыт государственного права Российской Империи» (1833), И. Андреевского «Русское государственное право. Т. I» (1866) (продвинувшего исследование института государственной службы), В.И. Сергеевича «Русское государственное право» (1868-1869), А.Д. Градовского «Начала русского государственного права. Т. I: О государственном устройстве (1875); Т. II: Органы управления (1876); Т. III: Органы местного управления (1883)», Б.Н. Чичерина «Курс государственной науки. Т. I–III. Т. I: Общее государственное право» (1894), Н.М. Коркунова «Русское государственное право. Т. I: Введение и Общая часть (1892); Т. II: Особенная часть (1893)» и др. После выделения административного права появились и работы, посвященные конституционному (государственному) праву в узком современном понимании: Н.И. Лазаревского «Лекции по русскому государственному праву. Т. I: Конституционное право» (2-е изд. 1910), Б.А. Кистяковского «Государственное право (Общее и русское). Лекции» (1908-1909), А.И. Елистратова «Очерк государственного права (конституционное право)» (2-е изд., перераб., 1915) (сужавшего его до права главы государства и парламента), В.М. Гессена «Основы конституционного права» (1917).

Есть некоторые группы отношений, где перемешиваются гражданско-правовые и административно-правовые – например специальный механизм размещения заказов для поставки товаров и выполнения работ и услуг для государственных нужд. Механизм заключения договора подробно урегулирован специальным законом и явно этот механизм носит административно-правовой характер. А вот заключаемый в итоге договор является гражданско-правовым.

Государственная служба — Кафедра трудового права до сих пор считает, что отношения государственной службы это отношения трудовые по природе своей, а Система законодательства уже такова, что ТК почти никак не регулирует эти отношения, соответственно область государственной службы де факто обособилась от воздействия частно — правовой по природе отрасли трудового права

2) Особенная часть административного права неизбежно растворяется в комплексных отраслях и институтах (коммерческое, экологическое и спортивное, образовательное, транспортное, медицинское право), которые с практической точки зрения представляют собой обособленные области правового регулировании, а с теоретической содержат в себе нормы и правоотношения разные по своей природе (и далеко не только административного права). В эти отдельные области мы вторгаться не будем (их потом будем изучать в рамках соответствующих курсов)

1) Всеобщая аллергия к административному праву, которая пронизывала участников всех отношений в начале 90-х. Административно-командная система, которую рушили в период конституционных реформ, сидела у всех в печенках. Все пытались максимально избавиться от административных методов, форм, способов, максимально освободиться от государственного вмешательства, а значит если власть в чем-то и участвует, это не административные полномочия, а реализация гражданско-правового статуса.

– участники административных отношений (изучался их административно-правовой статус, причем статус граждан как участников административных правоотношений зачастую сводился к обсуждению конституционно-правового статуса гражданина (это отражение представлений, бытовавших еще в дореволюционной литературе о существовании общего публично-правового статуса личности))

Практика российского конституционализма воплотила в нормах Конституции РФ идею признания особых ценностей общества и государства. В статье 2 провозглашается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Придание какой-либо категории ценностного характера способствует усилению целенаправленной деятельности всех механизмов государства, в том числе исполнительной власти, в рамках которой отношения регулируются по преимуществу административным правом.

Широкое усмотрение, применяемое судами, изыскивающими основания для оценки административных решений, позволяет глубоким корням политической жизни проникнуть в область административного права. Такие понятия, как правовое государство, равенство перед законом, обращение в соответствии с принципами справедливости и пропорциональности, являются примерами тех ценностей, которые суды позаимствовали из более широкой области политической нравственности. Роль конституционных ценностей нигде не выражена так ярко, как в управленческой сфере, так как нет ни одной области жизнедеятельности граждан, которая не была бы урегулирована административным правом.

Область профессиональной деятельности:
нормотворческая деятельность, обеспечение законности и правопорядка, консультирование по вопросам права, правовое воспитание, экспертно-консультационная деятельность, защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, правовая экспертиза документов, правоприменительная деятельность.

1. Бакалавриат — высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр». Нормативный срок освоения образовательной программы по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «специалист» – четыре года.
Направление подготовки: 030900.62 Юриспруденция

2. Магистатура — высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр». Нормативный срок освоения образовательной программы по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «магистр» – два года.
Направление подготовки: 030900.68 Юриспруденция
Программа подготовки: Конституционное право. Муниципальное право.

  • адвокатура;
  • нотариат;
  • страховые организации;
  • судебные органы;
  • финансовые органы;
  • налоговые органы;
  • органы социального обеспечения;
  • юридические службы коммерческих организаций;
  • Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Дисциплины кафедры: конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, финансовое право, налоговое право, предпринимательское право, право социального обеспечения, гражданский процесс, арбитражный процесс, земельное право, экологическое право, международное право, семейное право, конституционное право зарубежных стран.

Adblock
detector