Конституционное И Административное Право Общее И Особенное

Классификатор правовых актов упоминания об административном праве РФ не содержит. Это позволяет заключить, что административное право как отрасль законодательства в Российской Федерации отсутствует, в то же время рубрики «гражданское право», «уголовное право» присутствуют, что говорит о все же отраслевом подходе законодателей к принципам классификации. Вопросы территории и административно-территориального деления страны в этом Классификаторе отнесены к рубрикам 010.040. то есть к конституционному строю РФ. В результате выходит, что и конституционного права в Российской Федерации нет: отсутствует четкое определение предмета этой отрасли права (большинство ее институтов так или иначе относятся к области административного права, которого, впрочем, по смыслу классификатора тоже нет). Одной из причин такой непоследовательной позиции законодателя является то, что отсутствует общепризнанный метод правового регулирования, чтобы с его помощью можно было определить пределы конституционного права. А самое главное — отсутствует напрочь конституционная ответственность, а это отрицает наличие и отрасли права, и самого права как такового.

Впрочем, ряд ученых критикуют такое направление научного поиска. См., например: Кабышев В.Т. Конституционализм в современной России. В кн.: Государство и право на рубеже веков (Материалы Всероссийской конференции): Конституционное и административное право. М.: ИГиП РАН, 2000. С. 11 — 12.
Алебастрова И.А. О предмете и системе конституционного права. В кн.: Государство и право на рубеже веков (Материалы Всероссийской конференции): Конституционное и административное право. М.: ИГиП РАН, 2000. С. 45 — 46.

Практическое и, может быть, неожиданное проявление метода восходящего подчинения можно найти в деятельности Государственной Думы РФ. Например, 7 февраля 2003 г. в зале заседаний Государственной Думы депутат А.М. Федулов бессвязно и нецензурно выражался, за что председательствующий в Думе Г.Н. Селезнев поставил на голосование и Дума поддержала решение лишить депутата слова на один день. Глубоко научным было возражение против лишения депутата права голоса, сделанное депутатом А.В. Митрофановым: «По Конституции это депутат, он сюда приехал работать в соответствии со своей программой, оценку ему дадут избиратели, а не круг товарищей, которые здесь находятся. Поэтому дайте ему говорить!» Вот в этом и заключается действие метода восходящего подчинения в определении надлежащего субъекта, имеющего право лишить депутата слова. Если это какой-либо иной, кроме избирателей, орган или должностное лицо, то таким путем отрицается всякая идея права, лишается смысла вся идея представительства народа в представительном государственном органе, парламенте, Государственной Думе. Лишить депутата слова может только тот, кто дал право это слово говорить, — народ, избиратели. А вот недостатком или уловкой современной российской правовой системы является то, что права и механизма такого отзыва депутата она не содержит. Даже в Советском государстве оно было, но при так называемом демократическом государстве утрачено. Предложения по восстановлению в российском законодательстве права отзыва Президента или депутата парламента редки.

Дальнейшим развитием науки в этом направлении могло бы стать открытие иных методов правового регулирования, в первую очередь метода восходящего подчинения, в терминологии Б.П. Курашвили называемого реординацией . Метод восходящего подчинения заключается в таком соотношении положения субъектов правоотношения, когда власть исходит от народа и ее осуществление поручается избираемым им субъектам: президенту, парламенту. Все властные полномочия властей имеют своим конечным или изначальным происхождением либо прямую волю, либо молчаливое согласие населения, народа, управляемых: в буржуазном обществе выборами, в Великом Новгороде начала второго миллениума в том числе и приглашением на княжение любого постороннего лица, подходящего по характеристикам, варяга. В буржуазной демократии считается, что народ является единственным и полновластным источником власти, когда народу не нравится какой-либо деятель, он вправе свергнуть и казнить любого. В буржуазном обществе это отставка (импичмент), отзыв депутата, президента; в демократии Великого Новгорода — недоверие и потеря власти приглашенным на должность (казус Александра Невского 1241 г.). Отсюда и метод правового регулирования — восходящее подчинение, он характерен для конституционного права.

Большинство ученых-конституционалистов из-за отсутствия специфического метода для отрасли конституционного права дают определение этой отрасли чаще всего методом перечисления. Например, В.И. Иванова дает следующее определение отрасли конституционного права: «Конституционное право как отрасль права в узком смысле есть совокупность юридических норм, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на основании и по поводу осуществления государственной власти. Конституционное право как отрасль права в широком смысле есть совокупность юридических норм, которые в соответствии с волей государства закрепляют и регулируют основы конституционного строя, основы правового положения личности, территориальное устройство государства, систему, порядок организации и деятельности всех государственных органов, основы местного самоуправления, способы принятия и изменения Конституции» . Какого-либо упоминания о методе, благодаря которому можно выделить отрасль конституционного права и отделить его нормы, в частности, от норм административного права, в ее учебном пособии не содержится. Отсутствуют такие упоминания и у цитированных ею иных ученых в области конституционного права. Определение В.И. Ивановой не оставило места административному праву как тоже отрасли, занимающейся изучением вопросов осуществления государственной власти.

КОНСТИТУЦИОННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

В учебном издании рассмотрены основные положения российского конституционного и административного права – близких отраслей права, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Действующий юридический материал дополняется краткими справками по сравнительному правоведению и истории права и политико-правовых учений. Отдельное место отведено административно-правовому регулированию экономики, включая сельское хозяйство. Помимо федеральных, привлечены источники права Алтайского края.

Конституционное право, первоначально и до сих пор, иначе именуемое государственным правом, уже исходя из названия, было отраслью охватывающей все властно-государственные отношения (совпадало со всем публичным правом)[4]. Но по мере усложнения публичного права из конституционного (государственного) права стали выделять в качестве самостоятельных специализированные отрасли права (законодательства). Ранее других появились отрасли уголовного и уголовно- и гражданско-процессуального права, что объяснимо их тщательным определением даже в абсолютистских государствах. Позднее, с ростом численности чиновничества, развивается правовое регулирование исполнительных органов власти, администрации, что приводит к выделению административного права, а с упорядочением бюджетных отношений – финансового. Возникает вопрос: что ныне является предметом именно конституционного (государственного) права в узком смысле слова?

Следует выделить две точки зрения на предмет современного конституционного права. Одна, сегодня наиболее популярная, видит в конституционном праве основную (базовую) отрасль, предметом которой являются основные отношения всех сфер общества, т.е. конституционное право есть в равной степени основа для всех иных отраслей как публичного, так и частного права. С этой точкой зрения согласиться нельзя, т.к. она делает совершенно неопределенными границы между отраслями и превращает конституционное право в некую общую часть, смесь из общих принципов всех отраслей (от уголовного до трудового). Более ценной является другая, классическая точка зрения, согласно которой, предметом конституционного права являются лишь основные властные отношения, т.е. данная отрасль понимается как часть только публичной половины права. Конечно и данный подход не обладает полной определенностью ввиду невозможности провести объективные границы между предметом конституционного права и предметом остальных отраслей публичного права, но этот предмет можно выделить условно и сохранить особенности публичного и частного (властного и добровольного) права.

Помимо студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» учебное пособие предназначено студентам, обучающимся по соответствующему профилю направления «Менеджмент», может использоваться студентами всех специальностей и направлений при изучении общеобразовательных и профессиональных дисциплин правовой и управленческой тематики, с которой административное право тесно связано, а также слушателями курсов повышения квалификации служащих органов местного самоуправления и управления АПК.

Длительное время, вследствие объединения с конституционным (государственным) правом всех публично-правовых норм, наука конституционного (государственного) права также изучала и административные нормы. Такой подход сохраняется еще в XIX в.: в работах немецкого ученого Геннера «Немецкое государственное право» (1804) и швейцарского – И. Блюнчли «Общее государственное право», в первых, посвященных всем отраслям права, работах российских юристов З. Горюшкина «Руководство к познанию российского законоискусства. В 4 ч.» (1811-1816), И. Васильева «Новейшее руководство к познанию российских законов. В 2 ч.» (1826–1827) и Н. Рождественского (1802-1872) «Руководство к российским законам» (4-е изд., доп., 1851), а также в обобщающих сочинениях по государственному праву К. Дюгамеля «Опыт государственного права Российской Империи» (1833), И. Андреевского «Русское государственное право. Т. I» (1866) (продвинувшего исследование института государственной службы), В.И. Сергеевича «Русское государственное право» (1868-1869), А.Д. Градовского «Начала русского государственного права. Т. I: О государственном устройстве (1875); Т. II: Органы управления (1876); Т. III: Органы местного управления (1883)», Б.Н. Чичерина «Курс государственной науки. Т. I–III. Т. I: Общее государственное право» (1894), Н.М. Коркунова «Русское государственное право. Т. I: Введение и Общая часть (1892); Т. II: Особенная часть (1893)» и др. После выделения административного права появились и работы, посвященные конституционному (государственному) праву в узком современном понимании: Н.И. Лазаревского «Лекции по русскому государственному праву. Т. I: Конституционное право» (2-е изд. 1910), Б.А. Кистяковского «Государственное право (Общее и русское). Лекции» (1908-1909), А.И. Елистратова «Очерк государственного права (конституционное право)» (2-е изд., перераб., 1915) (сужавшего его до права главы государства и парламента), В.М. Гессена «Основы конституционного права» (1917).

Соотношение административного и конституционного права

– внутри системы государственных органов, конституционно-правовые отношения возникают между высшими органами государства, административные – либо в системе административных органов (главным образом в исполнительной власти) и внутри отдельного государственного органа

– участники административных отношений (изучался их административно-правовой статус, причем статус граждан как участников административных правоотношений зачастую сводился к обсуждению конституционно-правового статуса гражданина (это отражение представлений, бытовавших еще в дореволюционной литературе о существовании общего публично-правового статуса личности))

Есть некоторые группы отношений, где перемешиваются гражданско-правовые и административно-правовые – например специальный механизм размещения заказов для поставки товаров и выполнения работ и услуг для государственных нужд. Механизм заключения договора подробно урегулирован специальным законом и явно этот механизм носит административно-правовой характер. А вот заключаемый в итоге договор является гражданско-правовым.

Итог: Сегодня на практике четкой границы нет, но исходя из общих принципов и представлений о предмете Административно-правового регулирования необходимо считать, что если участником отношений государственный орган (везде в конспекте указывается он, но это не обязательно – также лицо, выступающее от имени и по поручению государства (выше)) и если эти отношения связаны с выполнением публичных функций то эти отношения в корне административные.

Государственная служба — Кафедра трудового права до сих пор считает, что отношения государственной службы это отношения трудовые по природе своей, а Система законодательства уже такова, что ТК почти никак не регулирует эти отношения, соответственно область государственной службы де факто обособилась от воздействия частно — правовой по природе отрасли трудового права

Читайте также:  Алименты На 1 Ребенка В 2022 Году С Безработного В Казани

Таким образом, трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе; административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по организации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.

Административное и трудовое право. Эти две отрасли также имеют много точек соприкосновения и различаются по предмету правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие, связанные с ними общественные отношения (по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса работников именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается известное переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, так как представляют собой проявление управленческих функций. Административное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.); трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих.

Административное и гражданское право.Во взаимоотношениях этих отраслей права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования, например отношения имущественного характера, возникающие в хозяйственной сфере. Имущественные отношения могут быть предметом регулирования как гражданского, так и административного права. В таком случае различие между данными отраслями права следует искать в присущих им методах правового регулирования. Гражданским правом регулируются такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны (их большинство). Административное же право регулирует имущественные отношения, в которых стороны неравноправны: одной из сторон выступает соответствующий орган управления. При этом он не участвует непосредственно в гражданско-правовом обороте, где используются товарно-денежные формы. Орган управления воздействует на имущественные отношения в сфере государственного управления теми методами, которые имеются в его распоряжении. Соответственно данный вид имущественных отношений регулируется посредством властных распоряжений. Например, на основе акта министерства осуществляется безвозмездная передача зданий, сооружений от одной государственной организации в ведение другой. Имущественная база возникающих здесь отношений бесспорна. Но одновременно организация, передающая указанные объекты, является подчиненной по отношению к министерству. На основе его акта у нее возникает административно-правовая, а не гражданско-правовая обязанность, связанная с передачей имущества. Налицо, следовательно, управленческое отношение имущественного характера. Оно регулируется не на началах равенства сторон, а путем властного распоряжения полномочного органа управления.

Административное и конституционное право. Между ними наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования.

Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда, прокуратуры и иных государственных органов.

Однако при этом уголовно-процессуальное и уголовноисполнительное право имеют свой собственный предмет правового регулирования. Так, предметом регулирования уголовно-процессуального права является деятельность органов дознания, следствия и суда по расследованию и рассмотрению уголовных дел, а также отношения, возникающие между участниками процесса в связи с совершением противоправного деяния, предусмотренного уголовным законодательством, и назначением мер уголовного наказания. Предметом регулирования уголовно-исполнительного права являются отношения, возникающие в связи с исполнением и отбыванием всех видов наказания.

В качественно новое состояние российский федерализм вступил после подписания Федеративного договора 1992 года и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года: из национального федерализма он превратился в смешанный, который характеризуется тем, что субъектами федерации теперь являются не только национально-государственные (республики, автономная область, автономные округа), но и территориально-государственные образования — области, края, города федерального значения. Следовательно, российский федерализм выступает сегодня одновременно и формой устройства национальных отношений, и формой территориальной организации государства.

4. Физическое или психическое принуждение. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).

Уголовное законодательство России устанавливает обстоятельства, при наличии которых действия, внешне подпадающие под признаки какого-либо преступления, не влекут за собой уголовную ответственность. К обстоятельствам, исключающим преступность деяния, относят такие действия:

Уголовное наказание — мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном Уголовным кодексом Российской Федерации лишении или ограничения прав или свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Административное право в системе в российского права (взаимосвязь конституционного и административного права)

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случае и в порядке, предусмотренных федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Определенная связь существует между административным правом и трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Нормы последнего определяют статус государственных служащих как участников трудового процесса. Что касается норм административного права, то они регулируют государственно-служебные отношения, а именно: условия поступления на государственную службу, порядок ее прохождения, полномочия должностных лиц в организации трудового процесса и др.

Обычно административисты определяют метод правового регулирования как «определенные средства, способы регулирующего воздействия норм соответствующей отрасли права на определенные общественные отношения, представляющие ее предмет» . Но ведь средство и способы — это не одно и то же: способ реализуется средством. Например, ловля рыбы сетью — способ, но сеть — средство. Примерно так же обстоит дело при определении соотношения способа и средств и в правоведении. И Н. Ю. Хаманева, и В. Д. Сорокин относят предписание, запрет, дозволение к средствам, в то время как речь ведут о способе. Я лично предлагаю вместо определения метода правового регулирования как средств и способов воздействия применять определение метода правового регулирования через соотношение субъектов в соответствующих правоотношениях, через характер связей субъектов [11;19–20]. Тогда таких связей можно безусловно выделить как минимум две: субординация и координация. Точнее — власть и подчинение как административно-правовой способ правового регулирования и согласование воль субъектов права как гражданско-правовой метод правового регулирования. Именно этот характер связей субъектов права обычно выделяется большинством юристов. Содержание таких связей и составляет суть метода правового регулирования, реализуемого через применение правовых норм, содержащих предписания, запреты и дозволения во всех отраслях права, вне зависимости от отрасли права.

Можно рассматривать как уклонение от схемы происхождения власти факт, когда Президент РФ Б. Н. Ельцин при отсутствии вице-президента страны подарил стране 31 декабря 1999 г. внеконституционную категорию исполняющего обязанности Президента РФ. Такая власть может быть получена только от народа, но не от вышестоящего начальника. При указанной форме приобретения власти нельзя с достаточной точностью высчитать и меру ответственности каждого за убытки и успехи, принесенные стране ими лично. Нужны точный срок и точная процедура вступления в должность Президента РФ, после которого старый Президент не имеет права подписывать какие-либо документы. Специально в отношении Президента необходимо определить законодательно практически все ситуации, имеющие возможность породить правовые коллизии, включая такие, как: продолжает ли Президент проживать в своем личном доме или обязан поселиться в официальной государственной резиденции. Надо определить порядок ознакомления избранным Президентом населения о всех делах, им совершаемых от имени народа. А главное — в таких документах необходимо определить порядок привлечения избранного народом должностного лица к ответственности [4;37].

Как видно, наблюдается немалое сходство подотраслей и институтов конституционного и административного права. Нередко оно достигает такой степени, что приходится очень тонко разделять «слои» их правового регулирования. Есть совпадающие институты, например, статус органов исполнительной власти и прежде всего Правительства. В конституционном праве закреплены его основные элементы — природа органа, порядок образования, основные полномочия. В административном праве сумма актов подробно регулирует правовое положение Правительства и его полномочия как в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», так и в тематических и иных законах. Трансформация конституционно урегулированных полномочий в соответствующие нормы текущего законодательства оказывается непростым делом. Весьма сходны также нормы конституционного и административного права. В них одной стороной всегда выступает государственный орган либо его участие опосредовано.

К другой группе субъектов — специальным субъектам — относятся лица, для которых установлены дополнительные основания для привлечения к ответственности, — должностные лица . Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Признаками состава административного проступка являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Признаки состава административного правонарушения кажутся идентичными признакам состава преступления, однако именно их сопоставление и позволяет разграничить данные виды правонарушений.

Исходя из принципа разделения власти, Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). Как и другие ветви государственной власти, она обладает рядом специфических черт, одной из которых является то, что именно судебная власть в правовых формах может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.);

Читайте также:  Когда Платится Повышенная Стипендия

Система права

В отличие от предмета правового регулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и представляет собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют:

Гражданское право — ведущая, базовая отрасль частного права, предметом регулирования которой являются имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право — многосоставная отрасль права, ее содержанием охватываются такие подотрасли, как авторское, наследственное, изобретательское и др.

Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов (критериев) построения этой системы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее отрасли. Отвергнув деление права на частное и публичное на том основании, что социализм не знает противоречий между личностью и обществом, советское правоведение попыталось найти «собственные», свойственные советскому праву основополагающие критерии деления его системы на отрасли. Решению этой проблемы был посвящен ряд дискуссий. В ходе первой такой дискуссии, проходившей в 1938-1940 гг., был сделан вывод о том, что основанием деления права на отрасли является материальный критерий — особенности регулируемых правом отношений или предмет правового регулирования. На этом основании действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и судебное право. Несколько позднее все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. В системе права обособлялись: 1) государственное право как основное звено системы; 2) материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.) и 3) процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль — судебное право).

1. Нормы права — это элемент системы права, его «атом», более не делимый (хотя внутренняя организация нормы имеет «свою систему» — определенным образом взаимосвязанные диспозицию, гипотезу и санкцию). В системной организации права правовые нормы существуют не обособленно, а соответственно своему предметному назначению объединяются в более общее образование — институты права.

  1. одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.);
  2. комплексные отрасли законодательства — отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное, или сельскохозяйственное, и некоторые другие;
  3. отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).

Теперь обратимся к административному праву. Как было сказано, первоначально оно было слито с конституционным. Но изначально среди всех органов власти своим численным преобладанием выделялись органы исполнительной власти (различные приказы, управления и др.), особенно полиция, полномочия которой тогда не сводились только к правоохранительным. Быстро росло и число правовых норм, посвященных обеспечению деятельности чиновничества, в т.ч. в XVIII в. появлялись кодифицированные акты (Полицейский кодекс во Франции, Устав благочиния в России). Поэтому разросшаяся часть конституционного права, посвященная исполнительной власти и, преимущественно, не высшему правительственному органу, а подчиненным ведомствам, стала пониматься как самостоятельная отрасль права и называться сначала полицейским, а позднее административным правом (слово «административное» производно от латинских терминов ministro (служить) и ad-ministro (исполнять, управлять).

Длительное время, вследствие объединения с конституционным (государственным) правом всех публично-правовых норм, наука конституционного (государственного) права также изучала и административные нормы. Такой подход сохраняется еще в XIX в.: в работах немецкого ученого Геннера «Немецкое государственное право» (1804) и швейцарского – И. Блюнчли «Общее государственное право», в первых, посвященных всем отраслям права, работах российских юристов З. Горюшкина «Руководство к познанию российского законоискусства. В 4 ч.» (1811-1816), И. Васильева «Новейшее руководство к познанию российских законов. В 2 ч.» (1826–1827) и Н. Рождественского (1802-1872) «Руководство к российским законам» (4-е изд., доп., 1851), а также в обобщающих сочинениях по государственному праву К. Дюгамеля «Опыт государственного права Российской Империи» (1833), И. Андреевского «Русское государственное право. Т. I» (1866) (продвинувшего исследование института государственной службы), В.И. Сергеевича «Русское государственное право» (1868-1869), А.Д. Градовского «Начала русского государственного права. Т. I: О государственном устройстве (1875); Т. II: Органы управления (1876); Т. III: Органы местного управления (1883)», Б.Н. Чичерина «Курс государственной науки. Т. I–III. Т. I: Общее государственное право» (1894), Н.М. Коркунова «Русское государственное право. Т. I: Введение и Общая часть (1892); Т. II: Особенная часть (1893)» и др. После выделения административного права появились и работы, посвященные конституционному (государственному) праву в узком современном понимании: Н.И. Лазаревского «Лекции по русскому государственному праву. Т. I: Конституционное право» (2-е изд. 1910), Б.А. Кистяковского «Государственное право (Общее и русское). Лекции» (1908-1909), А.И. Елистратова «Очерк государственного права (конституционное право)» (2-е изд., перераб., 1915) (сужавшего его до права главы государства и парламента), В.М. Гессена «Основы конституционного права» (1917).

В учебном издании рассмотрены основные положения российского конституционного и административного права – близких отраслей права, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Действующий юридический материал дополняется краткими справками по сравнительному правоведению и истории права и политико-правовых учений. Отдельное место отведено административно-правовому регулированию экономики, включая сельское хозяйство. Помимо федеральных, привлечены источники права Алтайского края.

2. Властвующей стороной в этих отношениях выступают не законодательные и судебные, но исполнительные органы власти (органы управления). Название их связывается с тем, что их деятельность носит подзаконный характер, есть исполнение законов. Но, прав был Б.Н. Чичерин, предлагавший более точное наименование «правительственная власть», ибо она не просто исполняет законы, но сама принимает многие правовые решения; ее задача «состоит в управлении государством на основании и в пределах установленных законов»[5]. Функции органов управления: а) организация; б) кадровая политика как в субъектах управления, так и в объектах; в) планирование; г) регулирование; д) координация; е) контроль как обратная связь в управлении. Функции каждого органа определяют необходимые полномочия и вместе с последними составляют его компетенцию[6].

История науки административного права[8] началась с науки полиции (термин «полиция» понимался не в современном узком правоохранительном смысле, но как правительственная политика в широком смысле слова, включая вопросы демографии, медицины, помощи бедным и т.д., при этом и полномочия полицейских органов, действительно, были широки). Видную роль здесь сыграли французские ученые: в 1705 г. опубликована работа Н. Деламара «Трактат о полиции», а в 1789 г. – Ж. Пеше «О полиции и муниципалитетах». Однако это еще были больше политологические, чем юридические исследования. Наука «полицейского права» была, по сути, создана в XIX в. немецкими учеными: еще в 1808 г. вышла специализированная книга Геннера «Государственная служба на основе права и политэкономии», Г. Берг в 1809 г. выпустил «Учебник полицейского права», Р. фон Моль в 1832 г. – «Науку полиции как учение о правовом государстве», Л. Штейн в 1867 г. – «Учение об управлении» (обосновавший французский термин «административное право» как более широкий), О. Майер в 1895 г. – «Немецкое административное право». В России первыми сторонниками выделения этой науки стали Н. Рождественский «Основания государственного благоустройства, с применением к российским законам» (1840), И. Платонов «Вступительные понятия в учение о благоустройстве и благочинии государственном» (1856) и уже названный И. Андреевский «Полицейское право. Т. I (1871); Т. II. Ч. II. (1876)», затем появились работы Н. Бунге «Полицейское право. Т. I: Введение в государственное благоустройство. Т. II: Государственное благоустройство» (1873), М. Шпилевского «Полицейское право, как самостоятельная отрасль правоведения» (1875), И.Т. Тарасова «Учебник науки полицейского права. Вып. I (1891); Вып. II–IV (1893)» (автора, внесшего особый вклад в изучение природы исполнительной ветви власти), Э.Н. Берендтса «Опыт системы административного права. Т. I. Вып. I: Обзор истории административного права и истории его литературы» (1898), Н.И. Лазаревского «Лекции по русскому государственному праву. Т. II: Административное право» (1910), С.А. Корфа «Административная юстиция в России. Кн. 1: Очерк исторического развития власти надзора и административной юстиции в России (1910); Кн. 2: Очерк действующего законодательства. Кн. 3: Очерк теории административной юстиции (1910)» (фундаментальное сочинение о надзоре административных судов), А.И. Елистратова «Административное право: Лекции» (1911), В.М. Грибовского «Государственное устройство и управление Российской империи: Из лекций по русскому государственному и административному праву» (1912) и др. (как видно, часть авторов использовали термин «административное право», хотя, на наш взгляд, ввиду указанного выше широкого значения греческого термина «полиция», его можно было и сохранить, не сводя только собственно к полиции как одному из органов власти). Были авторы, как А.Д. Градовский, лишь государственное право считавшие юридической наукой, а полицейское право или науку об управлении – учением о практических методах достижения государственных целей[9]. Что касается административного права как учебной дисциплины, то в России оно начало преподаваться в университетах с 1835 г. под названием «науки благочиния и благоустройства», а с 1863 г. – как полицейское право.

Конституционные основы административной ответственности

Так, например, на устранение установленной решением Конституционного Суда правовой неопределенности при применении мер административной ответственности было направлено признание части 1 статьи 8.8 КоАП РФ не соответствующей Конституции, постольку, поскольку неопределенность действующего правового регулирования в вопросе о том, обязан ли собственник (правообладатель) земельного участка в случае, когда он в дополнение к основному виду его разрешенного использования самостоятельно выбирает вспомогательный вид разрешенного использования, вносить в качестве условия правомерного осуществления вспомогательного вида разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости сведения о таком использовании, создает неопределенность и в вопросе о возможности привлечения этого собственника (правообладателя) к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (Постановление от 16 октября 2020 года N 42-П). Ввиду того, что неустранимые сомнения в правовом регулировании публичных (административных) отношений, сопряженные с возможностью привлечения к ответственности за его нарушение частных лиц, не предполагают, по общему правилу, допустимость расширительного толкования юридических обязанностей таких лиц (Постановление от 30 марта 2018 года N 14-П), впредь до внесения в законодательство необходимых изменений собственники (правообладатели) земельных участков, согласно указанию Конституционного Суда, не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае, когда они в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их разрешенного использования.

Закрепляя составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение, законодатель обязан соблюдать требование ясности и недвусмысленности правовых норм, их согласованности в системе действующего правового регулирования. При этом закон, устанавливающий административную ответственность, не может толковаться при его применении расширительно, т.е. распространяться на деяния, прямо им не запрещенные. Расширительное толкование оснований административной ответственности несовместимо с принципом соразмерности ограничений прав и свобод конституционно одобряемым целям (Постановление от 4 февраля 2020 года N 7-П) .

Как указывалось в решениях и аналитических документах Конституционного Суда, недостаточное внимание законодателя к общим принципам юридической ответственности, ослабляя нормативную упорядоченность конституционно значимых общественных отношений, влечет за собой противоречивую и, в конечном счете, произвольную правоприменительную практику . Так, отсутствие в положениях Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» четкой фиксации субъекта обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, осложненное изменением правоприменительной практики по данному вопросу, позволило взимать названный публично-правовой платеж со специализированных организаций за размещение на основании гражданско-правовых договоров отходов, образовавшихся в результате деятельности других организаций, притом что стороны, заключая указанные договоры, исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате деятельности которой образовались отходы .

Читайте также:  Как Получить Свидетельство О Рождении Ребенка Матери Одиночке

Тем не менее дискреция законодателя в сфере административно-деликтных отношений ограничена вытекающими из статей 1 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2), 49, 50 (часть 1), 54 и 55 (часть 3) Конституции принципами и требованиями, образующими в совокупности исходные начала института ответственности в правовой системе Российской Федерации (определения от 17 июля 2018 года N 1712-О, от 28 февраля 2019 года N 285-О).

В целях своевременного исполнения основного наказания для большинства административных правонарушений — административного штрафа — была установлена ответственность за его неуплату в предусмотренный срок (административный штраф в двукратном размере суммы неуплаченного ранее административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов). В связи с нечеткостью регулирования в правоприменительной практике возник вопрос о сроке давности привлечения к ответственности за совершение данного правонарушения, а также о том, является ли неуплата подобного штрафа в установленный для этого срок нарушением законодательства об исполнительном производстве, имеющего специальный повышенный (годичный) срок давности привлечения к административной ответственности. Конституционный Суд разъяснил отсутствие оснований относить соответствующее административное правонарушение к нарушениям законодательства об исполнительном производстве, поскольку оно имеет иной объект противоправного посягательства в сравнении с нарушениями законодательства об исполнительном производстве .

Административное право

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Административное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших и средних учебных заведений.

Гражданское право регулирует имущественные отношения — отношения владения, пользования и распоряжения имуществом. При этом практическое пользование имуществом в имущественных отношениях является исходным элементом. Как подчиненные элементу пользования выступают элементы владения и распоряжения.

Разграничение норм конституционного права и административного права проводится в первую очередь по их субъектам: нормы конституционного права регулируют организацию и деятельность представительной, а нормы административного права — исполнительной власти. Это самый четко определенный критерий разграничения двух отраслей в условиях разделения властей при условии, что компетенция каждой из властей детально определена в Конституции и законах.

2. Административное право также тесно связано с гражданским правом. Это вызвано тем фактом, что нормы административного права регулируют все отношения, связанные с имуществом, а также правила движения имущества (передача, изъятие и т. д.) в сфере государственного управления.

Мнение о том, что для отграничения гражданского права от административного недостаточно одного критерия — предмета регулирования, и его необходимо дополнить методом регулирования, имеет широкое распространение в юридической науке. Отношения в сфере государственного управления прежде всего осуществляются на основе не только власти — подчинения, но и иных методов, как то: согласования, административного договора и пр. Поэтому решение данного вопроса лежит все-таки в плоскости предмета регулирования.

Соотношение административного права со смежными отраслями права

Конституционное право закрепляет принципы организации государственных органов, определяет место органов государственной власти в механизме государства, основы их взаимоотношений, наиболее общие вопросы компетенции органов государственной власти, основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются в сфере деятельности государственных органов. Конституционным правом регулируются и общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов исполнительной власти. Все это свидетельствует о том, что ряд вопросов практики государственного управления охватывается одновременно конституционным и административным правом. При этом нормы конституционного права закрепляют общие, единые для всех государственных органов демократические принципы их организации и деятельности и соответственно регулируют отношения в этой сфере.Нормы административного права детализируют указанные принципы применительно к многообразной системе органов исполнительной власти, регулируют на их основе практическую управленческую деятельность этих органов. Таким образом, административное право свои исходные начала берет у конституционного права.

Земельное право регулирует земельные отношения между субъектами земельных отношений (организациями, гражданами) и государством. Вместе с тем эти отношения регулируются и административным правом, ибо значительная часть отношений по землепользованию возникает, изменяется и прекращается на основе административно-правовых актов (например, многие отношения, связанные с выделением земельных участков, с их эксплуатацией).

Административное право связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право — их неравенством (одна из сторон — орган управления). Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются соответственно нормами административного права. Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделенные административной властью, то есть административное право имеет своим предметом имущественно-организационные отношения, для которых характерно властное распоряжение соответствующего органа управления.

Финансовое право отграничивается от административного лишь в силу специфики и большого общественного значения объекта правового регулирования (процесс собирания и распределения денежных средств). Фактически же финансовая деятельность государства является разновидностью исполнительно-распорядительной деятельности; методы регулирования финансовых отношений в основном носят административно-правовой характер.

Разграничение административного права и трудового права проводится также по предмету правового регулирования. Трудовое право регулирует трудовые, а также некоторые другие связанные с ними общественные отношения (в области социального страхования, рассмотрения трудовых споров, по поводу заключения коллективных договоров и т.п.). Основным содержанием таких отношений является реализация права граждан на труд (трудовой договор, оплата труда, право на отпуск и т.п.). Трудовое право регулирует, следовательно, общественные отношения, непосредственно связанные с правовым статусом личности как участника трудовых процессов. Административное право воздействует на те стороны этих отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов, а также с государственной службой. Соответственно вопросы определения и реализации полномочий администрации, определения порядка оформления на работу, увольнения, поощрения, применения мер дисциплинарной ответственности и т.п. решаются на административно-правовой основе. В равной мере это относится к отношениям между администрацией и профсоюзами по вопросам планирования и организации производства.

Проведите сравнение конституционного, административного и муниципального права по критериям предмета, метода, институтов и источников данных отраслей права

Муниципально-правовые отношения — это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в пределах территории муниципального образования с учетом исторических и иных местных традиций.

Если же акт является ненормативным и затрагивает права и свободы человека и гражданина, то в соответствии с ч.1. ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Соответственно, чтобы нормативно-правовые акты муниципальных образований, затрагивающие права и свободы человека и гражданина вступили в силу, то они должны быть обнародованы либо в периодическом печатном издании соответствующего муниципального образования, либо в сетевом издании, например, на сайте муниципального образования.

3) В случае, если в поселении отсутствуют жители, обладающие избирательным правом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение об изменении административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит упразднение всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, с последующим упразднением поселения. (ч.4. ст. 13.1)

5) обязательными субъектами муниципально-правовых отношений всегда выступают либо население муниципального образование, либо его представители (органы местного самоуправления, собрания, сходы граждан, органы территориального общественного самоуправления и др.). Другими участниками этих отношений могут быть разнообразные субъекты (органы государственной власти, физические и юридические лица, общественные объединения), чьи интересы каким-либо образом связаны с осуществлением местного самоуправления.

Организация альтернативной гражданской службы – комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы – Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями, подведомственными указанным органам исполнительной власти, в целях реализации гражданами конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Экономика – совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства, организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой-либо отрасли хозяйственной деятельности.

Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства: являясь субъектами права, иностранные граждане и лица без гражданства подлежат ответственности на тех же основаниях, что и граждане РФ. Однако в отношении них законодательством предусматриваются меры, не применяемые к гражданам РФ:

Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наиболее многочисленным видом органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, являются федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, осуществляющие мероприятия по государственному контролю и надзору.

Конституционное И Административное Право Общее И Особенное

Практика российского конституционализма воплотила в нормах Конституции РФ идею признания особых ценностей общества и государства. В статье 2 провозглашается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Придание какой-либо категории ценностного характера способствует усилению целенаправленной деятельности всех механизмов государства, в том числе исполнительной власти, в рамках которой отношения регулируются по преимуществу административным правом.

Широкое усмотрение, применяемое судами, изыскивающими основания для оценки административных решений, позволяет глубоким корням политической жизни проникнуть в область административного права. Такие понятия, как правовое государство, равенство перед законом, обращение в соответствии с принципами справедливости и пропорциональности, являются примерами тех ценностей, которые суды позаимствовали из более широкой области политической нравственности. Роль конституционных ценностей нигде не выражена так ярко, как в управленческой сфере, так как нет ни одной области жизнедеятельности граждан, которая не была бы урегулирована административным правом.

Adblock
detector