Кто Должен Начислять За Отопление В Подьезде

Суды всех инстанций отказали в удовлетворении требований по аннулированию вмененных жителям дома начислений, указывая, что законом не предусмотрено освобождение собственников помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Жители с указанными начислениями не согласны, поскольку места общего пользования не оборудованы радиаторами, трубопроводами системы отопления, а инженерные сети в подвальных помещениях не обладают признаками теплопотребляющих устройств. Указанный факт подтвержден заключением судебной строительно-технической экспертизы.

Рассматривая дело, КС РФ пришел к следующим выводам. В частности, Суд указал на необходимость законодательного урегулирования механизма расчета платы, который будет учитывать не только потребление тепловой энергии на общедомовые нужды, поступившей по централизованной системе теплоснабжения, но и вырабатываемой индивидуальными источниками. Действующий порядок расчета платы за отопление никак не учитывает данное обстоятельство.

В Постановлении № 16-П отмечается, что собственники жилых и нежилых помещений, вне зависимости от используемого ими источника теплоснабжения (индивидуального или централизованного) фактически участвуют в опосредованном отоплении помещений общего пользования, при условии соблюдения ими норматива поддержания температурного режима в принадлежащих им помещениях, а значит, несут расходы на отопление всего дома.

КС разъяснил, как платить за отопление подъездов в жилых домах

При рассмотрении дела КС напомнил, что уже указывал на обязанность разграничения платы за отопление отдельных помещений и на общедомовые нужды, вновь отметил, что общедомовое тепло необходимо оплачивать даже собственникам и пользователям помещений с индивидуальными источниками тепловой энергии.

В КС считают, что правительство должно создать такой механизм расчета оплаты услуг ЖКХ для «автономных» собственников и тех, кто пользуется централизованным отоплением, чтобы учитывалось фактическое участие каждого из них в опосредованном отоплении помещений общего пользования. Сейчас же владельцы газовых котлов, в том числе и заявительница, вынуждены нести дополнительные расходы, оплачивая отопление.

Но если подавляющее большинство помещений в доме переведено на автономное отопление, то места общего пользования будут обогреваться преимущественно за счет теплоотдачи от индивидуально отапливаемых помещений. Их жильцы, изначально вложившись в автономную систему отопления и регулярно выделяя средства на ее обслуживание, тем самым несут расходы и на отопление дома как единой постройки. Действующий порядок расчета платы за отопление никак не учитывает данное обстоятельство.

Женщина проживает в городе Михайловск в многоквартирном доме, подключенном к централизованному теплоснабжению. При этом большая часть помещений в доме обогревается автономно – газовыми котлами. С 2018 года собственники квартир стали получать квитанции на оплату отопления мест общего пользования, хотя фактически эта услуга не оказывается. Это подтвердила и строительно-техническая экспертиза: в помещениях нет радиаторов и даже стояков отопления. Но суды сочли, что такие «автономные» собственники не могут быть освобождены от оплаты коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

Конституционный суд обязал правительство внести изменения в действующие правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах во взаимосвязи с одной из формул в приложении к правилам, так как они не соответствуют Основному закону. Такое постановление КС принял после изучения жалобы жительницы Ставропольского края Валентины Шестериковой, сообщили в пресс-службе суда.

КС признал неконституционной обязанность оплачивать отопление помещений без батарей в МКД

КС отметил: поскольку схема теплоснабжения МКД и разводка внутридомовой системы отопления, как правило, предполагают прохождение через общие конструкции дома элементов внутридомовой системы отопления, от которых возможна передача тепла в том числе в граничащие с этими конструкциями помещения, то тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется помещениями, которые отапливаются централизованно, но и фактически используется на общедомовые нужды. При этом объем тепловой энергии, потребленной на содержание общего имущества МКД, в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, может быть определен исключительно расчетным способом. С этой точки зрения возложение обязанности по оплате коммунальной услуги вне зависимости от способа отопления согласуется с конституционным принципом равенства, заключил Суд.

КС постановил Правительству РФ внести изменения в действующий порядок расчета. Суд указал, что Валентина Шестерикова имеет право на применение компенсаторных механизмов. Форму и размер компенсации должен определить Шпаковский районный суд Ставропольского края как суд, рассмотревший в первой инстанции конкретное дело, в котором применен оспоренный нормативный акт. Суд посчитал, что пересмотр дела заявительницы – в условиях невозможности перерасчета платежей за коммунальную услугу по отоплению за прошлый период между жильцами – может привести в том числе к неоплате части фактически поступившей в этот дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии и тем самым к разбалансировке правоотношений по теплоснабжению указанного дома, а потому дело Валентины Шестериковой не подлежит пересмотру.

Между тем, отметил КС, необходимость создания условий для осуществления конституционного права на жилище, а также достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, обеспечения баланса прав и законных интересов всех жильцов в МКД, соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает такое правовое регулирование отношений, которое обеспечивало бы равный подход ко всем жильцам при распределении расходов на общедомовые нужды, имея в виду фактическое участие каждого, вне зависимости от способа отопления принадлежащих им помещений, в опосредованном отоплении помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах.

Он также обратил внимание на то, что предусмотренный абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы фактически исходит из того, что для поддержания в помещениях общего пользования, не оснащенных отопительными приборами, температуры воздуха и уровня влажности используется исключительно тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям. Между тем для опосредованного обогрева помещений общего пользования используется и тепловая энергия, вырабатываемая индивидуальными источниками тепловой энергии. В ситуации же, когда на автономное отопление переведены подавляющее большинство помещений МКД, опосредованное отопление помещений общего пользования и дома в целом может осуществляться преимущественно за счет теплоотдачи от них. Объем энергии, выработанной этими источниками и фактически использованной в том числе на общедомовые нужды, может значительно превышать объем поступившей в дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии, фактически потребленной на те же цели.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что из представленных судебных постановлений следует, что п. 44 и 45 Правил непосредственно не применялись судами при рассмотрении дела, поскольку соответствующие правовые нормы регулируют отношения, связанные с исчислением размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, за исключением отопления. Поэтому КС прекратил производство по жалобе в этой в части.

Отопление подъезда входит в стоимость, которая распределяется между всеми жильцами (собственниками) дома. Основание — ст. 36 Жилищного кодекса РФ. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 г. №123-ФЗ)
2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
3. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
4. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
5. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке.
6. В случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным настоящей частью имуществом в соответствии с гражданским законодательством.(часть шестая введена Федеральным законом от 18.12.2006 г. №232-ФЗ)

Читайте также:  Что Дают За Четвёртого Ребенка В 2022 В Самаре

а также правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1708 от 28 декабря 2018 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме»(принятом в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 20.12.2018 № 46-П), был изменен порядок расчета платы за отопление.

С 01.01.2019 (даты вступления указанного Постановления Правительства РФ в силу) расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которая рассчитывается как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения (согласно сведениям, указанным в паспорте МКД): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны, не принадлежащих отдельным собственникам.

Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны производить оплату тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в жилое помещение, но и в общие помещения многоквартирного дома. Переход отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованного отопления на индивидуальное, не означает прекращение потребления тепловой энергии на обогрев помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме.

Исходя из буквального толкования норм закона, следует, что отсутствие радиаторов (отопительных приборов) в местах общего пользования в многоквартирном доме не является основанием для освобождения собственников помещений от платы за тепловую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.

За отопление можно платить по счетчикам

Конституционный суд разобрался с оплатой отопления в квартирах. Теперь жильцы всех домов, построенных или капитально отремонтированных с 2012 года, будут платить по своим счетчикам, а не по нормативам. Та норма, из-за которой всех заставляли платить без учета показаний счетчиков в квартирах, признана неконституционной. Хотя ее в свое время утвердило правительство и прописали в жилищном кодексе.

  1. Государство регулирует расчет платежей за услуги ЖКХ , но должно делать это с учетом интересов всех собственников.
  2. Людей нужно стимулировать к тому, чтобы они ставили счетчики. Это помогает беречь ресурсы и справедливо считать плату за них.
  3. Кто не ставит счетчики, должен платить больше.
  4. Счетчики на отопление можно поставить не во всех домах: это технически сложно и дорого. Поэтому требование ставить их в обязательном порядке касается только домов, которые сдали с 2012 года. Или после капремонта.
  5. Если есть счетчик, собственник рассчитывает, что он будет платить по показаниям. Тогда он станет экономить тепло, а взамен получит возможность платить только за фактически использованные ресурсы. Так государство добьется бережного отношения к тепловой энергии.
  6. Формула, которая заставляет платить за квартиру со счетчиком не по своим показаниям, а по общим, нарушает права жильцов. Те, кто демонтировали счетчики, фактически переложили на соседей часть своих платежей.

Обратиться в Конституционный суд можно не с любой жалобой и не по любому поводу, но тут основания нашлись. В этот раз собственник просил признать формулу для расчета отопления неконституционной. Получается, что из-за хитрости одних людей страдают другие — экономные и законопослушные. И действующее законодательство ущемляет их интересы.

Вот это правило и решил обжаловать один из жильцов такого дома. Он не хотел переплачивать из-за соседей и пошел по инстанциям. Требовал, чтобы управляющая компания пересчитала ему плату за отопление и учла показания его счетчика. Мужчине отказывали везде, даже в Верховном суде. Все говорили одно и то же: есть закон, есть правила, их надо соблюдать. Простите-извините, помочь не можем, из-за соседей вы будете платить не только за себя, но и за того парня.

Для тех жильцов, которые продолжали беречь тепло и экономить, моментально менялась формула оплаты. Они больше не могли платить по своим показаниям, потому что теперь не все квартиры в доме были оснащены счетчиками. А в правилах так и написано: по своим показаниям можно платить, только если счетчики во всех квартирах.

В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

Читайте также:  Конституционность Уголовного Права 2022

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

А итогом в ситуации игнорирования платежа станет обращение управляющей компании в суд. Судебные органы вынесут решение о взыскании задолженности и процентов, начисленных на сумму этой задолженности. Кроме этого, вам придется оплатить и судебные издержки.

Содержание штата УК или ТСЖ. Тариф на содержание жилья также включает оплату работы специалистов управляющей компании или ТСЖ. То есть вы платите зарплату руководству и работникам, которые обслуживают ваш многоквартирный дом. Размер заработной платы сотрудников может устанавливать УК.

Если взысканием долга займутся судебные приставы, то должнику придется оплачивать немалые судебные издержки. Фото: fssp.gov.ru

Устранение аварийных ситуаций и поломок. Повреждение коммуникаций, поломки технических устройств и оборудования общего пользования — это тоже обязанность УК. Вы оплачиваете вызов соответствующих аварийных служб или работу УК по своевременному устранению аварии и ее последствий.

Перечень работ по содержанию жилья утверждается на общем собрании собственников. Коллаж: МИР КВАРТИР

Обычно при покупке квартиры на вторичке продавец предоставляет справку из управляющей компании о том, что все начисления уплачены. Однако даже если это не сделано или внезапно «всплыли» некие долги, новый собственник не обязан их закрывать. Обязанность по оплате коммуналки возникает с момента приобретения прав на жильё, так что, если управляющая компания требует погасить старые начисления, можно не просто не заплатить, но и пойти в суд, требуя компенсировать моральный вред. Такой вывод следует из результатов рассмотрения дела № А06-6532/2021 в Арбитражном суде Астраханской области.

Казалось бы, куда денешься от оплаты коммуналки? Да, дорого, и тарифы всё время растут, но хочешь пользоваться благами цивилизации и принимать горячий душ не при свечах — плати. Однако в ряде случаев требования коммунальщиков или управляющей компании незаконны, а потому платить по ним никто не обязан. Расскажем о новых таких случаях, которые появились в судебной практике в 2021 году.

Во многих современных домах есть индивидуальные теплопункты — ИТП. При этом счётчики на приборы отопления застройщик устанавливает не всегда, однако жильцы могут делать это самостоятельно. Если человек в доме с ИТП обзавёлся счётчиком и опломбировал его в управляющей компании, как полагается, то ему обязаны делать начисления за тепло согласно его расходам, а не по нормативу. Да, приборы учёта есть не во всех помещениях в доме, но это не его проблемы.

Мы уже писали о том, что через 3 года долги за коммуналку «сгорают» и их нельзя требовать, поскольку таков срок давности. Однако если управляющая компания решила считать срок давности не с месяца начисления, а с момента последней оплаты за этот месяц, то этот подход неверный. Например, у человека долги за 2018 год. В январе 2019 года он погасил часть долга за январь 2018 года, и радостная управляющая компания полагает, что теперь срок давности на долги за весь 2018 год истечёт только в январе 2022 года — если, конечно, жилец не решит внести ещё часть оплаты, тем самым снова продлив сроки. Поэтому она идёт в суд и требует долги, в том числе старше 3 лет.

Расчет оплаты за отопление в многоквартирном доме

  1. Определите, сколько месяцев в году происходит начисление оплаты за тепло. Только на тот период, когда в батареи подают горячую воду или на протяжении календарного года.
  2. Узнайте, установлен ли в вашем многоквартирном доме общедомовой счетчик учета теплоэнергии.
  3. Выясните, оснащена ли ваша жилплощадь отдельным прибором учета тепла или собственными радиаторными распределителями.
  4. Определите, каким путем система отопления на вашей жиплощади заполняется горячей водой. По центральной городской системе или посредством специального оборудования, установленного в вашем доме.
  1. Получение разрешения на установку ИПУ — затратный по времени процесс. Чтобы установку одобрили, нужно подтвердить или улучшить технические условия. На их основании подбирают подходящий тип счетчика.
  2. Для регулярной оплаты отопления по индивидуальную прибору учета нужно своевременно отправлять счетчики на поверку. Чтобы ее провести, проводят демонтаж и повторный монтаж счетчика, что влечет за собой дополнительные расходы. Если поверка происходит в отопительный сезон, то оплата за обогрев квартиры на время без ИПУ проходит по установленному нормативу. Поэтому сдавать счетчики лучше в летний период, хотя в это время могут быть большие очереди.
  3. Дорогая установка ИПУ. Платеж за услугу по монтажу одного счетчика может достигать 25 тыс. рублей. Некоторые компании берут отдельную оплату и за демонтаж. Кроме того поверка тоже платная. А если счетчик не проходит поверку в техслужбе или ломается, его надо своевременно заменить.

Счетчики прикрепляют непосредственно на трубу теплоподачи. Если в многоэтажке вертикальная система разводки на каждую трубу придется устанавливать по одному прибору учета, а это очень затратное дело. В каждой комнате потребуется отдельный счетчик. С горизонтальной системой такой проблемы нет, там достаточно только одного прибора. Если система отопления стояковая, на батареи можно установить распределители. Они вычисляют расход теплоносителя путем расчета разницы температур в помещении и с поверхности радиатора.

Жильцы многоэтажек и владельцы частных домов по-разному решают вопрос оплаты отопления в холодное время года. Если с дачи можно уехать и зимой ее не обогревать, то при отъезде из квартиры платить за отопление все равно придется. Исправить ситуацию поможет установка индивидуальных счетчиков на радиаторы. Но не только отсутствие домочадцев может привести к такому решению. Иногда центральное отопление не дает тех температур, которые положены по нормативам, а платить надо по полной.

Для зданий без ОДПУ, в которых платежи растягивают на 12 месяцев, в расчет входит коэффициент периодичности оплаты коммуналки по теплоэнергии. Коэффициент равен количеству платежей за отопительный сезон, поделенный на 12 месяцев. А расчет будет произведен по такой формуле:

Кто Должен Начислять За Отопление В Подьезде

Следствием такого регулирования, указал КС РФ, является то, что «автономщики» несут дополнительные расходы в виде платы за коммунальную услугу по отоплению (не считая расходов на приобретение ресурса и содержание автономного источника тепловой энергии).

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

В любом из двух обозначенных случаев в МКД существует одно или несколько помещений, в которых тепловая энергия, поступающая по централизованным сетям, непосредственно для отопления данных помещений не расходуется. Для собственников (пользователей) таких помещений плата за коммунальную услугу по отоплению исчисляется исходя из приходящейся на помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание ОИ МКД, на основании показаний ОДПУ тепловой энергии.

Читайте также:  Сколько Платили За Ордена И Медали В 80годах

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

При этом соблюдение норм по влажности и температуре достигается присоединением каждого помещения (и МОП) к внутридомовой системе отопления, а потому вполне справедливо возложение на потребителей обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений МКД, так и расположенных в нем помещений общего пользования. Соответственно, независимо от того, как отапливается помещение, его собственник обязан вносить плату за отопление на общедомовые нужды.

Минстрой РФ разъяснил порядок платы за отопление для помещений в МКД без отопительных приборов

Объем теплоэнергии, потребленной в помещении, равен нулю, если:
— технической документацией на МКД не предусмотрено наличие в помещениях отопительных приборов;
— документация о переустройстве помещения предусматривает установку индивидуального источника отопления.

Напомним, что в Правилах нет прямого указания на то, что в случае отсутствия в помещении отопительных приборов или наличия индивидуальных источников тепла, плата выставляется только за отопление общедомового имущества. Вывод о том, что плата выставляется только за отопление на общедомовые нужды, можно сделать из формул расчета, приведенных в вышеуказанных пунктах Правил.

Государство обязано способствовать максимально эффективному потреблению энергоресурсов, в том числе с помощью их учёта в сфере ЖКХ (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ). Согласно п. 2 определения КС РФ от 10.10.2017 № 2256-О, конституционно-правовые требования, которые регулируют процесс потребления коммунальных ресурсов жителями МКД, не должны противоречить друг другу.

10 июля Конституционный суд РФ вынес постановление, которое изменило подход к расчёту платы за теплоснабжение многоквартирного дома: платить за отопление по показаниям счётчика можно независимо от того, есть ли индивидуальные приборы учёта во всех помещениях дома. Но, конечно, есть нюансы. Узнайте, как исполнителю КУ теперь начислять плату за теплоснабжение МКД.

Но в 2016 году некоторые собственники помещений в доме отказались от учёта тепловой энергии, демонтировав счётчики. Показания ИПУ жителей дома, сохранивших их в рабочем состоянии, управляющая домом компания к расчёту не принимала. Плата за отопление начислялась путём распределения всего объёма ресурса, зафиксированного ОДПУ, согласно абз. 3 п. 42(1) ПП РФ № 354.

Чтобы оспорить п. 42 (1) ПП РФ № 354, на который опирались суды при вынесении решений, собственник обратился в Верховный Суд РФ. Он настаивал, что указанный пункт законодательного акта позволяет жителям МКД, не сохранившим счётчики, незаконно обогащаться за счёт соседей, бесконтрольно расходуя тепло. Но ВС РФ отказалв удовлетворении иска. Это решение поддержала Апелляционная коллегия ВС РФ. Потребитель подал кассационную жалобу, но суд трижды её отклонил.

Последней инстанцией для упорного собственника стал Конституционный Суд РФ. Он подтвердил право потребителей экономить теплоэнергию. В постановлении КС РФ от 10.07.2018 № 30-П/2018 звучит однозначная позиция: действующий подход к расчётам за отопление не соответствует Конституции РФ и нарушает принципы равенства и справедливости.

Некоторые особенности при определении платы за отопление в целях содержания общего имущества

Централизованное теплоснабжение жилищного фонда в Российской Федерации у многих экспертов вызывает ряд вопросов в части отсутствия на федеральном уровне требований к качеству теплоснабжения в месте её потребления, выбора оптимального метода ценообразования (тарифного регулирования) и др.

Во втором варианте с точки зрения теплотехники при равных температурах внутреннего воздуха в смежных помещениях процесс теплопередачи происходить не будет. При этом если два помещения, одно из который имеет индивидуальный источник теплоснабжения, а второе внутриквартирную систему отопления, и где удельный фактический расход тепловой энергии у второго не превышает удельный фактический тепловой расход у первого, также не возникает перетока тепловой энергии от второго к первому, что в свою очередь сведет потребность тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для первого к нулю.

При соблюдении пользователями помещений минимально установленной температуры в помещении у таких пользователей имеется возможность её регулирования в целях снижения платы за конкретный вид энергетического ресурса в диапазоне от 12 °С до нормативной (редко выше). При этом в этом диапазоне температур внутреннего воздуха имеются два самостоятельных диапазона температур: 1) от 12 °С до нормативной температуры минус 3 °С; 2) от нормативной температуры минус 3 °С и до нормативной температуры. В первом диапазоне температур внутреннего воздуха в таком помещении протекает процесс естественной конвекции с внутренней поверхности отапливаемой стены, соединяющей такое помещений с другим отапливаемым помещением, которое в свою очередь имеет нормативную температуру.

Первый вариант в представлении автора статьи предполагает случаи, когда смежные помещения (одно или несколько) не имеют индивидуального источника теплоснабжения или индивидуальной системы отопления (обрезаны отопительные приборы, стояки заизолированы и т.п.) или помещение в многоквартирном доме было запроектировано изначально с более низкой температурой (более чем на 3 °С) относительно нормативной температуры в жилых помещениях (подвал, цокольный этаж и пр.)

Если в помещении с внутриквартирной системой отопления удельный фактический расход тепловой энергии выше, чем в помещении с индивидуальным источником теплоснабжения и температуры в этих помещения равны (допуск 3 °С), то пользователей первого помещения потребляет тепловую энергию в большем объеме, чем второго. Например, это характерно для двух смежных помещений, одно из которых имеет больше ограждающих конструкций в виде наружных стен многоквартирного дома, а второе соответственно ограничено большим количеством отапливаемых ограждающих его конструкций. При этом с учетом действующих Правил №354 плата за отопление между двумя такими помещениями при равной площади будет одинакова. При таком раскладе возникают сомнения о соответствии пункта 40 Правил №354 (ред. от 13.07.2019) статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 — 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ в их системной взаимосвязи [1].

Как начать платить за отопление по квартирному счетчику

К сожалению, многие управляющие компании в такой ситуации поступают одинаково: делают перерасчет платы за отопление, в результате чего каждый житель должен заплатить по некому усредненному показателю общедомового счетчика, не зависящему от объема потребленной тепловой энергии каждой отдельно взятой квартирой. Безусловно, это неправомерно.

В настоящее время порядок исчисления платы за коммунальные услуги регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Оно также устанавливает и другие правила в сфере предоставления коммунальных услуг. Размер платы за их потребление рассчитывается по формулам, которые закреплены этим Постановлением. Что касается исчисления платежей за отопление, здесь нужно отметить, что если в многоквартирном доме имеются индивидуальные приборы учета, помимо общедомовых, то применяются показания и тех, и других. Дело в том, что для этого предусмотрена особая формула, которая отличается от той, которая используется при наличии лишь общедомового счетчика.

Тем не менее, в первую очередь Вам следует обратиться все в ту же УК с письменным требованием разъяснить порядок расчета тепловой энергии и возможности оплаты по индивидуальным счетчикам и получить разъяснение, по какой причине это невозможно и что нужно, чтобы устранить эту причину. Если ответ будет неудовлетворительным и отказ не будет мотивирован — можно подать иск в суд.

2. Индивидуальные счетчики на отопление установлены застройщиком, но не во всех помещениях многоквартирного дома (МКД). Нередки ситуации, когда все без исключения жилые квартиры в МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, а коммерческие помещения – нет. В этом случае УК также вправе пропорционально распределять показатели общедомового расхода тепла между собственниками квартир в МКД. Если именно Ваша квартира в этом случае оборудована счетчиком, порядок действий такой же, как описан выше.

В России распространена практика, когда даже в случае полного оборудования многоквартирных домов счетчиками отопления часть из них непригодна к использованию по различным причинам: собственники не успели провести обязательную поверку или не поддерживают счетчики в исправном состоянии, а кто-то и вовсе демонтирует их.

Adblock
detector