Лица Не Подлежащие Задержанию Коап

Согласно ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении и иных случаях, в соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ, сотрудник полиции вправе применить к лицу административное задержание.

Особенностью административного задержания несовершеннолетнего является обязательное уведомление родителей или иных законных представителей о задержании несовершеннолетнего. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 27.6 КоАП РФ несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых ли.

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

Статья 27

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» предоставлено право осуществлять административное задержание.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

Административное наказание назначено Сабитову А.Т. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.9, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 20.21 названного Кодекса. В соответствии со статьей 32.8 названного Кодекса срок административного задержания засчитан в срок административного ареста.

Требования, предусмотренные статьями 3.1, 3.9, 3.10, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении Багдасарову Э. административного наказания соблюдены.
Наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, родственников, имеющих вид на жительство, а равно утрата семейных и социальных связей на территории страны происхождения, не является основанием, которое может повлечь невозможность применения к нему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

КоАП РФ в статье 3.9 «Административный арест» содержит следующие гарантии административной ответственности граждан: 1) нарушитель содержится в условиях изоляции от общества; 2) административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток; 3) административный арест назначается судьей и при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, выступает обязательным условием; 4) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях; 5) административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, что не освобождает указанных лиц от административной ответственности за совершение административного правонарушения; 6) срок административного задержания включается в срок административного ареста.

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

62. Согласно статье 3.9 КоАП административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и лицам иных категорий. В своем определении N 195-О от 13 июня 2006 г. 1 Конституционный Суд счел, что законодатель имеет право применять различные виды наказания в зависимости от того, совершено то же самое административное правонарушение мужчиной или женщиной. Целью такого разграничения являлась защита здоровья и социального благополучия женщины, которая являлась матерью. В любом случае административный арест может быть назначен только по решению суда и только в исключительных случаях, когда более мягкое наказание (например, штраф) не является целесообразным. В случае, когда речь идет о мужчине-обвиняемом, судья должен принимать во внимание вопрос о том, является ли ответчик единственным родителем, осуществляющим уход за своим ребенком или детях.

Читайте также:  Как Включиться В Реестр Обманутых Дольщиков Липецк

Лица Не Подлежащие Задержанию Коап

Задержание, сроком не превышающее трех часов, предусмотрено статьями 27.3-27.5 КоАП РФ. Мера применяется при совершении гражданином административного правонарушения, когда это необходимо для пресечения противоправных действий, установления личности нарушителя, составления протокола, если его нельзя составить на месте.

Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Задержание – это кратковременное ограничение свободы, право на которое имеют полицейские. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и пункту 1 статьи 14 ФЗ №3 «О полиции» до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Более длительное задержание возможно только по решению суда.

Указанный срок начинает течь с момента фактического ограничения свободы гражданина. За исключением случаев, когда он находится в состоянии алкогольного опьянения — трехчасовой срок начинает течь с момента полного отрезвления. Процесс возвращения задержанного в трезвое состояние не должен превышать двух суток. Фактически период задержания начинается с момента доставления его в отделение для составления протокола.

Основанием для задержания подозреваемого на трое суток является постановление суда. Такое решение может быть принято, когда одна из сторон при рассмотрении вопроса о заключении лица под стражу ходатайствовала об отложении судебного заседания для представления дополнительных доказательств.

Требования, предъявляемые к законности административного задержания, исходя из смысла статей 2, 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 22 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не сводятся к соблюдению одних лишь формальных условий, предполагающих его применение уполномоченными должностными лицами в рамках закона, в законных целях, без выхода за установленные законом сроки и в соответствии с задачами законодательства об административных правонарушениях, — любое административное задержание может считаться конституционно оправданным, если его применение было вызвано необходимыми основаниями и не сопровождалось произвольным определением продолжительности ограничения свободы задержанного лица.

В совокупности со статьями 1.2, 1.4, 1.6, 24.1, 27.1, 27.3 и 27.5 КоАП Российской Федерации такое правовое регулирование медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, предполагает обязанность должностных лиц, производящих административное задержание, во всех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что привлекаемое к административной ответственности лицо находится в состоянии опьянения, направить его на медицинское освидетельствование. Если по итогам медицинского освидетельствования будет установлено, что лицо, подвергнутое административному задержанию, находится в состоянии опьянения, составление протокола об административном правонарушении, равно как и иные совершаемые в рамках производства по делу об административном правонарушении действия должны быть отложены до вытрезвления такого лица, поскольку в противном случае не будут соблюдены условия, позволяющие ему надлежащим образом, своевременно и полно уяснить мотивы (причины) административного задержания, а также характер и объем предъявляемых претензий в нарушении действующего законодательства, без чего немыслима эффективная реализация права на защиту от административно-деликтного преследования.

Производство по гражданскому делу по заявлению Е.С. Сизикова о признании незаконными действий, связанных с применением к нему административного задержания на срок свыше 48 часов без судебного решения, а также о признании права на компенсацию морального вреда было прекращено Бабушкинским районным судом города Москвы, который посчитал рассмотрение заявленных требований в порядке гражданского судопроизводства невозможным на том основании, что они неразрывно связаны с соответствующим делом об административном правонарушении и не могут быть предметом самостоятельного обжалования вне производства по делу об административном правонарушении (определение от 17 июня 2015 года).

Оставляя без удовлетворения жалобу Е.С. Сизикова на постановление Бабушкинского районного суда города Москвы от 1 апреля 2013 года, поданную в порядке главы 30 КоАП Российской Федерации, Московский городской суд в постановлении от 2 октября 2015 года указал, что превышение в отношении Е.С. Сизикова предусмотренного частью 3 статьи 27.5 данного Кодекса максимального срока административного задержания (48 часов) не повлияло на правильное установление фактических обстоятельств дела, юридическую квалификацию действий Е.С. Сизикова в качестве административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.1 данного Кодекса, и обоснованность применения к нему административного наказания в виде административного ареста. При этом Е.С. Сизикову было разъяснено, что он вправе обжаловать в суде законность действий должностного лица, производившего административное задержание, но не в порядке производства по делам об административных правонарушениях, а в ином установленном законодательством порядке.

Наделение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, перечисленными процессуальными правами обусловлено требованиями, вытекающими из статей 48 (часть 2) и 49 Конституции Российской Федерации, которые закрепляют презумпцию невиновности и гарантируют каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или обвинения. По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в ряде его решений, названные конституционные положения — хотя напрямую они адресованы лишь лицам, обвиняемым в совершении преступления, — выражают общие принципы права и в полной мере касаются публичной ответственности не только в уголовном, но и в административном праве (постановления от 7 июня 2000 года N 10-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 18 мая 2012 года N 12-П, от 23 сентября 2014 года N 24-П и др.).

Наконец, обстоятельствами смягчающего значения признаются совершение административного проступка при состоянии аффекта (также сложного стечение личных, семейных обстоятельств), осуществление правонарушения несовершеннолетним, либо беременной женщиной или воспитывающей малолетнего ребенка.

Организации, получившие судебное определение об истребовании данных по административному делу, наказанием по которому является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, т.е. при возникновении технической возможности исполнить запрос (ст.26.10 КоАП). Следует отметить наличие ответственности за несвоевременность предоставления, либо не предоставление госоргану законно истребованных сведений (ст.19.7 КоАП).

  1. беременным женщинам;
  2. женщинам с детьми младше 14 лет;
  3. правонарушителям моложе 18 лет;
  4. инвалидам (группы I и II);
  5. военнослужащим;
  6. военнообязанным, призванным на военные сборы;
  7. сотрудникам силовых ведомств (следком, УИС, ОВД, нацгвардии, ОПИ, таможенных органов, противопожарной госслужбы), имеющим спецзвания.

Порядок отбывания срока административного ареста нормирован законом за №67-ФЗ от 26.04.2013. На основании закона за №67-ФЗ (ст.3 ч.3) подготовлены «Правила внутреннего распорядка» для спецприемников (далее Правила), где содержатся арестованные за административные правонарушения (приказ МВД за №83 от 10.02.2014).

Также учитываются социальные особенности правонарушителя: наличие постоянной работы, стабильного (регулярного) дохода, неоплаченных штрафов, предыдущие случаи привлечения по «административке». И если обстоятельства дела укажут, что целесообразность применения штрафа минимальна или отсутствует (взимание суммы штрафа затруднительно, либо невозможно) – будет применен арест.

Лица Не Подлежащие Задержанию Коап

Административный арест является видом административного наказания за совершение административного правонарушения (п. 6 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ) и в соответствии с ч.1 ст. 3.9 КоАП РФ заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Административный арест применяется только за наиболее тяжкие проступки. Согласно п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 при назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подается судье, которым вынесено постановление по делу и который обязан направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд в день получения жалобы (ч.2 ст.30.2 КоАП РФ).

Арестованным разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника. На прогулку не выводятся больные, которым она не рекомендована врачом или фельдшером. Вывод арестованных на прогулку осуществляется в дневное время по графику, составленному начальником специального приемника или его заместителем. На прогулку выводятся раздельно женщины и мужчины. Прогулки арестованных проводятся на охраняемой территории специального приемника в течение всего светового дня покамерно. Прогулка может быть отменена или сокращена по распоряжению начальника специального приемника в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями, при ликвидации чрезвычайных происшествий (побегов, попыток самоубийств и т.д.) и в режиме особых условий (стихийное бедствие, пожар и т.п.).

Читайте также:  Как Получить Статус Сельхоз

На настоящий момент 27 составов административных правонарушений, содержащихся в КоАП РФ, предусматривают возможность назначения административного ареста в качестве наказания: ч.3 ст.5.35; ст.6.8; ст.6.9; ст.6.12; ч.2 ст.6.13; ст.7.27; ст.10.5.1; ч.1 ст.11.1; ч.6 ст.11.17; ч.2 ст.12.7; ч.3 ст.12.8; ч.2 ст.12.26; ч.2 ст.12.27; ч.1 ст.17.3; ст.18.7; ст.19.3; ч.1 ст.19.24; ст.20.1; ч.3 ст.20.2; ч.1 ст.20.3; ст.20.5; ч.6 ст.20.8; ст.20.18; ст.20.21; ст.20.25; ч.3 ст.20.27; ст.20.29 КоАП РФ.

Арестованные, содержащиеся в специальных приемниках, несут обязанности, пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными действующим законодательством. Не допускается дискриминация либо предоставление льгот и привилегий по признакам национальности, расы, языка, вероисповедания, имущественного положения, политических взглядов и принадлежности к партиям, организациям и движениям, прошлых заслуг и иных обстоятельств (п.24 Правил № 605дсп).

Что делать если арестовали за административное правонарушение

  • игнорирование родителями (законными представителями) обязанностей к несовершеннолетним – до 5 суток (ст.5.35 ч.3);
  • незаконный оборот наркотиков (в т.ч. психотропных веществ) – до 15 суток (ст.6.8.);
  • потребление наркотиков (в т.ч. психотропных, психоактивных веществ) – до 15 суток (ст.6.9);
  • доход от проституции (т.е. сутенерство) – до 15 суток (ст.6.12);
  • пропаганда наркотиков (в т.ч. психотропных, психоактивных веществ) – до 15 суток (ст.6.13 ч.2);
  • мелкое хищение (имущество не дороже 1000 – 2500 руб.) – до 15 суток (ст.7.27);
  • взращивание (культивирование) наркотических (также психотропных) растений – до 15 суток (ст.10.5.1);
  • действия, создающие угрозу безопасности движения ж/д транспорту и метрополитену – до 15 суток (ст.11.1 ч.1);
  • нарушение норм поведения (неисполнение распоряжений КВС) на авиатранспорте – до 15 суток (ст.11.17. ч.6);
  • управление автотранспортом после лишения соответствующих прав – до 15 суток (ст.12.7 ч.2);
  • управление автотранспортом в нетрезвом состоянии и/или без соответствующих прав – до 15 суток (ст.12.8 ч.3);
  • не прохождение медосвидетельствования на опьянение водителем автотранспорта, не имеющим (лишенным) прав управления а/м – до 15 суток (ст.12.26 ч.2);
  • оставление места ДТП участвовавшем в нем водителем – до 15 суток (ст.12.27 ч.2);
  • игнорирование распоряжений судьи (также судебного пристава) в части исполнения судебных правил – до 15 суток (ст.17.3 ч.1);
  • неисполнение законного требования военнослужащего, обеспечивающего охрану госграницы РФ – до 15 суток (ст.18.7);
  • неисполнение законного распоряжений сотрудника силового ведомства (полиции, ФСБ, госохраны и т.п.) – до 15 суток (ст.19.3);
  • игнорирование обязанностей, определенных административным надзором по суду – до 15 суток (ст.19.24 ч.1);
  • демонстрация неуважения к обществу (в т.ч. в сети интернет), нарушение общественного порядка (мелкое хулиганство) – до 15 суток (ст.20.1);
  • создание помех деятельности объектов инфраструктуры (социальной, транспортной, жизнеобеспечения), препятствий движению пешеходов и/или автотранспорта к названным инфраструктурным объектам при проведении публичного мероприятия (митинга, собрания и т.п.) – до 15 суток (ст.20.2 ч.3);
  • организация массового единовременного пребывания (также передвижения) в общественных местах граждан (не публичного мероприятия), публичные призывы участия в массовом единовременном пребывании (также передвижении) в общественных местах граждан с нарушением общественного порядка, санитарных норм, препятствовании функционирования инфраструктурных объектов и/или доступа к ним – до 30 суток (ст.20.2.2 ч.4);
  • пропаганда, демонстрирование публично нацистской символики и/или атрибутики (также сходной с ними атрибутикой), либо иной запрещенной законом атрибутики и/или символики – до 15 суток (ст.20.3 ч.1);
  • публичное возбуждение ненависти (также вражды) по признакам языка, пола, национальности, расы, отношения к религии, происхождения, социальной принадлежности, в т.ч. в сети интернет – до 15 суток (ст.20.3.1);
  • игнорирование требований режима ЧС – до 30 суток (ст.20.5);
  • незаконное приобретение, хранение, передача, продажа, ношение или перевозка огнестрельного гладкоствольного оружия (гражданского) и ограниченного поражения – до 15 суток (ст.20.8 ч.6);
  • блокирование транспортных коммуникаций (участие, организация) – до 15 суток (ст.20.18);
  • нахождение в общественных местах (в общественном транспорте, на улицах, скверах и т.п.) в состоянии опьянения – 15 суток (20.21);
  • игнорирование обязанности соблюдения условий административного наказания – до 15 суток (ст.20.25);
  • препятствование ходу контртеррористической операции – до 30 суток (ст.20.27 ч.3);
  • производство, распространение материалов экстремистского характера, отмеченных в соответствующем федеральном перечне – до 15 суток (ст.20.29);
  • игнорирование норм поведения зрителей в процессе официальных спортивных соревнований – до 15 суток (ст.20.31).

Зачастую административному аресту лица предшествует его административное задержание, производимое в качестве обеспечительной меры производства дел по проступкам административного характера, а также направленное на исполнение судебного постановления в отношении административного правонарушения (ст27.3 ч.1 КоАП).

В правовой системе РФ административной ответственности отведено направление, регламентируемое КоАП. Конечно у проступков, подпадающих под «административку», существенно меньшие последствия, чем по уголовным правонарушениям. Однако относится самонадеянно к совершению противозаконных действий, наказуемых согласно Кодекса административных правонарушений не следует – можно оказаться под арестом и провести более двух недель в спецприемнике МВД.

Арестное наказание по нормам КоАП не означает приобретения судимости, а непосещение рабочего места по причине нахождения под арестом – не выступает прямым поводом увольнения. Даже если арест займет 30 суток, то работодатель месячную з/плату не выплатит, но не уволит.

Однако нужно отметить, что определенные обстоятельства административного проступка могут стать законными причинами уволить провинившегося гражданина в соответствии Трудовому кодексу. К примеру, если работник совершил подпадающую под арест «административку» в состоянии опьянения, будучи на рабочем месте (например, за рулем автомашины работодателя или на территории объекта работы) – его будут вправе законно уволить по статье 81 (ч.6 п.«б») Трудового кодекса.

Административный арест без защитника незаконен

Ситуация стандартная: судья отказал задержанному в ходатайстве об отложении судебного заседания для заключения соглашения с защитником. Отказ был мотивирован тем, что по закону рассмотрение такого дела должно быть завершено не позднее 48 часов с момента административного задержания. Судья еще указал на то, что сразу после составления протокола о нарушении сам задержанный вполне мог позвонить адвокату со своего мобильного.

Любому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должны быть — независимо от совершенного административного правонарушения и предусмотренного за него административного наказания — разъяснены процессуальные права, предоставленные ему как участнику производства по делу, и без каких-либо необоснованных ограничений обеспечена действительная возможность пользоваться ими, в том числе прибегая к юридической помощи защитника (адвоката) с момента возбуждения дела об административном правонарушении (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 2392-0, от 16 июля 2013 года 1180-0 и др.).

Значение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь не может игнорироваться и при производстве по делам об административных правонарушениях. Тем более когда речь идет об административном аресте, и степень вторжения в права и свободы человека сопоставима с мерами уголовно-правового воздействия.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП, лицо не может быть подвергнуто административному аресту иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Кроме того закон (Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) в статье 25.5. «Защитник и представитель») устанавливает ряд обязательных правил: 1) для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется административное дело, защитник может участвовать в производстве по делу об административном правонарушении;
2) в качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо;
3) защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении;
4) защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.

Соблюдение установленных частью 4 статьи 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено применение административного ареста или административного выдворения, не должно приводить к ограничению права лица, в отношении которого ведется производство по делу, пользоваться помощью защитника (адвоката). Судья (орган, должностное лицо), рассматривающие административное дело не вправе ссылаться на ограничение сроков (48 часов) как на безусловное обстоятельство, препятствующее реализации этого права.
Иное не только лишало бы правового значения законодательное наделение задержанного правом на доступ к помощи защитника (адвоката) на любой стадии административного производства с момента возбуждения дела об административном правонарушении, но и вступало бы в противоречие с конституционными требованиями обоснованности, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Памятка при задержании

При обращении сотрудник полиции обязан выполнить следующие действия:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;
3) разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения (п. 4 ст. 5, п. 3 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

Читайте также:  Компенсация Стоимости Путевки Лагерь Московская Область Список 2022

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции (п. 7 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

ВНИМАНИЕ! Зачастую, именно при проведении личного обыска сотрудники правоохранительных органов могут совершить противоправные действия (провокации) в отношении задержанного лица. Если вы уверены, что при вас нет никаких запрещенных предметов – требуйте присутствие понятых с самого начала обыска. Тогда совершить противоправные действия будет гораздо сложнее. Важно обратить внимание на понятых, записать их данные. В случае незаконных действий, необходимо отобразить это в протоколе.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права.
В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым (ст. 92 УПК РФ).

Лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (статья 22 Конституции, статья 14 Федерального закона «О Полиции» от 07.02.2011 № 3).
При этом срок административного задержания не должен превышать 3-х часов, за исключением, если совершенное правонарушение влечет административное наказание в виде административного ареста (ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица (п. 4 ст. 14 ФЗ «О полиции»).
По истечении 48-ми (или 3-х при административном задержании) часов с момента задержания задержанное лицо подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в рамках уголовного либо административного производства.

Административное задержание

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении и иных случаях, в соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ, сотрудник полиции вправе применить к лицу административное задержание.

Согласно ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Особенностью административного задержания несовершеннолетнего является обязательное уведомление родителей или иных законных представителей о задержании несовершеннолетнего. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 27.6 КоАП РФ несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых ли.

В п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» содержатся следующие разъяснения:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривая применение административного ареста за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления (статьи 6.8, 6.12, 12.27, 17.3, 19.24, 20.1, 20.3, 20.25 и др.), допускает возможность избрания альтернативного наказания (штрафа) в соответствии с санкцией конкретной статьи (кроме части 2 статьи 20.25), что позволяет суду назначать арест действительно лишь в исключительных случаях, когда только применением ареста могут быть достигнуты цели административного наказания. Судья, рассматривающий дело, обязан дать оценку всем обстоятельствам совершенного правонарушения, назначить наказание, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, и в силу части 2 статьи 4.2 может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе, в том числе такое, как самостоятельное воспитание отцом детей в возрасте до 14 лет.

Вопрос 4. Вправе ли судья рассмотреть по существу дело об административном правонарушении, за совершение которого предусматривается административное наказание в виде административного ареста, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности?

Ответ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.

При назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.

Приказ Роскосмоса от 24.06.2014 N 153 «Об утверждении перечня должностных лиц ведомственной охраны Федерального космического агентства — работников федерального государственного унитарного предприятия Научно-технический центр «Охрана», уполномоченных в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществлять административное задержание»;

Приказ Минфина России от 27.01.2004 N 11н «О перечне должностных лиц федерального казенного учреждения «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации», уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»;

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

Приказ Госкорпорации «Росатом» от 27.02.2018 N 1/9-НПА «Об определении должностных лиц Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», уполномоченных осуществлять процессуальные действия, предусмотренные статьями 27.3, 27.7, 27.9, 27.10, 27.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

КС: Административное задержание должно обосновываться

Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5). Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).

Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.

Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.

Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.

Adblock
detector