Что Решил Конституционный Суд Рф По Назначению 2 Й Пенсии Инвалидам Чернобыльцам

4.2. Поскольку в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2012 года № 1-П не содержится каких-либо оговорок, устанавливающих особый порядок его исполнения, сформулированная в нем правовая позиция, раскрывающая конституционно-правовой смысл части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применительно к праву граждан — инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, исчисленную исходя из денежного довольствия указанных лиц с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, в соответствии со статьей 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации, статьей 78, частями первой и пятой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу данного Постановления, принятого в порядке, предусмотренном статьей 47.1 названного Федерального конституционного закона, а именно с даты его официального опубликования, т.е. с 20 февраля 2012 года.

В обоснование своих решений суды ссылались на то, что А.А. Планкину как лицу, которому ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью впервые была назначена после 15 февраля 2001 года (даты вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ), право выбора способа определения ее размера не предоставлено; кроме того, обращаясь ранее в судебном порядке с требованиями об индексации данной выплаты, установленной ему в твердом размере, и соглашаясь с вынесенными судебными постановлениями, он тем самым выразил свою волю относительно выбора способа определения размера данной выплаты. Что касается доводов А.А. Планкина, связанных с оценкой положений Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, которая была дана в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года № 21-П, от 7 февраля 2012 года № 1-П и от 7 ноября 2012 года № 24-П, то суды, как следует из представленных материалов, оставили их без внимания и не только не привели мотивы, по которым эти доводы были ими отвергнуты, но и вообще не упомянули в своих решениях о выраженных в указанных постановлениях правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации.

Жаль только, что ликвидаторов-чернобыльцев с каждым днем становится все меньше (по данным специального проекта ТАСС «Чернобыль, мифы и факты», со всего бывшего СССР в ликвидации аварии приняли участие 600 тыс. человек, из них 340 тыс. военнослужащих (в т. ч. 24 тыс. кадровых военных) и 18,5 тыс. сотрудников органов внутренних дел). То есть количество ликвидаторов, не являющихся военнослужащими, составляет около 45%, и многие из них разочаровались как в праве, так и в том, что в России можно добиться справедливого социального обеспечения.

Так, формулировки, применяемые при установлении инвалидности, указаны в Постановлении Правительства РФ от 10 августа 2016 г. № 772 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95», вступившем в силу 27 августа того же года. Применительно к чернобыльцам используются формулировки (п. 14 Постановления № 95):

Читайте также:  Как Понять За Что Судебная Задолжност

Постановление Конституционного Суда РФ от N 21-П; По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; в связи с жалобой гражданина И

Оспаривающий конституционность названных законоположений гражданин И.В. Рузайкин 26 апреля 1995 года был признан инвалидом II группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с установлением 80 процентов утраты профессиональной трудоспособности. В силу пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) ему как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающему пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата денежных сумм возмещения вреда не производилась, и за их назначением он не обращался.

Таким образом, положения части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу в той мере, в какой в правоприменительной практике они воспринимаются как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

Право на одновременное получение двух пенсий отдельными категориями граждан непосредственно в Конституции РФ не закреплено и представляет собой социальную льготу. В частности, пенсии по инвалидности и страховые пенсии по старости предоставляются военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, что обусловлено признанием общества их заслуг по защите Отечества.

Житель Петербурга Алексей Подвязников пожаловался в КС РФ на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 2 части 1 статьи 29 федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Определением, опубликованном на сайте КС РФ, заявителю было отказано в рассмотрении его жалобы, поскольку еще до вынесения решения, он реализовал свое право, признания которого добивался.

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края

Предметом проверки Конституционного Суда РФ стали положения части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Данные положения проверялись Конституционным Судом РФ в 2010 году. В Постановлении от 20.12.2010г. №21-П суд пришел к выводу о том, что указанная норма не препятствует тому, чтобы суммы предоставлялись инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет (увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности) и в случае, когда они не обращались за выплатами до 15.02.2001г. Данные лица могут получать компенсации в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности), т.е. у них есть право выбора способа определения величины выплаты (позиция применяется с 20.12.2010г.).

Читайте также:  Надбавка к пенсии военного пенсионера на детей сумма в 2022 году

Решение КС: размер пенсий чернобыльцам будет определять Кабмин

«Размеры пенсий по постановлению Кабинета министров определены как наименьшие так и ограничено 5 минимальными пенсиями по возрасту для лиц, утративших трудоспособность, то есть сегодня пенсия может составлять и 8222, то есть то, что предусматривает максимальный размер, то есть кто-то выиграл в законодательстве, кто-то получил меньше» , — объясняет заместитель председателя Пенсионного фонда Украины Валентина Никитенко.

«Одним из признаков Украины как социального государства является обеспечение общественно важных потребностей социальной защиты за счет бюджета Украины, исходя из финансовых возможностей государства, которое обязано справедливо и беспристрастно распределять общественное богатство между гражданами и территориальными общинами и стремления социальной сбалансированности государственного бюджета», — сказал судья Конституционного Суда Сергей Винокуров.

  • Уменьшение пенсионного возраста на 4 года с последующим его снижением за каждый год проживания или работы – для проживающих или ведущих трудовую деятельность в зоне отселения более 2 лет.
  • Снижение срока выхода на пенсию на 10 лет – эвакуированным с территорий, расположенных на удалении 10 километров от эпицентра катастрофы.
  • Наступление пенсионного возраста на 8 лет раньше – для переселенных в 1986 году с остальных районов, находящихся вблизи Чернобыльской АЭС.

Вопрос о назначении пенсий лицам, пострадавшим в результате катастрофы, регулируется законодательными актами № 173-ФЗ и №166-ФЗ. Кроме выплат по нанесению ущерба здоровью, осуществляется компенсация потери кормильца. Все пострадавшие претендуют на получении выплат по достижению пенсионного возраста раньше срока, оговоренного для обычных граждан.

Судьи КС РФ рассказали, как чернобыльцам получить вторую пенсию

Конституционный суд России рассмотрел жалобу чернобыльца, которому отказали в начислении двух пенсий. Вторая пенсия по инвалидности полагается лишь при получении военной травмы. Пенсионный фонд не соглашался с тем, что заболевание, возникшее из-за участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, такой травмой является.

Чернобылец не опустил руки и пошел в суд, уполномоченный толковать закон. В результате вмешательства Конституционного суда РФ Подвязникову провели повторную медико-социальную экспертизу, которая указала в своем заключении, что причиной его инвалидности стало «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС». Это автоматически привело к назначению Подвязникову , кроме пенсии по старости, второй пенсии, по инвалидности, с конца декабря прошлого года.

В своем определении КС отметил, что право на одновременное получение двух пенсий отдельными категориями граждан непосредственно в Конституции РФ не закреплено и представляет собой социальную льготу. В частности, пенсии по инвалидности и страховые пенсии по старости предоставляются военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, что обусловлено признанием общества их заслуг по защите Отечества.

Санкт-Петербург. 3 февраля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД — Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в статусе военнообязанных, получившие в результате инвалидность, имеют право на получение двух пенсий, разъяснил Конституционный суд РФ в своем определении.

В определении Конституционный суд указал, что исполнять обязанности военной службы могут не только военнослужащие, но и граждане, проходящие военные сборы. Безусловно, они имеют разные статусы с учетом объема и характера обязанностей. Тем не менее военнообязанные-ликвидаторы чернобыльской катастрофы, как и военнослужащие, исполняли обязанности военной службы, действовали в публичных интересах, в условиях, опасных для жизни.

В Пенсионном фонде мужчине отказали: получение двух таких пенсий предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является только военная травма. Отказали Подвязникову в удовлетворении его жалобы и в судах, поскольку сочли, что к инвалидам вследствие военной травмы он не относится.

  1. Дети погибшего чернобыльца до достижения ими 25 лет.
  2. Супруга или супруг, на попечении которых остались дети младше 14 лет.
  3. Супруги, которые еще не достигли возраста, когда можно выходить на пенсию.
  4. Родители покойного, признанные нетрудоспособными.
  5. Ближайшие родственники, вошедшие в пенсионный возраст или получившие статус инвалидов.
  6. Дети погибшего, которые проходят обучение в высшем учебном заведении в очной форме. По достижении 25 лет право на выплату аннулируется. Размеры пенсий чернобыльцев интересуют многих.
Читайте также:  Норматив На Одн По Электроэнергии С 1 Января 2022 Года В Челябинске

Могут пока не волноваться о досрочной пенсии и граждане, занятые на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт угольной отрасли, добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»).

Возраст для выхода на пенсию по старости сокращается на 10 лет для тех, кто был эвакуирован из зоны отчуждения, участвовал в ликвидации аварии или работал на станции; на 8 лет – тем, кто был эвакуирован с прилегающей территории, работал на месте аварии от 2 недель в 1987 году; на 5 лет – тем, кто работал на месте аварии до 5 дней, работал на строительстве или санитарной обработке в 1986 году; на 4 года – тем, кто работал или проживал в зоне отселения до 1993 года не меньше 2 лет.

  1. собрать пакет всех документов, подтверждающих право на получение привилегий (справка об инвалидности и т.д.);
  2. документы на родственников, детей и вдов с подтверждением их статуса;
    написать соответствующее заявление;
  3. дождаться решения (ответ поступает в письменном виде на адрес фактического проживания);
  4. забрать удостоверение лично под роспись.

Компенсация Вдовам Чернобыльцев По Потере Кормильца В 2022 Году

  • получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
  • скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
  • сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
  • возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
  • возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
  • получение места в пансионате для престарелых без очереди.

Пользуясь случаем, инвалиды задали массу вопросов присутствовавшим руководителям. На многие из них ответы прозвучали со сцены. Остальные вопросы в письменном виде были переданы в соответствующие службы. Сегодня на наиболее часто встречающиеся актуальные вопросы инвалидов дает разъяснения департамент социальной защиты населения администрации области.

Оспариваемые Подвязниковым положения признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности и страховой пенсии по старости с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Как пояснило РАПСИ, адвокат Владислав Лапинский, который представлял интересы Подвязникова в КС РФ, сейчас эта проблема стала очень актуальной, поскольку многим чернобыльцам, привлеченным к ликвидацию последствий аварии на АЭС через военные сборы, исполнилось 55 лет — возраст, когда такие категории могут реализовать право на получение льготной пенсии по старости.

Согласно собственным расчетам истца если бы сумма рассчитывалась из среднего заработка, то прибавка к пенсии должна была бы быть в два раза больше. Но в органах соцзащиты военному пояснили, что он мог бы получать 5 тыс. рублей, если бы подал заявление на получение выплат до вступления новой редакции закона в силу, а не после.

В 2001 году законодатели решили устранить очевидную несправедливость, и ежемесячные выплаты стали получать все чернобыльцы. Но на этот раз компенсации устанавливались не исходя из среднего заработка, а выплачивались в зависимости от группы инвалидности. Деньги пришли и Рузайкину, к пенсии он получил прибавку 2,5 тысячи рублей — установленную фиксированную плату за участие в ликвидационных работах.

Adblock
detector