К Органам Дознания, Имеющим Право На Возбуждение Или Отказ В Возбуждении Уголовного Дела Относит: Милицию; Командиров Воинских Частей, Соединений И Начальников Военных Учреждений
Содержание
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, направляется органом дознания по согласованию с военным прокурором в данное средство массовой информации для обязательного опубликования.
При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, орган дознания обязан рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.
Статья 61. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, военный прокурор отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело в порядке, установленном главой 20 УПК РФ, либо возвращает материалы органу дознания для дополнительной проверки (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).
Статья 59. Уголовное дело не может быть возбуждено при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 УПК РФ, и, в частности:
1) за отсутствием события преступления (п. 1 ч. 1);
2) за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1);
3) за истечением сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1);
4) в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1).
Статья 60. Отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) допускается лишь в отношении конкретного лица.
При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, орган дознания обязан рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.
Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, направляется органом дознания по согласованию с военным прокурором в данное средство массовой информации для обязательного опубликования.
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и военному прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.
Отказ органа дознания или дознавателя в возбуждении уголовного дела может быть обжалован военному прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК РФ (ст. 148 УПК РФ).
Статья 61. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, военный прокурор отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело в порядке, установленном главой 20 УПК РФ, либо возвращает материалы органу дознания для дополнительной проверки (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).
Глава II. ПРОИЗВОДСТВО НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Общие правила производства следственных действий
3. Расследование в форме дознания производят дознаватели ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. В соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК именно эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания. Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают ОВД, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, другие должностные лица, которые на основании ст. 40 УПК РФ имеют полномочия органов дознания (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).
Полномочиями по осуществлению ОРД обладают оперативные подразделения: ОВД РФ; органов ФСБ ; федеральных органов государственной охраны ; таможенных органов РФ; федеральной службы исполнения наказаний ; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органа внешней разведки Министерства обороны РФ, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других названных органов .
Вместе с тем следует сказать, что вопрос о полномочиях органов дознания еще не нашел достаточного разрешения ни в теории, ни в нормативном регулировании. В то время как права и обязанности отдельных органов дознания достаточно четко определены законом, положениями и ведомственными инструкциями, вопрос о полномочиях ряда других органов дознания остается нерешенным либо ввиду сохранения существенных пробелов в правовом регулировании их статуса (так, в нормативных актах о федеральных органах государственной охраны, органе внешней разведки Министерства обороны РФ среди их полномочий вообще не упоминается проведение дознания), либо также потому, что положения уголовно-процессуального закона, регулирующие порядок производства дознания, ipso facto могут относиться к ним лишь частично (начальники зимовок, геолого-разведочных партий).
1. Согласно п. 24 ст. 5 УПК органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которые можно разделить на две группы:
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
ОРГАНЫ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Так, один из народных судей, рассмотрев сообщение судебного ис полнителя о злостном уклонении от уплаты алиментов гр-на П., вынес постановление о возбуждении по этому факту уголовного дела по признакам ст. 158 УК РСФСР 1926 года. Прокурор города, получив дело, передал его следователю «для проверки». Следователь вскоре принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
при рассмотрении гражданского дела (например, подлогом документа, злостным хулиганством, грубым нарушением правил техники безопасности и т.д.). Нельзя признать нормальными случаи, когда суд, усмотрев признаки преступления в действиях одной из сторон, не решает этого вопроса. Так поступил, например, народный суд 2-го участка Фрунзенского района г. Иванова. Признав наличие состава преступления в действиях ответчика С, он ограничился указанием, чтобы истец «обратился с заявлением в прокуратуру о расследовании и привлечении С. к уголовной ответственности за растрату и злоупотребление».
Основы уголовного судопроизводства и принятые в соответствии с ними уголовно-процессуальные кодексы союзных республик отвергли подобные предложения. В то же время они установили принципиальную основу для четкого разграничения компетенции органов милиции и следствия, исходя из интересов более эффективного использования их возможностей. Это явится надежной гарантией, чтобы впредь не было какого-либо смешения полномочий указанных органов.
Отсюда следует вывод, что в подобных случаях суд кассационной или надзорной инстанции не может принять решение о возбуждении уголовного дела, поскольку это связано с установлением новых фактов. Усмотрев при проверке законности и обоснованности приговора какиелибо сведения о преступном факте, не нашедшем отражения в судебном приговоре и не свидетельствующем о необходимости отменить его, этот суд должен сообщить об этом прокурору с тем, чтобы последний решил вопрос о возбуждении по данному факту уголовного дела.
материале, настолько очевидно, что его существование ни у кого не вызывает сомнения. Считая деяние преступным и не имея сам возможности (например, ввиду необходимости срочного выезда) вынести процессуально оформленное решение о возбуждении уголовного дела, прокурор предлагает следователю начать дело по признакам определенной статьи уголовного закона. Следователь, получив такое вполне конкретное указание, не соглашается с мнением прокурора, считает, что данное деяние в силу тех или иных обстоятельств, предусмотренных в законе, не содержит в себе признаков состава преступления. В данном случае речь идет о принципиальном разногласии между прокурором и следователем по конкретному вопросу. Разногласие касается вопроса о степени общественной опасности, преступности деяния, вопроса об основании уголовной ответствен ности. Поэтому надо полагать, что следователь вправе руко водствоваться ст. 30 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР
Статья 55. Дознаватель и орган дознания обязаны принять, зарегистрировать и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения принять по нему решение.
Анонимное заявление о преступлении, не содержащее сведений о фамилии или местонахождении (адреса) заявителя, не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ст. 141 УПК РФ). Такие заявления, при наличии в них сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях, направляются в правоохранительные органы (оперативные службы) по принадлежности для использования в пресечении и раскрытии преступлений.
При производстве проверки сообщения о преступлении необходимо обеспечивать неразглашение ее данных. Несоблюдение этого требования может привести к тому, что лицо, совершившее преступление, уничтожит следы преступления, скроется от предварительного расследования или нанесет иной ущерб раскрытию и расследованию преступления.
Такое предупреждение должно сопровождать и письменное заявление о преступлении. Если письменное заявление получено по почте, то предупреждение об ответственности производится при явке заявителя для получения объяснений, допросе либо производстве иных процессуальных действий с его участием.
При регистрации сообщений о преступлениях на документе (письменном заявлении, протоколе принятия устного заявления о преступлении (Приложение 2 к УПК РФ), протоколе явки с повинной (Приложение 3 к УПК РФ), рапорте об обнаружении признаков преступления (Приложение 1 к УПК РФ) производится запись или проставляется штамп регистрации с указанием даты и времени регистрации, порядкового номера регистрационной записи, фамилии, инициалов должностного лица (дознавателя, др.), получившего сообщение (принявшего заявление, составившего протокол). Правильность регистрационных записей на документе удостоверяется подписью лица, получившего сообщение о преступлении.
Документы, связанные с возбуждением уголовного дела и дознанием в отношении военнослужащих
Начальники гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях данного гарнизона, но совершивших преступления в расположении гарнизона (ст. 20 УГ и КС ВС РФ).
При возникновении вопросов, связанных с производством предварительного расследования, и невозможности их разрешения собственными силами орган дознания — командир воинской части или дознаватель обязан обратиться к надзирающему военному прокурору (следователю военной прокуратуры) для получения практической и методической помощи (ст. 38 Инструкции).
При использовании бланка процессуального документа допускаются изменение наименования должности лица, осуществляющего процессуальное действие либо принимающего процессуальное решение, а также внесение в него дополнительных граф, строк, ссылок на статьи УПК РФ, если этого требует содержание процессуального действия или решения и если это не противоречит требованиям УПК РФ.
Бланки процессуальных документов изготавливаются органами дознания в соответствии с установленными УПК РФ образцами. При отсутствии в воинской части необходимых бланков орган дознания — командир воинской части или дознаватель должен обратиться в военную прокуратуру гарнизона.
Документы уголовного дела следует исполнять четким и разборчивым почерком. Все зачеркивания, исправления и дописки должны быть оговорены в конце протокола и удостоверены подписями лиц, участвовавших в следственном действии. На каждом листе с левой стороны оставляются поля для подшивки (2,5-3 см).
Командиры воинских частей, соединений — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона;
Начальники гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях данного гарнизона, но совершивших преступления в расположении гарнизона (ст. 20 УГ и КС ВС РФ).
Есть у него шансы остатся на службе или его 100% уволят. -Если действительно заведут уголовное дело, то есть шанс быть уволенным по невыполнению условий контракта, но увольнение можно будет обжаловать в военный суд т.к. совершено было до службы преступление.
При использовании бланка процессуального документа допускаются изменение наименования должности лица, осуществляющего процессуальное действие либо принимающего процессуальное решение, а также внесение в него дополнительных граф, строк, ссылок на статьи УПК РФ, если этого требует содержание процессуального действия или решения и если это не противоречит требованиям УПК РФ.
Мирзоев сообщает, что вопреки приказу № и указанному решению аттестационной комиссии он не признан виновным в совершении указанного преступления, поскольку 16 июня 2015 года следователь того же военного следственного отдела вынес постановление о прекращении в отношении заявителя уголовного дела, предусмотренного ч.3 ст. УК Российской Федерации, на основании п.2 ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации – за отсутствием в деянии состава данного преступления.
05 Сен 2022 polikurist 55