Категории Земель В Рф (2022

Земли сельскохозяйственного назначения: виды разрешенного использования в 2022 году

Для категории земель с/х назначения законодательство ограничивает разрешенное использование и, в случае его нарушения, предусматривает наказание в рамках КоАП. Таким образом, если владелец нарушил целевой характер использования, то на него налагается штраф:

Ранее такие участки передавались в постоянное (бессрочное) пользование без согласования, но при оформлении их в собственность такое согласование обязательно. Требование это обусловлено введением дополнительных ограничений природопользования в соответствии с пунктом 1 Постановления №1404 от 23.11.1996.

  1. Понятие и назначение земель дается в Земельном Кодексе РФ ст. 77. Здесь указывается, что это категория угодий предназначена для ведения с/х, обработки, выращивания и хранения продукции. Поэтому допускается возведение соответствующих строений.
  2. Правовое регулирование вопроса оборота земель сельхозназначения осуществляется по нормам Федерального Закона № 101. В нем устанавливаются правоотношения относительно распоряжения, использования земель этой категории, а также устанавливается ряд ограничений относительно их оборота.

Как же получить статус жилого дома на участке под дачное строительство? Так же, как и с ИЖС, придется получать разрешение на строительство. Большинство администраций отказывают в таком разрешении. Отметим, что для земли под огородничество статус жилого дома получить невозможно. Поэтому при покупке участка необходимо внимательно смотреть на вид разрешенного использования.

Участки земли, расположенные в водоохранных зонах, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность без ограничений, что подтверждается земельным законодательством. Однако, в соответствии с требованием Водного кодекса предварительно передача должна быть согласована с органами федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда.

Процессы распределения ресурсов земельного фонда фиксируются путем государственных статистических наблюдений за использованием и состоянием ресурсов в разрезе субъектов РФ. К примеру, в 2009 году существенное количество земельных площадей вовлекались в гражданский оборот. В последние годы активно продолжается процесс изменения административных границ населенных пунктов, на фоне чего правовой статус отдельных земель приводится в соответствие с положениями действующего законодательства. Активное изменения по категориям земли наблюдаются преимущественно в границах населенных пунктов, для которых характерно формирование муниципальных образований.

Понятие целевого назначения земель подразумевает под собой распределение участков по различным категориям с установкой индивидуального правового режима для каждой из них. Это необходимо для продуктивного использования земельных ресурсов, для сохранения благоприятной экологической обстановки как для людей, так и для представителей флоры и фауны.

По состоянию на 01.01.2009 г. площадь земельного фонда РФ составила 1709,8млн. га, из которых 402,3 млн. га, или 23,5% занимают земли сельскохозяйственного назначения.[15] Наибольшая площадь сельскохозяйственных товаропроизводителей представлена землями сельскохозяйственного назначения. Их основу составляют сельскохозяйственные угодья. К ним также относятся площади, занятые лесом, кустарником, болотами, усадьбами и другими угодьями, без которых ведение сельскохозяйственного производства невозможно. По хозяйственному использованию эти земли подразделяют на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья.

Земли водного фонда предназначены для организации водопользования, которое может предполагать забор воды или обходится без непосредственного ее изъятия. Земли водного фонда зачастую предоставляться в пользование для удовлетворения однородных потребностей, нередко – с ограничением природопользования. Правовой режим земель водного фонда продиктован необходимостью защиты природы, сохранения водных объектов и организации удобного доступа к водным ресурсам основным пользователям.

По данным на 1 января 2009 г., значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной и муниципальной собственности – 273,4 млн. га (68%), в собственности граждан – 120,7 млн. га (30%), в собственности юридических лиц – 8,2 млн. га (2%). Из всех земель РФ, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходилось 97% (128,9 млн. га), из них 107,85 млн. га (более 83,6%) составили земельные доли граждан, включая доли в праве общей совместной собственности.[15]

Земельный фонд рф на 2022 год

Россия – одна из самых обеспеченных стран в отношении земельных ресурсов. Вместе с этим огромные размеры земельных площадей, пригодных для осуществления хозяйственной деятельности, сравнительно невелики. Среди основных проблем отечественных земельных ресурсов эксперты называют ухудшение уровня плодородия почв, состояния сельскохозяйственных земель.

«Есть ли у вас план?» – спрашивал сам себя герой известного мультфильма «80 дней вокруг света». У Минэкономразвития России и (как сказано в оригинале документа) «заинтересованных федеральных органов исполнительной власти» план появился. Согласно ему, до января 2022 года в Земельный Кодекс РФ должны быть внесены необходимые поправки.

  1. земля может быть использована только в рамках ее целевого назначения;
  2. предпринимать действия по недопущению воздействия на землю, которое может стать причиной потери плодородия;
  3. поддерживать мелиорированные земли в оптимальном состоянии.

Также, Земельный кодекс России обеспечивает регулирование в отношении по использованию и охрана земельных участков в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей земле, как собственной территории.
Земельный акт применяется по отношению пользования и защиты земельных недр, водных источников, лесных территорий, животного мира, охране окружающей среды и объектов культурного наследия Российской Федерации.

В связи с этим – изменением деления на земельные участки, дано указание (пункт 6 плана) подробно разработать механизм порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности. Эта правовая норма существует в российском законодательстве, но, по мнению правительственных чиновников, не достаточно эффективно используется. А значит, изменения коснутся не только Земельного, но Гражданского кодекса.

Категории земель

Чтoбы эффeктивнo иcпoльзoвaть тeppитopии, кoнтpoлиpoвaть cocтoяниe и coxpaнять биocиcтeмы, вecь зeмeльный фoнд PФ пoдeлeн нa кaтeгopии и виды paзpeшeннoгo иcпoльзoвaния. O тoм, чтo тaкoe кaтeгopии и виды зeмeль , кaкиe бывaют виды нaзнaчeния зeмeльныx yчacткoв , пopядoк пepexoдa тeppитopий из oднoй кaтeгopии в дpyгyю и кaкoe нaкaзaниe пpeдycмoтpeнo зa иcпoльзoвaниe yчacтoк нe пo нaзнaчeнию paccкaжeм в cтaтьe.

🌾 Ceльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния. Teppитopии зa пpeдeлaми нaceлeнныx пyнктoв, кoтopыe иcпoльзyютcя для пpoизвoдcтвa ceльcкoxoзяйcтвeннoй пpoдyкции: выpaщивaния, xpaнeния c/x и кopмoвыx кyльтyp, coдepжaния и выпaca c/г живoтныx и птицы. К ним oтнocят вcпoмoгaтeльныe oбъeкты: дopoги и кoммyникaции в paмкax oднoгo xoзяйcтвa, вoдoeмы, кoтopыe иcпoльзyют для пoливa, элeвaтopы, coopyжeния для пepвичнoй пepepaбoтки c/x пpoдyкции, зaщитныe нacaждeния вoкpyг пoлeй.

Чтoбы пpивecти пpимep тaкoй pacшиpeннoй клaccификaции, paccмoтpим xapaктepиcтики yчacткa в caдoвoм нeкoммepчecкoм тoвapищecтвe. Кaтeгopия/цeлeвoe нaзнaчeниe зeмли CНT — для вeдeния ceльcкoгo xoзяйcтвa, вид paзpeшeннoгo иcпoльзoвaнии — для вeдeния caдoвoдcтвa и oгopoдничecтвa;

Нaпpимep, ecли нa yчacткe pacтeт лec, eгo oтнocят к зeмлям лecнoгo фoндa. Cooтвeтcтвeннo, в cилy пpиpoдныx xapaктepиcтик мecтнocти, иcпoльзoвaть этy тeppитopию для cтpoитeльcтвa зaвoдa или фaбpики нepaциoнaльнo. Пoд пpoмышлeнныe oбъeкты, oбычнo, выдeляют бeзжизнeнныe тeppитopии: пycтoши, кaмeниcтыe paвнины. Блaгoдapя этoмy, биocфepe нaнocитcя минимaльный вpeд. Пo этoй жe cиcтeмe oцeнки, пoд ceльcкoe xoзяйcтвo oтвoдят зeмли c плoдopoднoй пoчвoй, a oxpaнe пoдлeжaт тeppитopии c yникaльным, иcчeзaющим лaндшaфтoм и пpиpoдным миpoм.

🐯 Ocoбo oxpaняeмыe пpиpoдныe тeppитopии. 3aпoвeдники, нaциoнaльныe пapки, зaкaзники. Нaxoдятcя в coбcтвeннocти Poccийcкoй Фeдepaции и peгиoнaльнoгo мyниципaлитeтa. Oтличaютcя ocoбыми пpиpoдными, эcтeтичecкими, иcтopикo-кyльтypными и нayчными xapaктepиcтикaми. Нa тeppитopии пpиpoдooxpaнныx oбъeктoв зaпpeщeны вce виды пpoизвoдcтвa. Cтpoитeльcтвo жилыx здaний дoпycкaeтcя c paзpeшeния кoнтpoлиpyющиx opгaнoв.

🌳 Лecнoгo фoндa . Учacтки, кoтopыe пoкpыты лecнoй pacтитeльнocтью, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Иcпoльзyютcя для вeдeтcя лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии.

Таким образом, основные требования к образованию земельных участков закреплены в Земельном кодексе РФ, основные требования к установлению тех или иных ВРИ на территории содержатся в ПЗЗ вашего региона. К примеру, характеристики земельных участков под ЛПХ закрепляются в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и в вашем региональном законе об обороте сельхоз земель.

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.
  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.
  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.
Читайте также:  Когда Отменят Бесплатный Проезд Для Пенсионеров В Электричках

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.

Категории и виды разрешенного использования земли

Строения на землях ИЖС обслуживаются точно также, как и постройки городских поселений. Собственник вправе беспрепятственно здесь прописаться. Хоть и ограничений на габариты построек не предусмотрено, проект строительства необходимо будет согласовать с муниципалитетом. Минус участков ИЖС в повышенной налоговой ставке относительно земель ДНП.

Классификатором невозможно предусмотреть все. Поэтому существуют условно разрешенные виды использования земельных участков. Это дает возможность расширить законные способы использования земли при необходимости. Перечень условно разрешенных видов устанавливается на местном уровне.

Основная юридическая характеристика участков – деление на категории и виды разрешенного использования земли. Необходимо учитывать особенности территорий и применять их целесообразно. Деление на категории земель и виды разрешенного использования позволяет государству контролировать базовые ресурсы страны и минимизировать потери полезных свойств земельных участков.

Разрешенное использование земельного участка – это уточняющая характеристика, показывающая назначение территории. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенному виду разрешенного использования.

  1. Личное хозяйство. Устанавливается с правом на строительство или без него.
  2. Дачное строительство. Здесь допускается постройка загородного жилого дома. В отличие от застройки на землях поселений проект строительства согласовывать не нужно.
  3. Садоводство, животноводство, растениеводство и т.д.

Это неспроста: ведь то, что можно делать на участке, напрямую определяет его экономическую ценность. Предсказуемость использования земельного участка в соответствии с намеченным инвестиционным планом является краеугольным камнем рыночной экономики. Как можно говорить о развитии предпринимательства и производства, когда может оказаться, что на участке, который был куплен для строительства завода, нельзя строить промышленный объект?

Такого пёстрого порядка управления землями, как это есть в России, вероятно, в мире больше нигде нет. Минэкономразвития проанализировало зарубежный опыт и пришло к выводу, что он строится на более-менее единообразном порядке видов деятельности, которая возможна на земельном участке. Деление земель по категориям не осуществляется, зато повсеместно распространено управление землями через территориальное зонирование и утверждение детальных планов территории.

Разнобой с законами случился не вчера. Главный кол в старую систему управления землями вбил Градостроительный кодекс, который ещё в 2005 году объявил о необходимости зонирования всей территории. Но его нормы были таковы, что несмотря на составленную карту зон, они не имели правового значения в отношении большей части страны: лесных земель, сельскохозяйственных, природоохранных и т. п. Однако он ввёл иной способ определения использования земель: возможность установления набора видов разрешённого использования для всех земельных участков, включённых в определённую территориальную зону. В чём ключевая разница такой системы от деления земель по категориям?

Категории земельных участков по целевому назначению отменят, вместо этого введут территориальные зоны. Очередная земельная реформа обойдётся государству в 21 млрд рублей. Такая сумма запланированна в госпрограмме развития АПК. Изменения должны вступить в силу с 2025 года.

Во-вторых, зонирование более беспристрастно: зона, как правило, не устанавливается для одного земельного участка. Это не позволяет выделить «любимчиков» власти. Зоны должны быть основаны на документах территориального планирования, которые обосновывают ту или иную деятельность расчётными данными.

  • промышленности;
  • энергетики;
  • земли транспорта;
  • связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • земли для обеспечения космической деятельности;
  • обороны и безопасности;
  • земли иного специального назначения.
  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.
Читайте также:  Когда Придёт Стипендия З

Основную группу земель используют для участка, который полностью соответствует территориальной зоне надела и его локации. Если владелец имеет на руках документ, подтверждающий собственность надела, то ему не требуется дополнительное разрешение от органов власти на использование, если работы будут проводиться в рамках законодательства.

Для данной категории земель предусмотрен перечень разрешенного использования, который утвержден градостроительным регламентом каждого региона России. Собственнику при выборе нужно будет получить разрешение по типу выбранной деятельности в органах контроля.

  • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
  • Земли водного фонда — это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.

Подробный обзор категорий земель и видов разрешенного использования

  1. Земли населенных пунктов (поселений);
  2. Земли сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. Земли специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли государственного запаса.
  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Для того, чтобы установить дополнительную норму, необходимо пройти специальную процедуру согласований и публичных слушаний в Комиссии по землепользованию и застройки. Такое расширение ВРИ возможно только в случае, если оно предусмотрено местными градостроительными нормами.

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.
  • Не использование земель с/х назначения запрещено. Это требование распространяется на любые участки, находящиеся во владении физических и юридических лиц. Не использовать землю может только государство, которое владеет землями ГосЗемЗапаса и участками резерва;
  • Иностранные граждане в обороте сельскохозяйственной земли участвовать не могут. Однако они могут брать землю в аренду и использовать её по назначению, выполняя все обязанности по поддержанию участков в надлежащем состоянии;
  • Произвольный перевод с/х земель в другую категорию или разрешенное использование запрещен и наказуем;
  • Существуют ограничения по срокам и содержанию аренды. Законом определяются максимальные и минимальные сроки, а также режим использования участков;
  • При территориальном зонировании определяются особо ценные земельные участки, изъятые из оборота. Они находятся в списках территорий, запрещенных к приватизации. Изымают из оборота и нарушенные земли, которые переводятся в залежь до момента восстановления плодородия и иных значимых свойств.

В эту категорию входят земли, используемые для нужд различных отраслей промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций, а также иного специального назначения. Важной особенностью этой категории земель становится то, что многие участки, имеющие данное целевое назначение, окружены охранными, санитарными и иными зонами с особыми условиями использования. Эти условия ограничивают права всех землепользователей вне зависимости от формы собственности.

Пункт 2 указанной статьи ЗК РФ «Состав земель в РФ» закрепляет, что все земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральними законами.

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли для нужд:
    • промышленности;
    • транспорта;
    • энергетики;
    • связи и телевидения;
    • обороны и космической деятельности;
    • а также иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых объектов и территорий;
  • земли водного фонда;
  • земли лесного фонда;
  • земли запаса.

Территориальные зоны, расположенные вне черты городов, но при этом составляющие с этим городом единую природную, социальную и хозяйственную инфраструктуру и не находящиеся в составе земель других населенных пунктов, считаются пригородными. В составе пригородных земель различают;

В соответствии с ЗК РФ участки и расположенные на них объекты при несоответствии их параметров предельным значениям, прописанным в регламенте, или при несоответствии их профиля перечню разрешенных типов использования могут быть запрещены к использованию органами местного самоуправления.

Сегодня можно подавать запрос на добавление нового ВРИ для присвоения статуса — условно-разрешенный всем владельцам своих и близлежащих участков. Также представителям администрации отдельного населенного пункта. Условно-разрешенный ВРИ в случае одобрения комиссией может использоваться как основной либо совместный с ним, т. е. под постройку дома и магазина или только дома либо магазина. К вспомогательным ВРИ относятся хоз. постройки, если возводится жилой дом на участке ИЖС. Брать разрешение на строительство таких видов объектов необязательно. Ведь вспомогательный ВРИ может использоваться только совместно с основными видами. Главное, всем желающим взять землю в аренду для возведения застроек либо землепользования — согласовать все действия с местными властями согласно правилам и градостроительному регламенту.

Категория — зонирование или разделение территорий с перечнем стандартных свойств, закрепленных на законодательном уровне для правового режима их применения. Выделяют 7 категорий (государственные, запас, охраняемые природные объекты, сельхозназначения, спецназначения, водный и лесной фонд, населенные пункты). У каждой из них имеется собственный код, РВИ (разрешенные виды использования), свое предназначение.

При целевом использовании территорий возможно полноценное строительство либо с определенными ограничениями. Есть земли, на которых строительство запрещено, иначе постройки могут быть признаны незаконными и на самострой нельзя будет оформить право собственности.

Городские и сельские поселения отличаются между собой размерами и поделены на территориальные зоны (жилые, инженерные, военные, сельскохозяйственные, производственные, рекреационные). У каждой имеется собственный градостроительный регламент и прямое предназначение с включением разрешенных видов использования участков внутри зоны.

Все земельные участки в России поделены на соответствующие категории. Государство четко следит за каждым ценным природным ресурсом. Если участок выдается собственнику, то обязательно должен использоваться по назначению. Иначе последуют штрафы вплоть до изъятия участка в пользу государства.

3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий. (В редакции Федерального закона от 27.06.2022 № 164-ФЗ)

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. (Абзац введен — Федеральный закон от 22.07.2010 № 167-ФЗ)

Читайте также:  Льготники Получат Земельные Участки В Башкирии

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. В случае, если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заключение судебной экспертизы от 17.06.2016 N 2902/1-3, проведенной федеральным бюджетным учреждением «Саратовская лаборатория судебной экспертизы Минюста России», суд установил, что общество предпринимало надлежащие меры к легализации спорных самовольных построек, отказы администрации в продлении срока действия разрешения на строительство, внесении в него изменений, а также выдаче нового разрешения на строительство являются неправомерными, и, руководствуясь положениями статей 7, 40, 41, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 263, пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 35 — 40, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 25, 26 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», признал, что, спорные объекты соответствуют требованиям части 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, и удовлетворил встречный иск общества.

Окружной суд, руководствуясь статьями 287 и 288 АПК РФ, статьями 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дом аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, пунктом 1.2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП «Об утверждении перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве», отменил судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и направил дело на новое рассмотрение, сделав вывод о том, что суды, посчитав незаконным предписание Управления Росреестра о нарушении Обществом земельного законодательства, не правильно применили нормы материального и процессуального права, не исследовали все представленные в дело доказательства и обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, касающиеся использования спорного земельного участка по целевому назначению.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд округа, руководствуясь статьями 387, 389, 394 Налогового кодекса, статьями 7, 33, 77, 78, 81, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ «О племенном животноводстве», принимая во внимание Положения о земельном налоге, утвержденные решением Череповецкой городской Думы от 26.10.2010 N 177, исходил из того, что спорный земельный участок предоставлен обществу в собственность из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «эксплуатация комплекса зданий» для целей эксплуатации ипподрома и конюшни, и для сельскохозяйственной деятельности (животноводство) не использовался.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1. Земли сельскохозяйственного назначения:
— сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями);
— земли, занятые внутрихозяйственными дорогами;
— земли, занятые коммуникациями;

— земли, занятые лесными насаждениями;
— земли, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений;
— земли, занятые водными объектами;
— земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции;
2. Земли населенных пунктов:
— жилые земли;
— общественно-деловые земли;
— производственные земли;
— земли инженерных и транспортных инфраструктур;
— рекреационные земли;
— земли сельскохозяйственного использования;
— земли специального назначения;
— земли военных объектов;
— иные территориальные зоны;
3. Земли промышленности и иного специального назначения:
— земли энергетики;
— земли транспорта;
— земли связи;
— земли радиовещания;
— земли телевидения;
— земли информатики;
— земли для обеспечения космической деятельности;
— земли обороны;
— земли безопасности;
4. Земли особо охраняемых территорий и объектов:
— земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
— земли природоохранного назначения;
— земли рекреационного назначения;
— земли историко-культурного назначения;
— иные земли;
5. Земли лесного фонда:
— земли, покрытые лесной растительностью;
— земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие);
— земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства;
— нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие);
6. Земли водного фонда:
— земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
— земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах;
7. Земли запаса.
Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Земельным кодексом РФ в качестве одного из принципов земельного законодательства установлено деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности.

Категория земель указывается: в актах о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; документах государственного земельного кадастра; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др. Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Деление земель на категории имеет важное значение. Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет целевое назначение и соответствующий режим использования земель каждой конкретной категории. Режим использования земель также определяется в зависимости от разрешенного использования, как собственно определенных категорий земель, так и земель внутри земель одной категории с учетом зонирования территорий. В целом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории земель, их целевого назначения и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.

Adblock
detector