Кто Должен Платить За Отопление Лестничных Клеток

Рассматривая дело, КС РФ пришел к следующим выводам. В частности, Суд указал на необходимость законодательного урегулирования механизма расчета платы, который будет учитывать не только потребление тепловой энергии на общедомовые нужды, поступившей по централизованной системе теплоснабжения, но и вырабатываемой индивидуальными источниками. Действующий порядок расчета платы за отопление никак не учитывает данное обстоятельство.

Жители с указанными начислениями не согласны, поскольку места общего пользования не оборудованы радиаторами, трубопроводами системы отопления, а инженерные сети в подвальных помещениях не обладают признаками теплопотребляющих устройств. Указанный факт подтвержден заключением судебной строительно-технической экспертизы.

Суды всех инстанций отказали в удовлетворении требований по аннулированию вмененных жителям дома начислений, указывая, что законом не предусмотрено освобождение собственников помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды.

В Постановлении № 16-П отмечается, что собственники жилых и нежилых помещений, вне зависимости от используемого ими источника теплоснабжения (индивидуального или централизованного) фактически участвуют в опосредованном отоплении помещений общего пользования, при условии соблюдения ими норматива поддержания температурного режима в принадлежащих им помещениях, а значит, несут расходы на отопление всего дома.

КС разъяснил, как платить за отопление подъездов в жилых домах

Женщина проживает в городе Михайловск в многоквартирном доме, подключенном к централизованному теплоснабжению. При этом большая часть помещений в доме обогревается автономно – газовыми котлами. С 2018 года собственники квартир стали получать квитанции на оплату отопления мест общего пользования, хотя фактически эта услуга не оказывается. Это подтвердила и строительно-техническая экспертиза: в помещениях нет радиаторов и даже стояков отопления. Но суды сочли, что такие «автономные» собственники не могут быть освобождены от оплаты коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В КС считают, что правительство должно создать такой механизм расчета оплаты услуг ЖКХ для «автономных» собственников и тех, кто пользуется централизованным отоплением, чтобы учитывалось фактическое участие каждого из них в опосредованном отоплении помещений общего пользования. Сейчас же владельцы газовых котлов, в том числе и заявительница, вынуждены нести дополнительные расходы, оплачивая отопление.

При рассмотрении дела КС напомнил, что уже указывал на обязанность разграничения платы за отопление отдельных помещений и на общедомовые нужды, вновь отметил, что общедомовое тепло необходимо оплачивать даже собственникам и пользователям помещений с индивидуальными источниками тепловой энергии.

Но если подавляющее большинство помещений в доме переведено на автономное отопление, то места общего пользования будут обогреваться преимущественно за счет теплоотдачи от индивидуально отапливаемых помещений. Их жильцы, изначально вложившись в автономную систему отопления и регулярно выделяя средства на ее обслуживание, тем самым несут расходы и на отопление дома как единой постройки. Действующий порядок расчета платы за отопление никак не учитывает данное обстоятельство.

Конституционный суд обязал правительство внести изменения в действующие правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах во взаимосвязи с одной из формул в приложении к правилам, так как они не соответствуют Основному закону. Такое постановление КС принял после изучения жалобы жительницы Ставропольского края Валентины Шестериковой, сообщили в пресс-службе суда.

Кому платить ОДН за тепло в подъезде РСО или УК? Обязаны ли они использовать показания ОДПУ при расчете потребления этого ресурса

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади, принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

Действующая редакция Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» не содержит в себе права обслуживающей организации брать за отопление мест общего пользования и общего домового имущества. Так что это повод для жалобы в жилищную инспекцию и районную прокуратуру. Если у них претензии, то пусть подают иск в суд (ст.131-132 ГПК РФ).

1. Федеральный законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»установлена возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

Правительство дало управляющим компаниям возможность решать подобные вопросы по справедливости — распределяя перерасход по воде между жильцами дома в равной пропорции. Для этого и была законодательно закреплена такая юридическая категория, как «общедомовые нужды».

Согласно изменениям в Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ОДН за теплоснажбение в местах общего пользования не берется. Что-то они путают. Вы за содержание мест общего пользования дома и отопление платите в составе коммунальных платежей (ст.153, 155, 158 Жилищного кодекса РФ). Отдельно плату за это не должны взимать. Если у них другое мнение, подавайте жалобу в жилищную инспекцию и прокуратуру в соответствии со ст.10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»:

Индивидуальное отопление в квартире: как теперь платить

В итоге те собственники, что топили квартиру своим котлом, должны были выплачивать и суммы, которые бы им начисляли за центральное отопление. При этом услугу они фактически не получали. Кто-то пытался не платить, но долги копились, и их потом взыскивали. Люди ходили по судам, чтобы доказать: «Мы не должны платить за то, чем не пользуемся». Но управляющие компании, поставщики и суды разводили руками: «Такие правила установило правительство, пока они действуют, мы ничего не можем сделать». Разделить отопление нельзя, отдельной формулы нет.

В феврале правительство тихо изменило правила начисления платы за отопление. Изменения касаются тех, у кого в квартире индивидуальный котел. Раньше таким жильцам приходилось платить за услуги, которыми они не пользовались, но два упорных собственника дошли до Конституционного суда и добились справедливости. Завышенных платежей больше не будет.

Но еще есть довольно много квартир, где проведено индивидуальное отопление. То есть собственники отключились от центральной системы и установили свою. В их квартиры не поступает тепло из общей котельной. Например, они отапливают квартиру газом и платят за газ, а не за горячую воду в батареях. Кто-то из собственников сразу купил такую квартиру, кто-то сам установил котел, а кто-то перевел нежилое помещение в жилое. У таких жильцов были проблемы с оплатой.

Если в вашей квартире индивидуальное отопление, которое было раньше или появилось недавно, или вы только думаете о таком переходе, то эти изменения — для вас: они касаются организационных вопросов и денег. Помогите разобраться близким, у которых в квартире свой котел: они могут платить меньше, чем раньше.

  1. Теперь за центральное отопление квартиры можно не платить, если есть индивидуальное.
  2. Платить за общедомовые нужды все равно придется.
  3. При наличии отдельного котла в квитанциях должна быть сумма только за общедомовые нужды, а за отопление квартиры — нет.
  4. Это работает только для котлов, которые установлены по проекту и с разрешениями.
  5. Если котел установили без согласования, придется платить за центральное отопление квартиры, даже если его не используют.
  6. Решения судов о взыскании платы по старой формуле исполнять не нужно.
Читайте также:  Лукойл Западная Сибирь Льготный Отпуск

В то же время КС признал абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 не соответствующим Конституции в той мере, в какой положения обязывают жильцов помещений, расположенных в МКД, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения, оборудован общедомовым прибором учета и в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и переведенных на индивидуальное отопление, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

Отсутствие такого механизма расчета платы свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, вступающего в противоречие с конституционными гарантиями права частной собственности, права на жилище, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, посчитал КС.

КС отметил: поскольку схема теплоснабжения МКД и разводка внутридомовой системы отопления, как правило, предполагают прохождение через общие конструкции дома элементов внутридомовой системы отопления, от которых возможна передача тепла в том числе в граничащие с этими конструкциями помещения, то тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется помещениями, которые отапливаются централизованно, но и фактически используется на общедомовые нужды. При этом объем тепловой энергии, потребленной на содержание общего имущества МКД, в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, может быть определен исключительно расчетным способом. С этой точки зрения возложение обязанности по оплате коммунальной услуги вне зависимости от способа отопления согласуется с конституционным принципом равенства, заключил Суд.

Суд отметил, что переход на индивидуальные приборы учета, как правило, является вынужденной мерой, позволяющей обеспечить в жилом помещении соответствующий нормативным требованиям температурный режим и тем самым – надлежащую реализацию указанными лицами конституционного права на жилище. Исходя из этого реализация права на жилище, достойный уровень жизни перешедших на автономное отопление жильцов в МКД фактически обеспечиваются за счет их личных имущественных вложений и регулярных трат на поддержание надлежащего технического состояния производящего тепловую энергию индивидуального отопительного оборудования, а также на приобретение необходимого энергетического ресурса.

В то же время Суд заметил, что хотя абз. 3 п. 42.1 Правил и находящаяся с ним во взаимосвязи формула 3 приложения № 2 к Правилам и не были непосредственно упомянуты в судебных постановлениях, тем не менее они – наряду с иными правовыми нормами – фактически были положены в основу вывода судов об обязанности собственников вносить плату за коммунальную услугу исходя из показаний общедомового прибора учета. С учетом этого оснований полагать, что оспариваемые положения абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не применялись в деле Шестериковой, нет, решил КС.

Отопление подъезда входит в стоимость, которая распределяется между всеми жильцами (собственниками) дома. Основание — ст. 36 Жилищного кодекса РФ. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 г. №123-ФЗ)
2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
3. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
4. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
5. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке.
6. В случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным настоящей частью имуществом в соответствии с гражданским законодательством.(часть шестая введена Федеральным законом от 18.12.2006 г. №232-ФЗ)

а также правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

С 01.01.2019 (даты вступления указанного Постановления Правительства РФ в силу) расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которая рассчитывается как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения (согласно сведениям, указанным в паспорте МКД): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны, не принадлежащих отдельным собственникам.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1708 от 28 декабря 2018 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме»(принятом в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 20.12.2018 № 46-П), был изменен порядок расчета платы за отопление.

Читайте также:  Исполнительное Производство На Квартиру

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны производить оплату тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в жилое помещение, но и в общие помещения многоквартирного дома. Переход отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованного отопления на индивидуальное, не означает прекращение потребления тепловой энергии на обогрев помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме.

Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).

Исходя из буквального толкования норм закона, следует, что отсутствие радиаторов (отопительных приборов) в местах общего пользования в многоквартирном доме не является основанием для освобождения собственников помещений от платы за тепловую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

Правительство дало управляющим компаниям возможность решать подобные вопросы по справедливости — распределяя перерасход по воде между жильцами дома в равной пропорции. Для этого и была законодательно закреплена такая юридическая категория, как «общедомовые нужды».

Действующая редакция Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» не содержит в себе права обслуживающей организации брать за отопление мест общего пользования и общего домового имущества. Так что это повод для жалобы в жилищную инспекцию и районную прокуратуру. Если у них претензии, то пусть подают иск в суд (ст.131-132 ГПК РФ).

Согласно изменениям в Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ОДН за теплоснажбение в местах общего пользования не берется. Что-то они путают. Вы за содержание мест общего пользования дома и отопление платите в составе коммунальных платежей (ст.153, 155, 158 Жилищного кодекса РФ). Отдельно плату за это не должны взимать. Если у них другое мнение, подавайте жалобу в жилищную инспекцию и прокуратуру в соответствии со ст.10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»:

До появления индивидуальных счётчиков потребления той или иной коммунальной услуги строка «общедомовые нужды» была жизненно необходима: жильцы платили за водоснабжение по нормативам, хотя фактически могли использовать гораздо больший объём воды, чем предусмотрено соответствующими стандартами. В итоге коммунальщикам приходилось покрывать возникающую разницу самостоятельно либо посредством включения в квитанции дополнительных пунктов.

1. Федеральный законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»установлена возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

Обычно при покупке квартиры на вторичке продавец предоставляет справку из управляющей компании о том, что все начисления уплачены. Однако даже если это не сделано или внезапно «всплыли» некие долги, новый собственник не обязан их закрывать. Обязанность по оплате коммуналки возникает с момента приобретения прав на жильё, так что, если управляющая компания требует погасить старые начисления, можно не просто не заплатить, но и пойти в суд, требуя компенсировать моральный вред. Такой вывод следует из результатов рассмотрения дела № А06-6532/2021 в Арбитражном суде Астраханской области.

Во многих современных домах есть индивидуальные теплопункты — ИТП. При этом счётчики на приборы отопления застройщик устанавливает не всегда, однако жильцы могут делать это самостоятельно. Если человек в доме с ИТП обзавёлся счётчиком и опломбировал его в управляющей компании, как полагается, то ему обязаны делать начисления за тепло согласно его расходам, а не по нормативу. Да, приборы учёта есть не во всех помещениях в доме, но это не его проблемы.

Казалось бы, куда денешься от оплаты коммуналки? Да, дорого, и тарифы всё время растут, но хочешь пользоваться благами цивилизации и принимать горячий душ не при свечах — плати. Однако в ряде случаев требования коммунальщиков или управляющей компании незаконны, а потому платить по ним никто не обязан. Расскажем о новых таких случаях, которые появились в судебной практике в 2021 году.

Мы уже писали о том, что через 3 года долги за коммуналку «сгорают» и их нельзя требовать, поскольку таков срок давности. Однако если управляющая компания решила считать срок давности не с месяца начисления, а с момента последней оплаты за этот месяц, то этот подход неверный. Например, у человека долги за 2018 год. В январе 2019 года он погасил часть долга за январь 2018 года, и радостная управляющая компания полагает, что теперь срок давности на долги за весь 2018 год истечёт только в январе 2022 года — если, конечно, жилец не решит внести ещё часть оплаты, тем самым снова продлив сроки. Поэтому она идёт в суд и требует долги, в том числе старше 3 лет.

Содержание жилья в многоквартирном доме: как рассчитываются тарифы и что можно оспорить

Устранение аварийных ситуаций и поломок. Повреждение коммуникаций, поломки технических устройств и оборудования общего пользования — это тоже обязанность УК. Вы оплачиваете вызов соответствующих аварийных служб или работу УК по своевременному устранению аварии и ее последствий.

Уборка мест общего пользования. Содержание жилого помещения — это еще и поддержание порядка в местах общего пользования, что является обязанностью УК. Вы платите за санитарную обработку помещений согласно нормативам. К примеру, работники УК должны каждую неделю подметать лестничные клетки.

Читайте также:  Скидка Пенсионерам На Проезд В Автобусе Междугородний

Технический надзор за состоянием имущества. Контроль допуска к электрощитам, к приборам учета общего пользования и другому оборудованию дома является ответственностью УК. Вы платите за то, что работники управляющей компании или ТСЖ следят за техническим состоянием устройств МКД, допускают к ним проверяющих.

Содержание штата УК или ТСЖ. Тариф на содержание жилья также включает оплату работы специалистов управляющей компании или ТСЖ. То есть вы платите зарплату руководству и работникам, которые обслуживают ваш многоквартирный дом. Размер заработной платы сотрудников может устанавливать УК.

Если вы не предъявите свои возражения в срок или не вернете долг УК, то судебное постановление вступит в силу. Управляющая компания может предъявить его, например, в банк, где у вас есть счет. Банк на основании постановления спишет указанную в нем сумму задолженности и пени.

Суд не принял и эти доводы ответчика, поскольку:

  1. Потребитель зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и не представил доказательств утраты этого статуса.
  2. Ответчик не представил доказательств, что нежилое помещение используется в личных и/или бытовых целях, следовательно, расчёт платы за отопление не может производиться по тарифам для населения.
  3. Как следует из п. 86 ПП РФ № 354, перерасчёт размера платы за отопление при временном отсутствии потребителя в жилом помещении не производится.
  4. Неиспользование помещений в многоквартирном доме не является основанием для освобождения от обязанности оплатить коммунальную услугу по теплоснабжению (п. 37 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22).

Однако в том же постановлении № 46-П указано, что это касается только тех собственников, в помещениях которых переустройство системы теплоснабжения произведено с получением всех разрешительных документов. При этом за потреблённый на содержание общего имущества ресурс платят все собственники помещений в доме.

В соответствии с пп. «в» п. 35 ПП РФ № 354, потребитель не имеет права самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, регулировать внутриквартирное оборудование системы теплоснабжения. Эти действия могут привести к снижению температуры воздуха во всех помещениях дома и увеличению объёма потребления коммунального ресурса.

Апелляционный суд, рассматривая жалобу, отметил, что дом, в котором расположены нежилые помещения ответчика, имеет единую общедомовую систему отопления. Собственник помещения не предоставил доказательств, что его помещения конструктивно расположены отдельно от многоквартирного жилого дома и не имеют общих инженерных систем с внутридомовыми или имеют отдельный изолированный тепловой ввод.

При отключении в помещениях радиаторов отопления, размещение которых предусмотрено технической документацией, потребитель может быть освобождён от оплаты услуг по теплоснабжению только при одном условии: если предоставит доказательства, что это сделано с соблюдением процедур согласования с органами МСУ. Согласование управляющей организации или акты других специалистов значения не имеют.

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

а – общий вывод) НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ Конституции РФ в той мере, в какой предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями всех помещений в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованном ОДПУ тепловой энергии, в том числе собственниками и пользователями жилых помещений, переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, исходя из приходящейся на конкретное помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание ОИ МКД, на основании показаний ОДПУ тепловой энергии, обеспечивая равное распределение между всеми собственниками и пользователями помещений в МКД расходов, связанных с потреблением тепловой энергии, поступающей по централизованным сетям теплоснабжения, на общедомовые нужды;

Напомним, что обозначенная формула предназначена для расчёта в соответствии с пунктами 42(1) и 43 Правил № 354 размера платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении в МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии.

Вспоминая своё же Постановление от 20 декабря 2018 № 46-П, КС РФ отметил, что подавляющее большинство МКД подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав ОИ МКД.

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

Объем теплоэнергии, потребленной в помещении, равен нулю, если:
— технической документацией на МКД не предусмотрено наличие в помещениях отопительных приборов;
— документация о переустройстве помещения предусматривает установку индивидуального источника отопления.

Напомним, что в Правилах нет прямого указания на то, что в случае отсутствия в помещении отопительных приборов или наличия индивидуальных источников тепла, плата выставляется только за отопление общедомового имущества. Вывод о том, что плата выставляется только за отопление на общедомовые нужды, можно сделать из формул расчета, приведенных в вышеуказанных пунктах Правил.

Об отоплении нежилых помещений в многоквартирном доме

С другой стороны, эта урегулированность иногда приводит к несколько несправедливой ситуации, поскольку если часть помещений в МКД имеет одни характеристики, а часть другие, мы потенциально закладываем риск того, что одна норма для всех будет кого-то дискриминировать.

2. Презумпция эта опровергаемая, в том числе отсылая к старому определению ВС РФ, собственник помещения без приборов отопления должен доказать полную теплоизоляцию сетей отопления в том числе и стояков. Также если приборы отопления собственник снял, он должен к тому же несмотря на теплоизоляцию доказать, что сделал он это законно. В правилах 354 законодатель делает ремарку на этот счет, что до появления запрета на индивидуальное отопление помещений в МКД снятие приборов отопление законно.

«Изменениями, внесенными с 01.01.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 в Правила № 354, предусмотрено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (пункт 6 Правил № 354). Вместе с тем организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, сохранила право требовать с собственников нежилых помещений стоимость коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды (пункт 40 Правил № 354).

3. Далее верховный суд указывает, что если при выявлении указанных обстоятельств помещение действительно индивидуально тепловую энергию от стояков и транзитных сетей не потребляет, то как минимум общедомовое потребление, приходящееся на него, надо рассчитать.

В связи с этим товарищество, выбранное собственниками для управления МКД в декабре 2014 года и заключившее в феврале 2015 года договор теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией для предоставления коммунальной услуги теплоснабжения собственникам жилых и нежилых помещений, вопреки выводам судов апелляционной инстанции и округа вправе требовать оплаты стоимости услуги отопления до 01.01.2017 в полном объеме, а после 01.01.2017 – как минимум в объеме, приходящемся на общедомовые нужды.»

Adblock
detector